8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Легковой автомобиль Лада-2101 (ВАЗ-2101)

Ваз 2101

Характеристики

Габариты и масса:

История создания Ваз 2101

Ваз 2101 первый автомобиль волжского автозавода и родоначальник всех классических моделей жигулей.

Сотрудничество с Fiat

15 августа 1966 года между СССР и компанией Fiat был заключен договор по которому итальянцы должны спроектировать завод по производству автомобилей, полностью его оснастить и наладить выпуск трёх моделей легковых автомобилей — «Норма» в кузове седан и универсал — Ваз-2101 и 2102, а так же «Люкс» — Ваз-2103.

Модель 2101 является усовершенствованной копией FIAT 124 который выпускался в Италии с 1966 года.

Специалисты НАМИ отдавали предпочтение другой перспективной модели — Fiat 128 с передним приводом, однако Итальянцы смогли убедить советских специалистов в неперспективности переднего привода.

Чтобы адаптировать автомобиль к условиям СССР, советские инженеры тестировали FIAT 124 на территории Дмитровского полигона и отправляли замечания в Италию.

Нужно сказать, что испытания действительно проводились масштабные! В период с июня 1966 по июль 1970 года было произведено испытание 9 серий и 35 образцов автомобилей, а их общий пробег составил более 2 млн. километров.

В ходе сотрудничества с итальянцами в конструкцию внесли свыше 800 изменений, в числе которых:

  • Двигатель с верхним расположением распредвала, а не нижним, как у FIAT, и увеличенным межцентровым расстоянием. Диаметр цилиндров с 73 мм увеличили до 76 мм, а ход поршня сократили с 71,5 до 66 мм. Результат – более приёмистый двигатель;
  • Задние дисковые тормоза заменили барабанными, что увеличило ресурс. (Итальянские колодки во время испытаний стирались уже к 2-3 тыс. км пробега);
  • Клиренс спереди увеличили с 164 до 175 мм;
  • Появилась буксировочная проушина.

Первые автомобиль Ваз-2101

В 14 часов 18 апреля 1970 года по главному конвейеру Волжского автозавода отправились первые 6 машин, сборка завершилась в ночь с 18 на 19 апреля. Были собраны 2 темно-синих автомобиля и 4 вишневого цвета.

Заготовки для кузова были привезены из Италии, другие комплектующие также поставлялись из-за границы.

Первую машину спускал с конвейера лично Бенито Гуидо Савоини — итальянский шеф-инструктор.

В дальнейшем эти 6 автомобилей использовались для обучения, отработки технологии и других внутренних целей завода. Их судьба неизвестна.

Первый серийный автомобиль был собран 1 августа и хранится в музее ОАО АвтоВаз. Интересно, что ему присвоен номер кузова — 0000038, номер двигателя — 0000034, а табличка с номером для запчастей № 0000001.

Кстати, в музее ОАО АвтоВАЗ, выставлен красный Ваз-2101 который стал первой машиной реализованной через торговую сеть 18 августа 1970 года.

После 19 лет эксплуатации владелец подарил автомобиль АвтоВАЗу и получил взамен другую машину.

Якобы итальянская сборка

Часто в объявления о продаже или в блогах указывают на итальянские корни «Копейки», якобы машина «Итальянка», собиралась на FIATe, «фиатовский» двигатель и т.п. — это заблуждение!

Ваз-2101 никогда не собирался на заводе Fiat, по крайней мере серийно. С самого начала производства «Копейка» собиралась из локализованных запчастей обходясь без поставок из Италии (кроме первых 6 пилотных автомобилей, которые в продажу не пошли). Часть запчастей на начальном этапе производились в странах соцлагеря — Польши, Венгрии и т.д.

Так например в Польше с 1967 года производили Polski FIAT и на запчастях могла оказаться соответствующая символика.

Происхождение названия «Жигули»

Есть мнение, что название «Жигули» было выбрано благодаря конкурсу инициатором которого стал автомобильный журнал «За рулем».

Возможно в этом есть доля правды т.к. в пятерке лидеров были названия — «Волжанка», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада».

Однако, по словам заводчан название «Жигули» было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года, а придумал его А. М. Чёрный — один из конструкторов.

Объемы выпуска

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь автозавода, которая предназначена для выпуска 220 тыс. автомобилей в год.

16 июля 1971 года с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль.

10 января 1972 года принята в эксплуатацию следующая очередь так же на 220 тыс. автомобилей.

Сборка автомобилей достигла 1 млн. уже к 21 декабря 1973 года, и 1,5 млн. в 1974 году, а в 1980 году было собрано 5 млн. автомобилей. Ни один из советских автопроизводителей не мог и мечтать о таких объемах выпуска. (Цифры приведены по трем автомобилям 2101, 2102 и 2103).

Производство Ваз 2101 стало большим шагом вперед для советского автомобилестроения, так как главной целью производства была автомобилизация населения СССР.

Автомобиль для среднего класса, довольно современный на тот момент и по доступной цене во многом превосходил модели Москвичей и пользовался большей популярностью.

Качество сборки

Во многом из-за массовости производства ухудшилось качество. На заводе стали отступать от утвержденной документации, применять другие материалы, технологии для некоторых этапов производства. Возможно, свою роль сыграла и культура — через проходную завода рабочие выносили всё, что могли.

Всё же, на тот момент, Волжский автозавод делал лучшие в СССР автомобили.

Недостатки

С самого начала выпуска потребители искали минусы в автомобиле, и им не нравилось буквально всё, начиная с названия «Жигули», что было созвучно с французским словом «жиголо» (в переводе – сутенёр).

Еще одна особенность 2101 была в дворниках, одним движением их можно было снять, начались кражи, а купить новые дворники было проблематично, если вообще возможно.

Читать еще:  Статьи Легковой автомобиль Лада-2106 (ВАЗ-2106)

Ранее выпускавшиеся автомобили в СССР оснащались гаечными ключами на 12 и 14, а в водительском наборе к ВАЗ 2101 был ключ на 13.

Впрочем, сейчас это сомнительные минусы, автомобиль всё равно стал массовым и самым популярным в СССР.

Экспорт

Нужно отметить, что без каких-либо значительных переделок ВАЗ 2101 выпускали в Испанском филиале концерна FIAT, под маркой SEAT – 124. Никаких дивидендов в пользу участников её проектирования в СССР не отчисляли, такого в Советском Союзе не предусмотрели в контракте. Кроме того, в Турции, по лицензии FIAT собирали Tofas Murat 124.

ВАЗу же, согласно договору, запрещалось составлять конкуренцию для FIAT 124, однако, экспорт в Западную Европу начался в 1974 году, когда производство модели 124 было прекращено в пользу нового FIAT 131.

На экспорт автомобили шли под маркой Lada, а модель соответствовала объёму двигателя – 1200 (2101), 1200s (21013) и 1300 (21011).

Свыше 57 тыс. автомобилей Lada, были экспортированы в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Lada поставлялась в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Египет и Нигерию. Праворульные модификации поставлялись в Японию, Великобританию и Австралию.

Окончание выпуска

Выпуск модели 2101 закончился в 1983 году, а модификация 21013 выпускалась еще 5 лет, до 1988 года.

Прозвище Копейка

Свое прозвище «Копейка» ВАЗ 2101 получил в конце 80-х, начале 90-х годов, когда уже было очевидно, что автомобиль устарел и неоправданно долго пребывает на конвейере, до этого в народе его называли «единичка».

В 2000 году, по результатам опроса журнала «За рулём» ВАЗ 2101 назван лучшим отечественным автомобилем XX века.

Файлы Легковой автомобиль Лада-2101 (ВАЗ-2101)

Соберите КУЛЬТОВЫЙ советский автомобиль!

СМОТРИТЕ ВИДЕООБЗОР МОДЕЛИ ВАЗ-2101 “ЖИГУЛИ” НА КАНАЛЕ ИВАНА ЗЕНКЕВИЧА

ЛЕГЕНДА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

Легенда советского автопрома, ВАЗ-2101 «Жигули» – первый массовый легковой автомобиль, созданный в 1970 году на Волжском автомобильном заводе. Эта модель, модификации которой выпускались вплоть до 2012 года, вобрала в себя мировые и отечественные технические достижения того времени, став первым советским автомобилем европейского уровня.

РЕАЛИСТИЧНАЯ И ДЕТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИЗ МЕТАЛЛА

  • Точная копия
  • Подвижные элементы
  • Работающие фары
  • Подробное устройство
    двигателя
  • Тщательная
    детализация
    салона
  • Длина: 50,2 см
  • Ширина: 20 см
  • Высота: 18,1 см
  • Качественное изготовление из металла по технологии литья под давлением
  • Внутренняя отделка воспроизведена в мельчайших подробностях
  • Фары, стоп‑сигналы и внутреннее освещение
  • Открывающиеся двери, окна, капот и багажник
  • Точно воссозданные элементы дизайна

Журналы с уникальным содержанием

Увлекательный журнал с редкими архивными фотографиями и иллюстрациями познакомит вас с моделью ВАЗ-2101. Ее история – страница не только в жизни легендарной советской марки «Жигули», но и в истории мирового автомобилестроения.

  • Все о создании и использовании легендарного автомобиля «Жигули».
  • Из истории мирового автопрома.
  • Эволюция автомобиля.
  • Пошаговая инструкция для сборки модели.

close Уважаемые читатели!

Пандемия нового коронавируса в мире оказывает влияние на жизнь каждого из нас. Но мы продолжаем работать в прежнем режиме, формируем и отправляем все заказанные посылки.

Почта России также продолжает свою работу, связанную с пересылкой и обработкой отправлений. Режим работы своего почтового отделения вы можете узнать на сайте почты. Там же вы можете отследить все свои посылки.

Если в связи с пандемией нового коронавируса, вы не хотите или не имеете возможности посетить почтовое отделение, вы можете оформить курьерскую доставку на сайте, в мобильном приложении или позвонив по номеру горячей линии Почты России 8-800-200-58-88. Тарифы на данную услугу вы можете уточнить на сайте Почты России или у сотрудников Почты России.

Закрылся киоск? Или не нашли нужный номер? Закажите его на сайте в разделе «Заказ пропущенных номеров» или позвонив по бесплатному телефону горячей линии 8-800-200-72-12.

С уважением,
редакция «Ашет Коллекция»

Законным обладателем прав на все материалы данного интернет-сайта является ООО «Ашет Коллекция». Все материалы, размещенные на данном интернет-сайте, включая тексты, фотографии, рисунки, логотипы, изображения, эмблемы, графики и т.д., а также программное обеспечение, являются собственностью ООО «Ашет Коллекция». ООО «Ашет Коллекция» обладает исключительными правами на использование объектов интеллектуальной собственности, использованных при создании данного интернет-сайта. Любое частичное или полное использование или копирование информации и материалов данного интернет-сайта в иных, кроме личных информационных целях, без письменного согласия ООО «Ашет Коллекция» не допускается. Любое несанкционированное воспроизведение, копирование и последующее использование информации сайта преследуется по закону ст. 1301 ГК РФ. Фотографии и изображения на данном сайте не служат для точного описания товара.

Найдите 11 отличий: как на ВАЗе модернизировали ВАЗ-2101

Fiat 124, ставший настоящим долгожителем в виде многочисленных “реинкарнаций” Жигулей, в самой Италии выпускали в не так уж и долго – до 1974 года. Однако за восемь лет итальянцы сделали несколько различных модификаций 124-го, которые заметно отличались внешне. Но вазовцы, запустившие 2101 по его образу и подобию, тоже не сидели сложа руки.

В 1970 году на ВАЗе началось производство ВАЗ-2101 – по сути, “русифицированной версии” Fiat 124 1966 года. Внешне советская “копейка” как две капли воды была похожа на ранний Фиат, разве что дверные ручки установили не под естественный хват, а утопили в плоскость двери – так же, как на модификации 124 Special. К слову, точно такие детали до сих пор можно встретить на Ниве 2016 года выпуска.

Читать еще:  Характеристики Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114

Красивее снаружи

Поставив на конвейер первую модель, на ВАЗе активно занялись разработкой “перспектив” – как рассчитанных на ближайшее будущее (ВАЗ-2103), так и более далёких, ведь работать над передним приводом в Тольятти начали уже в 1971 году!

Но, кроме того, конструкторам хотелось несколько осовременить и внешность ВАЗ-2101. Это для советского потребителя он был новинкой, а на заводе к “чистой” “копейке” относились как к пройденному этапу. Тем более, что перед глазами были те самые модификации Фиата, которые при небольших изменениях выглядели куда свежее и привлекательнее.

Конечно, дизайнерам сразу же хотелось больших перемен – например, иной передней оптики, причем не четырехфарной круглой, как на ВАЗ-2103 и “фиатовских” “спечиалях”, а более современной прямоугольной, нового решения радиаторной решетки, “обнимающей” фары, более массивных бамперов и так далее. Впоследствии идеи более глубокой модернизации “классики” воплотились в дизайне ВАЗ-2105.

Тем не менее, вазовцам хотелось быстро облагородить и базовую модель, чтобы повысить привлекательность Жигулей на внешних рынках. При этом было принято решение при “быстрой” модернизации ограничиться небольшими косметическими доработками, не трогая кузовные панели. Точнее, не меняя кузовщину в рамках данной модернизации.

Для начала решили отказаться от массивных клыков на бамперах – атрибута автомобилей шестидесятых годов. Ведь у более современных версий 124-го их уже не было, а верхнюю и нижнюю часть бампера разделяла резиновая полоса. На ранних “одиннадцатых” такая же полоска доходила почти до самого конца бампера, а чуть позже (с 1978 года) в уголках появились аккуратные пластиковые накладки.

Передние фары ФГ-140 внешне не изменились, но внутри оптического элемента появились лампы габаритных огней, которые в “копейке” были совмещены в “подфарниках” с указателями поворота. Вдобавок рассеиватели стали оранжевыми и лишились V-образного профиля. Таким образом, работа передних “поворотников” при включенных габаритах стала более заметной.

Изменилась и решетка радиатора: вертикальные перемычки стали более частыми (19 вместо 9 на ВАЗ-2101), а корпус эмблемы получил прямоугольную форму. И это еще не все: в передней панели кузова появились четыре отверстия, которые улучшали вентиляцию двигателя и “оживляли” внешний вид машины. Интересно, что у поздних 124-х под радиаторной решеткой также были прорези в переднем фартуке, но не четыре маленьких, как на советской машине, а пара более крупных – примерно как у ВАЗ-2106 или поздних “трёшек”.

ВАЗ-21011/21013 легко отличить спереди по отсутствию клыков на бамперах и четырём вентиляционным отверстиям под решеткой радиатора

Казалось бы, сущие мелочи, но передняя часть Жигулей стала выглядеть и вправду современнее, став в некотором роде “вне времени”. К тому же не стоит иронизировать над малозаметностью и незначительностью этих доработок – каждая новая деталь означала для завода новый штамп и увеличение ассортимента комплектующих.

Не правда ли, очень похоже на «одиннадцатую»? А ведь это – Fiat 124S!

“Копейку” сзади легко опознать по клыкам и катафотам под задними фонарями. Обратите внимание – на ранних ВАЗ-2101 не было брызговиков и фонаря заднего хода!

Одиннадцатую модель нельзя было спутать с обычной “копейкой” и при виде сзади. Во-первых, фонарь заднего хода “переехал” из-под бампера на панель задка – под правый фонарь.

Во-вторых, изменились и сами задние фонари, которые по аналогии с подфарниками получили П-образный профиль стекол. Поскольку катафоты с задней панели убрали, разместив на их месте задний ход и шильдик “Жигули 1300”, светоотражающие элементы установили между секциями задних фонарей.

Опять же, очень похожее решение можно наблюдать у Fiat 124 Special.

На фото: Fiat 124S

Еще одно заметное новшество экстерьера – решетки вытяжной вентиляции на задних стойках крыши. Они не были новинкой, поскольку у ВАЗов такие впервые появились на “трёшке”, а у Fiat встречались и на модификациях 124-го.

На ранних ВАЗ-2101 (до 1974 года) наружное зеркало имело круглый корпус и располагалось на левом переднем крыле. На ВАЗ-21011 оно стало прямоугольным и было установлено так же, как на “трешке”, то есть на водительской двери. Впоследствии такое же решение применили и на “единичке” вплоть до снятия модели с производства.

Ранний ВАЗ-2101. Обратите внимание на круглое зеркало, “глухую” переднюю панель, клыки на бампере и решетку радиатора с 19 вертикальными перемычками.

Доработки экстерьера “копейки”, разумеется, проводились с оглядкой на Фиаты – а еще сказывалось присутствие итальянских специалистов на заводе вплоть до 1974 года.

Но при этом все работы по модернизации ВАЗ-2101 выполнялись своими силами – то есть на ВАЗе занялись уже самостоятельным фейслифтингом Жигулей. Немаловажно, что при этом была полностью сохранена взаимозаменяемость деталей – при необходимости можно было использовать тот бампер, решетку или задний фонарь, которые были под рукой. По этой причине по советским, а впоследствии и российским дорогам бегало немало бывших ВАЗ-2101 с “дырявой” панелью передка – просто при кузовном ремонте была использована запчасть от модели 21011. Единственное, что при этом страдало – внешность автомобиля, но во времена тотального дефицита большинство советских автовладельцев вопросами эстетики особо не заморачивалось. Как говорится, не до жиру – быть бы живу.

Красивее внутри

При кажущемся сходстве салона с предшественницей у ВАЗ-21011 появился полностью оригинальный интерьер. Да, изменения носили больше косметический характер, но они были. Модификация получила другие сиденья и обивку дверей, которые по рисунку заметно отличались от “копеечных”. Панель приборов лишилась отделки “под алюминий” и получила более респектабельную “под дерево”, более лаконичной и функциональной стала и фурнитура.

Читать еще:  Статьи Региональный самолёт Superjet 100 (Cуперджет-100)

К примеру, пепельницы в задних дверях “переехали” из горизонтальной плоскости в вертикальную – на поверхность дверной обивки. Еще одно заметное отличие – рулевое колесо, которое лишилось хромированного кольца. Казалось бы, мелочи, но каждая из этих деталей отличалась от “копеечной”, на что однозначно указывал её каталожный номер, начинавшийся с цифр “21011”.

Салон ВАЗ-2101. Обратите внимание на “частые” выемки на приборной панели, количество которых на 21011 стало намного меньше.

За рубежом дилеры нередко устанавливали на ВАЗ-21011 более спортивную “баранку” вместо стандартной

У современного читателя может сложиться впечатление, что все усилия конструкторов были направлены лишь на отделку и фурнитуру. Возможно, что по нынешним меркам такие отличия кажутся даже немного смешными. Но сегодня можно вспомнить не один пример, когда весь “фейслифтинг” сводится именно к подобным косметическим изменениям внешности без серьезной модернизации начинки.

Интерьер “чистой единички” легко опознать по рулевому кольцу с хромом и вертикальным “стежкам” на обивке дверей и сидений.

И мощнее

Конструктивно модели 2101 и 21011 не отличались, хотя объем мотора увеличился

А ведь под капотом ВАЗ-21011 было спрятано главное отличие этой модели – более мощный двигатель объемом 1,3 литра, который отличался увеличенным с 76 до 79 мм диаметром цилиндров.

Добавленные “для храбрости” сто “кубиков” рабочего объема подняли максимальную мощность двигателя до 69 л. с., также до 9,6 кгм вырос и максимальный крутящий момент. Благодаря этому одиннадцатая модель разгонялась до 100 км/ч на пару секунд быстрее обычной “копейки”, а максимальная скорость выросла до 143 км/ч. Впоследствии именно этот 1 300-кубовый мотор стал основой для двигателя ВАЗ-2105 с ременным приводом газораспределительного механизма, а еще “одиннадцатый” агрегат устанавливали и на другие модели ВАЗ. К примеру, в середине восьмидесятых наиболее массовой модификацией “шестёрки” стала версия 21063 именно с 1,3-литровым мотором 21011.

Существовала и праворульная модификация ВАЗ-21011

Еще одно интересное нововведение ВАЗ-21011 – сдвоенный бачок главного тормозного цилиндра с датчиком недостаточного уровня тормозной жидкости. Казалось бы, мелочь по нынешним меркам, но для безопасности движения наличие такой сигнализации трудно переоценить.

Достойная оценка

Конечно, модернизированные Жигули оказались дороже базовой модели 2101 – цена выросла с 5 500 рублей до 6 000 “деревянных”, то есть машина подорожала почти на 10% от первоначальной стоимости или примерно на 3–4 средние советские зарплаты того времени.

Отличить ВАЗ-21011 от ВАЗ-21013 снаружи можно было лишь по шильдику под левым фонарём

Покупали ли такую машину в Советском Союзе? Разумеется, да – в то время внутренний рынок огромной страны мог поглотить подобные автомобили практически в любых количествах независимо от их внешнего вида и количества перемычек на решетке радиатора. Тем более что первую модель после запуска в серию “одиннадцатой” с производства не сняли, то есть они обе выпускались параллельно, обеспечивая потребителю некую свободу выбора.

Конечно, вряд ли многие советские автолюбители осознанно предпочитали ВАЗ-21011 вместо обычной “единички”, поскольку возможности выбора модели при покупке машины у них попросту не было. Тем не менее, на европейском рынке обновленную Ладу встретили благосклонно, ведь очень похожий на Fiat 124 советский автомобиль в своём первозданном виде на Западе к середине семидесятых годов уже несколько приелся. Да и спустя 40 лет стало очевидно, что доработки внешности ВАЗ-2101 и вправду пошли на пользу машине, которая лишилась “ретро-деталей” вроде клыков на бамперах. Не будем забывать, что перед дизайнерами стояла очень непростая задача – им нужно было минимальными средствами “освежить” внешность, при этом не нарушив цельности “фиатовского” образа. Именно поэтому доработки и носили такой аккуратный и даже в чем-то сдержанный характер.

В 1977 году появилась еще одна модификация “копейки” – ВАЗ-21013. Она представляла собой сочетание кузова и салона 21011 с двигателем 2101 объемом 1,2 литра, а внешне отличить такую версию от модели 21011 можно было разве что по надписи “Lada 1200 s”. Интересно, что “одиннадцатую” сняли с производства уже в 1981 году – прежде всего потому, что ей на смену пришла «ноль пятая» с мотором такого же рабочего объема и мощности, которая “идеологически” должна была сменить ВАЗ-21011 в модельной линейке Волжского автозавода. Затем в мае 1983-го прекратили производство “чистой копейки”, а вот “тринадцатая” выпускалась на ВАЗе аж до 1988 года. Таким образом, выполненный в 1974 году советский “фейслифтинг” первой модели позволил ей продержаться на конвейере долгие 18 лет.

  • передний и задний бамперы
  • цвет и форма рассеивателей подфарников
  • панель передка
  • решетка радиатора
  • передняя эмблема
  • расположение и форма наружного зеркала
  • расположение передних габаритных огней
  • решетки вытяжной вентиляции в стойках крыши
  • форма задних фонарей
  • расположение фонаря заднего хода
  • шильдик “Жигули 1300”
  • комбинация приборов
  • форма приборной панели
  • отделка приборной панели
  • подвесная панель газа вместо напольной
  • расположение клавиш управления светом
  • форма сидений
  • рисунок дверной обивки
  • рулевое колесо
  • подлокотники дверей
  • расположение пепельниц
  • ручки стеклоподъемников
  • двигатель
  • тормозной бачок
  • световая индикация уровня тормозной жидкости
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: