9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики Ка-62 — многоцелевой вертолёт

Многоцелевой вертолет Ка-62.

Многоцелевой вертолет Ка-62.

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 1998 г.

Разработка вертолета началась в 1990 году под руководством генерального конструктора С.В.Михеева в инициативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания. Проведенные совместно с ЦАГИ теоретические и экспериментальные исследования позволили значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление вертолета, а использование усовершенствованных профилей и оптимизация конфигурации лопастей обеспечили увеличение относительного и пропульсивного КПД и достижение максимального эквивалентного аэродинамического качества, равного 4.

Для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения (главный конструктор А.С.Новиков) разработаны ГТД нового поколения РД-600В, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД.

Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500кг на внешней подвеске или 15-16 пассажиров в кабине. На его базе разрабатываются санитарный и спасательный варианты, отличающиеся специальным оборудованием, включающим спасательную лебедку грузоподъемностью 300кг. Для экспортных поставок разработан вариант вертолета Ка-62М, с пятилопастным несущим винтом, зарубежными двигателями General Electric T700/CT7-2D1 или LHTEC CT8-800 или Rolls-Royce/Turbomeca RTM 332 и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы Bendix King.

Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на авиационно-космической выставке МАКС-95 в г. Жуковском.

Пресс-служба холдинга «Вертолеты России» 25 мая 2017 года сообщила: «Сегодня, 25 мая, на летно-испытательной станции Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») летный образец новейшего вертолета Ка-62 совершил первый испытательный полет.» В сообщении отмечается, что по завершении всех необходимых доработок, произведенных в процессе наземных гонок и полетов в режиме «висения», летный образец вертолета Ка-62 в соответствии с программой испытаний по вводу в строй выполнил полет по кругу на скорости 110 километров в час продолжительностью 15 минут.
Летчики-испытатели головного разработчика Ка-62 — АО «Камов» — выполнили оценку общей работоспособности вертолета и проверку функционирования его основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки.

«Сегодняшние летные испытания показали, что мы успешно завершили все необходимые доработки опытной машины, опираясь на результаты выполнения предыдущих пунктов программы по вводу вертолета в строй. В частности, была выполнена проверка устойчивости и управляемости вертолета, работоспособности его основных систем и комплексов», — сказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, слова которого процитированы в сообщении.

Вертолет Ка-62 построен по одновинтовой схеме с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Лопасти винтов и планер на 60 процентов по массе выполнены из полимерных композиционных материалов. Планер отличается совершенными аэродинамическими обводами, вместительной транспортно-пассажирской кабиной и трехстоечным шасси с хвостовой опорой. Силовая установка включает двигатели нового поколения модульной конструкции разработки Рыбинского конструкторского бюро моторостроения под руководством генерального конструктора А.С.Новикова. Гражданская модификация от базовой военной использует высокие крейсерскую скорость, топливную эффективность и транспортную производительность, широкие дверные проемы транспортной кабины по обоим бортам фюзеляжа.

Вертолет может использоваться для перевозки пассажиров с надлежащим комфортом, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, оказания экстренной медицинской помощи, выполнения аварийно-спасательных работ, ведения ледовой разведки и различного рода патрульных операций, контроля водных границ и границ экономических зон, обслуживания шельфовых газо- и нефтепроводов и др.

Вертолет Ка-62 спроектирован с учетом международных требований по безопасности полетов. Обеспечены полет и посадка с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилота и пассажиров на случай грубой посадки гарантируется комплексом мер, в том числе энергопоглощающей конструкцией шасси и кресел. Рулевой винт в киле защищен от случайных повреждений. Машина оснащена эффективными противообледенительной и противопожарной системами.

Ка-62 может иметь как стандартное оборудование базового транспортного варианта для полетов в условиях визуальной видимости, так и комплекс для пилотирования винтокрылого аппарата по приборам в любых погодных условиях с использованием аппаратуры спутниковой навигации. Экспортный вариант вертолета может по желанию заказчика иметь двигатели и авионику зарубежных фирм.

Конструкция: Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом в вертикальном оперении, с двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция вертолета отличается широким применением КМ, составляющих более 50% массы конструкции.

Фюзеляж отличается хорошими аэродинамическими формами (площадь эквивалентной вредной пластинки около 1,25 м2), имеет металлический каркас со шпангоутами и продольными балками и обшивку из слоистых панелей из КМ на основе стекло- и углепластиков. Фюзеляж состоит из четырех секций: кабины экипажа, средней части с грузопассажирской кабиной, хвостовой балки с горизонтальным оперением и вертикального оперения с каналом для рулевого винта. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления и силовой набор фонаря из КМ, двери по бокам кабины открываются наружу против потока. Сиденье летчика расположено с правой стороны (впервые для отечественных вертолетов), чтобы исключить дублирование органов управления оборудованием при экипаже из двух летчиков, в этом случае устанавливаются органы управления для второго летчика.

В средней части фюзеляжа размещена грузопассажирская кабина размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м с большими сдвижными грузовыми дверьми размерами 1,3 х 1,25м. На хвостовой балке эллипсовидного сечения установлен неуправляемый стабилизатор размахом 3 м, прямоугольной формы в плане, с большими концевыми шайбами с несимметричным профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта. К хвостовой балке пристыковано большое вертикальное оперение с профилированным каналом для рулевого винта, сверху которого установлен киль с несимметричным профилем.

Шасси трехопорное, убирающееся, с хвостовой самоориентирующейся опорой телескопического типа со сдвоенными колесами, убирающейся назад в хвостовую балку. Главные опоры рычажного типа с азотно-масляными амортизаторами убираются вперед и вбок в фюзеляж. На опорах могут быть установлены надувные баллонеты для аварийной посадки на воду.

Несущий винт четырехлопастный с упругим креплением лопастей. Корпус втулки изготовлен из стеклоуглепластика, разъемный, втулка имеет только самосмазывающиеся подшипники вертикальных шарниров, вместо горизонтальных и осевых шарниров используются торсионы из пакета стальных пластин и упругие элементы из стеклопластика.

Лопасти цельнокомпозиционные, прямоугольной формы в плане, со стреловидной законцовкой. Двухконтурный лонжерон имеет форму носка профиля, вдоль носка проходит резиновое покрытие с электрической противообледенительной системой. Хорда лопасти 0,53 м.

Читать еще:  Фотографии Региональный самолёт Superjet 100 (Cуперджет-100)

Рулевой винт диаметром 1,4 м, с жестким креплением лопастей, с осевыми шарнирами. Лопасти с хордой 0.089м имеют прямоугольную форму в плане, носовая часть лопасти защищена абразивостойкой титановой оковкой.

Силовая установка состоит из двух ГТД РД-600В взлетной мощностью по 955 кВт и крейсерской мощностью по 735 кВт. Предусмотрен режим чрезвычайной мощности 1139 кВт, развиваемый одним двигателем в течение 2,5 мин при выходе из строя другого двигателя. Двигатели установлены в общем обтекателе за валом несущего винта, воздухозаборники над обтекателем снабжены противообледенительной воздушно-тепловой системой. Двигатели оснащены цифровой электронной системой регулирования с полным резервированием каналов, имеют модульную конструкцию. Модуль генератора объединяет четырехступенчатый компрессор с тремя осевыми и одной центробежной ступенью, кольцевую противоточную камеру сгорания и двухступенчатую турбину привода компрессора. Свободная турбина также двухступенчатая. Двигатель имеет длину 1,56 м, ширину 0,76 м и высоту 0,72 м, сухая масса 220 кг. Запуск двигателей осуществляется от вспомогательной силовой установки АИ-9.

Топливная система включает 4 мягких бака общей емкостью 1100 л, размещенных под полом кабины, с подкачивающими насосами для питания двигателей от любой группы баков.

Трансмиссия с двухступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной мощности 1910 кВт, хвостовой редуктор одноступенчатый.

Система управления с гидравлическими рулевыми приводами, объединенными в общий блок на корпусе редуктора и жесткими тягами, включает загрузочные триммерные механизмы.

Гидросистема состоит из двух автономных подсистем, первая обеспечивает питание рулевых приводов, вторая ? системы уборки колес и их тормозов.

Электрическая система состоит из двухканальной системы переменного трехфазного тока с двумя бесконтактными генераторами мощностью по 30 кВт и двухканальной системы постоянного тока с двумя выпрямителями и аккумуляторной батареей.

Оборудование. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную стабилизацию угловых положений вертолета, полет по заданному курсу и заданной линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полета. В кабине установлены два многофункциональных индикатора на ЭЛТ. На спасательном варианте предусмотрена лебедка грузоподъемностью 300кг.

Модификация: Ка-62
Диаметр главного винта, м: 13,5
Длина, м: 13,25
Высота, м: 4,1
Масса, кг
-пустого: 3730
-максимальная взлетная: 6250
Тип двигателя: 2 х ГТД РД-600В
-мощность, кВт: 2 х 955
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 260
Боевой радиус действия, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 702
Практический потолок, м: 5000
Экипаж, чел: 1-2
Полезная нагрузка: 16 пассажиров или 2500 кг груза.

Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.

Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.

Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.

Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.

Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.

Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.

Первый полет Ка-62. Летно-испытательная станция Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», 25 мая 2017 г.

Первый полет Ка-62. Летно-испытательная станция Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», 25 мая 2017 г.

Первый полет Ка-62. Летно-испытательная станция Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», 25 мая 2017 г.

Кабина Ка-62.

Кабина Ка-62.

Кабина Ка-62.

Пассажирский салон Ка-62.

Ка-62. Схема.

Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-62.
Борис Губарев. Ка-62. Хроника утраченных возможностей.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Камов Ка-62.
Сайт холдинга «Вертолеты России».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Ка-62: многоцелевой характер

Фото: «Вертолеты России»

На МАКС-2019 впервые в летной программе авиасалона принял участие новейший многоцелевой вертолет Ка-62. Сегодня холдинг «Вертолеты России» продолжает испытания перспективной машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.

Из военных в гражданские

История Ка-62 начинается в 1980-е годы, когда стало понятно, что сверхуспешный Ми-8 с его грузоподъемностью в 4 тонны нерентабельно использовать при перевозке меньших грузов. До этого с подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х годов устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около 2 тонн оставалась пустой. Тогда ОКБ Камова приступает к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60.

Военные поставили задачу широко: кроме транспортировки грузов и людей новая машина должна быть адаптируема под нужды разведки, а также выполнять боевые функции. Первый макет будущего вертолета был создан в 1989 году. Для увеличения скорости полета ОКБ Камова впервые отказалось от традиционной для них соосной схемы. Рулевой винт был выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Машина получила название Ка-60. Разведывательная модификация была одобрена военными под названием Ка-60Р, также разрабатывалась палубная версия Ка-60К.


Ка-60 на авиасалоне МАКС-2001

Однако с приходом 1990-х финансирование проекта прекратилось, и разработки пришлось остановить. Часть разведывательно-боевых функций Ка-60 конструкторы отдают новой модели − ударному разведчику Ка-52. Чтобы охватить более широкий спектр рынка, принимается решение на основе военной модели сделать многоцелевой гражданский вертолет Ка-62. Его полноразмерный макет был показан на одном из первых авиакосмических салонов в Москве, но денег на дальнейшее развитие проекта не хватило.

По международным стандартам

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Грузоподъемность вертолета увеличивается до 2,2 тонны в кабине и 2,5 тонны на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с., а на поставку редукторов и трансмиссии законтрактован австрийский производитель Zoerkler.

Тем не менее основные конструктивные особенности и характеристики, заложенные еще в военном прототипе, сохраняются и в Ка-62. Это по-прежнему многоцелевой вертолет, который может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. Лопастей основного винта стало пять − на одну больше, чем в Ка-60. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины.


Ка-62 на авиасалоне МАКС-2013

Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. Система разработана концерном «Радиоэлектронные технологии» специально для этой модели и является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры вертолета. Холдинг «Росэлектроника» оснащает Ка-62 современным бортовым оборудованием: комплексами связи нового поколения С-404 и интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62». Комплекс С-404 связывает пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам и ведет постоянный прием сигналов на аварийной частоте, а система «Аист-62» отвечает за функционирование бортовой подсистемы связи.

Читать еще:  Новости Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114

Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета. С его помощью на Ка-62 реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация выводится на электронные экраны. Двухканальная электронно-цифровая система управления двигателем FADEC снижает нагрузку пилотов по слежению за работой двигателя до минимума и уменьшает расход топлива.

Современная кабина Ка-62 защищена стойким к ударам птиц органическим стеклом и оснащена двумя рабочими местами, при этом командир экипажа может вести управление с любого из них. Широкий фюзеляж в пассажирском исполнении позволяет разместить до 15 человек, при этом увеличенный шаг в компоновке сидений обеспечивает комфорт пассажирам. По обоим бортам вертолета размещены широкие дверные проемы.


Первый полет Ка-62 в 2017 году

Ка-62 спроектирован с учетом международных требований безопасности. В частности, вертолет может выполнять полет и посадку с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилотов и пассажиров на случай жесткой посадки повышена за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел. Топливная система Ка-62 устойчива к повреждениям. Усовершенствованная аэродинамика вертолета и рулевой винт, спрятанный в кольцевой канал, сделали вертолет менее шумным.

Для разных целей и разных рынков

Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.

Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру. Вертолет может эксплуатироваться на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Еще одним преимуществом является возможность хранения вертолета вне ангара.


Ка-62 на МАКС-2019. Фото: Александр Уткин

Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia. До 2017 года, когда летный образец Ка-62 первый раз поднялся в небо, вертолет проходил испытания и доработки.

Серийное производство Ка-62, которое должно начаться в 2020 году, готовится на предприятии «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном Арсеньеве. На данный момент здесь построено три опытных машины, которые предназначены для прохождения цикла летных испытаний. В планах – выпуск корпоративной модификации, рассчитанной на 9 пассажиров, а также полицейской, спасательной и офшорной версий.

Многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62

16 лет назад, 10 декабря 1998 года, состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Кроме того, в 2014 году исполнилось 30 лет с начала старта работ по этому проекту. Тем не менее, несмотря на достаточно большое время, прошедшее с начала работ и испытаний, вертолет Ка-60 пока не дошел до эксплуатации в армии и гражданских структурах. Сейчас ведутся различные испытания и доработки, по окончании которых сможет начаться производство серийных машин.

Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолета, получившего обозначение В-60, началась в 1984 году. Вооруженные силы нуждались в современной машине, способной заменить в войсках устаревшие вертолеты Ми-4. Одной из организаций, начавших разработку такой машины, было ОКБ Н.И. Камова. В течение нескольких лет специалисты определили основные черты облика нового вертолета и начали работу над эскизным вариантом проекта. В 1988 году началось предварительное проектирование палубной модификации нового В-60.

Эскизное проектирование вертолета В-60, вскоре сменившего название на Ка-60, продолжалось до 1990 года. Серьезные изменения в жизни армии и страны серьезно ударили по множеству новых проектов, в том числе и по вертолету Ка-60. Темп работ значительно упал, из-за чего дальнейшая подготовка конструкторской документации затянулась на несколько лет. Первый прототип Ка-60 был построен в 1998 году. В конце июля на летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась официальная презентация машины.

После первого показа новый вертолет приступил к наземным испытаниям, продолжавшимся до конца осени. Первый полет под управлением летчика-испытателя А.К. Смирнова состоялся 10 декабря. Следующие несколько лет специалисты занимались проверкой и доработкой машины. Те или иные испытания продолжаются до сих пор.

Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет необычный для камовских вертолетов облик. Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Такая схема была использована по ряду причин. Основной считаются предполагаемые режимы работы машины. Характерной особенностью вертолета с соосными несущими винтами является устойчивость и стабильное поведение в режиме висения, однако они имеют более сложную и дорогую конструкцию в сравнении с «классической» техникой. По подсчетом специалистов ОКБ Камова, новый В-60/Ка-60 должен был проводить в режиме висения всего 1% полетного времени. В результате было решено отказаться от соосной схемы, поскольку новый вертолет не смог бы полностью реализовать ее потенциал.

Помимо классической схемы вертолет Ка-60 получил еще несколько необычных для фирмы «Камов» особенностей. Так, конструкция машины примерно на 60% состоит из композиционных материалов, что повышает ее характеристики, в первую очередь тяговооруженность и ряд других параметров.

Фюзеляж вертолета Ка-60 длиной 13,47 м имеет обтекаемую форму и построен по схеме «полумонокок». Нагрузки воспринимаются металлическими силовыми элементами, дополненными металлической и композитной обшивкой. Компоновка отсеков вертолета типична для подобной техники. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, размещается антенна бортовой РЛС, за ней находится кабина экипажа с двумя местами летчиков. Средняя часть фюзеляжа отдана под грузопассажирскую кабину и моторное отделение, помещенное над ее потолком.

Хвостовая балка фюзеляжа оснащается стабилизатором с двумя шайбами-килями на концах, а также несет рулевой винт в кольцевом канале и киль с дополнительным стабилизатором. Для разгрузки рулевого винта концевые шайбы имеют несимметричный профиль, благодаря чему при скоростном полете создают дополнительную аэродинамическую силу, частично компенсирующую реактивный момент несущего винта, и тем самым разгружают рулевой винт.

При разработке вертолета Ка-60 был принят ряд мер, направленных на обеспечение безопасности экипажа и пассажиров. Так, при посадке с вертикальной скоростью, превышающей допустимую, часть энергии удара поглощается амортизаторами и конструкцией шасси. Кроме того, летчики располагаются на специальных ударопоглощающих креслах. Конструкция всех обитаемых объемов рассчитана таким образом, что при повреждении или разрушении деформируется, не подвергая экипаж и пассажиров риску.

Над потолком грузопассажирской кабины имеется моторное отделение, в котором находятся главный редуктор и два турбовальных двигателя РД-600В. Взлетная мощность двигателей – по 1300 л.с., чрезвычайная – по 1550 л.с. Через главный редуктор крутящий момент двигателей передается на несущий и рулевой винты. В качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель АИ-8.

Читать еще:  Многоцелевой транспортный самолёт С-80

Под полом кабины размещены четыре мягких топливных бака общей емкостью 1120 л. При необходимости «Касатка» может использовать два подвесных бака емкостью по 390 л.

Опытные вертолеты Ка-60 оснащались четырехлопастными несущими винтами диаметром 13,5 м. По некоторым данным, планировалось внедрение пятилопастной конструкции. Лопасти имеют прямоугольную в плане форму и стреловидные законцовки. Известно о разработке системы снижения шума, автоматически осуществляющей оптимизацию режима работы несущего винта.

В хвостовой части фюзеляжа имеется кольцевой канал диаметром 1,4 м, внутри которого установлен рулевой винт с 11 лопастями. Использование большого количества лопастей и кольцевого канала позволило повысить эффективность работы винта в сравнении с классическими «открытыми» винтами.

Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащается трехточечным шасси с хвостовой стойкой. Для улучшения аэродинамики в полете шасси выполнено убирающимся. Основные колеса с тормозами подтягиваются к фюзеляжу, хвостовое – убирается в балку. Колея шасси – 2,5 м, база – 4,76 м. Шасси имеет специальную конструкцию, способную не только обеспечивать мягкую посадку, но и поглощать часть энергии удара при посадке с высокой вертикальной скоростью. В аварийных ситуациях шасси выдерживает посадку со скоростью до 6 м/с. При необходимости шасси вертолета может оснащаться надувными баллонетами для посадки на воду.

Управление вертолетом Ка-60 осуществляется при помощи жесткой проводки с гидроусилителями. Последние сопряжены с системой автоматического управления. Гидроусилители рулевых приводов включены в две автономные гидравлические системы. Помимо системы управления гидравлика отвечает за выпуск и уборку шасси, блокировку хвостовой опоры и торможение.

В кабине экипажа предусмотрены два рабочих места пилота, при этом командир машины располагается на правом кресла. Оба места пилотов оборудованы набором всех необходимых органов управления и пилотажной аппаратурой. Предусмотрено оборудование связи и навигации. Важным элементом авионики является радиолокационная станция, наличие которой обусловлено необходимостью пилотирования машины в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Под носовым обтекателем фюзеляжа «Касатка» несет антенну РЛС «Арбалет», предназначенную для слежения за местностью и обстановкой в воздухе. При этом основной задачей станции является обеспечение пилотирования в сложных условиях. РЛС «Арбалет» позволяет своевременно обнаруживать различные помехи и реагировать на них. Так, линии электропередач могут быть замечены на дальности не менее 500 м.

Позади кабины пилотов в фюзеляже находится грузопассажирская кабина, в которой перевозится полезная нагрузка. Для размещения пассажиров или груза используется объем длиной 3,3 м, шириной 1,75 м и высотой 1,3 м. В бортах предусмотрены две сдвижные двери размером 1,3х1,25 м. В кабине можно разместить до 14 человек или 2 т груза. При необходимости вертолет Ка-60 может использовать внешнюю подвеску. В таком случае грузоподъемность увеличивается до 2,5 т.

Масса пустого вертолета Ка-60 – 3500 кг. Максимальная взлетная – 6500 кг. Благодаря усовершенствованной аэродинамике машина может развивать скорость до 300 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км. Практическая дальность – 700 км. Статический потолок составляет 2100 м, практический – 5150 м.

К настоящему времени построено несколько прототипов «Касатки», используемых в различных испытаниях. В июне 2010 года опытная машина с бортовым номером «602», ранее неоднократно демонстрировавшаяся на различных выставках, совершила аварийную посадку и получила серьезные повреждения. Эта авария ударила по срокам реализации всего проекта.

Еще в конце девяностых военные и компания «Камов» начали делать заявления, касающиеся дальнейшей судьбы проекта Ка-60. Звучали самые оптимистичные прогнозы. Утверждалось, что новый вертолет будет принят на вооружение в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, по ряду причин Ка-60 до сих пор остается на стадии испытаний опытной техники. Точные сроки начала эксплуатации этих машин в войсках пока остаются неизвестными. За последние годы эту дату неоднократно переносили.

В 1992 году компания «Камов» начала разработку гражданской версии вертолета Ка-60. Новый проект получил обозначение Ка-62. Эта машина должна была отличаться от базовой иным составом оборудования, а также отсутствием некоторых агрегатов и особенностей, характерных для военной техники, но не используемых на гражданских вертолетах. В 1995 году на международной выставке МАКС-95 в подмосковном Жуковском был представлен полноразмерный макет Ка-62. Вскоре работы были приостановлены ввиду недостатка средств.

Разработка гражданской версии «Касатки» возобновилась лишь спустя полтора десятилетия. В 2012 году на выставке HeliRussia был показан новый макет машины, имеющий ряд заметных отличий от предыдущего. Так, вертолет Ка-62 получил обновленные основные опоры шасси, закрытые специальными обтекателями, а также удлиненную до 4,1 м грузопассажирскую кабину. Пожалуй, самым важным изменением проекта стала обновленная силовая установка. Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с. Также вертолет Ка-62 получил несущий винт с пятью лопастями.

Новые двигатели, как ожидается, позволят повысить максимальную скорость вертолета до 308 км/ч и довести крейсерскую до 290 км/ч. Кроме того, ожидается увеличения потолка: статический должен вырасти до 3300 м, практический – до 5700 м. Грузоподъемность и количество пассажиров должны остаться на прежнем уровне.

В 2013 году на выставке МАКС впервые был показан опытный образец гражданской «Касатки». В настоящее время этот вертолет готовится к началу летных испытаний. Первый полет планировался на август 2014 года, однако позже его перенесли на декабрь. Таким образом, первый Ка-62 может подняться в воздух уже в самое ближайшее время.

Интересен тот факт, что вертолет Ка-62 «Касатка» привлек внимание зарубежных заказчиков задолго до начала испытаний, когда был готов только полноразмерный макет. В декабре 2012 года корпорация «Вертолеты России» заключила контракт с бразильским авиаперевозчиком Atlas Táxi Aéreo. В соответствии с этим соглашением до конца первого квартала 2016 года должно быть поставлено семь машин. Имеется дополнительный опцион еще на семь вертолетов.


Вертолет Ка-60, предлагаемый военным, к настоящему времени прошел большое количество различных испытаний. Гражданский Ка-62 пока готовится к первому полету. Это означает, что судьба обоих проектов может быть решена в самое ближайшее время. Коммерческий вариант «Касатки» уже заинтересовал потенциальных заказчиков и стал предметом контракта. Базовый многоцелевой вертолет для армии, в свою очередь, пока не имеет такого успеха и не поставляется в войска. Даже спустя три десятилетия после начала разработки будущее этой машины не определено, из-за чего может быть предметом серьезных споров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector