16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легковой автомобиль Лада-2106 (ВАЗ-2106)

«Трешка», «шестерка» и все семейство Жигулей. Часть 2

В честь дня рождения «копейки» «За рулем» вспоминает историю вазовской «классики». У нас был свой люкс!

Историю ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 читайте тут. А теперь поговорим об одном из самых красивых автомобилей в нашей автомобильной истории — ВАЗ‑2103.

Советский люкс

ВАЗ‑2102 — последний ВАЗ, у которого имелся заморский близнец. Перед быстро набиравшим силу брендом стояла задача запустить новую модель. Нужна была люксовая версия со своим экстерьером, салоном и более мощным двигателем. По аналогии с Fiat 125 — люкс-моделью, показанной на следующий год после 124‑го.

На сей раз вазовцы не стали брать готовое, ведь Fiat 124 и Fiat 125 по сути были разными машинами. А новый ВАЗ требовалось унифицировать с предшественником. И в Тольятти справились блестяще, создав один из самых красивых автомобилей в нашей автомобильной истории — ВАЗ‑2103.

«Трешка» получила четыре фары в обрамлении хромированной решетки, стильные фонари, молдинги на боковинах и арках, вентиляционные решетки на задних стойках, иные колеса. И совершенно новый салон: сиденья с тканевыми вставками, задний диван с подлокотником, дверные карты прикрыли голый металл. Новую переднюю панель со «спортивными» приборами отделали под дерево, на пол вместо резинового покрытия постелили ковролин. Под капотом прописался новый двигатель — нарастил 300 кубиков, а мощность поднялась до 72 л.с.

Новые Жигули не только выглядели престижней базовой модели, но и были лучше в движении. Пересаживаюсь из «копейки» в «трешку» — и явно ощущаю прирост сил. Полуторалитровый мотор имеет неплохую эластичность и прекрасно тянет. А новый салон и дополнительная шумоизоляция сделали «трешку» заметно тише.

Я поездил на всех отечественных машинах тех лет, поэтому у меня нет сомнений: по уровню шумоизоляции «трешка» почти не отставала от куда более престижной и недосягаемой 24‑й Волги. А стильный интерьер, сотканный из мягкого пластика, не гремит даже спустя 45 лет. ВАЗ‑2103 стал символом успешности советского человека, недаром именно на нем ездили хорошо обеспеченный Ипполит из кинофильма «Ирония судьбы» и директор завода Катерина из фильма «Москва слезам не верит»!

ВАЗ‑2103 закрепил успех молодого Волжского завода. Новая модель — каждый год!

«Шестерка» и миллионы

Уже в 73‑м году были выпущены миллионные Жигули. Но потом наступило затишье. Чтобы как-то изменить ситуацию, в Тольятти пошли на хитрость, выпустив как бы новую модель ВАЗ‑2106. По сути это была обновленная «трешка». ВАЗ‑2106 отличался внешним декором, задней светотехникой, иными бамперами. Немного освежили салон, на сиденьях появились подголовники. Но на ходу «шестерка» ничем не отличалась от «трешки». И хотя эта была самая мощная Лада на тот момент (1,6‑литровый мотор выдавал 75 л.с.), разницу в динамике я не уловил.

В отличие от первых трех моделей, закончивших свою карьеру еще в восьмидесятые годы, «шестерка» стала настоящим долгожителем, продержавшись на конвейере тридцать лет. Причем в Тольятти «шестерка» выпускалась аж до 2001 года, когда окончательно уступила нитку конвейера десятому семейству. А затишье между моделями 2103 и 2106 объяснялось просто — завод вел разработку настоящей «бомбы».

Вы, конечно, догадались, о какой «бомбе» пойдет речь в третьей части нашей истории. Продолжение следует — заходите почаще!

Прочитать историю Жигулей полностью можно в апрельском выпуске журнала «За рулем».

Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съёмки. А также Дмитрию Соловьёву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.

LADA 2106

I поколение

История «шестерки» начиналась в апреле 1966 года, когда Д. Джакоза представил мировой общественности легковой автомобиль Fiat 124. Уже в мае три экземпляра нового Фиата доставили в Советский Союз, где высшее партийное руководство по достоинству оценило творение итальянских инженеров и подписало историческое соглашение о строительстве в СССР автомобильного завода по сборке легковых машин. Протокол о научно-техническом сотрудничестве между концерном Fiat и Министерством автомобильной промышленности СССР предполагал организацию самого масштабного проекта автопроизводства в послевоенной Европе. Завод ВАЗ строили ударно, уже в апреле 1970 года с конвейера начали сходить седаны ВАЗ 2101, ставшие легендарной классикой советского автопрома. Перед руководством ВАЗа была поставлена практически невыполнимая задача – каждый год осваивать выпуск новой модели. И заводчане ринулись в бой. Стахановскими темпами, без сна и отдыха, ВАЗовцы выдавали на гора – ВАЗ 2101 (1970-1971г), ВАЗ 2102 (1972-1973г), ВАЗ 2103 (1972-1973), ВАЗ 21011 (1974г).

Читать еще:  Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-104

Первый классический седан ВАЗ 2101 был построен на платформе Fiat 124, но не был его точной копией. Кузов «копейки» был усилен, клиренс увеличен, дисковые задние тормоза заменены барабанными, подвеска перенастроена, задний мост изменен. В Жигулях использовали кривой стартер и 1,2-литровыйверхневальный двигатель.

Фиатовская платформа предполагала выпуск трех моделей семейства Жигулей – седана ВАЗ 2101, универсала ВАЗ 2102 и люксовой версии седана ВАЗ 2103. В отличие от итальянского прототипа, который имел две стилистически единые внешне, но абсолютно самостоятельные с технологической точки зрения модели Fiat 124 и Fiat 125, тольяттинцы подошли в заднеприводному седану с другой стороны. Максимально унифицированные, ВАЗ 2101 и ВАЗ 2103 являли собой одну и ту же модель, но имели разное оформление. В заводской документации «копейка» и «тройка» первоначально именовались, как «Автомобиль № 1» и «Автомобиль № 2 Люкс». ВАЗ 2103 был показательно богат внутри и снаружи – хром, дорогая отделка салона, более мощный двигатель.

В 1973 году руководство ВАЗа приняло решение провести модернизацию седанов собственными силами. К началу 1974 года заводской потенциал был способен не только генерировать теоретические идеи, но и вносить технологические и конструктивные изменения в процесс производства. Специально для модифицированных версий седанов на базе 1,2 и 1,5 литровых двигателей были разработаны моторы рабочим объемом 1,3 и 1,6 литров с увеличенным с 76 до 79 мм диаметром цилиндров. Параллельно с мотористами задание по модернизации получили дизайнеры ВАЗовского Центра стиля. Рестайлинговый седан должен был поменяться внешне, без изменения основных конструктивных элементов.

Над внешностью рестайлинговой версии ВАЗ 2103 работали художники Владимир Антипин и Владимир Степанов. Благодаря Антипину модернизированный седан получил боковые накладки и накладки вытяжной вентиляции на стойках из черного пластика, пластиковое обрамление круглых сдвоенных фар, клыки на бампере. На передних крыльях установили повторители поворотов измененной формы, совмещенные с молдингом, на заднем конце которого пристроили катафоты аналогичной формы. В. Степанов отвечал за «корму» рестайлинговой «тройки». С его подачи на задней панели багажника впервые в отечественном автопроме реализовали идею объединения в едином пластиковом корпусе нескольких ламп – указателя поворота, стоп сигнала, габаритных огней и лампы заднего хода. В блок задней оптики вписали катафоты и объединили его с лампами подсветки номерного знака, что было настоящим революционным решением, не встречающимся до того ни в одном иностранной автомобиле.

Люксовой версии рестайлинговых Жигулей по аналогии с базовой моделью (ВАЗ 2101 – ВАЗ 21011) был присвоен внутризаводской серийный индекс ВАЗ 21031. Последней моделью освоенной ВАЗом была ВАЗ 21011, запущенная в серию в 1974 году. Невыполнение соцобязательств по ежегодному освоению новой модели грозило заводу серьезными неприятностями. Поэтому в 1976 году модифицированный седан запустили в производство, но под серийным индексом ВАЗ 2106. Простая смена циферок волшебным образом позволила вывести автомобиль из разряда модификаций, и, вуаля, завод торжественно рапортует о выпуске новой модели легкового автомобиля, приуроченной к юбилейному XXV съезду КПСС. Первый экземпляр авто ВАЗ 2106 сошел с третьей технологической нитки главного конвейера ВАЗа 21 февраля 1976 года. Через год, в январе 1977 года, завод приступил к серийной сборке экспортных версий VAZ 2106, продававшихся в Бельгии, Франции, Финляндии, Австрии, Греции, Голландии, Дании, Норвегии, Болгарии, Кубе и Ираке.

Читать еще:  Гражданская техника всех времён

По сравнению с «тройкой», автомобиль ВАЗ 2106 растерял почти весь хромовый лоск, зато заполучил множество новых пластиковых деталей. В классическом модельном ряду “шестерка” – авто не просто новое, но и более безопасное, современное, экономичное. В нижней части обивки дверей и на перекладине руля Лада шестерка имела фирменное тиснение. Справа от руля в Жигули (6 модель) добавили рычажок управления дворниками и омывателем переднего стекла. Подлокотники получили новую форму, став более безопасными. Приборам добавили регулятор яркости подсветки и индикатор уровня тормозной жидкости. На центральной консоли Лада 2106 появилась клавиша включения аварийной сигнализации. В люксовом оснащении машина 2106 имела электрообогрев заднего стекла. Под капотом шестерки стоял 80-сильный двигатель рабочим объемом 1,6 литров.

Несмотря на отлаженный процесс производства и унификацию с другими моделями семейства заднеприводной классики, на ВАЗ 2106 цена никогда не отличалась доступностью. В 1986 году машина ВАЗ 2106 стоила 9100 рублей. «Шестерка» была дороже полноприводной Нивы.

Модель ВАЗ 2106 Жигули собиралась в течение тридцати лет. На главном ВАЗовском конвейере шестерка производилась до 28 декабря 2001 года, после чего заводские мощности модернизировали под производство «десятого» семейства. В 1998 году сборку ВАЗ 2106 перевели на конвейер ВАЗовского предприятия «Рос Лада» в Сызрани. В 2002 году шестерка ВАЗ начала собираться в Ижевске. По состоянию на 2004 год ижевская шестерка, цена которой составляла 103 тысячи рублей за версию с четырехступенчатой КПП и 109 тысяч рублей за пятискоростной вариант, стала предпоследней моделью ВАЗовской классики. Последняя шестерка сошла с конвейера ИжАвто 28 декабря 2005 года.

ВАЗ 2106 − эталон «классики»

Классическое семейство Жигулей преобладало на рынке СССР и пользовалось высокой популярностью среди советских граждан. Каждый мог выбрать авто по своему вкусу. Кто-то предпочитал «Копейку» с ретро-мотивами, кого-то покорили квадратные очертания «Пятерки», другим же нравились стремительные формы «Тройки». Причем, последняя считалась чуть ли не люксовой моделью среди «классики».

Однако, концерн решил сделать третью моделью еще роскошней и представил ее более современный вариант − «Шестерку». Последняя сумела стать одной из самых успешных машин Волжского автозавода и по сей день пользуется любовью автолюбителей.

История ВАЗ 2106 начинается с конца 1975 года − именно тогда на сборочный конвейер встала новая модель. Массовый же ее выпуск стартовал в феврале 1976 года. «Шестерка» позиционировалась концерном как более роскошный вариант «Тройки» и в какой-то степени являлась ее логичным продолжением, преемником, который стал более комфортным и современным.

Новое Жигули могло похвастаться усовершенствованным дизайном. Над последним трудилась команда, состоящая из В. Антипина и В. Пашко. Перед дизайнерами стояла непростая задача − сделать Lada 2106 относительно 2103 более современной и привлекательной, но при этом сохранить прежнюю лаконичность, респектабельность облика.

Поставленная задача была выполнена на «отлично». Осовременить автомобиль удалось за счет пластиковых накладок на алюминиевые бамперы и рамок головной оптики, абсолютно новой конфигурации задних фонарей и иных колпаков на колесные диски. Среди важных конструктивных особенностей кузова стоит выделить наличие двух прямоугольных отверстий спереди, которые призваны более эффективно охлаждать двигатель и радиатор.

Не забыли и об интерьере. Так, сиденья получили велюровую обивку, а передние кресла даже обзавелись подголовниками. На панели приборов появился дополнительный индикатор − сигнализатор уровня тормозной жидкости.

Плавно изменять яркость подсветки «инструментария» позволял реостат. Кроме того, не стоит забывать и об кнопке аварийной сигнализации, а также об подрулевом управлении омывателя ветрового стекла. были проведены работы по улучшению звуко- и виброизоляции. С этой целью разработчики, прикрепили к внутренней стороне капота специальное «одеяло».

Для ВАЗ 2106 были доступны следующие модификации, имеющие различные технические характеристики:

  • 21060. Под капотом установлен модернизированный двигатель 1.6 литра с отдачей в 74 лошадиные силы. В качестве мотора-донора выступила установка 1.3 литра. Повышение мощностного потенциала и кубатуры было достигнуто благодаря увеличению диаметра поршней и их хода (с 76 до 79 миллиметров).
  • 21061. В движение машина приводится мотором 1.3 литра, который выдает 64 «лошади».
  • 21065. Основной особенностью является силовой агрегат 1.5 литра мощностью в 72 силы.
  • 21067. Знакомый мотор 1.6 литра (74 силы) был модернизирован незадолго до снятия с производства модели. Его оснастили инжекторной системой впрыска топлива.
Читать еще:  Характеристики Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-104

Все двигатели трудились вкупе с механической трансмиссией на четыре ступени. Тяга реализовывается через задние колеса.

Мнение автолюбителей

Лада шестой модели заняла особое место в модельной иерархии Тольяттинского завода и ее высокий статус не подлежал сомнению. Впрочем, и в наше время к этому автомобилю многие относятся с уважением, отмечая его хорошие эксплуатационные свойства.

Удачный дизайн «Шестерки» провоцирует некоторых умельцев на некоторую модернизацию с целью придания российскому седану большей индивидуальности.

Например, устанавливаются большие колесные диски и широкая резина, а кто-то облачает машину в матовый цвет кузова, что придает последнему долю агрессии.

Однако, народный тюнинг не ограничивается только лишь внешними доработками. Моторы также модернизируются. Для улучшения динамических свойств модели устанавливается более производительный карбюратор, распределительные валы с иным профилем кулачков, растачиваются цилиндры до большего диаметра.

Интересующую информацию о модернизации российского седана можно найти на соответствующих форумах. Кроме того, в интернете содержится немало интересных видео с подробными инструкциями.

Стоимость на рынке

Примечателен тот факт, что в советское время «Шестерка» являлась одним из самых дорогих авто Тольяттинского завода. Новый седан оценивался в 9 тысяч 100 рублей, что было весьма значительной суммой. А, сколько стоит он сейчас?

Приятная ностальгия

На момент создания Жигули шестой модели считалась весьма прогрессивной машиной с точки зрения дизайна. Профиль кузова выглядел стремительным за счет плавных линий крыши и отрицательного наклона передней части.

Сдвоенная оптика головного освещения придавала агрессии, а задние фонари были весьма функциональны за счет множественных секций (поворотники, стоп-сигнал, противотуманный фонарь, фонарь заднего хода). Боковины смотрелись выразительными благодаря хромированным молдингам.

По современным меркам, Lada 2106 − это пережиток прошлого и анахронизм. Однако, у многих при взгляде на этот автомобиль по-прежнему возникает приятная ностальгия.

Нестареющие мотивы

Передняя панель лаконичная, но при этом весьма респектабельная и намекает на спортивные амбиции. Например, приборный щиток разнесен по колодцам и оснащен тахометром, а вспомогательные индикаторы расположились на незначительном от глаз фокусном расстоянии. Читается он отлично за счет контрастной оцифровки, а также приятной подсветки.

Торпедо примечательно аналоговыми часиками, удобной пепельницей. Последнюю также можно приспособить для поклажи всякой мелочевки. На центральной консоли расположились прикуриватель, кнопка аварийной сигнализации.

Кресла отделаны велюром, который приятен на ощупь и обеспечивает неплохую фиксацию тела, компенсируя тем самым невыраженную боковую поддержку. Конечно, водитель может пожаловаться на низкое расположение сиденья, однако равномерное распределение массы тела по нему способствует высокому комфорту в дальней дороге. Удобства задним пассажирам обеспечивает откидной подлокотник в диване, а также небольшие пепельницы, интегрированные в двери.

С огоньком

Силовой агрегат 1.6 литра может удивить отличной тягой на низких оборотах, а также уверенным подхватом на средних. Ощущения от разгона усиливает чувствительная педаль акселератора, сближенные передаточные числа трансмиссии. Причем, последняя обладает еще и неплохой четкостью переключений. Все это делает перемещение в городе вполне комфортным.

А вот, управляемость у 2106 весьма вальяжная, поэтому мало чем отличается от иных моделей классического семейства ВАЗ − все тот же тяжелый, малоинформативный руль, а также существенные крены в поворотах. Но, благодаря возросшей жесткости подвески, на высокой скорости «Шестерка» менее всего склонна раскачиваться на волнах асфальта и укачивать седоков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: