44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Легковой автомобиль Лада – Спутник (Самара)

Модификации Легковой автомобиль Лада – Спутник (Самара)

Слышал такой вариант, что Спутник как то не очень звучало, и для экспорта назвали Самара

Слышал, что когда ТАЗ захотел экспортировать Спутники, оказалось, что в Германии уже зарегистрирована торговая марка Спутник и для экспорта модель назвали Самара.

В чем отличие Спутника от Самары?

Ищите ответ в ФАКе http://www.autofaq.ru/default.asp?Sect=85&Art=502

Вазовский “сателлит”
Спустя десять лет история с первоначальным выбором неудачного брэнда повторилась. Образно выражаясь, тольяттинцам суждено было не только еще раз наступить на грабли, но и войти дважды в одну и ту же воду. На этот раз вазовцы промахнулись со “Спутником” – брэндом модельного ряда “восьмого” семейства. Выяснилось это очень быстро – как только “восьмерку” стали продвигать за рубежами нашей Родины.

“Мы думали, – вспоминает Прусов, – что слово “спутник” известно во всем мире и его понимают все. На деле все вышло иначе. Оказалось, что хождения оно не имеет, а по большей части люди пользуются переводами. Где-то переводили его как “сателлит”, а где-то еще иначе. “

В 1985 году перед руководством завода встала задача переименовать “Спутник”. Учитывая опыт прошлых лет, к работе сразу же был привлечен “Автоэкспорт”. У Петра Прусова в памяти осталась только фамилия одного из его сотрудников – Пономарев. Ему-то и выпала честь дать новому для того времени автомобилю имя. После отбора на суд было вынесено шесть вариантов, но по настоянию Пономарева остановились на “Самаре”. Стоит вспомнить, что в середине восьмидесятых наш областной центр еще был Куйбышевом, а не Самарой.

С “Самарой” связана любопытная история. Имя “восьмерке” со “Спутника” на “Самару” решили поменять окончательно и бесповоротно, но по бытовавшей в то время традиции автомобили с конвейера сходили в двух исполнениях – для внутреннего рынка и для международного. Соответственно было два варианта написания названия: “Самара” и “Samara”. Стоит ли удивляться тому факту, что с некоторых пор на участке, где таблички с названием устанавливались на кузов, “Самар” оставалось больше, чем “Samara”: внутри страны машины с надписью латиницей и стоили дороже, и расходились быстрее. В общем, пришлось надпись унифицировать – с конвейера пошли только “Samar”ы”. – вот с этим можно поспорить, т.к. все 2108-09-099 для внутреннего рынка до конца своих дней сходили с конвейера с шильдиками СПУТНИК

История ВАЗ-2108: добрый самарянин

Без малого 30 лет назад, в 1984 году, АВТОВАЗ выпустил опытно-промышленную партию «восьмерок», а в минувшем декабре окончательно прекратил производство ВАЗ-2114 — прямого ее потомка. Мы постараемся расставить по местам факты истории создания и производства этого замечательного автомобиля.

Lada Samara

В народе ВАЗ-2108 окрестили «зубилом». Прозвище это возникло не столько из-за острохарактерного клиновидного силуэта ВАЗ-2108, сколько из-за облицовки радиатора малопонятной формы. Кто из дизайнеров предложил этот «клюв» — неведомо. Вообще, об авторстве облика «восьмерки» спорят до сих пор. С официальными обозначениями машине, кстати, тоже «везло». Даже оставшимся навсегда в пластилине проектам тольяттинцы старались давать имена. «Артек», «Былина», «Афалина»… Звучало как-то по-советски шаблонно. Вот и ВАЗ-2108 по предложению дизайнеров назвали «Спутником» — из той же оперы. Главный конструктор АВТОВАЗа Георгий Константинович Мирзоев утвердил название, невзирая на то, что «наверху» его еще не одобрили. «Самарой» же автомобиль станет гораздо позже.

Поисковые эскизы внешнего вида и интерьера ВАЗ-2108 периода 1977–1983 годов:

Lada Samara

Lada Samara

Lada Samara

Lada Samara

Тянуть или толкать?

К середине 1970-х годов стало совершенно очевидно, что в типоразмере «Лад» автопроизводители бесповоротно переходят на передние ведущие колеса. Что косвенно подтвердили и итальянцы, не желавшие иметь в лице АВТОВАЗа еще одного конкурента. Они отказались сотрудничать по переднеприводной модели и подозрительно настойчиво навязывали нам некое подобие польского «Полонеза», построенного на базе «классического» Fiat 125. Поэтому решили создавать переднеприводную модель своими силами, подключив к работе независимую инжиниринговую фирму.

Lada Samara

Кое-какие наработки в области компактных переднеприводников в Тольятти к тому времени накопили. И соб­ранный 31 декабря 1978 года прототип ВАЗ-2108 обладал всеми признаками современного автомобиля: поперечное расположение силового агрегата, независимая подвеска, отрицательное плечо обкатки передних колес, реечный рулевой механизм, передние дисковые тормоза с плавающей скобой, электронное зажигание, интегрированные пластмассовые бамперы, цельноформованные панели салона. Прототип показали членам ЦК КПСС, и 29 мая 1979 года вышло постановление Совмина №470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей».

Читать еще:  Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204

Проект «Гамма»

Министр автомобильной промышленности Поляков пришел в сильное недовольство, когда в 1975 году заместитель главного конструктора АЗЛК Павел Тараненко доставил ему после командировки на Porsche пухлую папку предложений по модернизации 412-го «Москвича»… Как так? Это же грубейшее нарушение субординации! Тем не менее между Поляковым и президентом Porsche доктором Эрнстом Фурманном вскоре состоялась встреча, приведшая к длительному сотрудничеству — пусть не с московским АЗЛК, но с тольяттинским АВТОВАЗом.

Lada Samara

В июле 1979-го в Тольятти высадился массированный десант немцев. Сохранился отчет «органов» о той поездке: как вел себя тот или иной гость, понимал ли по-русски, делал ли зарисовки на заводе. Гостям показали «все». Как явствует из отчета, половина из них по-русски как минимум «ферштейнила», а некоторые еще и «шпрехали». Когда был задан воп­рос, во что обойдется заводу создание семейства ВАЗ-2108/09/10, немцы озвучили сумму в 200 млн западногерманских марок.

— А у министра говорили о 15–20 миллионах?! — удивился Мирзоев.

— Но это же только за консультацию, а вы хотите, чтобы мы проектировали! — парировали гости и, сославшись на приближающийся период отпусков, пообещали дать окончательный ответ в сентябре.

В итоге, по некоторым данным, четырехлетнее сотрудничество обошлось нашей стране в полмиллиарда марок. Так что превышение сметы на проведение Олимпиады в Сочи почти на порядок — отнюдь не веяние времени…

Lada Samara

Проекту присвоили код Gamma. Соглашение подписали в Штутгарте 8 января 1980 года. Первая вазовская рабочая группа прибыла в небольшой немецкий городок Вайсзах (там находится полигон Porsche) в апреле. Из Тольятти доставили также носитель агрегатов будущего автомобиля, замаскированный под ВАЗ-21011 (всего таких построят 20 штук). Началась кропотливая работа.

Lada Samara

Первые пять образцов ВАЗ-2108, построенные в Тольятти, существенно отличались от того, что в итоге увидел потребитель. Одна бескаркасная задняя дверь чего стоила! Несущую функцию выполняло само стекло (которое практически сразу же лопнуло на булыжной мостовой испытательного полигона УГК), к которому внизу была приклеена алюминиевая замковая панель. Капот, передние крылья и внешние панели дверей также были алюминиевыми. Вместо дверных ручек стояли кнопки, с выемкой в ответной части кузова (как на «Оке»). Дважды меняли конструкцию передних лонжеронов, которые по предложению Porsche «уперли» в пороги кузова, установили рулевой механизм с центральными тягами, изменили схему управления коробкой передач. Главный дизайнер Porsche Анатолий Лапин, по воспоминаниям дизайнера Владимира Ярцева, самолично приделал автомобилю дверные ручки от Porsche 924. Но чужие детали и узлы нельзя использовать просто так, и страна принялась закупать лицензии. 80% всех средств, выделяемых могущественному ГКНТ (Государственному комитету по науке и технике) для закупки лицензий и новых образцов оборудования для всех отраслей промышленности СССР, в то время осваивал АВТОВАЗ. Всего было закуплено около 20. В частности, у фирмы Lucas — на передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель тормозов, у Zahnradfabrik — на реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, у Automotiv Prodax — на сцепление, у Way-Assauto — на стойки передней подвески, у Hardy Spicer — на шарниры равных угловых скоростей, у Solex — на карбюратор. Позднее купили балку задней подвески у Volkswagen.

Lada Samara

У Michelin приобрели лицензию и технологическое оборудование для производства бескамерной радиальной шины с металлокордом размерности 165/70R13 (позднее к ней добавился вариант с шириной профиля в 175 мм). Нижнекамский шинный завод приступил к ее выпуску под маркой EX-85. Но тут выяснилось, что буква «Х» запатентована компанией Michelin. Пришлось спешно переименовывать шину, да так, чтобы перегравировать пресс-формы с наименьшими затратами. В итоге она стала называться Бл-85 (л — половинка от обрезанной по горизонтали буквы Х).

Lada Samara

Технологический партнер Fiat — фирма UTS — оказывала АВТОВАЗу помощь в организации нового производства и налаживании оборудования — корни-то завода были итальянскими!

Утром в газете…

Серийный «Спутник» запустили всего на полгода позже расчетного. «Каждые 22 секунды с конвейера сходит новый автомобиль!» — гордо рапортовала пресса. ВАЗ-2108 стал первым автомобилем Волжского завода, на крышке багажника которого было написано «Лада» по-русски. Так «Лада» стала третьим торговым наименованием АВТОВАЗа на отечественном рынке после «Жигулей» и «Нивы».

Lada Samara

Впрочем, советские граждане продолжали томиться в очередях. Приоритетом оставался экспорт «Лад» за СКВ (кто не помнит, эта аббревиатура означала свободно конвертируемую валюту). С выходом на западные рынки «восьмерки» произошел резкий скачок интереса к марке Lada: с 76,5 тысячи в 1985-м до 137 тысяч экспортированных машин в 1986-м. Своего пика экспорт достиг в 1988 году — «Автоэкспорт» продал 157 тысяч «Самар». Вложения себя оправдывали: до 90% выручки от экспорта изделий машиностроения приходилось на волжские машины.

Читать еще:  Схемы Легковой автомобиль Лада-2106 (ВАЗ-2106)

Lada Samara

Поступавшие за рубеж автомобили подвергались серьезной доработке партнерами «Автоэкспорта». Их было немало: бельгийская Scaldia-Volga, германская Deutsche-Lada, финская Konela, французская Sepma. Машины перекрашивали, заново перетягивали сиденья, устанавливали западное электрооборудование и шины. Иначе «Лады» было трудно продать даже за те мизерные деньги, что за них просили (в Европе по стоимости Lada Samara находилась на уровне машин классом ниже, например Citroen AX, Fiat Panda или Ford Fiesta).

Lada Samara

Зарубежному покупателю требовалось разнообразие. Только на экспорт поступали «восьмерки» и «девятки» с мотором 1,1 л (он был разработан волжскими инженерами одновременно с двигателями 1,3 и 1,5 л и также доведен специалистами Porsche). Выбор получался достаточно представительным: трех- и пятидверные хэтчбеки, четырехдверный седан, кабриолет Natacha. Расширяли ассортимент подбором колесных дисков, люков в крыше, оптики, рулей и даже установкой в корпус базового отопителя кондиционера Hitachi. Самой экзотической, пожалуй, была версия Samara Enterprise (или Samara Van и Samara Bizivan) — фургончик в стандартном трехдверном кузове хэтчбек и с глухими боковыми окнами кузова. Представьте, такой «формат» весьма распространен в Европе! Удалив заднее сиденье и установив разграничительную сетку, получили грузовой отсек объемом в кубометр. Грузоподъемность составляла 415 кг, а стоила машина, например, во Франции (1,3 л, 65 л.с.) 44 300 франков — на 18,6% дороже стандартного хэтчбека.

Lada Samara

Lada Samara

Lada Samara

Кабриолет Natacha подвергся наиболее радикальным изменениям в конструкции. Проект осуществила брюссельская фирма Scaldia-Volga. С советской стороны участвовал вазовский дизайнер Владимир Ярцев — тот, благодаря которому единственный президент СССР М.С. Горбачев во время своего исторического посещения АВТОВАЗа 8 апреля 1986 года узнал о существовании профессии дизайнер и недальновидно пожелал заводу стать законодателем мировых мод…

Lada Samara

Lada Samara

Многообразие вида

Постановка на конвейер семейства 2108/09/099 пришлась на глубинные перемены в Отечестве. Престарелые генсеки, застой, перестройка с ускорением и гласностью, приватизация и кооперативы. Помните хит саратовской группы «Комбинация» начала 90-х: «Твоя вишневая „девятка“ меня совсем с ума свела»? Именно ВАЗ-2109, выпускавшийся с 1987 года, стал первой моделью, на задней двери которой значилось: «Самара». Вишневый ВАЗ-2109 стал символом успешного предпринимательства. Не меньшим успехом пользовался цвет «Снежная королева» — первый советс­кий «металлик». Ну и классика жанра — насыщенно-красный цвет «Рубин». Графитовый «Мокрый асфальт» и вовсе казался несбыточной мечтой. Салоны поначалу были бежевого цвета, но после рестайлинга (это когда исчез «клюв», а передние крылья и капот слегка видоизменились) приобрели серый оттенок.

Lada Samara

Lada Samara

Lada Samara

Кстати о рестайлинге. В декабре 1990 года с главного конвейера ВАЗа сошло 50 машин ВАЗ-21099 с кузовом седан, у которых, помимо другой передней панели (ее впоследствии стали называть «высокой»), были новый отопитель и иное оформление передка. В жаргон автомобилистов стремительно вошло понятие «длинное крыло». Собственно, с «лыжей» (она же «клюв») — пластмассовой маской радиатора, выглядевшей весьма неэстетично, — завод расстался на пятидверном хэтчбеке ВАЗ-21093 с 75-сильным мотором 1,5 л еще весной 1989 года. «Короткие» крылья после этого уже не котировались, хотя такие «Самары» еще шли по конвейеру до 1994 года. С выпуском седана ВАЗ-21099 «девятка» лишилась еще одного элемента оформления — «жабр» в уголке третьего бокового окна.

Lada Samara

Lada Samara

Долгожитель

Серьезная попытка улучшить «Самары» была предпринята совместно с финским заводом Valmet. В городе с трудновыговариваемым названием Уусикаупунки выпускались купе Opel Calibra и кабриолеты Saab 900. В это предприятие небезызвестный альянс АВВА, созданный покойным нынче Борисом Березовским, вложил $12 млн. АВТОВАЗ совместно с финнами разработал особую модификацию ВАЗ-21093-22. С финской стороны над ней работал, в частности, штатный дизайнер Valmet Automotive Рику Салминен. На 85% машина состояла из российс­ких деталей. С ВАЗа пос­тупали 40 подсоб­ранных элементов, из которых жители Суоми сваривали кузов, окрашивали, оборудовали и устанавливали все механические детали. Машину назвали Lada Samara Baltic.

Lada Samara

В день запуска летом 1996 года на заводе Valmet в присутствии многочисленных приглашенных вдруг погас свет. Многие расценили это как недобрый знак. И чтобы вы думали — первую партию из 2000 автомобилей не пустили в Европу из-за того, что карбюраторные моторы балтийских «Самар» не имели катализаторов. Вместо запланированных 60 тысяч машин в год предприятие собрало 14 тысяч за два года и закрылось.

Читать еще:  Схемы Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204

Lada Samara

Однако именно Lada Samara Baltic дала толчок проекту «Самара-2». Так называемая европанель, в 1997 году появившаяся на седане ВАЗ-2115 (его собирали на ОПП — опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа), — плоть от плоти приборной панели Lada Samara Baltic. Выпустив за четыре года порядка 11,5 тысячи экземпляров, в «нулевые» «Самару-2» передали на основной конвейер. Трехдверный хэтчбек теперь назывался ВАЗ-2113, пятидверный — ВАЗ-2114. На параллельной «нитке» до 2004 года продолжали собирать ВАЗ-21099 вместе со своим прямым наследником — ВАЗ-2115. Выпуск последнего прекратили в 2012-м. Прошлым летом исчезла с конвейера трехдверка ВАЗ-2113. А пятидверный хэтчбек 2114 с номером кузова 5247008 стал 24 декабря 2013 года последним в 29-летней истории «Самары».

LADA Samara

I поколение

Первая модель семейства Лада Самара/Спутник – трехдверный хэтчбек под индексом ВАЗ 2108 сошла с конвейера Волжского автозавода в 1984 году, придя на смену классическим Жигулям. От бестселлеров советского автопрома, всенародно любимых «копеек» и «шестерок», вазовскую «восьмерку» отличала необычная клиновидная форма двухобъемного кузова и диковинный для советского гражданина передний привод.

В 1987 году на АвтоВАЗе наладили выпуск пятидверной версии хэтчбека Lada Samara/Спутник под индексом ВАЗ 2109. Пятидверная «девятка» в отличие от трехдверной версии, считающейся вариантом для молодых и дерзких, позиционировалась, как более солидный семейный автомобиль. Экспортные варианты Лады Спутник были известны на мировых рынках под брендом Lada Samara. Новый советский автомобиль Лада Самара отличали вполне приличные внешние данные и динамические характеристики. В отличие от Жигулей, автомобили семейства Спутник/Samara отличались большей мощностью силовых агрегатов, более высоким скоростным пределом, приличной управляемостью. В граненых формах кузова чувствовалось «тлетворное влияние Запада», мощные капроновые, «неубиваемые» бампера внушали уважение. Даже минималистическое, аскетичное внутреннее пространство салона с гремящим жестким пластиком выглядело свежим и просторным.

В 1990 году АвтоВАЗ выпустил в продажу четырехдверную версию Лада Samara в кузове седан, изначально разрабатывающуюся под собственным индексом ВАЗ 2110, но получившей индекс ВАЗ 21099, и ставшей последней моделью Волжского автозавода, производимой в Советском Союзе. Седан представили модернизированной подверсией ВАЗ 2109, дабы избежать длительной процедуры тестирования, через которую в обязательном порядке должны были пройти все новые модели. К тому же нехватка финансирования не позволила выпускать седан на собственной производственной линии, для его сборки модернизировали сварочную линию хэтчбеков. Рестайлинговая версия седана Лада Самара уже под индексом ВАЗ 2110 была запущена в серию в 1995 году. После очередной модернизации в 1997 году модели семейства Lada Samara получили новые индексные обозначения.

«Восьмерка» ВАЗ 2108 стала ВАЗ 2113, «девятка» ВАЗ 2109 стала ВАЗ 2114, а четырехдверный седан семейства ВАЗ Самара Лада 21099/2110 получил новый индекс ВАЗ 2115.

Все версии семейства Лада Самара предлагались в двух вариантах комплектации: Стандарт и Люкс. На четырехдверный седан Lada Samara цена в комплектации Стандарт стартовала с суммы 305 000 руб. Стоимость ВАЗ 2115 в комплектации Люкс составляла 310 000 руб. Трехдверный хэтчбек Lada Samara Стандарт предлагался за 260 900 руб. Лада Самара ВАЗ 2113 Люкс стоила порядка 265 900 руб. На «девятку» ВАЗ 2114 цена в комплектации Стандарт начиналась с 297 000 руб. Пятидверный хэтчбек Lada Samara Люкс стоил 301 600 руб.

После тридцати лет производства в соответствии с глобальной программой развития АвтоВАЗ и падением спроса на автомобили семейства ВАЗ Samara руководство тольяттинского автозавода приняло решение о прекращении производства легковых автомобилей линейки Lada Samara и обновлении модельного ряда Лада. Первым в декабре 2012 года сошел с конвейера седан Лада Самара 2115.

В июне 2013 года завершилась сборка потомка базовой трехдверной модели Лада Самара ВАЗ 2108/2113 – легендарной «восьмерки». Единственная оставшаяся модель линейки Лада Самара – пятидверный хэтчбек «девятка» ВАЗ 2109/2114 уступит преемнику место на конвейере в декабре 2013 года. Освобождаемые заводские мощности планируется загрузить сборкой моделей Lada Priora и Lada Granta.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: