69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости Проект 10521 — атомный ледокол «50 лет Победы»

Новости Проект 10521 — атомный ледокол «50 лет Победы»

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ» ПРОЕКТА 10521
THE NUCLEAR ICEBREAKER «50 YEARS OF VICTORY» PROJECT 10521

Атомный ледокол «50 лет Победы» в конце января выйдет из Мурманска и возьмет курс на Балтику, сообщил заместитель гендиректора Росатомфлота Андрей Смирнов.
«Подготовка идет своим чередом, 24-25 января запланирован выход атомохода из порта приписки Мурманск. После небольших ходовых испытаний ледокол будет полностью готов к переходу и возьмет курс на Балтику», — рассказал Смирнов.
Согласно договору между Росморпортом и Росатомфлотом, пребывание судна на Балтике рассчитано на 100 дней. Однако, если ледовая ситуация будет складываться неблагоприятно, вполне вероятно, что ледокол задержится.

Так получилось в прошлом году с атомоходом «Вайгач», который прибыл в Финский залив 26 февраля, а должен был уйти 16 марта. В итоге его пребывание несколько раз продлевалось, и работу он закончил только 10 апреля. За все время «Вайгач» освободил из ледового плена и провел более 250 судов.
Перед «50 лет Победы» стоит задача обеспечивать ледокольную проводку судов на трассах Северного морского пути. Последние годы трафик по этому маршруту увеличился и работы для ледоколов достаточно. «Вайгач» в основном занимался сопровождением супертяжелых танкеров с нефтепродуктами в направлении порта Приморск. Число танкеров и сухогрузов, ожидавших проводки, в некоторые дни превышало 150 единиц.
Как сообщил Смирнов, в этом году образование льда несколько задержалось, но это на западе Севморпути, в то время как на востоке ледовая обстановка уже тяжелая. Помимо «50 лет Победы», на трассах Севморпути будет работать атомный ледокол «Россия», который уже в четверг из Мурманска возьмет курс на Арктику. Он будет заниматься проводкой судов Мурманского морского пароходства в сторону Дудинки.
«Примерно раз в месяц на Дудинку ходит теплоход «Капитан Данилкин», кроме того, с февраля начнется вывоз серы с Норильского комбината. А примерно с середины февраля «Россия» понадобится в направлении порта Витино, для активной работы по проводкам», — цитирует РИА «Новости» Андрея Смирнова.

Новый атомоход СССР был заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе г.Ленинграда под именем «Урал». И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре. Он представляет собой модернизированный проект второго поколения (серии) линейных атомных ледоколов типа «Арктика» – мощнейших из когда-либо построенных. «50 лет Победы» — проект 10521 построен на верфи «Балтийский завод» и оснащён сложнейшим современным оборудованием. Это первый атомоход — построенный в России с 1990 года. До строительства «50 лет Победы», в СССР было построено пять ледоколов данного класса — «Арктика», из них три ледокола данного проекта — 10521.

29 декабря 1993 года ледокол был спущен на воду, но из-за отсутствия финансирования его строительство было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым только наполовину. В 1995 году переименован ледокол был переименован в «50 лет Победы». За долгие годы бесполезного простоя у причала «Балтийского завода» судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации. В 1997 году из-за затянувшейся достройки атомохода «50 лет Победы» по собственной инициативе уходит на пенсию Юрий Сергеевич Кучиев. Капитан первого атомохода достигшего в 1977 года северного полюса с 1981 года работал в спецгруппе Технадзора Минморфлота за проектированием и строительством атомных ледоколов на «Балтийском судостроительном заводе» и остро переживал все кризисные неурядицы Атомфлота.

Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, после того, как «Балтийский завод» вошел в структуру судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации, а на достройку атомохода были выделены государственные средства.
1 февраля 2007 года предприятие завершило швартовые испытания атомного ледокола «50 лет Победы» во время которых был запущен атомный реактор судна. Из акватории Невы ледокол вышел с помощью буксиров, погрузил в морском порту Санкт-Петербурга запасы топлива, пресной и питательной воды, и отправится своим ходом в Балтийское море на ходовые испытания. В течение двух недель специалисты предприятия испытывали судно на скорость и маневренность, тестировали работу энергетических установок и других устройств и механизмов ледокола. 17 февраля государственные ходовые испытания успешно закончились. Ледокол показал высокую маневренность, надежность и максимальную скорость 21,4 узла.
23 марта 2007 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» был подписан акт приема-передачи судна «Мурманскому морскому пароходству» и поднят государственный флаг Российской федерации. 2 апреля 2007 года атомоход покинул «Балтийский завод» и 11 апреля 2007 года пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.

12.09.2012
Правительство готово выделить из федерального бюджета 2 млрд рублей на утилизацию корабля, первым в мире достигшего Северного полюса, инициативная группа «За сохранение «Арктики»» собирает подписи под обращением к властям с требованием присвоить ледоколу звание объекта культурного наследия РФ и спасти его хотя бы как памятник.

25.10.2013

Как сообщает Nuclear.Ru , на утилизацию пяти российских атомных ледоколов потребуется порядка 10 млрд руб. Об этом сообщил руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев, выступая 9 октября на 27-м пленарном заседании Контактной экспертной группы МАГАТЭ. Он пояснил, что сегодня утилизация одного атомного ледокола оценивается в 2 млрд руб., а всего планируется утилизировать пять ледоколов.
При этом утилизация двух ледоколов – «Сибирь» и «Арктика» – включена в проект Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период 2016-2020 годов и до 2025 года», которая в настоящее время формируется. В эту программу также включены работы по утилизации плавтехбаз «Лотта» и «Лепсе» и ряд других работ.

Читать еще:  Схемы Легковой автомобиль Лада-2107 (ВАЗ-2107)

22 октября 1977 года в свой первый рейс отправляется атомный ледокол «Сибирь». 28 декабря 1977 года в состав морского фолта вошел новый атомный ледокол «Сибирь». Он продолжил мерию самых мощных в мире атомоходов типа «Арктика». Весной 1978 года атомоход «Сибирь» совместно с ледоколом «Капитан Сорокин» провели в Дудинку дизельэлектроходы «Павел Пономарев» и «Наварин», тем самым осуществив впервые круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.

Тип: Атомный ледокол
Государство: Россия
Порт приписки: Мурманск
Класс: КМ(*) ЛЛ1[2] А
Номер ИМО: 9152959
Позывной: UGYU
Верфь-изготовитель: ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду: 29 декабря 1993 г.
Введен в эксплуатацию: 23 марта 2007 г.
Длина: 159,6 м
Ширина: 30 м
Высота: 17,2 м (высота борта)
Средняя осадка: 11 м
Силовая установка: 2 ядерных реактора
Винты: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Водоизмещение: 25 тыс. тонн
Мощность: 75 000 л. с.
Максимальная скорость на чистой воде: 21 морской узел
Скорость в сплошном припайном льду толщиной 2,7 метра: 2 узла
Расчетная максимальная толщина льда: 2,8 м
Автономность плавания: 7,5 мес. (по провизии)
Экипаж: 138 человек. После ряда сокращений уменьшен до 106 человек
Флаг: РФ
Почтовый адрес: 183038, г. Мурманск 580, а/л «50 лет Победы»
Email (в море): 50letpobedy@skyfile.com

Судовладелец: ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»

Проект 10521 — атомный ледокол «50 лет Победы»

Новейший из атомных ледоколов России – «50 лет Победы», является самым большим и мощным ледоколом в мире. Этот удивительный корабль, способный преодолевать самый толстый и крепкий лёд, объединяет в себе уникальные технологии и комфортабельные условия проживания для экипажа.

Он представляет собой модернизированный проект второго поколения (серии) линейных атомных ледоколов типа «Арктика» – мощнейших из когда-либо построенных. «50 лет Победы» — проект 10521 построен на верфи «Балтийский завод» и оснащён сложнейшим современным оборудованием. Это первый атомоход — построенный в России с 1990 года. До строительства «50 лет Победы», в СССР было построено пять ледоколов данного класса — «Арктика», из них три ледокола данного проекта — 10521.

На ледоколе «50 лет Победы» реализован ряд инженерно-технических решений, отличающих его от всей предыдущей серии. В отличии от своих предшественников, на нём применена новая ложкообразная форма носовой оконечности. Как показали расчёты проектировщиков, такая конструкция позволяет с большей эффективностью взламывать ледовый покров.

Длина судна составляет 159,6 метров, ширина — 30 метров, высота – 55 метров, полное водоизмещение – 25168 тонн, осадка — 11 метров, скорость хода – 18,6 узлов. Предельная толщина льда преодолеваемого ледоколом — 2,8 метра, при скорости хода 1,5-3 узла. Судно снабжено тремя винтами фиксированного шага, каждый из которых оснащён четырьмя съёмными лопастями. Ледокол обладает избыточным надводным бортом, четырьмя палубами, двумя платформами, баком, развитой пятиярусной средней надстройкой и двумя мачтами. Команда судна состоит из 138 человек.

Атомоход «50 лет Победы» располагает хорошей управляемостью и манёвренностью. Он имеет двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда — 48 мм, в других местах – 25-32 мм. Между корпусами расположены цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Непотопляемость судна удовлетворяет требованиям Правил Регистра при затоплении двух любых отсеков. Корпус ледокола разделён 8 переборками на 9 водонепроницаемых отсеков. По всей длине помещений энергетической установки (ЭУ) установлены продольные водонепроницаемые переборки, образующие второй борт. Отдельные наиболее важные помещения корабля выделены в самостоятельные водонепроницаемые контуры. Корпус ледокола выполнен из специальных легированных сталей, для защиты корпуса от коррозии. Наружная поверхность подводной части, покрыта специальной краской «Инерта-160». Корпус также покрыт специальным полимером для уменьшения трения. Основной корпус ледокола покрашен в чёрный цвет, а палубные надстройки в красно-оранжевый цвет, чтобы судно было легче обнаруживать с воздуха.

Для улучшения ледовых качеств судна предусмотрены:

  • турбонаддувочное противообледенительное устройство (ТПУ);
  • плакированная сталь в районе ледового пояса, нос — 93 шт.;
  • окраска подводной части корпуса ледокола стойкой эмалью;
  • улучшенная форма обводов носовой оконечности;
  • катодная защита с ледостойкими анодами.

Атомоход соответствует всем международным требованиям, он абсолютно безопасен и снабжён самой современной системой защиты «Антитеррор».

«50 лет Победы» на 9 метров длиннее своих предшественников. Эти самые 9 метров, обеспечившие мировой рекорд, — дань экологии. Именно столько занимает экологический отсек, который встроили в базовый корпус. Экологический отсек оснащён новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех отходов, производимых при работе судна. Благодаря этому комплексу все продукты жизнедеятельности судна проходят замкнутый цикл, не попадая в океан и тем самым не засоряя его.

Для удовлетворения требований по защите окружающей среды на ледоколе размещены:

  • установка для сжигания судовых отходов СП-50 производительностью 50 кг/ч по мусору и 50 кг/ч по нефтеотходам;
  • пять автоматизированных установок для очистки и обеззараживания сточных вод типа ЭОС-5 производительностью по 5 куб.м/сутки и шесть автоматизированных установок типа ЭОС-15 производительностью 15 куб.м/сутки в системе сточных вод;
  • два автоматизированных сепаратора отстойного типа и два сепаратора трюмных вод с предвключенными механическими фильтрами в осушительной системе.
Читать еще:  Семейство легковых автомобилей Лада - Приора (Лада-2170/71/72)

Корма ледокола имеет V-образную выемку, обшитую кранцами. При тяжёлой проводке во льдах, туда лебёдкой вплотную затягивается нос транспортного судна.

На всех атомоходах этого класса есть вертолётная площадка. Вертолёт берут на борт ледокола во время провождения сложных рейсов или туристических круизов. В первую очередь он необходим для навигации во льдах, и поэтому его используют для разведывательных полётов. На атомоходе имеется комплекс систем и устройств, включая ангар, обеспечивающий эксплуатацию вертолёта.

В качестве спасательных средств на ледоколе используются четыре закрытые спасательные моторные шлюпки и надувные спасательные плоты ПСН-10МК; имеется также рабочий буксирный катер «Орлан».

Противопожарная защита ледокола выполнена в соответствии с Правилами Регистра и обеспечивается конструктивными мероприятиями по разделению ледокола на четыре вертикальные зоны, а также применением негорючих и трудносгораемых материалов, установкой автоматической пожарной сигнализации, оборудованием комплекса противопожарных систем — водяной, химической, пенотушения и необходимого противопожарного имущества.

Помещения ледокола, относящиеся к категории взрывоопасных (хранилища авиатоплива, ангар, пост выдачи топлива, аккумуляторные помещения, помещения зарядных преобразователей, помещения электрогазосварочных работ) оборудованы взрывобезопасной электроарматурой, системой пожарной сигнализации, средствами пожаротушения и вентиляцией.

На борту ледокола смонтирована УКТП «ПУРГА-60» — новейшая система пожаротушения вертолётной площадки. В процессе приёмочных испытаний УКТП «Пурга-60» была показана высокая эффективность. В течении 20 секунд установка заполнила пенным слоем (20-30 см) всё пространство вертолётной площадки.

На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Судно оснащено средствами радиосвязи и электрорадионавигации: спутниковая навигационная система, спутниковые радиотелеграфная и радиотелеграфнотелефонная установки средних, коротких, промежуточных и ультракоротких волн (факс, телекс, телефон, электронная почта), станция коллективного приёма телевидения «Экран-М1», комплекс телевещательной аппаратуры «Глобус-4», РЛС, средство автоматической радиолокационной прокладки, гирокомпас, радиопеленгатор, эхолот, электрический лаг, переносные шлюпочные радиостанции и др. приборы связи.

Модернизирован комплекс средств обеспечения биологической защиты атомных энергетических установок (в целях ядерной и радиационной безопасности) — прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Гостехнадзора.

Ледокол оснащён атомной энергетической установкой (АЭУ), состоящей из двух водо-водяных реакторов — ОК-900А, каждый мощностью 171 МВт (указана тепловая мощность, мощность на валу примерно в шесть раз меньше) и трёхвальной турбоэлектрической установки с распределением мощности по валам 1-1-1. Для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух ядерных реакторов, однако во время плавания задействованы оба (не менее чем 50% мощности).

Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) атомного судна состоит из двух автономных атомных паро-производящих установок (АППУ), паротурбинной (ПТУ) и гребной электрической установок (ГЭУ), двух судовых электростанций, вспомогательных механизмов, обслуживающих систем, судовых устройств и оборудования.

Компоновка всех установок — блочная. Каждый блок включает в себя реактор водо-водяного типа (т.е. вода является и теплоносителем, и замедлителем нейтронов), четыре циркуляционных насоса и четыре парогенератора, компенсаторы объёма, ионообменный фильтр с холодильником и другое оборудование. Реактор, насосы и парогенераторы имеют отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». Всё оборудование расположено вертикально в кессонах бака железоводной защиты и закрыто малогабаритными блоками защиты, что обеспечивает лёгкую доступность при ремонтных работах.

Ядерный реактор — это техническая установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер тяжёлых элементов с освобождением ядерной энергии. Реактор состоит из активной зоны и отражателя. Активная зона содержит ядерное топливо в защитном покрытии (тепловыделяющие элементы — ТВЭЛы) и замедлитель. ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками (ТВС). Активная зона реактора состоит из 241 ТВС.

Корпус реактора с эллиптическим днищем изготовлен из низколегированной теплостойкой стали с антикоррозийной наплавкой на внутренних поверхностях.

Тепловая схема АППУ состоит из 4-х контуров:

  • Через активную зону реактора прокачивается теплоноситель I контура (вода высокой степени очистки). Вода нагревается до 317°С, но не превращается в пар, поскольку находится под давлением. Из реактора теплоноситель 1 контура поступает в парогенератор, омывая трубы, внутри которых протекает вода II контура, превращающаяся в перегретый пар. Далее теплоноситель I контура циркуляционным насосом снова подаётся в реактор. Следует заметить, что вода первого контура никогда не попадает в воду второго контура и утечка радиации, соответственно, не происходит.
  • Из парогенератора перегретый пар (теплоноситель II контура) поступает на главные турбины производства Кировского завода, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трёх турбогенераторов. Параметры пара перед турбиной: давление — 30 кгс/см2 (2,9 МПа), температура — 300°С. Затем пар конденсируется, вода проходит систему ионообменной очистки и снова поступает в парогенератор.
  • III контур предназначен для охлаждения оборудования АППУ, в качестве теплоносителя используется вода высокой чистоты (дистиллят). Теплоноситель III контура имеет незначительную радиоактивность.
  • IV контур служит для охлаждения воды в системе III контура, в качестве теплоносителя используется морская вода. Также IV контур используется для охлаждения пара II контура при разводке и расхолаживании установки.

Благодаря двум главным вращающимся паровым турбинам, шесть турбогенераторов вырабатывают электроэнергию. От генераторов электричество подаётся на три мощных электродвигателя постоянного тока, непосредственно вращающих три вала с гребными винтами. Постоянный ток выбран по той причине, что на таких двигателях легче делать реверс — часто используемый при ломке прочных ледовых полей. Пропульсивная мощность ледокола составляет 54 МВт. Общая мощность на винтах — около 75000 лошадиных сил.

Читать еще:  Характеристики Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-104

АППУ выполнена и размещена на судне таким образом, чтобы обеспечить защиту экипажа и населения от облучения, а окружающую среду — от загрязнения радиоактивными веществами в пределах допустимых безопасных норм как при нормальной эксплуатации, так и при аварии установки или судна. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ созданы четыре защитных барьера между ядерным топливом и окружающей средой:

  • первый — оболочки топливных элементов активной зоны реактора;
  • второй — прочные стенки оборудования и трубопроводов первого контура;
  • третий — защитная оболочка реакторной установки;
  • четвёртый — защитное ограждение, границами которого являются продольные и поперечные переборки, второе дно и настил верхней палубы в районе реакторного отсека.

Безопасность АППУ обеспечена устройствами и системами нормальной эксплуатации и системами безопасности, предназначенными для надёжного выключения реактора, отвода тепла от активной зоны и ограничения последствий возможных аварий.

Проектный ресурс энергетической установки составляет 100 тысяч ходовых часов, но на аналогичных судах он продлевался до 175 тыс., а на сегодняшний день рассматривается вариант продления ресурса до 200 тыс. ходовых часов.

Изначально проект был разработан с учётом того, что ледоколы будут осуществлять проводку транспортных судов в арктических ледовых условиях и смогут применяться для научно-исследовательской работы, а в настоящий момент суда используются также для экскурсионных туров в Арктику к Северному полюсу, с посещением заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа. На борту оборудованы 64 пассажирских каюты для туристов и места для временного размещения людей.

К местам общего пребывания относятся:

  • просторная столовая, способная вместить всех пассажиров за один раз;
  • два бара;
  • магазин;
  • библиотека;
  • лекционный зал;
  • кинотеатр;
  • музыкальный салон с танцплощадкой;
  • тренажёрный зал;
  • спортивная площадка;
  • комната отдыха;
  • две сауны;
  • плавательный бассейн с подогретой морской водой.

На борту судна также имеется небольшой медицинский госпиталь, прачечная и лифт.

Обитаемость экипажа и пассажиров обеспечивается сточно-фановой системой и системами: кондиционирования воздуха, пресной и забортной воды, вентиляции, рефрижерации.

Судно принадлежит Российскому государству и находится в управлении ФГУП «Атомфлот».

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Атомный ледокол «50 лет Победы» поставил рекорд скорости достижения Северного полюса

Атомный ледокол «50 лет Победы» поставил рекорд скорости хода на маршруте Мурманск — Северный полюс, пройдя его за 79 часов. Это более чем вдвое превышает скорость атомохода «Арктика» в 1977 году, когда впервые надводное судно достигло Северного полюса, сообщил в четверг ТАСС директор по судоходству «Атомфлота» Андрей Смирнов.

«Атомоход «50 лет Победы» прибыл на Северный полюс в 02:33 мск 17 августа 2017 года, совершая поход в честь 40-летия первого достижения Северного полюса атомным ледоколом «Арктика» 1977 году. Рейс совершен в рекордные сроки — за 79 часов от причала ФГУП «Атомфлот», — сказал собеседник агентства.

Рейс 40-летней давности занял 176 часов: «Арктика» вышла из Мурманска 9 августа 1977 года в 20:00 мск и достигла полюса 17 августа в 4:00 мск.

Смирнов уточнил, что полюс достигнут надводным кораблем в 124-й раз. «За 40 лет полюс достигался в надводном плавании 124 раза, при этом 111 раз — советскими и российскими судами», — сказал он. Для капитана атомохода «50 лет Победы» Дмитрия Лобусова рейс тоже рекордный — он в 24-й раз достиг полюса в должности капитана. Прежний рекордсмен — капитан атомохода «Ямал» Александр Лембрик — покорил полюс 23 раза.

ЛЬДЫ 40 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ

Поход «Арктики» к Северному полюсу был путем в неизвестность. «Полюс надводным кораблем достигался впервые в мире, поэтому готовились к годовом дрейфу. Брали на борт тракторы», — рассказал Виктор Боярский, председатель Полярной комиссии Русского географического общества. К полюсу решили подходить с Востока, со стороны Новосибирских островов, используя направление естественного дрейфа льда.

На полюсе, по его словам, тогда была совершенно другая ледовая ситуация, чем сейчас — тяжелые многолетние льды. «Сейчас к полюсу можно ходить по расписанию — серьезного льда там нет», — заметил Боярский, который с середины 1990 годов организует туры к Северному полюсу для иностранных туристов.

О МЕМОРИАЛЬНОМ РЕЙСЕ

Рейс атомохода «50 лет Победы» под командованием капитана Дмитрия Лобусова — мемориальный, он посвящен 40-летию первого достижения Северного полюса и точно повторяет рейс атомохода «Арктика», которому принадлежит это достижение. На борту организована конференция с участием представителей Госдумы, Совета Федерации, Госкорпорации «Росатом», полярников разных поколений. Для участников похода подготовлена разнообразная лекционная и дискуссионная программа и участие в водружении флага России на Северном полюсе, для желающих создана возможность искупаться в Северном Ледовитом океане на макушке планеты.

О СЕМЕЙСТВЕ ЛЕДОКОЛОВ

Атомоход «Арктика» был первым из ледоколов новой серии. Затем на Балтийском заводе в Ленинграде (а затем Санкт- Петербурге) их построили еще 5 по тому же проекту: «Сибирь» (1977 год), «Россия» (1985 год), «Советский Союз» (1989 год), «Ямал» (1992 год), «50 лет Победы» (2007 год).

Технические характеристики. Проект 10521 — атомный ледокол «50 лет Победы»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector