Lahti L-39 (ПТР) – ттх, описание, фото, принцип действия
Противотанковое ружье Lahti L-39
Противотанковое ружье Lahti L-39.
Противотанковое ружье Lahti L-39 (официальное обозначение 20 pst kiv/39 , неофициальное — « Norsupyssy » — «слоновье ружье») было разработано известным финским оружейником Аимо Лахти (Aimo Lahti) по требованию финской армии. Первые прототипы создавались под оригинальный 20мм патрон разработки самого Лахти, однако в серии противотанковое ружье Lahti L-39 выпускалось под немецкий 20мм патрон от зенитных пушек FlaK 30 и FlaK 38, закупленных Финляндией в Германии. Кроме того, германские боеприпасы обеспечивали более широкую номенклатуру типов выстрелов — бронебойные, зажигательные, осколочно-фугасные и т.п. В годы Второй Мировой войны финский оружейный завод VKT выпустил порядка 1800 противотанковых ружей Lahti L-39, состоявших на вооружении Финской армии до начала 1960-х годов. В 1944 году на базе противотанкового ружья Лахти разработал легкую зенитную пушку 20 it kiv/39-44 , имевшую автоматический режим огня.
Противотанковое ружье Lahti L-39 использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем и ручным газовым регулятором. Запирание ствола производится при помощи запирающего клина, расположенного в затворе и имеющего возможность перемещения в вертикальной плоскости. Для запирания клин поднимается вверх под воздействием скосов на затворной раме, и сцепляет затвор со ствольной коробкой. После выстрела под действием газового поршня затворная рама начинает отходить назад и ее скосы опускают клин, отпирая затвор. Особенностью конструкции противотанкового ружья Lahti L-39 является то, что после каждого выстрела затвор автоматически остается в заднем (открытом) положении, при этом стрельба ведется с закрытого затвора. Таким образом, для производство очередного выстрела стрелок должен сперва вернуть затвор в переднее положение, нажав пальцами стреляющей руки клавишу на передней части пистолетной рукоятки, под пусковой скобой. Только после этого он сможет произвести выстрел нажатием на спусковой крючок, спустив тем самым скрытый курок. Такое решение было принято для обеспечения лучшего охлаждения ствола между выстрелами с сохранением хорошей точности стрельбы с закрытого затвора. Питание патронами осуществлялось из примыкаемых сверху отъемных коробчатых магазинов, выброс стреляных гильз осуществлялся прямо вниз. Ствол оснащен дульным тормозом для уменьшения ощущаемой отдачи. Стрельба ведется с опоры, с использованием оригинальной спаренной двуногой сошки, закрепленной в передней части ствольной коробки. Сошка имеет две пары ног — внутренняя, более длинная имеет небольшие шипованные опоры и предназначена для стрельбы с твердого грунта, наружная, более короткая, имеет лыжеобразные опоры большой площади и предназначена для стрельбы с мягкого грунта или снега. Прицельные приспособления регулируемые, с установками по дальности от 100 до 1400 метров.
Отчет стрелкового полигона: противотанковое ружьё Lahti L-39
Первое специализированное противотанковое ружье – Tankgewehr M1918 – было придумано и даже не без успеха применено еще в конце Первой мировой войны. Но после победы Антанты на некоторое время тема была благополучно заброшена почти всеми. Побежденным разработки в этой области были прямо запрещены (что, впрочем, не помешало немцам крутить разные интересные схемы с фирмами в других странах), а сами победители в тот момент особой необходимости в подобном эрзац-вундерваффе не видели.
Вновь интерес к теме возобновился только в 30-х, когда масса танков противопульного бронирования заставила военных вновь задуматься о пехотных средствах борьбы с вражеской техникой.
Не остались в стороне от моды и финны, которых давно уже беспокоили фото с маневров восточного соседа, на которых стреляли, прыгали через реку или просто стояли в бесконечных рядах советские танки. Вариантов решения проблемы, как обычно, было два – купить у швейцарцев, заплатив за соответствующее качество ну очень большие по меркам бедной северной страны деньги или попытаться обойтись внутренними ресурсами – то есть заказать разработку ПТР Аймо Лахти.
Финский солдат с 20 мм противотанковым ружьем Lahti L-39 на огневой позиции у реки Охта.
Самым безопасным и благоразумным вроде бы выглядел вариант не складывать все патроны в одну обойму, а подстраховать один заказ вторым. Но на практике это вышло как-то не очень. Формально швейцарский Solothurn принадлежал немецкому концерну Rheinmetall-Borsig AG, а немцы в тот момент были не готовы портить отношения с СССР из-за какой-то там Финляндии. Для покупки ПТР пришлось изобретать сложную схему с закупкой ружей болгарского заказа через Италию. В итоге партия ПТР прибыла весной 1940 года и на достойное украшение новогодней ёлочки уже не тянула.
Трудным оказался путь и собственной разработки, но уже по вине самих финнов. Точнее споров Лахти с военными и военных между собой: каким именно, под какой патрон должно быть новое ПТР, можно ли сделать сразу противотанковый пулемет, чтобы он еще был немножечко зенитным? Пока шли «дебаты», Лахти прорабатывал свои собственные патроны – 13,2 х 120 мм и 20 x 113 мм. Второй вариант, по мнению Аймо, выглядел предпочтительней. Однако и тут разногласия и производственные проблемы привели к тому, что решение о производстве финских ПТР было принято всего за два месяца до начала «зимней войны». Разумеется, развернуть сколь-нибудь массовое производство за такой короткий срок никто не успел, а затем стало немного не до того. На войну попали только два опытных образца 20 мм ПТР и три ранее построенных прототипа 13,2 мм пулемета.
Одним из уроков, которые извлекли финны из этой истории, стало понимание, что оригинальность хороша, но в меру. Поэтому последующие серийные ПТР Лахти были сделаны под патрон (или уже малокалиберный снаряд) 20×138 мм в Lang Solothurn. Он применялся как в приехавших наконец-то швейцарских ПТР, так и в немецких 20 мм зенитных и танковых пушках, а также имел не только бронебойный, но и другие типы снаряжения, что позволяло эффективно использовать ПТР по «мягким целям». Учитывая, что чем дальше, тем меньше даже в глуши советско-финского фронта оставалось танков противопульного бронирования, Lahti L-39 постепенно утрачивала свое противотанковое назначение, превращаясь в крупнокалиберную снайперскую винтовку.
Финские солдаты переносят 20 мм противотанковое ружье Лахти VKT L-39 через железнодорожную насыпь.
Хотя первые серийные ПТР «Лахти» финны «утратили в бою» еще в 41-м году, на советский стрелковый полигон ПТР попало лишь летом 44-го, когда в ходе Выборгско-Петрозаводской операции финны утратили более 300 Lahti L-39 — очень уж неудобно было убегать с ним от наступающих «тридцатьчетверок».
Уже на первом этапе, исследуя работу автоматики ПТР, офицеры полигона отметили сходство отдельных узлов с уже известными им образцами. Так, система штока с поршнем, расположенная снизу, и являющаяся отдельной от рамы деталью, живо напомнила им СВТ и ПТРС, а система запирания – чешский ручной пулемет ZB-30 и японский ручник 1922 года.
Вместе с ПТР также внимательно изучили четыре захваченных вместе с ним патрона. При этом патроны с маркировкой BPD были идентифицированы как итальянские, по аналогии с ранее захваченными боеприпасами к итальянскому пулемету. Действительно, это были снаряды производства итальянской фирмы Bombrini, Parodi & Delfino. На самом деле итальянских снарядов было даже два вида – маркировка SMI расшифровывалась как Società Metallurgica Italiana, но в 1944 году у сотрудников полигона имелись проблемы с доступом в интернет. Наконец, еще один снаряд, также не опознанный на полигоне, на самом деле был родным финским, производства Tikkakoski Ammunition Co. Интересно, что стальная гильза немецкого производства вызвала проблемы с экстракцией, зато с латунными финскими ПТР стреляло без каких-либо проблем.
Но вне зависимости от места рождения, противотанковые возможности 20 мм бронебойных оставляли желать лучшего. При стрельбе по 30 мм бронелисту надежные пробития получились не дальше 175 метров. Этого, в общем, было маловато и для 41-го, не говоря уж о 44-м. Как отметили испытатели, плохие результаты пробиваемости были вызваны как малой начальной скоростью снаряда, так и качеством стального корпуса, уступавшего по твердости даже сердечникам отечественных 14,5 мм бронебойных пуль Б-32. Напомним, что Б-32 предназначались для легких целей, против танков имелись 14,5 мм Б-41 с металлокерамическим сердечником из карбида вольфрама. Поэтому, хотя в итоговом выводе и были отмечены некоторые потенциально интересные особенности конструкции творения Аймо Лахти, вывод испытателей был достаточно скептичен.
«В целом конструкция оружия интереса для отечественной оружейной техники не представляет. Отдельные узлы и механизмы ружья конструктивно в некоторой степени оригинальны и могут обратить на себя внимание отечественных конструкторов, с точки зрения подхода к разрешению отдельных вопросов конструкции того или иного узла или механизма.
По своим маневренным качествам финское ПТР образца 1939 года стоит значительно ниже, имея вес больше, чем ПТРД, в 2,86 раза и в 2,56 раза больше, чем ПТРС. По габаритам финское ПТР образца 1939 года также уступает отечественным ружьям ПТРД и ПТРС.
По боевым качествам финское ПТР образца 1939 года стоит значительно ниже отечественных ружей ПТРД и ПТРС и даёт меньше бронепробиваемости примерно в два раза. Так, броня толщиной 30 мм финским ружьём пробивается только с дистанции не более 175 м (при стрельбе бронебойно-зажигательно-трассирующими снарядами), в то время как отечественные ружья ПТРД и ПТРС пробивают эту же броню с дальности порядка 300–350 м».
Опытная авиационная пушка Lahti L-34 (20 ItK/39T) (Финляндия. 1933 год)
Высшие военные чины предпочитали оружие меньшего калибра, резонно предполагая, что в начале 30-х годов 20-мм пушки были слишком тяжелы, а существующие на тот момент немногочисленные мировые образцы 20-мм систем обладали невысокими баллистическими характеристиками. В то же время 12.7 и 13.2-мм аналоги обладали вполне достаточными характеристиками для борьбы со всей существующей номенклатурой наземных и воздушных целей, будучи при этом существенно дешевле. В 1932 году в Англии был закуплен образец новейшего 12.7-мм пулемета Виккерс класс D под очень мощный патрон 12.7х120SR , который проходил интенсивные испытания в Финляндии в 1932-33 гг. Собственно, испытания этого Виккерса стали отправной точкой для финских разработок 13.2-мм систем, на которых настаивала большая часть армейских начальников. Тем не менее, даже внутри «20-мм лобби» в финской армии мнения разошлись. Сам Аймо Лахти вел разработку 20-мм системы собственной конструкции.
Руководитель департамента вооружений полковник Раатикайнен настаивал на копировании немецкой 2-см Flak 30 (в будущем, принятой на вооружение в Финляндии как 20 ItK/30). Подполковник Саарио, член комитета по разработке оружия, настаивал на покупке швейцарского 20-мм Эрликона. Причем лоббировал эту тему настолько активно, что был заподозрен в личных финансовых интересах (учитывая послезнание в части коммерческой политики фирмы Эрликон, такого рода подозрения обретают статус «почти уверенности»). А между тем, Лахти, как почти любой талантливый амбициозный инженер, считая ниже своего достоинства обращать внимание на ценные указания свыше, приступил к разработке своей конструкции в инициативном порядке параллельно с плановыми исследованиями. Причем, чтобы замаскировать работу, проводимую за государственный счет, ведущуюся без согласования с вышестоящим руководством, Лахти позиционировал свой проект с упором на авиационное назначение. Итогом работы стало появление в 1933 году опытного образца 20-мм автомата, который был предложен финским ВВС. Пушка представляла собой оружие, работавшее на основе комбинации короткого отката ствола и газоотвода, причем, последний использовался лишь для разблокировки затвора. Оружие было достаточно компактным и легким. Масса пушки составляла 38.1 кг, а автоматика позволяла вести стрельбу очередями с темпом стрельбы до 550 выстр/мин. Лахти был разработан свой довольно мощный оригинальный боеприпас 20х113B, снаряд которого покидал ствол с начальной скоростью 838 м/с. Питание осуществлялось из барабанного магазина емкостью 60 патронов. Также были разработаны варианты с ленточной подачей, из дискового магазина емкостью 30 патронов или коробчатого магазина емкостью 15 патронов.
Часть ствола орудия ближе к казенной части имела продольное рифление, дававшее не только жесткость, но и увеличивая коэффициент теплоотдачи, не позволяя стволу перегреваться. На срезе имелся дульный тормоз, призванный снизить отдачу оружия. Электромагнит-соленоид, расположенный на левой задней части приемника, приводил в действие ударно-спусковой механизм в случае размещения оружия в неподвижном исполнении на крыле или в двигателе самолета. Зарядка осуществлялась сжатым воздухом от бортового компрессора. При этом пневмоцилиндр заряжающего устройства являлся неотъемлемой частью оружия и крепился на правой стороне ствольной коробки. В задней части располагался мощный пружинный буфер.
Принцип действия пушки Лахти напоминал более позднюю разработку французской пушки Испано-Сюиза конструкции Марка Биркегта, в основе которой лежали патенты Карла Свибилиуса. Зарядка оружия, как уже отмечалось выше, осуществлялась сжатым воздухом. Шток пневмоцилиндра отводил затвор назад, до момента, когда он фиксировался в заднем положении шепталом. Спуск осуществлялся электромагнитом-соленоидом, отпускающим шептало, после чего затвор под действием возвратной пружины двигался вперед, захватывая очередной патрон из магазина и досылая его в камору патронника. За 19 мм от конца хода затвор входил в зацепление с подвижным стволом и продолжал движение вперед. За 1.5 мм до конца хода приводился в действие ударно-спусковой механизм, боек которого накалывал капсуль патрона, производя выстрел.
Ствол вместе с затвором под действием силы отдачи отбрасывались назад на расстояние 12.7 мм, пока часть пороховых газов отводимая через газоотводную трубку, не разблокировали затвор, позволяя ему двигаться назад отдельно от ствола, удаляя параллельно пустую гильзу из каморы. После чего цикл повторяется, пока соленоид не отпускает шептало, прекращая стрельбу.
Пушка Лахти имела очень чистый профиль, а различные схемы питания позволяли с успехом использовать ее как в неподвижном исполнении на истребителях, так и в турельных оборонительных установках.
В 1935 году была предпринята попытка выйти с новой пушкой на международный рынок. Пушка Лахти, получившая обозначение L-34, была продемонстрирована в Великобритании, однако, англичане не оценили финское оружие. Были отмечены большое количество отказов, главным образом, из-за экспериментального исполнения системы. Наиболее распространенными отказами было заклинивание гильзы при экстракции, а также слишком ранняя разблокировка затвора из-за невозможности отрегулировать диаметр газоотводного отверстия, в результате чего создавалось избыточное давление в газовой камере.
Доводка системы заняла несколько лет, в результате были выпущены 12 прототипов пушки, правда авиационное исполнение пушки Лахти было отставлено. Чтобы добиться надежной работы оружия пришлось пожертвовать скорострельностью, которая была снижена до 325 — 360 выстр/мин, что было уже недостаточно для авиационного вооружения.
Чтобы не пропадать добру практичные финны приспособили опытные образцы в качестве универсального вооружения своих патрульных катеров серии VMV. Для пушки были разработаны три типа боеприпасов 20х113B – фугасный, фугасный с замедлением массой 136 г. и бронебойный трассирующий массой 150 г. Последний пробивал с 300 метров 30 мм брони по нормали или 20 мм при угле встречи в 60 градусов.
Установка позволяла вести круговой огонь с углами возвышения до 90 градусов на предельную дальность до 8 км. Досягаемость по высоте оценивалась в 6900 м. Таким образом, по параметрам дальности стрельбы можно оценить баллистические характеристики финской пушки, как весьма высокие.
Катера с пушками L-34, которые на флоте получили обозначение 20 ItK/39T, (номера VMV-8 — VMV-17) применялись в ходе зимней войны с СССР и, видимо, в начале Великой Отечественной. Но ввиду того, что в финскую армию начали массово поступать более мощные датские пушки Мадсен (20 ItK/39 M) и немецкие 2-см Flak 30 ( 20 ItK/30 ), разработка Лахти была снята с вооружения — финская промышленность тривиально не могла обеспечить их нестандартными патронами. Боеприпасы 20х113В нигде более не применялись и держать производственную линию под снабжение 12 стволов было просто экономически нецелесообразно.
Не смотря на то, что развитие 20-мм автомата Аймо Лахти L-34 как авиационного вооружения зашло в тупик, работа не пропала даром. На базе этой системы было создано несколько образцов крупнокалиберного оружия: экспериментальные «противотанковые пулеметы» L-35/36 под патрон 13,2x118B, L-37 и L-38 под патрон 13.2x120B, обладавшие прекрасными характеристиками. Несколько экспериментальных образцов этих систем были выпущены и использованы в боях с СССР.
Апофеозом развития пушки Лахти стало мощнейшее противотанковое ружье L-39 – 20 pst kiv/39 “Norsupyssy” («Ружье для слонов») под патрон 20х138В Rheinmetall-Borsig, унифицированный с немецкими зенитками. В них Лахти, правда, отказался от комбинированной схемы автоматики, применив “чистый” газоотвод с неподвижным стволом. Финские ПТР были с успехом применены в завершающих боев советско-финской войны 1939-40 гг и в начале Великой Отечественной. Но появление на фронте более современных танков Т-34 и КВ, обладавших иммунитетом против 20-мм калибра, снизило боевую ценность этих ружей, которые тем не менее выпускались и после окончания 2-й Мировой войны, простояв на вооружении до начала 80-х. На их базе в 1940 году был разработан зенитный автомат 20 ItK/40 VKT , конструктивно не отличавшийся от авиапушки L-34, за исключением применения более мощного патрона 20х138В, строившийся серийно и применявшийся в финской армии долгие годы по завершении войны.
Калибр, мм 20
Тип автоматики = Короткий откат ствола с газоотводом
Масса пушки, кг 38.1
Масса с магазином на 60 патронов- 60 кг
Начальная скорость снаряда, м/сек – 800-840
Темп стрельбы, выст/мин – 550 (прототип), 325 — 360 (в зенитном исполнении)
Ёмкость магазина – Барабанный магазин на 60 патронов, коробчатый на 15 патронов, дисковый на 30 или 32 патрона, лента.
Тип патрона 20х113B
Масса снаряда, г 136 (фугасный) и 150 (бронебойный)
Автор текста – Евгений Аранов