21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ан-12 – военно-транспортный самолет

Военно-транспортный самолет Ан-12

В первый полет лайнер Ан-24 отправился в декабре 1957 года. Срок, который потребовался на проектирование самолета, можно назвать рекордным. Он составил только 11 месяцев. Заводские и государственные испытания машины прошли успешно, и уже в 1959 году началась ее эксплуатация.

Базовой версией лайнера стал Ан-10. Он был разработан как среднемагистральный пассажирский самолет. Всего было изготовлено 108 таких авиалайнеров. В 1973 году их сняли с эксплуатации.

Предполагается, что инициатива создания Ан-12 принадлежит Н.С.Хрущеву. Во время посещения конструкторского бюро Антонова он, осматривая машину Ан-8, поинтересовался по поводу ее зарубежных аналогов. Услышав, что в других странах подобные самолеты имеют по 4 двигателя, Хрущев высказал пожелание, чтобы и в СССР были такие машины.

Лайнер был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. Он имел однокилевое оперение и хвостовой грузовой люк. Приподнятая хвостовая часть и большой люк обеспечили возможность осуществлять высадку воздушного десанта, также загружать и выгружать крупногабаритные грузы.

Еще одна важная особенность Ан-12. Разработанные для него шасси позволяют машине садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Порой взлетно-посадочными полосами для него становятся заснеженные поля, большие льдины. Этому способствует и то, что двигатели самолета расположены на большой высоте от земли.

Особые возможности лайнера позволили использовать его и в вооруженных силах, и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Самолет способен перебрасывать в нужные места личный состав, технику. Его можно использовать для спасения и поиска космических объектов. Много раз Ан-12 участвовал в различных спасательных операциях.

Этот лайнер может одновременно перевозить две боевые машины (на базе БТР-Д или две боевые десантные машины. К месту высадки десанта самолет доставляет 60 бойцов.

А еще Ан-12 может выполнять роль летающей лаборатории. При этом выполняются действия, необходимые для испытаний новых двигателей, новейших катапультируемых кресел, обработка систем, обеспечивающих приземление космических кораблей. Список возможностей самолета-лаборатории довольно большой.

Главное достоинство самолета – его надежность. Он безотказно работает в любых климатических условиях. При этом его техническое обслуживание не отличается сложностью.

Самолет Ан-12 в локальных конфликтах и его вооружение

Массово Ан-12 использовался в Афганистане в 1979 – 1989 годах. За эти годы была доказана живучесть самолета, его способность осуществлять полеты в горной местности. В Афганистане он выполнял различные задачи. Это и переброска техники, и доставка личного состава, и участие в военных действиях.

Участие в боевых действиях самолету обеспечивало его вооружение. В его хвосте имеется орудийная башня, в которой установлены две 23-миллиметровые пушки. Есть и прицельно-вычислительный блок, и электронная система, обеспечивающая дистанционное управление. Пушки за минуту делают 1250 выстрелов. Боекомплект – 700 снарядов.

Кроме того самолет оснащен двумя фотографическими бомбами и двумя ночными ориентиро-сигнальными авиабомбами. Имеются также шесть ориентиро-сигнальных бомб и столько же морских, с такими же характеристиками. Вместо перечисленных самолет может взять на борт по столько дневных бомб или такое же количество радиозондов.

Лайнер может оснащаться семидесятью 100-килограмовыми авиабомбами. Возможен вариант наличия на борту 32-ух 250 килограммовых бомб, а также 18-ти 500-килограммовых.

Кабина штурмана оснащена оборудованием для обеспечения прицельного бомбометания. С его же помощью можно сбрасывать и необходимый груз.

Участие в боевых действиях в Афганистане принесло лайнеру всемирную известность. Приобретенный опыт его использования положительно повлиял на дальнейшее развитие военно-воздушных сил СССР и в последующем России.

Коротко о некоторых модификациях

В общей сложности было разработано 30 модификаций самолета. В том числе Ан-12А. Отличительные особенности этого варианта – увеличенная (до 20 тонн) грузоподъемность. Самолет имел дополнительные топливные баки, что существенно увеличило дальность его полета.

Модификация Ан-12Б имела дополнительные кессон-баки и турбогенератор, обеспечивающий автономный запуск двигателей.

Ан-12ТП-2 предназначался для работы в полярных условиях. На нем устанавливались средства, обеспечивающие астронавигацию и дальнюю связь. В нижней части фюзеляжа имелись дополнительные баки.

Модификация Ан-12БК-ИС оборудовалась аппаратурой, обеспечивающей самого самолета от ПВО возможного противника.

На приведенной схеме самолета Ан-12 видно расположение полезного груза в отсеке фюзеляжа (боевая машина и пушка). Ближе к носу за перегородкой небольшой отсек, где находится группа бойцов, которых должны обслуживать доставляемую технику. Следующий через перегородку ближе к носу отсек – кабина пилотов.

Схема самолета Ан-12

Характеристики самолета Ан-12

Длина: 33,10 м.
Высота: 10,53 м.
Размах крыльев: 38 м.
Площадь крыльев: 121,7 кв.м.
Крейсерская скорость: 670 км/ч.
Максимальная скорость: 777 км/ч.
Дальность полета: 3200 км.
Полезная нагрузка: 90 солдат или 60 парашютистов и 2000 кг груза.
Экипаж: 5+1 ч.

Читать еще:  БАИ - средний бронеавтомобиль

Заключение

Самолету Ан-12 за долгие годы пришлось пройти через множество испытаний. Довольно долго он выполнял главную роль в военно-транспортной авиации страны. Численность машин в вооруженных силах доходило до 700. Именно этот самолет стал главным условием становления и развития военно-десантных войск.

Зарекомендовавший себя как надежная машина лайнер приобрел популярность и за рубежом. Этот самолет поставлялся в десятки стран мира. Счет таких поставок – несколько сотен машин. Только первоначальные поставки – это около 200 самолетов. Лайнеру пришлось летать не только в привычных климатических условиях, но и в жаркой Африке. Но и там Ан-12 с честью выдержал все невзгоды.

Ан-12 заслуженно называют легендой авиации. До сих пор несколько десятков этих машин продолжают летать. Последний такой самолет был построен в 1973 году. Но в Китае его продолжают выпускать. Там он имеет обозначение Y-8F и Y-9.

Самолет Ан-12: история создания и обзор летно-технических характеристик

Ан-12 относят к выдающимся самолетам. Созданный удивительно своевременно, построенный в достаточном количестве и на хорошем техническом уровне, неприхотливый в эксплуатации, простой в освоении и имеющий высокую грузоподъемность, самолет Ан-12 принес мировую известность и признание не только коллективу ОКБ и O.K. Антонову, но и всей советской авиапромышленности. Начиная с 1965-х годов практически ни одно большое событие в истории страны, а в некоторых случаях и всего человечества не обошлось без участия легендарного Ан-12. Его активно применяли для оказания помощи во время стихийных бедствий, катастрофы, освоения необжитых районов, прямого участия в государственных переворотах и вооруженных конфликтах, что на долгие годы сделало Ан-12 главным транспортным самолетом планеты.

История появления самолета

В ноябре 1955 года было издано Постановление СМ СССР, которое предписывало ГСОКБ-473 О.К.Антонова разработать сразу два самолета: транспортный «Т» и пассажирский «У». Транспортный самолет было поручено разрабатывать В.Гельприну, именно он стал ведущим конструктором по нему. В конструкции самолета по замыслу Антонова должно быть использовано максимальное количество агрегатов от пассажирского Ан-10.

Уже в июле 1956 года макет будущего самолета был готов. В декабре 1957 года прототип ан 12 первый раз поднялся в воздух. Первоначально планировалось поставить на транспортный самолет двигатели НК-4. Завод №39 в Иркутске даже выпустил в 1958 году 2 серийных ан 12, в которых был установлен двигатель НК-4. Однако техническое описание двигателей не понравилось ЦК КПУ, оно потребовало, чтобы транспортный самолет ан 12 был установлен двигатель АИ-20 разработки ОКБ-478 А.Г.Ивченко. То есть самолет из Украины должен иметь украинский двигатель.

В 1958 году приступили к государственным испытаниям самолета, которые завершились в июне 1959. В том же году самолет Ан-12 приняли на вооружение. Самолет демонстрировал высокую грузоподъемность. По своим возможностям транспортный Ан-12 на порядок превосходил самолет Ан-8. Конструкторы заложили в него огромные резервы для модернизации. Именно поэтому Ан-12 долгие годы оставался в военно-транспортной авиации основным транспортным самолетом.

В декабре 1961 года самолет ан 12, оснащенный лыжным шасси, совершил перелет по пути Москва-Антарктида-Москва. Самолет посетил и северный полюс. В июне 1965 года транспортный самолет ан 12 демонстрировали в Ле-Бурже на XXVI Международном авиакосмическом салоне. В феврале 1966 года на этом самолете начались регулярные грузовые перевозки по маршруту Москва — Рига – Париж по линии Аэрофлота. В июле 1969 года была открыта линия Владивосток-Амстердам. Самолеты Ан-12 неоднократно применялись для перевозки гуманитарной помощи в самые разные части планеты, когда случались катастрофы, стихийные бедствия и другие катаклизмы. Летчики НИИ ВВС в 1991-1992 годах установили 39 мировых рекордов по скорости и высоты.

Ан-12 скорость демонстрировал феноменальную для транспортного самолета. Летчики НИИ ВВС в 1991-1992 годах установили 39 мировых рекордов по скорости и высоты. Самолет за годы производства неоднократно модернизировался. Всего было выпущено 1242 самолета различных модификаций (258 в Воронеже, 155 в Иркутске, 830 в Ташкенте). В разные годы 183 самолетаАн-12 были поставлены в Польшу, Малайзию, Эфиопию, Югославию, Чехословакию, Китай, Кубу, Ирак, Йемен, Индию, Индонезию, Египет, Гану, Гвинею, Алжир, Болгарию и Афганистан. Некоторые из них до сих пор остаются в строю. Применяются они и в гражданской авиации некоторыми авиакомпаниями.

Летно-технические характеристики

СамолетАн-12 имеет следующее техническое описание:

  • Год создания – 1957.
  • Экипаж составляет 5-6 человек.
  • Максимальная скорость составляет 780 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 570 км/ч.
  • Наивыгоднейшая высота полета составляет 8500 м.
  • Практический потолок составляет 10200 м.
  • Дальность перегоночная составляет 6200 км.
  • Дальность действия составляет 3600 км.
  • Длина разбега составляет 1230 м.
  • Длина пробега при посадке составляет 1125 м.
  • Аэронавигационный запас топлива составляет 1600 кг/час.
  • Расход авиатоплива в период крейсерского режима составляет 2,3 т/час.
  • Максимальный взлетная масса составляет 61000 кг.
  • Нормальная взлетная масса составляет 55100 кг.
  • Максимальный посадочная масса составляет 61000 кг.
  • Максимальная грузоподъемность составляет 17 000 кг.
  • Масса снаряженного самолета составляет 35340 кг.
  • Масса пустого самолета составляет 34580 кг.
  • Размах крыльев составляет 38 м.
  • Размеры самолета по длине — 33,1 м.
  • Высота самолета составляет 10,53 м.
  • Максимальный запас топлива составляет 22066 кг.
  • Двигатель — ТВД АИ-20М.
  • Двигатель, мощность составляет 4*3128 кВт.
Читать еще:  Новости Т-26 - легкий танк

Особенности конструкции

  1. Самолет Ан-12 представляет свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла цельнометаллической конструкции. Предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава войск, а также различных военных грузов, в том числе крупногабаритных народнохозяйственных грузов и перевозки раненых. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ десантно-транспортное оборудование включает кран-балку, грузоподъемность которой составляет 3000 кг, транспортер ТГ-12М, лебедку ГЛ-1500.
  2. Фюзеляж представляет полумонокок, он включает две гермокабины экипажа: кормовой и носовой. Кабина изготовлена с частичным бронированием, чтобы защитить экипаж. В кормовой части находится грузовой люк, имеющий три створки. Средняя часть фюзеляжа является не герметичной, в ней располагается грузовая кабина. Шасси трехопорное, оно убирается в фюзеляж. Экипаж получает обзор через остекление носка фюзеляжа. При наступлении внештатной ситуации и катастрофы экипаж может покинуть самолет через два аварийных люка: верхний, если совершается вынужденная посадка ан 12 на воду без шасси и нижний, чтобы покинуть самолёт в воздухе. Транспортно-десантный вариант имеет в кормовой части 2 пушки АМ-23. Грузоподъемность Ан-12 первоначально ограничивалась 14,2 т, чуть позднее она была увеличена до 17 т.
  3. Шасси включает три опоры: две основные и переднюю. База шасси составляет 9,58 м, а колея равняется 4,92 м. Передняя опора шасси убирается назад по полёту, основные опоры — к оси симметрии фюзеляжа. Опоры состоят из: сблокированных колес (передняя), четырёхколесной тележки (основная), телескопической амортизационной стойки, складывающегося подкоса, механизма управления створками, замков и цилиндра уборки-выпуска. В состав основной опоры шасси также входит подкосная ферма и стабилизирующий амортизатор. Все опоры оснащаются азотно-масляными амортизаторами. Передняя опора — управляемая, в нее также входит механизм поворота, рулевой цилиндр-демпфер со следящей системой. Колеса основных опор имеют размеры 1050×300 мм, они снабжены инерционными антиюзовыми датчиками и дисковыми тормозами.
  4. Конструкция крыла кессонного типа, двухлонжеронная. Технологически крыло поделено на пять частей: две средние (СЧК), центроплан, две консольные части. По размаху задней кромки крыла располагается двухсекционный элерон, который имеет внутреннюю весовую балансировку.

Катастрофы

Несмотря на надежность самолета, Ан-12 довольно часто сопровождали различные катастрофы. По неофициальным зарубежным и отечественным данным катастрофы и серьезные аварии привели к потере свыше 225 самолетов. В это число не включены катастрофы, которые произошли в военное время и в военно-воздушных силах. Во многом столь многочисленные катастрофы объясняются распространенностью и длительной эксплуатацией самолета в самых разных странах мира. К потерям приводили как техническое состояние самолета, так и человеческий фактор.

Модификации Ан-12

Ан-12 имел широкий ряд модификаций. Среди них следует отметить следующие:

  1. Ан-12А, Ан-12АП, Ан-12П, Ан-12Б, Ан-12БП, Ан-12БК — транспортные самолеты.
  2. Ан-12БК-ИС – специальный военно-транспортный самолет, который оборудован под ведение РЭП.
  3. Ан-12БК-ППС и Ан-12ПП — самолеты РЭП.
  4. Ан-12БП Циклон — специальный самолет-метеолаборатория.

Видео о Ан-12

Антонов Ан-12

Ан-12 – военно-транспортный самолет СССР, созданный в АНТК Антонова.

Конструкция Ан-12

Аэродинамическая схема машины представляет собой 4-моторный турбовинтовой высокоплан с хвостовым грузовым люком и однокилевым оперением.

Фюзеляж с большим грузовым люком и приподнятой хвостовой частью обеспечивает удобную погрузку/выгрузку габаритных грузов и их парашютное десантирование. Кран-балка (бортовое погрузочное устройство) грузоподъемностью 2,8 т и транспортер ускоряют и облегчают процессы швартовки, погрузки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа Ан-12 практически такая же, как и конструкция Ан-10. Основное отличие – кормовая часть самолета, имеющая хвостовую стрелковую установку и грузовой люк с кабиной воздушного стрелка. В средине фюзеляжа вместо салона пассажиров находится грузовая кабина. Причем передняя часть машины с кабиной экипажа практически полностью совпадает с Ан-10, а именно ее передней частью. Кабина экипажа герметична и имеет отделение от грузовой с помощью гермошпангоута с дверью.

Читать еще:  Видео 3М-14Э - крылатая ракета

Высокой проходимостью обладает шасси самолета, что позволяет ему с легкостью взлетать с заснеженных, грунтовых и ледовых аэродромов. Погрузка крупногабаритных грузов и техники осуществляется в задней части фюзеляжа через грузовой люк. Уровень грузового пола машины находится близко к земле благодаря схеме «высокоплан», что существенно облегчает и упрощает загрузку. Разгрузка и погрузка осуществляются с применением бортовых лебедок, грузовых трапов, кран-балки и транспортера. Для парашютного десантирования на платформах в машине устанавливается транспортер. На полу есть гнезда для разработки Ан-12 и Ан-10. Для самолета выбрали двигатели АИ-20.

16 декабря 1957 г. взлетел первый Ан-12 в Иркутске. С 1959 года он начал поставляться в ВВС. Во время его эксплуатации взлетная масса была увеличена и составляла уже 61 тонну.

Особенности конструкции

Из-за унификации производства Ан-12 и Ан-10 средняя часть фюзеляжа самолета с грузовой кабиной совпадала конструктивно со средней частью фюзеляжа модели Ан-10 и была конструктивно герметичной. Однако задняя часть фюзеляжа, которая имела грузовой люк, рампу и соединялась со средней, была негерметичной изначально. После производства около ста самолетов среднюю часть все-таки сделали герметичной.

Производство Ан-12

В Советском Союзе Ан-12 серийно выпускался только на трех авиационных заводах:

в Ташкенте (830 экз. в период 1962-72 гг.);

в Иркутске (155 экз., 1957-62 гг.);

в Воронеже (258 экз., 1962-72 гг.).

Представителями генерального конструктора были:

в Ташкенте – П.В. Балабуев, В.Ф. Ерошин, Н.А. Погорелов, Х.Г. Сарымсаков, И.Г. Ермохин, Я.Н. Приходько;

в Иркутске – А.М. Леонтьев, А.И. Шиврин, Г.А. Луговой, В.З. Брагилевский;

в Воронеже – А.М. Кондратьев, Н.П. Соболь, Я.Д. Голобородько, В.П. Теплов.

Применение Ан-12

Самолет активно использовался в чрезвычайных ситуациях, в военных целях, для переброски личного состава и военной техники, также для грузовых и пассажирских перевозок, спасания и поиска космических объектов, экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, терпящих бедствие. Он стал толчком для развития влияния ВВС.

Самое большое значение Ан-12 имел в становлении ВДВ СССР. Ан-12 был первым массовым самолетом в ВТА (военно-транспортной авиации), который позволял выполнять массовое десантирование как боевой техники ВДВ, так и парашютистов.

Ан-12 способен брать на борт 2 боевые машины, сделанные на базе БТР-Д, 2С9 «Нона», или 2 боевые машины десанта, а именно БМД-1 или 60 парашютистов. В грузовой кабине парашютисты размещаются в 4 ряда. Десантирование выполняется в 2 потока: первый – бойцы в средних рядах, второй – бойцы, располагающиеся вдоль бортов.

Самолет Ан-12 использовали в качестве летающих лабораторий для таких работ:

отработка систем приземления аппаратов космических кораблей;

испытание мотора АИ-24 с винтами АВ-72 самолета Ан-24;

отработка систем самолетовождения и сборка грузов «Купол» для Ил-76 и Ан-22 (в 1961 году);

испытание тепловизора для формирования карт пожаров и тепловых карт местности;

испытания новейших катапультируемых кресел;

исследования средств обнаружения лазерного облучения, ракет и оперативной радиотехнической разведки;

испытание новых средств обнаружения подводных лодок;

создание искусственного обследования.

Ан-12 зарекомендовал себя в качестве надежного аппарата, который может работать даже в очень сложных климатических условиях. Не менее важно и то, что он неприхотлив в обслуживании.

Вооружение Ан-12

Имеет бомбардировочное и артиллерийское вооружение.

К артиллерийскому относится система пушечного вооружения, которая состоит из кормовой башни с двумя пушками (23 мм), прицельно-вычислительного блока и электросистем дистанционного управления. Боекомплект рассчитан на 700 снарядов, скорострельность – 1250 выстрелов в минуту.

Бомбардировочное вооружение

Две фотографические бомбы и две ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы или два дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы для сбрасывания с балочных держателей

Шесть цветных ориентирно-сигнальных авиабомб, или шесть ночных ориентирно-морских авиабомб, или шесть дневных ориентирно-морских авиабомб, или шесть радиозондов, предназначенных для сбрасывания из ящика держателя

Семьдесят авиабомб калибра 100 кг (ЗАБ, ОФАБ), или 29-32 авиабомб по 250 кг (ЗАБ, ОФАБ, РБК, ПТАБ), или 18 авиабомб по 500 кг (ФЗАБ, ЗАБ, ФАБ), или 18 авиамин для сбрасывания с транспортера

В кабине штурмана для прицельного бомбометания и сброса грузов установлен прицел НКПБ-7. В передней части обтекателя шасси находится два наружных балочных бомбодержателя и два внутри задней части. Ящик держателя для вертикальной подвески шести бомб располагается в хвостовой части фюзеляжа.

Ан-12 видео

В случае необходимости на заднюю створку грузового люка монтируется один ночной фотоаппарат НА-МК/25 или один дневной АФА-42.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: