БА-6 – средний бронеавтомобиль
Средние бронеавтомобили БАИ,БА-3,БА-6
Средний бронеавтомобиль БА-6
Бронеавтомобиль БАИ
В 1932 году на Ижорском заводе был создан бронеавтомобиль БАИ (БронеАвтомобиль Ижорский) на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Руководителем проекта был А.Д.Кузьмин. БАИ был первым в Советском Союзе броневиком с полностью сварным корпусом. Машина имела три двери для посадки экипажа, на крыше устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм танковой пушкой ПС-1 (34 снаряда) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя.
За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Масса БАИ составляла 5 тонн, толщина брони — 4-8 мм, скорость 60 км/ч, а запас хода — 150 км.
Бронеавтомобиль БАИ, был во многом опытной конструкцией, поэтому в 1933—1934 годах их изготовили совсем немного — 90 машин.
Характеристики средних бронеавтомобилей БАИ,БА-3,БА-6
Характеристики приведены для БА-6
Бронеавтомобиль БА-3
В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель БАИ — БА-3. Корпус был удлинен на 50-мм, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей.
Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением, заимствованная от танка Т-26, но с уменьшением толщины брони до 8 мм. Вооружение осталось неизменным — 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. (60 снарядов) и пулемет ДТ. Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля.
Специально для БА-3 были созданы и съемные вездеходные гусеницы, хорошо известный нам «Оверолл». Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10—15 мин.
Машина успешно прошла испытания (при условии усиления передней подвески и улучшения системы охлаждения двигателя) и была принята к производству. В период с 1934 по 1935 год Ижорский и Выксинский завод изготовили 180 бронеавтомобилей БА-3.
Чертеж бронеавтомобиля БА-6
Бронеавтомобиль БА-6
В 1935 году на заводе ГАЗ был налажен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод разработал новый броневик на основе БА-3, БА-6. Никаких существенных отличий в корпусе и вооружении БА-6 не имел и отличить его от БА-3 можно только по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 —1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса.
На БА-6 впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-ААА, по сравнению с «Форд-Тимкен», массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров. Ещё одно существенное отличие БА-6, это использование отечественного карбюраторного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.
Полный отказ от импортных составляющих положительно сказался на скорости и объемах производства — за период с 1936 по 1938 годы Ижорский завод сумел выпустить 386 бронеавтомобилей БА-6.
Модификации бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6
Железно-дорожный вариант. ЖД вариант был разработан ещё для БА-3, но серийно не производился. С БА-6 дело было доведено до конца — у БА-6ЖД, при переходе с колесного хода на рельсовый, на переднем и заднем мостах вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты, а рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6ЖД развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.
БА-6М. В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с броней доведенной до 10-мм и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ.
Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч. В серию БА-6М не пошел.
БА-9. В 1936 г. на Ижорском заводе был построен бронеавтомобиль БА-9 («облегченный БА-6М»), вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. При этом в башне устанавливался только крупнокалиберный пулемет, 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ.
Боевая масса сократилась до 4,5 т., скорость по шоссе возросла до 55 км/ч., существенно увеличился запас хода за счет увеличения емкости топливных баков. Интересно, что БА-9 получил «зеленый свет» от самого К.Е.Ворошилова (в то время нарком обороны), но все уперлось в нехватку пулеметов ДК. В дальнейшем к идее БА-9 уже не возвращались.
Боевое применение бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии, причем большая их часть была сосредоточена на Дальнем Востоке.
Три бригады (7,8,9) по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей, принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол. В период с 1936 по 1938 г.г. в Испанию было поставлено 7 БАИ и 80 БА-6, где БА-6 успешно боролись с танками противника. Оставшиеся броневики служили в Испании до 50-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию.
На западе БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 50-х 20 века) и, в некотором количестве, в Великой Отечественной войне, где упоминания о них встречается до 1942 года.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»
Средний броневик БА-6
БА 6 — советская бронемашина среднего класса, которая имела три оси (6х4) и шасси грузовика ГАЗ-ААА. Техника использовалась различными подразделениями Красной Армии в конце 30-х — начале 40-х годов прошлого столетия. После старта серийного выпуска осуществлялся экспорт в другие страны.
Общая информация о БА-6
Шестая модель являлась продолжением третьей. Её кузов перенесли на новое шасси, применив несколько доработок. Основные отличия от БА-3:
- Прочность соединения корпуса с шасси увеличена;
- Боковые двери моторного отсека делали из цельного листа;
- Заднюю дверь упразднили;
- Над двигателем сделали дополнительный лючок для увеличения поступающего охлаждающего воздуха;
- Тросы для открытия жалюзи перед радиатором заменили тягами;
- В лобовом листе и задней части сделали щели для применения «Нагана»;
- Ремни для крепления гусеничных цепей заменили крюками.
В этом списке указаны основные изменения. В действительности их гораздо больше, но они менее значимы.
Конструкция БА-6
Интегрирование старого корпуса на новое шасси осуществлялось посредством обрезания задней части рамы на 40 сантиметров. На вертикальные полки лонжеронов сваркой крепили 10 кронштейнов. На них надевали кузов и закрепляли болтами. Расстояние между передней осью и задними колёсами — 1 060 миллиметров. Прочность передней рессоры повысили тремя пластинами.
- Длина — 4,9 м;
- Ширина — 2,1 м;
- Высота — 2,4 м;
- Колёсная формула — 6х4;
- Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
- Максимальная скорость — 43 км/ч;
- Ход без дозаправки — 130-200 км (зависит от дорожных условий).
Шины с губчатой камерой установили для повышения живучести авто: они не боялись проколов и пулевых попаданий (благодаря наполнителю из пористой резины). Наклон рулевой колонки понизили до 29 градусов (это улучшило условия работы рулевого).
Под капот установили бензиновый силовой агрегат, развивавший мощность до 40 лошадиных сил. Вкупе с ним работала механическая коробка передач (4+1) с демультипликатором со скользящими зубчатками. Заданной мощности не хватало для достижения пятитонной машиной приемлемой скорости. Один топливный бак разместили в моторно-трансмиссионном отделении (44 литра). Ещё один установили на крыше над водителем (24 литра). В боевых действиях стало понятно, что последнее решение — роковая ошибка. При пробитии бака топливо поступало в салон и часто воспламенялось.
Вооружение БА 6 — 45-миллиметровая пушка 20К и 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, которые находились в цилиндрической башне. В лобовой части справа от водителя имелся ещё один ДТ. Толщина листов башни — 8 миллиметров. Вертикальное прицеливание осуществлялось в диапазоне от -6 до +22 градусов. За поворот башни отвечал стрелок, применявший ручной привод. Для наводки на цели использовали телескопический и перископический панорамный прицельные механизмы.
Бронеавтомобиль обладал богатым внутренним оснащением. Под запасные части для вооружения выделили четыре ящика (находились на полу). Для продовольствия и подрывных веществ установили по 4 сумки (их закрепили ремнями на бортовых листах в задней части транспорта). В этой же части крепилась аптечка.
Ещё четыре сумки с химическим имуществом расположили в нижней части башни. Стрелку имел собственные огнетушитель и аптечку. У него в распоряжении также был домкрат. Ящик с инструментами для ремонта БА 6 расположили за сиденьем пулемётчиками. Там же находились запасные стёкла для смотровых приборов башни. Множество других мелких предметов равномерно распределили по всему салону (буксировочный трос, заводная рукоять и другое).
Аккумуляторную батарею поместили в левой части управленческого отсека под полом. Большой радостью для военных стало введение в конструкцию внутреннего освещения. Так же имелись розетки (рядом с водительским местом и в башне) для включения переносных ламп.
После ряда испытаний специалисты выявили два основных недостатка — маленький запас ресурса губчато-камерных шин (до 1 300 км) и низкая максимальная скорость. Остальные минусы незначительны:
- Из-за маленьких размеров дверей была затруднена загрузка и выгрузка экипажа. Посадка через башню трудноосуществима из-за отсутствия подножек и ручек;
- Обзорные щели давали ограниченный обзор из-за непродуманной конструкции;
- Точность стрельбы во время движения снижалась из-за сильной раскачки;
- Общие условия в салоне были признаны некомфортными;
- Вентиляционная система работала плохо.
Некоторые экземпляры имели на борту радиостанцию. Такие машины предназначались для командиров отрядов и штабного руководства.
БА 6 М и 9
Модификация 6М — улучшенный вариант стандартной техники. Она получила дополнительный бак увеличенного объёма (52 литра). Его расположение, несмотря на пожелания солдат, не изменили. Количество кронштейнов для крепления снизили до 8 штук.
Главным нововведением стало изменение башни. Цилиндрическую форму сменила коническая. Для повышения пулестойкости листы, из которых её делали, расположили под углом 10 градусов и скрепили между собой сваркой. Вооружение, внутреннее оснащение и технические характеристики не изменились.
Во второй половине 1936 года выпустили облегчённую версию броневика. Снижение веса достигли за счёт упразднения 45-миллиметровой пушки. В башне и лобовой части осталось по одному пулемёту. Новая модель получила наименование БА-9. Её масса составила 4,3 тонны. Несмотря на прохождение необходимых испытаний, 9-я модель не вошла в серийное производство из-за дефицита в стране требуемого вооружения.
Боевое применение БА-6
После налаживания массового выпуска руководство страны позаботилось об экспорте нового бронированного транспорта в другие страны. Первой стала Испания, получившая 80 экземпляров в рамках союзной помощи. Первые испытания пришлись на январь 1937 года, когда испанские солдаты отбивали наступление на Мадрид. Тогда военное руководство задействовало все доступные БА 6, распределив их по разным отрядам.
В декабре 1937 года 30 броневиков приняли участие в наступательной операции на Теруэльский выступ. Тогда республиканцы одержали уверенную победу над врагом. Несколько машин сохранилось после окончания гражданской войны. Они состояли на вооружении до начала 50-х годов.
79 единиц техники СССР поставило на вооружение в армию Монголии. Их применяли в разных сражениях, включая битву у реки Халхин-Гол. Общее количество экспортированных авто составило 187 штук. Советская армия использовала БА 6 в походе на Польшу и сражениях с финнами. Транспорт успел принять участие в ВОВ, сойдя с вооружения в 1942 году. В Финляндии трофейную технику эксплуатировали до 1956 года.
Какой можно сделать вывод?
История БА-6 не получилась богатой, так как техника стала промежуточным этапом до 10-й модели. Но даже это не помешало ей внести большой вклад в успех многих предвоенных операций. Военные положительно отзывались о транспорте, несмотря на наличие существенных недостатков.
Главной проблемой были плохая вентиляция и наличие бензобака на крыше (в случае попадания снаряда, происходило возгорание). На протяжении шестилетней истории машины конструкторы не предприняли каких-либо мер, чтобы исправить это. Единственный уцелевший экземпляр можно рассмотреть на смотровой площадке ЦМВС в Москве. Всего выпущено 386 авто.
Средний бронеавтомобиль БА-6 1936 года
Технические характеристики ТТХ БА-6
- Годы выпуска: 1936-1938 гг.
- Всего изготовлено: 394 шт.
- Заводы-изготовители: Ижорский завод (г.Ленинград).
- Разработчик: КБ Ижорского завода.
- Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг), военный конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская (1939 г) и Великая Отечественная войны.
- Боевая масса: 5,12 т.
- Экипаж — 4 человека.
- Габаритные размеры: длина — 4900 мм, ширина — 2007 мм, 2360 мм, клиренс — 235-240 мм.
- Вооружение: 45-мм 20-К (боекомплект — 60 выстрелов), два 7,62-мм ДТ (боекомплект — 3276 патронов).
- Толщина брони: 8-9 мм.
- Двигатель: ГАЗ-АА. Типа — 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность — 40 л.с.
- Максимальная скорость движения — 42-52 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 265 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,3 м, ров — 0,8 м.
Разработан на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА и корпуса от бронеавтомобиля БА-3. На момент создания обладал достаточно мощным вооружением. Особенностью БА-6 стало использование пулестойких шин «ГК». Бронеавтомобиль стоял на вооружении разведывательных подразделений стрелковых, танковых и кавалерийских соединений Красной Армии.
Советский бронеавтомобиль БА 6 — случайное появление
Строительство танков, которое в Советском Союзе к середине 30-х годов приобрело широкий размах, привело к появлению большого количества комплектующих. Это стало одним из факторов, ввиду которого в СССР было налажено серийное строительство пушечных бронеавтомобилей. Советские танки Т-26 и БТ оснащались башнями с 45-мм пушкой, конструкция которых могла быть использована на колесной базе. Первым шагом в этом направлении стал пушечный бронеавтомобиль БА-3. За ним последовал усовершенствованный тип бронемашины того же класса — бронеавтомобиль БА 6, которые имел идентичную конструкцию, однако отличался размерами колесной базы и конфигурацией бронированного корпуса.
Несмотря на довольно малое количество, машины, сошедшие с конвейера, сумели принять участие во всех значимых вооруженных конфликтах, которые вел Советский Союз в 30-е и 40-е годы. Советские пушечные броневики громили японцев на Халкин-Голе. Применялись машины во время финской компании. На этих броневиках советские солдаты воевали с вермахтом в первые месяцы Великой Отечественной войны. Эту машину, несмотря на все ее положительные тактико-технические характеристики, можно назвать случайной. Концепция, под влиянием которой в СССР разрабатывались пушечные броневики, к началу Второй Мировой войны кардинально изменилась. Последующие события на фронте показали, в каком ключе должна развиваться гусеничная и колесная бронированная техника. Время колесных пушечных легкобронированных автомобилей безвозвратно ушло. Наступала эпоха бронетранспортеров.
Как создавался пушечный БА 6?
В середине 30-х годов советское автомобилестроение достигло определенных успехов. На Горьковском автозаводе с 1935 года начался выпуск трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Это был качественный скачок, позволивший существенно расширить возможности по моторизации Красной Армии. Помимо транспортного обеспечения артиллерийских и моторизованных частей новыми и более мощными грузовыми автомобилями, советское военное руководство решило использовать новый грузовик для создания тяжелых бронеавтомобилей.
Первый практический опыт с бронемашиной БА-3 показал имеющиеся возможности для дальнейшей работы в этом направлении. Вскоре Ижорский завод, который в те годы являлся основным производителем бронеавтомобилей, наладил выпуск новой машины. Для этого вместо колесной базы ФОРД-АА, использовали шасси нового автомобиля ГАЗ-ААА. Сказать, что появление нового бронеавтомобиля было обоснованным, нельзя. Принципиально конструкция БА 6 ничем не отличалась от конструкции своего предшественника. Все та же колесная формула 6х4, аналогичное бронирование, которое формировались броневыми плитами толщиной 8 мм. Основное вооружение также не изменилось. На машине устанавливалась танковая башня танка Т-26 в несколько видоизмененном виде. Толщина брони башни была значительно меньше — всего 8 мм.
Единственное, в чем было отличие нового детища Ижорских конструкторов от машины БА-3 — колесная база. На новой машине ширина колеи составляла 1940 мм, на 35 мм шире чем у броневика БА 3. Сзади на бронированном корпусе отсутствовала дверь и обзорные люки. Ходовая часть получила и еще одно новшество. Впервые на боевой машине были использованы пуленепробиваемые автомобильные шины, заполненные специальным резиновым составом. Благодаря использованию нового шасси, конструкторам удалось добиться снижения массы машины. Броневик получился на 700 кг легче своего предшественника.
Бронированный автомобиль имел отечественный 40 сильный карбюраторный двигатель, обеспечивающий пятитонной машине скорость движения по дороге 40 км/ч.
Место бронеавтомобилей в Красной Армии
Советский Союз активно строил колесные автомобили ввиду того, что основная стратегия Красной Армии заключалась в ведении военных действий на территории европейских государств, там, где преобладает хорошо развитая сеть шоссейных и автомобильных дорог. Если для танков отводилась основная роль ударной силы, то колесные бронеавтомобили вооруженные пушками должны были стать боевым авангардом наступающих войск. Двигаясь по шоссе в составе колонны моторизованных частей, было гораздо быстрее достичь определенного населенного пункта, занять удобные стратегические позиции. Колесный бронированный транспорт в данном случае был очень удобен, даже несмотря на то, что тогдашняя система бронирования была противопульной.
На Ижорском заводе, где до этого собирались броневики БА-3, быстро освоили производство нового бронеавтомобиля. С 1936 года по 1938 год с заводских цехов выкатились 386 БА 6. Все машины поступили на оснащение разведывательных подразделений кавалерийских, стрелковых и танковых частей Красной Армии, где и продолжали оставаться на вооружении до 1942 года. В Забайкальском военном округе был сформирован мотобронированный полк. В дальнейшем полк был развернут до бригады, которая включала три батальона. Основной парк бригады был представлен легкими, средними и тяжелыми бронеавтомобилями советской постройки.
В начале 1937 года Советский Союз направил до 80 машин в помощь республиканским войскам, сражавшимся в Испании с мятежниками. Эти машины вошли в состав Первой Республиканской бронетанковой бригады, где вместе с советскими танками Т-27 и БТ бронеавтомобили участвовали в кровопролитных боях за Мадрид. Отсутствие у мятежников организованной противотанковой обороны позволяло успешно применять колесные бронемашины на отдельных участках фронта. Однако через два года летом 1939 года, когда вспыхнул вооруженный конфликт на реке Халкин-Гол, ситуация кардинально изменилась. Мотобригадам, оснащенным и укомплектованным полностью колесной бронетехникой, пришлось участвовать в боях с японскими войсками на реке Халкин-Гол. Боевое применение показало ошибочность идеи массового использования бронеавтомобилей в ходе прямого боевого столкновения с оборонительными порядками противника.
Из 200 машин, имеющихся в распоряжении 1-й армейской группы на момент начала активных боевых действий, в ходе последующих боев было потеряно до четверти машин всех типов. Из этого количества потерянных БА 6 было 44 машины.
Японские войска, вооруженные артиллерией легко поражали советские бронеавтомобили с расстояния в 500-1000 метров. Даже неуклюжие японские танки тип 95 «Ха-Го» и тип 89 «Оцу», вооруженные 37-мм и 57-мм пушками могли успешно бороться с советскими бронеавтомобилями, имеющими противопульное бронирование. Потери, понесенные в столкновении с японцами, горький опыт неудачного применения бронеавтомобилей не были учтены советским командованием. В дальнейшем, уже в столкновениях с пехотными и моторизованными частями вермахта летом-осенью 1941 года советские бронечасти, оснащенные колесными пушечными бронеавтомобилями БА-3, БА-6 и БА-10 были разгромлены. На этот период приходится основная часть потерь парка советских броневиков.
Конструкция бронеавтомобиля БА 6
Несмотря на то, что в основе конструкции нового бронеавтомобиля использовалось более прочное и надежное шасси автомобиля ГАЗ-ААА, броневик Ижорского завода не обладал высокими ходовыми качествами. Малый клиренс не обеспечивал хорошей проходимости машине в условиях бездорожья. Ведущие сдвоенные задние колеса часто забивались грязью и начинали пробуксовывать. В результате машина брюхом садилась в колею и становилась обездвиженной. Этот недостаток особенно ярко проявился в ходе зимней войны 1939-40 гг., где глубокий снежный покров становился непреодолимой преградой для колесных бронеавтомобилей наступающих частей Красной Армии.
Другим существенным недостатком конструкции советской бронированной машины являлось слабое бронирование. Толщина листов 8 мм предохраняла экипаж машины от винтовочных выстрелов. Попадание в машину пулеметных пуль крупных калибров, не говоря уже о попадании пушечных снарядов, ставило крест на броневике, как на боевой единице и несло угрозу жизни экипажа. В качестве средства ведения разведки, средние бронеавтомобили имели ограниченные возможности. Для использования во фронтальной атаке или в качестве средства усиления обороны, машина явно была не подготовлена.
Единственным плюсом, который мог в какой-то мере нивелировать имеющиеся недостатки конструкции машины, являлось вооружение бронеавтомобиля БА 6. Основным вооружением бронированной машины стала 45-мм пушка 20К, которая устанавливалась в башне. Вместе с ней в башне стоял курсовой 7,62 –мм пулемет ДТ. Экипаж бронеавтомобиля мог вести круговой обстрел, вращая башню собственными усилиями. Боекомплект орудия насчитывал 60 выстрелов. Большая часть снарядов хранилась в корпусе боевой машины. Прицельные приспособления, установленные на броневик, были представлены телескопическим прицелом и панорамным прицелом перископного типа.
Второй курсовой пулемет устанавливался рядом с местом водителя. По огневой мощи советские средние бронеавтомобили не имели равных среди бронированной колесной техники армий других стран. Пушечные бронеавтомобили в английской и в американской армии стали проявляться только во второй половине 1942 года, когда военные действия пришлось уже вести в континентальной Европе.
Для придания мобильности пехотным и кавалерийским частям конструкторами Ижорского завода была разработана железнодорожная версия машины БА-6ЖД. На бронеавтомобиле вместо резиновых колес устанавливались скаты специальной конструкции, позволяющие машине передвигаться подобно мотодрезине непосредственно по рельсам. Бронированная машина передвигалась по рельсам со скоростью 55 км/ч, что делало ее удобным средство разведки, действуя в паре с бронепоездами.
Одна из модификаций машины БА-6М имела более мощный 50-ти сильный двигатель и бензобаки большей емкости. Соответственно запас хода увеличился с 200 до 250 км.
В заключение
Появление в составе армейских частей Красной Армии средних бронеавтомобилей не принесло реальной пользы в тактическом плане. Машина, которая внешне выглядела внушительно и грозно, на деле оказалась неприспособленной к современным требованиям, предъявляемым к бронированной технике. В отсутствие сильного и умелого противника машина могла использоваться достаточно долго. Переданные Монгольской народной армии советские бронемашины еще долгие годы продолжали оставаться на вооружении, составляя основную часть бронетанковых подразделений.
В Советском Союзе последний раз довольно крупное количество колесных пушечных бронеавтомобилей было замечено в ходе Харьковской операции летом 1942 года, закончившейся поражение Красной Армии. Советские бронеавтомобили, доставшиеся финнам в качестве трофеев за время двух войн, продолжали оставаться на вооружении финской армии до 1956 года.