34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БАИ – средний бронеавтомобиль

Средние бронеавтомобили БАИ,БА-3,БА-6

Средний бронеавтомобиль БА-6

Бронеавтомобиль БАИ

В 1932 году на Ижорском заводе был создан бронеавтомобиль БАИ (БронеАвтомобиль Ижорский) на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Руководителем проекта был А.Д.Кузьмин. БАИ был первым в Советском Союзе броневиком с полностью сварным корпусом. Машина имела три двери для посадки экипажа, на крыше устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм танковой пушкой ПС-1 (34 снаряда) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя.

За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Масса БАИ составляла 5 тонн, толщина брони — 4-8 мм, скорость 60 км/ч, а запас хода — 150 км.
Бронеавтомобиль БАИ, был во многом опытной конструкцией, поэтому в 1933—1934 годах их изготовили совсем немного — 90 машин.

Характеристики средних бронеавтомобилей БАИ,БА-3,БА-6

Характеристики приведены для БА-6

Бронеавтомобиль БА-3

В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель БАИ — БА-3. Корпус был удлинен на 50-мм, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей.

Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением, заимствованная от танка Т-26, но с уменьшением толщины брони до 8 мм. Вооружение осталось неизменным — 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. (60 снарядов) и пулемет ДТ. Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля.

Специально для БА-3 были созданы и съемные вездеходные гусеницы, хорошо известный нам «Оверолл». Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10—15 мин.

Машина успешно прошла испытания (при условии усиления передней подвески и улучшения системы охлаждения двигателя) и была принята к производству. В период с 1934 по 1935 год Ижорский и Выксинский завод изготовили 180 бронеавтомобилей БА-3.

Чертеж бронеавтомобиля БА-6

Бронеавтомобиль БА-6

В 1935 году на заводе ГАЗ был налажен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод разработал новый броневик на основе БА-3, БА-6. Никаких существенных отличий в корпусе и вооружении БА-6 не имел и отличить его от БА-3 можно только по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 —1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса.

На БА-6 впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-ААА, по сравнению с «Форд-Тимкен», массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров. Ещё одно существенное отличие БА-6, это использование отечественного карбюраторного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.

Полный отказ от импортных составляющих положительно сказался на скорости и объемах производства — за период с 1936 по 1938 годы Ижорский завод сумел выпустить 386 бронеавтомобилей БА-6.

Модификации бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Железно-дорожный вариант. ЖД вариант был разработан ещё для БА-3, но серийно не производился. С БА-6 дело было доведено до конца — у БА-6ЖД, при переходе с колесного хода на рельсовый, на переднем и заднем мостах вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты, а рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6ЖД развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.

БА-6М. В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с броней доведенной до 10-мм и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ.
Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч. В серию БА-6М не пошел.

БА-9. В 1936 г. на Ижорском заводе был построен бронеавтомобиль БА-9 («облегченный БА-6М»), вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. При этом в башне устанавливался только крупнокалиберный пулемет, 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ.
Боевая масса сократилась до 4,5 т., скорость по шоссе возросла до 55 км/ч., существенно увеличился запас хода за счет увеличения емкости топливных баков. Интересно, что БА-9 получил «зеленый свет» от самого К.Е.Ворошилова (в то время нарком обороны), но все уперлось в нехватку пулеметов ДК. В дальнейшем к идее БА-9 уже не возвращались.

Боевое применение бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии, причем большая их часть была сосредоточена на Дальнем Востоке.

Три бригады (7,8,9) по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей, принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол. В период с 1936 по 1938 г.г. в Испанию было поставлено 7 БАИ и 80 БА-6, где БА-6 успешно боролись с танками противника. Оставшиеся броневики служили в Испании до 50-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию.

На западе БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 50-х 20 века) и, в некотором количестве, в Великой Отечественной войне, где упоминания о них встречается до 1942 года.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10

В 1938 году на вооружение Красной Армии был принят средний бронеавтомобиль под обозначением БА-10, который был разработан в 1937 года на Ижорском заводе группой конструкторов в составе достаточно известных специалистов: В. А. Грачева, О. В. Дыбова и А. А. Липгарта. Данный бронеавтомобиль представлял из себя дальнейшее развитие советских бронеавтомобилей БА-3, БА-6 и серийно производился с 1938 по август 1941 года. Всего за этот период удалось собрать 3291 бронеавтомобиль БА-10, что автоматически сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем довоенной постройки, а также самым массовым средним бронеавтомобилем. Данная машина достаточно успешно применялась советскими войсками в боях на Халхин-Голе, во время зимней войны с Финляндией, а также практически на всем протяжении Великой Отечественной. Некоторая часть БА-10 была поставлена Монголии, кроме того, некоторое количество трофейных автомобилей данного типа использовали армии Германии и Финляндии.

Историю данного бронеавтомобиля необходимо начать еще с 1927 года, когда был готов технический проект нового бронеавтомобиля, получившего название БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Постройкой данной машины занялись на Ижорском заводе. В 1938 году после проведения серии успешных испытаний данная машина под обозначением БА-27 обр. 1928 года была принята на вооружение РККА. Первоначально она производилась на базе шасси грузовика АМО-Ф-15, но уже с лета 1929 года базой для бронеавтомобиля стало новейшее для того времени шасси полуторатонного грузовика «Форд-АА», который оснащался четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, развивавшим мощность в 40 л.с.

Читать еще:  Видео БМП-1 - боевая машина пехоты

До конца 1931 года было выпущено всего около сотни бронеавтомобилей БА-27. Многие из них приняли активное участие в боях с китайцами на КВЖД и в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии. Бронеавтомобиль обладал массой в 4,14 тонны и имел бронирование на уровне 4-7 мм. Его главным вооружением была 37-мм пушка конструкции барона Михаила Федоровича фон Розенберга – дяди того самого Альфреда Розенберга, который являлся одни из идеологов НСДАП. Данное орудие, обладая длиной ствола всего лишь в 19 калибров, имело слабую бронепробиваемость и было непригодно для борьбы с танками. На расстоянии в 200 метров его снаряд пробивал броню в 10 мм, на расстоянии в 100 метров – 12 мм.

Полностью осознавая беспомощность данного бронеавтомобиля в борьбе с танками противника, в СССР начали работы над более совершенным бронеавтомобилем. Стремясь усилить огневые возможности машины, в 1934 году конструкторами был разработан новый бронеавтомобиль БА-3, который получил башню от танка Т-26. Разнообразные по назначению 45-мм снаряды установленной в данной башне пушки имели существенно большую начальную скорость и пробитие, а совершенная система наводки помогала вести достаточно точный, прицельный огонь.

К 1935 году на Горьковском заводе было освоено производство нового грузового автомобиля ГАЗ-ААА, имеющего трехосное шасси. По сути это был трехосный вариант полуторки, у которого два задних моста были ведущими. В том же 1935 году ворота завода покинул новый бронеавтомобиль, получивший название БА-6. Его бронирование было увеличено и доведено до 9-мм. Еще через год он был заменен в производстве версией БА-6М и, наконец, в 1938 году методом проб и ошибок был создан новый средний бронеавтомобиль БА-10. Базой для него послужило шасси грузовика ГАЗ-ААА, но с укороченной рамой. Ее задняя часть была сокращена на 400 мм, а из средней части вырезали 200 мм.

Параллельно с ним был спроектирован еще один бронеавтомобиль – БА-9, который вооружался одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДК, который устанавливался в башне вместо стандартной спаренной пушечно-пулеметной установки. Данная машина проходила испытания весной 1937 года. После этого даже было принято решение о ее серийном выпуске, но по причине отсутствия должного количества крупнокалиберных пулеметов БА-9 серийно не производился.

Бронеавтомобиль БА-10 был спроектирован по классической компоновочной схеме, которая предусматривала переднее расположение двигательной установки. Две пары задних колес были ведущими, передние были управляемыми. Экипаж бронеавтомобиля включал в себя 4 человека: водителя, командира машины, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составлял 4655 мм, ширина – 2070 мм, высота – 2210 мм. Боевая масса машины составляла – 5,14 т., что позволяло БА-10, оснащенному 50-сильным двигателем М-1, развивать по шоссе скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль отличался хорошей проходимость, а благодаря низко подвешенным, свободно вращающимся запасным колесам мог спокойно преодолевать даже траншеи.

Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытый, клепано-сварной, он производился из листов катаной стали разной толщины, которые везде были установлены с рациональными углами наклона, что увеличивало степень защищенности экипажа. Для изготовления днища применялись листы толщиной в 4 мм, для крыши – 6 мм листы, бортовое бронирование корпуса имело толщину в 8-9-мм, а лобовые детали бронеавтомобиля были представлены листами толщиной в 10-мм. Топливные баки БА-10 прикрывались также дополнительными бронелистами. Для посадки и высадки экипажа по бортам располагались прямоугольные двери, имеющие небольшие окна, которые оборудовались бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей применялись внутренние петли, что позволяло сократить количество мелких деталей на внешней поверхности корпуса.

За отделением управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась на уровне ниже крыши кабины водителя. За счет применения ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось уменьшить общую высоту машины. Непосредственно над боевым отделением находилась сварная коническая башня кругового вращения, имеющая большой полукруглый люк, с откидывающейся вперед крышкой. Через люк можно было попасть в машину или покинуть ее, а также осуществлять наблюдение за местностью. Помимо этого, в боевой обстановке обзор обеспечивался за счет смотровых щелей, которые находились в бортах башни.

В качестве основного вооружения БА-10 использовалась 45-мм пушка 20К обр. 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, установленные в цилиндрической маске двухместной башни. Пушка служила для борьбы с бронетехникой противника: танками, самоходками, бронемашинами. Для 1930-х годов ее бронепробиваемость была более чем достаточной. На расстоянии в 500 метров по нормали снаряд, выпущенной из данной пушки, мог пробить 43-мм броню.

Обладало орудие и возможностями борьбы с пехотой. Для этого оно оснащалось картечью и осколочной гранатой. 45-мм осколочная гранта при взрыве образовывала около 100 осколков, которые сохраняли свою убойную силу при разлете в глубину на 5-7 метров и по фронту на 15 метров. Картечные же пули при стрельбе образовывали зону поражения на расстоянии в 60 метров по фронту и до 400 метров в глубину. Помимо этого в боекомплект орудия могли включаться бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления гарнизонов ДОТов и экипажей танков. Они содержали до 16 г. состава, которые в ходе химической реакции превращался в синильную кислоту.

Наведения оружия на цель в вертикальной плоскости производилось в секторе от -2 до +20 градусов. В состав боекомплекта БА-10 входили 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Круговое вращение башни производилось при помощи ручного механизма поворота. Для ведения прицельного огня в распоряжении командира и наводчика машины имелся перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года и телескопический прицел ТОП образца 1930 года.

В передней части бронеавтомобиля располагался моторный отсек, в котором устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, имеющий рабочий объем в 3280 см3, данный двигатель развивал максимальную мощность в 50 л.с. при 2200 об/мин, что позволяло БА-10 передвигаться по дорогам, имеющим твердое покрытие, со скоростью до 53 км/ч. С учетом полной заправки бронеавтомобиль мог преодолеть от 260 до 305 км. в зависимости от состояния дорожного покрытия. С двигателем ГАЗ-М1 взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехступенчатая коробка передач (4 вперед, 1 назад), однодисковое сцепление сухого трения, демультипликатор, главная передача, карданная передача, механические тормоза. При этом тормоза с передних колес машины были сняты и был введен центральный тормоз в трансмиссии.

Ходовая часть бронеавтомобиля была трехосной и неполноприводной (6×4). В ходовой части использовались шины ГК размером 6,50-20. На передней оси БА-10 были установлены односкатные колеса, на двух задних ведущих осях – двухскатные. Запасные колеса устанавливались по бортам корпуса и свободно вращались на своих осях. Такая схема не позволяла бронеавтомобилю сесть на днище и облегчала преодоление различных препятствий: рвов, окопов и насыпей. Он легко преодолевал подъемы крутизной в 24°, а также броды глубиной до 0,6 метра. Для увеличения проходимости машины на задние скаты могли устанавливаться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл». Передние колеса БА-10 прикрывали крылья обтекаемой формы, задние прикрывались широкими и плоскими крыльями, которые образовывали над колесами полки, на которых закреплялись различные ящики с инструментами, с запасными частями и другим штатным снаряжением.

Со временем увидела свет и модернизированная версия машины – БА-10М, которая отличалась новыми бензобаками емкостью по 54,5 литра каждый. Бензобаки были расположены в специальных бронекожухах по бортам машины вдоль крыльев задних колес. Бензопроводы проходили по днищу машины и были уложены в специальные бронированные планки. Ходовые качества от этого не улучшились, но живучесть машины в боевых условиях удалось повысить, так как в случае пробития топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Помимо этого БА-10М получил бронезащиту пулеметной установки, смонтированной в корпусе по ходу движения, ящик ЗИП для прицельного оборудования, а также новый поворотный механизм башни. Также на бронеавтомобиле изменили установку глушителя и ввели ряд других несущественных усовершенствований, которые делали работу экипажа более комфортной. При этом масса БА-10М составила 5500 кг., что никак не отразилось на динамических качествах машины. Стоит отметить, что из-за дефицита в СССР радиооборудования далеко не все бронеавтомобили были оснащены радиостанциями 71-ТК-1.

Читать еще:  Схемы Ил-4Т - торпедоносец

БАИ БАИ-М Средний бронеавтомобиль

Появление родоначальника серии советских бронеавтомобилей с колесной формулой 6х4 неразрывно связано с Системой танко-трактороного и авто-броневого вооружения, принятой в июле 1929 года. В числе прочей техники было выдвинуто требование создать два типа среднего бронеавтомобиля, задание на разработку которых поручили КБ Ижорского завода (ИЗ) и инженеру Н.Дыренкову. Сроки при этом оговаривались довольно жесткие.

В качестве основы им предлагалось взять ходовую часть с двигателем и трансмиссией американского грузовика “Форд-Тимкен”. Партия из 100 таких машин прибыла в 1929 году в СССР, а в конце 1930 года с фирмой “Тимкен” был заключен договор на изготовление ещё 1000 трехосных грузовиков, путем доработки обычного двухосного “Форд-АА”. Полностью заказ был выполнен к ноябрю 1931 года, а сборку машин провели на заводе “Гудок Октября” в Москве.

Использование трехосной ходовой части несло немало преимуществ. Прежде всего, меньшее давление на грунт обещало более высокую проходимость по пересеченной местности и плохим дорогам. Кроме того, количество и калибр вооружения тоже можно было заметно увеличить.

Нельзя также отрицать и тот факт, что советские торговые представители, находившиеся в это время в Великобритании и США, получили информацию о наличии в войсках вероятного противника средних трехосных бронемашин, обладавших высокими ходовыми качествами и мощным по тем временам вооружением. Речь идет об американском T4 Armored Car и британских “Lanchester” Mk.II и серии машин Crossley. Они выпускались небольшими партиями, а Т4 вообще стал единственным бронеавтомобилем среднего типа официально принятым армией США в период с 1918 по 1941 год(!)

Конструкторская бригада ИЗ решила пойти по пути наименьшего сопротивления. Оставив ходовую часть “тимкен” без изменений ижорские инженеры “прикрутили” к ней корпус и башню из обычной стали предельно простой формы. Так удалось максимально сэкономить время, но итог оказался довольно плачевным – ни по одному из заданных параметров этот “полуфабрикат” не прошел. Победителем признали бронеавтомобиль Д-13 конструкции Дыренкова, хотя и он не совсем вписывался в ТТЗ и был построен в количестве 10 экземпляров.

Сделав правильные выводы ижорцы значительно переработали проект. Новая машина получила корпус оригинальной конструкции ступенчатой формы, ставшей затем отличительной особенностью всех советских средних и тяжелых бронеавтомобилей. Над местом водителя высота корпуса была увеличена, а над боевым отделением, соответственно, уменьшена. Это позволило снизить общую высоту машины. Компоновка бронеавтомобиля осталась классической. Для посадки экипажа были предусмотрены две двери по бортам и одна в корме. Наблюдение за окружающей обстановкой водитель осуществлял через откидной люк со смотровой щелью в лобовом листе корпуса и два лючка в боковых дверях. В кормовом листе корпуса и двери также были сделаны смотровые щели. В крыше над водителем и передним пулеметчиком имелся вентиляционный люк, который мог использоваться для наблюдения за воздушными целями.

Ходовая часть также была доработана. Заднюю часть шасси “Форд-Тимкен” обрезали на 400 мм, сделав бронеавтомобиль более компактным и менее тяжелым. Раму усилили за счет установки дополнительной поперечины, а передние рессоры получили дополнительные листы. Привод имели два задних моста с двускатными колесами, передний мост оснащался обычными односкатными. Расположенные по бортам запасные колеса крепились на специальных кронштейнах и свободно вращались, помогая машине преодолевать неглубокие овраги. Для повышения проходимости по мягкому грунту и снегу на колеса задних мостов могли надеваться вездеходные цепи. Каждая цепь состояла из 24 звеньев длиной 780 мм и шириной 310 мм. Она весила 71 кг и укладывалась вдоль борта в задней части корпуса. Два члена экипажа одевали обе цепи за 8-10 минут. Впоследствии эти цепи получили название “Оверолл”.

“Фордовский” двигатель мощностью 40 л.с. и трансмиссия с коробкой передач и демультипликатором не изменялись. Доступ к агрегатам двигателя осуществлялся через двухстворчатый люк в лобовой части моторного отсека и верхний откидной лист. Охлаждающий воздух к радиатору поступал через два отверстия в переднем листе.
Как и на БА-27 вооружение бронемашины Ижорского завода состояло из одной 37-мм пушки Гочкисс (ПС-1) и одного 7,62-мм пулемета ДТ, установленных в башне в раздельных установках. Башня была одноместной, цилиндрической формы с двумя плоскими лобовыми панелями. В ней размещался командир машины, который сидел в петле из брезентового ремня. Второй пулемет ДТ находился в лобовом листе корпуса справа от водителя и обслуживался отдельным стрелком. Прицельные приспособления состояли из мушки, прицельной планки и целика. Боекомплект состоял из 34 снарядов и 3024 патронов и размещался по бортам боевого отделения в специальных стеллажах. Рядом находились ящики для инструментов и запасных частей.

В таком виде опытный образец бронеавтомобиля Ижорского завода, который получил название БАИ, был предъявлен заказчику весной 1932 года. Уже 6 апреля помощник начальника УММ РККА Г. Бокис в своем докладе о перспективных образцах бронетанкового вооружения сообщал следующее:

«В серийном производстве находится средний бронеавтомобиль Д-13 на шасси «Форд-ААА». Выполнены опытные образцы этого типа бронеавтомобиля с различной конфигурацией корпуса и различным расположением вооружения. На сегодняшний день имеем опытные образцы следующих бронеавтомобилей:

1) Д-13 — конструкции Дыренкова;

2) ФВВ — конструкции АТТБ ЭКУ ОГПУ;

3) БАИ — Ижорского завода.

Причем последний тип имеет укороченную базу, вследствие чего получились более компактные размеры корпуса. Это дало возможность увеличить толщину брони и довести ее до 8-мм без нагрузки машины. По результатам сравнительных испытаний будет выбран тип среднего бронеавтомобиля для валового производства на конец 1932 года и 1933 год».

К испытаниям опытного образца БАИ приступили 6 августа 1932 г., отправив машину на полигон НИБТ. До этого момента бронеавтомобиль совершил заводскую обкатку и успел пройти 980 км. За время испытаний БАИ прошел ещё 200 км и показал вполне хорошие характеристики. Вот что было записано в отчете военной комиссии, следившей за их ходом:

“Наблюдение за местностью в открытые люки удобно, при закрытых крайне затруднительно. При условии хорошего широкого шоссе при большом напряжении возможно движение со скоростью 15-20 км/ч, но при наличии циркуляции горячего воздуха, который дует прямо в лицо, возможное время наблюдения крайне невелико. На испытании при движении с закрытыми люками водитель мог вести машину только 5 км, после чего из-за сильного головокружения их пришлось открыть…

При движении с закрытыми жалюзи радиатор моментально начинает кипеть. При их открытии охлаждение несколько улучшается, но сильно изнуряет команду. Горячий воздух, идущий от мотора между щитком и броней, обжигает руки водителю, не позволяя ему держать на верхней части рулевого колеса, обтекает голову и туловище, то есть водитель и пулеметчик постоянно находятся в потоке горячего воздуха, что сильно снижает их работоспособность. С закрытыми люками движение становится невозможным через 5-6 км — температура внутри машины достигает 57-58 градусов.”

Читать еще:  ИС-2 (ИС-122) - тяжёлый танк

Помимо этого выяснилось, что при преодолении вертикальных препятствий БАИ цеплялся за них картером демультипликатора. Не слишком удачной оказалась установка вооружения в башне – при максимальном угле снижения пушка и пулемет задевали крышу отделения управления. Зато по скорости и проходимости БАИ оказался лучше БА-27 и большинства зарубежных аналогов. В заключении представители НИБТ полигона отметили, что бронеавтомобиль пригоден для войсковой эксплуатации, но только при условии устранения таких недостатков, как излишний нагрев отделения управления из-за поступавшего туда горячего воздуха.

Решение о запуске БАИ в серийное производство приняли до завершения его испытаний. Весной 1932 года стало ясно, что бронемашина Д-13 слишком дорога в производстве, перетяжеленна и не может быть построена в больших количествах. Вместо неё появились грандиозные планы постройки машин типа БАИ. Выделенный для этой цели завод дробильно-размольного оборудования в г.Выкса (Горьковская область) начал получать необходимое оборудование и уже к концу года должен был сдать 320 машин, а за 1933 год – 2500. выполнить такой заказ завод ДРО не мог из-за нехватки оборудования, заводских площадей и нехватки квалифицированных кадров, поэтому планы немного скорректировали. В течении 1932 г. поступление новых машин не ожидалось, а в 1933 г. планировалось выпустить 300 средних БАИ и 100 легких ФАИ. Однако и этот план реализовать не удалось. В сентябре 1933 года представитель УММ РККА на заводе ДРО докладывал в наркомат обороны следующее: “…БАИ – сдано 28, остальные 272 под сомнением. Будет вероятно не более 150-200 штук…”

Это донесение, к несчастью, оказалось слишком оптимистичным. До конца 1933 года завод выпустил всего 90 машин, и ещё 18 было сдано к весне 1934 г. Некоторые бронеавтомобили оснащались гусеничными цепями “Оверолл”, уложенными в отдельный ящик на правом борту. В остальном серийные БАИ отличий от прототипа не имели.

В процессе эксплуатации с участием БАИ провели серию экспериментов, направленных на улучшение ходовых качеств и усиление вооружения. В 1933 году, по заданию УММ РККА инженер Важинского разработал пост управления, однако из-за тесноты в боевом отделении от этого нововведения отказались.

Чуть позже, осенью того же года, на одном БАИ была установлена 37-мм динамо-реактивная пушка конструкции Курчевского. Для этого в корме башни пришлось прорезать прямоугольное отверстие закрытое бронелистом, а на лобовом листе приварили коробчатый кожух. В процессе испытаний, проведенных на Кунцевском полигоне, выявили ненадежное крепление ствола в башне, неудачную систему заряжания, малый угол возвышения и невозможность стрельбы назад из-за конструктивных особенностей корпуса. Кроме того, орудие обладало сильными демаскирующими свойствами, что в конечном итоге привело к отказу от дальнейших работ по ДРП Курчевского.

Коренную модернизацию БАИ начали летом 1938 года, когда по аналогии с БА-27 одну из машин “пересадили” с шасси “Форд-Тимкен”, имевшего к тому времени высокую степень изношенности, на шасси ГАЗ-ААА. Для установки на БАИ ходовую часть укоротили, доведя количество листов в рессорах до 13, усилив переднюю ось двумя накладками и использовав пулестойкие шины типа ГК. В отсеке управления установили дополнительный топливный бак на 38 литров, а также оснастили машину укладками различного инструмента и ЗИП. Предпринималась также попытка поставить БАИ на железнодорожный ход, оснастив одну из машин специальными бандажами.

Модернизация в целом пошла БАИ на пользу – потяжелеем на 820 кг бронеавтомобиль сохранил прежние ходовые качества при увеличившимся запасе хода по шоссе до 286 км. Войсковые испытания доработанного БАИ провели с января по март 1939 года на НИБТ полигоне, где бронеавтомобиль прошел 1743 км по шоссе и 1047 км по проселку и 33 км по целине. Военная комиссия подвела итог:

“1. Основная цель всех испытаний бронеавтомобиля заключалась в выявлении возможностей использования старых бронекорпусов БАИ на шасси «Форд-Тимкен» с последующей перестановкой их на шасси ГАЗ-ААА.

2. За проведенные пробеговые испытания… модернизированный БАИ показал удовлетворительную техническую и оперативную скорости и проходимость.

3. Монтаж и демонтаж бронекорпуса на шасси ГАЗ-ААА особых трудностей не вызывает. Крепление бронекорпуса к раме прочно, дефектов и неисправностей в креплении за время испытаний не было.

4. Качество сварных швов бронекорпуса недостаточное вследствие имеющихся включений, непроваров и образовавшихся трещин.

5. Существенным недостатком БАИ является ненадежность переднего моста вследствие перегрузки его против автомобиля ГАЗ-ААА. Данный дефект должен быть устранен.

6.’ Сравнивая модернизированный БАИ с БА-6 и БА-10 на шасси ГАЗ-ААА необходимо отметить, что БАИ уступает им и по мощности огня, и по стойкости брони. Учитывая имеющийся парк бронеавтомобилей на шасси «Форд-Тимкен», после устранения недостатков использование БАИ в РККА возможно:

а). Для учебных целей.

б). В боевых условиях может быть использован лишь с учетом конкретной обстановки и возможности выполнения задач по броне и вооружению”.

Другими словами, бронеавтомобили оставляли на вооружении. Модернизированные машины, переименованные в БАИ-М, начали поступать в войска с октября 1939 года, а полный цикл модернизации парка оставшихся БАИ завершили к лету 1940 года. Открытым оставался вопрос с усилением вооружения, поскольку выпуск 37-мм пушек ПС-1 давно прекратился и боеприпасов к ним последние несколько лет не хватало. Установить более мощное орудие в башню БАИ-М не представлялось возможным, поэтому решили оставить всё без изменений, чтобы не снижать и без того небольшую огневую мощь бронемашины.

По состоянию на 15 сентября 1940 года бронеавтомобили БАИ-М имелись в следующем количестве: Орловский ВО – 1, Киевский ОВО – 11, Северо-Кавказский ВО – 8, Среднеазиатский ВО – 7, Московский ВО – 2, Забайкальский ВО – 48. Таким образом, до войны с Германией дожило не менее 77 машин, при этом их распределение по округам за эти 10 месяцев несколько изменилось в сторону увеличения их числа на западной границе.

Мирно отслужив более семи лет БАИ-М были впервые задействованы в боевых условиях только в боях лета 1941 года на территории Украины и Белоруссии. Например, на 22 июня в 5-м мехкорпусе из 131 бронемашины имелось 22 старых БАИ-М. Все машины принадлежали 13-й танковой дивизии и приняли участие в наступлении под Лепелем, проведенном 8 июля. За месяц боёв в дивизии осталось по одному БАИ-М, БА-6, БА-10 и БА-20. Остальные были подбиты и сожжены противником (16 машин), или потеряны при невыясненных обстоятельствах (5 машин). Есть также данные об использование единичных БАИ-М в боях под Москвой осенью 1941 года, но их подробности остаются неизвестными.
Дольше всех прожили бронеавтомобили, отправленные на Дальний Восток. В составе Забайкальского фронта они охраняли государственную границу с Монголией и Манчжурией, откуда ожидалось нападение японских войск. В августе 1945 года несколько БАИ-М приняли участие в советском наступлении на Китай. После завершения войны все уцелевшие машины были отправлены на разбронировку.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: