13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевая палитра МиГ-21 в Египте

Боевая палитра МиГ-21 в Египте

Написать вебмастеру Статьи об этом и других самолетах Вы можете найти у нашего партнера – сайта Уголок неба

У нашего партнера – сайта “Бумажная Авиация” – есть следующие материалы по этом типу ЛА:

Часть: нет данных
Номер: 8070
Авиабаза Bir Eket. Середина 1970-х гг.

Художник: неизвестен
Источник: HQ Decals[http://www.hqdecal.com/] – DEAD

Художник: неизвестен
Источник: неизвестен

Война Судного дня, октябрь 1973 г. Самолет ранних серий.

Художник: © Андрей В.Хаустов
Источник: “Авиация и Время” 2007, No.5 (95)
^ вверх

Часть: нет данных
Номер: 8154
1973 г.

Художник: неизвестен
Источник: HQ Decals[http://www.hqdecal.com/] – DEAD

Часть: 104-я истребительная авиабригада ВВС Египта
Номер: 6154
Авиабаза Иншас, осень 1969 г.

Художник: неизвестен
Источник: Прислал OWL

Часть: 21-я истребительно-разведывательная эскадрилья ВВС Египта
Номер: 8506
Авиабаза Салихия, зима 1969-1970 гг. С тремя ПТБ-490.

Художник: неизвестен
Источник: “Mikoyan MiG-21 – Famous Russian Aircraft” by Yefim Gordon and Keith Dexter with Dmitriy Komissarov. (c) 2008 Ian Allan Publishing; Published by Midland Publishing 4 Waitling Drive, Hinkley, LE10 3EY, England. ISBN 978-1-85780-257-3.

Художник: © Jan Mace
Источник: неизвестен

По данным этого источника: МиГ-21РФ.

Художник: неизвестен
Источник: “Mikoyan MiG-21 – Famous Russian Aircraft” by Yefim Gordon and Keith Dexter with Dmitriy Komissarov. (c) 2008 Ian Allan Publishing; Published by Midland Publishing 4 Waitling Drive, Hinkley, LE10 3EY, England. ISBN 978-1-85780-257-3.
^ вверх

Часть: 35-й отдельный разведывательно-истребительный авиаполк авиационной группы ограниченного советских войск в Египте
Номер: 4799
Авиабаза Сайя, 1970 г. По другим данным: МиГ-21Р.

Художник: неизвестен
Источник: “Mikoyan MiG-21 – Famous Russian Aircraft” by Yefim Gordon and Keith Dexter with Dmitriy Komissarov. (c) 2008 Ian Allan Publishing; Published by Midland Publishing 4 Waitling Drive, Hinkley, LE10 3EY, England. ISBN 978-1-85780-257-3.

Часть: 46 Sqn, EAF
Номер: 8506
Конец 1970-х гг.
Иззат Хусей

Художник: © Jan Mace
Источник: HQ Decals[http://www.hqdecal.com/] – DEAD

Художник: неизвестен
Источник: Авиамастер 1999, No.4

Египет был единственной страной, получившей МиГ-21РФ, (уникальную разведывательную версию МиГ-21МФ, оснащенную двигателем Туманского Р-13-300). Самолеты были поставлены вместе с дополнительным оборудованием и разведывательными подвесными контейнерами. Они служили в 46-й эскадрильи, которая базировалась в Иншасе в 1970 г. Машины этого типа совершили несколько десятков боевых вылетов в район Суэцкого канала и на Синай в последующие 3 года и в войне с Израилем 1973 г., доставляя крайне собирая разведывательную информацию. Они вооружались для самообороны УР Р-3С. Командовал эскадрильей Хусейн Иззат.

Художник: © Ugo Crisponi
Источник: AviationGraphic.com
Источник: Прислал Ezz Eldin
^ вверх

Часть: 104-я авиабригада ВВС Египта
Номер: 5654
Аэродром Эль-Мансура. Весна-лето 1970 г.

Художник: неизвестен
Источник: “Mikoyan MiG-21 – Famous Russian Aircraft” by Yefim Gordon and Keith Dexter with Dmitriy Komissarov. (c) 2008 Ian Allan Publishing; Published by Midland Publishing 4 Waitling Drive, Hinkley, LE10 3EY, England. ISBN 978-1-85780-257-3.

Художник: © Americo Maia
Источник: http://geocities.yahoo.com.br/alvmaia/
^ вверх

Часть: EAF
Номер: 5658
Дополнительной информации нет

Художник: неизвестен
Источник: “Mikoyan MiG-21 – Famous Russian Aircraft” by Yefim Gordon and Keith Dexter with Dmitriy Komissarov. (c) 2008 Ian Allan Publishing; Published by Midland Publishing 4 Waitling Drive, Hinkley, LE10 3EY, England. ISBN 978-1-85780-257-3.

Часть: EAF
Номер: 5642
Дополнительной информации нет

Художник: неизвестен
Источник: “Mikoyan MiG-21 – Famous Russian Aircraft” by Yefim Gordon and Keith Dexter with Dmitriy Komissarov. (c) 2008 Ian Allan Publishing; Published by Midland Publishing 4 Waitling Drive, Hinkley, LE10 3EY, England. ISBN 978-1-85780-257-3.

Часть: нет данных
Номер: 1023
Дополнительной информации нет

Художник: неизвестен
Источник: неизвестен

Последнее обновление: 01/04/2013

Проект ПАЛИТРА КРЫЛА является свободным и общедоступным. Права на рисунки принадлежат их авторам. При наличии необходимой информации, имя автора обязательно указывается. Если Вы обнаружили свой рисунок без соответствующего указания авторства (или с неверным указанием оного), обязательно напишите. Исправления будут внесены в кратчайшие сроки.

Боевая палитра МиГ-21 в Египте

В долгой боевой биографии истребителя МиГ-21 участие в ближневосточных конфликтах стало одной из наиболее ярких страниц.

Сотням “двадцать первых”, попавших в арабские страны, без малого 30 лет пришлось сражаться в многочисленных войнах, шедших в этом регионе. Наибольшим числом МиГ-21. количество которых в строю временами превышало полторы сотни, обладал Египет. Чтобы вспомнить о перипетиях его службы в египетских ВВС. проведем небольшой экскурс в историю.

Первые МиГ-21Ф-13 появились в арабских странах “социалистической ориентации” летом 1962 г. Освоение машин из-за не очень высокой квалификации местных летчиков и, особенно, техсостава шло ни шатко ни валко Особых успехов в стычках с израильтянами новые истребители не имели.

Усилению мощи ВВС мешали и межарабские распри, из-за которых не удались попытки объединить усилия. В результате провозглашенная в конце пятидесятых Объединенная Арабская Республика в составе Египта. Сирии и Северного Йемена вскоре распалась. Египет, однако, сохранил за собой громкое название ОАР, символизирующее единство арабских интересов. Прежними остались и опознавательные знаки ОАР на египетских МиГах, принятые в 1958 году вместо зеленых “исламских” кругов и полумесяцев. Трехцветные кокарды ОАР содержали красный (цвет крови, пролитой за свободу), белый (символизировавший чистоту помыслов) и черный (опора на землю) концентрические круги. На белом фоне изображались две маленькие зеленые звездочки. Такие кокарды наносились симметрично на крыле и фюзеляже. На киле красовался флаг ОАР.

Черные четырехзначные номера арабскими цифрами располагались на носу фюзеляжа перед фонарем. Нумерация самолетов ОАР была сквозной и единой для всех ВВС, причем однажды присвоенный номер сохранялся за машиной на весь срок службы, а при ее списании – исключался из списка вместе с самолетом. Стоит заметить, что такая система была неплохим ориентиром для израильской разведки, помогая отслеживать численный состав и дислокацию авиации противника.

Поставки новой партии МиГ-21 были связаны с сооружением при советском содействии грандиозной Асуанской плотины на Ниле.

Опасаясь, что Асуанская ГЭС может стать целью израильской авиации, власти ОАР попросили помочь и с усилением ПВО. В ответ египетский президент Гамаль Абдель Насер получил в апреле 1964-го сразу два подарка: звание Героя Советского Союза и новые эскадрильи “двадцать первых”. Помимо МиГ-21 Ф-13, в Египет направлялись новейшие перехватчики МиГ-21 ПФ, оборудованные радиолокационным прицелом.

Судить об окраске первых египетских МиГ-21 можно лишь по воспоминаниям наших советников: фотографии того периода никогда не появлялись в печати, ведь вместе с истребителями арабы получили и отечественное отношение к секретной технике – последнему слову тогдашней авиации. Вероятно, самолеты сохраняли тот вид, в котором поставлялись из СССР, – природный цвет неокрашенного дюраля.

Читать еще:  Рисунки Бе-2 - летающая лодка

Подтверждением могут служить донесения израильских летчиков, разбомбивших арабские аэродромы в первые часы “шестидневной” войны 1967 года. Израильтяне отмечали, что сверкавшие под ярким африканским солнцем самолеты были видны издалека, помогая бомбардировщикам выйти на цель. Пренебрежение маскировочной окраской дорого обошлось египтянам прямо на стоянках было уничтожено 369 самолетов. В груды обломков превратились 89 из 100 МиГ-21, накануне блестевших полированным дюралем на египетских авиабазах.

Благодаря активной поддержке Советского Союза самолетный парк ОАР был восстановлен за считанные месяцы. Партия МиГ-21 поступила и из дружественного Алжира. Через год, к июню 1968-го, в составе ВВС Египта имелось 115 МиГ-21ПФ и ПФМ, а весной следующего года была осуществлена “операция 105” по доставке МиГ-21Ф-13 чехословацкого производства. Легкие потребители этой модификации, снимавшиеся с вооружения в странах Варшавского Договора как устаревшие, имели ограниченную дальность и слабое прицельное оборудование Но на Ближнем Востоке они ценились за свою маневренность и пилотажные качества. МиГ-21Ф-13 превосходил израильские “Миражи” по динамике и разгонным характеристикам, а также имел неоценимую в ближнем бою встроенную пушку НР-30, которой лишились более поздние, чисто ракетные МиГи. Египтяне летали на МиГ-21Ф-13 еще в начале восьмидесятых годов, когда в других странах эти ветераны уже стояли в авиационных музеях.

Уроки “шестидневной войны” пошли впрок: восстанавливая ВВС. египтяне уделили должное внимание маскировке и камуфлированию Среди нескольких цветовых схем, принятых для истребителей, наибольшее распространение получил двухцветный камуфляж с основным фоном “пустынного” песчаного цвета и коричневыми полосами охристого или шоколадного оттенков Другой вариант “полосатой” схемы имел почти равномерное распределение чередующихся песчаного и коричневого цветов. Что касается опознавательных знаков, то на них наложили отпечаток политические перемены в стране. С разочарованием в социалистических идеалах в Египте в мае 1971 г. началась так называемая “исправительная революция” (оказывается бывают и такие), устранявшая результаты прежних увлечений. Вслед за сменой в октябре того же года названия страны на АРЕ (Арабская Республика Египет) и принятием нового флага изменились и опознавательные знаки. Сохранив те же красно-бело-черные цвета, они лишились “союзных” звездочек, а флажок на киле украсил государственный символ – геральдический орел. Примечательно, что на эмблемах никак не отразилось объявление ислама государственной религией АРЕ (традиционный мусульманский зеленый цвет является непременным атрибутом опознавательных знаков всех остальных арабских государств). С весны 1970 до лета 1972г. по просьбе египетского руководства ПВО страны обеспечивали советские летчики на своих МиГ-21С и СМ. Информация об их службе и сегодня крайне скудна, как и сведения об окраске их машин. Известно лишь, что истребители структурно не подчинялись египетскому командованию, но все же несли опознавательные знаки страны пребывания.

Накануне подготовленной арабами “Великой освободительной войны” 1973 г, часть самолетов получила новые схемы камуфляжа. Их особенностью стало нанесение пятен более сложной формы, размывающих контуры самолета, и обрамление их переходным кантом, обычно светло-серого или сиреневого цвета. Основным тоном оставался песочный, иногда имевший более яркий желтый оттенок.

Второй цвет, нанесенный пятнами или широкими извилистыми полосами, был серо-зеленым (“хаки”). Единого стандарта их нанесения не соблюдалось, и соседние самолеты одной эскадрильи могли существенно различаться окраской. Встречались и машины в более контрастной расцветке с пятнами асфальтового и ярко-зеленого цветов (видимо, результат аэродромной “самодеятельности”). Свой вклад в устранение единообразия, чуждого восточному колориту, вносило и палящее солнце, под которым краски быстро выгорали, причем разные цвета – неравномерно (в зависимости от стойкости пигмента], и налетавший с пустыни ветер хамсин, “шлифовавший” краску песком.

Новые “маскхалаты” получили не только боевые МиГ-21МФ, ПФ и ПФМ, составлявшие основу истребительной авиации, но и находившиеся в резерве “старички” МиГ-21Ф-13 и разведчики МиГ-21РФ. Живописную картину египетских “двадцать первых” в ходе войны еще более разнообразили поставки новых самолетов. Спешно пополняя тающую в ожесточенных боях египетскую истребительную авиацию, из СССР перебросили по воздуху 109 МиГов, взятых прямо из советских частей, в том числе и из Западной группы войск. Большинство из них сохраняли свой естественный неокрашенный вид – на камуфлирование просто не было времени. Единственное, что успевали сделать – задували “серебрянкой” красные звезды и снимали кое-что из секретной аппаратуры. Кстати, на перевозивших МиГи транспортных АН-12 так же спешно, за одну ночь, перекрасили звезды на эмблемы Аэрофлота и нанесли гражданские регистрационные номера.

По окончании войны поставки советской авиатехники Египту продолжались еще некоторое время, хотя “вечная” дружба стала явно клониться к закату. Помимо наших МиГ-21, египтяне получили около 80 их китайских аналогов F-7. Общее число “двадцать первых” в египетских ВВС даже через 10 лет после октябрьской войны составляло внушительную цифру – 142 самолета.

МиГ-21 последних серий уже на собиравшем их горьковском авиазаводе №21 получали соответствующий камуфляж, схема которого была единой для всех экспортных машин и различалась лишь цветами в зависимости от места назначения. МиГ-21МФ для Египта окрашивались полностью в песочный цвет с редкими небольшими пятнами цвета “хаки”.

К началу 1980-х гг. в Египте вновь установилась “полосатая”, окраска истребителей, однако теперь она наносилась широкими размашистыми волнами почти равной ширины. В палитре преобладал все тот же песочный, а также серый и серо-зеленый цвета. Черный цвет бортовых номеров сменился на белый, а часть самолетов приобрела элементы быстрой идентификации -“антикамуфляж” – в виде больших ярко-оранжевых треугольников с широкой черной обводкой на крыле и вертикальном оперении. Этот стиль, перенятый от недавнего противника – Израиля, оказался достаточно практичным, выделяя свои самолеты и оберегая их от “дружественного” огня собственных наземных войск.

В таком колоритном виде египетские МиГи встретили 1990-е гг. Несмотря на появление в ВВС американских F-4E и F-16, командование египтян по-прежнему уважительно относится к “двадцать первым”, считая их вполне подходящими не только для тренировок, но и для ПВО.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

Здесь и далее — цитаты из статьи “Крылатая легенда: «летающий Калашников»”, опубликованной на прошлой неделе в Интернете.

В Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне нет ни “Фантома”, ни МиГ-21.

И далее — по списку. В Вашингтоне нет “крупнейшего в мире авиакосмического музея”. И никаких “вечных соперников и давних врагов” тоже нет. Советский МиГ-21 и американский “Фантом” практически никогда не встречались друг с другом.

Читать еще:  Статьи Су-25 - штурмовик

Категорическое “никогда” — вполне уместное в данном контексте. Несколько десятков эпизодов за два с лишним десятилетий непрерывных войн. Теперь любят поспорить о результатах тех воздушных битв. Мы их, или они нас? Да, какая разница, итог наверняка был с равным счетом, при том не имел никакого значения на фоне общей ситуации в небе. Все эти бои “МиГ-21 vs Фантом” — статистическая погрешность, обусловленная теорией вероятностей и случайным совпадением событий.

Во Вьетнаме причиной 3/4 боевых потерь самолетов была ствольная артиллерия. В районе Ханоя была организована беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм! На эту стену огня и нарывались американцы, неся колоссальные потери.

На малых высотах — огненный шторм. На больших — ад и погибель. Союз поставил Вьетнаму 60 дивизионов ЗРК С-75 “Двина” и к ним 7500 могучих зенитных ракет.

Что же тогда осталось на долю МиГов?

Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом:
«Сбил тебя зенитчик Ли Си Цын».

Стоит отметить, что официальные потери американской авиатехники (ВВС, флот, морпехи) за все годы войны составили 3374 самолета. Три тысячи триста! Из которых лишь четверть пришлась на знаменитые “Фантомы”. А остальные три четверти? “Скайхоки”, “Скайредеры”, “СуперСейбры”, “Тандерчифы”. Практически всегда подбитые огнем с земли.

Ввиду своей малочисленности и слабого оснащения, ВВС ДРВ не значили ничего. Как правило, вьетнамцы действовали из засад, с замаскированных аэродромов подскока, изредка нападая на ударные группы противника.

Вместо стремительного МиГ-21 основным типом истребителя ВВС Северного Вьетнама был устаревший МиГ-17. Именно эта верткая дозвуковая машина, с мощнейшим пушечным вооружением и минимальной нагрузкой на крыло была главной (хотя и очень редкой) неприятностью в воздухе. Вторым по численности в ВВС ДРА был J-6 (китайская копия МиГ-19).

Нечто подобное наблюдалось у противника. “Фантом” стал основным типом боевого самолета лишь к концу войны. В первые годы, главной силой ВВС США считались истребители-бомбардировщики F-105 “Тандерчиф” (382 не вернувшихся борта).

Возможность встречи с вьетнамской авиацией, несомненно, добавляла адреналина пилотам “Фантомов”. Но, если говорить честно, шанс встречи “Фантома” с МиГом, да еще и редкой модели “21”, был на два порядка ниже, чем шанс получить в гидросистему осколок 85 мм снаряда.

Все эти разговоры “Фантом vs МиГ” не стоят свеч. Первые, груженые бомбами, метались между небом и землей, выбирая из двух зол (зенитки или ЗРК). Вторые — зачастую не имели возможности оторваться от земли.

Ближний Восток

Я бегу ко взлетке по песку,
Гермошлем застегнут на ходу,
Мой Мираж с звездой Давида —
Мощь и гордость Хель Авира,
С ревом набирает высоту.

Непримиримым соперником МиГ-21 на Ближнем Востоке традиционно был французский “Мираж”.

Он сочетал в себе лучшее от истребителей своего поколения. Высочайшая маневренность. Отличная РЛС Томпсон Сирано с инструментальной дальностью 50 км, способная оповещать пилота о препятствиях, превышающих заданную высоту, и находить радиоконтрастные объекты на земле. Индикатор на лобовом стекле (первый в мире ИЛС CSF97), позволивший уменьшить информационную нагрузку на пилота и упростить прицеливание в воздушном бою. Две “обычные” ракеты с ИК ГСН и одна дальнобойная Matra R.530 с радиолокационной головкой наведения и боевой частью массой 30 кг. Впрочем, пилоты Хэль Аавир больше полагались на проверенные пушки “Миражей”, способные за долю секунды “раскромсать” противника (две DEFA калибра 30 мм). Еще был дополнительный ЖРД — 80 секунд сплошного огня — с помощью него “Мираж” мог стрелой выйти из боя и взмыть ввысь на 29 километров.

В общем, у Dassault Mirage III имелось слишком много преимуществ, заставлявших считаться с этой машиной. К “Фантому” советские и арабские летчики относились с некоторым пренебрежением, считая его менее опасным чем, французская “бесхвостка”.

Да и слишком поздно появился этот “Фантом”! Шестидневная война прошла без него. Первые F-4 появились на Ближнем Востоке лишь в сентябре 1969 г.

До сих пор остается тайной, зачем израильтяне купили эти машины. С “Миражам” возникли проблемы, в связи с французским оружейным эмбарго (1967 год). В условиях ближневосточного ТВД, лучшей заменой мог стать F-5 “Тайгер”. Близость аэродромов к линии фронта и маневренные пушечные бои — именно те условия, под которые создавался этот истребитель.

Выбор в пользу тяжелого “Фантома” был обусловлен двумя обстоятельствами.

Его боевым радиусом, в результате чего F-4 приобретал свойства регионального “стратегического” бомбардировщика, способного достать цели в глубине Египта.

И наличием этих машин в составе ВВС США, благодаря чему упрощалось восполнение боевых потерь, без привлечения лишнего внимания со стороны европейских стран.

В целом, “Фантомас” был полным бревном, чьи характеристики с трудом компенсировались высокой подготовкой летчиков Хэль Аавир. В воздушных боях F-4 предпочитали держаться поодаль, пуская ракеты по зазевавшимся МиГам. Всю основную работу продолжали выполнять “Миражи”.

Экипаж — 2 человека. Нормальная взлетная масса — 18 тонн. Тяжелый перехватчик с ракетным оружием (4 “Сайдуиндера” с тепловым наведением + 4 дальнобойных “Сперроу” с РЛГСН) и “современным” БРЭО, собранным из чудовищных микросхем 1960-х годов.

Как показала практика, янки излишне поторопились. Эра ракет “воздух-воздух” наступит чуть позднее, с развитием электроники.

А “Фантом” так и остался бренчать своими бесполезными ракетами.

Ничем не лучше был его “вечный соперник” МиГ-21. Только вместо многофункциональной РЛС “Вестингауз”, способной наводить УРы, и инфракрасной прицельной системы для наземных целей, у МиГа был лишь радиоприцел РП-21.

А вместо восьми ракет — две (К-13, копия “Сайдуиндера” с тепловым наведением).

Слабое вооружение отчасти компенсировалось резвостью самолета — по воспоминаниям летчиков, “21-й” на скорости под 900 км/ч мог выполнить бочку за секунду.

Будучи пустым, МиГ-21 был в 2,5 раза легче “Фантома”. Нормальная взлетная масса — 8 тонн.

Как и на “Фантоме”, пушка на МиГе поначалу напрочь отсутствовала. Возможность подвески контейнера с ГШ-23 появилась только в 1964 г. Встроенные пушки начали ставить, начиная с модификации МиГ-21М (1968 год).

Возможно у кого-то вызовет шок, но у “Фантома” встроенная пушка появилась гораздо раньше (F-4E, самая многочисленная серия, 1965 год). Да и сама пушка была поприличнее — шестиствольный Вулкан с боезапасом 640 снарядов (против 200 у ГШ-23Л).

Так что еще надо посмотреть, как “МиГи гоняли из пушек вооруженные ракетами Фантомы”. Если бы, конечно, они вообще встречались в воздухе.

Что касается Ближнего Востока, то Шестидневную войну, как и большую часть войны на истощение, МиГ-21 провел в небе без «Фантома».

Читать еще:  Новости АН-94 - 5,45-мм автомат

Единственная возможность встречи — война Судного дня (1973 год). Потери авиации Израиля разнятся от 109 (Хэль Аавир) до 262 (данные советской стороны) самолетов и вертолетов всех типов. Как всегда, абсолютное большинство авиатехники было сбито огнем с земли.

Тогда сколько ЛА было потеряно в воздушных боях? И сколько среди них было именно “Фантомов”?

Ответ слишком очевиден. Весьма немного. Настолько немного, что этого никто не заметил.

МиГ-21 исключительно редко встречался со своим “заклятым врагом”, а от результатов этих встреч не зависело ничего.

Время шло. К концу 70-х основным противником МиГов в небе Палестины стали F-15 и F-16. А сам МиГ-21 уже ушел на второй план, уступив место более современному МиГ-23.

Как часто воевали МиГ-21 и “Фантом”?

Друг с другом — почти никогда.

Против других — сколько угодно. Вьетнам — “Фантом” жжет напалмом джунгли. Индо-пакистанский конфликт — МиГи громят пакистанские “Старфайтеры”. Вьетнам — “Фантом” продолжает жечь напалмом; Египетско-ливийское побоище (1977) — “МиГи” дерутся с “Миражами” Эфиопо-сомалийская война (1978) — “МиГи” дерутся с себе подобными, а также с F-5 “Тайгер”. Афганская война — “МиГи” громят моджахедов. Ирано-иракская война — зафиксировано несколько встреч “21-ых” с “Фантомами”. Тем не менее, основным противником МиГов в этой войне был F-5 “Тайгер”, что подтверждено статистикой побед и поражений.

Все это лишний раз указывает на то, что, даже будучи ровесниками, оба супергероя не успевали попасть на один и тот же театр военных действий. Помимо стрельбы друг в друга, они имели множество других, гораздо более серьезных противников. А быстрый прогресс в авиации окончательно исключил возможность появления какой-либо “давней вражды”.

Эволюция

Как и большинство образцов боевой техники, МиГ и “Фантом” прошли несколько циклов модернизации. Последний представитель семейства (МиГ-21-93) полностью изменил концепции МиГ-21. Оснащенный нашлемной системой целеуказания и РЛС “Копье”, он приобрел возможность применения УР средней дальности. Иными словами, вышел за рамки легкого фронтового истребителя, предназначенного для маневренных боев на малой дистанции.

Тем не менее, к началу 90-х модернизационный потенциал конструкции был полностью исчерпан. К началу нового века МиГ-21 безнадежно устарел. Также, как устарел и его “вечный соперник” — “Фантом.”

Миниатюрные размеры и компоновка МиГ-21 препятствовали увеличению боевой нагрузки и установке нового БРЭО (каков макс. диаметр антенны РЛС, установленный в носовом конусе этой “летающей трубы”?). Ничем не лучше “Фантом”: с его удельной тягой и высокой нагрузкой на крыло нечего даже мечтать о сражениях с современным истребителям.

Его главный соперник — «Фантом» — дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.

Помимо Ирана, около 70 “Фантомов” все еще находятся на вооружении ВВС Японии.

47 “Фантомов” на вооружении ВВС Турции. 40 у Южной Кореи. 50 у Греции. Германия списала свой последний F-4F в июне 2013 года.

Нельзя сказать, что кому-то нравится летать на устаревшем хламе. Особенно, когда в небе парят истребители поколения “5”. Но делать нечего — деньги на покупку новой авиатехники выделяются долго и неохотно. “Какие летние ботинки? Ты коньки не сносил”.

Нет предела широте русской души. Как и F-5 “Фридом Файтер”, МиГ отдавали в каждые добрые (и недобрые) руки. Отдавали всегда бесплатно, путем всевозможных программ “военной помощи” — в обмен на лояльность стран-сателлитов к своему сюзерену.

В результате “Фридом Файтер” (Тайгер) лишь немногим отстал от МиГа, поступив на вооружение 35 стран мира. По состоянию на 2015 год в мире все еще летает около 500 истребителей этого типа.

А вот “Фантом” раздавался плохо. Все-таки машина дорогая, специфическая. Отдавать задаром всем подряд было бы неразумно. В результате, американцам удалось пристроить “Фантом” лишь в ВВС 11 стран.

Любопытно, что наиболее удачный истребитель той эпохи, несмотря на оглушительно успешное боевое применение, особого распространения не получил. Французы не верили в дружбу и требовали платить валютой, в результате “Мираж III” поступил на вооружение менее чем 10 стран. Зато каких! Израиль, Австралия, Швейцария.

Французы проявили трогательную заботу и о “братьях наших меньших”. Для самых неадекватных покупателей была построена упрощенная версия (“Мираж 5”) — вообще без радара, с трудоемкостью обслуживания 15 чел.-ч. на 1 час полета. Под стать были и покупатели — Заир, Колумбия, Габон. Впрочем, простой истребитель-бомбардировщик для действий в светлое время суток пришелся по душе тому же Израилю (нелицензионная копия, “Нешер”).

В настоящее время “Миражи” продолжают оставаться на вооружении. В военно-воздушных силах Египта “Мираж 5” служит бок о бок со своим старым знакомым, МиГ-21.

Эпилог

Цель этой сатирической статьи — разоблачение мифов холодной войны. Реальное применение авиации выглядело иначе, чем на постановочных картинках “летчики подняты по тревоге”, “МиГ атакует Фантом”.

По факту это были жуткие боевые машины, пролившие реки человеческой крови.

В некоторых авиакосмических музеях США действительно присутствует экспозиция “МиГ vs Фантом”. Данное фото скорее всего из Вирджинии.

Зачем американцы поставили рядом с Фантомом МиГ? Иначе как они объяснят детям, с кем сражались их отцы. Не ставить же рядом макет хижины и фигурки вьетнамских партизан.

Правильная экспозиция выглядела бы следующим образом: F-4E Phantom II с восемью 500 фунтовыми бомбами упирается носом в ствол ржавой зенитки КС-18 (калибр 85 мм).

МиГ-21 тоже молодец, не подвел.

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытый “броней”. Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни “брони”, ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: