287 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Колонтарь

Боевое применение гидросамолётов МБР-2 при обороне советского Заполярья

К моменту начала Великой Отечественной войны летающая лодка МБР-2 была самым массовым самолетом данного класса на военной службе. Серийный выпуск МБР-2 (Морской ближний разведчик второй) осуществлялся на авиационном заводе №31 в Таганроге. Первый самолет был построен в июле 1934 года, пик выпуска пришелся на 1937 и 1938 годы, когда было собрано 360 и 364 гидросамолета соответственно. Производство прекратилось только во второй половине 1940 года, за это время в Таганроге было собрано 1365 МБР-2 всех модификаций, включая пассажирские. Таким образом, данная летающая лодка стала самым массовым гидросамолетом советского производства.

Самолет был спроектирован в ЦКБ МС под руководством главного конструктора Георгия Михайловича Бериева. Для своего самолета Бериев выбрал схему одномоторного свободнонесущего моноплана смешанной конструкции с двухреданной лодкой, обладавшей большой поперечной килеватостью. Это должно было обеспечить гидросамолету хорошую мореходность, а также возможность взлетать и садиться на воду при волнах до 0,7 метра. Двигатель с толкающим винтом был установлен на стойках над центропланом. Прототип был оборудован 12-цилиндровым поршневым двигателем жидкостного охлаждения BMW VI мощностью 500 л.с., для серийных машин была выбрана его копия, которая производилась в Советском Союзе по лицензии – М-17.

Испытания головного экземпляра гидросамолета и серийных машин проводились с 1934 по 1937 год, ими занимался летчик-испытатель Адольф Аммунович Ульсен. Руководство страны познакомилось с самолетом 5 августа 1933 года, когда у Сталина состоялось совещание, на котором поднимался вопрос о морской авиации. Присутствовавший на совещании конструктор Андрей Николаевич Туполев назвал летающую лодку МБР-2 «деревяшкой», однако подобный самолет был необходим авиации ВМФ, поэтому гидросамолет приняли на вооружение.

К началу Великой Отечественной войны гидросамолет МБР-2 устарел, он обладал неудовлетворительными тактико-техническими характеристиками, особенно военных не устраивала его низкая скорость полета (до 234 км/ч), слабое оборонительное вооружение и небольшая бомбовая нагрузка. Несмотря на это адекватной замены ему просто не существовало. Став в 1937 году основным гидросамолетом советской морской авиации, МБР-2 оставался таковым до конца Второй мировой войны, став самой массовой летающей лодкой на советском флоте. В годы войны самолет выполнял различные роли, став настоящей рабочей лошадкой морской авиации ВМФ и внеся свой посильный вклад в победу.

Сами летчики и техники называли МБР-2 «амбарчиком», также можно было встретить название «корова». «Амбарчик» был деревянным самолетом, что диктовало некоторые особенности эксплуатации. В частности, после каждого вылета (и, соответственно, совершения посадки на воду) самолет требовалось просушить – техники в водозащитном обмундировании выталкивали гидросамолет на сушу, где на берегу уже разводились костры, на кострах прогревали песок, мешками с которым затем обкладывался корпус летающей лодки. Для просушки корпуса МБР-2 требовалось несколько часов, после чего гидросамолет снова был готов к вылету. Стоит отметить, что сам Георгий Бериев изначально планировал делать самолет цельнометаллическим, но в стране в те годы отчаянно не хватало алюминия, поэтому обращение к древесине было вынужденной мерой.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС Северного флота имелось 49 гидросамолетов МБР-2, которые находились в составе 118-го отдельного разведывательного авиационного полка (орап) и 49-й отдельной эскадрильи. При этом 118-й орап был основной авиационной разведывательной частью Северного флота, в его составе в июне 1941 года имелось 37 летающих лодок МБР-2 (в том числе 32 исправных) и 7 гидросамолетов ГСТ (в том числе 5 исправных). Летающие лодки базировались на гидроаэродроме в губе Грязная Кольского залива. Стоит отметить, что именно с самолета МБР-2 и началась история Военно-воздушных сил самого молодого советского флота – Северного. Первые гидросамолеты данного типа были переправлены из Ленинграда в Мурманск в сентябре 1936 года.

С началом Великой Отечественной войны гидросамолеты начали привлекаться для ведения разведывательных действий в операционной зоне Северного флота. Очень скоро их пришлось задействовать и для нанесения бомбовых ударов по наступающим по суше частям немецкого горного корпуса «Норвегия», который наступал на Мурманск. Под крылом МБР-2 можно было разместить до 500 кг авиационных бомб. Практика нанесения дневных бомбовых ударов быстро показала, что тихоходным летающим лодкам очень рискованно появляться в районах, где действуют истребители противника. Низкая скорость полета и слабое оборонительное вооружение, которое ограничивалось двумя пулеметами ШКАС на турелях (на некоторых моделях задняя турель выполнялась закрытой), делали их легкой добычей для немецких истребителей. 29 июня 1941 года МБР-2 привлекались для бомбовых ударов по складам, расположенным в порту Лиинахамари. Первый налет, который провела пятерка летающих лодок, прошел без потерь, а вот вторая группа в составе трех самолетов МБР-2 была перехвачена «Мессершмиттами» противника, которые сбили все три машины. Два экипажа погибли, третий сумел осуществить вынужденную посадку в губе Титовка.

Помимо ведения разведки и нанесения бомбовых ударов в интересах сухопутных войск гидросамолеты МБР-2 Северного флота летом 1941 года привлекались к борьбе с серьезным противником в лице немецких эсминцев 6-й флотилии, которые проводили набеговые операции на советские прибрежные коммуникации. Правда, каких-либо серьезных успехов в этом деле летающие лодки не добились. После неудачной охоты за немецкими эсминцами МБР-2 вернулись к своей обычной боевой работе. При этом летать им приходилось без истребительного прикрытия, поэтому только малочисленность немецкой истребительной авиации в Заполярье позволяла тихоходным «амбарчикам» избегать серьезных потерь. Что сулит встреча с противником в воздухе, еще раз продемонстрировал бой 27 августа над Баренцевым морем, когда звено МБР-2, ведущих разведку, было обнаружено и сбито истребителями противника.

С октября 1941 года гидросамолеты Северного флота перешли к боевым вылетам только в темное время суток. Как только позволяла погода, самолета привлекались к нанесению беспокоящих бомбовых ударов по войскам противника непосредственно на линии фронта. Этим их задачи не ограничивались, в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года МБР-2 атаковали корабли противника в порту Лиинахамари. В результате авианалета прямые попадания получил транспорт «Antje Fritzen» (4330 брт), на его борту погибли трое матросов, еще пять человек получили ранения.

Так получилось, что МБР-2 оказался в 1941 году практически единственным доступным самолетом, который в советской военно-морской авиации мог использоваться для решения задач противолодочной обороны. По этой причине 49-я эскадрилья ВВС Северного флота, вошедшая в состав Беломорской военной флотилии (БВФ), вместе со звеном летающих лодок МБР-2 из состава 118-го орап, стали вести поиск подводных лодок противника в Белом море и на подходах к нему. 4 сентября 1941 года пара МБР-2 из 49-й эскадрильи обнаружила к западу от мыса Канин Нос германскую подводную лодку, шедшую в надводном положении. Самолеты атаковали цель, сбросив на нее глубинные бомбы ПЛАБ-100, лодка при этом начала срочное погружение, а на поверхности моря после атаки образовалось масляное пятно. Пополнив боезапас и дозаправившись, «амбарчики» отбомбились по району масляного пятна еще один раз. Под удар советских самолетов здесь попала лодка U-752, у которой были повреждены топливные цистерны. При этом лодка не затонула и вернулась на базу для ремонта. Хотя немцы не понесли потерь в субмаринах, активность советской авиации и противолодочное патрулирование заставили их несколько снизить свою активность в акватории и на подходах к Белому морю. Впрочем, доставалось от МБР-2 не только противнику, 7 октября 1941 года пара летающих лодок по ошибке атаковала советскую подлодку С-101, которая выполняла переход из Беломорска в Полярный.

Читать еще:  Видео Шапка бумажная

Также летающие лодки МБР-2 использовались для противолодочного прикрытия северных конвоев союзников, которые шли в советские морские порты. С 6 по 13 июля 1942 года МБР-2 осуществляли разведку, а также вели поиск транспортов печально известного разгромленного конвоя PQ-17, также они активно использовались во время проводки самого большого северного конвоя PQ-18. 10 сентября 1942 года пара гидросамолетов МБР-2 совместно со сторожевым кораблем «Гроза» атаковала немецкую субмарину, застигнутую в надводном положении. После атаки на поверхности появились пятна солярки и воздушные пузыри. 16 сентября того же года пара МБР-2 сбросила 4 противолодочных бомбы на субмарину, которая была замечена в 45 милях к западу от губы Белушья.

Летом 1942 года, после того как германские подводные лодки активизировались у Новой Земли, а немецкий карманный линкор «Адмирал Шеер» прорвался в Карском море, командование Северного флота решило сформировать на Новой Земле военно-морскую базу, где разместилась 3-я авиагруппа, основу которой составили 17 летающих лодок МБР-2. Помимо этого в состав Беломорской военной флотилии был введен 22-й разведывательный авиаполк, переброшенный сюда с Каспия, полк располагал 32 «амбарчиками». Постоянные разведывательные полеты МБР-2 в Карском море, совершаемые с Новой Земли, начались уже 5 сентября 1942 года. Ранее в этих районах летали лишь советские пилоты полярной авиации.

В 1943 году начался количественный и что еще важнее качественный рост авиации флота. Однако, несмотря на появление новой авиационной техники, гидросамолеты МБР-2 по-прежнему достаточно активно использовались – полярные ночи полностью принадлежали этим летающим лодкам. В ночь с 24 на 25 января 1943 года они нанесли бомбовый удар по норвежскому порту Киркенес. Удар наносили МБР-2 из состава 118-го орап. 12 летающих лодок совершили в ту ночь 22 вылета, сбросив в общей сложности 40 бомб ФАБ-100 и 200 небольших осколочных бомб АО-2,5. Прямых попаданий в суда противника не было, однако одна из бомб разорвалась в непосредственной близости от стоявшего на рейде в ожидании разгрузки транспорта «Rotenfels» (7854 брт). От близкого разрыва на корабле воспламенилось сено, находившееся на борту вместе с другими грузами. Несмотря на все предпринятые меры (на корабль срочно вызвали норвежскую пожарную команду и 200 советских военнопленных, которым приказали сбросить опасный груз в море), потушить огонь не удалось и немцам пришлось затопить корабль. Хотя вскоре он был поднят, при затоплении было потеряно 4000 тонн различных грузов, а само судно надолго встало на ремонт. Позднее выяснилось, что этот успех «амбарчиков» стал самой крупной победой советской военно-морской авиации на всех театрах военных действий в 1943 году.

Несмотря на использование в качестве противолодочного самолета, МБР-2 так и не стал эффективным в этой роли. Во многом это было обусловлено отсутствием на борту летающей лодки радиолокационного оборудования, которое в те годы уже начало прочно входить в состав вооружения самолетов противолодочной авиации других стран. Несмотря на это МБР-2 продолжали активно использовать в противолодочных целях, особенно на фоне усиления накала борьбы на полярных коммуникациях в 1943-1944 годах. Так в 1943 году из 130 боевых вылетов в интересах противолодочной обороны, которые были выполнены самолетами Беломорской военной флотилии, 73 совершили гидросамолеты МБР-2.

Еще в годы войны на смену МБР-2 в арктических районах начали приходить лендлизовские «Каталины», при этом Белое море все равно оставалось за советскими гидросамолетами. Здесь они вели ледовую и воздушную разведку, продолжали поиск подлодок противника, особенно в районах мысов Святой Нос и Канин Нос, проводили конвои. К июню 1944 года в составе Беломорской военной флотилии по-прежнему числилось 33 летающих лодки МБР-2, которые применялись довольно интенсивно, в 1944 году они совершили 905 боевых вылетов, в 1945 – 259 вылетов.

Одновременно с получением летающих лодок «Каталина», шел и закономерный процесс списания отслуживших свое МБР-2. При этом экипажи МБР-2 имеющие на тот момент солидный боевой опыт, несмотря на все недостатки своих крайне устаревших на тот момент самолетов, при случае доставляли немецким подводникам неприятности. К примеру, 22 октября 1944 года пара «амбарчиков» из состава 53-го смешанного полка ВВС БВФ вылетела на поиск субмарины, которая была обнаружена радиоразведкой 15 часов назад, эта же лодка отметилась неудачной атакой на траулер РТ-89. Подлодка (а это была U-737) на самом деле находилась в указанном для поиска квадрате. Летающие лодки обнаружили субмарину в надводном положении и незамедлительно атаковали. Сначала в ход пошли противолодочные бомбы, а затем погружающуюся лодку противника обстреляли из пулеметов. В результате подводная лодка получила легкие повреждения, три члена ее экипажа получили ранения. Субмарина была вынуждена прервать боевой поход и вернулась в норвежский порт Гаммерфест для ремонта.

Помимо рутинной боевой работы летающие лодки МБР-2 поучаствовали и в нескольких необычных операциях. К примеру, в сентябре 1944 года летающая лодка МБР-2 приняла участие в эвакуации экипажа британского бомбардировщика «Ланкастер», который был задействован в операции «Параван» (удар по линкору «Тирпиц»). Один из экипажей бомбардировщиков не дотянул до аэродрома Ягодник под Архангельском, после выработки топлива он совершил вынужденную посадку на «брюхо» на одно из болот в районе деревни Талаги. Для того чтобы вытащить английский экипаж из этой глухомани, пришлось сбрасывать им на парашюте проводника, который вывел летчиков к ближайшему озеру, где их забрал советский гидросамолет. Еще один интересный случай произошел 20 октября 1944 года, когда германский гидросамолет BV 138 по техническим причинам вынужден был совершить посадку в районе острова Моржовец. Запрос на помощь по радиосвязи лишь привлек к неизвестной радиостанции внимание, в результате в район для поисков была выслана летающая лодка МБР-2, которая и обнаружила незадачливых коллег и навела на них гидрографическое судно «Мгла», матросы которого захватили немецкий экипаж и их самолет в плен.

После завершения Второй мировой войны подошла к концу и военная служба уцелевших летающих лодок МБР-2. Дольше всего они задержались на службе на Тихоокеанском флоте, где ограниченно использовались вплоть до 1950 года.

Древнерусские доспехи — колонтарь, куяк, байдана

20. КОЛОНТАРЬ. XIV век («KOLONTAR» PLATE ARMOUR. XIV)

«Чюдно стязи у Дону великаго пашутся хоругви берчати, светятся калантыри злачены» («Задонщина»).

Колонтарь — доспехи без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся на плечах и боках латника железными пряжками. Каждую половину колонтаря от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических горизонтально расположенных пластин, скрепленных кольчужным плетением. У пояса прикреплялась кольчужная сеть — подол — до колен. Спинные пластины колонтаря делали тоньше и меньше грудных, так как древнерусские воины не привыкли отступать и показывать своим противникам спины. Начищенный до блеска колонтарь представлял собой часть парадных доспехов, и металлические пластины часто были украшены золотой гравировкой, насечкой, прорезным орнаментом. Цена колонтаря XVII веке поднималась до 1000 рублей — астрономической суммы для того времени.

Русские доспехи, подобные колонтарю, высоко ценились у соседей Московского государства. «Да пожаловал князь великий, прислал третьего году пансырь; и яз ходил на недругов, да пансырь утерял; и он бы пожаловал пансырь прислал», — писал в Москву в 1491 году крымский хан Менгли-Гирей, чья просьба и наивная хитрость — лучшая рекомендация качества и высокого мастерства древнерусских оружейников (бронников).

Читать еще:  Статьи СВД - снайперская винтовка

21. БАЙДАНА. XV век («BAIDANA» HAUBERK. XV с.)

Байдана — разновидность кольчатых доспехов. От кольчуги байдана отличается лишь размерами и формой своих колец. Кольца байданы — крупные, плоско раскованные. Крепились кольца байданы либо в накладку, либо на гвоздь или шип, что придавало соединению плоских колец большую прочность. Самая известная байдана, принадлежавшая Борису Годунову, на многих кольцах его байданы была выбита надпись: «С нами бог ни кто же на ны».

Весившая до 6 кг, байдана представляла собой надежную защиту от скользящих сабельных ударов в ближнем бою, но от колющего удара копья и стрел спасти не могла из-за большого диаметра своих колец.

«Байдана бесерменская», как назывался этот вид оборонительных доспехов, упоминаемый в «Задонщине», литературном памятнике XIV века. «Байдана бесерменская» известна на Руси с 1200 года, её дополняли другие предметы оборонительного вооружения, например, поножи, защищавшими ноги ратника.

Поножи-бутурлыки, или батарлыки бывали трёх видов: из трёх широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык охватывал всю ногу от пятки до колена; из одной широкой доски и двух узких; из одной выгнутой доски, прикреплявшейся к ноге ремнями.

22. КУЯК. XVI век («KUYAK» BRIGANDINE. XVI с.)

«…Он сам на коне — как ясен сокол; крепки доспехи на могучих плечах: куяк и панцирь чиста серебра, а кольчуга на нём красна золота» (Былина о Михаиле Казаринове).

Куяком назывались доспехи из металлических пластин, прямоугольных или круглых, прикреплённых по отдельности на кожаную или суконную основу. Куяки изготовлялись с рукавами и без рукавов; имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на груди и спине большими металлическими латами — «щитами». Такие доспехи на Руси использовались древнерусскими воинами с XIII по XVII век и имели близкие аналогии воинского обмундирования воинов в Западной Европе. Термин «куяк» появился лишь в XVI веке.

Передвижение древнерусских полков, закованных в различные доспехи, блещущих панцирями, начищенными до сияющего блеска кольчугами, куяками, ощетинившимися копьями, часто сопровождалось звуками походной музыки духовых инструментов. «В трубы вструбища, полци же начаша доспевати» (Ипатьевская летопись).

Самым распространенным музыкальным инструментом, сопровождавшим войско в военном походе, была труба. Сначала военные трубы были прямыми, без колен, напоминавшие пастушеский рожок. Позднее трубы видоизменились, и состояли из трёх колен, расположенных на равном расстоянии друг от друга, скрепленных поперечными перемычками. Иногда трубачи украшали свои трубы четырехугольными «завесами» из тафты или парчи с шёлковой, позолоченной или посеребренной с бахромой и кистями. В походах трубы прятались в матерчатые чехлы — «нагалища».

О славных русских ратниках говорится в «Слове о полку Игореве»: «Под трубами повити, под шеломы взлелеяны» — «Под трубами родились, под шлемами взлелеяны»

О возможностях контрбатарейной борьбы

Ведущиеся уже почти год боевые действия в Донбассе показывают, что умелая контрбатарейная борьба – важный фактор достижения успеха в войнах такого рода. Особенно в условиях, когда в силу известных причин применение боевой авиации сведено к минимуму.

Неслучайно США, оказывающие поддержку вооружённым силам Украины, уже поставили им партию РЛС контрбатарейной борьбы. «Красная звезда» обратилась к военным экспертам полковнику Владимиру Дмитриеву и полковнику Александру Крупникову с просьбой рассказать о технических возможностях западных армий в этой области.

Контрбатарейная борьба, представляющая собой организацию и ведение артиллерийского огня по позициям артиллерии противника, вошла в практику вооружённой борьбы уже давно. Она была распространена в годы Второй мировой войны и не потеряла своей актуальности на современном этапе.

Ведущая роль в обеспечении такой стрельбы изначально отводилась разведывательно-корректировочной авиации, комплексам звукометрической разведки и артиллерийским наблюдателям, в том числе из числа разведывательных, диверсионных и пехотных подразделений.

В дальнейшем, с развитием технических средств разведки, задачи по обслуживанию огневых средств контрбатарейной борьбы стали возлагаться и на радиолокационные станции разведки позиций стреляющей артиллерии.

Принцип работы данных РЛС основывается на обнаружении цели (снаряда, мины или ракеты) в полёте на возможно более ранней стадии и проведении нескольких измерений текущего положения боеприпаса. По этим данным рассчитывается траектория полёта снаряда и на основе её пролонгации и экстраполяции измерений определяются вероятные координаты огневого средства, а также мест падения боеприпасов. Кроме того, технические возможности станций позволяют распознавать типы и калибр стреляющих систем, а также обеспечивать корректировку огня своей артиллерии.

В странах Североатлантического союза первые образцы таких РЛС появились во Франции, США и Германии в начале 1950-х годов и по результатам испытаний и боевого применения в вооружённых конфликтах были признаны достаточно эффективным средством боевого обеспечения.

Это объясняется следующими их основными достоинствами:
— мобильность (транспортабельность) РЛС;
— обзор обширных участков местности на большой дальности;
— возможность получения данных о целях в близком к реальному масштабу времени;
— независимость от времени суток и погодных условий;
— относительно высокая боеготовность.

Указанные преимущества определяют целесообразность использования РЛС для разведки и определения местоположения стреляющих артиллерийских орудий, миномётов и реактивных систем залпового огня даже при наличии такого недостатка, как возможность обнаружения их противником на расстояниях, превышающих дальность действия самих станций

Существующие зарубежные РЛС КББ работают в диапазонах частот 1-2 (L), 2–4 (S), 4–8 (C) и 8–12 (Х) ГГц и способны обнаруживать огневые позиции миномётов на дальностях до 20 км, артиллерии – 30 км, а пусковых установок РСЗО и тактических ракет – до 80 км.

В типовой состав РЛС входят: антенная система, приёмопередатчик, аппаратура обработки, связи и передачи данных, системы навигации и электропитания.

Антенна станции, как правило, представляет собой плоскую прямоугольную фазированную антенную решётку, в которой обзор пространства осуществляется электронным сканированием луча диаграммы направленности в секторе по азимуту в среднем 90°, а по углу места – до 30°. Круговой обзор пространства обеспечивается за счёт вращения на поворотной платформе.

Аппаратура обработки, связи и передачи данных размещается в стандартных контейнерах и монтируется на колёсной или гусеничной базе. Бортовая навигационная система обеспечивает определение своего местоположения и ориентацию антенной системы, что в значительной степени повышает точность засечки огневых позиций противника.

В сухопутных войсках США с конца 1970-х годов для решения задач контрбатарейной борьбы используется радиолокационный комплекс «Файрфайндер», находящийся на вооружении батарей артиллерийской инструментальной разведки полевой артиллерии бригадного и дивизионного звена. В его состав могут входить три РЛС AN/TPQ-36 и две – AN/TPQ-37 (на снимке).

Комплекс активно применялся в составе экспедиционных формирований американских войск в зоне Персидского залива, в Ираке и Афганистане. Различные модификации входящих в него РЛС состоят на вооружении армий Греции, Нидерландов, Египта, Индии, Израиля, Иордании, Сингапура, Саудовской Аравии и Республики Корея.

Станция AN/TPQ-36 разработана совместно американскими компаниями «Нортроп-Грумман» и «Рейтеон». Она предназначена для обнаружения и определения координат огневых позиций миномётов, а также артиллерийских орудий и РСЗО.

Станция представляет собой когерентную импульсно-доплеровскую РЛС, её сектор обзора – 90° по азимуту и может быть расширен до кругового за счёт механического вращения антенны. Станция способна отслеживать одновременно до 20 целей за одну минуту и корректировать стрельбу до десяти орудий своей артиллерии.

Читать еще:  Новости Як-3 - истребитель

Аппаратная размещается в лёгком многоцелевом контейнере и устанавливается на автомобиль повышенной проходимости типа «Хаммер». Обслуживается расчётом в составе четырёх человек.

Станция AN/TPQ-37 разработана компанией «Рейтеон». Она во многом схожа по компоновке с РЛС AN/TPQ-36 и обеспечивает засечку и определение координат огневых позиций стреляющих артиллерийских орудий, РСЗО и тактических ракет. Её транспортировка обеспечивается тягачом грузоподъёмностью пять тонн. Боевой расчёт – 6-8 человек. Антенная система станции осуществляет обзор по азимуту в секторе 90°.

Аппаратная машина, выполненная на базе автомобиля «Хаммер», включает автоматизированное рабочее место оператора, на цветном дисплее которого отображается обстановка на фоне электронной карты местности. В памяти бортовой ЭВМ могут храниться данные более чем о 99 целях.

Станции комплекса «Файрфайндер» прошли несколько этапов модернизации, последний из которых завершён в начале 2012 года. При этом на станциях было обновлено программное обеспечение, повышена производительность бортовых ЭВМ и выполнены другие работы, что позволило продлить срок их эксплуатации в армии США до 2020 года.

Вместе с тем на замену данным станциям в сухопутных войсках США уже поступает на вооружение новая РЛС контрбатарейной борьбы AN/TPQ-53, разработанная компанией «Локхид Мартин». От находящихся на вооружении РЛС она отличается более высокой мобильностью, увеличенной до 60 км дальностью обнаружения, повышенной точностью определения координат, уменьшенным временем подготовки к боевой работе.

Аппаратура РЛС размещается на двух многоцелевых бронированных автомобилях повышенной проходимости. На одном установлена антенная система, на другом – аппаратная со средствами обработки, связи и передачи данных. Электропитание осуществляется от дизель-электрогенератора, перевозимого на прицепе. Боевой расчёт станции – четыре человека.

Обработка данных и управление станцией осуществляются с рабочих мест операторов, оснащённых малогабаритными компьютерами, один из которых устанавливается в аппаратной машине, другой – в кабине автомобиля с антенной системой. Предусмотрена возможность дистанционного управления станцией с расстояния до 1 км по линии волоконно-оптической или радиосвязи. Переброска станции в район боевых действий может осуществляться одним военно-транспортным самолётом С-17.

После 2020 года РЛС AN/TPQ-53 станет одним из основных радиолокационных средств разведки и обеспечения стрельбы в частях и подразделениях полевой артиллерии сухопутных войск США.

На вооружении американских сухопутных войск также состоит переносная РЛС AN/TPQ-48/-49, разработанная совместно компаниями «Нортроп Грумман» и «Сиракуз». Она поступила на вооружение в начале 2000-х годов и изначально предназначалась для обеспечения защиты мест дислокации экспедиционных подразделений, находящихся за пределами США, от огня миномётов и неуправляемых реактивных снарядов.

Станция успешно применялась подразделениями артиллерийской инструментальной разведки в Ираке и Афганистане. Следует отметить, что в ноябре 2014 года несколько таких станции были поставлены вооружённым силам Украины в качестве военной помощи из США.

В состав РЛС входят: антенная система с приёмопередатчиком и процессор цифровой обработки радиолокационных сигналов, устанавливаемые на треножном штативе, портативный компьютер, источник электропитания.

Аппаратура связи и передачи данных, входящая в состав станции, обеспечивает автоматическую передачу вычисленных координат огневых позиций противника в центр управления огнём в реальном масштабе времени.

В свёрнутом виде станция переносится в двух упаковках чемоданного типа, что позволяет её легко транспортировать или перевозить в легковом автотранспорте.

Вариант станции AN/TPQ-48, установленный на автомобиле типа «Хаммер», получил наименование AN/TPQ-50.

В европейских странах НАТО на современном этапе наибольшее распространение получили РЛС контрбатарейной борьбы COBRA (совместная разработка Германии, Франции, Великобритании и США) и ARTHUR (Швеция, Норвегия).

Радиолокационная станция COBRA создана консорциумом «Евро-Арт» в 1998 году и находится на вооружении подразделений полевой артиллерии вооружённых сил Франции, Великобритании, Германии, Турции и ОАЭ. Станция за три минуты способна определить местоположение до 40 огневых позиций артиллерии противника, а за одну минуту – более 100 одиночных целей.

После 2020 года на вооружение стран НАТО ожидается поступление новых РЛС с увеличенными дальностью обнаружения огневых позиций противника и точностью определения их координат, что позволит повысить эффективность решения задач контрбатарейной борьбы.

Аппаратура РЛС вместе со средствами связи и передачи данных размещена в стандартном контейнере, обеспечивающем защиту от воздействия поражающих факторов ОМП, а также от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Антенна на поворотной платформе размещена за контейнером и при передислокации находится в сложенном состоянии.

В контейнере есть два рабочих места оператора РЛС. Они оборудованы идентичными цветными дисплеями, позволяющими отображать обстановку на поле боя на фоне электронной карты местности. В зависимости от условий применения управление станцией может осуществляться одним или двумя операторами.

Мобильная станция ARTHUR, разработанная фирмами «Эриксон радар электроникс АБ» (Швеция) и «Нордикс электроникс систем» (Норвегия), позволяет решать весь круг задач по обнаружению стреляющих орудий противника и обеспечению стрельбы своей артиллерии. Использование современных алгоритмов обработки сигналов даёт возможность обеспечить надёжное функционирование РЛС со скоростью обзора пространства 180–600 град./с.

По мнению разработчиков, она обладает высокой защищённостью от противорадиолокационных ракет, так как луч диаграммы направленности антенны сканирует в плоскости, расположенной ниже высоты полёта таких ракет, а боковые лепестки незначительны. Кроме того, во избежание вывода из строя РЛС средствами огневого поражения противника время её работы на одной позиции не превышает 10 минут.

Станция ARTHUR состоит на вооружении армий Швеции, Норвегии, Германии, Великобритании, Греции, Дании, Чехии и Сингапура.

Следует отметить, что наряду с этим в Швеции ведутся работы по созданию семейства новых радиолокационных средств с активными фазированными антенными решётками, отличающихся многофункциональностью, повышенными точностными характеристиками и высоким уровнем автоматизации. Так, компания «Сааб электроникс» завершает испытания новой РЛС GIRAFFE, которая является одной из первых в мире станций с активной фазированной антенной решёткой на новой элементной базе (нитрид галлия). Её применение позволило в два раза увеличить мощность излучения станции и на порядок – надёжность и количество одновременно сопровождаемых целей.

Станция работает в X-диапазоне частот (8–12 ГГц). Она формирует многолучевую диаграмму направленности антенны и осуществляет обзор воздушного пространства электронным сканированием лучей по азимуту и углу места в секторах до 270 и 70о соответственно, а круговой обзор – за счёт механического вращения антенны. Дальность обнаружения огневых позиций артиллерии противника составляет до 50 км.

Поступление в войска станции GIRAFFE ожидается в 2016–2018 годах. Интерес к ней уже проявили военные ведомства США, Великобритании и Германии.

В целом за рубежом радиолокационные станции контрбатарейной борьбы показали высокую надёжность и многофункциональность. После 2020 года на вооружение стран НАТО ожидается поступление новых РЛС с увеличенными дальностью обнаружения огневых позиций противника и точностью определения их координат, что позволит повысить эффективность решения задач контрбатарейной борьбы.

Основные тактико-технические характеристики РЛС AN/TPQ-48:
Дальность обнаружения:
миномётов калибра 120 мм 10 км
позиций неуправляемых ракет 7 км
Диапазон рабочих частот L (1–2 ГГц)
Сектор обзора:
— по азимуту 360°
— по углу места 30°
Точность определения координат 75–100 м
Боевой расчёт 2–3 чел.

Основные тактико-технические характеристики РЛС COBRA:
Дальность обнаружения:
артиллерийских снарядов 20 км
реактивных снарядов 50 км
Диапазон рабочих частот C (4–8 ГГц)
Сектор обзора по азимуту 270°
Точность определения координат 0,3– 0,5% от дальности
Время развёртывания/свёртывания 5/1–2 мин.
Боевой расчёт 1–2 чел.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: