43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение Юшмань

Уманский реванш 44-го

В истории Великой Отечественной войны небольшой украинский город Умань ассоциируется главным образом с трагическими событиями лета 1941 года, когда в немецком окружении оказалось два десятка советских дивизий. Спустя почти три года город снова попал в сводки с фронтов. Но теперь уже немецкие солдаты брели на запад по заснеженным равнинам, и до Умани добрались отнюдь не все. Часть так и осталась навсегда в клещах окружения, замкнутого под Корсунью 1-м и 2-м Украинскими фронтами в январе 1944 года в рамках Корсунь-Шевченковской операции.

Не дать передышки

Внешний фронт Корсунского котла пытался пробить сам Э. фон Манштейн. Но ни его хвалёного полководческого мастерства, ни дополнительных дивизий и тяжёлых танковых батальонов не хватило. Вырвалась только часть окруженцев, и цена этого оказалась высока: немецкие танковые соединения были теперь в удручающем состоянии.

Командование вермахта надеялось только на то, что распутица даст время на восстановление боеспособности потрёпанных войск. Тем более, уже с конца февраля снег начал быстро таять, и дороги были непроходимы для всего, что не имело гусениц или ног.

Немецкое командование надеялось, что распутица даст время восстановить пошатнувшуюся боеспособность войск. Красная армия такой возможности предоставлять не собиралась

Советское командование прекрасно понимало, на что рассчитывают немцы, и не собиралось давать им время на передышку. Очередное наступление, получившее впоследствии название Уманско-Ботошанской операции, назначили на самое начало марта. Тяжёлые бои под Корсунью завершились в конце января, то есть у маршала И. Конева на подготовку операции был всего месяц.

Формально в распоряжении 2-го Украинского фронта Конева находилось три танковых армии — половина сформированных к 1944 году. Реальное число — примерно 670 исправных машин — равнялось одной полностью укомплектованной танковой армии.

В первом эшелоне должны были действовать армии С. Богданова и П. Ротмистрова. Армия А. Кравченко на начальном этапе операции оставалась во втором эшелоне. На примере армии Богданова можно отметить, что атака всего двумя сотнями танков на полосу обороны нескольких пехотных дивизий, за спиной у которых находятся ещё и танковые, — дело безнадёжное. Но это в обычных условиях, а в марте 44-го немецкие войска были уже не те, что хотя бы годом раньше.

Боевые трофеи

Наступление началось 5 марта. Уже в первый день 2-я танковая армия Богданова проломила немецкую оборону и вышла к реке Горный Тикич — первой серьёзной водной преграде на своём направлении удара. Мотопехота с ходу пересекла её по бродам и захватила плацдармы на другом берегу, тем самым позволив сапёрам навести мосты для переправы танков. 5-я гвардейская танковая армия Ротмистрова также наступала успешно, с умеренными потерями.

На следующий день ситуация стала сложнее, в том числе из-за немецких танковых контратак. Выросли боевые потери, а из-за тяжёлых условий местности существенное количество танков вышло из строя по причине поломок. При этом основная тяжесть боёв с 6 марта легла именно на плечи танкистов и то небольшое количество мотопехоты, которая пересела на броню как десант или двинулась за бронетехникой пешком. Пешком передвигались и офицеры связи — на участки, где не хватало раций или куда не долетали связные самолёты. Метеорологи в сводках погоды сухо докладывали: «Проходимость дорог ещё сильнее ухудшилась».

В районе городка Маньковка и станции Поташ находились части четырёх немецких танковых дивизий. После манштейновского «стучания головой» по внешнему кольцу Корсунского котла каждая из них состояла из считанных единиц бронетехники, но в конце февраля подразделения были пополнены танками, переброшенными из Германии. Они могли причинить серьёзные неприятности наступавшим советским войскам. К счастью, именно боевые подразделения этих дивизий ушли на другой участок фронта, так что перед армиями Конева остались тыловые и ремонтные подразделения. Плюс множество повреждённой техники, дожидавшейся очереди на ремонт или отправку в тыл. Контратаки считанных немецких танков и САУ, спешно введённых в строй, практически не имели шансов остановить советские танковые армии.

7 марта после получасового боя станция Поташ была отбита у немцев вместе с множеством подбитых танков, подготовленных к отправке. Следом противник потерял и Маньковку. Согласно отчёту штаба 2-й танковой армии, «в районе Маньковка и ст. Поташ противник потерял до 500 танков и самоходных орудий, до 10 000 автомобилей и 37 складов с различным военным имуществом».

Настичь и уничтожить

Потеря огромного количества материальной части и крах первой линии обороны привели к тому, что немецкому командованию оказалось нечем останавливать бронированный каток советских армий. Пришлось отступать (а называя вещи своими именами — просто драпать) по проклятой распутице наперегонки с советскими танками.

Дорога на Умань превратилась в кладбище металлолома из-за колонн немецкой техники, застрявшей на обочинах

Между тем танковые армии перешли на «подножный корм» из-за отставших тылов. Продовольствие было трофейным полностью, горючее — частично. Там, где позволяли условия, боеприпасы для вырвавшихся вперёд частей подвозили на самолётах. Те части, которым не повезло, использовали часть своих танков для подвоза снарядов и патронов. В боевых отчётах сообщалось, что «выделенные для этой цели боевые танки подвозят горючее и боеприпасы очень медленно, т. к. движение возможно только на первой передаче».

Грязь делала за немцев их работу, замедляя советский натиск. Армия Ротмистрова осталась без связи: грязь приковала к земле связные самолёты, штабу пришлось командовать войсками через одну-единственную рацию и пеших штабных офицеров.

Но всё же танки шли вперёд. Из-за немецких колонн, увязших в грязи, дорога Поташ — Умань превратилась в кладбище металлолома. 8 марта 1944 года к середине дня танкисты армии Богданова оказались у Умани и начали окружать город. Вечером следующего дня огневой бой между советскими танками и немецкой зенитной артиллерией шёл уже в центре. В то же время «тридцатьчетвёрки» армии Ротмистрова, «обгоняя и давя гусеницами отходящие колонны», подступили к южной окраине Умани. 10 марта город был взят полностью.

Закончился первый этап операции, но наступление продолжалось до 17 апреля. К концу Уманско-Ботошанской операции советские войска освободили часть Молдавии и правобережной Украины, а также вступили на территорию Румынии.

Рубрика: Юшманы

Камрад Эрих Манн вновь обрадовал замечательной находкой, разбирая фото доспехов из Стокгольмской Livrustkammaren.

Разглядывая фото замечательного юшмана, он обнаружил кириллическую надпись «ДЕЛАНО» или «СДЕЛАНО» на нескольких кольцах. Продолжить чтение «Юшман № 23199 из Livrustkammaren с кириллической надписью на кольцах»

Рисунки А.В. Шиндлер

Иллюстрации доспехов моей супруги А.В. Шиндлер

Загадка имени Юмшан

Загадка имени Юмшан

Юмшан или юшман это вполне себе известный термин для обозначения кольчато-пластинчатого доспеха. Как известно, впервые наюлюдается в духовной грамоте Григория Васильевича Жукова Оплечуева 1540-1541 г.: «Да дал есми зятю своему Ивану Ондрееву сыну Мечева коню солов да юмшан» (Акты Феодального Землевладения и Хозяйства. Ч.2. М. 1956. С. 151). Продолжить чтение «Загадка имени Юмшан»

Читать еще:  Рисунки ФОГ-2 - фугасный огнемёт

Юшман из ВИМИАВиС

Юшман из экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. 17 век?

Юшман выполнен из 9 рядов. Грудь состоит из 2 рядов по 8 пластин. Спина выполнена из 5 рядов по 18 пластин. Бока состоят из 1 ряда по 8 пластин каждый. Подполка нет. Всего пластин в доспехе — 122 штуки.

Юшман из Коломенского

Юшман из Коломенского

Этот юшман весьма похож на Юшман № 12976 из ГИМа. Особенно бросаются в глаза сходство пряжек у обоих доспехов, а также конструкция груди.

Доспехи и одежды Московско-Литовского порубежья

Юшман № 12976 из ГИМа

Юшман № 12976 из ГИМа. 1600 г, Россия?.

Этот юшман состоит из 9 вертикальных рядов. Грудь выполнена из 2 рядов состоявших из 2 крупных пластин каждый. Его спина состоит из трёх рядов, в центральном ряду – 32 пластины а в крайних по 31. Бока юшмана, подобно груди выполнены из 2 рядов по 2 пластины, причем верхние скошены. Всего в доспехе 106 платин. Кольчатая перемычка между пластинами — из трех рядов колец. Кольца юшмана довольно крупные, плосковатой формы. Для заклепки колецисплозовано две технологии — ряд колец сварен, ряд клепан «на гвоздь». Юшман имеет короткие, выще локтя, рукава и отложный ворот. Юшман застгивается при помощи фигурных пряжек и ремешков с застежками. Кольчатый подол юшмана — утрачен.

М.М. Денисова датировала этот юшман XVI веком, тогда как А.Н. Кирпичников считал что он относится примерно к 1600 году.

  • Длина: 630 мм
  • Ширина с рукавами: 860 мм
  • Размеры верхних грудных пастин — 19 мм на 16 мм
  • Размеры нижних грудных пастин — 19 мм на 18 мм

Фото из Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII–XV вв. – Л: Наука, 1976.

  • Денисова М.М.. Русское оружие XI – XIX вв. – М.: Госкультпросветиздат, 1953. С. 63.
  • Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII–XV вв. – Л: Наука, 1976.
  • Шиндлер О.В. Классификация русских корпусных доспехов XVI века. // История военного дела: исследования и источники. — 2014. — Т. V. — С. 448-450.

Юшман кн. В.А. Старицкого. З. О. 7611 (ГЭ I.604)

Юшман кн. В.А. Старицкого. З. О. 7611 (ГЭ I.604) 1550 г.

Князь А.В. Старицкий был троюродным братом царя Ивана Грозного.

Этот юшман поступил в Эрмитаж из Царскосельского арсенала.

Грудь выполнена из 5 рядов, 3 центральных по 14 пластин (включая подполок), два крайних по 13, бока выполнены из 2 рядов по 9 пластин, спинная часть из 5 рядов, 4 ряда по 14 пластин и
центральный ряд из 13. Общее количество пластин – 173.

Примечательной особеностью этого юшмана являются пластины с надписями, указываюшими н владельца доспеха.«Божиею Милостью Мы Владимиръ Князь сынъ Андреевъ внук Великого Князя Ивана», «Брат Ивана Царя Росейского Всемогущаго Бога действомъ изволивъ сей омшан (юшман)», «сотвори Московскому Князю Владимеру Андреевичю 5 лет кнежения его 17 лет возраста его»

Описание этого доспеха встечается у А.Ф. Жиля и Э.Э. Ленца, а также в каталогах художественных выставок в Эрмитаже.

Жиль Ф.А. Царскосельский музей. – СПб.: типография Баумана, 1860. С. 149-151.

Ленц Э.Э. Императорский Эрмитаж. Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения, – СПб.,1908. С. 286-287.

Каталог выставки «Художественное оружие» из собрания Государственного Эрмитажа. Спб. 2010. С. 164; 2011. С. 70

Также следует добавить, что по мнению оружиеведа Ю.Ф. Игиной, аттрибутика этого юшмана Старицкому — ложная: «Надпись называет владельцем князя Владимира Андреевича Старицкого (1533−1569), при этом содержит в себе фактические ошибки, которые не могли быть допущены в случае принадлежности доспеха этому историческому лицу. Так, Владимир Старицкий никогда не был московским князем: с 1541 г. он был князем старицким, а с 1566 г. — князем дмитровским. Кроме того, на семнадцатилетие Владимира, которое было в 1550 г., приходилось не пять, а девять (если считать с 1541 г., когда с него была снята опала), либо тринадцать (если считать с 1537 г., в котором умер его отец) лет его старицкого княжения.»

Игина Ю. Ф. Казус шлема Ивана Грозного: к постановке проблемы // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana 2014 № 2 — С. 86-87.

Юшман № 52 из коллекции Шереметьва.

Юшман № 52 из коллекции Шереметьва.

Коллекция Шереметьева в 1930-х годах попала в фонды Государственного Эрмитажа, поэтому вероятно, сегодня находиться именно в Эрмитаже.

Этот юшман состоял из 11 рядов крупных пластин. Грудь выполнена из двух рядов по 8 пластин размером 15,56 см на 4,45 см. Верхние пластины скощены в сторону рукавов. Через пластинку на правой стороне видны по две, на левой по четыре, скважины, служившие для прикрепления застежек или пряжек. Бока выполнены из трех рядов каждый. Крайние из 7 пластинок и центральные боковые из 5 пластин. Верхние пластины у рядов примыкающих к груди и спине скошены к рукавам. Ширина этих пластин колеблется от 6,67 см до 7,78 см. Спина выполнена из трех рядов по 14 пластин. Ширина крайних спинных пластин варьируется от 3,33 см до 3,89 см. Пластины центрального ряда постепенно суживаются к поясу. Ширина верхней пластины в ряду — 10 см, ширина пластины в районе пояса — 5,56 см. Всего в юшмане 96 пластин.

Кольчатая перемычка на груди и на спине состоит из 3 колец, на боках, для большей гибкости, из 5 рядов колец. Средние ряды двойные, сваренные, крайние же простые, скреплённые на гвоздь. К сожалению, этот доспех так же подвергся неумелой чистке, и поэтому все кольца прорезаны и затем просто согнуты.

На пластинках сохранились следы грубо врезанного, крупного узора, средняя часть которого совершенно стерта. Кольцо в рукавах и в подоле крупные, толстые, облые, через ряд сварены и скреплены на гвоздь. На верхней части груди, от плеч до пластинок, кольца скреплены на два гвоздя. Горловины нет. У ворота встречаются кольца скрепленные и на один гвоздь. Рукава короткие, до локтя, с нижней стороны разорваны.

  • Длина — 66,68 см
  • Ширина с рукавами — 93,35 см
  • Ширина в подоле — 53,34 см
  • Длина подола — 15,56 см
  • Вес — 8254 г

Иллюстрация из: Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева. СПб, 1895, Таб. II

  • Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева. СПб, 1895, С.16-17.
  • Шиндлер О.В. «Классификация русских корпусных доспехов XVI века», История военного дела: исследования и источники, 2014, Т. V., С. 450.

Юшман № 51 из коллекции Шереметьва.

Юшман № 51 из коллекции Шереметьва.

Коллекция Шереметьева в 1930-х годах попала в фонды Государственного Эрмитажа, поэтому вероятно, сегодня находиться именно в Эрмитаже.

Этот юшман состоял из 11 рядов крупных пластин. Устройство этого юшмана чрезвычайно оригинально, и возможно не имеет аналогов. Грудь выполнена из четырех рядов пластин разной формы и размеров. Правый центральный грудной ряд состоит из 6 пластинок, а левый — из 7 пластин вдвое меньших в ширине. На обоих рядах остались отверстия от крепления пряжек или застежек. Таким образом, центрально-осевой разрез юшмана немного смещался влево и меньший ряд выполнял функцию подполка. Другие два грудных ряда состояли из 6 пластин. Четыре нижние пластины прямоугольной формы 11,11 см на 6,7 см, а две верхние срезаны. Бока выполнены из двух рядов по 7 и по 10 пластин с каждого бока. В рядах из 10 пластин, которые примыкают к спинным рядам, 3 верхние пластины также срезаны. Спина состоит из 3 рядов по 12 пластин, их которых центральный собран из пластин сужающихся к поясу, и затем снова расширяющихся. Размер верхней пластины этого центрального ряда 11,11 см на 3,89 см; размер пластины на уровне пояса 3,33 см на 3,89 см. Всего в юшмане 95 пластин.

Читать еще:  Файлы 3М-14Э - крылатая ракета

Горловина состоит из 9 рядов тонких, круглых, облых колец, привязана проволокою и по мнению Э.Э. Ленца, присоединена к юшману позднее. Рукава длиной выше локтя, причем в нижней части и на боках много поврежденных мест. Кольца чередуются: один ряд состоит из крупных, круглых, снаружи полуоблых, с внутренней стороны вогнутых колец, штампованных или «сеченых» из цельного куска металла; другой ряд составляют более мелкие, круглые, облые кольца, скрепленные на гвоздь. Кольчатая перемычка между пластинками в три ряда облых колец: средний ряд продублирован, кольца сварены, а в двух крайних рядах кольца скреплены на гвоздь (во время составления описи все кольца перерезаны и просто согнуты).

На пластинках сохранился крупно-врезанный, грубый узор, с фигурою визуально похожей на букву, но, к сожалению, почти все стерто непрофессиональной чисткой. Э.Э. Ленц особенно сокрушался тем, что человек, которому было поручено почистить доспех от ржавчины, не наел ничего лучшего, чем перерезать кольца, чтоб вытащить пластины из доспеха и почистить их на наждачном круге, тем самым снимая не только ржавчину, но и все узоры и украшения пластинок

  • Длина — 80 см
  • Ширина с рукавами — 88,9 см
  • Ширина в подоле — 51,1 см
  • Длина рукавов — 17,78 см
  • Длина подола — 13,34 см
  • Вес — 8224 г

Иллюстрация из: Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева. СПб, 1895, Таб. II

  • Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева. СПб, 1895, С.16.
  • Шиндлер О.В. «Классификация русских корпусных доспехов XVI века», История военного дела: исследования и источники, 2014, Т. V., С. 450.

Юшман

Игра престолов. Защитное снаряжение. Модные парни Вестеросса, часть первая.

Написав слегка шуточный пост

я решил, что негоже пройтись только по семейству Старков.

Посмотрим как одевались на битву другие представители элиты семи королевств. Какое именно защитное снаряжение выбирали себе богатые влиятельные феодалы (или их чокнутые костюмеры).

Бринден Талли. Черная Рыба.

Стильная несвежая помятость. Носит ламелярную броню поверх кольчуги. Презирает приталенные шмотки.

Костюмеры проявили фантазию. Раз он речной лорд и вообще БлекФиш, то пусть у него будет доспех чешуйчитый , как у рыб. Мысль интересная, но реализация подкачала. Выглядит эта чешуя кожаной, а не металлической.

Его сынок. Отличный костюм бомжа. Стильная перфорированная фуфайка под кожзам. Выглядит дешево и по дурацки.

В нашей реальности похожие образцы есть

Римско – Византийская мода. Металл не топорщится. Могли сделать красивый доспех, но схалтурили.

Например вот так было бы красивее.

Братья Баратеоны. Начнем с Ренли. Его считают легкомысленным красавчиком и прожигателем жизни, но так ли это? Вспомним, что даже такой опытный рыцарь как Лорас Тирелл, доверял королю прикрытие своего тыла.

Питает слабость к массивным горжетам и наплечникам. А что у него под ними ?

Модная приталенная бригантина. Приклепано на бархат? Да этот человек понимает толк в шмотках. Сделали бы еще цвет поярче и не прятали бы это все.

В нашей реальности

В общем этот метросексуал носит броню в стиле кажуал. Хорошая защита (пластины перекрывают друг друга, за счет чего держат и колющий и рубящий удар. Не кираса, конечно, но носить удобно и имиджу не вредит.

Станис Баратеон. Истинный король. Отец года по версии журнала “С прицепом”. Любитель позажигать с огоньком.

Тут у нас некая вариация на тему зерцального доспеха или юшмана. Арабско – индийская коллекция. Для усиления защиты в кольчугу, на стратегических местах , вкрепляются металлические пластины.

В нашей реальности этого добра навалом. Желающие могут наяндексить кольчато-пластинчатый доспех и погрузиться в мир бехтерцов, колонтарей и прочая.

Относительно недорого, сердито и не очень надежно. Казалось бы. Но если смотреть внимательно можно понять, что Станис у нас тоже модник, не хуже братца. Центральные пластины доспеха можно снять легким движением руки и юшман превращается. превращается юшман . в элегантное нечто.

Вот вам и суровый король. Кожаная вставочка, шнуровочка, заклепочки. С другой стороны если ты король, то и выглядеть должен красиво.

Семейство Тирелл. Папочка Мейс выглядит шикарно.

Извините, не та картинка. Вот папочка Мейс.

Просто слов нет. Их просто нет. Живите с этим как хотите.

Лорас Тирелл. Опытный вояка, настоящий боевой мужик. Если зайдет сзади, то вообще хана.

Обычно носит кольчугу под фул плейт армор он же полный латный доспех. Первоначально одет по итальянской моде

Тут создатели просто молодцы. Несколько странно правда, что он в одних и тех же доспехах и на турнирах бьется, и в бой едет, но у богатых свои причуды.

Пока не забыл. Приз за самый убогий костюм сериала, получает какой то Фрей. Все в какой то префорации, н а голове будто птичка нагадила

Правильно Джейме дал ему в хайло, дабы не поганил кадр своим видом.

Эмалированный доспех? Почему нет, если платит корона.

В чем же основная логическая ошибка художника по костюмам? Да нет никакой ошибки. Ребятам дали задание сделать разным персонажам разные доспехи, иначе туповатый зритель не сможет их различить между собой. Это вполне очевидно. Но при этом создатели не учли такую штуку как логика. Все вышеперечисленные феодалы регулярно общаются, торгуют и воюют друг с другом. Если при этом они упакованы в настолько разную по классу броню, их битвы будут напоминать то, что случилось, в свое время, около городка Висбю (такая смешная история, вы не поверите).

Не может армия в паршивых кольчугах противостоять армии в пластинчатых доспехах (про полный латный доспех и речи нет). Любое столкновение тех же Талли, с теми же Ланистерами (шлем у Тайвина огонь конечно) это верная смерть для первых.

С братьями Баратеонами вообще смешно, один одевается как европейский феодал 14 – 15 веков, другой как арабский кавалерист 13 века. Это объясните почему?

По сути для современников встреча Ренли и Станиса выглядит ( с точки зрения костюмов) как то так.

Читать еще:  "ГР- 1" - глобальная ракета

И это родные братья, живущие по соседству и воспитанные в одинаковых традициях.

Ну и мой любимый герой. Отличный реалистичный доспех. Угадайте кто это ?

Как и положено в сериале, те кто надевают нормальную броню, долго не живут

Во второй части обратимся к главной загадке защитного снаряжения Семи королевств. Критика приветствуется и помогает.

Броня наших предков. Сколько стоили доспехи?

Первое, на что обращаешь внимание при изучении русского бронного дела – это почти полное отсутствие латных доспехов. Напоминаю, латы – отнюдь не всякие “брони дощатые”, а только те, что выкованы из крупных цельных кусков железа или стали по форме человеческого тела, т.е. эргономичные.

Латной брони в русских землях почти не делали. Исключение – отдельные элементы, такие, как наручи или поножи. Последние, по моим сведениям, встречались довольно редко, зато наручи – часто.

Наручи типа “сахновка”. Вполне русская модель. Артефакт обнаружен на территории современной Украины

Но латная защита корпуса на Руси так и не появилась. С некоторой натяжкой подобием таковой можно назвать зерцальный доспех, состоящий из крупных стальных или железных щитков, прикрывающих живот, часть груди и иногда спину и вплетенных в обычную кольчугу. Но все-таки – с натяжкой. “Доски” зерцального доспеха не повторяют форму тела.

И второе, что хотелось бы отметить – это тот до некоторой степени парадоксальный факт, что расцвет русского доспеха пришелся даже не на XIV, а на XV-XVI века. Это уже – век огнестрела, достаточно совершенного, чтобы пробивать сталь. Только, я умоляю, не надо мне рассказывать, что у основных соседей русских – волжских и крымских татар, вечно буйной Польши, рыцарей Ливонского и Тевтонского орденов и надменной Швеции – огнестрельного оружия было мало. Смешно, ей-ей – вполне в достатке оно у них всех было.

Однако доспехи только совершенствовались, и ушли в небытие лишь перед самым началом Петровской эпохи, когда мушкет, фузея и граната окончательно нивелировали смысл таскать на себе лишние 10-20 килограмм.

Основные типы поздних русских доспехов

В первую очередь надо отметить, что почти все они, кроме куяка (куяк стоит несколько особняком, и я про него сделаю отдельную статью) – кольчужно-пластинчатые. То есть стальные пластинки различных форм и размеров вплетены в кольчужное полотно так, что прикрывают только спину, грудь и живот. Все остальное – бока, ключицы, бедра, плечи и т.п. – закрывается лишь кольчугой.

К основным типам такой брони относятся:

Колонтарь – это, по сути, кольчуга, в которую вплетены прямоугольные, квадратные или (очень редко) восьмиугольные стальные пластинки. Вплетены они без нахлеста – это основной отличительный признак колонтаря.

Лет 30-40 назад считалось, что колонтари были исключительно без рукавов, но сейчас известно, что встречались и с рукавами до локтя. И действительно – это ж просто-напросто усиленная кольчуга. Что мешает к ней рукава приделать?

Юшман – похож на колонтарь, только пластинки уже идут с нахлестом по верхнему краю. Ширина пластин – в ладонь или чуть уже ладони. Как правило, они прямоугольные.

У многих юшманов есть “слабые места” – вертикальные “швы” между рядами пластин. На спине бронепластины присутствовали не всегда, иногда закрывалась только передняя чать корпуса.

Кстати, что интересно: сохранилось довольно много юшманов, пластины которых прикрывают только живот, но не грудь. Почему? Возможно, юшман считался “противокопейным” доспехом (копьем, такова уж его специфика, легче всего бить в живот), но наверняка мы этого не знаем.

Бахтерец – я бы сказал, это вершина русского доспеха, не по красоте, а по прочности.

Бахтерец (бехтерец) состоял из множества очень мелких прямоугольных пластинок, вплетенных в кольчугу с большим нахлестом. Ширина каждой пластинки – примерно в палец, даже меньше. Нахлест (то есть насколько верхняя пластинка заходила на нижнюю) достигал двух-трех миллиметров.

Бахтерец. В отличие от многих других типов доспехов, этот мог иметь “встроенную” защиту руку

Особенность бахтерца – это именно мелкопластинчатость в сочетании со значительным “припуском”, нахлестом. В результате этого в определенных точках защита получалась как бы двухслойная.

Бахтерец – доспех боевой (тогда как, например, о колонтаре есть мнение, что он больше считался парадным). Его грудные бронепластины иногда делались толще спинных. С учетом нахлеста. Я встречал упоминания, что бахтерец выдерживал попадание пули из тогдашнего ручного огнестрела. XVI век. Вряд ли стреляли в упор, но даже с 10-15 м – это серьезное испытание, господа )

Мелкопластинчатость придавала ему большую гибкость, но ухудшала амортизационные свойства. А кроме того, недостатком был значительный вес – металла много, понимаете ли. Бахтерец на мужчину среднего роста и комплекции весил где-то килограмм 12, если не больше. Не меньше – точно.

Зерцало – самый поздний из русских доспехов. Существовал относительно недолго, носился преимущественно воинами с доходом не ниже, чем у воеводы.

Отличительные признаки: защита живота и нижней части груди, выполненная в виде круглого щитка, и “доски” для верхней части грудной клетки, боков, плеч и спины довольно сложной трапециевидной формы, соединенные кольчужным плетением. Встречались “бахтерные” зерцала – вроде этого:

Подавляющая часть сохранившихся зерцал – доспехи парадные, богато украшенные чеканкой, золочением и прочими способами. Многие из них относятся уже к концу XVI века и началу XVII – преддверию Смуты. “По инерции” их продолжали изготавливать и в семнадцатом столетии, но тогда они окончательно превратились в чисто парадные доспехи.

Главный вопрос – сколько стоили доспехи?

Стоимость обычного юшмана или колонтаря, по сохранившимся сведениям, в XVI веке составляла от 2 до 10 рублей. Бахтерца – от 5 рублей. Богато украшенные брони царей и воевод могли стоить и 50 рублей.

Как понять, много это или мало? Ну судите сами.

15 копеек – пуд муки (16 кг).

30 копеек – железный топор (не бердыш, обычный плотницкий инструмент).

5 рублей – корова. Или новая изба, если брать без изысков.

Подьячий (не священник, а чиновник среднего ранга, примерно можно соотнести с майором или подполковником современной таможни или полиции) получал в год 12 рублей, или рубль в месяц.

Думаю, примерно уровень покупательской способности населения понять можно, да? В общем, обычному воину эпохи Ивана Грозного самый дешевый доспех был доступен, если полгодика подкопить или взять в долг. Это примерно как сейчас для человека среднего достатка приобрести машину – с бухты-барахты не купишь, но в общем-то задача решаемая. А для служилого дворянства, составлявшего солидную часть армии, и приобрести “брони дощатые” – и вовсе не особенная проблема.

А учитывая, что от доспеха в бою зависит жизнь (шанс выжить у бронированного воина резко повышается) – то тут дом заложишь, а панцирь купишь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: