3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы ИС-2 (ИС-122) — тяжёлый танк

Танки ИС-2 и Tiger. Война на бумаге и в реальности

Известно немало случаев, когда теория расходилась с практикой. Теоретическое сравнение разных боевых машин приводило к определенным результатам, а их столкновение на практике завершалось совсем не так, как ожидалось ранее. К примеру, в годы Великой Отечественной войны наиболее массовый и совершенный советский тяжелый танк ИС-2, имея значительные преимущества перед немецким Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 Tiger, порой не мог завершить бой в свою пользу. Попробуем рассмотреть эту технику и определить причины, по которым наши не всегда могли реализовать преимущества своих танков.

Техника и ее характеристики

Самый массовый советский тяжелый танк времен Великой Отечественной войны пошел в серию в конце 1943 года. Производство машин типа ИС-2 продолжалось до июня 1945-го. Примерно за полтора года промышленность передала Красной Армии 3385 танков. По понятным причинам, некоторая часть танков последних серий уже не успела попасть на фронт. За время эксплуатации части, имевшие на вооружение ИС-2, потеряли значительное количество такой техники. Впрочем, серийное производство покрывало все потери и позволяло продолжать бои. Мало того, имеющийся парк техники оставался на вооружении долгие годы после окончания войны; существенное количество танков было передано третьим странам.

ИС-2 имел самую мощную защиту среди всех советских танков военного времени. Изначально такие танки имели лобовой агрегат из листов толщиной 60, 100 и 120 мм, установленных под углами. В 1944 году появился новый вариант лба с верхней лобовой деталью толщиной 120 мм и нижней 100-мм. Борта имели толщину 90 мм, корма – 60 мм. Башня получила круговую защиту в виде 100-мм брони. На лбу также имелась маска равной толщины. Следует отметить, что на некоторых серийных танках вместо катаных деталей использовались литые, отличавшиеся меньшей стойкостью к обстрелу.

Танк комплектовался 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2ИС мощностью 520 л.с., что при боевой массе 46 т давало удельную мощность чуть более 11 л.с. на тонну. На шоссе машина разгонялась до 35-37 км/ч, на пересеченной местности – до 15 км/ч. Обеспечивалось преодоление разнообразных препятствий.

С учетом опыта предыдущих сражений танк ИС-2 оснастили 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, которая, как ожидалось, могла эффективно уничтожать любую бронетехнику немецкой армии. Д-25Т представляла собой переработанный вариант орудия А-19 с некоторыми новыми элементами. Пушки первых серий имели поршневой затвор, но в начале 1944 года его заменили полуавтоматическим клиновым. Для сокращения импульса отдачи имелся дульный тормоз. Орудие использовало выстрелы раздельного заряжания. Была обеспечена круговая наводка по горизонтали поворотом башни с возможностью точного наведения при помощи отдельных механизмов на установке.

При использовании остроголового калиберного бронебойного снаряда типа БР-471 пушка Д-25Т на дистанции 500 м при угле встречи 90° могла пробить 155 мм гомогенной брони. На расстоянии 1 км бронепробиваемость уменьшалась до 143 мм. На вдвое большей дистанции – до 116 мм. Таким образом, пушка танка ИС-2 в теории представляла большую опасность почти для всей немецкой бронетехники. В одних случаях должно было происходить пробитие с известными последствиями, в иных – фатальное повреждение внешних агрегатов.

В боекомплект танка входило 28 выстрелов раздельного заряжания. Каждый снаряд БР-471 весил 25 кг, гильза типа Ж-471 с переменным зарядом – от 13,7 до 15,3 кг, в зависимости от использованного материала. Необходимости работы с крупными и тяжелыми элементами выстрела привела к сокращению скорострельности до 3 выстрелов в минуту.

Для управления орудием наводчик ИС-2 использовал телескопический прицел ТШ-17 и перископический ПТ4-17. С определенного времени серийные танки лишились перископического прицела, вместо которого установили еще один смотровой прибор. Ситуационная осведомленность улучшилась, но танк лишился возможности самостоятельной стрельбы с закрытой позиции.

Самым массовым немецким танком тяжелого класса стал Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, также известный под названием Tiger. Эта машина пошла в серию в конце лета 1942 года и выпускалась в течение двух лет, до августа 1944-го. Танк получился достаточно сложным в производстве и дорогим; за все время производства промышленность изготовила только 1350 единиц такой техники. С начала службы в 1942 году и до конца войны немецкая армия потеряла подавляющее большинство таких машин. Основные потери, по известным причинам, имели место на Восточном фронте и являются заслугой Красной Армии.

Характерной чертой танка «Тигр» являлось мощное бронирование. Лоб его корпуса состоял из катаных листов толщиной 100, 80 и 63 мм, собранных в коробчатый агрегат узнаваемой формы. Борта собирались из 80- и 63-мм деталей, а корма имела толщину 80 мм. Лоб башни изготавливался из 100-мм листа и усиливался маской орудия переменной толщины: от 90 до 200 мм. Борт и корма башни имели одинаковую защиту в виде 80 мм брони.

Танки разных серий комплектовались 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями Maybach HL210P30 и HL210P45 мощностью 700 л.с. При массе 57 т танк Tiger имел удельную мощность не более 13 л.с. на тонну. Без ограничения оборотов двигателя танк мог развить на шоссе скорость 44 км/ч. На пересеченной местности скорость ограничивалась 22-25 км/ч. Машина имела достаточно высокую проходимость.

Главным оружием немецкого «Тигра» была танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 с нарезным стволом калибра 88 мм. Орудие оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором, электрической системой воспламенения и дульным тормозом узнаваемой формы. С KwK 36 использовались унитарные выстрелы 88х570 мм R, комплектовавшиеся снарядами разных типов. Важной особенностью немецкой пушки была настильность траектории, в некоторой мере компенсировавшая ошибки в вертикальной наводке.

Для поражения танков пушка KwK 36 могла использовать снаряды нескольких типов: два кинетических (один с вольфрамовым сердечником, другой с баллистическим колпачком и зарядом взрывчатого вещества) и ряд кумулятивных. Последние во всех условиях пробивали до 100-110 мм гомогенной брони при угле встречи 90°. Наиболее эффективный снаряд Pz.Gr.40 с вольфрамовым сердечником на дистанции 500 м пробивал 200 мм брони, на 1 км – 179 мм. На расстоянии 2 км он сохранял энергию для поражения 143-мм преграды. Снаряд Pz.Gr.39, собранный без применения дорогих материалов, на тех же дистанциях пробивал 151, 138 и 116 мм брони соответственно.

Унитарные выстрелы немецкого производства с 88-мм снарядами имели длину более 1150 мм и весили чуть менее 21 кг. Боекомплект орудия KwK 36 включал не менее 90 снарядов. Позже немецкие инженеры нашли способ довести его до 120 снарядов. За счет сравнительно легкого выстрела с унитарным заряжанием удалось получить техническую скорострельность до 6-8 выстрелов в минуту.

Большая часть танков «Тигр» была оснащена бинокулярными оптическими прицелами TZF-9b. На машинах последних серий использовались изделия TZF-9c. Первый имел фиксированное увеличение 2,5х, тогда как кратность второго регулировалась от 2,5х до 5х.

Преимущества и недостатки

Нетрудно заметить, что самые массовые тяжелые танки СССР и гитлеровской Германии имели схожие показатели подвижности и проходимости, но при этом самым серьезным образом отличались с точки зрения защиты и вооружения. Простейшее сравнение двух танков «на бумаге» показывает, в каких сферах рассматриваемые образцы могли иметь преимущество друг перед другом.

Советский ИС-2 ранних серий имел лобовую броню в виде листов толщиной 120, 100 мм и 60 мм, что с учетом наклона давало приведенную толщину около 195, 130 и 115 мм соответственно. Лобовой агрегат танка Pz.Kpfw. VI Ausf. H не имел больших углов установки деталей, и потому их приведенная толщина оставалась на уровне 100-110 мм. Впрочем, для наклонного 80-мм листа этот параметр достигал 190 мм. Однако наклонная деталь не занимала много места в общей лобовой проекции танка, и потому ее влияние на общий уровень защиты не было решающим.

С точки зрения защиты башни «на бумаге» два танка схожи. При этом «Тигр» имеет преимущество в виде большей толщины маски орудия, а башня ИС-2 отличается более толстыми бортами и кормой.

В целом, преимущество в области защиты остается за советским танком. Однако нужно учитывать, что живучесть боевой машины зависит не только от характеристик ее брони, но и от возможностей оружия противника.

Читать еще:  БТР-152 - бронетранспортер

Верхний лобовой лист танка ИС-2 с приведенной толщиной от 195 до 240 мм, в зависимости от серии, можно считать крайне сложной преградой для всех снарядов пушки KwK 36 на разумных дистанциях. Ситуацию мог исправить только самый эффективный и дорогой снаряд с вольфрамовым сердечником. В свою очередь, ИС-2 со снарядом БР-471 в идеальных условиях мог поражать Tiger в лобовую проекцию на дистанциях не менее 1 км.

При этом следует учитывать возможность выведения противника из строя без пробития брони. Осколки снаряда, попавшего в корпус или башню, а также выбитые обломки брони были способны повреждать орудие, оптические приборы и т.п., как минимум, нарушая нормальную работу боевой машины. Так, в ходе испытаний пушка Д-25Т не только пробивала броню трофейного Tiger, но и проделывала в ней проломы, а также смогла сорвать башню с погона.

Несомненным преимуществом немецкого танка являлась более высокая скорострельность, связанная с меньшим калибром снаряда и иным способом заряжания. На подготовку к выстрелу советским танкистам требовалось не менее 20 с, тогда как немецкий заряжающий мог управиться за 8-10 с. Таким образом, «Тигр» мог быстрее скорректировать наводку и сделать второй выстрел с большей точностью. Однако необходимо помнить о соотношении бронепробиваемости немецких снарядов и характеристиках брони ИС-2. Чтобы второй выстрел привел к поражению советского танка, немецкому «Тигру» следовало быть на не самой большой дистанции от него.

Бортовые проекции ИС-2 и «Тигра» имели защиту в виде 90 и 63-80 мм брони соответственно. Это означает, что оба танка могли эффективно поражать друг друга на всех дистанциях, имеющих место в реальном бою. После единственного меткого выстрела с попаданием в борт противник выводился из строя, как минимум, до прохождения ремонта.

Немецкий танк, отличавшийся лучшей подвижностью, мог быстрее выйти на выгодную позицию. На пересеченной местности Tiger был способен развивать скорость до 20-25 км/ч – в зависимости от особенностей ландшафта. Максимальная скорость ИС-2 была меньше – до 12-15 км/ч. Опытный экипаж мог использовать такое преимущество в свою пользу, а недостаточно обученным танкистам без должного опыта дополнительные километры в час не принесли бы никакой пользы.

Таким образом, при простом и поверхностном рассмотрении тактико-технических характеристик двух тяжелых танков СССР и Германии можно сделать определенные выводы и предположения. ИС-2 имел преимущества перед Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger в одних характеристиках, но проигрывал в других. При этом за ним оставались серьезные преимущества в части брони и вооружения. Немецким танкистам в случае столкновения с ИС-2 пришлось бы полагаться на лучшую подвижность и более высокую скорострельность.

Столкновение в реальности

Известно, что танкам ИС-2 и Tiger неоднократно приходилось встречаться в бою с весны 1944 года. Однако, по имеющимся данным, такие бои происходили не слишком часто, поскольку разные тактические роли обычно разводили их по разным участкам фронта. Тем не менее, сохранились определенные сведения о столкновениях тяжелых танков двух стран, позволяющие рассмотреть сложившуюся ситуацию и скорректировать ранее сделанные выводы.

По известным данным, впервые ИС-2 встретились с танками Tiger в апреле 1944 г. в районе г. Тернополь. Первыми приняли бой танкисты 11-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Впоследствии этот полк и другие части неоднократно встречались с тяжелыми немецкими танками и вели бои с ними. По объективным причинам, установить все результаты этих сражений уже невозможно, однако известно, что обе стороны наносили друг другу ощутимый ущерб.

Рассматривая доступные данные о столкновении «Тигров» и ИС-2, можно заметить несколько основных особенностей таких боев. Танки неоднократно атаковали друг друга с дистанции порядка 1000-1500 м, и в таком бое чаще побеждали советские ИС-2. При этом известны случаи, когда Tiger атаковал советскую машину с расстояния более 1 км и пробивал нижнюю лобовую деталь, что приводило к воспламенению топливных баков. Впрочем, на дистанциях более 1 км преимущество оставалось за танкистами-красноармейцами.

Бои на меньших дистанциях, несмотря на имеющиеся у обоих танков преимущества, оказывались сложными для обеих сторон. На расстояниях от 400-500 до 900-1000 м ИС-2 и «Тигр» могли с переменным успехом атаковать друг друга в лоб и уверенно поражать в борт. При дальнейшем сокращении дистанции между танками шансы на победу и выживание уравнивались. В то же время, в этих обстоятельствах, вероятно, могла возрастать роль подвижности и скорострельности. Соответственно, немного увеличивался потенциал немецкой техники.

Таким образом, два тяжелых танка противоборствующих сторон серьезно отличались друг от друга теми или иными особенностями конструкции и характеристиками, что приводило к появлению различных преимуществ перед противником. Однако в этом контексте имелись достаточно серьезные проблемы. Далеко не всегда реальное боевое столкновение с вражескими танками могло пойти по оптимальному сценарию, позволяющему в полной мере использовать свои преимущества. На практике это приводило к тому, что советские танкисты старались не подпускать «Тигры» на опасную дистанцию, но сами иногда оказывались слишком близко к вражеским позициям.

Тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger и ИС-2 не слишком часто встречались в боях, что было связано с разными тактическими ролями этих боевых машин. Из-за этого основными их противниками становилась бронетехника иных типов. И в этом деле советские тяжелые танки показали себя самым лучшим образом. 122-мм орудие позволяло атаковать и уничтожать почти все существующие образцы техники противника, а мощное бронирование защищало от множества ответных атак. Кроме того, танки ИС-2 выпускались в значительных количествах, что позволяло усилить бронетанковые войска желаемым образом.

Конечно, тяжелые танки ИС-2 не были лишены недостатков и по некоторым характеристикам проигрывали вражеской технике своего класса, что приводило к потерям. Тем не менее, подлежащие восстановлению машины возвращались в строй, а промышленность поставляла вновь построенную технику. Чуть более чем за полтора года серийного производства Советский Союз построил почти 3400 танков этого типа. 1350 немецких машин Tiger на этом фоне выглядят не слишком убедительно, и около 500 собранных Tiger II вряд ли могли исправить ситуацию.

В конечном итоге, именно танки ИС-2 успешно поддерживали наступление на позиции врага и наносили ему серьезнейший ущерб, способствуя продвижению Красной Армии. Несмотря на свои недостатки и преимущества техники противной стороны, советские бронемашины внесли заметный вклад в разгром врага и победу над гитлеровской Германией. Советские танки ИС-2 вместе с другой бронетехникой наглядно показали, как высокие характеристики, качество и количество боевых машин превращаются в победу.

ИС-2 (ИС-122), Тяжелый танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-122 (ИС-2, Иосиф Сталин, объект 240)

Первый вариант тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин») с 85-мм пушкой Д-5Т (объект 237) был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н.Ф.Шашмурина. 7 августа постановлением ГКО танк приняли на вооружение. Серийное производство ИС-1 (или ИС-85) началось в конце октября.

При массе в 44 т, незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И.Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см посравнению с КВ-1с.

Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели – ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

В начале 1944 года производство танка ИС-1 прекратили (выпущено 107 машин). С этого момента в производстве состоял только ИС-2. Вскоре на нем изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску пушки. С середины 1944-го ИС-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой «пробки»), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял. участие в заключительных сражения второй мировой войны. После выпуска 3483 танков в середине 1945 года производство его прекратили.

Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.

Читать еще:  Новости Як-17 - истребитель

На базе танков ИС серийно строились САУ ИСУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-122С, а также создан ряд опытных образцов САУ с орудиями калибров 122, 130 и 152 мм (объекты 243, 247, 251 и др.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-2
БОЕВАЯ МАССА, т: 46.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина-9830, ширина-3070, высота-2730, клиренс-420.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-25Т обр. 1943 г. калибра 122 мм; 3 пулемета
ДТ калибра 7,62 мм: 1 пулемет ДШК калибра 12,7 мм (не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 122-мм выстрелов – 28; 12,7-мм патронов-300; 7,62-мм патронов-2331.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10-Т-17, перископический прицел ПТ-3-17 (на танках первых выпусков).
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 120,
борт – 90,
корма – 60, крыша,
днище – 20-30,
башня – 160-90.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2-ИС, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см; мощность максимальная 520 л.с. (382,5 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три поддерживающих катка, ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная: в каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
СКОРОСТЬ, макс., км/ч: 37.
ЗАПАС ХОДА, км: 240.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36;
ширина рва, м-2,5, высота стенки, м-1, глубина брода, м-1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10Р или 10 РК, танковое переговорное устройство ТПУ-4-бисФ.

Советские тяжелые танки ИС-1 и ИС-2

Танк ИС – тяжелый советский танк второй половины Великой Отечественной войны, расшифровывается, как «Иосиф Сталин», число означает порядковый номер модели тяжелых танков семейства ИС. Начало работ над танками ИС связано с появлением на фронте зимой 1942 — 1943 годов тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым советские танки КВ-1, КВ-1С, Т-34 не могли справляться, то есть просто не пробивали его. Челябинскому тракторному заводу и Опытному Конструкторскому бюро было дано задание предоставить два образца танка ИС на государственные испытания. Тяжелые танки ИС создавались на базе серийного тяжелого танка КВ-1 и разработанного опытного прототипа среднего танка с тяжелым бронированием КВ-13. Первый прототип с пушкой калибра 76,2 мм получил название ИС-1. Испытание прототипа проводились с 22 марта по 19 апреля 1943 года и закончились удачно — прототип был принят за базовый. В конце апреля произошли испытания трофейного танка «Тигр» на полигоне в Кубинке, которые продемонстрировали низкую эффективность существующих орудий против его бронирования. Было решено создать 85 мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжелый танк ИС. Оказалось, что 85 мм орудие Д-5Т в существующую башню при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трехместную башню, увеличив объем боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Данные изменения привели к росту веса до 44 тонн. Кроме того, на базе корпуса КВ-1с были построены прототипы танка КВ — КВ-85 с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и КВ-85Г с 85 мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с. В результате заводских испытаний прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т калибра 85 мм были допущены к государственным испытаниям, прошли их и были рекомендованы к принятию на вооружение. Серийный выпуск тяжелого танка ИС-1, который иногда называли ИС-85, стартовал в октябре 1943 года. Одновременно велась проработка вариант танка ИС с более мощной 122 мм пушкой и создание на его базе самоходной установки ИСУ-152.

Тяжелый танк ИС-1

Доработки по танку ИС-1 привели к усилению брони, а так же к вооружению более мощной 85 мм пушкой, с успехом используемой танком КВ-1С. Принятый на вооружение РККА в средине октября 1943 года тяжелый танк ИС-1 был сразу же запущен в серийное производство на Челябинском тракторном заводе и производился в период с октября 1943 года по конец января 1944 года.

Вес танка 44 тонны, экипаж 4 человек — командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель. Длина танка 6,77 метра, ширина танка 3,07 метра, высота 2,735 метра. Мощность двигателя 520 л.с. Максимальная скорость 37 км/час, запас хода по шоссе 240 км. Преодолеваемый подъем 36 градусов. Броневой корпус, за исключением лобовых деталей, сваривался из катаных бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм, которые соединялись между собой и каркасом. Лобовая деталь корпуса ИС-1 была обтекаемой формы и имела рациональные углы наклона брони к вертикали. Она производилась путем литья. Ее толщина в различных местах изменялась в диапазоне от 30 до 120 мм. С другими деталями корпуса и бронеплитами она соединялась путем сварки. Башня танка ИС-1 имела сложную обтекаемую форму. Борта башни имели толщину брони до 100 мм и ориентировались с наклоном к вертикали, что повышало снарядостойкость. Лобовая часть башни с прямоугольной амбразурой для установки орудия образовывалась при пересечении четырех полусфер. Эта деталь производилась литьем и соединялась болтовыми соединениями с остальными деталями, которые формировали башню. Броневая маска орудия имела форму сегмента из катаной и изогнутой броневой плиты. В ней выполнялось три отверстия различной формы и размеров для установки орудия, спаренного с ним пулемета и оптического прицела. В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-1 использовалась 85 мм танковая нарезная пушка, разработанная в 1943 году на основе зенитного орудия. В качестве вспомогательного вооружения тяжелого танка ИС-1 были использованы три пулемета ДТ калибром 7,62 мм. Один из них устанавливался справа от места механика-водителя в корпус, второй монтировался в броневую маску с пушкой и третий был установлен в приливе задней части башни в шаровую установку. Танк ИС-1 был оснащен четырехтактным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 520 л.с. Танк имел механическую трансмиссию, состоящую из главного многодискового фрикциона, коробки передач, оснащенной демультипликатором, двухступенчатых бортовых планетарных механизмов поворота, оснащенных многодисковым фрикционом блокировки, тормозов ленточного типа и двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов. Приводы для управления трансмиссией механиком-водителем были механические. Подвеска тяжелого танка ИС-1 была индивидуальная торсионная, работающая для каждого из 6 цельно литых опорных двускатных катков малого диаметра. По каждому опорному катку к броневому корпусу сваркой монтировался ограничитель хода для балансиров подвески. Верхний рукав каждой гусеницы поддерживался тремя малыми литыми катками с каждого борта. Ведущие колеса заднего расположения снабжались съемными зубчатыми венцами с цевочным зацеплением. Ленивцы имели форму, идентичную форме опорных катков, располагались спереди. Механизм натяжения гусениц винтового типа располагался у ведущего колеса с обеих бортов.

Танк ИС-1 стал своего рода переходной формой от танков серии КВ до тяжелых танков нового поколения ИС-2 и ИС-3, поэтому он недолгое время выпускался серийно. Всего выпущено 107 машин, по другим источникам 130. Все выпущенные машины не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому танк ИС-1 согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имел модификаций. Первые фронтовые испытания ИС-1 показали, что против вражеских тяжелых танков и штурмовых орудий эффективно использовать 85 мм орудие наши танки могли только с дистанции не более 800 метров, когда их броня не являлась преградой для бронебойных и подкалиберных снарядов новых 88 мм немецких танковых и противотанковых пушек. Немцы тогда уже могли уничтожать наши танки с расстояния 1500 метров. При боевом применении пушек калибра 85 мм был выявлен ряд конструктивных недостатков, особенно подъемного механизма. Практически все выпущенные танки ИС-1 имели дефекты трансмиссии и ходовой части, при движении на высокой скорости отмечались поломки рычагов.

Тяжелый танк ИС-1 дебютировал на фронтах Великой Отечественной войны не очень удачно. Первая же атака танков ИС-1 на Лысянку 19 февраля 1944 года со стороны Белой Церкви закончилась трагически. Из пяти танков ИС-1, участвовавших в атаке, два сгорели, а три были подбиты от огня немецких САУ и танков «Пантера». Принимая участие в Уманской наступательной операции, танки ИС-1 несли неоправданные потери, которые возможно объяснить неправильным их использованием, и несовершенством конструкции, которое в тот период имело место.

Читать еще:  АКМ - автомат

В сентябре 1943 года артиллерийский конструктор Федор Федорович Петров предложил конструктору танка ИС Жозефу Яковлевичу Котину установить в танк ИС пушку калибра 122 мм. Для вооружения танка ИС выбрали 122 мм пушку А-19. В конструкторском бюро Федора Федоровича Петрова пушка А-19 калибра 122 мм была доработана для установки в танк — ее оснастили дульным тормозом, более компактными противооткатными устройствами, улучшили расположение органов управления для удобства наводчика в боевом отделении танка. Этот доработанный вариант пушки А-19 получил название Д-25Т и его серийное производство было запущено на заводе. После успешных испытаний танка с пушкой калибра 122 мм поступило распоряжение о немедленном запуске его в серийное производство. Танк назвали ИС-2, иногда в некоторых источниках его называли ИС-122.

Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк ИС-2 на полях сражений массово появился в начале 1944 года, став самым мощным и тяжелобронированным серийным танком союзников периода Второй мировой войны и одним из сильнейших танков в мире. Хорошее бронирование и 122 мм орудие позволяли решать на поле боя различные боевые задачи. Тяжелые танки ИС-2 не боялись встреч с немецкими танками «Пантера» и «Тигр», а также эффективно действовали при штурме городов и укрепленных позиций противника, имея 122 мм фугасные снаряды.

Огромное впечатления новый танк произвел на участников испытаний на полигоне. Из нового тяжелого танка расстреляли трофейный танк «Пантера». С дистанции 1400 метров 122 мм бронебойный снаряд уверенно пробивал броню, оставляя в ней серьезные пробоины. Попадание такого снаряд в лоб башни образовало в ней пробоину и сорвало башню с погона. Одним из главных недостатков танка была небольшая для танковой пушки скорострельность — 3 выстрела в минуту. У 122 мм пушки Д-25Т было раздельно-гильзовое заряжание. Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику и ограничивала возможности танка при борьбе с вражеской бронетехникой. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИС-2 танкистов, низкая скорострельность танка в боевых условиях обычно не была проблемой, так как при точном попадании одного снаряда было достаточно для уничтожения любой цели. Другой проблемой был небольшой боекомплект танка — всего 28 снарядов. По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх штата.

ИС-2 являлся дальнейшим усовершенствованием тяжелого танка ИС-1. По сравнению с ИС-1 значительно было усилено вооружение, а на модификациях 1944 года выпуска со спрямленным лобовым бронированием также была повышена защищенность от огня противника. ИС-2 имел классическую компоновку — бронекорпус делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Конструкция лобовой детали варьировала в зависимости от модификации машины: ИС-2 выпуска конца 1943 года имели литую лобовую деталь обтекаемой ступенчатой формы, с толщиной от 60 до 120 мм; ИС-2 выпуска 1944 года для повышения снарядостойкости брони оснащался спрямленной конструкцией этой детали. Часть выпущенных ИС-2 1944 года оснащались литой лобовой деталью, толщина брони которой достигала 120 мм; начиная со второй половины 1944 года лобовую часть стали делать сварной из 90 мм бронеплиты. С деталями лобовая часть соединялась сваркой. Число модификаций танка ИС-2 по разным источникам разнится. В некоторых источниках танки ИС-2 военного времени принято делить на две модификации — образца 1943 года со ступенчатой верхней лобовой деталью, и образца 1944 года со спрямленной верхней лобовой деталью; другие источники выделяют четыре модификации разных периодов выпуска танков, а военный историк полковник И. Г. Желтов в своей монографии «Танки ИС» различает шесть вариантов серийных танков ИС-2. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, борта толщиной 90 мм располагались под углом для повышения снарядостойкости. Тип брони — катаная высокой твердости, литая средней твердости. Лоб корпуса верх 120 мм, лоб корпуса низ 100 мм, борт корпуса верх 90-120 мм, борт корпуса низ 90 мм, корма корпуса верх 60 мм, корма корпуса низ 60 мм, днище 20 мм, крыша корпуса 30 мм, лоб башни 100 мм, маска пушки 100 мм, борт башни 100 мм, корма башни 100 мм, крыша башни 30 мм.

Длина танка 6,77 метра, длина с пушкой вперед 9,83 метра, ширина 3,07 метра, высота 2,63 метра, клиренс 420 мм. Боевой вес 46 тонн. Экипаж танка составлял 5 человек, по сравнению с танком ИС-1 в экипаж добавился радист. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть были использованы как у танка ИС-1 с соответствующей доводкой и повышением ресурса и надежности, а также исправлением дефектов, выявленных при эксплуатации и серийном производстве тяжелого танка ИС-1. Мощность дизельного двигателя составляла 520 л.с. Скорость по шоссе при этом достигала 37 км/час, скорость по пересеченной местности 15 км/час, запас хода по шоссе 240 км, запас хода по пересеченной местности 160 км. Преодолеваемый подъем 36 градусов, преодолеваемая стенка 1 метр, преодолеваемый ров 2,5 метра, преодолеваемый брод 1,3 метра.

Основным оружием тяжелого танка ИС-2 была танковая нарезная пушка Д-25Т раздельно-гильзового заряжания — сначала вставлялся снаряд, а затем гильза с пороховым зарядом. Длина ствола пушки составляла 48 калибров, штатный боекомплект 28 выстрелов. Дальность стрельбы 4 км.

Также танк ИС-2 имел на вооружении три пулемета ДТ (Дегтярева — танковый) калибра 7,62-мм, а с весны 1944 года еще и зенитный пулемет ДШК (Дегтярева — Шпитального крупнокалиберный) калибра 12,7 мм. на башне сверху.

Успехам Красной Армии в 1944 году способствовало появление новых тяжелых танков ИС-2. Эти боевые машины первоначально были объединены в отдельные тяжелые танковые полки прорыва. Учитывая важность решаемых ими задач, этим частям заранее присваивалось звание Гвардейских. Каждый такой полк состоял из 4-х рот по 5 боевых машин, а также танка командира полка — всего 21 танк. Позднее в Красной Армии появились и тяжелые танковые бригады. В наступлении танки ИС-2 боролись с контратаками немецких танков и обороняли фланги. Они двигались позади боевых порядков отдельными группами, или колонной. Также их использовали для захвата узлов дорог и отдельных опорных пунктов противника. Для этих целей танковой бригаде придавались танки ИС-2, поддерживающие танки первого эшелона. Тяжелые танки ИС-2 двигались линией в 200-300 метрах от средних танков Т-34, которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков, пытавшихся контратаковать Т-34, встреча с ИС-2 могла завершиться трагически. Даже осколочно-фугасный снаряд 122 мм танковой пушки при удачном попадании мог вывести из строя немецкий танк или его экипаж. В обороне тяжелые танки ИС-2 отражали атаки немецкой бронетехники, подавляли его артиллерию и огневые точки. Для успешных действий тяжелых танков ИС-2 в боевых условиях была необходима тщательная разведка местности. Танкистам очень важно иметь не только информацию о противнике, но и о местности, на которой предстояло действовать. Перед боем танкисты готовились, получали карты с нанесенной на них обстановкой, а экипажи боевых машин, знакомились с передним краем неприятельской обороны и местностью. Также тяжелые танки ИС-2 хорошо показали себя во время городских боев в Европе.

Всего было выпущено 3395 тяжелый танков ИС-2. На базе ИС-2 с апреля 1944 года также выпускался тяжелый истребитель танков ИСУ-122.

Также на базе тяжелого танка ИС серийно выпускалась и широко применялась в боях самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 с пушкой-гаубицей калибра 152 мм.

Всего было выпущено 2825 установок ИСУ-152. У советских солдат тяжелые самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 заслужили уважительное прозвище «Зверобой».

После окончания войны тяжелые танки ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской Армии и Вооруженных Сил Российской Федерации до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали во многих вооруженных конфликтах. Тяжелый танк ИС-2 был самым мощным советским танком, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и одной из сильнейших боевых машин мира своего времени в категории веса 40 — 50 тонн, и в классе тяжелых танков в целом. По сочетанию мощности вооружения и бронезащиты тяжелый танк ИС-2 превосходил все танки второй мировой войны, уступая некоторым танкам по разным отдельным показателям — по скорострельности танк ИС-2 уступал танку Т-6 «Тигр», по лобовой броне танку «Королевский Тигр».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector