22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы ИС-3 – тяжёлый танк

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания танка ИС-3. Соперничество двух инженеров

Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1» началась летом 1944 года. Часть этого танка, а именно башня, была спроектирована в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода, главным инженером и конструктор М.Ф. Балжи.

Особенностью танка от Балжи являлось нестандартное конструкторское решение, основанное на исследовании повреждений подбитых советских танков ИС-2, в проектировании башни, а именно ее низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. Изначально корпус танка ИС-3 отличался от своего приемника. По настоящий день сохранилась только одна фотография танка спроектированного на Челябинском Кировском заводе.

Теперь переместимся на Опытный завод №100 во главе которого стоял Ж.Я.Котин. Как только Котин узнал о том, что на ЧКЗ создают новый танк, был издан указ от его имени о подготовке проекта опытного танка, который мог бы составить конкуренцию ЧКЗ.

Корпус будущего танка, решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом в 56° и поворотом на 43°, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы(да, мы говорим о корпусе) под углом 73°, в ней был расположен люк механика-водителя . Нижняя бронеплита располагалась под наклоном 63°. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести.

К сожалению информация о башне производства Опытного завода №100 не сохранилась, образцы не строились.

Итак, два проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи, а корпус из проекта Ж.Я.Котина. Следует отметить, что директор ЧКЗ И.М.Зальцман когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3.

Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А.Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова:

Вот такая машина нужна армии!


После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ.

Вооружение танка

На танк ИС-3 устанавливалось орудие Д-25Т образца 1943 года калибром 122мм и спаренный с ним пулемет ДТ. Орудие обладало дульным тормозом. Начальная скорость полета бронебойного снаряда составляла 781 м/с.
С помощью телескопического прицела дальность прицельной стрельбы могла составлять 5000 метров.
Скорострельность орудия составляла примерно 2 выстрела в минуту, а при обученном экипаже доходила до 3 выстрелов в минуту. Боекомплект орудия составлял 18 осколочно-фугасных снарядов и 10 бронебойных, что в сумме образовывало 28 ( интересно, что для легкости обучения заряжающих, бронебойных снаряд окрашивался в черный цвет, а остальные в серо-стальной.)
Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года.

Послужной список танка ИС-3

Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.
Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз пройтись по Европе.

Тяжелый танк ИС-3 активно использовался советскими войсками при подавлении венгерского восстания 1956 года.
Так же ИС-3 применялись Египтом в шестидневной войны против Израиля, но уже тогда ИС-3 уступал по ТТХ таким танкам как M48 и «Центурион».

Модификации ИС-3

Несмотря на то, что танк производился всего один год с 1945 по 1946 гг., было выпущено еще несколько модернизаций этого танка:
ИС-3К — Обычно в советских и российских бронетанковых войск буква К обозначает, что танк командирский. В случае с ИС-3К, дополнен радиостанцией Р-112.
ИС-3М — Это более серьезная модернизация, в которой произведены замены деталей и исправлены некоторые ошибки прошлой версии, а именно:

  • Укрепили командирский(вращающийся) люк
  • Прибор ночного видения у механика-водителя
  • Замена двигателя на другой, более надежный. Мощность двигателя не изменена.
  • Узлы опорных катков и направляющих колес упрочнены.
  • «Электролизация» танка, от цепи дежурного освещения до подогревателя с электроприводом.
  • Заменен пулемет ДШК на ДШ КМ, а пулемет ДТ на ДТМ
  • Установка Раций с ИС-3К и новых переговорных устройств.
Читать еще:  Боевое применение Меч каролингский

ИС-3МК — дополнен еще одной радиостанцией Р-112

Машины, разрабатываемые на базе ИС-3

На базе ИС-3 разрабатывался Объект 704, он же ИСУ обр.1945 года, в серию не пошел.

Также на базе тяжелого танка ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.
Всего танков ИС-3 и его модификаций было произведено 2311 штук. Танк состоял на вооружении регулярных войск армии некоторых стран вплоть до 1993 года

ИС-3 – тяжёлый танк

Бронетанковая техника Красной Армии 1939-1945

Автор: Барятинский М.Б.
Издательство: Моделист-конструктор
Год, номер: 2004/2
Страниц: 100
Качество: хорошее
Язык: русский

Справочник, содержащий подробную информацию о танках, самоходно-артиллерийских установках, бронетранспортёрах и бронеавтомобилях Красной Армии, принимавших участие во Второй мировой войне. Справочник содержит большое число схем в масштабе 1:72, чёрно-белых и цветных фотографий.

Бронетехника: МС-1, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-27, Т-28, Т-30, Т-34, Т-34-85, ТО-34-85, Т-35, Т-37А, Т-38, Т-40, Т-44, Т-50, Т-60, Т-70, КВ-1, КВ-2, КВ-14, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, СУ-5-2, ЗИС-30, СУ-12, СУ-57, СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ЗСУ-37,ИСУ-122, ИСУ-152, БА-3, БА-6, БА-10, БА-11, БА-64.

Приложение к журналу «Моделист-конструктор».

Размер: 200
ИС-3. Тяжелый танк. Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Издательство: Armybook
Год: 2000
Страниц: 40
Качество: хорошее
Язык: русский

В издании дано техническое описание и инструкция по эксплуатации тяжелого танка ИС-3.

Возможное несоответствие некоторых пояснений и рисунков объясняется вносимыми в модели изменениями и усовершенствованиями.

В представленых видео файлах, изложена точка зрения авторов или исполнителей файла и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данные файлы представлены, как исторические материалы. Мы не несем ответсвенность за поступки посетителей сайта, после прослушивания данных файлов. Данные видео файлы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, файл будет убран, после получения соответсвующей просьбы, от авторов, правохранительных органов или издателей, в письменном виде.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Советские тяжелые танки ИС-3 и ИС-4

Тяжелый танк ИС-3

Танк ИС-3 – советский тяжелый танк, разработанный во время Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние дни и не успевший принять в ней участие. Этот танк считают одним из первых послевоенных советских танков. Разработка проекта тяжелого танка ИС-3 началась летом 1944 года, после изучения новых немецких танков. Работы начались сразу в двух ОКБ – Челябинского Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и опытного завода №100. Проекты разрабатывались на основе конструкции серийно выпускаемого тяжелого танка ИС-2. Оба проекта были представлены на утверждение Наркому танковой промышленности Вячеславу Александровичу Малышеву. Изучив проекты, Малышев принял нестандартное и рискованное решение: башню взять из проекта Челябинского Кировского завода, а корпус из проекта опытного завода № 100. Заводские и полигонные испытания опытного образца нового тяжелого танка проходили под контролем Маршала бронетанковых войск Павла Алексеевича Ротмистрова. Маршал лично ознакомился с танком и сказал : “Вот такая машина нужна армии!”.

Боевой вес танка ИС-3 составлял 45,8 тонны. Экипаж 4 человека.
Длина танка 6,9 метра, ширина 3,15 метра, высота 2,45 метра.
Толщина брони корпуса танка составляла от 20 до 110 мм, толщина брони башни 110 – 220 мм, толщина маска и лба башни 250 мм. Основным вооружением тяжелого танка ИС-3, как и у танка ИС-2,являлась 122 мм нарезная танковая пушка Д-25Т, имевшая длину ствола 48 калибров. Пулеметов осталось только два – пулемет ДТ калибра 7,62 мм, спаренный с пушкой, и зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм сверху на турели на башне. В отличие от танка ИС-2 на танк ИС-3 устанавливали телескопические прицелы нового образца, с которыми дальность прицельной стрельбы могла достигать 5000 метров. Максимальная скорость по шоссе составляла 40 км/час, скорость по пересеченной местности 16 км/час, запас хода по шоссе 315 км, запас хода по пересеченной местности 150 км. Преодолеваемый подъем 32 градуса, преодолеваемая стенка 1,0 метр, преодолеваемый ров 2,5 метра, преодолеваемый брод 1,4 метра. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть не отличались от двигателя, трансмиссии и ходовой части тяжелого танка ИС-2. Вообще все принципиальные отличия тяжелого танка ИС-3 от танка ИС-2 состояли в конструкции и геометрических очертаниях башни и броневого корпуса. Башня тяжелого танка ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела приплюснутую полусферическую форму. Толщина стенок башни в бортах и корме менялась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой части она доходила до 255 мм. Броневой корпус танка ИС-3 имел мощную дифференцированную броневую защиту, расположенную под определенными углами наклона и рассчитанную на защиту от огня наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Броневой корпус собирался сваркой из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме “щучий нос” из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном, нижней плиты, и крыши отделения управления. Борта корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм – верхней, расположенной под углом, и вертикальной нижней.

Читать еще:  Схемы БМД-4 - боевая машина десанта

Первая серийная партия тяжелых танков ИС-3 сошла с конвейера в мае 1945 года. Принять участие в Великой Отечественной войне танк ИС-3 не успел. Успел к началу “холодной войны”. Впервые тяжелые танки ИС-3 в количестве 52 машин прошли на Берлинском параде союзных войск 7 сентября 1945 года. И сразу заставили союзников задуматься.

Тяжелый советский танк ИС-3 на фоне американских и английских танков был просто великолепен. Красная армия тогда ясно показала, что может еще раз пройти по Европе. Как показали дальнейшие события, те, кому было нужно, это увидели.

Всего было выпущено 2305 тяжелых танков ИС-3. Танки ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Тяжелые танки ИС-3 не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Единственной страной, получившей танки ИС-3, был Египет, получивший в общей сложности 100 машин. Успехов в ходе войны с Израилем тяжелые танки ИС-3 не достигли, находясь в руках плохообученных экипажей и действуя по приказам малограмотных командиров против хорошо подготовленной Армии Обороны Израиля. При отступлении египетские войска просто бросили танки ИС-3, всего египтяне потеряли 72 танка ИС-3, больше половины из которых были брошены в исправном состоянии и впоследствии использовались израильтянами. На вооружении танковых войск Советской Армии тяжелые танки ИС-3 находились до 1969 года. Кроме недостатков, вызванных малым ресурсом и низкой надежностью ходовой части танка ИС-3, одной из основных проблем был недостаточно мощный двигатель.

Тяжелый танк ИС-4

Работы по созданию нового тяжелого танка были начаты в декабре 1943 года. Руководителем проекта стал Николай Леонидович Духов. Общая компоновка нового танка была позаимствована у ИС-2, многие узлы и агрегаты были серьезно доработаны. Защиту усилили увеличением толщины броневых листов. Утолщение брони повлекло за собой увеличение массы, эту проблему решили, увеличив количество опорных катков до семи на борт. Из этих же причин пришлось довести ширину гусениц до 730 мм. Потяжелевшая башня получила новую систему крепления к корпусу и поворота. Нужен был новый двигатель. 12-цилиндровый двигатель был сделан на основе более раннего дизеля В-2 и имел мощность 750 л.с., радиаторы оснащались вентиляторами, которые их обдували и охлаждали, как на немецких тяжелых танках. Опытный образец получил название “Объект 701”, было изготовлено шесть опытных образцов, которые отличались в основном орудием – испытывалось три образца пушек, а также имелись отличия в толщине брони и ходовой части. Но с принятием на вооружение тяжелого танка ИС-3 работы над танком ИС-4 были приостановлены. По результатам эксплуатации танков ИС-3 у машины были выявлены серьезные недостатки, поэтому решено было возобновить работы над танком ИС-4. 29 апреля 1946 года прошедший испытания “Объект 701” был принят на вооружение Советской армии под обозначением тяжелый танк ИС-4. В 1947 году серийное производство тяжелого танка ИС-4 было начато. До окончания производства в 1949 году было собрано всего 244 машины.

Читать еще:  Характеристики Булава

Тяжелый танк ИС-4 имел следующие характеристики – вес 60 тонн, экипаж 4 человека – командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель. Длина корпуса 6,60 метра, ширина корпуса 3,26 метра, высота 2,48 метра. Бронирование – лоб корпуса (верх) 160 мм, лоб корпуса (середина) 160 мм, лоб корпуса (низ) 160 мм. Борт корпуса (верх) 160 мм, борт корпуса (низ) 160 мм, корма корпуса (верх) 120 мм, корма корпуса (середина) 120 мм, корма корпуса (низ) 100 мм. Днище 30 мм. Крыша корпуса 30 мм. Лоб башни 250 мм, борт башни 200 мм, корма башни 170 мм, крыша башни 30 мм. Мощность двигателя 750 л.с., максимальная скорость 43 км/час, запас хода по шоссе 170 км, преодолеваемый подъем 35 градусов. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная, торсионная. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. В каждой гусенице насчитывалось по 86 траков шириной 720-мм.

Пушка Д-25Т калибра 122 мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемета применялся механизм поворота башни, секторный подъемный механизм и система командирского управления с электроприводом. Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью телескопического шарнирного прицела, а с закрытых позиций – с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания Особенностью боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Кроме обычных серийных танков ИС-4 выпускалась командирская модификация ИС-4К, имевшая дополнительное радиооборудование. В 1951 году было выпущено 25 танков ИС-4М. Модернизированные танки ИС-4М имели изменения в устройстве ходовой части, что позволило усовершенствовать трансмиссию. В дальнейшем все выпущенные ранее танки были модернизированы до уровня ИС-4М.

В ходе производства танка ИС-4 были выявлены такие серьезные недостатки, как дороговизна производства в мирное время – почти миллион рублей по ценам того времени, что делало невозможным массовое производство этих танков в случае войны с США. Так же выявилась недостаточная эксплуатационная надежность и ресурс в условиях мирного времени – некоторые танки приходили в негодность после нескольких месяцев эксплуатации. Существенным недостатком оказался большой вес танка, превышавший грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств. Некоторое количество ИС-4 поступило на вооружение тяжелых танковых полков Белорусского военного округа, а большая часть танков ИС-4 была направлена на Дальний Восток, в Приморье и в Забайкалье. После снятия с вооружения танки были оставлены на долговременное хранение, с тем, чтобы в случае военного конфликта с Китаем использовать их в качестве долговременных огневых точек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: