14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы МС-1 (Т-18) — лёгкий танк

«Первый советский» танк МС-1 (Т-18), история создания и службы

Характеристики

История создания МС-1 (Т-18), Т-16

В 1926 году, в сентябре, состоялось «танковое» совещание командования Красной Армии и Орудийно-Арсенального Треста. Основная тема, как нетрудно догадаться, была посвящена оснащению армии Советского государства новыми образцами боевой техники.

Были выработаны более конкретные требования к танкам, способах их применения, а также, из зарубежных аналогов, как наиболее близко отвечавший заявленным требованиям, выбран французский танк «Рено», неплохо проявивший себя по опыту Первой Мировой и Гражданской войн. Впрочем, «Рено», конечно был выбором, что называется «на безрыбье»: красные командиры отмечали, что недостатков у него никак не меньше, чем достоинств – он тяжелый, медлительный, сравнительно «близорукий» (эффективная дальность боя ок. 400 м), и неоправданно дорогой (в 36 000 рублей обходилась сборка одного «Русского Рено»).

танк «Русский Рено», выпускался в России

Задача была предельно ясна: Советскому Союзу нужна новая боевая машина, танк, наподобие «Рено», но качественно превосходящий его по всем параметрам. Надо сказать, что к этому времени работы по созданию «первого советского» танка уже шли – ещё в 1925 году КБ Орудийно-Арсенального Треста изучив итальянский опыт танкостроения начали эксперименты по проектированию. Поэтому, уже меньше, чем через год после «танкового» совещания 1926-го, в марте 1927 сборочный цех завода «Большевик» покинул первый образец, под индексом Т-16.

В облике Т-16 чувствуется большое влияние «француза».

Т-16 был определенно шагом вперед – быстрее, чем «Рено», к тому же легче и дешевле в производстве, однако и конструкторские просчеты, и ужасное качество сборки (больше всех удивлялся конструктор двигателя, глядя на сборочные цеха – у рабочих не было даже приборов измерения влажности) сводили на нет все его достоинства.

Первые образцы МС-1 (Т-18)

Впрочем, задел был многообещающим, поэтому в том же году, после ряда доработок (удлинили корпус, добавили ещё одну пару ходовых катков, завезли-таки на завод элементарные измерительные приборы), танк (уже с новым индексом – Т-18) прошел заводские испытания и отправился на испытания полевые. В историю этой машине – неказистой и скромной по характеристикам, предстояло войти под именем МС-1 («Малый танк сопровождения, образца 1927 г. (Т-18)».

Сами испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в Подмосковье, и ограничивались только пробегом по пересеченной местности, так как орудие на Т-18 ещё не установили (в башне стоял металлический макет). Несмотря на весьма серьезные проверки, МС-1 выдержал их с честью и был рекомендован для принятия на вооружение.

1 февраля 1928 г. поступил заказ на изготовление в течение двух лет 108 танков Т-18 для нужд РККА. Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену», как воплощенное подтверждение строк:

Дави Империализма Гиену
Могучий Рабочий Класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас!

До апреля 1929 года выпуском МС-1 (Т-18) занимался «Большевик», затем присоединился и Мотовилихинский Машиностроительный завод. Однако дела с освоением производства шли туго, и в 1929-м массовое производство манков Т-18 развернуть не удалось: из заказанных 133 танков было с сдано только 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.

Пока армия ждала новых танков, испытания первых образцов Т-16 и Т-18 продолжались. Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа (командующий — М.Н.Тухачевский), где в течении 30 августа — 6 октября 1928 г. участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий. Для сравнения вместе с Т-16 в этих испытаниях принимали участие также «Рено», «Рено русский» и английский «Рикардо» (Mk V).

Испытания показали, что серьезными препятствиями для МС-1 могут стать « …окоп полного профиля, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе . », которые не являлись таковыми для танков других типов (кроме совсем уж негодного «Рено русский»), впрочем Т-18, должен был быть от этих неприятностей избавлен.

МС-1 (Т-18) принял участие в такой же проверке осенью 1929 г. (17 октября — 19 ноября). Главным препятствием для него стал трапецеидальный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно. Не спасла положение и установка второго «хвоста» — «удлинителя» танка спереди – ров был преодолен, но закрыт обзор водителя.

Читать еще:  Фотографии Т-62 - средний танк

Новый-старый танк

В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается «желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для подмятия проволочных заграждений и улучшения проходимости рвов». Проект «носового колесного удлинителя» для Т-18 был сделан М.Васильковым, но неизвестно был ли он изготовлен «в металле». Впрочем, сам МС-1 уже не отвечал требованиям времени. На заседании РВС 17-18 июля 1929 г. была принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», отвечавшая новой структуре РККА, и составлены технические требования уже к новой машине – Т-19. Т-18 пока решили оставить, но… «Впредь до сконструирования нового танка».

С помощью такого вот приспособления («колесный удлинитель») предполагалось пересекать рвы.

Конструкторы ещё пытались поправить дело – была доведена до 40 л.с. мощность двигателя, поставлена 4-скоростная коробка передач (была 3-х), установлена новая пушка (того же 37-мм калибра) и пулемет калибра 7,62, предусмотрено место для радиостанции, однако «новая-старая» машина под индексом «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.» продержалась всего год – в конце 1931 её производство прекратили.

МС-1 (Т-18) поздних серий (образца 1930)

К 1938 году МС-1(Т-18) и другие старые танки практически выработали свой ресурс. Поскольку попытки модернизации Т-18 ожидаемых результатов не принесли (см. статью о Т-20), остро встал вопрос о том, что с ними делать дальше. Из 959 построенных T-18 к началу 1938 года осталось ещё 862 машины, правда из них 160 танков Ленинградского округа, выработавших ресурс двигателя, были переданы в 1934-37 гг. в распоряжение укрепрайонов для строительства ДОТов.

Состояние танков, находившихся в подразделениях, и особенно в учебных организациях, было ужасным. Большей частью они просто валялись на территориях воинских частей с неисправными двигателями, трансмиссией и т.д., а большинство было к тому же разоружено. Запчасти отсутствовали и ремонт производился только путем разукомплектования одних танков для восстановления других.

Дальнейшая служба танков Т-18

2 марта 1938 года их участь была решена. По распоряжению наркома вооружений 700 шт. T-18 должны были быть переданы в распоряжение военных округов. Там предписывалось использовать машины, не подлежащие ремонту, для создания неподвижных огневых точек. Для вооружения новоявленных ДОТов рекомендовались пулеметная спарка ДА-2, два пулемета ДТ или 45-мм танковое орудие обр. 1932 г. Ходовую же часть машин, а также двигатели и трансмиссию предписывалось сдать на металлолом для переплавки. Танки, которые еще могли двигаться, были частично перевооружены 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. и переданы гарнизонам УР для использования в качестве подвижных огневых точек, или САУ.

Т-18 с 45-мм пушкой, приспособленный под ДОТ. Лето 1941 года.

К 22 июня 1941 года танки Т-18 как самостоятельные подвижные боевые единицы уже почти не встречались. Неизвестно сколько ДОТов переделанных из МС-1 встретили фашистов на границах, но встречаются и отрывочные сведения о действиях «стариков» в первом периоде ВОВ:

  • Осовецкий укрепрайон № 66, в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооруженных 45-мм танковой пушкой, а также 2 танковые роты (1-я, состоявшая из 25 танков МС-1 в районе Кольно и 2-я из 18 танков МС-1 в районе Беляшево). 2-я рота танков МС-1 в июне 1941 г. успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли легкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортеры.
  • Владимиро-Волынский укрепрайон поддерживался подразделениями 87 стрелковой дивизии, в которой совершенно не было танков. Однако при нападении Германии 22 июня в 12:00 дивизии предписывалось получить пять танков МС-1 на станции Устилуг. Поскольку танки не имели вооружения и двигателей, для них предлагалось изготовить простейшие приспособления для вооружения ручным пулеметом ДП и установить 23-24 июня на местности как неподвижные огневые точки для обстрелов мертвых пространств, дефиле, теснин и т.д. Наилучшим местом для таких ДОТ признавались обратные скаты высот. Известно, что танки были получены и установлены, но подробностей их боевого применения найти не удалось.
  • Несколько больше известно о МС-1 в 9 мехкорпусе. 23-29 июня 1941 года мсхкорпус принял участие в крупнейшем танковом сражении в районе Ровно — Броды — Радехов — Луцк, наступая на танковую группу Э.Клейста со стороны Луцка на Дубно. К 29 июня корпус понес большие потери в матчасти, для восполнения которых в из района г. Сарны вышел батальон танков в составе: рота танков Т-26 (12 танков), рота смешанная из Т-26 и БТ (15 танков) и рота танков МС-1 (командирский — Т-26 и 14 танков МС-1).
  • Минский укрепрайон, 23 июня 1941 г. танк Т-18, вооруженный 45-мм орудием без двигателя был установлен как бронированная огневая точка для охраны моста через реку Друть. Экипаж танка — артиллеристы сержант Гвоздев и рядовой Лупов, в течение четырех часов держали оборону моста, подбив 3 немецких танка, один бронетранспортер и несколько автомобилей, а также рассеяли до роты пехоты, в результате чего были представлены к награждению орденом Боевого Красного знамени.
Читать еще:  Схемы Бе-4 - летающая лодка

Последний из известных фактов о боевой судьбе Т-18 относится к битве за Москву. В составе 150 танковой бригады в ходе боев зимой 1941 — 42 гг. принимали участие 9 танков МС-1, которые числились здесь по документам аж до февраля 1942 г.

МС-1 (Т-18) — лёгкий танк

Бронетанковая техника Красной Армии 1939-1945

Автор: Барятинский М.Б.
Издательство: Моделист-конструктор
Год, номер: 2004/2
Страниц: 100
Качество: хорошее
Язык: русский

Справочник, содержащий подробную информацию о танках, самоходно-артиллерийских установках, бронетранспортёрах и бронеавтомобилях Красной Армии, принимавших участие во Второй мировой войне. Справочник содержит большое число схем в масштабе 1:72, чёрно-белых и цветных фотографий.

Бронетехника: МС-1, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-27, Т-28, Т-30, Т-34, Т-34-85, ТО-34-85, Т-35, Т-37А, Т-38, Т-40, Т-44, Т-50, Т-60, Т-70, КВ-1, КВ-2, КВ-14, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, СУ-5-2, ЗИС-30, СУ-12, СУ-57, СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ЗСУ-37,ИСУ-122, ИСУ-152, БА-3, БА-6, БА-10, БА-11, БА-64.

Приложение к журналу «Моделист-конструктор».

Размер: 200
Первые советские танки

Автор: Свирин М., Бескурников А.
Издательство: ЭксПринт
Год, номер: 1995/1
Страниц: 68
Качество: хорошее
Язык: русский

Приложение к журналу «М-ХОББИ».

В представленых видео файлах, изложена точка зрения авторов или исполнителей файла и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данные файлы представлены, как исторические материалы. Мы не несем ответсвенность за поступки посетителей сайта, после прослушивания данных файлов. Данные видео файлы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, файл будет убран, после получения соответсвующей просьбы, от авторов, правохранительных органов или издателей, в письменном виде.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Рассказы об оружии. Т-18. Первый советский серийный танк

Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.

Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.

959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.

В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.

Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.

В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.

В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.

При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».

Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.

К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».

Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.

Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.

Читать еще:  МиГ-21 против "Миража"

Т-18 (МС-1) образца 1927 г.

Боевая масса, т: 5,3
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм: 1760
Высота, мм: 2120
Клиренс, мм: 315

Бронирование: стальная катаная, 8-16 мм

Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.

Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 35
Скорость по шоссе, км/ч: 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5
Запас хода по шоссе, км: 100

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,85
Преодолеваемый брод, м: 0,8

В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.

Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.

Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.

Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.

Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.

Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.

К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.

Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.

На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.

Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.

Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.

Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.

Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.

Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.

Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.

И, соответственно, покажем танк изнутри.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector