Файлы ПТ-76 – легкий танк
Плавающий танк ПТ-76
Характеристики плавающего танка ПТ-76
Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Территория СССР и европейски театр военных действий изобилует большими и малыми реками, поэтому необходимо было приложить все силы к тому, чтоб при необходимости максимально быстро эти преграды преодолеть.
Еще в 30-х годах 20-го века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, однако растерянные на начальном периоде войны, к 1943 году, когда перед армией уже действительно встала задача форсирования водных преград, они не применялись.
Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой, решение которой всегда приводило к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая этот печальный опыт, в 1946 г. руководством страны было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера.
Плавающий танк ПТ-76
Создание плавающего танка ПТ-76
Новый плавающий танк вооружался 76-мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород).
Уже к 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. Впрочем оба не выдержали испытаний, после чего проектирование танка было перепоручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), а предприятием-изготовителем назначен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на Жозефа Яковлевича Котина (в годы войны под его началом создавали тяжелые САУ), ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин.
К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы «объекта 740«. В чрезвычайно сложных условиях сравнительных испытаний «объекта 740» и плавающего танка К-90 (ремзавод №2, г.Москва, руководитель проекта А.Ф. Кравцов), «объект» наголову превзошел конкурента, с блеском пройдя все преграды.
6 августа 1951 г. «объект 740» постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием легкий плавающий танк ПТ-76.
Конструкция плавающего танка ПТ-76
Плавающий танк ПТ-76
Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое — в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке.
Серийное производство танка было организовано в том же 1951 году и продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц, однако оценки истинного количества выпущенных машин разнятся. В настоящее время танк ПТ-76 снят с вооружения.
Модификации и спецмашины на базе танка ПТ-76
- В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм.
- В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается гирополукомпас ГПК-59.
- С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте.
- На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна», дивизионная установка разминирования УР-67.
чертеж плавающего танка ПТ-76
Легкие плавающие танки ПТ-76 активно экспортировались в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Трофейные египетские танки использовались армией Израиля, а в Китае аналог ПТ-76 производился под собственным индексом «тип 63».
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
Рассказы об оружии. Плавающий танк ПТ-76 снаружи и изнутри
Завершая разговор о советских плавающих танках, нельзя обойтись без венца эволюции оных – плавающего танка ПТ-76. К счастью, эта машина не является редкостью, экземпляр, который нам любезно отдали на растерзание в Падиково, вообще находится в идеальном, если не сказать больше, боевом состоянии.
О плавающих танках уже было сказано немало. И если родителем этих машин было предвоенное время, то крестной матерью стала Великая Отечественная война. Которая показала многое в отношении танков-амфибий.
Пока РККА отступала и отбивалась, ПТ вроде как и не особо были нужны. Их и использовали, мягко говоря, не по назначению, а потому от тысяч этих машин реально первую половину войны пережили десятки.
А потом пришел год 1943-й, когда начался освободительный поход на Запад. И тут не раз впоследствии в мемуарах проскакивало сожаление о потерянных машинах. Когда нашим войскам пришлось переправляться через огромное количество рек, озер, проливов и лиманов.
Неоднократно уже констатировался факт того, что со средствами для переправы людей и техники в РККА было так себе. Да, был весьма выдающийся по показателям (а некоторые эксперты считают, что лучший в мире) понтонно-мостовой парк Н2П. Но парк таскали тракторами С-65, что сразу делало наведение переправы делом неспешным.
Ну а о самоходных средствах, способных двигаться сразу за боевыми порядками наступающих войск и в одном с ними темпе, можно было только мечтать.
Говоря о плавающих танках, которые по сути своей просто должны были стать палочкой-выручалочкой, способной и перевезти через водную преграду какое-то количество живой силы, и потом помочь пехоте гусеницами и пулеметами, можно только с сожалением сказать, что увы. К 1943 году в РККА уже не осталось такого количества плавающих машин, чтобы можно было реально рассчитывать на них, как на средство первого броска через реку.
К тому же из всей линейки легких плавающих танков только Т-40 мог перевезти пару бойцов, не рискуя утопить их и утонуть самому. Т-37А и Т-38 были весьма сомнительными по надежности плавсредствами.
В итоге Великая Отечественная закончилась без какого-либо серьезного вклада плавающих танков, за исключением Свирской операции.
Но война закончилась, а проблемы остались.
Более того, после начала холодной войны, речи Черчилля в Фултоне появилось новое понимание сути:
— во-первых, война из «холодной» могла стать «горячей» просто в момент;
— во-вторых, ареной боевых действий автоматически снова становилась Европа.
А в Европе что? Правильно, речки, речушки, озерца и озера буквально на каждом шагу. В Центральной Европе водная прелесть каждые 35-40 километров встречается. А до Ла-Манша (согласно плана) этих километров все-таки ого-го сколько.
Соответственно, для проведения наступательных операций (а после 1945-го никто и не думал об обороне как бы) нужны были бы не просто мобильные войска, а войска, способные к комплексным действиям в условиях наличия огромного количества водных преград.
В общем, с этой Европой что-то надо было делать…
Так, собственно, и родилась идея разработать одновременно легкий плавающий танк и плавающий же бронетранспортер. Да так, чтобы две машины были максимально возможно унифицированы!
Требования, выдвинутые военными, были ошеломительные. Легкий плавающий танк, вооруженный 76-мм пушкой, что уже ставило под определенное сомнение легкость, должен был еще перевозить на плаву десант из 20 человек.
Бронетранспортер должен был вмещать 25 пехотинцев с оружием или тащить все полковое тяжелое вооружение.
В общем, те еще монстры рисовались в проектах…
Создание танка и бронетранспортера поручили заводу № 112 «Красное Сормово». Проектирование машин началось в 1946 году. В 1948-м опытный образец плавающего танка проходил испытания, но их не выдержал. После этого работы передали ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданный в Ленинграде на базе филиала Опытного челябинского танкового завода № 100.
В 1950 году выпущены опытные образцы машин и начались их заводские испытания. К июню 1950 года танк был готов к государственным испытаниям.
Чудо, но машина прошла все испытания как по асфальту и постановлением Совета министров СССР от 6 августа 1951 года, на вооружение Советской армии был принят плавающий танк ПТ-76.
Боевая масса, т: 14,5
Экипаж, чел: 3
Количество выпущенных, шт: 3039
Размеры
Длина корпуса, мм: 6910
Ширина, мм: 3140
Высота, мм: 2195
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная высокой твёрдости
Лоб корпуса, мм/град: 10 / 80°
Борт корпуса, мм/град: 10 / 0°
Корма корпуса, мм/град: 6 / 45°
Днище, мм: 5
Крыша корпуса, мм: 6
Лоб башни, мм/град: 15 / 35°
Борт башни, мм/град: 15 / 35°
Вооружение:
Калибр и марка пушки: 76-мм Д-56Т
Боекомплект пушки, шт: 40
Дальность стрельбы, км: до 12
Пулемёт: 1 × 7,62-мм СГМТ
Боекомплект, шт: 1000
Подвижность:
Мощность двигателя, л. с: 240
Скорость по шоссе, км/ч: 44
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25 (10,2 на плаву)
Запас хода по шоссе, км: 240—260
Запас хода по пересечённой местности, км: 180—210 (60-70 на плаву)
Герметичный корпус машины толщиной 8–16 миллиметров имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление при движении на плаву. Опорные катки делались пустотелыми, что давало дополнительный запас плавучести. Движение на плаву осуществлялось при помощи водомета.
Выпускался ПТ-76 течение 15 лет, за время производства неоднократно подвергался модернизациям. Улучшались в основном, приборы наблюдения и связи.
Танки, выпущенные после 1959-го, получили обозначение ПТ-76Б. Их изготовление продолжалось по 1969 год. За это время было построено 4127 ПТ-76 и ПТ-76Б (941 поставили за рубеж).
Первые серийные ПТ-76 поступили в войска в 1952 году. Ими укомплектовывались роты плавающих танков гвардейских танковых полков танковых и механизированных дивизий.
Бронетранспортеры БТР-50 появились несколько позже, но в итоге в каждом танковом полку Советской Армии находилось на вооружении некоторое количество средств, способных обеспечить форсирование любой водной преграды с ходу или после кратковременной подготовки в условиях неядерной войны.
Развития ядерного оружия и средств его доставки фактически приговорило саму концепцию развития сил «первого удара», так как будущие войны виделись экспертам непременно с применением ядерного оружия.
Так ПТ-76 стали направлять в разведывательные подразделения. По-видимому, сработал стереотип еще времен Великой Отечественной: если легкий и плавающий — значит, разведывательный.
Далее ПТ-76 фактически повторил судьбу предшественников, Т-37А, Т-38, Т-40. И фактически до конца 80-х годов прошлого века, то есть, до окончания Советской Армии, в разведротах танковых полков и отдельных разведывательных батальонах дивизионного подчинения в советских дивизиях находилось до 20 единиц ПТ-76.
Стоит заметить, что как разведчик ПТ-76 был так себе. Основная претензия к нему – его габариты. По размерам ПТ-76 превосходил в те времена основной средний танк Т-54. Плюс на обязательных маршах ПТ-76 обязательно отставал, не говоря уже о том, чтобы двигаться где-то впереди колонн.
Так что «катер с пушкой», как прозвали в СА ПТ-76, в качестве разведчика не особенно всем понравился.
Тем не менее, повоевал ПТ-76 от души.
Только в составе советских частей на счету танка участие в венгерских (1956), чехословацких (1968) событиях, война в Афганистане.
И за рубежами нашей страны ПТ-76 тоже не стоял без дела. Вьетнамская война, конфликты между Израилем и Сирией с Египтом в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанская война 1971 года, югославская война 1991-1995 гг.
И, надо сказать, мальчиком для битья наш «поплавок» не был.
Стоит особо отметить один момент. ПТ-76 полностью соответствовал задаче, для выполнения которой он создавался, это форсирование водных преград с ходу, захват и удержание плацдарма до подхода главных сил.
И вся история боевого применения ПТ-76, пусть в основном в армиях других государств, но тем не менее, подтверждает, что во всех случаях, когда эти машины использовались по назначению, им сопутствовал успех.
То есть то, чего так не хватало Т-37А и Т-40.
Да, сильными сторонами ПТ-76 были не скорость и бронирование. В первую очередь – выдающиеся, если не исключительные водоходными качествами, ради которых конструкторы пожертвовали броней. По цифрам понятно, что ПТ-76 можно было спокойно расстрелять из крупнокалиберного пулемета. Если получится, конечно.
И вот тут вторая сильная сторона. Для 50-х годов 76-мм орудие Д-56Т являлось вполне приличной артсистемой и позволяло «разобраться» бронебойными снарядами с подавляющим большинством танков мира. Хотя это и не было обязательно, в первую очередь ПТ-76 должен был играть роль не столько танка, сколько штурмового орудия поддержки пехоты.
Причем ПТ-76 мог играть эту роль даже во время преодоления водной преграды. Сложно сказать, насколько точным мог быть огонь «с плава», но определенный психологический эффект был бы налицо.
Все просто. Как известно, Третья мировая в 50-60-е годы не состоялась. Преодолевать многочисленные водоемы Европы не пришлось. И ПТ-76 оказался просто не у дел, как это ни странно.
Лихих десантов не предвиделось, а для танка-разведчика ПТ-76 со своими габаритами и грузоподъемностью ну никак не подходил. А тут еще и БМП-1 в части пошла. Что, кстати, окончательно приговорило танк как разведсредство.
Так ПТ-76 и оказался на вооружении многих стран мира, именно потому, что у себя ко двору не пришелся. Необходимость в форсировании с ходу большого количества водных преград в рамках пресловутого 72-часового броска к Ла-Маншу, равно как и преодоление Английского канала, отпала сама собой. ПТ-76 оказался ненужным.
Но выдающаяся машина все равно себя показала хорошим бойцом, если (стоит подчеркнуть) ее с умом применять.
ПТ-76 плавающий танк: описание, характеристики и интересные факты
Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 – плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.
История создания
Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).
Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые самоходные артиллерийские установки. В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.
Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование “плавающий танк ПТ-76” и был принят на вооружение.
Конструкционные особенности
Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:
- Отделением управления, размещенным в носовой части.
- Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
- Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).
В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.
Танк ПТ-76: характеристики
Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:
- Тип машины – плавающий танк.
- Год выпуска – 1951.
- Состав экипажа – три человека.
- Схема компоновки – классическая.
- Длина/ширина/высота – 6,91/3,18/2,19 м.
- Толщина брони – от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
- База – 4,08 м.
- Колея – 2,74 мм.
- Просвет дорожный – 37 см.
- Тип брони – катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
- Вооружение – нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
- Дальность выстрела – до 12 км.
- Тип прицела – телескопический марки ТШК-66.
- Силовая установка – дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
- Показатель скорости (максимальный) – 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч – на плаву.
- Вес – 14 тонн.
- Преодолеваемый ров – 2,8 м.
- Запас хода по пересеченной местности/на плаву – 210/70 км.
- Подвеска – индивидуальная торсионного типа.
- Мощность удельная – 17,1 л. с/т.
Приспособления наблюдения и связи
Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.
Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.
В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.
Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части
По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают водометные движители. Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.
При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.
Модификации
На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:
- Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования – 1957.
- Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
- В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, переговорное устройство Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
- На базе ПТ-76 создан бронетранспортер БТР-50, пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.
Интересные факты
Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.
Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.
В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены армией Пакистана.
Участие в других военных конфликтах
Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:
- Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
- Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
- Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
- Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.
В завершение
Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 – великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.
Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».