Файлы Т-28 – средний танк
Т-28 – средний танк
Бронетанковая техника Красной Армии 1939-1945
Автор: Барятинский М.Б.
Издательство: Моделист-конструктор
Год, номер: 2004/2
Страниц: 100
Качество: хорошее
Язык: русский
Справочник, содержащий подробную информацию о танках, самоходно-артиллерийских установках, бронетранспортёрах и бронеавтомобилях Красной Армии, принимавших участие во Второй мировой войне. Справочник содержит большое число схем в масштабе 1:72, чёрно-белых и цветных фотографий.
Бронетехника: МС-1, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-27, Т-28, Т-30, Т-34, Т-34-85, ТО-34-85, Т-35, Т-37А, Т-38, Т-40, Т-44, Т-50, Т-60, Т-70, КВ-1, КВ-2, КВ-14, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, СУ-5-2, ЗИС-30, СУ-12, СУ-57, СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ЗСУ-37,ИСУ-122, ИСУ-152, БА-3, БА-6, БА-10, БА-11, БА-64.
Приложение к журналу «Моделист-конструктор».
Размер: 200
Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29
Автор: Коломиец М., Мощанский И.
Год, номер: 2000/4
Страниц: 84
Качество: хорошее
Язык: русский
В представленых видео файлах, изложена точка зрения авторов или исполнителей файла и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данные файлы представлены, как исторические материалы. Мы не несем ответсвенность за поступки посетителей сайта, после прослушивания данных файлов. Данные видео файлы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, файл будет убран, после получения соответсвующей просьбы, от авторов, правохранительных органов или издателей, в письменном виде.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
Советский средний танк Т-28 — как сложился негативный стереотип?
Советский средний танк Т-28, без всяких на то оснований, в послевоенное время заработал репутацию «старого танка», т.е. машины откровенно плохой и полностью несоответствующей требованиям начавшейся Великой Отечественной войны.
Когда политические деятели и советские историки объясняли причины, по которым германская армия в 1941 году смогла добиться значительных успехов, то самой первой и удобной причиной было малое количество в войсках новой техники, и в частности новых танков Т-34 и КВ. А в подтверждение своих слов лекторы зачастую демонстрировали фото или видео с многобашенными Т-28 и Т-35, которые в 60-е годы двадцатого века действительно выглядели несколько странно… Постепенно сложился негативный стереотип.
А уж после «победы либерализма» и развала СССР, Т-28 и Т-35 досталось просто по полной программе. Это, оказывается, «бесполезные Сталинские монстры», которыми агрессивный СССР пугал весь мир и которые, в действительности, были просто гигантскими пугалами, годными только для парадов на Красной площади. Бездарные советские конструкторы и военные плодили гигантских монстров – тоталитарные режимы всегда увлекаются гигантоманией и «монстростроительством». В общем, какие танки, такой и социализм.
А между тем, советский трехбашенный Т-28 был, без всяких вариантов, лучшим средним танком в мире на момент его создания.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАНКА Т-28
История среднего танка началась в 1930 году. В тот год советская закупочная комиссия, которую возглавлял С. А. Гинзбург, прибыла в Великобританию с целью приобрести наиболее передовые образцы бронетанковой техники для их последующего изучения и организации в СССР серийного производства.
Членов комиссии очень заинтересовал новый средний танк А6 компании «Виккерс», который в последующем получил известность, как «Виккерс 16-ти тонный».
Однако, представители английской компании выдвинули членам закупочной комиссии просто кабальные условия:
– 20 000 фунтов стерлингов (около 200 000 рублей золотом) только за возможность ознакомиться с конструкцией танка;
– заказ у фирмы не менее 10 танков А6 по цене 16 000 фунтов стерлингов за каждый танк. Но танки будут поставляться без вооружения;
– обязательный последующий заказ у компании «Виккерс» лёгких танков «Виккерс Mk E» и танкеток «Карден-Лойд Mk VI».
Советская комиссия решила, что предложенные английской компанией условия являются просто грабительскими.
Нужно сказать, что в те времена советская власть не ждала, пока буржуины оценят инвестиционную привлекательность и сами чего-то привезут в страну. Работали закупочные комиссии, которые выявляли по всему миру новые технологии и перспективные образцы. А потом эти новинки покупали. В случае, когда владельцы отказывались продавать образцы и технологии, или пытались обмануть (таких случаев было не мало, когда джентльмены получали предоплату и забывали выполнить вои обязательства), к работе подключалось специальное подразделение внешней разведки, которое «добывало» необходимую информацию, или покупало, через сеть специально созданных по всему миру компаний. Элегантно и эффективно.
Провести эскизное проектирование нового танка поручили факультету моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э Дзержинского, а кроме того танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО (это для тех, кто утверждает, что в СССР конкуренции не было).
В результате сравнения проектов победителем стало конструкторское бюро «ВОАО» в составе руководителя С. Гинзбурга, заместителя руководителя В. Заславского и инженеров-конструкторов О Иванова и А. Гаккеля. Разработчики творчески переработали знания полученные на заводе «Виккерс», опыт работы с новыми немецкими танками на полигоне под Казанью.
Предложенный бюро танк Т-28 должен был весить, как и его английский прототип, 16 тонн, вооружаться 45-мм пушкой и тремя пулемётами (один спаренный с пушкой в большой башне и два пулемёта в двух отдельных маленьких башнях). Предполагалось, что у танка будет 20-мм лобовая броня, борта – 16 -17 мм, крыша – 10 мм, днище – 8 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л.с. А кроме того, предполагалось широко использовать узлы и агрегаты от уже находившихся в серийном производстве танков БТ-2 и Т-26.
28 сентября 1931 года Управление моторизации и механизации РККА заключило с конструкторским бюро «ВОАО» договор на изготовление пакета рабочих чертежей и создание двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года.
Первый прототип с индексом Т-28-1 был создан в небронированном корпусе, с 37-мм пушкой (поскольку 45-мм ещё не была готова), но с более мощным двигателем М-17. Комиссии Управления моторизации и механизации РККА танк, в целом, понравился. Однако, военные потребовали установить на танк дизель ПГЕ и 76-мм пушку ПС-3.
В результате второй опытный образец был практически полностью переработан – за два месяца конструкторы создали новый танк.
И в октябре 1932 года «Совет труда и обороны СССР» принял решение о начале серийного производства танка Т-28.
СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТАНКА Т-28
Серийное производство танка Т-28 было организовано на ленинградском «Красном Путиловце» (в последствии завод имени Кирова) – танк Т-28 был достаточно сложной машиной и из всех советских заводов именно «Красный Путиловец» обладал соответствующими производственными мощностями и персоналом требующейся квалификации (на заводе к тому времени серийно выпускались наиболее сложные узлы и агрегаты для танка Т-26).
Конструкторам и инженерам пришлось решать огромное количество проблем – в те времена танкостроение, как отрасль, только создавалось. Не хватало соответствующего оборудования и специалистов, ещё не были отработаны технологии и т.д. В общем, производство двигалось вперёд методом проб и ошибок. Началось всё с того, что по личному указанию С.М Кирова со всех советских заводов на «Красный Путиловец» свозили новые станки и переводили высококлассных специалистов.
К апрелю 1933 года первые 12 танков были представлены государственной комиссии и 10 машин даже участвовали в майском параде на Красной площади. Однако, комиссия приняла танки условно – ещё не было оптических прицелов, отсутствовала аппаратура для внутренней и внешней связи, и был выявлен целый ряд мелких недоработок.
В целом серийное производство налаживалось, но через решение огромного количества проблем. Стабильное серийное производство удалось организовать только в 1934 году. А чертежи и технологии производства были, в целом, отработаны только в 1936 году – за это время в конструкцию машины было внесено более 700 изменений и усовершенствований.
Танки выпуска до 1935 года страдали большим количеством «детских болезней» танкостроения – такие машины возвращались госприёмкой на завод для устранения неисправностей и модернизации, а в воинские части регулярно выезжали заводские бригады, которые занимались не только ремонтом, но и изучали эксплуатацию танков в войсках, выявляли недостатки и уже по возвращению на завод вносили изменения в конструкцию машины.
Средний танк Т-28 производился серийно с 1933 по 1940 годы. Точных данных нет, но специалисты говорят о выпуске от 503 до 523 танков Т-28.
ОСНОВНЫЕ СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-28
Т-28 (обр. 1933 года) – первый серийные образец, который производился в 1933 – 1934 годах. Вооружение: пушка «КТ-28» 76,2-мм и четыре пулемёта 7,62 мм «ДТ». Выпущена 41 машина.
Т-28 (обр. 1934 года) – серийное производство 1934 — 1938 годов. Вооружение: пушка «КТ-28» 76,2-мм и четыре-пять пулемётов 7,62 мм «ДТ». Выпущено 266 машин.
Т-28 (обр. 1938 года) – серийное производство 1938 — 1940 годов. Вооружение: пушка «Л-10» 76,2-мм и пять пулемётов 7,62 мм «ДТ». Выпущена 131 машина.
Т-28 (обр. 1940 года) – танк с конической главной башней, производства 1940 годов. Вооружение: пушка «Л-10» 76,2-мм и пять пулемётов 7,62 мм «ДТ». Выпущено 13 машин.
Т-28Э – экранированный танк с усиленным бронированием. Проведено экранирование 111 танков, выпущенных ранее.
Т-28А – танк с улучшенными скоростными характеристиками. Новый ботовой редуктор и КПП позволили увеличить скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокадным направлениям. Было изготовлено 52 танка серии А.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ Т-28
105 танков Т-28 в составе 20-й тяжёлой танковой бригады имени С.М. Кирова принимали участие в боевых действиях на Карельском перешейке. Танки «работали» на «Линии Маннергейма» по своему прямому предназначению – поддержка пехоты огнём. Действия танков были признаны успешными. Танки уверенно двигались по снегу глубиной 80 – 90 см, отлично преодолевали рвы, эскарпы и прочие препятствия. Артиллерийской мощи танка вполне хватало для борьбы с ДЗОТами и небольшими ДОТами, а целый арсенал пулемётов позволял создать перед танком стену огня, которая просто выметала пехоту противника.
Однако, бронирование танков не позволяло им эффективно противостоять финской противотанковой артиллерии. Проблему с бронированием решили путём создания дополнительных экранов. Танк Т-28Э уже успешно противостоял как противотанковой артиллерии, так и эффективно боролся с танками противника.
К лету 1941 году танк Т-28 считался морально устаревшим для РККА, однако по вооружению танк превосходил все танки, стоявшие на вооружении Вермахта, а по броневой защите Т-28 несколько уступал немецкому Т-IV (Т-28Э по бронированию превосходили все немецкие танки). Однако, большинство танков Т-28 были в плохом техническом состоянии – советская промышленность сосредоточила свои усилия на производстве Т-34 и КВ, производство запасных частей, узлов и агрегатов было сильно сокращено. В частях существовала хроническая нехватка запчастей для Т-28.
В начале 1941 года было принято решение о расформировании тяжёлых танковых бригад и воинские части с Т-28 просто сняли с технического довольствия.
Большая часть танков к лету 1941 года выработала свой моторесурс.
Танки активно использовались в первые месяцы войны, но практически все были потеряны. И большая часть – из-за технических неисправностей, в связи с отсутствием ГСМ и запчастей (машины были брошены или взорваны экипажами).
Например, в 10-й ТД 15-го мехкорпуса из 51 танка 4 были потеряны в бою, а остальные оставлены экипажами из-за технических неисправностей или отсутствия топлива.
Есть информация, что осенью-зимой 1941 года Т-28 ещё встречались на фронтах. Так в частности, генерал Лелюшенко вспоминал, что танк Т-28 на Можайском направлении подбил 4 немецких танка.
К середине 1942 года Т-28 можно было увидеть только в частях, которые обороняли Ленинград – Кировский завод, и, соответственно, запчасти, были рядом, а потом уцелевшие танки были экранированы и представляли серьёзную проблему для немецких танков и противотанковой артиллерии. И воевали Т-28 под Ленинградом до зимы 1944 года – танки участвовали в прорыве блокады.
ОЦЕНКА ТАНКА Т-28 ЭКСПЕРТАМИ
Для своего времени танк Т-28 был не просто хорошей, а даже удачной машиной. Просто к началу сороковых годов время многобашенных танков закончилось. И «закончили» это время советские же танки Т-34 и КВ.
А Т-28 был очень хорошим танком сопровождения и огневой поддержки пехоты – три его пулемёта и 76 мм пушка с осколочными снарядами делали машину просто незаменимой. Да и бронирование у Т-28 было вполне адекватное времени и стоящим перед танком задачам. Кроме того, танк имел выдающиеся скоростные и маневренные показатели для машин своего класса и времени.
Его главный минус – это сложное производство и эксплуатация. Танк был очень дорог в производстве и эксплуатации, требовал хорошо подготовленного (даже больше, чем хорошо) экипажа для технического обслуживания и ремонта.
У танка была очень капризная ходовая часть, которая требовала своевременного качественного обслуживания и постоянного наличия запчастей (моторесурс был достаточно невелик).
В общем, для своего времени (середина 30-х годов) это была отличная машина, которая достойно воевала и во времена Великой Отечественной войны. Если были запчасти и топливо.
ТТХ СРЕДНЕГО СОВЕТСКОГО ТАНКА Т-28
Производитель: Кировский завод
Компоновочная схема: классическая, трёхбашенная
Годы производства: 1933—1940
Годы эксплуатации: 1933—1944 (в СССР), 1940—1951 (в Финляндии)
Количество выпущенных, шт.: 503
— Длина корпуса, мм: 7370
— Ширина корпуса, мм: 2870
— Тип брони: стальная катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 15
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30
— Борт корпуса, мм/град.: 20+10
— Корма корпуса, мм/град.: 18—20
— Крыша корпуса, мм: 10
— Лоб башни, мм/град.: 20
— Маска орудия, мм/град.: 20
— Борт башни, мм/град.: 20
— Корма башни, мм/град.: 20
— Крыша башни, мм: 10—15
Вооружение танка Т-28
— Калибр и марка пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года)
— Тип пушки: танковая
— Длина ствола, калибров: 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)
— Боекомплект пушки: 69
— Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
— Пулемёты: 4—5 × 7,62-мм ДТ
— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т
— Мощность двигателя, л. с.: 450
— Скорость по шоссе, км/ч: 42
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25
— Запас хода по шоссе, км: 180—190
— Запас хода по пересечённой местности, км: 120—140
— Удельная мощность, л. с./т: 17,7
— Тип подвески: полностью сблокированная, на вертикальных пружинах
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,62
— Преодолеваемый подъём, град.: 37°
— Преодолеваемая стенка, м: 1,0
— Преодолеваемый ров, м: 3,5
— Преодолеваемый брод, м: 1,0
Проекции танка Т-28 образца 1938 года (с пушкой Л-10)
***
Дерзкий рейд танка Т-28 по захваченному немцами Минску
Т-28, Средний танк
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Летом 1930 года СССР предпринял попытку закупить новый 16-тонный трехбашенный английский танк А.6. Однако фирма «Виккерс-Армстронг» отказалась продать машину, мотивируя это тем, что танк является секретным и к тому же принят на вооружение британской армии. Тем не менее советские специалисты во главе с Н.А.Гинзбургом сумели «выведать» у английских инженеров и техников всю необходимую информацию. На основании этих данных к лету 1931 года в Советском Союзе были разработаны два проекта 16-тонного танка: первый – факультетом моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского, второй – конструкторским бюро КБ-З Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. Предпочтение отдали второму проекту (авторы – Гинзбург, Заславский, Иванов и Гаккель), получившему обозначение Т-28. Прототип нового танка был изготовлен опытным цехом завода «Большевик» к 1 мая 1932 года.
Осенью того же года выпуск Т-28 поручили заводу «Красный путиловец» (с 1934 года – «Кировский за вод»). Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавит О.М. Иванов. К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 машин: 10 из них приняли участие в первомайском параде в Москве, а два – в Ленинграде. 11 августа 1933 года Т-28 приняли на вооружение Мотомеханизированных войск РККА.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для посадки которого в последней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопритоков к вентилятору. 76-мм пушка размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни в шаровых установках располагались пулеметы ДТ и еще два – в малых башнях. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая – 165 градусов. Характерной особенностью размещения боеприпасов было применение вращающейся боеукладки. Две «вертушки» по 12 снарядов в каждой находились под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны от механика-водителя на правом и левом бортах машины имелось по одному вращающемуся барабану, в каждом из них было уложено 40 магазинов к пулеметам. В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-З, для управления которыми в бортах корпуса предусматривались круглые отверстия.
Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год. В течение всего этого периода в его конструкцию вносились изменения и усовершенствования Так, общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудовали зенитной турелью П-40 для пулемета ДТ; вносились изменения в двигатель, трансмиссию, элементы ходовой части, электрооборудование, средства внутренней и внешней связи. С 1938 года в танке стали устанавливать 76-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров.
1940 году выпустили партию из 12 танков Т-28 с коническими главными башнями.
На базе Т-28 в 1937 году был построен танк Т-28ПХ, оборудованный для преодоления водных преград глубиной до 4,5 м. В мае-июле 1939 года проводились испытания серийного танка, оснащенного колейным Катковым минным траломнажимного действия. В 1940 году на Кировском заводе создали мостовой танк ИТ-28 с двухколейным мостом грузоподъемностью 50 т и длиной 13,3 м. Конструкцию мостового оборудования разработали специалисты НАТИ. Агрегаты и узлы Т-28 использовались и при создании в 1935 году самоходной установки СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 в рамках так называемого «самоходного дуплекса».
В 30-е годы «двадцать восьмые» поступали на вооружение тяжелых танковых бригад РГК, а при формировании механизированных корпусов накануне войны были разбросаны по нескольким танковьм дивизиям. В основном они применялись в боевых действиях летом 1941 года и почти все оказались потеряны. На Ленинградском фронте несколько машин сохранилось до 1943 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-28
БОЕВАЯ МАССА, т: 25,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7360,
ширина – 2870,
высота – 2620,
клиренс – 500.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка КТ-28 обр. 1927/ 32 г. калибра 76 мм; 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 69 выстрелов, 7938 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1, командирская панорама ПТК, телескопический прицел ТОП.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб-30, борт, корма-20, днище-10, башня-20.
ДВИГАТЕЛЬ: М-17Л, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 46 920 куб.см: мощность 450 л.с. (331,2 кВт) при 1400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, двухрядные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска – блокированная, состояла (применительно к одному борту) из двух подвешенных к корпусу тележек; в каждую тележку входили три каретки, каждая из которых включала две пары опорных катков; каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами; ведущее колесо цевочного зацепления со съемным зубчатым венцом, направляющее колесо, четыре обрезиненных поддерживающих катка: в каждой гусенице 121 трак
шириной 380 мм, шаг трака 130 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА. км: 180.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град.- 45,
ширина рва, м – 3,5,
высота стенки, м – 1,
глубина брода, м – 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-Т1 или 71-ТК-3, танкофон на 6 абонентов или переговорный прибор типа «Сафар»