Файлы Як-15 – истребитель
Яковлев “Як-15”, Истребитель
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
ОКБ им. Яковлева Як-15
Обозначение НАТО: FEATHER
Як-15 – первый (наряду с МиГ-9) истребитель с ТРД, выпущенный уже весной 1946 г. Двигатель первоначально РД-10 (тяга 900 кгс). В формировании схемы самолета был применен очень остроумный прием с целью создать в кратчайший срок такой самолет и в то же время дать возможность быстро освоить его в массовом применении, преодолеть непривычку летчиков к этому новому виду техники. За основу был взят истребитель Як-3 и в нем поршневой двигатель ВК заменен ТРД осевого типа, установленным также в НЧФ, но под крылом и кабиной, с выходом реактивного сопла под хвост фюзеляжа (реданная схема). Кабина по габаритам и оборудованию была сохранена, летчик чувствовал себя в ней привычно, переучивание было легким. Сохранена была конструкция каркаса фюзеляжа, конструкция крыла (но с передним лонжероном, изогнутым аркой в обход двигателя), оперения и шасси с хвостовым колесом (в нем резина заменена стальным ободом из-за нагрева газами). Обшивка фюзеляжа сделана дюралюминиевой, а низ его за двигателем был защищен листом из жароупорной стали также от нагрева газами. Площадь крыла – 14,85 м2, взлетная масса 2634-2742 кг. Вооружение – две пушки 23 мм (60 снарядов). Первый полет был выполнен 24 апреля 1946 г. (летчик М.И. Иванов, ведущий инженер Е.Г. Адлер) в один день с МиГ-9. 18 августа Як-15 был показан на параде в Тушино, а 5 октября уже летал первый серийный экземпляр. Испытания были закончены в мае 1947 г. Самолет Як-15 получился удачным, скорость достигала 805 км/ч (получена 23 мая 1946 г.), т.е. прирост по сравнению с серийным Як-3 85 км/ч, время виража – 26 с. Як-15 – первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение в СССР. Было выпушено 280 серийных машин. Кодовое обозначение НАТО – Feather (Перо).
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение – 1947
Размах крыльев – 9,2 м
Длина фюзеляжа – 8,7 м
Площадь крыла – 14,85 кв.м
Высота – 2,27 м
Тип двигателя – РД-10
Тяга двигателя – 900 кгс
Масса пустого самолета – 1918 кг
Масса нормальная взлетная – 2634 кг
Максимальная скорость – 805 км/ч
Посадочная скорость – 135 км/ч
Скороподъемность у земли – 24 м/с
Практический потолок – 13350 м
Дальность полета – 510 км
Продолжительность полета – 0,7 ч
Разбег – 600 м
Пробег – 720 м
Вооружение: 2 х 23-мм пушки (60 снарядов).
Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ
Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии
Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель
Подводная лодка “Краб”, первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором
Файлы Як-15 – истребитель
Содержание
Описание
Советский многоцелевой реактивный истребитель. Разработан на базе Як-3. В боевых условиях не был применен.
Первый полет состоялся 24.04.1946. На Як-15 устанавливали двигатели РД-10, точная копия немецкого реактивного двигателя Junkers Jumo-004. Ресурс двигателя составлял всего 17 часов. В следствии чего было решено, что Як-15 не подходит современным требованиям, но прекрасно подошел в роли переходной машины между поршневыми и реактивными самолетами. Як-15 был прост в управлении, и во многом напоминал Як-3.
В истории советской авиации данный самолет внес ощутимый вклад. Сотни летчиков прошли подготовку на машине данного типа, и стал первым реактивным самолетом принятым на вооружение ВВС, а так же первым реактивным истребителем, на котором военные пилоты освоили высший пилотаж.
Всего было сконструировано 280 самолетов, выпуск завершился в 1947 году.
Основные характеристики
Летно-технические характеристики
В проекте War Thunder, среди начальной реактивной авиации Як-15 является крепким середняком. По сути ничем не отличается от поршневой авиации серии Яковлева – скорость, маневр, вооружение. Главное отличие состоит в том, что за счет реактивного двигателя скорость выше и лучше поддерживается.
Як-15 способен доставить много проблем среди своих одноклассников. На первый взгляд может показаться, что самолету не хватает тяговооруженности, но это не так. Самолет быстрее всех способен достичь максимальной скорости в горизонте, это позволяет догнать противников у которых меньше или одинаково скорости, так как большинство вражеских самолетов очень “тяжелые”, и для разгона требуется гораздо больше времени. Исключение составляют предельные значения, а именно скорость 760 км/ч и выше, далее самолет не способен догнать противника, ведь у основных противников максимальная скорость гораздо выше.
Маневренность является главным козырем данного самолета среди реактивной авиации. Як-15 уже через 1-2 витка способен оказаться на шести у противника.Самолет отлично управляется, присутствуют закрылки только в положении “посадка”, но при частом клике возможна имитация боевых закрылок.
Живучесть и бронирование
У самолета отсутствует бронестекло и бронеспинка. Также из-за переднего расположения двигателя его легко вывести из строя.
Исходя из этих данных, крайне не рекомендуется проводить лобовые атаки.
Вооружение
Курсовое вооружение
Вооружение Як-15 составляют две пушки НС-23 с боекомплектом в 120 снарядов(60 на пушку).На первый взгляд, может показаться, что боекомплект очень мал, но при грамотной стрельбе за один вылет можно сбить 2-3 противников. Чаще всего одного попадания хватает чтобы нанести сильные критические повреждения, после чего самолет противника не способен вести боевые действия.
Из минусов, можно отнести к начальной скорости полета снарядов, поэтому для того чтобы лучше всего реализовать вооружение, открывать огонь по цели с максимально близкой дистанции.
Ленту рекомендуется выбрать – воздушную, так как набивка содержит большое количество осколочно-фугасных снарядов.
Применение в бою
Боевой рейтинг Як-15 позволяет встречать в бою как поршневую, так и реактивную авиацию.
Применение против поршневой авиации:
В большинстве случаев, вражеская авиация при встрече будет выше. Так же не рекомендуется вступать с ними в маневренный бой, ибо не опытный пилот, через 1-2 витка посадит себе на шесть противника. Лучшая тактика, которую можно применить в данном случае, после взлета,набирать высоту в стороне(не в место встречи с противником).Набрать 3-4 км над землей, и дальше набирая скорость, занять выжидательную позицию. При данной тактике, требуется внимательность к происходящему на карте. Основной целью самолета, лучше всего выбирать одиночные цели, отставшие от основной группы, которые находятся на одной или ниже высоте. Атаки следует проводить проходами, или классическим бум-зумом, долго противник не сможет уворачиваться, ведь если Як прижмет к земле противника, от него не уйти. Так же лучший момент для атаки это – догфайт(свалка). В свалке противник отвлечен на ваших союзников, и не подозревает о надвигающейся опасности. Маневренность Яка позволяет быстро снять с шести у вашего союзника . Если же маневренного боя не избежать, рекомендуется использовать восходящую спираль, так как Як лучше сохраняет энергию, нежели поршневые самолеты.
Применение против реактивной авиации:
Если в случае с поршневой авиацией, не рекомендуется вступать в маневренный бой, то с реактивной обязательно. Как было описано выше, после взлета набор 3-4 км над землей в стороне, далее набор скорости с последующей выжидательной позицией. Атаку лучше всего производить по целям без энергии, как одиночные, так и в свалке. Большинство противников будут атаковать проходами, бум-зумом, но никак не вступать в маневренный бой.
Атаку на бомбардировщик следует проводить на большой скорости, с “лица”, то есть перед ним. Рекомендуется целиться в кабину или стык крыла и корпуса. Открывать огонь с близкой дистанции, для меньшей траты боеприпасов и большей точности. Не следует на данном ранге, зависать на шести у поршневых бомбардировщиков, поскольку оборонительное вооружение очень мощное.
Крайне не рекомендуется, как с поршневой, так и с реактивной авиацией проводить лобовые атаки, так как Як скорее всего их не переживет.
Достоинства и недостатки
Подводя итоги, можно смело утверждать, в умелых руках Як-15 очень опасен. Опытный пилот, за счет маневренности и хорошей способности сохранения энергии, может вести бой против 2-3 неопытных противников. Из рекомендаций можно выделить следующее:
- Если вокруг присутствует большое скопление противников, не вступать в маневренный бой, и играть от сохранения энергии и выгодной позиции.
- Не тратить боеприпасы зря. Заставить противника остаться без энергии и провести результативную атаку.
- Приоритет для атаки в первую очередь – истребители.
- Не атаковать бомбардировщиков с шести или в первую очередь.Атака скорее всего будет не успешной и фатальной.
- Маневренность как реактивного истребителя
- Высокая скорость и ее сохранение
- Мощное вооружение
- Низкая скорость сваливания
- Низкий БР
- Средняя балистика
- Малый боезапас пушек
- Недостаточная маневренность против поршневой авиации
- Недостаточная скорость для преследования реактивной авиации
- Плохая живучесть и бронирование
Историческая справка
9 апреля 1945 года в ОКБ Яковлева поступил заказ на постройку одноместного истребителя с одним, на тот момент новейшим, двигателем – ЮМО-004. КБ, в стремлении как можно скорее выполнить задание, переоборудовало хорошо показавший себя Як-3 путём использования на нём нового реактивного двигателя вместо поршневого ВК-107 и более мелких доделок типа замены резинового заднего колеса на стальное. В мае 1947 года вышел акт по завершении Госиспытаний, в котором говорилось, что самолёт нецелесообразно доводить до боевого состояния из-за предельно малой дальности полёта (300 км). Но использовать его как учебно-тренировочный реактивный самолёт посчитали хорошей идеей, коею и воплотили в жизнь. Из-за этого в боях Як так и не участвовал.
В 1948 году ко Дню авиации генерал Е.Я.Савицкий организовал пилотажную пятёрку из опытных пилотов, которые выполняли фигуры высшего пилотажа на Як-15.
Чем был знаменит первый реактивный истребитель принятый на вооружение ВВС Советского Союза?
Вторая мировая война стала жёстким испытанием для советской авиационной промышленности. К сожалению, мы не в полной мере смогли справиться с задачей по одновременному качественному развитию авиации и обеспечению фронта текущими потребностями. Основной упор был сделан именно на достижение победы. Да, фашистов мы сломили, но при этом отстали в области новейших разработок от западных стран, в частности в создании турбореактивных двигателей. Чтобы наверстать упущенное решено было воспользоваться трофеями, добытыми в разгромленной Германии.
Особый интерес представляли немецкие ТРД Jumo-004 и BMW-003 . Они были скопированы и под обозначениями РД-10 и РД-20 поступили в серийное производство.
Для справки. Двигатель РД-10 . Советская копия трофейного немецкого авиационного двигателя Jumo-004 . В СССР работами по его внедрению в серийное производство занималось ОКБ В.Я.Климова . Двигатель РД-10 мощностью 900 кгс имел восьми-ступенчатый осевой компрессор (поэтому его диаметр был сравнительно невелик), шесть прямоточных камер сгорания и одноступенчатую осевую турбину. Проходное сечение реактивного сопла регулировалось в зависимости от режима работы с помощью выдвижного центрального конуса. Компрессор при запуске раскручивался небольшим двухцилиндровым поршневым мотором, который, в свою очередь, запускался электростартером или вручную. Ресурс первых РД-10 составлял всего 25 часов по формуляру (реально — 17 часов в лучшем случае). РД-10 серийно производился до 1953 года и эксплуатировался на первых советских реактивных истребителях ОКБ А.С.Яковлева ( Як-15, Як-17, Як-19 ), ОКБ С.А.Лавочкина ( «150», «152», «156» и др.), ОКБ П.О.Сухого ( Су-9 ) и др.
Именно их решено было использовать на первых советских реактивных истребителях.
Разработкой новых машин занялись все ведущие авиационные конструкторской бюро. Часть из них приступило к проектированию машин по образцу серийного немецкого Me. 262 , который использовал двухдвигательную схему.
И лишь ОКБ-115 , которое возглавлял Яковлев , отказалось идти по этому пути. Яковлев всегда придерживался идеологии создания лёгкого одномоторного фронтового истребителя. Не отступил он от своих принципов и сейчас. Согласно постановлению ГКО от 9 апреля 1945 года, ОКБ-115 получило задание спроектировать, построить и передать на испытания истребитель с одним двигателем Юмо-004 . Так началась история Як-15 . Именно он стал первым советским реактивным истребителем, который приняли на вооружение ВВС. Основной особенностью этого истребителя является использование реданной схемы.
Для справки. Реданная схема . Схема компоновки летательного аппарата в которой двигатель находился в передней или центральной части фюзеляжа. Сопло при этом выводилось под нижнюю часть фюзеляжа. В СССР была предложена в 1937 в проекте истребителя ХАИ-2 . Чаще всего бытует мнение, что она б ыла разработана ОКБ-301 под руководством М. И. Гудкова в 1943 году для своего самолёта Гу-ВРД , и в дальнейшем широко использовалась другими конструкторами. Хотя это не совсем верно.
Её применение позволило использовать в качестве основы нового самолёта серийный поршневой истребитель. Основную задачу, которую следовало решить-это замена поршневого двигателя на турбореактивный. Тем самым значительно сокращались сроки проектирования и постройки. В основе Як-15 лежал серийный Як-3 , последней модификации. Первоначально новый истребитель носил название Як-Юмо . Работы над ним велись ударными темпами и уже в октябре 1945 года первый опытный образец был построен. Начались его статические испытания,которые сразу же выявили некоторые конструктивные недоработки. При первом же запуске двигателя прогорела обшивка нижней части фюзеляжа и сгорело хвостовое колесо.
Прототип вернули на завод для ремонта и исправления недоработок. Эти работы продлились до конца декабря. К этому времени был построен второй опытный образец, который имел некоторые отличия от предыдущего. Его передали в ЦАГИ , для проведения продувок в аэродинамических трубах. Были проведены многочисленные эксперименты при разных режимах работы двигателя и разных углах атаки. Эти исследования продолжались до февраля 1946 года, после чего самолёт вернули на аэродром. Возобновились подлеты и пробежки. Ещё месяц велись доводочные работы. В апреле месяце начались официальные заводские испытания. Ведущим инженером по испытаниям назначили Е. Г. Адлера . К тому времени истребитель уже получил обозначение Як-15 . 24 апреля лётчик-испытатель М. И. Иванов впервые поднял машину в воздух. В этот же день состоялся первый полет другого реактивного истребителя-микояновского И-300 (будущий Миг-9 ).
Заводские испытания были завершены к 22 июня. Они были признаны весьма успешными. Яковлев доложил руководству авиационной промышленности о завершении разработки истребителя. Таким образом пойдя по наиболее лёгкому пути Яковлеву удалось обогнать многих своих конкурентов. На традиционном августовском авиапараде в Тушино из новинок были продемонстрированы только Як-15 и МиГ-9 . Сухой , Алексеев и Лавочкин свои самолёты пока не предоставили. Тем самым вопрос чьи самолёты готовить для запуска в серийное производство решился сам собой. Микояну и Яковлеву было поручено построить по 15 самолётов малой серии для демонстрации на параде 7 ноября. Сборку первых Як-15 развернули на заводе №31 в Тбилиси.