27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Файлы Як-7 – истребитель

Файлы Як-7 – истребитель

Еще до принятия на вооружение истребителей ЛаГГ-З, МиГ-Зи Як-1 и организации их массового серийного производства встал вопрос о скорейшем освоении этих самолетов в эксплуатации. Создавать совершенно новый учебно-тренировочный самолет, не имеющий ничего общего с указанными истребителями, было, конечно, не только нецелесообразно, но и рискованно не терпящее отлагательства дело могло задержаться и быть сорванным.

4 марта 1940 г. было принято правительственное решение о создании переходного двухместного с двойным управлением учебно-тренировочного истребителя УТИ-26 (Як-7) путем модификации И-26. Задание получил А.С.Яковлев потому, что из всех главных конструкторов новых истребителей он один имел опыт создания учебных самолетов и мог справиться с заданием наилучшим образом.

К тому же конструкция И-26 позволяла легко модифицировать его в учебно-тренировочный истребитель.

Будучи спроектированным как самолет для вывозки и тренировки летного состава при переходе на новую материальную часть, Як-7 в дальнейшем претерпел ряд удивительных превращений и сыграл более важную роль, чем та, которая ему вначале предназначалась.

Первое – эти модификация двухместного УТИ-26 (в серии Як-7УТИ) в боевой одноместный истребитель Як-7. Это произошло вскоре после начала Великой Отечественной войны, когда ВВС Красной Армии понадобилось много новых боевых истребителей.

Не менее удивительны по своему характеру и по своим результатам все последующие превращения Як-7 уже в качестве самолета-истребителя.

За время серийной постройки Як-7 имел 18 основных модификаций, в том числе: по планеру – 5, по силовой установке – 6, по вооружению – 7, по спецоборудованию – 1.

К основным модификациям Як-7 и других самолетов “Як” отнесены такие, которые связаны с установкой нового двигателя, нового вооружения или с существенным изменением конструкции планера самолета и которые обычно сопровождались присвоением вамолету какого-либо индекса. Такие изменения, как установка новых водо- и маслорадиаторов, хвостового колеса, понижение гаргрота, придание фонарю удобообтекаемой формы, основными модификациями не считаются.

Из 18 модификаций Як-7 десять строились серийно.

Як-7 с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П являлся модификацией двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель.

Работа производилась на заводе N301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А.С.Яковлева во главе с ведущим инженером К.В.Синельщиковым. Был взят серийный Як-7УТИ N04-11 и в него внесены следующие изменения: в задней кабине установлена бронеспинка; снят фото-кинопулемет; непротектированные бензобаки заменены протектированными; установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом; установлена одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82. Управление стрельбой РС – от электросбрасывателя бомб ЭСБР-3 на левом пульте кабины летчика.

Фонарь задней кабины и костыль остались без изменений, поэтому одноместный Як-7 по своему внешнему виду практически не отличался от двухместного Як-7УТИ.

По сравнению с Як-1 одноместный Як-7 стал более совершенным и имел следующие преимущества: размеры колес шасси полностью соответствовали полетной массе; моторама, сделанная отъемной, позволяла модифицировать самолет под другой двигатель; благодаря смещению центровки вперед с 26 до 20. 21% САХ значительно увеличилась продольная устойчивость; измененное соотношение между площадями руля высоты и стабилизатора увеличило расход (отклонение) руля высоты и улучшило управляемость; увеличение противокапотажного угла на 1,5* несколько уменьшило опасность капотирования при рез- ком торможении и сократило длину пробега при посадке; вторая (необорудованная) кабина могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей. Эти особенности Як-7 делали его перспективным и обусловили возможность осуществления ряда модификаций .

О результатах своей работы конструкторы доложили А.С.Яковлеву. Последний отнесся к идее скептически, однако, посмотрев одобрил ее. Свои соображения А.С.Яковлев доложил в верхах. Там предложение поддержали и подкрепили его двумя постановлениями ГКО от 14 и 23 августа 1941 г. и двумя приказами НКАП от 14 и от 26 августа 1941 г. о запуске Як-7 в серийное производство на двух заводах – московском N301 и новосибирском N153.

Было предложено изготовлять самолет в улучшенном варианте, позволяющем в случае необходимости ставить двигатель М-107.

В приказе заводу N301, где Як-7 должен был сменить Як-7УТИ, ошибочно указан Як-1 вместо “по типу Як-1”. Та же ошибка допущена в приказе заводу N153, где Як-7 должны были строить параллельно с ЛаГГ-З.

Всего выпущено в серии 62 самолета Як-7, в том числе 51 на заводе N301 в сентябре-октябре 1941 г. и 11 – на заводе N153 в декабре 1941 г. Перерыв в ноябре вызван эвакуацией завода N301 в Новосибирск, где он влился в завод N153. Модифицированный Як-7 N04-11 по контрольным испытаниям НИИ ВВС получил положительную оценку. Летчик-испытатель военного представительства завода N153 А.Н.Лазарев, характеризуя его штопорные качества, отмечал, что вывод самолета из штопора элементарно прост – никаких хитростей, достаточно педали и ручку управления в поперечном отношении поставить нейтрально, как самолет мгновенно прекращает вращение и начинает пикировать. В заключении ЦАГИ от 6 апреля 1942 г. говорилось, что Як-7 обладает лучшими по сравнению с самолетом ЛаГГ-З характеристиками штопора и является безопасным в штопоре.

В сентябре 1941 г. Як-7 N06-05 завода N301, оборудованный реактивными установками, успешно прошел полигонные испытания в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения).

Реактивное вооружение не оказывало заметного влияния на пилотирование и управление самолетом. Благодаря хорошей устойчивости Як-7 рассеивание при стрельбе по наземным целям было значительно меньше, чем у ЛаГГ-З и МиГ-З

Истребитель Як-7 ОКБ Яковлева

Немного о нумерации истребителей ОКБ Яковлева

Если кто проследит хронологию самолетов ОКБ Яковлева времен войны, он заметит одну странность: номера моделей идут не по порядку от меньшего к большему, а выстраиваются в замысловатый шифр: Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Ответ на самом деле прост — эти 4 самолета представляют собой по-сути два «семейства» — Як-1 и Як-3, а также Як-7 и Як-9 родившиеся из одного проекта, но развивавшиеся по разным сценариям.

Читать еще:  Статьи Ла-7 - истребитель

История создания истребителя Як-7

Когда самолет И-26 — будущий Як-1 ещё находился на стадии проектирования, ОКБ А.С.Яковлева получило задание создать на его базе учебно-тренировочную машину И-27 (или УТИ-26). Работа над самолетом началась 25 января 1940 года. От И-26 его отличала двухместная кабина, закрытая общим фонарём, но с индивидуальными сдвижными частями. Вооружение И-27 состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС. Для сохранения центровки крыло пришлось сдвинуть вперёд на 100 мм.

Чертеж истребителя Як-7

Первый И-27 поднялся в воздух 1 июля 1940 года, а в марте 1941 года, после ряда испытательных полетов и доработок, началось серийное производство на заводе №301 в Химках под обозначением Як-7УТИ. Производство продолжалось до эвакуации завода в Новосибирск в сентябре 1941 года.

Летом 1941 года началась война, и на фронте очень скоро возникла нехватка современных боевых самолетов. Тогда ведущий инженер ОКБ Яковлева, К.В.Синельщиков и предложил переделать в истребитель уже освоенный промышленностью учебный Як-7УТИ.

Проектирование было осуществлено бригадой конструкторов во главе с Синельщиковым на заводе №301. На самолёте установили мотор-пушку ШВАК, по 3 направляющих для реактивных снарядов под каждым крылом, бронеспинку и протектированные бензобаки. Задняя кабина осталась, но дублирующее управление из неё было демонтировано. Результат был несколько обескураживающий — вчерашний учебный самолет не только не уступал «боевому» Як-1, но даже, отчасти, превосходил его. Самолет немедленно был запущен в производство на заводах №301 и №153 (в Новосибирске).

Конструкция истребителя Як-7

Истребитель Як-7 представляет собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Как и «двоюродный брат» Як-1, Як-7 имел ферменный каркас из стальных труб, фанерную обшивку носовой части и полотняную хвостовой. Капоты двигателя, обтекатели и щитки были дюралевыми. Неразъёмное крыло — деревянное, с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Хвостовое оперение, в отличие от Як-1 было металлическое.

Истребитель Як-7 с непрозрачным фонарем второй кабины

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым неубирающимся костылём (позже — с убирающимся колесом). Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках. Фонарь кабины аналогичен УТИ-26 (характерный удлиненный), с модификации Як-7А вместо плексигласа в «задней кабине» использовалась фанера, а начиная с модификации Як-7Б, фонарь был уже каплевидной формы.

Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем, 6 реактивных снарядов РС-82 под крылом. В отсеке за кабиной могли устанавливаться фотоаппараты или подвешиваться бомбы. Во время перелёта с аэродрома на аэродром здесь оборудовалось место для техника.

Учебные версии УТИ-26 имели не протектированные топливные баки.

Модификации истребителя Як-7

  • УТИ-26-I — первый прототип учебно-тренировочного самолёта с двухместной кабиной и двойным управлением. Вооружение состояло из 2 пулемётов ШКАС. Первый полёт 1 июля 1940 года.
  • УТИ-26-II — второй прототип с измененным размером стабилизатора и рулей высоты, новым шасси. Первый полёт 16 сентября 1940 года.
  • Як-7УТИ — серийный учебно-тренировочный, с неубираемым задним костылём, пониженными оборотами двигателя, непротектированными топливными баками. Вооружение — 1 пулемёт ШКАС. Первый полёт 18 мая 1941 года. В апреле-сентябре 1941 года на заводе №301 изготовлено 186 самолётов.
  • Як-7 — серийный истребитель с протектированными баками, бронеспинкой в кабине пилота. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 2 пулемётов ШКАС, 6 реактивных снарядов РС-82. В сентябре-декабре 1941 года на заводах №301 и №153 изготовлено 62 самолёта.
  • Як-7М — опытный вариант истребителя Саратовского завода №292 с вооружением из 3 пушек ШВАК, крылом уменьшенного размаха с автоматическими предкрылками и изменёнными законцовками. Прошёл испытания в декабре 1941 года, серийно не строился.

Характеристики Як-7

Характеристики приведены для Як-7

  • Як-7 М-82А — опытный со звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-82А, а также крылом с автоматическими предкрылками, радиополукомпасом, отсутствием гаргрота за кабиной. Вооружение состояло из 2 синхронных пушек ШВАК в крыле и 1 синхронного пулемёта УБС. Изготовлен в конце 1941 года.
  • Як-7-37 — истребитель с 37-мм пушкой НС-37. Оличался сдвинутой назад на 40 мм кабиной. Первый полёт в апреле 1942 года. В августе 1942 года изготовлено 22 самолёта.
  • Як-7А — «доработанный» Як-7 с системой нейтрального газа, улучшенной аэродинамикой, фанерным колпаком вместо фонаря второй кабины, возможностью подвески до 100 кг бомб. Разработан в начале 1942 года. В январе-мае 1942 года на заводе №153 изготовлено 277 самолётов.
  • Як-7Б — модернизированный Як-7 с двигателем М-105ПА (позже М-105ПФ), переработанными элементами конструкции, убирающимся хвостовым колесом, наличием радиостанции РСИ-4. Пулемёты ШКАС заменены на УБС. Первый полёт 28 января 1942 года. С апреля 1942 до июля 1944 годах на заводах №153 и №82 изготовлено 5120 самолётов. Выпускался также в модификации разведчика, с фотооборудованием размещенном за кабиной пилота (выпущено 350 самолётов).
  • Як-7Б МПВО — истребитель для авиации ПВО с радиополукомпасом РПК-10 и посадочной фарой.
  • Як-7В — «вывозной» учебный с двухместной кабиной, неубирающимся шасси, отсутствием вооружения. С мая 1942 по декабрь 1943 года на заводе №153 изготовлено 697 самолётов.
  • Як-7Д — опытный дальний истребитель-разведчик. Крыло с металлическими лонжеронами, самолет отличался увеличенным запасом топлива. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-7ДИ — дальний истребитель, прототип Як-9 с металлическими лонжеронами и увеличенным запасом топлива. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 1 пулемёта УБС. Первый полёт в июне 1942 года.
  • Як-7ПД — опытный высотный с двигателем М-105ПД мощностью 1160 л.с., каплевидным фонарём. Вооружение — 1 пушка ШВАК. Изготовлен летом 1942 года.
  • Як-7Р — проект реактивного Як-7 с дополнительными 2 ПВРД конструкции И.А.Меркулова и 1 ЖРД конструкции Л.С.Душкина. Разрабатывался в 1942 году.
  • Як-7Л — опытный с ламинарным профилем крыла. Изготовлен летом 1944 года.

Эксплуатация истребителя Як-7

Як-7 — машина необычная. Первоначально учебный самолет, он во многом оставался таковым и в годы войны — именно Як-7 был той летающей лабораторией в которой отрабатывались десятки «мелочей» из которых складывается могучая сила современной авиации. Прямоточные двигатели, ламинарный профиль крыла, испытания гермокабин — все это впервые было опробовано на Як-7.

Читать еще:  Файлы Т-64 - средний танк

В производстве истребитель находился до июля 1944 года, за это время было выпущено 6399 самолётов Як-7 всех модификаций. дальнейшим развитием Як-7 стал Як-9 — самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны.

Як-7 состоял на вооружении советской армии до 1946 года, на экспорт машина не поставлялась.

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.

Советский истребитель Як-7: история создания, описание и характеристики

Як-7 – это советский одноместный поршневой истребитель периода Второй мировой войны, созданный в ОКБ Яковлева на базе учебно-тренировочной машины Як-7УТИ. Выпуск самолета начался в конце 1941 года и продолжался до 1944 года. Як-7УТИ, будучи разработан для тренировки летного состава, претерпел в дальнейшем ряд удивительных превращений и сыграл весьма важную роль в истории Великой Отечественной войны.

За время производства было разработано восемнадцать различных модификаций этого истребителя, десять из которых пошли в серийное производство. Всего было выпущено более 6300 самолетов Як-7. С 1942 года «семерка» на фронте стала постепенно вытесняться истребителем Як-9, который впоследствии стал самой массовой советской боевой машиной военного периода.

Несмотря на некоторые недостатки, летчики хорошо относились к Як-7. Качество их изготовления зачастую было выше, чем у истребителей Як-1, на базе которых они были созданы. Отменные летные характеристики и мощное вооружение позволяло пилоту не только постоять за себя в бою, но и выйти из него победителем.

По сравнению с Як-1, истребитель Як-7 был более проработанным, в его конструкцию были внесены целый ряд улучшений, которые сделали эту машину более управляемой, безопасной и удобной в обслуживании.

Выпуск самолета Як-7 был налажен на четырех авиазаводах: №82 и №301 (г. Москва), №21 (г. Горький) и №153 (г. Новосибирск).

История создания Як-7

В конце 30-х годов в Советском Союзе шла лихорадочная работа по созданию нового современного истребителя. К ней были привлечены лучшие отечественные конструкторские бюро: Лавочкина, Микояна, Яковлева. Новую машину планировали строить массово, поэтому практически сразу же встал вопрос о максимально быстром освоении истребителя в строевых подразделениях. Нужен был современный учебно-тренировочный самолет, характеристики которого бы не уступали новым боевым машинам. Его разработкой было поручено заниматься конструкторскому бюро под руководством Александра Сергеевича Яковлева.

Работы над новым тренировочным самолетом начались еще в 1939 году, за основу был взят истребитель Як-1, разработкой которого в то время занимались конструкторы КБ.

4 марта 1940 года появилось постановление советского правительства о создании учебно-тренировочного истребителя на базе опытного самолета И-26.

Испытания учебно-тренировочной машины начались летом 1940 года, самолет показал весьма неплохие летные качества: на высоте 4500 метров он смог достичь скорости 586 км/ч. Однако УТИ-26 (такое наименование получил учебный истребитель) был слишком сложным в пилотировании, что было неприемлемо для начинающих пилотов, поэтому машину пришлось дорабатывать.

Кроме того, первый прототип истребителя (он назывался УТИ-26-I) имел очень много общего с И-26 и поэтому страдал практически от всех его недостатков: двигатель нередко перегревался, частым был выброс масла из маслосистемы, которое забрызгивало всю переднюю часть самолета, включая фонарь кабины. Особенно неудачной была конструкция шасси. Диаметр колес не соответствовал весу самолета, замки, которые удерживали стойки шасси в убранном или выпущенном положении, были крайне ненадежными, что привело к аварии во время испытаний. УТИ-26-I имел сильную склонность к капотажу.

Несмотря на выявленные недостатки, машину все же решили запустить в серийное производство, правда, после серьезной доработки. Потребность советских ВВС в учебном самолете была настолько велика, что даже недоработанный УТИ-26-I был сразу же отправлен в 11 ИАП для переучивания пилотов на Як-1.

Улучшения и доработки вносились в конструкцию уже второго прототипа – УТИ-26-II. Серьезным изменениям подверглось шасси самолета: диаметр колес шасси был значительно увеличен, переделке подверглись сами стойки и замки, которые фиксировали их в крайних положениях. Площадь стабилизатора и руля направления заметно увеличилась – это существенно улучшило управляемость самолета. Центр тяжести машины был сдвинут, водяной радиатор увеличили и выдвинули вперед. В конструкцию машины внесли и другие, менее значительные изменения. Так, например, был изменен способ крепления кока винта, после чего его установка стала занимать гораздо меньше времени. Модернизация самолета увеличила его вес до 2750 кг.

Несмотря на то что УТИ-26-II внешне очень напоминал Як-1, конструкционно это были разные машины. Это вызывало некоторые технологические трудности на производстве, ведь на одних и тех же заводах должны были делать и Як-1 и УТИ-26. Государственные испытания самолета проходили в начале 1941 года. Доработанный прототип истребителя получил от военных гораздо более высокую оценку, чем УТИ-26-I. Потребность в учебном самолете была очень острой, поэтому в марте 1941 года московский авиазавод № 301 был переведен с выпуска Як-1 на производство Як-7УТИ.

Когда УТИ-26 только создавался, никто не мог и предположить, что когда-нибудь на его базе будет создаваться полноценный боевой истребитель. Однако огромные потери советских ВВС на начальном этапе войны вынудили пойти на такой шаг.

По предложению молодого конструктора Синелыциков, на самолет установили стандартное вооружение Як-1. Первоначально подобная идея была многими воспринята неоднозначно, однако Яковлев дал добро на переделку одного самолета. С него было снято дублирующее управление во второй кабине, установлена бронеспинка и топливные баки, защищенные протектором с системой накачки нейтрального газа.

Испытания «вооруженной» версии УТИ-26 начались в июне 1941 года, за несколько дней до начала войны. В отчете пилота, который проводил испытания истребителя, отмечались его лучшие пилотажные качества по сравнению с Як-1. Новый самолет получил обозначение Як-7. Боевое применение машины показало, что истребитель Як-7 превосходит Як-1 по живучести, вооружению и маневренности.

Читать еще:  Рисунки АЕК-971 - автомат

После начала войны переделку учебного самолета в боевой поддержали и в ГКО. Уже в августе были изданы соответствующие указы. Серийное производство самолета Як-7 началось сразу на двух заводах: № 301 и 153. В это время проходила эвакуация авиационных предприятий и НИИ, поэтому государственные испытания Як-7 решили не проводить и ограничились заводскими.

В июле 1941 года ОКБ Яковлева было эвакуировано в Саратов, где конструкторы буквально в считаные дни в инициативном порядке разработали пушечную модификацию истребителя – Як-7М, установив в крыле пушки ШВАК. Также на самолет были установлены пусковые установки для реактивных снарядов. Для этого, правда, пришлось уменьшить объем топливных баков. В октябре 1941 года начались летные испытания нового истребителя.

За время серийного производства были изготовлено несколько серийных модификаций истребителя:

  • Як-7. Базовая модификация машины, выпуск продолжался с сентября по октябрь 1941 г. Всего изготовлено 62 единицы.
  • Як-7А. Модификация истребителя, выпуск которой начался в январе 1942 года. Самолет был оснащен новой радиостанцией, были внесены незначительные изменения в конструкцию планера. Производство продолжалось до мая 1942 года, всего было выпущено 277 единиц Як-7А.
  • Як-7Б. Самая массовая модификация машины, ее производство началось в мае 1942 года и продолжался до декабря 1943 года. За этот период было выпущено 5120 самолетов. Як-7Б имел два пулемета УБС вместо ШКАС, убирающееся хвостовое шасси, а с середины 1942 года и новый двигатель – М-105ПФ. Новая силовая установка, а также ряд других изменений позволили увеличить скорость истребителя до 532 км/ч у земли. На последних сериях этой модификации гаргрот был убран, были улучшены обводы фюзеляжа и его герметизация, что позволило еще более увеличить скоростные характеристики.
  • Як-7В. Учебно-тренировочный истребитель, который изготавливался путем снятия вооружения с серийного Як-7Б. Выпускался с мая 1942 по декабрь 1943 года. Было изготовлено 597 самолетов.
  • Як-7-37. Модификация, вооруженная 37-мм пушкой МПШ-37 и двумя пулеметами УБС. Этот истребитель имел несколько другое расположение кабины, предкрылки немного большее хвостовое колесо.

Интересной модификацией истребителя является Як-7Р, где литера «Р» расшифровывается, как «реактивный». Эта машина была оснащена комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого мотора и нескольких реактивных двигателей.

На основе истребителя Як-7 пытались создать дальний истребитель (Як-7ДИ), высотный перехватчик (Як-7ДИ), установить на самолет двигатель воздушного охлаждения. Но эти машины так и не пошли в серию.

Истребитель Як-7 принимал участие во всех крупнейших сражениях Второй мировой войны. Дополнительная кабина этого самолета часто использовалась для переброски личного состава или грузов на новые места дислокации. В задний отсек можно было установить и дополнительный топливный бак. Нередко в задней кабине устанавливалось фотооборудование, и Як-7 превращался в разведывательную машину.

Описание конструкции Як-7

Як-7 – это одноместный, одномоторный истребитель-моноплан с низкорасположенным крылом и смешанной конструкцией: при изготовлении машины использовался как дюраль, так и дерево с полотном. Экипаж самолета состоял из одного человека.

Как и у других истребителей семейства «Як», силовой каркас Як-7 был изготовлен из хромансилевых труб, к передней части которого присоединялась моторама. Выгодным отличием Як-7 от других яковлевских машин являлось то, что съемная моторама позволяла устанавливать на самолет другие двигатели. Обшивка передней части истребителя была металлической, а хвостовую часть Як-7 обшивали фанерой.

Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа. Як-7 был создан на основе учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, который имел две кабины – для пилота и инструктора. На боевом самолете вторую кабину убрали, на ее месте находился дополнительный отсек, закрытый крышкой. Его можно было использовать для перевозки грузов, еще одного человека или установить дополнительный бензобак.

Крыло Як-7 имело смешанную конструкцию: два дюралевых лонжерона, деревянные нервюры и работающая обшивка, изготовленная из фанеры. Крыло дополнительно обклеивалось полотном.

Хвостовое оперение Як-7 состояло из деревянного киля и стабилизатора, рули были выполнены из дюраля и обшиты полотном. Самолет имел трехопорное убирающееся в полете шасси, в состав которого входили две основные стойки и хвостовая опора. На первых модификациях машины хвостовое колесо не убиралось в полете. Как и других яковлевских истребителей, Як-7 имел шасси с воздушно-масляной амортизацией, уборка и выпуск шасси осуществлялось за счет пневматической системы. В убранном положении шасси закрывались щитками.

Первоначально истребитель Як-7 был оснащен двигателем водяного охлаждения М-105П (1050 л. с.), затем на самолет стали устанавливали более мощные моторы (М-105ПА, М-105ПФ). Топливные баки машины были протектированы и расположены в крыльях: два в консолях крыла и еще один в центроплане. Самолет имел систему накачки инертным газом, что повышало его пожаробезопасность.

Маслорадиатор располагался в передней части истребителя в специальном туннеле под мотором, водяной радиатор был установлен в центральной части фюзеляжа чуть позади кабины пилота. В зимнее время в воду добавляли антифриз, а в масло – бензин.

Учебно-тренировочный Як-7УТИ вообще не имел вооружения, Як-7 получил пушку 20-мм ШВАК, которая стояла в развале двигателя, а также два пулемета ШКАС (7,92 мм). Боекомплект пушки составлял 130 снарядов, пулеметов – 1 тыс. патронов. На модификацию самолета Як-7А можно было подвешивать несколько реактивных снарядов или 100 кг бомб. Наиболее массовая модификация истребителя Як-7Б была вооружена одной пушкой ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами УБС, что значительно повысило огневую мощь машины. В боевых отчетах отмечалось, что после установки более мощных пулеметов УБС, Як-7 стал эффективен для работы и по воздушным, и по наземным целям.

Характеристики ТТХ Як-7

Летно-технические характеристики истребителя Як-7:

  • размах крыла, м – 9,74;
  • длина, м – 8,37;
  • высота, м – 2,75;
  • масса, кг – 3370;
  • двигатель – АШ-82;
  • мощность, л. с. – 1330;
  • макс. скорость, км/ч – 615;
  • практическая дальность, км – 825;
  • практический потолок, м – 10200;
  • экипаж, чел. – 1.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: