52 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Ил-2 – тяжёлый штурмовик

Каким на самом деле был легендарный штурмовик Ил-2 и почему СССР терял так много этих самолетов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пионер штурмовой авиации

Штурмовая авиация в большинстве случаев работает на низких высотах и занимается нанесением ударов по передней линии обороны противника, а также по прифронтовой зоне: коммуникациям, дорогам, переправам, колонам техники и живой силы. Идея штурмовиков родилась в головах конструкторов и военных, как только боевая авиация появилась в принципе. Однако потребовался не один год накопления летного и боевого опыта, чтобы такие самолеты действительно появились.

В Советском Союзе уделялось огромное внимание не только разработке штурмовой авиации, но также работе над теорией ее боевого применения в грядущих воинах. У истоков разработки тактики применения в 20-30-е годы прошлого века стояли такие деятели, как Триандафилов, Тухачевский и Егоров. В начале 1930-х годов началась разработка первого бронированного советского штурмовика ТШ-Б. Несмотря на все усилия конструкторов, советская промышленность не смогла воплотить эти идеи в жизнь.

Вскоре за дело взялось КБ Ильюшина. Голос конструктора был услышан и ему поручили создать новую боевую машину в кратчайшие сроки. Опытный образец Ил-2 появился в 1939 году, впрочем, тогда прототип назывался БШ-2.

Интересный факт: двигатель водяного охлаждения не подходил для использования в штурмовике. Достаточно было одной пули или осколка, чтобы вывести машину из строя. Тогда Ильюшин нашел интересное решение данной проблемы, он предложил поместить радиатор штурмовика внутрь воздушного тоннеля за бронекапсулой.

Первый самолет Ильюшина не удовлетворял условиям технического задания. Слишком медленный, слишком тяжелый, летал совсем недалеко. Машину пришлось перерабатывать буквально полностью. Наибольшие изменения коснулись фюзеляжа штурмовика: нос удлинили, кабину приподняли, заменили стабилизаторы. Был также заменен на более мощный и современный двигатель. Переработанный самолет был готов к испытаниям в 1940 году. Серийное производство новейшей машины, получившей название Ил-2, стартовало в феврале 1941 года.

Искупление кровью

22 июня 1941 года Нацистская Германия совершает вероломное нападение на Советский Союз. Воздушные силы Красной армии встречают неприятеля с первой одноместной моделью Ил-2. Потери штурмовой авиации в первые месяцы катастрофические – до конца осени 1941 из 1400 штурмовиков СССР потерял около 1100. Командование ВВС было не удовлетворено положением дел с Ил-2, несмотря на то, что самолет соответствует всем требованиям технического задания. Машину требуют переделать в двухместную. Однако в 1941 году времени на это нет. Производство Ил-2 из Москвы и Ленинграда (авиазаводы номер 30 и 381) эвакуируют в глубокий тыл.

Штурмовики страдают из-за недостаточной обзорности на месте летчика. Продуманная деревянно-металлическая конструкция Ил-2 способна защитить пилота от пуль калибра 7.62 мм, однако о защите от снарядов зенитных орудий и речи быть не может. Прямо на фронте летчики пытаются делать своими силами места для задних стрелков. Ими зачастую становятся механики самолета. Модернизация самолета готовится на бумаге, однако воплотить ее в жизнь суровые условия первого этапа войны позволят только в 1942 году. Это будет первая и не последняя модернизация Ил-2. Всего за годы Великой Отечественной войны КБ сделает более 10 модификаций.

Новые идеи конструкторов будут воплощаться в металле на кровавом опыте советских летчиков-штурмовиков.

Интересный факт: место для второго стрелка советские летчики иронично называли «кабиной смерти». Все из-за весьма мрачной статистики. На 1 погибшего летчика-штурмовика приходилось в среднем 7-8 погибших стрелков. На роль «везунчиков» при первой возможности отправляли летчиков, угодивших за проступки в штрафные роты.

«Бабы еще нарожают»

Сегодня можно часто услышать тезис о том, что большие потери Ил-2 в начале войны обусловлены отсутствием того самого заднего стрелка. Отчасти это действительно так. Из-за специфической формы кабины пилот Ил-2 действительно в большинстве случаев не видел приближающегося сзади истребителя. В купе с низкой скоростью и маневренностью штурмовой авиации в принципе это приводило к закономерному итогу при столкновении с истребителями противника. Куда более важной причиной высоких потерь было вовсе не это, а то, что в первые месяцы Ил-2 были вынуждены участвовать в боевых вылетах без какого-либо истребительного прикрытия, становясь таким образом легкой добычей для врага. До 1943 года Люфтваффе почти безраздельно господствовало в советском небе.

Сказывалась и нехватка летного опыта личного состава. Самолет поступил в войска буквально накануне войны. Пилоты были слабо подготовлены. Очень часто в подразделениях не было даже элементарных наставлений по эксплуатации Ил-2. Проблема подготовки летчиков будет стоять на протяжении всей войны, однако именно в 1941 году нехватка опыта скажется сильнее всего.

Не нужно наивно полагать, что «кровавому» советскому командованию из ВВС СССР было не жалко своих лётчиков. У страны просто не было времени готовить пилотов высочайшего класса. Враг шагал к Москве. Можно было или быстро готовить хоть кого-то и хоть как-то, или проиграть, подставив сухопутные силы еще сильнее, оставив армию без прикрытия с воздуха. Молодые летчики-офицеры отправлялись в штурмовые звенья с 10 часами летного опыта.

Читать еще:  Видео РПК - ручной пулемёт

Интересный факт: в начале войны звание Героя Советского Союза давалось за 10 успешных вылетов на Ил-2.

Негативно сказывалось в течении первого этапа Второй мировой войны и качество сборки знаменитых самолетов. Очень часто механики были вынуждены ремонтировать машины сразу после прибытия их на фронт с заводов. За 5 лет войны СССР потерял в общей сложности 23.6 тысячи штурмовиков Ил-2. Цифра ужасающая? Вот только боевые потери составляют из нее 12.4 тысячи машин. Все остальное – это самолеты, которые просто сломались после очередного вылета и были отправлены на утилизацию или разобраны на запчасти.

И здесь мог бы быть повод позлорадствовать, однако стоит вспомнить о том, что сборка самолетов производилась на предприятиях в эвакуации. Только 8% рабочих на авиационных заводах были специалистами своего дела. Все остальные – это женщины, старики и даже дети, не имеющие профильного образования. При этом работать зачастую приходилось в тяжелейших условиях, по 12 часов и на весьма худом пайке.

Наконец, высокие потери Ил-2 были вызваны тем, что до Второй мировой войны у стран участниц фактически отсутствовал опыт применения штурмовой авиации. Советский Союз поначалу бросал штурмовики на передний край обороны противника для того, чтобы самолеты занимались тем, для чего они задумывались в теории. Однако там, Ил-2 становились легкой добычей для массированного зенитного прикрытия. Постепенно станет понятно, что штурмовики следует применять для нанесения ударов за фронтовой линией.

Все эти ошибки в итоге выкуют из штурмовой авиации Советского Союза то, чем она станет к концу войны – ужасом для врага.

В заключение

Почти треть всех летчиков в годы Великой Отечественной войны были пилотами штурмовой авиации. После 1943 года Ил-2 превратится в грозную машину несмотря на то, что качество сборки самолета будет оставлять желать лучшего. Штурмовик будут активно применять для атак на колонны противника в прифронтовой зоне, ударов по коммуникациям и переправам, узлам связи и поддержки. Больше всего Ил-2 будут бояться скопления живой силы противника и легкая техника, также Ил-2 будет активно применяться против надводных кораблей на море.

Хочется узнать еще больше всего интересного? Тогда вот есть такая «пятерка» советских самолетов, которые помогали стране достичь господства в небе в разное время.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ил-2 (13 фото)

На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. В необходимости специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. И не случайно в нашей стране разработка опытных образцов таких самолетов велась еще в начале тридцатых годов. Были созданы опытные тяжелые штурмовики ТШ-1, ТШ-2, ТШ-З. При разработке и реализации проектов самолета для поля боя конструкторы настойчиво добивались создания такого бронирования, которое по возможности не ухудшало бы аэродинамику самолета.

Пока броня была только в виде плоских и гнутых кусков, форма фюзеляжа получалась угловатой, плохо обтекаемой, а самолеты очень тяжелыми. При двигателях недостаточной мощности разбег был велик, а скорость – невысокой. Изобретение двояковыпуклой брони, появление мощных двигателей при новом инженерном решении использования самой брони, как составной части конструкции, позволило в конце 30-х годов создать настоящий самолет-штурмовик, каким и стал знаменитый Ил-2. Предшественником Ил-2 был двухместный самолет ЦКБ-55 (БШ-2, бронированный штурмовик-второй) с жидкостным двигателем АМ-35. Его еще в 1938 году создал конструкторский коллектив, возглавляемый С.В.Ильюшиным. От всех существовавших тогда самолетов ЦКБ-55 отличался прежде всего тем, что его экипаж и все жизненные части машины защищались броневыми листами. Конструктивно объединенные в бронеотсек, они вошли составной частью в силовую схему планера. Ил-2 моноплан смешанной конструкции. В первые годы для экономии дефицитного металла хвостовую часть фюзеляжа и консоли крыла (его площадь – 38,5 кв.м, удлинение – 5,55) делали из дерева и фанеры (с конца 1944 года – металлические). Шасси – обычное.

Обе стойки с колесами складывались назад и убирались в крыло. Выступающая часть шасси закрывалась обтекателем. Бортовое вооружение устанавливалось в крыле, бомбодержатели – во внутренних отсеках центроплана. Помимо того, под крылом штурмовика находились направляющие для реактивных снарядов. Серийные машины с двигателем АМ-35 развивали скорость до 400 км/час при посадочной – 140 км/час. В 1939 году начались всесторонние испытания ЦКБ-55 (БШ-2). Они подтвердили высокие боевые качества штурмовика. Однако тогда было сочтено целесообразным серийно самолет строить в одноместном варианте. Вскоре была построена одноместная машина, получившая название ЦКБ-57. Осенью 1940 года летчик В. К. Коккинаки начал испытания. Новый вариант штурмовика, как и первый, обладал хорошими летно-тактическими качествами. После небольших доводок он был принят и строился заводами серийно с апреля 1941 г. под маркой Ил-2. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. Бывало, что за 10 успешных боевых вылетов летчик получал звание Героя Советского Союза (а обычно после ста вылетов).

Читать еще:  Новости Штык к автомату АК-47

В начале 1942 г. в Бюро новой техники была проведена конференция фронтовых летчиков-штурмовиков, летчиков-испытателей Ил-2 и конструкторов по обмену опытом. Пожелания штурмовиков, уже не впервые высказывавшиеся, сводились к необходимости выпуска двухместного варианта, к усилению пушечного вооружения, к увеличению мощности двигателя. Поэтому в середине 1942 года конструкторы вернулись к двухместному варианту машины. Крупнокалиберный пулемет на задней подвижной установке усилил оборону Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить диапазон боевого применения самолета. С 1942 года заводы выпускали Ил-2 с двигателем АМ38Ф в 1720 л. с. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили и при возросшем взлетном весе (в зависимости от бомбовой нагрузки от 5873 до 6360 кг) обеспечить штурмовику максимальную скорость до 420 км/час. Было усилено и вооружение самолета.

Два из четырех пулеметов заменили 20-мм, а затем и более крупного калибра пушками ВЯ-23. В состав бомбовой нагрузки стали включать специальные противотанковые бомбы кумулятивного действия. В этом варианте крыло оставалось с прежним углом стреловидности консолей (деревянных – временно). Лишь с 1943 года консоли были переконструированы, и угол их стреловидности доведен до 15 градусов по передней кромке – Ил-2 (крыло со “стрелкой”). В связи с появлением кабины стрелка изменилась конструкция бронекорпуса, а также хвостовой части фюзеляжа. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. Ил-2 двухместный с успехом применялся в авиации морского флота для уничтожения кораблей и других плавсредств противника. Летчики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами противника. Основным же назначением Ил-2 была непосредственная поддержка войск на поле боя и борьба с танковыми и моторизованными группировками противника на линии фронта и в ближних тылах, на переправах, при подготовке атак и т.д. Бытовало его название “летающий танк”. По “тиражу” самолет Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тыс. машин этого типа.

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза): Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.

Николай Иванович Пургин (лётчик, Герой Советского Союза): … Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять… Пикировать градусов под 45-60 он мог.

Штангеев Николай Иванович (лётчик): Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.

Читать еще:  Схемы «Корабль-Макет» - экраноплан

Усов Валентин Владимирович (механик, воздушный стрелок): Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность.

В 1943 году Ил-2 начал поступать на вооружение в иностранные подразделения. Около 650 штурмовиков получили Польша, Чехословакия, Югославия и Болгария, а после войны более 2000 машин было отправлено в Китай и Северную Корею. В некоторых странах, включая Польшу и Чехословакию, Ил-2 получил новое местное наименование, поскольку многие машины модифицировались — их оснащали самым разным оборудованием, вооружением и даже делали заднюю часть фюзеляжа из обтянутых тканью сварных стальных трубок.

“Колонны пленных немцев, при пролете над ними Ил-2, падали на землю. Конвой понимая тщетность попыток поднять строй спокойно покуривая ждал когда у них пройдет приступ страха.”

Знаменитое изображение подбитого ИЛ-2: фотография или фотошоп?

На просторах всемирной паутины нередко можно встретить удивительные изображения, достоверность которых зачастую кажется сомнительной.

Сегодня мы поговорим о широко распространившейся по социальным сетям изображении изрешечённого , но все же летящего Советского штурмовика Ил-2 и постараемся разобраться: достоверно ли это изображение или оно является качественной работой в фотошопе?

Дабы упросить восприятие рассуждений, попробуем рассмотреть каждую точку зрения отдельно , приводя по каждой имеющиеся доказательства , а в конце сравним результат и сделаем выводы.

1 утверждение: Изображение – настоящая фотография!

Штурмовик Ил-2 прежде всего знаменит благодаря своей невероятной живучести в бою! Во время опроса бывших летчиков, воевавших на самолете Ильюшина, каждый без исключения упомянул его непревзойденную живучесть!

По этой причине самолет получил множество различных прозвищ общего характера. Сами конструкторы, вследствие бронирования кабины пилота, назвали самолет “Летающим танком”, а солдаты Вермахта дали ему прозвище “Бетонный самолет” .

Подобные фотографии, только менее спорного характера, распространены в сети в большом количестве.

Фотография, в плане именно качества изображения, выглядит достаточно реалистичной. При более детальном рассмотрении видно, что левое крыло самолета пострадало гораздо сильнее, чем правое.

При таких повреждениях о стабильности полета не может идти и речи, поэтому на правом крыле мы видим направленный вверх элерон , который теоретически должен уравнивать разницу между повреждениями крыльев.

Эта мелочь добавляет изображению некой логики, а, следовательно, и некоторой “правдивости”.

На этом мои доводы в пользу фотографии заканчиваются и мы переходим ко второй половине рассуждений.

2 утверждение: Изображение – результат фотошопа!

Слишком много пробоин – это первое что заставляет усомниться. Аэродинамика – очень придирчивая к мелочам область знаний и с подобными повреждениями самолет не должен иметь возможности лететь.

Любопытно, а почему двигатель, кабина пилота и кабина стрелка не повреждены вообще? При таком плотном огне маловероятно, чтобы ни один снаряд не умудрился задеть поверхность такой большой площади.

Кстати многие утверждают, мол это доработанное изображение самолета из компьютерного симулятора . На это есть отдельная картинка:

Хорошо, отставим игры и продолжим рассмотрение самолета, а именно – его повреждений. Как мы видим, сильно перебиты крылья , в которых расположены топливные баки самолета. Маловероятно, что они остались бы незадетыми при таком обстреле.

Обратим внимание на хвостовую часть . Фюзеляж в этом месте перебит огромными дырами, а именно в этом месте проходят все тросы управления рулем поворота и рулями высоты . Кстати первый на изображении перебит напрочь.

Обратим внимание на кабину стрелка. Она не была бронированной , в отличие от кабины пилота. Каким чудом стрелок остался в живых, да еще и в такой спокойной невозмутимой позе?

Характер повреждений говорит нам о том, что штурмовик был обстрелян как с Земли, так и с воздуха. Об этом свидетельствуют вертикальные и горизонтальные пробоины . Стреляли, судя по всему, из малокалиберной зенитки, например – немецкой 20-мм “четырехстволки” , а она редко оставляла кому то шансы.

Ну и главный вопрос: а кто же так красиво этот самолет сфотографировал?

Неужели второй такой-же разбитый самолет с фото-аппаратурой? Фотоаппараты тогда – это вам не современные экшн-камеры, которые можно в карманах носить.

Делаем выводы

Несмотря на поистине уникальные способности штурмовика Ил-2 возвращаться на аэродром с уничтоженными огнем противника узлами и элементами конструкции, несмотря на некоторые спорные доводы в пользу фотографии, можно смело утверждать, что распространенное изображение – всего лишь очень грамотный фотошоп , который в наше время далеко не редкость.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: