10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотографии Т-28 – средний танк

Т-28, Средний танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Летом 1930 года СССР предпринял попытку закупить новый 16-тонный трехбашенный английский танк А.6. Однако фирма «Виккерс-Армстронг» отказалась продать машину, мотивируя это тем, что танк является секретным и к тому же принят на вооружение британской армии. Тем не менее советские специалисты во главе с Н.А.Гинзбургом сумели «выведать» у английских инженеров и техников всю необходимую информацию. На основании этих данных к лету 1931 года в Советском Союзе были разработаны два проекта 16-тонного танка: первый – факультетом моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского, второй – конструкторским бюро КБ-З Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. Предпочтение отдали второму проекту (авторы – Гинзбург, Заславский, Иванов и Гаккель), получившему обозначение Т-28. Прототип нового танка был изготовлен опытным цехом завода «Большевик» к 1 мая 1932 года.

Осенью того же года выпуск Т-28 поручили заводу «Красный путиловец» (с 1934 года – «Кировский за вод»). Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавит О.М. Иванов. К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 машин: 10 из них приняли участие в первомайском параде в Москве, а два – в Ленинграде. 11 августа 1933 года Т-28 приняли на вооружение Мотомеханизированных войск РККА.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для посадки которого в последней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопритоков к вентилятору. 76-мм пушка размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни в шаровых установках располагались пулеметы ДТ и еще два – в малых башнях. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая – 165 градусов. Характерной особенностью размещения боеприпасов было применение вращающейся боеукладки. Две «вертушки» по 12 снарядов в каждой находились под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны от механика-водителя на правом и левом бортах машины имелось по одному вращающемуся барабану, в каждом из них было уложено 40 магазинов к пулеметам. В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-З, для управления которыми в бортах корпуса предусматривались круглые отверстия.

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год. В течение всего этого периода в его конструкцию вносились изменения и усовершенствования Так, общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудовали зенитной турелью П-40 для пулемета ДТ; вносились изменения в двигатель, трансмиссию, элементы ходовой части, электрооборудование, средства внутренней и внешней связи. С 1938 года в танке стали устанавливать 76-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров.

1940 году выпустили партию из 12 танков Т-28 с коническими главными башнями.

На базе Т-28 в 1937 году был построен танк Т-28ПХ, оборудованный для преодоления водных преград глубиной до 4,5 м. В мае-июле 1939 года проводились испытания серийного танка, оснащенного колейным Катковым минным траломнажимного действия. В 1940 году на Кировском заводе создали мостовой танк ИТ-28 с двухколейным мостом грузоподъемностью 50 т и длиной 13,3 м. Конструкцию мостового оборудования разработали специалисты НАТИ. Агрегаты и узлы Т-28 использовались и при создании в 1935 году самоходной установки СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 в рамках так называемого «самоходного дуплекса».

В 30-е годы «двадцать восьмые» поступали на вооружение тяжелых танковых бригад РГК, а при формировании механизированных корпусов накануне войны были разбросаны по нескольким танковьм дивизиям. В основном они применялись в боевых действиях летом 1941 года и почти все оказались потеряны. На Ленинградском фронте несколько машин сохранилось до 1943 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-28
БОЕВАЯ МАССА, т: 25,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7360,
ширина – 2870,
высота – 2620,
клиренс – 500.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка КТ-28 обр. 1927/ 32 г. калибра 76 мм; 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 69 выстрелов, 7938 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1, командирская панорама ПТК, телескопический прицел ТОП.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб-30, борт, корма-20, днище-10, башня-20.
ДВИГАТЕЛЬ: М-17Л, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 46 920 куб.см: мощность 450 л.с. (331,2 кВт) при 1400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, двухрядные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска – блокированная, состояла (применительно к одному борту) из двух подвешенных к корпусу тележек; в каждую тележку входили три каретки, каждая из которых включала две пары опорных катков; каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами; ведущее колесо цевочного зацепления со съемным зубчатым венцом, направляющее колесо, четыре обрезиненных поддерживающих катка: в каждой гусенице 121 трак
шириной 380 мм, шаг трака 130 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА. км: 180.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град.- 45,
ширина рва, м – 3,5,
высота стенки, м – 1,
глубина брода, м – 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-Т1 или 71-ТК-3, танкофон на 6 абонентов или переговорный прибор типа «Сафар»

Советские серийные многобашенные танки – средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35

В начале 1930-х годов у военных сложилось мнение, что танки, предназначенные для прорыва укрепленной обороны противника, должны иметь высокую огневую мощь и нести большое число пушечно-пулеметного вооружения, ведущего огонь в разных секторах или сосредотачивающего огонь в одном секторе. Была разработана концепция размещения вооружения в нескольких башнях, позволявшая реализовать такую возможность. В качестве образца для создания многобашенных танков был использован опытный английский пятибашенный тяжелый танк А1Е1 “Индепендент” фирмы “Виккерс”, разработанный в 1926 году, но не принятый на вооружение и не выпускавшийся серийно. Некоторые историки утверждают, что советская техническая комиссия в Англии не интересовалась этим танком, и советские конструкторы пришли к многобашенной схеме самостоятельно, независимо от их английских коллег.

У серийно выпускавшихся советских многобашенных танков – среднего Т-28 и тяжелого Т-35, заметно определенное сходство с английским опытным танком.

Средний танк Т-28

Т-28 стал первым советским средним танком, запущенным в массовое производство, с 1933 года по 1940 год было выпущено 524 танка Т-28. Первый прототип среднего многобашенного танка под обозначением Т-28 появился в мае 1932 года и представлял собой трехбашенный средний танк с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием, предназначавшийся для поддержки пехоты и усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. На момент создания Т-28 мог считаться сильнейшим средним танком в мире.

Средний танк Т-28 имел три башни. В главной башне устанавливалась короткоствольная пушка калибра 76,2 мм длиной ствола 16,5 калибров и два пулемета – один вперед, второй назад, передний пулемет наводился отдельно от пушки. Еще два пулемета устанавливались в малый пулеметных башенках, размещенных по обе стороны от места механика – водителя. Конструкторы считали, что при такой компоновке будет обеспечен максимальный темп стрельбы по обоим бортам. Это было важно, так как танк предназначался в первую очередь для поддержки пехоты в наступлении. Вес танка составлял 28 тонн, экипаж 6 человек, толщина брони достигала 30 мм. Максимальная скорость танка составляла 37 км/час. Двигатель карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, мощностью 450 л. с. при 1400 об/мин. Два бензобака емкостью 330 литров каждый располагались вдоль бортов в трансмиссионном отделении. Корпус танка коробчатой формы изготавливался полностью сварным из гомогенной брони или клепано-сварным из цементированной брони. Клепано-сварные корпуса изготавливались с конца 1936 – начала 1938 и 1939 – 1940 годов, в остальное время выпускались танки с полностью сварными корпусами. В течение 1938 года выпускались танки с корпусами обоих типов. Корпус собирался из катаных бронелистов толщиной от 13 до 30 мм, сваренных между собой встык. Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона, пятискоростной КПП, бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. Ходовая часть каждого борта состояла из 12 парных опорных катков, сблокированных в 6 кареток с пружинным подрессориванием. Каретки сблокированы в две тележки, подвешенные к корпусу на двух точках. Изначально все опорные катки имели резиновые бандажи, позднее на две каретки в самой загруженной части танка стали устанавливать цельнометаллические катки без бандажей. Также имелись 4 обрезиненных поддерживающих ролика. Ведущие колеса заднего расположения, зубчатые венцы съемные. Направляющие колеса литые со стальным штампованным ободом и резиновым бандажом. Натяжное приспособление винтовое. Гусеничная цепь состояла из 121 стального литого трака. Подвеска была прикрыта броневым фальшбортом. Для связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. Большинство танков оборудовалось антенной поручневого типа, на танках выпуска 1939 – 1940 годов стали устанавливаться штыревые антенны.

Читать еще:  Видео РГД-33 - ручная граната

Начиная с 1938 года танки Т-28 вооружались новой 76,2-мм танковой пушкой длиной ствола в 26 калибров, и башню цилиндрической формы заменили на коническую.

Для серийного производства Т-28 был выбран ленинградский завод “Красный путиловец”, впоследствии Кировский завод. Освоение Т-28 в производстве шло медленно и сталкивалось с большим количеством трудностей. В процессе серийного производства проводились работы по улучшению трансмиссии и бортовых редукторов. Всего было выпущено 524 танка Т-28.

До 1939 года Т-28 не применялись в боевых действиях, однако неоднократно участвовали в войсковых маневрах и учениях. При этом имели место положительные отзывы о характеристиках танков, а вот к качеству и надежности машин были претензии. В сентябре 1939 года 203 танка Т-28 участвовали в походе на Западную Украину. Боевых столкновений с противником во время похода было мало, танки Т-28 хорошо показали себя, пройдя на марше 350 – 400 км и показав удовлетворительную надежность.

20-я тяжелая танковая бригада, вооруженная танками Т-28, участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке во время Советско-Финской войны 1939 – 1940 годов. В ходе боев на “Линии Маннергейма” танки Т-28 использовались для поддержки пехоты при прорыве укрепленных позиций противника. Их применение было успешным в сравнении с легкими танками Т-26 и БТ. Т-28 легко двигались по снегу глубиной 80 – 90 см, преодолевали противотанковые заграждения, огневой мощи пушек вполне хватало для эффективной борьбы с огневыми точками , а пулеметы позволяли создавать настоящий ливень свинца. Но бронирование танков не позволяло им противостоять огню противотанковой артиллерии. Применение танков Т-28 в Советско-Финской войне показало, что при грамотном использовании и снабжении запчастями эти танки являются мощной, надежной и ремонтопригодной машиной. Был сделан вывод о недостаточной защищенности танков Т-28, что послужило поводом к разработке их экранирования. Танки экранировались в заводских условиях методом приваривания дополнительных бронелистов толщиной 20 – 30 мм к корпусу танка и башням.

Это повысило защищенность машины, хотя и отрицательно сказалось на динамических характеристиках, так как вес танка возрос до 32 тонн. Всего было экранировано 111 танков.

Танки Т-28 использовались в начальный период войны и практически все они были потеряны в первые месяцы боевых действий. Помимо неграмотного использования, нехватки горючего и боеприпасов, основной причиной потерь являлась техническая изношенность большинства танков и практически полное отсутствие запчастей. При грамотном использовании Т-28, в особенности экранированные, были способны бороться со всеми типами бронетехники противника и противостоять огню малокалиберной противотанковой артиллерии и противотанковых ружей. Небольшое количество этих машин участвовало в битве за Москву. К весне 1942 года около 20-ти танков Т-28 имелись только в составе Ленинградского фронта, это объяснялось близостью Кировского завода, на котором оставался запас запчастей к ним, и специалисты для ремонта. Последнее упоминание о боевом применении танков Т-28 приходится на июль 1944 года при наступлении Красной Армии в Карелии.

Применение трофейных Т-28 немецкой армией не носило массовый характер, немцами было захвачено несколько десятков танков Т-28. В вермахте танк успел получить официальное обозначение Панцеркампфваген 746 (р). Танки использовались немецкой армией в боевых действиях, но их применение было эпизодическим, а количество используемых танков было не большим. Достоверно известно, что один технически исправный трофейный Т-28 был доставлен немцами на танковый полигон в Куммерсдорф и тщательно изучен.

Танк Т-28 в целом был удачной машиной, достаточно совершенной для своего времени. При умелом применении и хорошем снабжении танк демонстрировал высокую эффективность даже в сложных условиях эксплуатации и ведения боевых действий. Но стало ясно, что противопульная броня на средних танках не соответствует требованиям современной войны, и нужны новые средние танки. Таким танком стал Т-34.

Тяжелый танк Т-35

Тяжелый танк Т-35 – единственный в мире пятибашенный танк серийного производства, с 1933 по 1939 годы был изготовлен 61 танк, ставший самым мощным танком Красной армии 1930-х годов. До 1941 года не участвовал в военных действиях, использовался только во время военных парадов, и являлся воплощением военной мощи Советского Союза. Тяжелый танк Т-35 участвовал в боях начала Великой Отечественной войны, однако довольно быстро все танки были потеряны, в основном из-за технических неисправностей и отсутствия запчастей, но были и боевые потери.

В 1930 году было создано специализированное КБ, задачей которого являлась разработка собственного тяжелого танка. Сборка опытного прототипа, получившего обозначение Т-35-1, была окончена в августе 1932 года, а 1 сентября танк был показан представителям командования РККА, на которых произвел сильное впечатление.

Вес танка составлял 42 тонны, толщина брони 30 – 40 мм, вооружение составляло одну 76-мм и две 37-мм пушки, и три пулемета ДТ (Дегтярева – танковый) калибра 7,62 мм. Экипаж танка состоял из 11 человек. Габариты танка – длина 9,72 метра, ширина 3,2 метра, высота 3,43 метра. Запас хода 150 км по шоссе. 500-сильный двигатель М-17 водяного охлаждения позволял развивать танку скорость до 28 км/час. Т-35-1 во время испытаний показал хорошие результаты, однако было отмечены недостатки в силовой установке танка – конструкция приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. После устранения недостатков серийный танк Т-35 имел значительные отличия от опытного прототипа Т-35-1. Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулеметные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия.

Серийное производство тяжелого танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу. Во время производства танка в конструкцию много раз вносились изменения. В 1937 году была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм броневых плит, мощность двигателя была повышена до 580 л. с., вес танка возрос до 55 тонн. Последние шесть машин, выпущенные в 1938 – 1939 годах, имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и измененную конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 – 50 мм. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 мм (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25 – 30 мм.

Главная башня Т-35 имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемет. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом. Конструкция средних башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-мм пушка и пулемет, спаренный с ней, устанавливались в передней части. Малые пулеметные башни цилиндрической формы в носовой части имели смещенный вправо выступ, в ее лобовом листе размещался пулемет ДТ в шаровой установке. Ходовая часть каждого борта состояла из восьми опорных катков, шести поддерживающих катков, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колес, гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками, соединявшихся пальцами. Между передними опорными катками и направляющими колесами устанавливались натяжные ролики. Подвеска блокированная, в тележке по два катка, подрессоривание осуществлялось при помощи спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-мм бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъемы до 36 градусов, брод глубиной 1,2 метра, вертикальные стенки высотой 1,2 метра, рвы шириной 3,5 метра. Вооружение танка Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях.

Читать еще:  Видео ФОГ-2 - фугасный огнемёт

В центральной башне была установлена 76,2-мм пушка длиной ствола 16,5 калибра. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ и телескопический прицел. Справа от пушки монтировался пулемет ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для установки второго пулемета ДТ. Щель закрывалась бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемета использовалась стандартная шаровая установка. На люке башни на турельной установке устанавливался ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям. Две 45-мм пушки устанавливались в малых пушечных башнях, расположенных по диагонали. Пушки, спаренные с пулеметами ДТ, закреплялись на цапфах. Пулеметные башни, расположенные по диагонали, служили для установки пулеметов ДТ. Один тяжелый танк Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два легких танка Т-26. Получился как-бы сухопутный крейсер.

До начала Великой Отечественной войны все тяжелые танки Т-35 поступали на вооружение 5-й тяжелой танковой бригады РККА, входившей в состав резерва Главного Командования. В боевых действиях начала Великой Отечественной войны тяжелые танки Т-35 принимали участие в составе 34-й танковой дивизии Киевского Особого Военного Округа. Танки очень быстро были потеряны, в основном из-за технических неисправностей. По данным различных источников, семь танков Т-35 были потеряны в боях. Осенью 1941 четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков. В обороне Москвы участвовало два тяжелых танка Т-35. Все они были потеряны в боях.

С момента создания до начала Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация трех орудий и пяти стрелявших во все стороны пулеметов позволяла создать море огня. Но многобашенная компоновка делала танк малопригодным к ведению реальных боевых действий. Командир не мог управлять огнем пяти башен, и в бою танк действовал неэффективно. Ни разу танки Т-35 не использовались по их прямому назначению – для поддержки пехоты при прорыве укрепленных линий противника. Слабое бронирование было причиной уязвимости танка для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью. Была необходима новая концепция тяжелого танка, родоначальником которого стал советский тяжелый танк КВ.

Т-28 – первый многобашенный танк РККА

Ближе к концу 20-х годов Советский Союз начал разрабатывать новые танки с повышенной маневренностью. Но уже спустя несколько лет стала поступать информация о строительстве в Великобритании танков Vikkers А6, которые имели массу около 16 т (значительную по тем временам).

Одновременно появился проект аналогичной машины Grosstraktor, разработанный германскими специалистами в обход Версальского договора. На основе анализа технических параметров тяжелых иностранных машин появилось решение о начале работ над отечественным аналогом, который впоследствии получил обозначение средний танк Т-28 (или машина прорыва).

История создания

В 1930 году в Великобритании побывала закупочная комиссия, которой продемонстрировали и новый в то время танк А-6. Но компания Vikkers отказалась продавать образец, предлагая взамен услуги по строительству новой машины, которую должны были создать в СССР. При этом запрашивались значительные денежные суммы, и навязывалась закупка легких машин. По этой причине Управление механизации РККА инициировало создание проекта танка, который был поручен академии имени Ф. Дзержинского и специальному конструкторскому бюро при ВОАО.

Проекты были представлены уже летом 1931 года, причем машина академии основывалась на элементах ходовой части от танка Т-26, а техника ВОАО была построена по подобию «виккерсовского» А-6. Этот проект, созданный С. Гинзбургом, О. Ивановым, В. Заславским и А. Гаккелем, изначально носил индекс Т-28.

Летом 1932 года опытный образец танка Т-28 был показан представителям РККА, которые одобрили машину.

Одним из замечаний стало требование применения дизельного мотора, а также улучшенного 76 мм орудия ПС-3. Проект доработали под новые запросы, но двигатель новой схемы танк не получил, поскольку изделие не вышло из стадии опытных работ. Командование бронетанковых частей РККА не стало дожидаться даже постройки новой машины, а сразу выдало задание на серийный выпуск.

Серийное производство и опытные образцы

Для сборки Т-28 был выбран завод «Красный Путиловец», поскольку предприятие обладало квалифицированным персоналом и необходимым станочным парком. Документация на новую машину поступила на завод уже в декабре 1932 года. Несмотря на возникавшие проблемы с оснасткой и оборудованием, первые 12 машин были собраны к 1 мая 1933 года.

Дальнейшее разворачивание производства шло трудно, возникали многочисленные проблемы технического и технологического плана. При этом завод работал совместно с другими предприятиями, поставлявшими компоненты для сборки. Всего до 1940 года «Красный Путиловец» собрал от 503 до 523 машин (точная цифра неизвестна).

Выпущенные машины разделяются на несколько серий, которые обличаются вооружением и элементами внешнего вида. Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Наиболее отличным является последний вариант, получивший коническую основную башню, но таких машин было построено всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.

В 1936 году производились танки Т-28А, отличавшиеся уменьшенным передаточным отношением зубчатых пар трансмиссии.

Машины имели повышенную скорость хода, но в дальнейшем от идеи отказались.

Кроме того, существовал ряд опытных машин на базе шасси Т-28:

  • колесно-гусеничный Т-29;
  • инженерная машина ИТ-28, перевозившая мостовую ферму грузоподъемностью 50 т;
  • зенитный танк СУ-8;
  • самоходные установки со 152 мм мортирой и береговой пушкой;
  • самоходная гаубица СУ-14, оснащенная 203 мм орудием Б-4.

Конструкция

Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.

Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.

В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.

Несколько танков Т-28 в процессе Зимней войны оснастили модернизированным лючком с установленной броневой пластиной толщиной 20 мм.

Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:

  • лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
  • бортовая часть – 20 мм;
  • кормовая секция – 20 мм;
  • лобовая и боковая части башни – 20 мм;
  • горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.

Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.

В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.

Читать еще:  Легкая боевая гусенечная техника

Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.

В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.

На ранних Т-28 устанавливалась 76 мм пушка КТ-28 построенная на базе ствольной части полкового орудия.

Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.

По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.

На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.

Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.

На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.

Малые пулеметные башни идентичны по конфигурации за исключением боковых панелей, на которых имелись смотровые щели.

Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.

Боевое использование

Поступление машин Т-28 на вооружение началось в 1933 году, к концу 1935 года подразделения были преобразованы в отдельные тяжелые танковые бригады, дислоцировавшиеся в западных регионах СССР. Одновременно шла активная подготовка экипажей, осуществлявшаяся в Орле и Ленинграде. Материальная часть принимала участие в маневрах и парадах. К началу 1938 года в РККА числилось 262 машины Т-28.

Спустя полтора года состоялся боевой дебют машин, которые приняли участие в «освободительном походе» на территорию Польши. В ходе движения часть подразделений столкнулась с дефицитом топлива, из-за этого отставшим танкам пришлось догонять ушедшие вперед армейские части. Во время похода происходили отдельные боевые столкновения с польскими частями, в результате которых потерь среди Т-28 не отмечено.

Казалось бы, карьера Т-28 шла без запинок, но в конце осени 1939 года началась война с Финляндией. Танки Т-28 приняли участие в поддержке наступления вглубь финской территории, которое поначалу развивалось успешно. Но по мере продвижения сопротивление врага нарастало, к началу декабря было повреждено огнем финской артиллерии 6 танков. Одновременно вскрылось плохое взаимодействие пехотных и танковых подразделений РККА, в результате которого техника шла в атаку без поддержки живой силы. И наоборот, пехота категорически не продвигалась вперед без поддержки бронированной техники.

13 декабря в ходе атаки на линию Маннергейма были разбиты на минных полях и артиллерийским огнем 3 танка Т-28, экипажи частью погибли, частью смогли выйти к своим войскам.

К похожим результатам привели и последующие атаки. Так, в ходе боев 19 декабря было уничтожено 29 машин из состава 20-й бригады. Из-за тяжелых потерь и износа материальной части бригаду вывели в тыл вплоть до начала февраля 1940 года.

После возвращения на фронт танки стали использоваться для уничтожения отдельных огневых точек финнов и ведения разведывательных действий. При разрушении огневых точек использовался подвоз взрывчатки весом 1-3 т на специальных санях, крепившихся к корме танков Т-28. Атаки производились совместно с пехотными подразделениями РККА. Установка заряда велась саперным взводом, который прикрывали стрелковые части. При прорыве линии Маннергейма, состоявшемся 13 февраля, были потеряны 4 танка Т-28.

В ходе дальнейшего наступления вглубь Финляндии отмечались одиночные столкновения с танками «Виккерс», имевшимися на вооружении противника. Всего за время боев в Финляндии было потеряно почти 500 танков, большая часть из которых была впоследствии восстановлена. По официальным данным безвозвратно утраченными оказались только 30 танков Т-28, которые полностью выгорели. Еще два экземпляра достались финнам и эксплуатировались долгое время.

К началу Великой Отечественной войны в военных округах находился 481 танк Т-28 (причем часть из этих машин находилось в ремонте). Первые бои с немцами для Т-28 начались на территории Литвы, в результате наступление противника в районе реки Неман удалось замедлить, но все имевшиеся в строю машины были уничтожены, а уцелевшие – подорваны экипажами.

Материальная часть, находившаяся на Минских складах, была захвачена германскими войсками, которые впоследствии применяли ее против советских войск. При этом единичный Т-28 под управлением старшины Д. Малько сумел пройти весь город, ведя бои с немецкими подразделениями. Машина была уничтожена на окраине Минска, но часть экипажа спаслась и вышла к своим подразделениям.

На юго-западном направлении применению Т-28 помешал острый дефицит запасных частей, которые требовались для текущего ремонта изношенной техники. В итоге уже к 1 августа все машины были потеряны в боях или брошены по пути отступления. На ленинградском направлении использование Т-28 оказалось более эффективным, но постепенно машины выбывали из строя из-за повреждений и потерь.

Последние случаи использования танков под Ленинградом относятся к концу 1942 года.

Затем Т-28 передали в учебные части, которые эксплуатировали технику еще весной 1944 года. Отмечено применение небольшого числа Т-28 во время боев под Москвой зимой 1941-42 гг.

Т-28 в армиях других стран

В ходе летних боев 1941 года финны захватили 10 экземпляров Т-28, из которых на ход удалось поставить 5 машин (в том числе 1 экранированный образец). Танки совместно с 2 трофеями Зимней войны прослужили до 1951 года. Постепенно на броню машин установили дополнительные элементы, созданные по подобию экранированного варианта танка Т-28.

В немецкой армии танку присвоили индекс Pz.Kpfw.746(r), но фактически таких машин в штатном расписании не было. Очевидно, трофейные танки Т-28 использовались немцами эпизодически, а по мере выхода из строя бросались, а позднее переплавлялись на металл. Как минимум 1 машина тестировалась на полигоне в Германии (Куммерсдорф), дальнейшая судьба танка неизвестна. Как минимум несколько танков Т-28 были захвачены румынскими и венгерскими частями, но в боях участия не принимали. Причем венгерская машина была найдена в 1945 году в захваченном Будапеште.

Прямым аналогом советского танка является английская машина Cruiser Mark I, построенная компанией Виккерс. В основе британского танка лежит все тот же А-6, но по вооружению и защищенности машина заметно уступает советскому конкуренту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: