Фотографии Т-60 – лёгкий танк
Советский танк Т-60 — бесценная «временная мера»
Если начать разговор о танках СССР времён Великой Отечественной Войны, первым на ум придёт, конечно же, Т-34. Следом за ним наверняка вспомнятся ИС или КВ. Кто-то упомянет довоенные БТ, ограниченно применявшиеся и в конце войны. А между тем основная тяжесть сражений раннего периода войны легла на машину Т-60.
Этот лёгкий танк, созданный в кратчайшие сроки на основе уже устаревшей конструкции, оборонял Москву и Ленинград. Иногда “шестидесятки” удостаиваются нелестных оценок, вплоть до объявления их вообще “ненужными”. Но именно эти “ненужные” “танкетки” оказались критически нужны РККА, и значимость их роли никак нельзя преуменьшать.
История создания
До начала Великой Отечественной Войны московский завод №37 разработал и начал производить лёгкий плавающий танк Т-40. По тогдашней классификации такая техника считались особым классом “малых танков”. Им предписывалось вести разведку, участвовать в контрпартизанской борьбе – то есть решать задачи, обычно возлагающиеся на бронеавтомобили.
Танк Т-40
Т-40 стал самым совершенным «малым танком», но в начавшейся войне пользы от него было немного. Нехватка техники среднего класса приводила к попыткам использовать Т-40 для непосредственной поддержки пехоты. Противопульная броня и пулемётное вооружение для таких задач были слишком слабы.
На завод №37 поступило распоряжение свернуть выпуск малых Т-40 и приступить к производству лёгкого танка Т-50.
Да, Т-50 был гораздо сильнее вооружён, отлично бронирован и при этом подвижен – но выполнить распоряжение завод просто не мог. Требовалась полная переоснастка предприятия, а времени и средств на это не было. На общих темпах производства танков вынужденный простой положительно сказаться не мог.
Главный конструктор завода Н.А. Астров выдвинул контрпредложение – подготовить новый боеспособный танк, Т-60. Опытный образец с небронированным корпусом построили всего за месяц. Астров лично перегнал его на завод ГАЗ, где и начали осваивать серийный выпуск машины. Осенью 1941 новые советские танки уже воевали.
Конструкция, экипаж, средства связи
Т-60 на фоне довоенных машин был сильно упрощён. Алюминиевые и дюралевые детали заменили чугунными, убрали пол в корпусе и моторный щит. Устранили всё амфибийное оборудование.
Корпус и башня Т-60 сваривались из катаной гомогенной брони высокой твёрдости.
Замена цементированной брони Т-40 на гомогенную позволяла увеличить объёмы выпуска, сохранив приемлемую пулестойкость. Бронелисты лба и кормы устанавливались под рациональными углы наклона, за исключением вертикальных бортов. Некоторые бронелисты выполнялись съёмными — чтобы было удобнее обслуживать агрегаты.
Максимальная толщина брони первоначально доходила до 20мм. Когда первые бои показали уязвимость Т-60 даже для противотанковых ружей, броню усилили. Сначала проблема решалась установкой дополнительных экранов, а с 1942 корпуса собирались из более толстых листов — до 35 мм. Восьмигранная башня с бортами толщиной в 25мм была смещена влево, так как правую часть корпуса занимал моторный отсек. С февраля 1942 толщину бортов так же довели до 35 мм.
Экипаж машины состоял из двух танкистов. Механик-водитель сидел по центру корпуса, в его распоряжении имелся смотровой прибор с броневым щитком. Для покидания машины (или посадки в неё) танкист пользовался люком в крыше бронерубки на лобовом листе. Командир танка, одновременно являющийся наводчиком и заряжающим, сидел в башне. Для аварийной эвакуации экипажа предназначался люк в днище корпуса.
Средства связи на линейных Т-60 сводились к светосигнальному устройству с цветными лампочками, посредством которого командир отдавал приказы мехводу. Такое устройство имелось на ранних сериях, и от него быстро отказались. Связь с пехотой и другими машинами обеспечивали флажки – для них в башне предусмотрели специальный лючок. Командирские машины, в отличие от линейных, имели и танковое переговорное устройство, и рацию с дальностью связи до 16 км.
Первые машины сохраняли вооружение Т-40 — пулемёты ДШК и ДТ.
Но в июле 1941 постановление ГКО предписало вооружить Т-60 авиационной пушкой ШВАК калибра 20мм. Её танковый вариант, созданный из узлов крыльевых и турельных пушек, получил обозначение ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального). Боезапас – 750 выстрелов, в лентах ёмкостью по 58 выстрелов. Для стрельбы использовали бронебойно-зажигательные и осколочные снаряды.
Бронебойные снаряды позволяли бороться с лёгкой техникой, причём малое запреградное действие в какой-то мере компенсировал высокий темп стрельбы орудия (до 800 выстрелов в минуту). Аналогично, при небольшой мощности осколочного снаряда высокая скорострельность позволяла создать высокую плотность огня. По некоторым сведениям, с 1942 года выбор снарядов пополнился подкалиберными с вольфрамовым сердечником, но достоверных подтверждений этому нет.
Недостаточная эффективность пушки ШВАК отмечалась уже при испытаниях Т-60, поэтому к работам по созданию более эффективного оружия приступили сразу.
С пушкой был спарен пулемёт ДТ, его боезапас насчитывал 15 дисков (945 патронов). При необходимости пулемёт снимался и применялся, как ручной. Установка наводилась на цель с помощью телескопического прицела ТМФП и запасного механического. Коробки с выстрелами укладывались в стеллаже на днище, пулемётные диски — над укладкой с пушечными боеприпасами. Для самообороны экипажа имелась сумка с 10 гранатами Ф-1.
Всю правую сторону корпуса занимало моторное отделение. Двигатель ГАЗ-202 – рядный шестицилиндровый, четырёхтактный — вариант автомобильного мотора со сниженной с 85 до 70 л.с. мощностью. Когда двигателей не хватало – устанавливали менее мощные агрегаты от ГАЗ-М1.
Запускали мотор заводной рукояткой, использовать стартёр разрешалось исключительно в условиях боя.
В корме, за бронированной перегородкой, размещались радиаторы и баки с горючим. Два ручных огнетушителя служили противопожарным оборудованием.
Механическую трансмиссию с четырёхступенчатой коробкой передач разместили в носу танка. Управление осуществлялось через простые механические приводы.
Ходовую часть Т-60 позаимствовали от Т-40. Конструкция подвески осталась торсионная, дополнительные амортизаторы отсутствовали.
ТТХ в сравнении с аналогичными машинами
В качестве британского аналога Т-60 выбран авиадесантный “Тетрарх”, как наиболее близкий по году постановки на вооружение и массово-габаритным характеристикам.
Т-60 со всех ракурсов
Т-60 со всех ракурсов
Лёгкий танк Т-60, создававшийся в напряжённые для Советского Союза первые месяцы Великой Отечественной войны, благодаря ударной работе конструкторов и инженеров вошёл в историю как самый быстро спроектированный танк. История его создания подробно описана в статье «Малый танк большой войны» Юрия Пашолока. В этом же материале предлагаем вам познакомиться с интересной машиной, восполнившей дефицит бронетанковой техники в Красной армии в 1941–1942 годах, поближе.
«Героем» предлагаемого фотообзора является танк Т-60 из экспозиции Музея техники Вадима Задорожного. Это машина в конфигурации завода №37 (Свердловск) выпуска весны-лета 1942 года. За исключением некоторых деталей, она очень близка к оригинальному виду.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
СЗФ 1941-43 · Стальные шлемы и нагрудники · Стрелковое вооружение · Артиллерия · Танки
Лёгкий танк Т-60, создававшийся в напряжённые для Советского Союза первые месяцы Великой Отечественной войны, благодаря ударной работе конструкторов и инженеров вошёл в историю как самый быстро спроектированный танк. История его создания подробно описана в статье «Малый танк большой войны» Юрия Пашолока. В этом же материале предлагаем вам познакомиться с интересной машиной, восполнившей дефицит бронетанковой техники в Красной армии в 1941–1942 годах, поближе.
«Героем» предлагаемого фотообзора является танк Т-60 из экспозиции Музея техники Вадима Задорожного. Это машина в конфигурации завода №37 (Свердловск) выпуска весны-лета 1942 года. За исключением некоторых деталей, она очень близка к оригинальному виду.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Его разработали в августе 1941 года под руководством Астрова, главного разработчика всех легких танков того времени.
Т-60 в музее Кубинки
История создания Т-60
В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.
Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.
Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.
ТТХ Т-60
Общая информация
- Боевая масса – 5,8 – 6,4 т;
- Экипаж – 2 человека;
- Количество выпущенных – 5920 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 4100 мм;
- Ширина корпуса – 2392 мм;
- Высота – 1750 мм;
- Клиренс – 300 мм.
Бронирование
- Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 15/70° и 35/16° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) — 35/−28° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 30/−76° мм/град;
- Борт корпуса — 15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 10/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 25/−14° мм/град;
- Днище – 10 мм;
- Крыша корпуса – 13 мм;
- Маска орудия – 20 мм;
- Борт башни – 25-35/25° мм/град;
- Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 20-мм ТНШ;
- Длина ствола — 82,4 калибра;
- Боекомплект пушки — 750;
- Углы ВН: -7…+25°;
- Углы ГН — 360°;
- Прицел — ТМФП-1, механический;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя — ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 70 л.с.;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 410-450 км;
- Удельная мощность — 10,7-12,0 л.с.;
- Тип подвески — торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт — 0,53-0,63 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 34°;
- Преодолеваемая стенка — 0,6 м;
- Преодолеваемый ров — 1,7 м;
- Преодолеваемый брод — 0,9 м.
Модификации Т-60
Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:
- Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
- Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
- Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.
Опытные танки
- Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;
- Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
- Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
- Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.
На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки» выпускать так и не стали.
Применение
Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.
Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.
КоличествоТ-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».
Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.
Память о танке
Сегодня известно минимум о шести сохранившихся Т-60:
- Предсерийный Т-60 в Бронетанковом музее в Кубинке;
- Неотреставрирвоанный Т-60 в танковом музее в Пароле, Финляндия;
- Восстановленный до ходового состояния Т-60 в музее техники Вадима Задорожного. Был найден разрушенным под Санкт-Петербургом, в месте последнего массового использования Т-60;
- Т-60 в виде памятника в Ростовской области, в поселке Глубокий;
- Т-60 на ходу в музее «Боевая слава Урала» неподалеку от Екатеринбурга. Ежегодно принимает участие в параде в честь дня Победы;
- Т-60 в музейном комплексе «Сталинградская битва», поднятый в 2011 году со дна пересохшей реки и отреставрированный на заводе спецмашиностроения.