2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики КВ-1 – тяжёлый танк

Тяжелый танк КВ-1: один в поле воин

КВ-1 – тяжелый танк времен Великой Отечественной войны, производство которого было начато в 1939 году. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов». Серийное производство было развернуто на Кировском заводе в Ленинграде. Однако начиная с июля 1941 года началась эвакуация в Челябинск.

Огромным подвигом рабочих завода №371 был ремонт танков во время блокады. Истощенные люди с трудом стояли на ногах и могли поднять инструмент, однако предприятие работу не остановило. К началу апреля 1942 года здесь было капитально отремонтировано 53 КВ-1 и, более того, собрано пять новых.

На начало войны КВ-1 был самым мощным и защищенным танком Красной армии. Единственным средством, которое могло эффективно пробивать его броню, было зенитное 88-мм орудие, которое ставилось на прямую наводку.
Основное назначение тяжелых танков – уничтожение укрепленных точек, живой силы и бронетехники противника. И вплоть до 1943 года КВ-1 успешно справлялся с этой задачей. Но с появлением на полях сражения тяжелых «Тигров» и «Пантер» стало понятно, что боевых свойств для борьбы с ними КВ-1 уже не хватает. На его замену был создан тяжелый танк ИС-2.

Интересные факты

У танкистов были серьезные нарекания по поводу ненадежной трансмиссии, особенно у перегруженных танков военного времени. Модернизация же КВ-1 не представлялась возможной: усиление бронезащиты привело бы к дальнейшему повышению массы, что было недопустимо.

Однако модернизации танка во время войны проходили. Так, в августе 1942 года было решено начать производство КВ-1С («С» означает «скоростной»). Основной целью было снизить массу машины, в том числе за счет утончения брони (например, снизили толщину борта и кормы корпуса до 60 мм, лба литой башни – до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонны, а скорость и проходимость существенно выросли.

Решение о создании КВ-1С было оправданным, однако с его выпуском армия не получила тяжелого танка, который отличался бы от средних по боевой мощи. Попытки установить на КВ-1С пушку калибра 85-мм были, однако дальше опытной партии дело не пошло.

КВ-1 был совсем не простым в производстве. Всего вплоть до 1942 года выпущено 3 236 КВ-1.

Боевое применение

Первое боевое применение КВ-1 получил во время войны с Финляндией. Именно тогда стали заметны все минусы и плюсы боевой машины. Военные отмечали хорошую защищенность и в то же время – малую эффективность пушки против бетонных дотов. Тогда конструкторами был создан танк КВ-2, на котором была установлена 152-мм пушка-гаубица. Позже, когда Гитлеру сообщили о существовании этой машины, он не поверил, что на танк вообще можно установить орудие такого калибра. Однако широкого распространения КВ-2 не получил.

Несмотря на все свои недостатки, КВ-1 хорошо зарекомендовал себя во время войны. Причем были случаи, когда один «Клим Ворошилов» останавливал наступление десятков вражеских танков.

Широко известен подвиг Зиновия Колобанова. Экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне; всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжелых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в тот день в том районе было подбито 43 немецких танка из 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий.

Характеристики

Боевая масса – 47 тонн; экипаж – пять человек; пушка калибра 76,2 мм; четыре пулемета 7,62 мм; мощность двигателя – 600 л. с.; скорость – 34 км/ч.

Советские тяжелые танки КВ-1 и КВ-2

КВ – советские тяжелые танки, названные в честь Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова. Выпускались с августа 1939 года по август 1942 года и принимали участие в Советско – Финской войне и Великой Отечественной войне. Всего было выпущено около 4800 танков КВ.

Опытный образец танка КВ первой серии был изготовлен как экспериментальный уменьшенный вариант с одной башней опытного двухбашенного тяжелого танка СМК. Первоначальный проект танка КВ предусматривал кроме основной пушки калибра 76,2 мм еще спаренную 45 мм пушку. Но на прототипе, направленном на испытания на Карельский перешеек, спаренную 45 мм пушку сняли и установили вместо нее пулемет ДТ ( Дегтярева – танковый).

После начала Советско – Финской войны опытные тяжелые танки СМК, Т-100 и КВ отправились для испытаний на фронт в составе 20-й танковой бригады, оснащенной средними танками Т-28. Танк КВ успешно прошел боевые испытания – его не могли поразить противотанковые пушки противника. Выявился только один недостаток – 76 мм пушка танка КВ первой серии оказалась недостаточно сильной для поражения ДОТов противника. Для этой цели позднее был создан танк КВ-2, вооруженный 152 мм гаубицей. После испытаний танк КВ был принят на вооружение, танки СМК и Т-100 на вооружение приняты не были. В феврале 1940 года начался серийный выпуск танка КВ-1. Первые танки КВ-1 весили 43,5 тонны, имели экипаж 5 человек и были вооружены 76,2 мм пушкой и тремя пулеметами ДТ – один пулемет спаренный с пушкой, второй спереди в лобовой броне, третий кормовой в башне сзади.

Читать еще:  Схемы БА-3 - бронеавтомобиль

Толщина брони составляла от 75 до 95 мм. Длина корпуса 6,675 метра, ширина корпуса 3,32 метра, высота 2,71 метра. Броневой корпус танка КВ сваривался из катаных броневых плит толщиной 80, 40, 30 и 20 мм. Плиты с толщиной менее 80 мм использовались только для горизонтального бронирования машины. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трех вариантах – литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закругленной нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых – 95 мм, так как литая броня была менее прочной. Позднее сварные башни и бортовые бронеплиты были дополнительно усилены – на них закрепили 25 мм броневые экраны. Максимальный вес этих танков увеличился до 47 тонн. Танк КВ-1 оснащался дизельным двигателем В-2К максимальной мощностью 500 л. с. при 1800 об/мин. Максимальная скорость 34 км/час по шоссе, запас хода по шоссе 225 км. Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач тракторного типа, двух многодисковых бортовых фрикционов, двух бортовых планетарных редукторов и ленточных плавающих тормозов. Все приводы управления трансмиссией механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций вызывали именно дефекты и ненадежная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Почти все источники признают самым существенным недостатком танков серии КВ и машин на его базе низкую надежность трансмиссии в целом. Подвеска танка индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для 6 опорных катков по каждому борту. Напротив катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода подвески. Ведущие колеса располагались сзади, а ленивцы спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми катками по каждому борту.

Для ведения огня танк КВ-1 оснащался двумя орудийными прицелами – телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой и перископическим прицелом для стрельбы с закрытых огневых позиций. Для связи танки КВ оснащались радиостанциями и танковыми переговорными устройствами.

Модификацией танка КВ, предназначенной для борьбы с бетонными ДОТами противника стал танк КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей, установленной в высокой башне. Танки КВ-2 по назначению являлись тяжелыми САУ (самоходными артиллерийскими установками), так как первоначально предназначались для борьбы с бетонными ДОТами, но бои 1941 года показали, что они являются прекрасным средством для борьбы с немецкими танками – их лобовую броню не пробивали снаряды любого немецкого танка, а снаряд КВ-2 гарантированно его уничтожал. Огонь КВ-2 могли вести только с места. Их начали выпускать в 1940, а вскоре после начала Великой Отечественной войны их производство было свернуто. Всего было выпущено 434 тяжелый танка КВ-2.

Тяжелый танк КВ-2 имел следующие характеристики – длина корпуса 6,95 метра, ширина 3,32 метра, высота 3,25 метра, клиренс 430 мм, боевой вес 52 тонны, экипаж 6 человек.

Летом 1942 года танк КВ-1 был модернизирован. Была частично уменьшена толщина брони, поэтому снизился вес машины. Была установлена командирская башенка, новая коробка передач и более мощный двигатель в 600 л.с., а также много мелкий улучшений и модернизаций. Танк назвали КВ-!С – скоростной.

В 1943 году была создана еще одна модификация танка – КВ-85, вооруженная 85 мм пушкой. Но выпустить эту машину успели лишь небольшой серией около 150 штук и она не сыграла в истории войны важной роли.

После нападения Германии на СССР первые встречи немецких танкистов с советскими танками КВ ввели немцев в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек. Противотанковая артиллерия также была малоэффективна – бронебойный снаряд 50 мм противотанковой пушки поражал КВ на малой дистанции. Эффективным был огонь только 105 мм гаубиц и 88 мм зенитных орудий. Танк КВ-1 около литовского города Расейняй в июне 1941 года в течение более суток сдерживал кампфгруппу (танковое подразделение) 6-й танковой дивизии из состава 4-й танковой группы генерал-полковника Эриха Гепнера. ( Кампфгруппа – танковое подразделение Вермахта, примерно равное половине танковой дивизии. Танковая группа – танковое соединение Вермахта, примерно равное двум танковым дивизиям. Танковая дивизия имела в составе около 200 танков, значит один танк КВ-1 сдерживал около ста немецких легких танков более полутора суток.) Этот бой описал командир 6-й мотопехотной бригады 6-й танковой дивизии Эрхард Раус. Один танк КВ в ходе сражения 24 июня занял позицию на дороге, параллельной направлению наступления кампфгруппы, и остановил на некоторое время всю кампфгруппу. В качестве резерва усиленная рота и танковый батальон были стянуты назад к перекрестку дорог северо-восточнее Расейняя. Тем временем русский тяжелый танк блокировал коммуникации кампфгруппы. Огонь танковых пушек никак не действовал на тяжелый танк КВ. Батарея 88 мм зенитных орудий была направлена командиром для борьбы с этим танком. Это ничего не дало, как и огонь 105 мм батареи гаубиц, которая стреляла по указаниям наблюдателя. Провалилась попытка штурмовой группы саперов подорвать танк. Было невозможно приблизиться к танку из-за сильного пулеметного огня. Одиночный советский танк КВ-1 сражался с целой немецкой кампфгруппой, и сделать с ним ничего не могли. Вторично открыла огонь 88 мм зенитка, которую удалось установить позади танка. Группа легких немецких танков отвлекла своим движением экипаж танка КВ, а расчет 88 мм зенитки сзади добился шести попаданий в танк, но только три сумели пробить броню танка. Героизм и мужество членов экипажа одиночного советского танка КВ-1 впечатлило противника. Погибшие неизвестные советские танкисты были похоронены немцами с воинскими почестями.

Читать еще:  Файлы АК101 и АК103 - автоматы

На тяжелом танке КВ-1 воевал старший лейтенант Зиновий Колобанов, в одном бою 20 августа 1941 года под Гатчиной уничтоживший 22 немецких танка и два противотанковых орудия, и лейтенант Семен Коновалов, в бою 13 июля 1942 года в районе хутора Нижнемитякин Ростовской области уничтоживший 16 танков и 2 бронеавтомобиля противника.

После появления на вооружении в германской армии тяжелого танка Панцеркампфваген VI ( Т-6 “Тигр”) с 88 мм пушкой тяжелые танки КВ устарели, так как они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжелыми танками. Танки КВ всех модификаций использовались до самого конца войны, но их постепенно вытесняли более совершенные тяжелые танки ИС.

Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка

В истории мирового танкостроения использовались различные основания для классификации боевых машин. Они делились на группы и виды, различающиеся вооружением и броневой мощью, скоростными и ходовыми качествами, особенностями, рожденными под влиянием государственной военной доктрины и тактикой действий частей и соединений.

Больше всего прижилась классификация, основанная на боевой массе танка: легкие, средние, тяжелые. Танк КВ-1 был первым в череде массовых советских тяжелых танков.

Историческая справка

Известно, что самый первый танк МК-I (Марк I) появился 15 сентября 1916 г. в армии Великобритании. Не отставала от союзницы по Антанте и Франция, представившая чуть позже свою боевую машину. Танк «Рено FT» оказался довольно-таки успешным вариантом и образцом для многих последующих моделей.

Вслед за первооткрывателями в процесс танкостроения включились Италия, Венгрия, Польша, Швеция, Чехословакия, Япония.

Любопытно, но страны, являющиеся сегодня производителями лучшей бронетехники – Россия (СССР), США и Германия – вступили в этот процесс с определенным опозданием.

Советское военное командование не имело практически никакого опыта в строительстве и использовании танков.

Применение захваченных у интервентов боевых машин и изготовленных в 1920 г. заводом «Красное Сормово», на базе слегка переделанного «Рено», полутора десятков танков (первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин») назвать опытом было сложно.

Поэтому, пройдя быстрее других танкостроительных стран этап поиска своего пути, создатели советских танков нашли более удачный вариант.

Используя опыт других

В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов – первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?

В декабре 1929 г. специальная комиссия, созданная Управлением механизации и моторизации Красной Армии, была отправлена в зарубежную командировку для изучения производства танков.

  1. Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
  2. 15 танков МкII, английского производства.
  3. Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
  4. Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.

Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.

При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.

Читать еще:  Рисунки Штык к винтовке АВС-36

Тяжелому танку быть

Вторая половина 30-х годов – период, когда мир и, особенно Европа, жили в ожидании войны. Страны по-разному относились к сложной политической обстановке. Неоднозначно оценивалась роль бронетанковых войск в будущем противостоянии.

Французы и итальянцы рассматривали их как средство поддержки пехоты и кавалерии, выделяя им вспомогательную роль. Англичане утвердились в необходимости иметь два типа танков: крейсерские и пехотные, которые выполняли разные функции.

Немцы использование танков рассматривали в составе крупных соединений, которые при поддержке авиации должны прорывать оборону и двигаться вперед, не дожидаясь пехоты.

Концепция советских военных специалистов предусматривала использование всех видов танков для прорыва тактической обороны, для поддержки пехоты и развития успеха на оперативном пространстве, действуя в составе танковых и механизированных соединений. Но если вопросы совершенствования легких и средних машин в предвоенное время решались неплохо, то с тяжелыми дело обстояло хуже.

Очередные попытки создания тяжелого танка сводились к укреплению броневой защиты (как следствие – увеличение массы танка) и использованию распространенного многобашенного варианта (увеличение габаритов), в ущерб скоростным и маневренным качествам. Теряли такие машины и броневую защиту. К счастью, после выпуска 59 единиц танка Т-35 и признания его неперспективным, работа по созданию тяжелых танков пошла по другому направлению.

В истории создания тяжелого танка 1939 год оказался наиболее успешным:

  • в феврале на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) началась разработка танка КВ, названного в честь Наркома обороны СССР Ворошилова Климента Ефремовича;
  • к концу года на 185-м заводе была завершена разработка 58-тонного двухбашенного танка Т-100;
  • еще одним вариантом тяжелого танка стала 55-тонная модель, разработанная также на ЛКЗ и названная в честь Сергея Мироновича Кирова – СМК;
  • вскоре после начала советско-финской войны в ноябре 1939 г. все три образца были направлены на испытание в район боевых действий. Победу в этом «соревновании» одержал тяжелый танк КВ, с одной существенной оговоркой. Военных, проводивших испытание, не устроила слабая для такого мощного танка 76 мм пушка;
  • принято решение о серийном выпуске танка КВ.

От КВ к ИС-2

Практика замены официальных названий, буквенно-цифровых обозначений, на другие, шутливые имена существовала в армейской среде всегда. Отдельные виды вооружения получали официальное название в виде начальных букв ФИО их создателя.

Но танк, если не считать «Борца за свободу…, именем Наркома обороны назвали впервые. Никакого ёрничества, но невольно напрашивается штамп про то, как корабль назовешь, так он и поплывет. Герой гражданской войны, маршал Советского Союза, не сменяемый в течении 15 лет Нарком обороны К.Е.Ворошилов особого вклада в Победу в войне не внес. Более того, к концу войны его, единственного за все годы, вывели из состава Государственного Комитета Обороны.

Вот и танк КВ-1 вроде бы существовал, но с таким именем не рождался и свой жизненный путь с ним не завершал.

  • в 1939 году на ЛКЗ разработали и отправили на испытание тяжелый танк КВ;
  • летом 1940 г. в серийное производство были запущены танк КВ с 76 мм пушкой Л-11 (в 1941 г. ее заменили более совершенной, но такого же калибра пушкой ЗИС-5) и создали танк КВ-2 со 152 мм гаубицей М10Т;
  • а вот порядковый номер 1 танку присвоили «задним числом», не в связи с появлением новой модификации, а так, чтобы не нарушать последовательность;
  • после прекращения в 1941 году выпуска КВ (КВ-1) и КВ-2, боевая машина, претерпев некоторые технические изменения, и, получив 85 мм пушку, летом 1943 года стала именоваться КВ-85;
  • осенью 1943 года на базе последней модификации семейства КВ стал серийно выпускаться тяжелый танк ИС-1 или ИС-85. А после установки 122 мм пушки и изменения корпуса 31 октября 1943 года началось производство танка ИС-2 (Иосиф Сталин), который на первых этапах встречался под обозначением КВ-122.

Символично что, освободив К. Е. Ворошилова от всех ключевых постов, Сталин заменил его имя своим в названии главного танка. Замена на имя любого другого военачальника было бы оскорблением для бывшего Наркома.

После такого лирического отступления стоит подробно познакомиться с первым советским тяжелым танком КВ-1 (про Т-35 вспоминать уже не стоит) и сравнить с последующими моделями. Ведь по большому счету эти модели взаимосвязаны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: