12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИС-3 – тяжёлый танк

Советский танк ИС-3 – не ко времени и не к месту

На эмблеме танковых войск России до сих пор изображён танк, который не может похвастаться ни выдающейся боевой карьерой, ни повсеместным распространением, ни революционной конструкцией (хотя новаторских решений там хватало). Однако символом рода войск стал именно он – тяжёлый танк ИС-3, иногда называемый «щука» за характерный внешний вид.

ИС-3 не удалось заменить своего предка ИС-2 в строевых частях даже после модернизаций. А они (модернизации) не смогли значительно повысить его качества. А ведь сама по себе «щука» был вовсе не плоха.

История создания

Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.

С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.
Летом того же года проект был одобрен, а к осени был собран первый прототип. Второй опытный образец имел внутризаводское обозначение «Кировец-1». От ИС-2 он отличался уже значительно – имел полностью новый корпус и вновь разработанную башню в виде приплюснутой полусферы. Трансмиссию «Кировца» усилили. Узнав о результатах испытаний будущего ИС-3, Жозеф Котин, возглавлявший тогда Опытный Завод при ЧКЗ, предложил свой вариант усиления брони.

Конструкторам Опытного Завода удалось разработать оригинальную схему бронирования носовой части танка, ставшую известной под прозвищем «щучий нос» – её и предложил использовать Котин.

Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.

Конструкция

Корпус танка ИС-3 отличался от корпуса ИС-2 не только расположением листов брони. Из его конструкции, например, полностью исключили литые детали. Знаменитый «щучий нос» представлял собой лобовую деталь из двух листов, расположенных под двойным углом, в виде клина, вытянутого вперёд. Листы имели толщину в 110мм. Нижняя часть бортов «щуки» толщиной 90мм – вертикальная, а верхняя выполнялась с обратным наклоном в 60⁰.

Надгусеничные ниши, образованные наклонённым бортом танка, снаружи закрывались бронированными бортами, фактически выполнявшими роль противокумулятивных экранов. Корытообразное днище «щуки»имеет толщину 20мм. Кормовые бронеплиты – толщиной в 60мм. Башня танка – литая, фактическая толщина её стенок колебалась от 255 до 110мм, но благодаря рационально подобранным углам наклона эквивалентная толщина брони была не ниже 160мм.

Внутри танка ИС-3 тоже произошли изменения. Пост механика-водителя остался на прежнем месте – в центре носовой части корпуса. Теперь вместо смотровой щели для наблюдения мехвод пользовался сдвижным люком в крыше, а в бою – смотровым перископом. Командир машины, наводчик орудия, и заряжающий размещались в башне «щуки». Контролировать обстановку каждый из них с помощью таких же перископов МК-4, как и у водителя.

Рациональное объяснение отсутствию у ИС-3 командирской башенки найти сложно – опыт войны доказал её незаменимость.

Однако, командирский перископ отличался возможностью управлять башней с помощью кнопки электропривода. Теперь командир, обнаружив цель, мог нажатием кнопки немедленно развернуть на неё башню. Связь на ИС-3 обеспечивалась радиостанцией 10РК-26. С ней соединялось переговорное устройство ТПУ-4 для переговоров экипажа.

Огневая мощь ИС-2 нареканий не вызывала, поэтому на ИС-3 вооружение осталось прежним – 122мм орудие Д-25Т и спаренный с ним пулемёт ДТМ калибра 7,62мм. От курсового пулемёта и от пулемёта для обстрела задней полусферы отказались. У башенного люка «щуки» установили зенитный пулемёт ДШКМ калибра 12,7мм, снабжённый коллиматорным прицелом. Для наведения на цель пушки применялся прицел ТШ-17 четырёхкратного увеличения. Возможность стрелять с закрытых позиций обеспечивал уровень.

Размещение боекомплекта к пушке на ИС-3 рационализировали. Большинство снарядов укладывалось вертикально вдоль стенок башни, часть гильз находилась в носовой части корпуса, в укладках по обе стороны от водителя (на месте топливных баков). Новых снарядов «щука» не получила – использовались бронебойная «болванка» БР-471 и осколочный ОФ-471.

Интересно, что из-за большей длины осколочного снаряда его можно было помещать не во все укладки. Для самообороны в распоряжении экипажа «щуки» имелись пистолеты-пулемёты ППС и 25 гранат Ф-1 (либо РГ-42).

Поскольку подвижность ИС-2 тоже считалась удовлетворительной, то двигатель и ходовая часть ИС-3 остались в основном неизменными. Дизель В-11ИС-3 отличался от В-2ИС только повышенной надёжностью, а мощность развивал такую же – 520 л.с. Топливные баки, перенесённые из боевого отделения, находились у бортов моторного отсека. Четыре дополнительных бака, которые устанавливались снаружи на корпус, на «щуке» были включены в общую систему питания.

Сохранилась на ИС-3 четырёхступенчатая коробка передач, фактически имевшая восемь скоростей за счёт демультипликатора. Танк имел независимую торсионную подвеску. ЗИП хранился в надгусеничных нишах между внешним бортом и основным.

История службы

«Презентация», как бы сейчас сказали, ИС-3 произошла 7 сентября 1945 года во время парада в Берлине, посвящённого окончанию Второй Мировой Войны. Танк должным образом впечатлил представителей западных армий, да и советские маршалы считали, что именно «щуки» станут хребтом обновлённых танковых войск.

Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.

Танк, который должен был избавиться от «детских болезней» ИС-2 приобрёл новые, собственные. А качество сборки не повысилось. Как раз в военное время это можно было терпеть – танк, если и не погибал безвозвратно в первых боях, вскоре ушёл бы на восстановление, а за год мог вообще устареть и уйти на слом. А в мирное время «жить» с постоянно ломающимися «щуками» предстояло годами. У ИС-3 продолжались отказы двигателей и трансмиссии, а главное – корпус сложной формы не обладал нужной жёсткостью и легко повреждался.

Читать еще:  Модификации ПТ-76 - легкий танк

В итоге с 1948 года все выпущенные «щуки» отправились на «устранение конструктивных недостатков» – фактически, на восстановление. У машин усиливали корпус, устанавливали более прочные фрикционы. Вносились и другие улучшения – например, заменили радиостанции. Танк в итоге потяжелел на три тонны – до 48800 кг. В середине 50-х годов «щуки» модернизировали до стандарта ИС-3М. Снова усилили жёсткость корпуса, двигатель В-11 заменили на В-54, а в конструкцию коробки передач ввели маслорадиатор.

В боекомплект вошёл снаряд БР-471Д с бронебойным наконечником. Этот наконечник из мягкой стали препятствовал рикошету снаряда при встрече с бронёй. Проще говоря – такие снаряды лучше действовали по броне с большими углами наклона. Перископ командира заменили прибором ТПК-1 с пятикратным увеличением, а водитель «щуки» получил прибор ночного видения и инфракрасную фару. Стал возможным запуск мотора от внешней сети, через розетку на корме. Оружие самообороны экипажа заменили автоматами АК.

Поучаствовать в военной операции советским танкам ИС-3 довелось только однажды – в 1956 году во время «подавления контрреволюционного мятежа» в Венгрии, народ которой требовал выхода страны из Организации Варшавского Договора. Достоверно известно об одном уничтоженном в той операции ИС-3 – фото танка с сорванной взрывом башней широко известно.

Позже, в период обострения отношений с Китаем «щуки», вместе с другими тяжёлыми танками – ИС-2 и ИС-4 задействовали для усиления дальневосточных границ – некоторые танки стояли на боевом дежурстве, а некоторые – зарывались в землю, как ДОТы.

Другие ИС-3 использовались, как мишени на полигонах – сохранился, например, отчёт об испытании неуправляемой ракеты С-25, попадание которой оставило от ИС-3 только днище и лобовые листы брони. При этом танки «ухитрились» пережить Советский Союз – с вооружения их официально сняли только в 90-е годы.

В странах ОВД ИС-3 энтузиазма не вызвал – Польша и Чехословакия, которым «щуки» направили на ознакомление, интереса не проявили. В КНДР из поставленных ИСов составили два полка тяжёлых танков, но об их судьбе с тех пор ничего не известно. Зато «щуки» активно поставлялись в Египет. Их применение ожидалось уже во время Суэцкого Кризиса, однако этого так и не произошло. На протяжении 60-х годов парк египетских ИСов продолжал пополняться, а в 1967 году наконец-то пошли в ход.

Оказалось, что 122мм пушка превосходит 90мм орудия израильских танков по дальности – её скорострельность и прицельное оборудование оказались уже ниже всякой критики. Броня защищала «щуки» от устаревших «Базук» израильской пехоты, и давала некоторую защиту от упомянутых 90мм орудий. Но даже танки с 90мм пушками превосходили ИС-3 по маневренности, а от 105мм пушки L7 броня «щук» вообще не защищала.

В ряде столкновений египетские ИС-3 были побеждены модернизированными «Шерманами». Эффективно «щуки» могли действовать только с большой дистанции или из засад.

Широко тиражируется эпизод, в ходе которого израильский десантник поразил ИС-3, атаковавший штаб батальона парашютистов, гранатой, попавшей в открытый люк. Якобы египтяне шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстро «эвакуироваться». В действительности же механик-водитель открыл свой люк, чтобы лучше сориентироваться. Точный тип гранаты уже не установить – разные источники называют либо винтовочную, либо выстрел от «базуки».

В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.

Хотя трофейные «щуки» несколько лет показывали на парадах, применение танкам в итоге нашлось только одно. Как и в СССР, ИС-3 сделали элементом укреплённых линий. Напомним, что трофейные машины Т-55 и Т-62 в Израиле перевооружались и активно использовались.

Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.

Но последняя глава в боевой карьере «щуки» оказалась, неожиданно, написана в 2014 году. Ополченцы Донецкой Республики привели в рабочее состояние стоявший на постаменте ИС-3 и использовали его в боях, применяя боеприпасы от 122мм гаубиц. После того, как весь боекомплект был израсходован, танк бросили, и он был захвачен силами Украины.

Тактико-технические характеристики

Прямого аналога у ИС-3 во время его производства не было. Производство танков в Германии после войны надолго встало, а британские и американские тяжёлые танки в то время не выходили из стадии разработки. Можно, однако, сопоставить параметры «щуки» с характеристиками как предыдущего советского тяжёлого танка, так и следующего.

Советские тяжелые танки ИС-3 и ИС-4

Тяжелый танк ИС-3

Танк ИС-3 – советский тяжелый танк, разработанный во время Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние дни и не успевший принять в ней участие. Этот танк считают одним из первых послевоенных советских танков. Разработка проекта тяжелого танка ИС-3 началась летом 1944 года, после изучения новых немецких танков. Работы начались сразу в двух ОКБ – Челябинского Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и опытного завода №100. Проекты разрабатывались на основе конструкции серийно выпускаемого тяжелого танка ИС-2. Оба проекта были представлены на утверждение Наркому танковой промышленности Вячеславу Александровичу Малышеву. Изучив проекты, Малышев принял нестандартное и рискованное решение: башню взять из проекта Челябинского Кировского завода, а корпус из проекта опытного завода № 100. Заводские и полигонные испытания опытного образца нового тяжелого танка проходили под контролем Маршала бронетанковых войск Павла Алексеевича Ротмистрова. Маршал лично ознакомился с танком и сказал : “Вот такая машина нужна армии!”.

Боевой вес танка ИС-3 составлял 45,8 тонны. Экипаж 4 человека.
Длина танка 6,9 метра, ширина 3,15 метра, высота 2,45 метра.
Толщина брони корпуса танка составляла от 20 до 110 мм, толщина брони башни 110 – 220 мм, толщина маска и лба башни 250 мм. Основным вооружением тяжелого танка ИС-3, как и у танка ИС-2,являлась 122 мм нарезная танковая пушка Д-25Т, имевшая длину ствола 48 калибров. Пулеметов осталось только два – пулемет ДТ калибра 7,62 мм, спаренный с пушкой, и зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм сверху на турели на башне. В отличие от танка ИС-2 на танк ИС-3 устанавливали телескопические прицелы нового образца, с которыми дальность прицельной стрельбы могла достигать 5000 метров. Максимальная скорость по шоссе составляла 40 км/час, скорость по пересеченной местности 16 км/час, запас хода по шоссе 315 км, запас хода по пересеченной местности 150 км. Преодолеваемый подъем 32 градуса, преодолеваемая стенка 1,0 метр, преодолеваемый ров 2,5 метра, преодолеваемый брод 1,4 метра. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть не отличались от двигателя, трансмиссии и ходовой части тяжелого танка ИС-2. Вообще все принципиальные отличия тяжелого танка ИС-3 от танка ИС-2 состояли в конструкции и геометрических очертаниях башни и броневого корпуса. Башня тяжелого танка ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела приплюснутую полусферическую форму. Толщина стенок башни в бортах и корме менялась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой части она доходила до 255 мм. Броневой корпус танка ИС-3 имел мощную дифференцированную броневую защиту, расположенную под определенными углами наклона и рассчитанную на защиту от огня наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Броневой корпус собирался сваркой из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме “щучий нос” из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном, нижней плиты, и крыши отделения управления. Борта корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм – верхней, расположенной под углом, и вертикальной нижней.

Читать еще:  Новости И-15 - истребитель

Первая серийная партия тяжелых танков ИС-3 сошла с конвейера в мае 1945 года. Принять участие в Великой Отечественной войне танк ИС-3 не успел. Успел к началу “холодной войны”. Впервые тяжелые танки ИС-3 в количестве 52 машин прошли на Берлинском параде союзных войск 7 сентября 1945 года. И сразу заставили союзников задуматься.

Тяжелый советский танк ИС-3 на фоне американских и английских танков был просто великолепен. Красная армия тогда ясно показала, что может еще раз пройти по Европе. Как показали дальнейшие события, те, кому было нужно, это увидели.

Всего было выпущено 2305 тяжелых танков ИС-3. Танки ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Тяжелые танки ИС-3 не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Единственной страной, получившей танки ИС-3, был Египет, получивший в общей сложности 100 машин. Успехов в ходе войны с Израилем тяжелые танки ИС-3 не достигли, находясь в руках плохообученных экипажей и действуя по приказам малограмотных командиров против хорошо подготовленной Армии Обороны Израиля. При отступлении египетские войска просто бросили танки ИС-3, всего египтяне потеряли 72 танка ИС-3, больше половины из которых были брошены в исправном состоянии и впоследствии использовались израильтянами. На вооружении танковых войск Советской Армии тяжелые танки ИС-3 находились до 1969 года. Кроме недостатков, вызванных малым ресурсом и низкой надежностью ходовой части танка ИС-3, одной из основных проблем был недостаточно мощный двигатель.

Тяжелый танк ИС-4

Работы по созданию нового тяжелого танка были начаты в декабре 1943 года. Руководителем проекта стал Николай Леонидович Духов. Общая компоновка нового танка была позаимствована у ИС-2, многие узлы и агрегаты были серьезно доработаны. Защиту усилили увеличением толщины броневых листов. Утолщение брони повлекло за собой увеличение массы, эту проблему решили, увеличив количество опорных катков до семи на борт. Из этих же причин пришлось довести ширину гусениц до 730 мм. Потяжелевшая башня получила новую систему крепления к корпусу и поворота. Нужен был новый двигатель. 12-цилиндровый двигатель был сделан на основе более раннего дизеля В-2 и имел мощность 750 л.с., радиаторы оснащались вентиляторами, которые их обдували и охлаждали, как на немецких тяжелых танках. Опытный образец получил название “Объект 701”, было изготовлено шесть опытных образцов, которые отличались в основном орудием – испытывалось три образца пушек, а также имелись отличия в толщине брони и ходовой части. Но с принятием на вооружение тяжелого танка ИС-3 работы над танком ИС-4 были приостановлены. По результатам эксплуатации танков ИС-3 у машины были выявлены серьезные недостатки, поэтому решено было возобновить работы над танком ИС-4. 29 апреля 1946 года прошедший испытания “Объект 701” был принят на вооружение Советской армии под обозначением тяжелый танк ИС-4. В 1947 году серийное производство тяжелого танка ИС-4 было начато. До окончания производства в 1949 году было собрано всего 244 машины.

Тяжелый танк ИС-4 имел следующие характеристики – вес 60 тонн, экипаж 4 человека – командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель. Длина корпуса 6,60 метра, ширина корпуса 3,26 метра, высота 2,48 метра. Бронирование – лоб корпуса (верх) 160 мм, лоб корпуса (середина) 160 мм, лоб корпуса (низ) 160 мм. Борт корпуса (верх) 160 мм, борт корпуса (низ) 160 мм, корма корпуса (верх) 120 мм, корма корпуса (середина) 120 мм, корма корпуса (низ) 100 мм. Днище 30 мм. Крыша корпуса 30 мм. Лоб башни 250 мм, борт башни 200 мм, корма башни 170 мм, крыша башни 30 мм. Мощность двигателя 750 л.с., максимальная скорость 43 км/час, запас хода по шоссе 170 км, преодолеваемый подъем 35 градусов. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная, торсионная. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. В каждой гусенице насчитывалось по 86 траков шириной 720-мм.

Пушка Д-25Т калибра 122 мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемета применялся механизм поворота башни, секторный подъемный механизм и система командирского управления с электроприводом. Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью телескопического шарнирного прицела, а с закрытых позиций – с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания Особенностью боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Кроме обычных серийных танков ИС-4 выпускалась командирская модификация ИС-4К, имевшая дополнительное радиооборудование. В 1951 году было выпущено 25 танков ИС-4М. Модернизированные танки ИС-4М имели изменения в устройстве ходовой части, что позволило усовершенствовать трансмиссию. В дальнейшем все выпущенные ранее танки были модернизированы до уровня ИС-4М.

Читать еще:  Рисунки АЕК-971 - автомат

В ходе производства танка ИС-4 были выявлены такие серьезные недостатки, как дороговизна производства в мирное время – почти миллион рублей по ценам того времени, что делало невозможным массовое производство этих танков в случае войны с США. Так же выявилась недостаточная эксплуатационная надежность и ресурс в условиях мирного времени – некоторые танки приходили в негодность после нескольких месяцев эксплуатации. Существенным недостатком оказался большой вес танка, превышавший грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств. Некоторое количество ИС-4 поступило на вооружение тяжелых танковых полков Белорусского военного округа, а большая часть танков ИС-4 была направлена на Дальний Восток, в Приморье и в Забайкалье. После снятия с вооружения танки были оставлены на долговременное хранение, с тем, чтобы в случае военного конфликта с Китаем использовать их в качестве долговременных огневых точек.

Иосиф Третий. Лучший танк Второй мировой ИС-3, который почти не воевал

​Советский тяжёлый танк ИС-3 (Иосиф Сталин-3), принятый на вооружение 29 марта 1945 г., оказал огромное влияние на послевоенное танкостроение всего мира. При этом — парадокс — в войнах он почти не участвовал. ИС-3 многие эксперты считают последним танком Второй мировой войны. С тем же успехом его можно расценивать и как первый танк Третьей мировой.

«Они за нас»

На Вторую мировую войну ИС-3 опоздал буквально на несколько месяцев. Но в побежденном Берлине танк все же отметился. Седьмого сентября 1945 г.

Появление грозных приземистых бронированных машин вызвало настоящий шок у союзников, которые впервые увидели ИС-3. Эти танки настолько превосходили все, что на тот момент было в арсеналах США и Великобритании, что некий американский танкист из свиты командующего 3-й армией США генерала Джорджа Паттона буквально вздрогнул. «Успокойся, — сказал генерал, — они пока за нас».

В Москве новые танки ИС-3 впервые показали на параде 1 мая 1946 г.

Иосиф Сталин против «Иосифа Сталина»

История создания ИС-3 гораздо интереснее истории его боевого применения. Танк построили на базе тяжелого ИС-2 (появился в ходе войны), который в свою очередь был прямым потомком довоенного танка КВ. «Клим Ворошилов» был детищем Кировского завода в Ленинграде, которое породил главный конструктор Жозеф Котин. Однако строили эти танки не только в Ленинграде, но и, например, на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) им. Коминтерна. Харьковчане на момент начала Великой Отечественной войны знали матчасть КВ не хуже ленинградцев. Вскоре технические элиты обоих предприятий встретились в эвакуации на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Заместителем Котина, который и на новом месте стал главным конструктором, стал харьковчанин Михаил Балжи. Совместными усилиями на базе КВ был создан ИС-2, вооруженный длинноствольным орудием калибра 122 мм. Ничего равноценного у немецких конструкторов даже в чернильнице не было. При проектировании «Тигров» в тяжелые танки Вермахта была заложена пушка калибра 88 мм.

Боевое крещение ИС-2 получил в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 г. До середины 1945 г. было построено 3483 машины этого типа. «Исы» успешно громили врага. «На этих танках и будем заканчивать войну», — сказал товарищ Сталин, осматривая танк своего имени в Кремле. Но конструкторы ЧТЗ решили поправить Верховного главнокомандующего.

Бронированная мыльница

История ИС-3 началась с того, что в августе 1944 г. Михаилу Балжи впервые за годы войны дали десятидневный отпуск на заводскую дачу. Пару дней он на самом деле отдыхал, а утром третьего дня решил побриться. В ванной комнате, как гласит заводская легенда, ему на глаза попалась круглая плоская мыльница. В голову пришла мысль, что именно такой, слегка приплюснутой, полусферической, должна быть башня нового танка, чтобы лучше противостоять снарядам. Понятно, что отпуск заместителя главного конструктора на этом закончился.

Новый танк был поставлен на поток без снижения выпуска другой продукции. И это при том, что начиная с июля 1944 г. из Челябинска на фронт ежемесячно отправляется до 500 тяжелых танков и самоходок.

В последних числах октября 1944 г. первый экспериментальный образец нового танка вышел из ворот завода. После испытаний в подмосковной Кубинке его показали Сталину. Увидев бронированного монстра, он все понял, не стал настаивать на своем прежнем мнении и подписал решение ГКО о приеме танка ИС-3 на вооружение.

Тяжелая судьба тяжелого танка

В первую очередь танки ИС-3 передали на вооружение танковых полков в Группу войск в Германии. Элегантные очертания нового русского танка оказали огромное влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты во всем мире. А вот судьба самого ИС-3 оказалась трудной. Танк был спроектирован в спешке, что в условиях военного времени оправдано: на войне техника долго не живет. Но служить «Иосифу Третьему» пришлось в мирное время. При длительной эксплуатации все огрехи быстрого проектирования полезли наружу. ИС-3 страдал от «детских болезней», связанных в основном с двигателем и трансмиссией. В 1946 г. танк сняли с производства после выпуска 1170 экземпляров. Эти машины потом долго доводили до ума. И довели. Под обозначением ИС-3М танки передали на вооружение танковых полков в Группу войск в Германии, где они состояли на службе до 70-х годов.

В СССР «Исы» приняли участие в единственной операции — подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 г. Несколько машин были уничтожены на улицах Будапешта. Экспортные ИС-3 в количестве 100 штук воевали в армии Египта во время нескольких войн с Израилем. Арабам они особой славы не принесли. Один тяжелый танк был подбит ручной гранатой, заброшенной в открытый башенный люк. Впрочем, это говорит не столько о качестве русских танках, сколько о квалификации египетских танкистов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: