20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторические сведения Куяк

Значение слова куяк

куяк в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. тамб. ряз. шелом, кивер или каска?

стар. щитковые, чешуйные или наборный леты, из кованых пластинок по сукну.

Википедия

китайский доспех куячного типа с рукавами, наплечниками и отдельным подолом, выполняющим роль набедренников. Обтянут дорогим сатином и уже не имеет пластин, только крупные заклёпки. Династия Цин .

Таким образом, на территории Восточной Европы , Сибири и Дальнего Востока куяк был развитием монгольского панциря «хатангу-дегель» в варианте с усилением металлическими пластинами. Он получил широкое распространение в монголо-татарских и русских армиях в XIV веке. Снаружи куяки имели слой цветной ткани. Многие куяки снаружи были очень декоративны, обтянуты дорогими тканями, украшены вышивкой и большими фигурными головками заклёпок, в целом больше напоминая дорогую одежду, чем доспехи. Именно это обусловило их популярность в качестве парадных и офицерских доспехов.

На Руси в XVI—XVII веках куяки применялись в коннице (в частности, они отмечены, помимо прочих доспехов, на Серпуховском смотре 1556 года), а также, под влиянием местных народов, употреблялись сибирскими служилыми людьми.

Поздние образцы восточных аналогов куяка часто имели снаружи дополнительные крупные накладные пластины — зерцала , щитки, повышавшие защитные качества доспешного комплекса. Помимо куяков с зерцалами на груди и спине, существовали также куяки с дополнительными щитками на рукавах и подоле — в Лондонском музее имени Ричарда Уоллеса . Согласно Боброву с Худяковым, пик популярности куяков с такими зерцалами пришёлся на конец XV века, а затем их популярность стала снижаться с ростом популярности кольчато-пластинчатых доспехов . В Средней Азии такие куяки вышли из употребления к концу XVII века; однако в Индии их продолжали использовать наряду с кольчато-пластинчатами доспехами и в XVIII веке, то есть, до полного выхода доспехов из употребления.

После широкого распространения огнестрельного оружия восточные доспехи практически потеряли свои защитные функции. Этот момент отмечен в ряде Сибирских летописей: «егда стреляют из луков своих, тогда огонь пашет, и дым велик исходит и громко голкнет, аки гром на небеси, а стрел, исходящих от них, не видати; уязвляют ранами и смертно побивают, а ущититься от нея никакими ратными збруями невозможно: куяки и бехтерцы и пансыри и кольчуги наши не держат, всё пробивают навылет». Поэтому китайские и индийские куяки XVIII—XIX веков пластин уже обычно не имели и по сути был просто военной — главным образом парадной — формой, обеспечивавшей защиту на уровне русского тегиляя или европейского гамбезона .

Примеры употребления слова куяк в литературе.

Его сопровождал молодой кривоногий воин в куяке и шлеме из воловьей кожи.

В оружейных палатах брони и панцири, куяки и колонтари, сабли, шеломы, щиты, мечи, топоры, клевцы и рогатины, связки копий и мешки стрел, луки, колчаны, седла, попоны и сбруя, запасные подковы, гвозди.

Поверх халата был надет боевой куяк, выложенный железными пластинками.

На нем был позолоченный шлем с назатыльником, набранным из колец, чешуйчатый железный куяк тускло взблескивал на солнце, меч в серебряной оправе позванивал о стремя.

Глянул на свой ременный куяк, на яркий, но местами уже протертый шелковый пояс, на своих нукеров в простеньких халатах из мягкой кожи и нахмурился, стыдясь недавней гордости за дружину.

На колошах были надеты один на другой три-четыре куяка, панциря из плетеной древесины, и поверх их толщиной в палец пестро раскрашенные плащи из лосиной кожи.

Пламя светильника раздробилось на пластинах его железного куяка, туго стиснувшего грудь, с плеч свешивалась плотная накидка, меч бил по голенищу гутула.

Аучу-багатур бросил на него подозрительный взгляд, затянул распущенные было ремни куяка, показывая этим, что не верит Джамухе, опасается его.

Осерчал он, сверканул желтыми белками из-под шлема легкого, миссюрки кольчужной, хлестанул коня плетью и, звеня чешуйчатым куяком, скрылся из виду.

Первым сам Назар вошел, прямо в куяке чешуйчатом, с выхваченной из ножен сафьяновых саблею булатной, харалужной, сирийского закала, три раза окунулся с головою в мягкую, сладкую, волокнистую воду, всякий раз высоко поднимая кривой булат над бритой, крутой, с черным оселедцем головой и оставляя сталь сухой.

А в улицах, среди непрекращающейся святочной гульбы, шума, смеха, снежков, ряженых, алых лиц молодаек в узорных платах, расписных саней, среди изобилья обжорных рядов с пирогами, пивом и сбитнем разъезжали, тоже веселые, оружные кмети, звенела сталь, посверкивали куяки и пансыри, игольчато колыхались копья и стяги полков: Москва посылала рать на Волгу, и воевода Дмитрий Боброк, проезжая улицами, уже не раз и не два попадал в окружение посадских и гостей торговых, дружно требовавших от него поскорее расправиться с нехристями, засевшими Волжский путь.

Читать еще:  Схемы БТР-82 - бронетранспортёр

Весь татарский стан шевелился, строились и скакали куда-то ведомые сотниками отряды степных богатуров, посверкивали брони и начищенные до блеска зерцала кольчуг, пластинчатых панцирей, куяков и стеганых тегилеев, в свою очередь покрытых по плечам пластинами железа.

И Никита оказался во владычной оружейной, где глаза у него разбежались от великолепия броней, зерцал, куяков, панцирей, колонтарей, байдан, шеломов простых и литых, граненых, клепаных, фряжских, арабских с золотым причудливым письмом, татарских плоских мисюрок, рогатин, копий, саадаков, сабель, мечей, боевых палиц и топоров.

Но тот, сверкнув медными куяками, нашитыми прямо на куртку, подал знак солдатам.

За ним с заводными конями в поводу рысили три нукера – молодые парни в плетенных из ремней куяках и остроконечных кожаных шлемах.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: kuyak
Задом наперед читается как: кяук
Куяк состоит из 4 букв

Музей освоения Южной Якутии. Часть 3. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

Так уж сложилось, что большинство северных народов называются нами не так, как называются. То есть, для их обозначения используются не самоназвания, а слова, которыми их обозначают соседи. Эта ситуация постепенно изменяется. В 1931 году эвенки перестали быть “тунгусами”. А с 1991 года Якутия именуется “Саха”, – “по самоназванию тюркского народа, коренного населения Якутии”. Вот на счёт “коренного населения” есть с чем поспорить. У Якутии были вполне реальные шансы именоваться сейчас “Юкагирия-Одул” или “Тунгуссия-Эвенкил”.

Как я упоминал во второй части, в результате развития ымяхтахской и усть-мильской культур на территории Якутии сложился народ юкагиров. Впрочем, в юкагирском языке нет слова “юкагир”. Это искажённое тунгусское “йоке гир” – “дальние люди”. Сами они себя называют “одул” или “вадул” – “силачи”. И определённые основания для такого названия имелись. Когда-то это был многочисленный (по здешним меркам) народ, который контролировал огромную территорию.

Ареал распространения юкагиров (начало II тысячелетия н.э.)

розовым показан ареал, контролируемый юкагирами
сиреневым – родственными им чукото-коряками
красной линией показана современная граница Российской Федерации;
зелёной – Якутии-Саха;

Правда, большой вопрос – воспринимали ли себя предки юкагиров единым народом? Тем более, что в наследство от двух “материнских” культур остались две взаимонепонимаемые группы диалектов – северная (тундровая), имеющая корни в поздней ымяхтахской культуре и южная (таёжная), происходящая от усть-мильской. И два, обусловленных различием природных условий, образа хозяйственной деятельности.

Так или иначе, но общая численность юкагиров в начале II тысячелетия оценивается в 20-30 тысяч человек.

Юкагиры модифицировали ламеллярный доспех, изготавливая его из напиленных кольцами оленьих рогов и скрепляя жилами. “Лэбул”, скорее всего, имел форму кирассы. Но ни один экземпляр не сохранился до наших дней. Более того, все описания сделаны по легендам юкагиров. Так что, реальная конструкция панциря – вопрос открытый.

Также использовались металлические ламеллярные доспехи (“чуон магhил”). Причём, тут речь, скорее всего, идёт не о “кирассе”, а о доспехе, запахиваемом наподобие халата. Естественно, в результате контактов с другими народами у юкагиров появлялись и “импортная” военная амуниция. Так, можно встретить упоминание о наличии у юкагиров “русских” и “якутских” куяков, то есть, рубах с нашитыми на ткань пластинами или рядами пластин. Якутский железный куяк (“хатырык куйах”) имел полторы сотни металлических пластин разного размера, нашитых встык или внахлёст, таким образом, чтобы самые большие были на груди и спине, а помельче – на боку. На груди могло быть нашито зерцало, тогда получался “кюннех куйах” – панцирь с солнцем.

Есть сведения об использовании шлемов (как с острым навершием, так и приплюснутых), наручей и поножей, с пластинами из кости и металла. А вот щиты юкагиры игнорировали (в отличие от воинов периода ымяхтаха или чкуотско-корякских современников)

Луки (“эйэ”) применяли двух типов, различных по назначению. Большой с тугой тетивой – для охоты, и малый – для войны. В бою ставка делалась не на дальность, а на скорострельность (в отличие, к примеру, от чукчей). Оба лука могли иметь как простую, так и комбинированную конструкцию (берёза и лиственница, скреплённые костным рыбным клеем).

В ближнем бою применяли длинное (2-2,4 м) копьё с заточенным с обеих сторон наконечником из железа или лосиного ребра. Оно позволяло наносить как колющие, так и рубяще-режущие удары. Несколько меньше было распространено короткое (1,5 м) копьё-пальма (“чомо-чогойэ”). Наконечники так же выполнялись из железа или ребра, но затачивались с одной стороны и могли иметь длину до 70 см. (у длинного копья – 30-40 см.). Пальма с успехом использовалась как копьё, нож или топор.

Читать еще:  Видео РСА - револьвер

На этой фотографии, среди прочих изделий якутских кузнецов XVIII века, можно увидеть наконечники стрел (слева вверху), нож (рядом с наконечниками), наконечник втульчатого длинного копья (справа внизу) и клинок пальмы (внизу).

Перемещались юкагиры на лыжах “огурчэраа”. Имеющийся в музее современный экземпляр имеет длину 155 см и ширину 17. Это далеко не предел – юкагиры применяли более широкие лыжи, чем соседи – до 30 см. Что позволяло ехать, ухватившись за оленью упряж или использовать лыжи, как волокуши. У данного экземпляра ширина уменьшается от носка к концу, но это не обязательный признак – встречалась и обратная конструкция. Оба конца заострены (носок мог быть закруглён). У носка имеется небольшой подъём.

Изготавливались лыжи из цельных деревянных досок методом продольного строгания. В лыжах сверлились по четыре отверстия под пару петель из оленьей кожи для крепления носка обуви. Концы ремешков завязывались на заднике. В отличие от тунгусов, юкагиры использовали лыжные палки.

Переняв у тунгусов оленеводство, юкагиры освоили верховую езду (только как транспорт) и нарты. В бою применяли двухместные нарты (один правил, второй стрелял из лука).

Эвенкийская ездовая нарта “тэгэк”. Общая длина – 190 см (полозьев – 178 см), ширина по полозьям – 58 см. Юкагирская нарта имела несколько иную конструкцию передней части – оглобля отсутствовала, а полозья загибались назад, соединяясь с жердями настила. Количество шпангоутов-копыльев могло достигать семи. Нарта могла иметь спинку, причём, у боевой нарты она располагалась в передней части.

На нарте стоят вьючные сумы для продуктов “уйма”

Тяжелейший удар юкагирам нанесла миграция тунгусов (началась ещё в I тысячелетии, но основные “волны” пришлись на XII и XV/XVI вв.). Тунгусские племена пришли из Забайкалья (куда они, в свою очередь, откочевали откуда-то с юга). Собственно, и поныне значительная часть живёт в Китае и Монголии. С другой стороны, тунгусов часто связывают с прибайкальской глазковой культурой (которую я вскользь упоминал во второй части).

Они захватили территории юкагиров вплоть до Лены и ассимилировали оставшихся. Юкагиры были частично истреблены, частично ассимилированы, частично вытеснены на восток и север. Так что, тунгусское название (“дальние люди”) оказалось ближе к истине.

Численность юкагиров упала до 4,5-5 тысяч. Им приходилось вести войну на три фронта – оборонительную от экспансии тунгусов и захватническую по отношению к чукчам и корякам. Уступая в численности любому из трёх противников. И если от тунгусов они терпели одно поражение за другим, то на востоке дела обстояли гораздо лучше. Юкагирам удалось захватить бассейн Анадыря, тем самым разделив чукч и коряков

Однако, отступление на север лишило юкагиров доступа к месторождениям железа и, как следствие, – собственной металлургии.

Смещение ареала юкагиров к середине XVII века

сиреневым обозначен ареал чукч;
жёлтым – коряков.

Последняя череда войн возникла при дальнейшем продвижении тунгусов в XVII веке. Противостояние было прекращено к концу века нажимом Российской империи (оба народа к тому времени признали власть России). Но численность юкагиров уже упала до 2,5 тысяч, и они не могли на равных конкурировать с соседями – чукчами (порядка 8-9 тысяч) и коряками (11-13 тысяч). В итоге в начале XVIII века на Чукотке и в бассейне Анадыря юкагиры были практически истреблены. И чукчи с коряками сцепились между собой.

Сокращение ареала юкагиров в XIX-XX в.в.

розовой штриховкой показан ареал, на котором проживали юкагиры (не являясь доминирующим населением) во второй половине XIX века;
красным – в конце XX.

Юкагиры практически вымерли к середине XX века (численность на 1897 год – 754 человека, 1926 – 443 человека, 1950 – 440). Но не исчезли окончательно. И сейчас народ насчитывает порядка 1600 человек, из которых две трети живут в Якутии. Юкагирский язык (образующий отдельную юкагирскую семью) тоже не утрачен. Хотя им владеет лишь треть юкагиров.

Приход тунгусов стал принципиально новым этапом в истории региона. Впервые сюда пришли не охотники, а скотоводы. К тому же, их язык не был очередным представителем дени-енисейской группы, а относится к тунгусско-манчжурской.

Эвенкийское вьючное седло “эмэгэн”. В данном случае из дерева, оленьей шкуры (мехом внутрь), замши и сухожилий. Однако, лука могла изготавливаться и из кости или рога. Характерно, что обе луки одинакового размера.

Эвенкийская лодка “дяв”. На деревянный каркас с 26 шпангоутами надета изготовленная отдельно берестяная покрышка. Соединения бересты промазаны смолой. Верхний край борта укреплён рейкой с обеих сторон. Между бортами две распорки. На дне пара досок. Конструкция достаточно лёгкая для переноса.

Читать еще:  Видео БМП-1 - боевая машина пехоты

Тунгусы были многочисленны (в начале XVII века их насчитывалось порядка 30 тысяч), мобильны (за счёт использования гужевого транспорта) и неплохо умели воевать (судя по вытеснению тех же юкагиров). Вроде бы имелись все предпосылки к тому, чтобы сейчас мы говорили об Тунгуссии-Эвенкил. Но тунгусам уже дышали в затылок якуты.

Уже с XII века якуты начали проникать в бассейн Лены. В итоге их экспансии тунгусы оказались в подчинённом положении и были рассечены на две изолированные части. Из которых образовалось два родственных народа – эвены (самоназвание “ламуты”) и тунгусы (с 1931 года – эвенки). Первых насчитывается порядка 22 тысяч (из них 12 тысяч – в Якутии), вторых – 80 тысяч (из них в РФ – около половины). В Якутии более 18 тысяч эвенков. Есть они и в Нерюнгри (по переписи 2002 г. – 137 человек).

Стоит пояснить, что, говоря про “тунгусов” или “якутов”, я имею в виду их предков, мигрировавших в Якутию. Сами по себе народы сложились “на месте” в результате смешения с уже имеющимся населением. То есть я забегаю вперёд, для простоты изложения.

Музей освоения Южной Якутии.

Часть 1. Фауна
Часть 2. Задолго до якутов
Часть 3. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

Куяк – самый загадочный доспех на Руси.

Куяк – наименее изученный вид корпусного доспеха на Руси, вокруг которого сложилась жуткая путаница из противоречащих друг другу определений. Разные авторы описывает его совершенно по разному, и причина этому очевидна: ни один из них этого доспеха не видел. Все, что мы знаем о куяках – это их описания XVII века, в частности, из описи имущества царя Михаила Федоровича 1640 года. Ни одного изображения куяка времен его использования не было найдено, а к иллюстрациям художников века XIX сложно относиться серьёзно.

Одно мы можем знать наверняка: слово “куяк” происходит от монгольского “хуяг” – доспех. Это происхождение заставляет задуматься: а существовал ли куяк, как отдельный вид доспеха вообще, или этим словом называли любой доспех по желанию? Давайте разбираться.

Для этого обратимся к описаниям некоторых куяков Михаила Федоровича:

• «Куяк покрыт бархатом чёрным; гвозди золочёные: на полах гвозди белые; полы подложены дорогами зелёными; застёжки тесьмы кружковой; серёдка по вишнёвому шёлку, а каймы по червлёному да по белому шёлку протыканы серебром; у застёжек пряжки золочёны. Государю челом ударил шахов купчина в 1636 году.»

• «Куяк с рукавы; у него ж 5 щитов с пугвицы, на петлях; куяк и щиты прикрыты бархатом цветным, травы разных цветов. Прислал к государю дани Лаба в 1636 году.»

• «Куяк без рукав; у него два наплечника да два щита; прикрыт китайской камкой цветною. Цена 2 рубля. Прислал к государю дани Алтына царя брат Даинчинаян в 1638 году.»

Все три доспеха роднит одно: они “прикрыты” тканью. Также описываются “щиты” и “гвозди”. Доспех, полностью соответствующий этому описанию действительно существовал – это монгольский хатангу дегель. Конструктивно, это – доспех бригантинного типа, состоящий из рядов пластин, закрепленных заклепками (гвоздями) на ткани с внутренней стороны. Кажется, что теперь-то все понятно. вот только есть одно но: термин “хуяг” обозначает лишь “твердые” доспехи, а хатангу дегель монголы считали “мягким”.

Несмотря на это, на основе имеющихся описаний и происхождении самого слова можно предположить, что куяк – это практически любой корпусный доспех бригантинного типа. Он мог иметь дополнительные усиления в виде стальных блях (щитов), у него также могли быть подол и оплечья.

К большому сожалению, ни одного экземпляра этого доспеха не сохранилось, однако сохранилась. “куячная” шапка, изготовленная таким же способом. А также – картина Ильи Ефимовича Репина «Ратник XVII века», и ратник, несомненно, одет в куяк.

Упоминания о куяках периодически встречаются в письменных источниках XIII-XVII веков. Однако, на сегодняшний день невозможно точно установить, откуда и когда именно этот доспех “пришел” на Русь: доспехи бригантинного типа были распространены повсеместно от Западной Европы и до Китая. Одна из версий: китайцы “познакомили” с ними соседей-монголов (они вообще активно продавали им оружие и броню, несмотря на строжайший запрет императора), а уже монголы принесли его на запад.

На основе крайне скудной информации и полном отсутствии находок подобных доспехов одно можно сказать с уверенностью: популярностью на Руси куяк не пользовался.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: