22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Линейные корабли типа «Севастополь»

Линкоры типа «Севастополь»

Характеристики линейных кораблей типа «Севастополь»

Характеристики приведены для линкора «Севастополь» на момент сдачи флоту. Через дробь указаны характеристики после модернизации в 1940 г («Парижская коммуна»)

Имевшая 4-й по численности флот в мире перед русско-японской войной, Россия за 2 года боевых действий, к 1906 г., осталась практически без флота. Однако появление в 1907 г. британского «Дредноута», открыло новую эру кораблестроения — броненосцы ещё недавно бывшие грозными хозяевами морей, вдруг превратились в технику прошлого века.

По сути, в независимости от количества уже имеющихся кораблей, все державы мира в этот момент оказались в одинаковых условиях — было совершенно ясно, что морскую мощь каждого государства отныне нужно создавать заново.

В таких условиях , в рамках «Малой судостроительной программы» в 1906 г. в России был объявлен конкурс на создание лучшего проекта линейного корабля типа «Дредноут» для Балтийского флота, в котором приняли участие 21 зарубежная судостроительная компания, 6 русских заводов, а также частные лица.

Лучшим был признан проект немецкой фирмы «Блом унд Фосс», однако по политическим причинам был выбран проект Балтийского судостроительного завода (г. Санкт-Петербург), созданного под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова и известного инженера — кораблестроителя А.Н. Крылова.

Линкор «Полтава» («Фрунзе»)

Корабли предполагалось вооружать новыми 12 дюймовыми (305-мм) корабельными орудиями с длиной ствола в 52 калибра, производимых в Санкт-Петербурге на Обуховскм заводе. Орудия размещались по 3 штуки в 4-х башнях, расположенных на одном уровне по всей длине корпуса судна. Проект предполагал бронирование по максимальной площади поверхности корабля, однако за счет этого, общая толщина бронирования оказалась сравнительно небольшой, по сравнению с собратьями по классу.

3 июня 1909 г. на Балтийском заводе была произведена закладка линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск«, а 16 июня на Новоадмиралтейском заводе были заложены линкоры «Гангут» и «Полтава«. Трем из них предстояла очень длинная жизнь — им предстояло пережить две мировые войны и прослужить сперва Российской Империи, азатем и СССР до 50-х годов 20 века.

Линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна»)

Линейный корабль «Севастополь» был заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г., спущен на воду 16 июня 1911 г., и введен в состав Балтийского флота в ноябре 1914 г.

В составе 1 бригады линейных кораблей Балтийского флота, базирующейся на военно-морской базе Гельсингфорс (Хельсинки), принял участие в 1 мировой войне. На стороне красных принял участие в гражданской войне, в частности артиллерийским огнем поддерживал сухопутные части в период обороны Петрограда в 1919 г. В марте 1921 г. команда линейного корабля приняла участие в антибольшевистском восстании, известном в историографии как Кронштадтский мятеж, в ходе которого «Севастополь» обстреливал укрепления форта «Красная горка» и позиции частей РККА в районе городов Ораниенбаум, Сестрорецк и железнодорожных станций на северном побережье Финского залива. После подавления восстания корабль был переименован и стал называться «Парижская коммуна».

В 1929 г. совершил переход на Черное море, где после частичной модернизации стал флагманом Черноморского флота, и единственным линкором. 5 ноября 1933 г. на Севастопольском морском заводе (завод № 4103) начались капитальный ремонт и модернизация линкора, которые проводились по проекту модернизации линейного корабля «Гангут» («Октябрьская революция»). В ходе проведенных работ были усовершенствованы силовая установка, система управления огнем, навигационная аппаратура, аппаратура связи, зенитная артиллерия, были изменены обводы корпуса и надстроек, были демонтированы авиационная катапульта и минно-торпедное вооружение.

Линкор «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») после модернизации

18 февраля 1938 г. «Севастополь» («Парижская коммуна») был вновь введен в состав Черноморского флота в качестве флагмана. С февраля 1940 г. по апрель 1941 г. проведена очередная модернизация корабля, в ходе которой совершенствовалась силовая установка и система ПВО линкора, корабль лишился авиационного вооружения. Принял участие в Великой Отечественной войне, участвовал в боевых действиях по обороне Севастополя. За период войны корабль совершил 15 боевых походов, 10 артиллерийских стрельб по позициям противника, отразил 21 налет авиации противника. 8 июля 1945 г. «Севастополь» за боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени.

В 1953 г. был переформирован в учебный линкор. В 1956 г. выведен из состава флота и передан Севастопольской базе Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль «Гангут» («Октябрьская революция»)

Линейный корабль «Гангут» был заложен 16 июня 1909 г. на Новоадмиралтейском заводе г. Санкт-Петербург, 24 сентября 1911 г. спущен на воду, 21 октября 1914 г. введен в состав Балтийского флота.

В числе кораблей 1 бригады линейных кораблей базировался в Гелсингфорсе. Принимал участие в боевых действиях на море в Первую мировую войну. 9 ноября 1918 г. «Гангут перешел в порт Петрограда для постановки на консервацию. Матросы корабля приняли участие в гражданской войне на стороне красных в составе 1 Северного летучего отряда моряков Балтийского флота.

27 июня 1925 г. линкору было присвоено наименование «Октябрьская революция», 23 июля 1926 г. на корабле был поднят военно-морской флаг. 12 сентября 1931 г. корабль прибыл к стенке Балтийского завода (завод № С-1102) для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 4 августа 1934 г. Прежние 25 паровых котлов со смешанным отоплением были заменены 12 котлами с нефтяным отоплением, которые разместили в шести котельных отделениях. Были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода. В результате осуществленных мероприятий мощность на валах гребных винтов возросла с 42 000 до 57 500 л.с. при этом дальность плавания экономическим ходом составила 2500 миль.

линкор «Октябрьская революция»

Для повышения мореходности на корабле переделали носовую часть. Линкор получил полубак с новыми клюзами и волноломами. В районе новой надстройки был снят 76 мм броневой пояс, общая длина судна достигла 184, 85 м, а высота борта в носовом перпендикуляре — 15,76 м. Была изменена конструкция основания фок-мачты, что позволило оборудовать там ряд новых помещений, для чего использовали элементы надстройки с линейного корабля «Полтава» (Михаил Фрунзе») .

В рамках модернизации системы управления огнем корабль получил два поста КДП-2-6 и четыре КДП-2-4. Была смонтирована система центральной наводки «Каземат» обр. 1929 г., а прежняя (Гейслера) осталась в качестве запасной. По проекту модернизации линкор получил шесть 76,2 мм зенитных орудий системы Лендера (установленных по три на концевых башнях), и четыре 45 мм зенитных полуавтомата 21-К, впоследствии замененные на 37 мм 11-К, а также четыре счетверенные 7,62 мм зенитные пулеметные установки.

После присоединения прибалтийских республик корабль стал базироваться на базе в Талине. Принял участие в советско-финской войне 1940 г. С началом Великой Отечественной войны летом 1941 г. линкор совершил переход из Талина в ВМБ Кронштадт, а затем и в Ленинград, приняв активное участие в обороне города.

22 июля 1944 г. за боевые отличия линейный корабль был награжден орденом Красного Знамени. За годы войны линкор израсходовал 1140 305 мм снарядов, уничтожив десятки танков, бронемашин, артиллерийских орудий и укрепленных позиций противника. Огнем зенитной артиллерии корабля было сбито 13 и повреждено 3 немецких самолетов. В июле 1954 г. корабль был переформирован в учебный линкор.

Читать еще:  Модификации Т-60 - лёгкий танк

В 1956 г. «Гангут» (Октябрьская революция») был исключен из состава Балтийского флота и в 1957 г. передан на базу Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль «Петропавловск»

Линейный корабль «Петропавловск» заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г., спущен на воду 27 августа 1911 г. и введен в состав Балтийского флота 20 декабря 1914 г.

Во время Первой мировой войны базировался на Гельсингфорсе в составе 1 бригады линейных кораблей. В марте 1918 г. корабль совершил переход в ВМБ Кронштадт. Участвовал в гражданской войне на стороне красных. В частности летом 1919 г. участвовал в подавлении мятежа форта «Красная горка» и береговой батареи «Серая лошадь». В марте 1921 команда «Петропавловска» приняла участие в антибольшевистском восстании в Кронштадте. После подавления восстания части экипажа удалось бежать на территорию Финляндии. 31 марта 1921 г. был переименован в «Марат».

Линкор «Октябрьская революция» после модернизации. Отличия от исходного вида заметны невооруженным глазом

Осенью 1928 г. корабль был направлен на Балтийский завод для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 6 июня 1931 г. Модернизация проводилась по проекту сходному с проектом модернизации линейного корабля «Октябрьская революция».

В 1939-1940 гг. на линкоре производились испытательные работы с целью отработки технических решений для строящихся новых линейных кораблей типа «Советский Союз». Корабль принял участие в советско-финской войне, в ходе которой артиллерийским огнем разрушал укрепленные позиции противника на островах Финского залива. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. 23 сентября 1941 г. в результате авиационного налета линкор был серьезно поврежден попаданиями двух 500 кг бомб с пикирующего бомбардировщика Ю-87.

Первая орудийная башня главного калибра была выведена из строя, носовая часть корабля была полностью разрушена. Линейный корабль потерял ход и сел на грунт. До конца блокады Ленинграда линкор использовался в качестве неподвижной огневой точки. 31 мая 1943 г. кораблю было возвращено исконное наименование «Петропавловск».

28 ноября 1950 года линейный корабль был переформирован в несамоходный учебный артиллерийский корабль, при этом получил наименование «Волхов». В 1953 г. судно было передано на предприятие Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль «Полтава»

Линейный корабль «Полтава» был заложен 16 июня 1909 г. на Новоадмиралтейском заводе, спущен на воду 27 июня 1911 г. и введен в состав Балтийского флота 4 декабря 1914 г.

Линкор вошел в состав 1 бригады линейных кораблей и базировался на Гельсингфорсе. В период Первой мировой войны в составе бригады участвовал в обороне и патрулировании центральной позиции флота и обеспечивал постановку минных заграждений. В марте 1918 г. «Полтава» совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, а 24 ноября 1919 г. на корабле в порту случился большой пожар, в результате которого полностью выгорел центральный пост управления артиллерийским огнем.

«Полтава» в походе, Первая мировая война

В условиях гражданской войны было решено корабль не восстанавливать, его вооружение, аппаратуру, узлы и механизмы использовать для ремонта трех однотипных линейных кораблей. Дальше началась чехарда в стиле «быть или не быть».

7 января 1926 г. корабль был переименован и получил новое наименование «Фрунзе». 26 февраля 1926 г. комиссия под председательством замнаркомвоенмора И.С. Уншлихта признала невозможным восстановление линкора в течении ближайших двух лет. 5 августа 1927 г. решают все-таки восстановить «Фрунзе», но денег по прежнему нет и 17 декабря 1928 г. от этой идеи отказываются. Однако 7 октября 1930 г. вновь предложен проект восстановления… и вновь отложен за недостатком средств. Проекты были и потом, однако «Фрунзе» постепенно разбирали по запчастям, две его средние башни «уехали» на дальний восток, и наконец в 1939 году было принято решение о его разборе на металл.

В 1941 г. линкор «Полтава» («Фрунзе») был передан на предприятие Главчермета в Угольной гавани Ленинградского порта. Осенью 1941 г. корабль получил во время буксировки несколько пробоин и затонул. В период с 21 января по 31 мая 1944 г. проводились работы по подъему корпуса линкора, после чего он был передан для разделки на металлолом. Демонтирование корабля было завершено к 1946 г.

Отличное фото, чтобы представить размер орудий «Севастополей». 30-я батарея, г.Севастополь

Носовая и кормовая башни главного калибра «Фрунзе» были использованы для восстановления 30 батареи береговой артиллерии ВМБ Севастополь, где они находятся и поныне.

Линейные корабли типа “Севастополь”

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Линейные корабли типа “Севастополь” – 3 единицы

“Марат” (“Петропавловск”) 16.6.1909/9.9.1911/2.1.1915/исключен 4.9.1953
“Октябрьская революция” (б. “Гангут”) 16.6.1909/7.10.1911/3.11.1914/исключен 17.2.1956
“Парижская Коммуна” (“Севастополь”) 16.6.1909/29.6.1911/17.11.1914/исключен 17.2.1956

“Марат”: 24230/26700 т; 184,9×26,9×9,1 м; 4 ПТУ, 16 ПК, 61000 л.с; 22,9 уз.; 1950 т нефти; 2310 (14) миль. Броня: пояс – 225 мм (оконечности 125-100 мм), верхний пояс – 125 мм, траверсы – 125-100 мм, палуба – 38 + 19-25 + 19-25 мм, башни – 203 мм, барбеты – 150-75 мм, рубка – 250 мм. Эк. 1286 чел. 4×3 – 305-ММ/52, 14×1 – 120-мм/50, 2×2 и 6×1 – 76-ММ/55, 6×1 – 37-мм/67, 13×1 – 12,7-мм пул., 4 – 450-мм ТА (подводные)

“Октябрьская революция”: 24234/26692 т; 184,9×26,9×9,5 м; 4 ПТУ, 12 ПК, 61000 л.с; 22,5 уз.; 2018 т нефти; 2500 (14) миль. Броня – как у “Марата”. Эк. 1411 чел. 4×3 – 305-мм/52, 14×1 – 120-мм/50, 2×2 и 6×1 – 76-мм/55, 12×1 – 37-ММ/67, 2×4, 2×2 и 4×1 – 12,7-мм пул., 4 – 450-мм ТА (подводные)

“Парижская коммуна”: 27060/30395 т; 184,9×32,5×9,7 м; 4 ПТУ, 12 ПК, 61000 л.с; 21,5 уз.; 1950 т нефти; 2160 (14) миль. Броня: пояс – 225+50 мм, палуба – 38 + 19-75 + 19-25 мм, остальное как у “Марата”. Эк. 1546 чел. 4×3 – 305-мм/52, 16×1 – 120-мм/50, 6×1 – 76-мм/55, 12×1 – 37-мм/67, 8×1 – 12,7-мм пул., 4 – 450-мм ТА (подводные)

Первые русские ЛК дредноутного типа. Проектировались с учетом опыта русско-японской войны, что предопределило ряд необычных особенностей кораблей данного типа. Основное требование сводилось к обеспечению максимальной защиты от фугасных снарядов, в результате чего броней был прикрыт практически весь надводный борт, но толщина ее оказалась меньше, чем у ЛК других стран. Второй характерной чертой русских дредноутов стало размещение артиллерии ГК: в четырех трехорудийных башнях, равномерно распределенных по длине корабля – именно такое расположение в русском МГШ считали оптимальным для эскадренного боя. Задание на проектирование было сформулировано к концу 1907 г., после чего объявлен международный конкурс. Победителем стал проект Балтийского з-да, по которому в 1909 г. заложили 4 корабля: “Севастополь” и “Петропавловск” на самом Балтийском з-де, “Гангут” и “Полтава” – в Новом Адмиралтействе.

Читать еще:  Статьи А-50 - самолет ДРЛО

Линкоры типа “Севастополь” имели гладкопалубный низкобортный корпус с ледокольным форштевнем и минимумом надстроек. Главный пояс высотой 5,1 м простирался на всю длину корпуса. В средней части (между концевыми башнями) его толщина составляла 225 мм, в оконечностях -125 мм, у ахтерштевня – 100 мм. Выше располагался верхний пояс толщиной 125 мм в середине и 75 мм в носу; небронированной осталась лишь верхняя часть борта в корме. Главный пояс замыкался 100-125-мм траверсами. Броневых палуб было три: 38-мм верхняя, примыкавшая к верхней кромке главного пояса, 25-мм средняя и нижняя 12-мм с 50-мм скосами. Башни имели 203-мм лобовые и боковье плиты, 350-мм заднюю и 76-мм крышу.

Вооружение состояло из 4×3 305-мм/52 и 16×1 120-мм/50 орудий, 4×1 47-мм пушек и 4 450-мм подводных траверзных ТА. 305-мм/52 орудия Обуховского з-да обр. 1907 г. могли вести огонь 470-кг снарядом на дальность 23 230 м. ЭУ состояла из 10 ПТУ системы Парсонса, располагавшихся в трех МО и работавших на 4 вала. При мощности 32000 л.с. они обеспечивали скорость 21,75 уз., а при форсировке до 42 000 л.с. – 23 уз. Пар вырабатывали 25 ПК Ярроу со смешанным отоплением. Постройка кораблей шло медленно, и они вошли в строй уже после начала Первой мировой войны, в которой практически не участвовали.

“Петропавловск” и “Севастополь” принимали участие в гражданской войне, 31.3.1921 переименованы в “Марат” и “Парижская коммуна”. “Гангут” и “Полтава” в марте 1918 г. выведены из состава флота и поставлены на долговременное хранение. “Гангут” вернулся в строй в 1925 г., а 27.6.1925 переименован в “Октябрьская революция”. На “Полтаве” (переименованной 7.1.1926 во “Фрунзе”) в 1919 г. произошел пожар, из-за которого корабль так и не был восстановлен; сдан на слом в 1941 г. “Парижская коммуна” в 1929 г. перешла на Черное море.

В 1928-1938 гг. все три ЛК поочередно прошли модернизацию, в ходе которой получили более развитые надстройки с изящно изогнутой назад первой дымовой трубой, а также носовую наделку в виде полубака для улучшения мореходности. При этом тип и форма фок-мачты и носовой надстройки на всех ЛК в той или иной степени отличались. Полностью заменялась ЭУ-установлены новые ПТУ, предназначавшиеся для ЛКР типа “Измаил”, а также новые полностью нефтяные ПК. Эти меры позволили сохранить скорость на прежнем уровне, несмотря на возросшее водоизмещение. На испытаниях “Марат” показал 23,8 уз.; “Октябрьская революция” – 22,87 уз. Существенно усиливалось зенитное вооружение. “Парижская коммуна” получила усиленное палубное бронирование, что негативно сказалось на остойчивости. Поэтому во время второго этапа модернизации (1939-1941 гг.) ЛК получил бортовые були, увеличившие ширину корпуса на 5,6 м, их 50-мм стенки давали дополнительную защиту. Глубина ПТЗ при этом возросла до 6,1 м. Таким образом, изначально однотипные корабли к началу Великой Отечественной войны имели ряд существенных различий.

“Марат” 23.9.1941 тяжело поврежден герм. пикирующими бомбардировщиками: оторвана носовая часть, включая надстройку. ЛК не восстанавливался и в дальнейшем использовался как плавбатарея, хотя из состава флота формально не исключался и 31.5.1943 даже переименован в “Петропавловск”. В 1942 г. с него сняли большую часть 120-мм орудий и 2×2 76-мм зенитки. К началу 1944 г. имел водоизмещение 19 500 т, длину 127 м, экипаж 351 чел., вооружение: 3×3 305-ММ/52, 3×1 76-мм/55, 4×1 45-мм/46, 5×1 37-мм/67 8×1 12,7-мм пул. 28.11.1950 переклассифицирован в несамоходное учебное судно, переименован в “Волхов”; сдан на слом в 1953 г.

С “Октябрьской революции” в августе 1941 г. снято 4 120-мм; в начале 1942 г. добавлены 1×2 76-мм/55 установка 81-К (с “Марата”) и 4×1 37-мм/67 автомата 70-К; в сентябре 1942 г. – 1×4 37-мм/67; в 1944 г. демонтированы ТА.

“Парижская Коммуна” к середине 1942 г. получила 4×1 37-мм/67 автомата; 31.5.1943 переименована в “Севастополь”. 24.7.1954 оба ЛК переклассифицированы в учебные; 17.2.1956 исключены и сданы на слом.

drakonit

Гнездо одного дракона

Бывает так, что одна фотография наводит на много вопросов, поисков в интернете и становится началом целой истории, статьи.

Недавно на одном из форумов попалась интересная и ранее не виданная фотография – последнее фото линейного корабля, носившего имя нашего Города – линкора «Севастополь» на разделке на металл в Инкермане. И захотелось вспомнить и поделится историей линкора, которая тесно переплелась с историей города-героя и закончилась к счастью мирно в Севастопольской бухте.

Но начнем по порядку.

Своим рождением линкор «Севастополь» обязан русско-японской войне. Трагические для России морские сражения этой войны показали, что отечественные броненосцы устарели, а их двенадцатидюймовые пушки уже не пробивают новейшую броню.

Поэтому Империя не просто возрождала, но создавала новый флот, способный на равных противостоять океанским державам того времени. Новые линкоры должны были нести созданные российскими оружейниками 305-миллиметровые орудия и иметь сплошное бронирование борта, а не броневой пояс как на старых броненосцах.

Проект «Севастополь» был разработан Балтийским судостроительным заводом в Санкт-Петербурге, под руководством профессора Морской академииИ.Бубнова и при участии талантливого российского математика и судостроителя А.Крылова.

Все четыре серийных корабля были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга. На Балтийском заводе строились «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском заводе—«Полтава» и «Гангут». Корабли были спущены на воду в июне-сентябре 1911 года, введены в строй в ноябре-декабре 1914 года.

Опыт их проектирования лёг в основу создания русских линкоров Черноморской серии «Императрица Мария». Однако «Севастополю» было суждено пережить более мощных собратьев, пройти две мировых войны, войну гражданскую.

Во времяПервой мировой войны лнкор «Севастополь»входил в состав 1-й бригады линейных кораблей. Базировался на Гельсингфорс. Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» несколько раз выходили в море, для проведения в районе Центральной позиции артиллерийских стрельб и маневров. В августе 1915 прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.

В трагическом 1917 году экипаж корабля поддержал большевистский мятеж, однако в 1921 году «севастопольцы» вместе с другими балтийскими экипажами подняли Кронштадское антибольшевистское восстание. Линкор вел огонь по большевистским батареям и наступающим войскам до сдачи восставших. Захватившие линкор красные заменили на нем всю команду и переименовали корабль в «Парижскую коммуну».

В 1929 году линкор в составе советской эскадры Галлера вышел в поход от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя. Причем вернутся он должен был уже не на Балтику а на Северный флот – в Мурманск. Однако на пути в Италию линкор сильно потрепало штормами. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Разрешение было получено, и 18 января 1930 года корабль вошел в Севастопольскую бухту.

Читать еще:  Схемы 3М-14Э - крылатая ракета

После гражданской войны у СССР на Черном море не осталось ни одного линкора. Мощнейшая «Императрица Мария» была взорвана германскими диверсантами в Севастопольской бухте в октябре 1916 года. «Императрицу Екатерину Великую» большевики затопили в Новороссийской бухте в апреле 1918 года. «Император Александр Третий» стал флагманом Белого флота в гражданской войне под именем «Генерал Алексеев» и ушел в Бизерту, где французы разобрали его на металл в 1936 году. А линкор «Император Николай I» советские власти так и не смогли достроить и в 1927 году разобрали на металл в Севастополе.

Поэтому советское руководство включило линкор «Парижская коммуна» в состав Морских сил Черного моря.

На Севастопольском морском заводе корабль, по сути, получил второе рождение. 25 старых паровых котлов были заменены на 12 новых мазутных, установлены новые системы связи и управления стрельбой, изменена носовая часть для уменьшения заливания во время полного хода, установлены 6 зенитных пушек на носовой и кормовой орудийных башнях, сделаны противоторпедные були, удалены подводные торпедные аппараты, увеличена толщина крыш башен до 152 мм, увеличена толщина брони средней палубы до 75 мм, орудия ГК получили более мощные двигатели вертикального наведения, была увеличена высота амбразур башен, соответственно возрос угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы. Линкор получил новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами и зенитным вооружением, что потребовало из-за увеличения размеров надстроек сдвинуть грот-мачту вперёд и придать передней дымовой трубе скос назад.

Великую Отечественную войну линкор встретил в Севастополе. Однако командование флотом очень берегло сильнейший корабль и в ноябре 1941 года его перевели в кавказский порт Поти.

8 ноября 1941 года линкор в первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем.

29 декабря линкор снова подошёл к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага.. Враг тогда рвался к бухте, и ему оставалось пройти до нее 2 километра. Но линкоровские орудия буквально смели немецкие наступающие части. Огнем корабля, по официальным данным, были уничтожены 13 единиц бронетехники, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.

5 января 1942 года линкор «Парижская коммуна» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра.

16 января 1942 года во главе отряда кораблей артиллерийской поддержки участвовал в высадке морского десанта в Судаке. Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвёл два огневых налёта, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра.

Увы, но это был последний бой линкора при обороне Крыма – в его орудиях главного калибра начали крошиться нарезы. Кораблю требовался ремонт. В дальнейших трагических событиях завершения второй Севастопольской обороны сильнейший корабль Черноморского флота, его флагман участия не принимал.

Писали, что в конце мая 1942 года линкор хотели задействовать для переброски в Севастополь танков, но… корабль остался в Поти.

Мог ли линкор спасти город? Встречалось мнение, что линкор нужно было выбросить на мель в Южной бухте или в Инкермане и превратить в неподвижную крепость, еще одну тяжелую береговую батарею, какими стали ленинградские линкоры. Но помимо авиации враг мог использовать против линкора и сверхтяжелую артиллерию, типа пресловутых 600-миллиметровых «Карлов», обстреливавших 30-ю батарею…

Мог ли линкор спасти тысячи защитников Севастополя, приняв их на свои палубы, и устоял бы корабль начала века под ударами воздушного флота Рихтгофена? Вопрос риторический: бывший революционный кочегар Иванов – красный адмирал Октябрьский предпочел сохранить корабли, а не людей и не отправил флот на помощь погибавшей главной базе. Защитников города вывозили только катера и подлодки.

А линкору в 1943 году вернули первоначальное наименование «Севастополь». Город в это время был в оккупации. 43-й год – самый тяжелый и в то же время переломный в Великой Отечественной войне, был годом перемен. Марксов с Энгельсами, «пролетариев всех стран» задвинули на время в идеологический «чулан», ведь и германские пролетарии не проявляли никакой солидарности, и европейские рабочие послушно и старательно клепали танки, орудия и грузовики для похода гитлеровского «евросоюза» на восток. Зато вспомнили еще в начале войны и русских князей с государями, и полководцев, в том числе Нахимова с Корниловым и вообще героев первой обороны Севастополя. Вернули армии офицерские звания и погоны… Вот линкору вернули его славное имя, может быть в компенсацию за героически павший город.

В сентябре 1943 г. с корабля сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи «Севастополь» в районе Новороссийска, а сотни моряков флагмана уже сражались в морской пехоте.
В освобожденный Севастополь линкор вернулся 5 декабря 1944 года.

Всего по официальным данным флота в период боевых действий на Чёрном море линкор совершил 15 боевых походов, прошёл в сложных боевых условиях около 8 тысяч миль (7700 миль); его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тыс. выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолёта.

Первый российский дредноут пережил всех своих собратьев, послуживших и Империи и Союзу. А своих линкоров СССР так и не создал. Доставшиеся от Империи линейные крейсера «Измаил» продали на металл Германии в 30-х годах. В 40-х годах СССР начинал строительство линкоров «Советский Союз», но после войны их строительство прекратили. Заложенные после войны по приказу Сталина корпуса линейных крейсеров «Сталинград» разобрали на металл после смерти «вождя».

А первый российский линкор «Севастополь» в 1954 году стал учебным кораблем. В 1956 году последний в СССР линкор был выведен из состава флота.

В 1957 году линкор привели на буксире в Инкерман, к причалу «Главвторчермета».

Корабль, носивший имя нашего города, завершил свой путь в Севастополе. Мирно. Может быть из его металла были сделаны балки или рельсы в возрождавшемся городе…

О линкоре в Севастополе напоминают два памятника.

В сквере у Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого в г. Севастополе установлен памятный знак с изображением линкора и текстом «Флагманский корабль эскадры линкор «СЕВАСТОПОЛЬ» ведёт огонь по врагу из Южной бухты 29 декабря 1941 года».

А на Приморском бульваре расположен Памятный знак морякам эскадры Черноморского флота. Флагман флота изображен и на нем. Он же возглавляет список кораблей флота периода Великой Отечественной войны.

Может быть, сохранились и другие объекты, связанные с линкором или какие-то севастопольские легенды, истории?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: