43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ми-28 – вертолёт огневой поддержки

На что способен ударный вертолет Ми-28НЭ «Опустошитель»

В рамках работы международного военно-технического форума «Армия-2018», который проходил в Подмосковной Кубинке с 21 по 26 августа, холдинг «Вертолеты России» впервые представил ударный вертолет Ми-28НЭ в обновленном техническом облике. Ударный вертолет Ми-28Н (экспортная версия вертолета имеет шифр Ми-28НЭ, по натовской кодификации – Havoc «Опустошитель») предназначен для огневой поддержки передовых частей сухопутных войск, мотострелковых и танковых подразделений. Вертолет отличается усиленной бронезащитой, повышенной боевой живучестью и наличием современного высокоточного комплекса управляемого и неуправляемого вооружения.

Ударный вертолет Ми-28НЭ выполнен по классической схеме. Несущий винт имеет пять лопастей с ассиметричным профилем, лонжерон и хвостовые отсеки вертолета выполнены из композитного материала. В кабине расположены рабочие места двух членов экипажа (по схеме тандем). Спереди располагается летчик-оператор вооружения, сзади – кресло командира экипажа. Вертолет Ми-28НЭ разработан и приспособлен для выполнения следующих задач:
— ударные и разведывательно-ударные операции;
— боевое сопровождение колонн;
— наблюдение за местностью;
— огневая поддержка и операции по обеспечению безопасности в городской среде;
— нанесение высокоточных ударов.

По бокам фюзеляжа вертолета находятся две консоли крыла с узлами подвески, на которых можно разместить несколько типов управляемого и неуправляемого вооружения, а также дополнительные топливные баки. Каждое крыло имеет две точки подвески, рассчитанные на 500 кг нагрузки, то есть на каждом крыле можно размещать до 1000 кг различного вооружения или оборудования.

При разработке вертолета конструкторы уделили большое внимание защите экипажа и живучести машины. Так важнейшие агрегаты ударного вертолета и проводка были дублированы и разнесены по разным бортам, важные узлы и агрегаты прикрываются менее важными. Кабина Ми-28НЭ бронированная. Лобовое стекло вертолета в состоянии выдержать прямое попадание крупнокалиберной 12,7-мм пули, а сама кабина выдерживает попадание осколков и снарядов калибром до 20 мм. Это же относится и к лопастям несущего винта, которые в состоянии выдержать попадания снарядов малокалиберной артиллерии.

Высокие боевые качества вертолетов Ми-28Н были подтверждены российскими летчиками в Сирии. «Скорость, общая надежность, реакция на органы управления – по всем перечисленным параметрам Ми-28 можно ставить оценку «отлично». Во время боевой работы как в дневное, так и в ночное время суток, имеющегося вооружения и средств обзора достаточно, для того чтобы выполнять боевую работу максимально быстро и эффективно. При этом отдельные виды вооружения позволяли совершать пуски ракет с безопасного расстояния, на котором поразить вертолет крупнокалиберным вооружением, особенно в темное время суток практически невозможно», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» командир экипажа одного из ударных вертолетов Ми-28Н Южного военного округа. Средняя дальность пуска управляемых ракет, по словам летчиков, в условиях боевых действий в Сирии составляла 4,5…5 км.

После того как результаты боевого применения ударного вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» в Сирии был изучены, систематизированы и проанализированы военными и гражданскими специалистами, настала пора модернизации данной боевой машины. Именно такой модернизированный вертолет Ми-28НЭ был представлен на статической экспозиции форума «Армия-2018».

В первую очередь улучшения вертолета коснулись состава его вооружения. «Опустошитель» получил новую противотанковую управляемую ракету 9М123М «Хризантема-ВМ» с двухканальной системой наведения (канал автоматического радиолокационного наведения и канал наведения по лазерному лучу). Применение данной ракеты позволяет увеличить дальность поражения бронированных целей до 10 км. При этом вертолет также может использовать модернизированные ПТУР 9М120-1 «Атака-ВМ» с лазерной системой наведения. Добавилась и возможность использования авиационных бомб весом до 500 кг, сообщает официальный сайт холдинга «Вертолеты России».

Ми-28НЭ в обновленном техническом облике, фото: fotografersha.livejournal.com

Помимо этого модернизация Ми-28НЭ коснулась мощности двигателя и лопастей, за счет чего удалось улучшить летно-технические характеристики машины при эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья, повысилась крейсерская скорость ударного вертолета и расширились возможности по выполнению фигур сложного пилотажа. Модернизированная машина штатно оснащается новыми турбовальными двигателями повышенной мощности ВК-2500-01 и новым мультициклонным пылезащитным устройством.

Появление стабилизатора увеличенной площади позволяет улучшить управляемость Ми-28НМ. «Оснащение вертолета новым вооружением повысит его огневую мощь, а расширение сферы применения Ми-28НЭ сделает его еще более востребованным товаром на международном рынке вооружений», – отметил Анатолий Сердюков индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех.

Помимо всего прочего обновленный ударный вертолет Ми-28НЭ получил возможность взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами и управлять ими дистанционно. Для этого боевая машина была оснащена специальными средствами связи, сообщают «Вертолеты России». «Постоянное совершенствование российских военных вертолетов продиктовано изменяющимися требованиями заказчиков, которым наша компания всегда стремится соответствовать. Опыт боевого применения ударных вертолетов типа Ми-28 подсказал нам дальнейшие пути развития этого проекта. Уже проведенные работы по модернизации вертолета существенно расширили возможности «Ночного охотника» и открыли новые перспективы для экспортных поставок», – подчеркнул Андрей Богинский, являющийся генеральным директором холдинга «Вертолеты России».

В числе преимуществ модернизированного вертолета Ми-28НЭ называют и устойчивость к различным боевым повреждениям, что достигается за счет использования в данной модели новейших материалов, а также грамотных конструктивных решений. Так лопасти несущего винта «Опустошителя» выполнены из композитных материалов, что позволяет безопасно завершить полет даже при попадании в них снарядов калибром 20-30 мм. А конструкция топливной системы вертолета Ми-28НЭ исключает вероятность взрыва или возгорания топлива. Немаловажно и то, что Ми-28НЭ стал одним из первых отечественных боевых вертолетов, получивших современные средства связи и цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования.

Ми-28НЭ в обновленном техническом облике, фото: fotografersha.livejournal.com

Вертолеты Ми-28НЭ и раньше пользовались спросом на международном рынке вооружений. В настоящее время данные вертолеты получает Алжир. Контракт с этой африканской страной был подписан в 2013 году. По данным российских СМИ, Алжир законтрактовал тогда 42 вертолета данного типа. Ранее в 2012 году был заключен контракт с Ираком на поставку 15 вертолетов Ми-28НЭ. С тех пор российские ударные вертолеты Ми-28Н прошли настоящее боевое крещение во время операции в Сирии, подтвердив свои высокие летно-технические характеристики в боевых условиях.

Иракские вертолеты Ми-28НЭ также принимали участие в боевых действиях и иракские летчики уже оценили высокие боевые качества данного ударного вертолета – удобное управление и надежное оборудование, интуитивную систему управления вооружением. Эти же качества неоднократно отмечали и российские летчики, которые совершали боевые вылеты на вертолетах Ми-28Н в Сирии.

Читать еще:  МиГ-15 - фронтовой истребитель

Специалисты отмечают, что помимо качественного улучшения для летчиков армейской авиации ВКС России, пакет расширенных боевых возможностей ударного вертолета Ми-28НЭ, который демонстрировался на форуме «Армия-2018», порадует потенциальных покупателей данных боевых машин и будущих российских партнеров в области военно-технического сотрудничества, а также военных тех стран, которые уже успели приобрести и получили в свое распоряжение «Опустошителей». Эксперты считают, что глубокая модернизация вертолетов Ми-28Н положительным образом скажется на экспортном имидже вертолета и позволит ему обеспечить технологическое превосходство над образцами иностранной вертолетной техники данного класса.

Ми-28 – беспощадный «Опустошитель»

Российский ударный вертолет Ми-28 выполнил первый взлет еще в эпоху расцвета СССР, но в серию попал в 2005 году. Машина предназначена для участия в активных боевых действиях против бронетехники и живой силы вероятного противника в условиях плохой видимости, а также в ночное время. Вооружение вертолета позволяет вести борьбу с воздушными целями, движущимися с небольшими скоростями полета.

По классификации НАТО машине Ми-28 присвоили код Havoc (Опустошитель), что в полной мере олицетворяет способности вертолета. Среди российских летчиков машину называют «летающий танк».

История создания

В годы Великой Отечественной войны большую роль стала играть штурмовая авиация. Опробованные в ходе боевых действий самолеты продолжили совершенствоваться и в послевоенное время. Вплоть до конца 50-х годов костяк советской штурмовой авиации составляли машины Ил-10, хотя уже существовали серийные вертолеты, способные нести боевую нагрузку.

В начале 60-х годов в производство пошла машина Ми-8, оснащенная газотурбинными двигателями. Из-за этого высвободилось значительное число вертолетов Ми-4 с поршневой силовой установкой, на базе которых появились боевые Ми-4АВ. Именно этот вертолет стал фундаментом для создания полноценного армейского Ми-24.

При выдаче технического задания на эту машину оговаривалась необходимость постройки штурмовой версии, обладавшей увеличенной скоростью полета. Именно это задание, увидевшее свет в 1968 году, и является стартом биографии вертолета Ми-28.

Разработка Ми-28 началась только через два года, проект получил рабочее название «изделие 280».

На начальных этапах рассматривался вариант двухвинтовой компоновки, с разнесенными в поперечной плоскости винтами. Подобная конструкция обеспечивала значительный вес боевой нагрузки и возможность использования катапультируемых кресел пилотов. Но изменение тактики использования вертолетов поставило на наработках жирный крест.

Обновленная концепция предусматривала полет в режиме огибания поверхности и нанесение ударов с небольших высот, что вынудило отказаться от катапультируемых кресел. Вместо этого стали использоваться усиленные стойки шасси, допускавшие посадку с высокой вертикальной скоростью. Параллельно с КБ Миля свой проект разрабатывали сотрудники КБ Камова. В машине предполагалось использование соосного винта и одноместной кабины.

Официальный конкурс на создание вертолета объявили в 1976 году, к участию привлекались КБ Миля и Камова. Невооруженный прототип Ми-28 впервые взлетел осенью 1982 года. Второй экземпляр испытывался с вооружением. По результатам полетов был получен ряд замечаний, в результате чего появилась серия прототипов под обозначением Ми-28А. Машины демонстрировались на ряде выставок и принимали участие в учениях.

Из-за сложной ситуации в стране доводка вертолета затянулась, и первый годный к производству вариант Ми-28Н показали только летом 1996 года. Официальные испытания стартовали в 2005 году, а завершились спустя три года. В 2009 году машину официально приняли на вооружение, хотя заказ на 67 вертолетов Министерство Обороны разместило еще в 2005 году.

Описание конструкции

Боевой вертолет Ми-28 имеет классическую компоновку с одним несущим винтом и неубирающимися опорами шасси. Фюзеляж имеет смешанную конструкцию, выполнен из легких сплавов на основе алюминия и композитов, соединенных сваркой, склеиванием и клепкой. Конструктивно фюзеляж машины разбит на переднюю и центральную части, а также балку киля и хвоста. Соединения разъемные, чем обеспечивается ускоренный ремонт техники.

Экипаж машины расположен в носовой секции в двух разделенных кабинах.

Спереди установлено место штурмана, позади – пилота. Кресла экипажа оснащены амортизацией и преднатяжителями ремней безопасности. Между кабинами имеется алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин прикрыты титановыми и керамическими пластинами.

Для установки элементов брони на вертолете Ми-28 применен клей. Остекление выполнено из силикатного многослойного бронестекла. Защита выдерживает удары снарядов калибром до 23 мм, а также бронебойных пуль из крупнокалиберного пулемета (кроме боковых стекол). Для обеспечения аварийной высадки из кабин имеются надувные трапы, исключающие удары людей о стойки шасси.

Под носовой частью вертолета Ми-28 установлен прицельный модуль и 30 мм пушечная установка 2А42 с боекомплектом 250 выстрелов. Станция оснащена лазерным измерителем расстояний и целеуказателем с выводом данных на экраны в кабине летчика. Часть электроники прицельной станции и пилотажного оборудования размещена под полами кабин экипажа.

Хвостовая балка Ми-28 приспособлена для установки радиооборудования, а также для перевозки различного аэродромного оснащения. Допускается перевозка трех человек. Безопасность перелета обеспечена невозможностью контакта балки и лопастей несущего винта. Килевая балка машины оборудована хвостовым винтом и стабилизатором с управляемой плоскостью. Приводы управления тросовые, проложены внутри балок.

По бокам фюзеляжа смонтировано крыло с размахом 4880 мм, оборудованное четырьмя пилонами для боевой нагрузки или топливных баков.

Крыло Ми-28 имеет кессонную схему с частичным использованием композитных материалов. В конструкции имеется пиропатрон, отстреливающий плоскость. Подобные действия выполняются при покидании экипажем машины на большой высоте.

На машинах под крыльями может устанавливаться вооружение:

  • неуправляемые ракеты типов С-8 или С-13;
  • противотанковые управляемые ракеты комплексов «Штурм» или «Атака»;
  • ракеты класса «воздух-воздух» типа «Игла-В»;
  • контейнеры с 30 мм пушкой НППУ-28, пушка может дистанционно управляться летчиком;
  • контейнеры для перевозки грузов или для постановки минных преград.

Силовая установка ранних машин Ми-28 состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА с автоматической регулировкой мощности. Дополнительно применяется система впрыска воды, обеспечивающая работу установки в момент запуска неуправляемых ракет. Впоследствии на вертолет установлены российские моторы ВК-2500, созданные на базе предшественника.

Читать еще:  Советские ВВС против Люфтваффе

В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель, приводящий компрессор. Сжатый воздух необходим для пуска основных двигателей. Топливные баки расположены в центральной секции, оборудованы системой заполнения пенополиуретаном по мере выработки топлива. На вертолете применен 5-лопастный несущий винт и 4-лопастный рулевой. Для изготовления лопастей применены композитные материалы, выдерживающие попадание 23 мм снаряда.

На вертолетах Ми-28Н применена радиолокационная станция (установлена выше несущего винта), обеспечивающая обнаружение целей на дистанциях до 20 км и позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности.

Питание бортовой электроники машины обеспечивают два генератора, установленных на двигателях. Там же размещены гидравлические и пневматические компрессоры.

Модификации и боевое применение

Название Ми-28 имели первые два прототипа, созданные в рамках «проекта 280». С учетом результатов испытаний и замечаний заказчиков на свет появился «проект 286». Машины обозначались как Ми-28А и были оснащены газовыми турбинами ТВ3-117 и видоизменными винтами.

В серию вертолет не попал, поскольку не отвечал требованиям эксплуатации в ночное время. На основе 28А была разработана версия Ми-28Л, предназначенная для ВВС Ирака. Машина создавалась в 1990 году, но из-за изменившейся ситуации дело не дошло даже до постройки прототипа, хотя предполагалось изготовление машин по лицензии.

Первый по настоящему серийным вариантом стал Ми-28Н, запущенный в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» комплектовался улучшенной трансмиссией на основе редуктора ВР-29, а также модернизированным бортовым оборудованием.

На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение подвижных целей на дистанциях до 10 км. К 2018 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н, из которых 5 машин разбито полностью или частично. Жертвами происшествий стали 4 человека.

Для поставок на экспорт предназначен вариант Ми-28НЭ.

Партия машин была поставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалась поставка техники в Индию, но заказчик забраковал предложенные образцы и контракт расторгли. Обучение пилотов предполагается вести на вертолетах Ми-28УБ, оснащенных дублированным управлением.

Характерной особенностью учебных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские тесты завершились только в прошлом году. В 2018 году ожидается поставка первой партии машин (24 вертолета).

В 2009 году стартовали работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. На вертолете применена новая радиолокационная станция с расширенным радиусом действия. Для повышения надежности использовано дублирующее управление. Первый тестовый полет состоялся летом 2016 года. В настоящее время ведется доработка машины.

Из-за сравнительно недавнего поступления вертолетов на вооружение, их боевое применение носит ограниченный характер. Единственным конфликтом, в котором официально задействованы ударные вертолеты Ми-28Н, стала война в Сирии.

Первые машины поступили в Авиационную группу ВВС России осенью 2015 года.

Техника принимали участие в освобождении ряда городов от подразделений террористов. В апреле 2016 года была зарегистрирована первая потеря – вертолет был разбит из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.

Летные и технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами

В таблице приведено сравнение основных технических характеристик российского вертолета Ми-28Н и американских аналогов.

Отечественная техника имеет наибольший взлетный вес среди конкурентов, что является объектом критики.

С другой стороны, вертолет позволяет нести максимальную боевую нагрузку, что является плюсом в боевых действиях. Но для маневренных полетов и контртеррористических операций машины Ми-28Н подходят мало. Американский аналог AH-1Z имеет заметно большую скорость полета, но заметно отстает по боевому радиусу.

Особенности аэродинамической компоновки Ми-28H

Особенности аэродинамической компоновки Ми-28Н

Всепогодный, боевой вертолет Ми-28Н конструкции ОАО “Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля”предназначен для поиска и уничтожения в любое время суток бронированной и небронированной техники, живой силы противника, малоскоростных воздушных целей в воздухе, а также для обеспечения прикрытия и огневой поддержки войск. Вертолет Ми-28Н – одновинтовой схемы с рулевым винтом. На нем установлены два турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА.

Экипаж.

Экипаж вертолета состоит из двух человек: летчика и штурмана. Кабина экипажа герметическая, вентиляционного типа с системой кондиционирования воздуха, имеет броневую защиту. Рабочее место штурмана размещается впереди и несколько ниже рабочего места летчика. Фюзеляж. Фюзеляж вертолета типа полумонокок переменного сечения изготовлен из алюминиевых сплавов и композиционных материалов с применением клепаных и клеесварных соединений. Силовые узлы фюзеляжа выполнены из стальных и титановых сплавов, а также штамповок из алюминиевых сплавов

Фюзеляж.

Фюзеляж состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и килевой балок. В носовой части расположена кабина экипажа, в которой размещены: спереди – кресло штурмана, а сзади и выше – кресло летчика. Оба кресла регулируются по высоте. Кабина экипажа герметическая вентиляционного типа. К носовой части фюзеляжа крепится подвижная пушечная установка. Под полом летчика размещены блоки электро-, радио- и спецоборудования. Дверь летчика расположена по правому борту, а штурмана – по левому борту фюзеляжа. Лобовые стекла представляют собой стеклоблоки, обрамленные по торцам герметиком и металлическими рамками, с электрообогревом, оборудованы системой опрыскивания спиртом и стеклоочистителями. Боковые стекла – силикатные, верхние – из оргстекла.

На потолочной панели центральной части фюзеляжа (ЦЧФ) крепятся главный редуктор, вентилятор, вспомогательная силовая установка (ВСУ), теплообменники, гидроблоки, агрегаты системы кондиционирования воздуха (СКВ) кабины экипажа, агрегаты системы пожаротушения. Сверху потолочная панель закрыта капотами, образующими отсеки главного редуктора, двигателей и ВСУ, разделенные перегородками. Верхние части шп.7 и шп.8 выполнены в виде балок, образующих центропланную часть крыла. К концам этих балок при помощи фланцевых стыков и четырех болтов крепятся консоли крыла. Конструкция фланцевых стыков обеспечивает сброс (отстрел) консолей крыла в аварийной ситуации для предотвращения травмирования о них членов экипажа в случае вынужденного покидания вертолета. Справа и слева от ЦЧФ установлены двигатели и угловые редукторы

Хвостовая балка.

На хвостовой балке сверху установлен откидной кожух, который закрывает вал трансмиссии рулевого винта с опорами, тросовую проводку управления рулевым винтом и стабилизатором. На кожухе установлены строевые огни и антенны. На килевой балке установлены промежуточный и хвостовой редукторы, которые закрыты обтекателями с жалюзи охлаждения. Под съемным носком килевой балки проходят вал трансмиссии и тросы управления рулевым винтом. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля, внутри которого размещена тросовая проводка управления стабилизатором, а в нижней – хвостовая опора шасси. Киль. Киль на вертолете имеет несимметричный профиль с выпуклостью, направленной влево, и установлен под углом 50 влево относительно вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа. Киль улучшает путевую устойчивость вертолета. Боковая сила, создаваемая килем, направлена влево и разгружает рулевой винт на больших скоростях моторного полета.

Читать еще:  Smith & Wesson Model 629 револьвер

Шасси.

Шасси обеспечивает разбег при взлете, пробег после посадки и передвижение по земле, воспринимая при этом динамические и статические нагрузки. Шасси позволяет осуществлять подъем и опускание носовой части вертолета при закатке в самолет при транспортировке, торможение на рулении и пробеге, поглощение дополнительной (к нормированной) энергии удара в случае посадки вертолета в аварийной ситуации. Шасси состоит из правой и левой основных и хвостовой опор. Основные опоры шасси включают в себя амортизаторы, рычаги, на осях которых укреплены колеса с дисковыми тормозами. Хвостовая самоориентирующаяся опора состоит из полурычажной амортизационной стойки, колеса и звена. Хвостовое колесо фиксируется по полету.

Несущий винт.

Несущий винт состоит из втулки винта и пяти лопастей. Втулка винта установлена на валу главного редуктора. Лопасти несущего винта вертолета прямоугольной формы в плане состоят из стеклопластикового лонжерона, выполненного по форме носовой части профиля, с комлем, усиленным титановой фольгой, хвостовых отсеков с сотовым заполнителем и органо-пластиковой обшивкой. Лопасти оборудованы электрической противообледенительной системой.

Рулевой винт.

Рулевой винт, примененный на вертолете, четырехлопастной, Х-образный и состоит из втулки рулевого винта и четырех лопастей. Втулка рулевого винта состоит из двух модулей, шарнирно установленных на ступице, крепящейся к валу хвостового редуктора. В качестве опор горизонтального шарнира используются эластомерные конические подшипники, а осевого – комбинированные (эластомерные цилиндрические с подшипником скольжения). На каждый модуль крепится по две лопасти. Лопасти рулевого винта состоят из стеклопластикового лонжерона, хвостового отсека, включающего стеклопластиковую обшивку и сотовый заполнитель, и оборудованы электрической противообледенительной системой.

Крыло вертолета.

Крыло вертолета двухлонжеронное, прямоугольной формы в плане. На каждой консоли крыла крепятся по два пилона с балочными держателями. На каждый пилон можно устанавливать подвесной топливный бак или подвешивать вооружение. Консоли крыла оборудованы встроенной системой подъема грузов. Установленное на вертолете крыло разгружает несущий винт при выполнении маневров. Для отдаления начала срыва потока при увеличении угла тангажа крыло расположено под нулевым углом относительно строительной горизонтали вертолета. Стабилизатор. На вертолете установлен односторонний стабилизатор небольшой площади (Fст/Fнв=0,43%). Стабилизатор расположен в верхней части киля, со стороны, противоположной рулевому винту. Верхнее расположение стабилизатора уменьшает скос и торможение потока около него, что более эффективно улучшает устойчивость вертолета.

Особенность вертолета.

При разработке компоновочной схемы вертолета Ми-28 основное внимание было уделено повышению эффективности применения и боевой живучести вертолета: – вынос двигателей; – установка ЭВУ; – плохо обтекаемая носовая часть фюзеляжа; – неубирающееся шасси; – установка БРЛС. Все это привело к тому, что лобовое сопротивление вертолета (по сравнению с вертолетом Ми-24) возросло в 1,5 раза. Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий винт пятилопастной. Эластомерная втулка несущего винта имеет разнос горизонтальных шарниров в два раза больший, чем на вертолетах типа Ми-24. Это увеличило эффективность продольного и поперечного управления вертолета (несмотря на более легкие лопасти несущего винта), а также увеличили демпфирование угловых движений тангажа и крена. Однако, увеличение разноса горизонтальных шарниров привело к увеличению статической неустойчивости несущего винта по углу атаки на больших скоростях полета. Обеспечение приемлемых характеристик статической и динамической устойчивости вертолета, в целом, достигнуто соответствующим выбором аэродинамических характеристик планера со стабилизатором. Особенностью вертолета является расположение на втулке несущего винта обтекателя антенны БРЛС шарообразный формы. Его аэродинамические характеристики таковы, что он практически не влияет на устойчивость вертолета, но увеличивает его вредное сопротивление и создает кабрирующий момент. Компенсация кабрирующего момента, создаваемого силой сопротивления обтекателя, достигается выбором угла установки стабилизатора. Использование стабилизатора небольшой площади стало возможным благодаря упругому закреплению стабилизатора относительно оси его вращения. Например, при увеличении угла атаки вертолета и стабилизатора, шарнирный момент последнего преодолевает натяжение пружины и увеличивает его угол установки. Из-за этого возрастают подъемная сила стабилизатора, которая создает момент относительно центра тяжести вертолета, направленный в сторону уменьшения угла атаки вертолета. Таким образом, улучшается устойчивость вертолета по углу атаки. Для уменьшения продольной разбалансировки вертолета при переходе от режима горизонтального полета к режимам набора высоты или авторотации стабилизатор сделан поворотным, а его угол установки зависит от общего шага несущего винт. На вертолета установлен толкающий 4-х лопастной, Х-образный рулевой винт увеличенной эффективности. Направление вращения, при котором нижние лопасти идут вперед, дает улучшение путевой управляемости на режиме висения при ветре справа. В целях улучшения путевого управления и точности выдерживания курса при вертикальных перемещениях вертолета на висении и малых скоростях полета, а также для уменьшения потребных перемещений педалей при изменении режима полета вертолет снабжен системой автоматического изменения угла установки лопастей рулевого винта в зависимости от общего шага несущего винта (система «шаг-винт»). Положение упора максимального угла установки лопастей рулевого винта выполнено переменным, зависящим от величины общего шага несущего винта. Это сделано для того, чтобы ограничить возможность излишнего отклонения вперед правой педали в условиях малых барометрических высот и низких температур наружного воздуха. Чем меньше барометрическая высота и ниже температура наружного воздуха, тем меньшие значения имеют потребные на режиме висения вертолета, как общий шаг несущего винта, так и угол установки лопастей рулевого винта. Этим достигается снижение нагрузок в хвостовой трансмиссии при отклонении правой педали до упора, аналогично системам СПУУ на вертолетах Ми-24 и Ми-8МТ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: