15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МиГ-21 против “Фантома”

Находили по дыму: как Миг-21 сбивали F-4 Phantom (6 фото + 1 видео)

Двухместный F-4 весил почти 19 тонн, Длина истребителя более 20 метров, размах крыльев 12 метров. 10-тонный МиГ-21 с 8-метровым крылом выглядел на его фоне малышом. Но это была весьма грозная малютка: потрясающая маневренность и малая заметность — тонкий силуэт истребителя терялся в мешанине воздушного боя, — делали самолет очень грозным противником для неповоротливого Phantom.

У того были свои преимущества: два летчика могли одновременно вести наблюдение за обстановкой, маневрировать и управлять оружием. Стандартно на F-4 подвешивали шесть-восемь ракет “воздух-воздух” AIM-7 Sparrow или AIM-9 Sidewinder.

МиГ нес всего две ракеты АА-2, но у него была 23-миллиметровая пушка, показавшая себя весьма ценным средством поражения в ближнем бою. Настолько ценным, что после вьетнамской войны американцы также оснастили Phantom шестиствольной пушкой Vulcan.

Обычной тактикой МиГов было нападение сверху на эскадрильи американских бомбардировщиков, сопровождаемые истребителями.

Используя превосходство в скорости, вьетнамские самолеты пикировали сквозь американский строй, попутно поражая несколько самолетов, затем разворачивались и растаскивали американцев на индивидуальные схватки.

F-4 был хорошо заметен из-за больших размеров и струй дыма, которые выпускали его двигатели, пишет National Interest.

Счет в небе Вьетнама оказался в пользу МиГов: 103 сбитых F-4 против 66 МиГ-21.

Источник: youtu.be

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

Малоизвестные факты о самом массовом реактивном самолете в мире

В ноябре 1958 года состоялся первый полет легендарного самолета МиГ-21. Во вьетнамской войне советские сверхзвуковые «МиГи» нагнали страху на американских пилотов «Фантомов», которые до появления наших безраздельно господствовали в небе маленькой страны.

Гроссмейстер пошел Е2 — Е4

После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами.

В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В 1955 году был явлен миру самолет Е-2, развивавший скорость до 1920 км/ч, через год в небо поднялся Е-4 с треугольным крылом. 22 ноября 1958 года состоялся первый полёт истребителя Е-6, который был принят на вооружение под индексом МиГ-21.

В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива.

Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками».

Читать еще:  Схемы БА-3 - бронеавтомобиль

В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой.

В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.

В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.

Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16.

Превосходство в небе

Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф производства Китая) и несколькими советскими МиГ-15бис. Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой. И всё же перевес до поры до времени оставался за ними.

Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».

Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.

В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы — 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.

Читать еще:  Исторические сведения Рогатина

Основные модификации МиГ-21

Всего было создано около пятидесяти серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21. Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.

МиГ-21Ф — базовая модель с оптическим прицелом АСП-СДН, радиодальномером СРД-5 и двумя пушками HP-30.

МиГ-21Ф-13 — истребитель с управляемыми ракетами ТГС К-13. Усовершенствованы оптический прицел и радиодальномер. Самолет шел, в том числе и на экспорт.

МиГ-21ПФ — самолет из разряда всепогодных. По сравнению с прежними моделями истребитель имел лучшие разгонные характеристики.

МиГ-21ПФМ — серийный самолет с радиоприцелом РП-21 М, имел двухствольную пушку ПШ-23, две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» и систему обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ».

МиГ-21ФЛ — модификация с увеличенными топливными баками. Поставлялся преимущественно на экспорт.

МиГ-21С — истребитель с ракетным вооружением УР Р-ЗР, радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом ПКИ, автопилотом АП-155.

МиГ-21СМ — самолет обладал встроенной пушкой ГШ-23Л (боекомплект — 200 патронов), управляемыми ракетами с радиолокационным наведением К-13Р (Р-ЗР) и УР с ТГС К-13Т (Р-Зс).

МиГ-21МФ — еще один вариант истребителя МиГ-21 СМ. Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 (до 6 единиц). Самолет выпускался в Индии по лицензии.

МиГ-21бис — истребитель с улучшенными маневренными и разгонными характеристиками. По маневренности близок к западным истребителям четвертого поколения. На этой модели установили дополнительные топливные баки. Был вооружен шестью УР Р-55 и Р-60М с ТКС. Имел катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М.

МиГ-21И — продолжение модели МиГ-21бис. Истребитель оснащен импульсно-доплеровской РЛС «Копье», ракетами средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К 1, а также УР малой дальности Р-739и ракетами ближнего боя Р-60М.

МиГ-21Р — самолет-разведчик, оснащенный телевизионными средствами ведения воздушной разведки и автопилотами КАП-1, КАП-2 и АП-155.

Тактико-технические данные самолета МиГ-21

Размах крыла — 7,15 м.

Максимальная скорость — 2175 км/ч:

Экипаж: 1 человек

Нормальная взлётная масса — 7100 кг

Силовая установка: 1 x Туманский Р11Ф-300

Вооружение: 1×30 мм НР-30 пушка, 2×500 кг бомб, 2x УР K-13.

Снимок в октрытие статьи: истребитель МиГ-21/ Сергей Преображенский /ТАСС

Почему борьба с COVID-19 по рецептам Запада не приносит успеха

Тихоокеанский флот способен ответить на агрессию, но у него есть «ахиллесова пята»

Россия вышла на второе место в мире по заболеваемости коронавирусом

Как советские МиГ-21 уничтожали «Фантомы» в небе Вьетнама

Пока СССР не начал оказывать военную помощь Северному Вьетнаму в противостоянии с Южным Вьетнамом и США, авиация американских ВВС безраздельно царила в воздухе, нанося значительный ущерб сухопутным войскам и коммуникациям северян. Их немногочисленная истребительная авиация, представленная в основном МиГ-17 и их китайскими копиями, не могла эффективно противостоять штатовским «Фантомам» F-4.

Читать еще:  Новости АН-94 - 5,45-мм автомат

В связи с этим советским руководством было принято решение перебросить во Вьетнам самые совершенные на тот момент в СССР самолеты МиГ-21. Это были легкие фронтовые истребители с относительно небольшой дальностью в 1500 км с более слабым на фоне «Фантома» вооружением.

Оно включало сначала две, а впоследствии четыре ракеты «воздух-воздух» Р-3С с ИК-наведением, а также авиапушку калибром 23 или 30 мм. Однако по максимальной скорости и потолку МиГ-21 американскому F-4 не уступал. Более того, он был значительно легче (всего 8 тонн против 20 тонн у «Фантома») и гораздо маневреннее.

Фантомы же были истребителями совсем другого класса – тяжелые двухдвигательные самолеты с мощной бортовой РЛС и разнообразным ракетным вооружением, включающим управляемые ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности. Изначально они предназначались для прикрытия с воздуха авианосных ударных групп, но впоследствии прекрасно проявили себя и в качестве ударных машин.

Однако все достоинства не помогли F-4 в противостоянии с МиГ-21. Только с мая по декабрь 1966 года американские ВВС недосчитались 50 самолетов, при том что вьетнамская сторона потеряла лишь 12 МиГ-17 и МиГ-21. Позже американские пилоты признали, что МиГ-21 был совсем не «по зубам» «Фантомам».

Основным их недостатком была почти 50%-я вероятность попадания самолета в плоский штопор в маневренном бою, если машину пилотирует летчик с недостаточной квалификацией. Только из-за этой особенности американцы до 1971 года потеряли 80 F-4.

Главной тактикой МиГ-21 в бою с «Фантомами» была атака управляемыми ракетами на сверхзвуковой скорости и последующее удаление на максимальной тяге. Также излюбленным приемом советских летчиков был так называемый «Блинчик», когда МиГ-21 сгонял F-4 с больших высот на средние, где с ними в маневренном бою расправлялся уже рой небольших и более старых МиГ-17.

В целом война во Вьетнаме обернулась для F-4 Phantom убедительным поражением. С 1966 по 1972 годы советские летчики сбили 103 «Фантома», потеряв при этом 54 МиГ-21. Еще нужно учесть, что F-4 – машина несравненно более дорогая, чем любой из МиГов. Кроме того, при уничтожении американской машины как правило погибало два члена экипажа, так как истребитель был двухместным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: