МиГ-21 против “Фантома”
Находили по дыму: как Миг-21 сбивали F-4 Phantom (6 фото + 1 видео)
Двухместный F-4 весил почти 19 тонн, Длина истребителя более 20 метров, размах крыльев 12 метров. 10-тонный МиГ-21 с 8-метровым крылом выглядел на его фоне малышом. Но это была весьма грозная малютка: потрясающая маневренность и малая заметность — тонкий силуэт истребителя терялся в мешанине воздушного боя, — делали самолет очень грозным противником для неповоротливого Phantom.
У того были свои преимущества: два летчика могли одновременно вести наблюдение за обстановкой, маневрировать и управлять оружием. Стандартно на F-4 подвешивали шесть-восемь ракет “воздух-воздух” AIM-7 Sparrow или AIM-9 Sidewinder.
МиГ нес всего две ракеты АА-2, но у него была 23-миллиметровая пушка, показавшая себя весьма ценным средством поражения в ближнем бою. Настолько ценным, что после вьетнамской войны американцы также оснастили Phantom шестиствольной пушкой Vulcan.
Обычной тактикой МиГов было нападение сверху на эскадрильи американских бомбардировщиков, сопровождаемые истребителями.
Используя превосходство в скорости, вьетнамские самолеты пикировали сквозь американский строй, попутно поражая несколько самолетов, затем разворачивались и растаскивали американцев на индивидуальные схватки.
F-4 был хорошо заметен из-за больших размеров и струй дыма, которые выпускали его двигатели, пишет National Interest.
Счет в небе Вьетнама оказался в пользу МиГов: 103 сбитых F-4 против 66 МиГ-21.
Источник: youtu.be
Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»
Малоизвестные факты о самом массовом реактивном самолете в мире
В ноябре 1958 года состоялся первый полет легендарного самолета МиГ-21. Во вьетнамской войне советские сверхзвуковые «МиГи» нагнали страху на американских пилотов «Фантомов», которые до появления наших безраздельно господствовали в небе маленькой страны.
Гроссмейстер пошел Е2 — Е4
После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами.
В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В 1955 году был явлен миру самолет Е-2, развивавший скорость до 1920 км/ч, через год в небо поднялся Е-4 с треугольным крылом. 22 ноября 1958 года состоялся первый полёт истребителя Е-6, который был принят на вооружение под индексом МиГ-21.
В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива.
Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками».
В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой.
В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.
В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.
Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16.
Превосходство в небе
Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф производства Китая) и несколькими советскими МиГ-15бис. Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой. И всё же перевес до поры до времени оставался за ними.
Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».
Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.
В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы — 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.
Основные модификации МиГ-21
Всего было создано около пятидесяти серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21. Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.
МиГ-21Ф — базовая модель с оптическим прицелом АСП-СДН, радиодальномером СРД-5 и двумя пушками HP-30.
МиГ-21Ф-13 — истребитель с управляемыми ракетами ТГС К-13. Усовершенствованы оптический прицел и радиодальномер. Самолет шел, в том числе и на экспорт.
МиГ-21ПФ — самолет из разряда всепогодных. По сравнению с прежними моделями истребитель имел лучшие разгонные характеристики.
МиГ-21ПФМ — серийный самолет с радиоприцелом РП-21 М, имел двухствольную пушку ПШ-23, две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» и систему обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ».
МиГ-21ФЛ — модификация с увеличенными топливными баками. Поставлялся преимущественно на экспорт.
МиГ-21С — истребитель с ракетным вооружением УР Р-ЗР, радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом ПКИ, автопилотом АП-155.
МиГ-21СМ — самолет обладал встроенной пушкой ГШ-23Л (боекомплект — 200 патронов), управляемыми ракетами с радиолокационным наведением К-13Р (Р-ЗР) и УР с ТГС К-13Т (Р-Зс).
МиГ-21МФ — еще один вариант истребителя МиГ-21 СМ. Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 (до 6 единиц). Самолет выпускался в Индии по лицензии.
МиГ-21бис — истребитель с улучшенными маневренными и разгонными характеристиками. По маневренности близок к западным истребителям четвертого поколения. На этой модели установили дополнительные топливные баки. Был вооружен шестью УР Р-55 и Р-60М с ТКС. Имел катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М.
МиГ-21И — продолжение модели МиГ-21бис. Истребитель оснащен импульсно-доплеровской РЛС «Копье», ракетами средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К 1, а также УР малой дальности Р-739и ракетами ближнего боя Р-60М.
МиГ-21Р — самолет-разведчик, оснащенный телевизионными средствами ведения воздушной разведки и автопилотами КАП-1, КАП-2 и АП-155.
Тактико-технические данные самолета МиГ-21
Размах крыла — 7,15 м.
Максимальная скорость — 2175 км/ч:
Экипаж: 1 человек
Нормальная взлётная масса — 7100 кг
Силовая установка: 1 x Туманский Р11Ф-300
Вооружение: 1×30 мм НР-30 пушка, 2×500 кг бомб, 2x УР K-13.
Снимок в октрытие статьи: истребитель МиГ-21/ Сергей Преображенский /ТАСС
Почему борьба с COVID-19 по рецептам Запада не приносит успеха
Тихоокеанский флот способен ответить на агрессию, но у него есть «ахиллесова пята»
Россия вышла на второе место в мире по заболеваемости коронавирусом
Как советские МиГ-21 уничтожали «Фантомы» в небе Вьетнама
Пока СССР не начал оказывать военную помощь Северному Вьетнаму в противостоянии с Южным Вьетнамом и США, авиация американских ВВС безраздельно царила в воздухе, нанося значительный ущерб сухопутным войскам и коммуникациям северян. Их немногочисленная истребительная авиация, представленная в основном МиГ-17 и их китайскими копиями, не могла эффективно противостоять штатовским «Фантомам» F-4.
В связи с этим советским руководством было принято решение перебросить во Вьетнам самые совершенные на тот момент в СССР самолеты МиГ-21. Это были легкие фронтовые истребители с относительно небольшой дальностью в 1500 км с более слабым на фоне «Фантома» вооружением.
Оно включало сначала две, а впоследствии четыре ракеты «воздух-воздух» Р-3С с ИК-наведением, а также авиапушку калибром 23 или 30 мм. Однако по максимальной скорости и потолку МиГ-21 американскому F-4 не уступал. Более того, он был значительно легче (всего 8 тонн против 20 тонн у «Фантома») и гораздо маневреннее.
Фантомы же были истребителями совсем другого класса – тяжелые двухдвигательные самолеты с мощной бортовой РЛС и разнообразным ракетным вооружением, включающим управляемые ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности. Изначально они предназначались для прикрытия с воздуха авианосных ударных групп, но впоследствии прекрасно проявили себя и в качестве ударных машин.
Однако все достоинства не помогли F-4 в противостоянии с МиГ-21. Только с мая по декабрь 1966 года американские ВВС недосчитались 50 самолетов, при том что вьетнамская сторона потеряла лишь 12 МиГ-17 и МиГ-21. Позже американские пилоты признали, что МиГ-21 был совсем не «по зубам» «Фантомам».
Основным их недостатком была почти 50%-я вероятность попадания самолета в плоский штопор в маневренном бою, если машину пилотирует летчик с недостаточной квалификацией. Только из-за этой особенности американцы до 1971 года потеряли 80 F-4.
Главной тактикой МиГ-21 в бою с «Фантомами» была атака управляемыми ракетами на сверхзвуковой скорости и последующее удаление на максимальной тяге. Также излюбленным приемом советских летчиков был так называемый «Блинчик», когда МиГ-21 сгонял F-4 с больших высот на средние, где с ними в маневренном бою расправлялся уже рой небольших и более старых МиГ-17.
В целом война во Вьетнаме обернулась для F-4 Phantom убедительным поражением. С 1966 по 1972 годы советские летчики сбили 103 «Фантома», потеряв при этом 54 МиГ-21. Еще нужно учесть, что F-4 – машина несравненно более дорогая, чем любой из МиГов. Кроме того, при уничтожении американской машины как правило погибало два члена экипажа, так как истребитель был двухместным.