19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Ка-31 – вертолет ДРЛО

Модификации Ка-31 – вертолет ДРЛО

Возможность “отодвинуть” линию горизонта во все эпохи была главнейшим фактором успеха для военных моряков. Настоящая революция произошла, когда место марсовых занял радиолокатор. Морские сражения Второй мировой дают массу примеров, когда, благодаря наличию РЛС, вовремя поднятая с авианосца группа истребителей коренным образом меняла исход боя. Однако даже в те времена значительная скорость приближения цели оставляла считанные минуты на ответную реакцию. Жизненно важной задачей стал “запуск” локатора в небо.

Не удивительно, что именно американцы создали первый корабельный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения (ДР/10), которым стал AD-3W на базе палубного штурмовика Skyraider. Самолеты этого назначения постоянно развивались, достигнув своего совершенства в образе двухмоторного Е-2С Hawkeye. Но использование таких машин сдерживалось размерами палуб. Первыми это ощутили британцы, которые в 1970-е гг. вывели классические авианосцы из состава ВМС, заменив их кораблями, оснащенными авиатехникой вертикального взлета и посадки. Функцию “глаз флота” планировалось переложить на вертолеты (Первый подобный комплекс был построен на базе вертолета-амфибии Sea King). Однако в ходе боев за Фолклендские острова в 1982 г. они еще не поступили на вооружение. Лишенная дальнего радиолокационного прикрытия британская морская группировка понесла тяжелые потери.

Развитие палубных средств дальнего обнаружения пристально изучали в СССР, где в начале 1980-х гг. было принято решение о создании перспективного корабельного комплекса ДРЛО на базе вертолета. Планировалось, что он сначала будет базироваться на уже существовавших тяжелых авианесущих крейсерах типа “Киев”, а позднее и на более тяжелых перспективных кораблях, на которых дополнит палубные самолеты ДРЛО. На тот момент советский авиапром мог предложить заказчику лишь одну, подходившую для решения таких задач платформу – палубный транспортно-боевой вертолет Ка-29 (изначальное обозначение – Ка-252ТБ). На этапе НИР эта тематика получила наименование Ка-252РЛД (РЛД – радиолокационный дозор) Активные работы по новой машине развернулись с 1985 г. Поскольку новый вертолет по задачам и оборудованию существенно отличался от исходной машины, позже он получил собственное обозначение Ка-31.

В 1986 г. были утверждены эскизный проект и полномасштабный макет вертолета. Началось рабочее проектирование, а затем постройка опытных экземпляров. Для двух летных прототипов использовали находившиеся на Ухтомском вертолетном заводе им. Н.И. Камова (ныне ОАО “Камов”) недостроенные планеры вертолетов Ка-29 (сер. No.No. 03Д1 и 03Д2). Позже, перед началом летных испытаний, на них нанесли голубые бортовые номера 031 и 032.

Главная задача Ка-31 – обнаружение низколетящих воздушных целей, включая противокорабельные ракеты (ПКР), и надводных целей в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Для этого вертолет оснастили комплексом, включавшим радиолокационную станцию на твердотельных элементах, работавшую в дециметровом диапазоне волн. Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передавалась на пункты управления. Вращавшуюся на 360▒ антенну с фазированной решеткой разместили под фюзеляжем. Поскольку она имела значительные размеры, то в нерабочем положении складывалась. Чтобы стойки шасси не мешали вращению антенны, их доработали: основные опоры сделали подтягиваемыми вверх, а передние – убираемыми вдоль по полету в обтекатели. Для обеспечения значительных потребностей комплекса в электроэнергии, вертолет оснастили энергоузлом с мощной ВСУ, которую установили заглавным редуктором. Еще одним отличием Ка-31 от Ка-29 стали дополнительные топливные баки, размещенные в удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа.

“Мозг” нового вертолета – специальный комплекс Е-801 “Око” разработал Горьковский НИИ радиоэлектроники (ныне Нижегородское НПО “Вега”). Комплекс позволял обнаруживать воздушные цели типа истребитель на удалении в 100-150 км и надводные цели типа патрульный катер на удалении в 250 км. Он обеспечивал одновременную работу по 20 целям.

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета разработало Саратовское КБ приборостроения. Кроме стабилизации полета машины с вращающейся антенной, он обеспечивал выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданному маршруту, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над ее местом.

Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 г., а в течение следующих трех лет прошли его Госиспытания. Одновременно велась подготовка к серийному производству вертолета на Кумер-тауском АПО (ныне ОАО “Кумертауское авиационное производственное предприятие” или КумАПП). Развал СССР кардинальным образом сказался на судьбе Ка-31. Обвальное снижение финансирования программы, снятие с вооружения крейсеров типа “Киев” и прекращение строительства авианосцев привели к тому, что интерес к Ка-31 со стороны заказчика существенно снизился. Тем не менее, после длительных испытаний и доводки вертолет в 1995 г. был все-таки принят на вооружение авиации ВМФ России. В серийное производство его так и не передали, а существовавшие два экземпляра предполагалось базировать на единственном российском ТАКР “Адмирал Кузнецов” и ВПК класса “Современный”.

Читать еще:  Характеристики Т-50 - легкий танк

В 1999 г. программу Ка-31 неожиданно реанимировали. В том году был подписан контракт на сумму 207 млн. USD, предусматривавший поставку ВМС Индии 9 таких машин для комплектации переоборудованного ТАКР “Адмирал Горшков” (ныне “Викрамадитья”), В результате серийное производство Ка-31 в Кумертау все-таки стартовало. Дебют вертолета в Индии состоялся 16 мая 2001 г., а полностью индийский контракт был выполнен к концу 2004 г. О подробностях службы вертолета в условиях южных широт почти ничего не известно. Однако косвенным доказательством того, что камовское изделие пришлось ко двору, стало подписание в 2009 г. дополнительного контракта еще на 5 таких машин. Чтобы увеличить время барражирования вертолета, индийцы планируют оснастить свои Ка-31 системой дозаправки в воздухе с телескопической штангой-топливоприемником. В качестве танкера будут выступать транспортные вертолеты.

Проявили интерес к Ка-31 и военно-морские силы КНР. В рамках программы развития китайского флота возникла острая потребность в “летающих радарах” палубного базирования. Был подписан контракт на постройку 9 вертолетов, первый из которых был поставлен заказчику в ноябре 2010 г.

После “лихих девяностых” Россия в который раз за свою историю начала восстановление былого военного величия. Коснулись новые веяния и героя нашего рассказа. Однако бортовой комплекс Ка-31, уходивший корнями в далекие 1980-е гг., уже не соответствовал требованиям времени. Нельзя сказать, что разработчик забросил свое детище. По информации сайта http://alexeywo.livejournal.com, опытно-конструкторская работа (ОКР) по модернизации Ка-31, получившая название “Очертание-1”, велась ОАО “Камов” еще с 1990-х гг. Для обозначения создаваемых в ее рамках вертолетов в различное время применялись обозначения “03Д2”, старое Ка-252РЛД и Ка-31 Р. Вертолеты этой модификации получили на вооружение новый комплекс БКС-252.

Параллельно шла ОКР “Горьковчанин” по разработке вертолета “23Д2” (в различных материалах ОАО “Камов” фигурируют также обозначения Ка-252СВ, Ка-31СВ и Ка-35) для нужд Сухопутных войск с радиотехническим комплексом разведки наземных целей Л-381. Согласно данным журналиста и исследователя истории послевоенной советской авиации Петра Бутовского, летные испытания вертолета “23Д2” (белый борт. No. 231) были начаты в ноябре 2004 г. Сам вертолет представлял собой переоборудованный первый прототип Ка-31. Его внешняя особенность – “армейский” камуфляж. С 2006 г. начались испытания и второго экземпляра Ка-31 (белый борт.No. 232), модернизированного в вариант “23Д2”. Более подробные сведения по этой программе пока отсутствуют.

Согласно данным годовых отчетов ОАО “Камов”, в 2009 г. проводился второй этап совместных летных испытаний (СЛИ) опытного образца вертолета “03Д2” при его корабельном базировании. При этом отсутствует ясность, какой именно вертолет в них задействовали – вновь построенный, либо в очередной раз переделанный один из прототипов. Еще до окончания этих СЛИ были объявлены тендеры на поставку серийных образцов корабельных вертолетов РЛД. Итоги первого конкурса за No. 290-2038 от 26 ноября 2007 г. неизвестны, и скорее всего контракт заключен так и не был. Согласно условиям второго конкурса, объявленного 28 августа 2008 г. (извещение No. 080828/012437/ 155), предполагалась поставка двух Ка-252РЛД в 2009-10 гг. По его итогам 20 ноября 2008 г. с КумАПП был подписан контракт N9 328/3/212-Е03 на сумму 908,476 млн. руб., предусматривавший постройку этих машин.

22 июня 2012 г. в 859-й учебный центр авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 Р (борт 90, красный). Предположительно, что это первый серийный вертолет такого типа, построенный в Кумертау для флота России. Через два месяца в Ейск прибыл и второй вертолет этого типа (борт 91, красный). Затем обе машины перелетели в ЛИИ, в подмосковный Жуковский, где сегодня проходят испытания.

Чуть ранее, 9 апреля 2012 г., появилась информация Минобороны РФ о приеме заявок для участия в открытом аукционе на поставку до 25 ноября 2013 г. одного корабельного вертолета Ка-31 Р. Местом поставки указан аэродром Североморск. Хотя 15 мая этот тендер объявили несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие, это вовсе не означает остановку программы Ка-31. Сегодня такой вертолет объективно необходим Вооруженным силам России, поэтому его будут строить и совершенствовать далее. Не исключены и дальнейшие экспортные перспективы этой машины.

Читать еще:  Схемы АЕК-918Г - пистолет-пулемет

Фото Ка-31

Ка-31 – палубный вертолет, оснащенный комплексом дальнего радиообнаружения и наведения. Разработан для ВМФ СССР, состоит на вооружении в России, Индии и Китае.

Фото Ка-31

История создания

Изучение опыта Фолклендской войны 1982 года показало, что для полноценной защиты надводных кораблей от атак самолетов противника необходимо наличие авиационных средств дальнего обнаружения. Перед советскими конструкторами была поставлена задача создать такие средства для размещения на борту строящегося авианосца «Тбилиси».

Вертолет Ка-31 проектировался в ОКБ Камова начиная с 1985 года на базе транспортного вертолета Ка-29. Летные испытания первой машины были проведены в 1987 году. Проект оказался успешным, и командование флота СССР отдало предпочтение ему, вместо создававшихся параллельно самолетов Ан-71 и Як-44.

Из-за урезания бюджета в связи с финансовыми трудностями начала 1990-х годов, Ка-31 был принят на вооружение только в 1995 году, вертолеты начали службу на борту авианосца «Адмирал Кузнецов». Сборка осуществляется в г. Кумертау (Башкирия).

Фото Ка-31

Особенности

В своем окончательном варианте Ка-31 значительно отличается от Ка-29, на основе которого он создавался. К главным особенностям конструкции относятся:

  • мощная РЛС, оснащенная вращающейся антенной с фазированной решеткой (ее площадь 6 м2);
  • пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), выполняющий функции автопилота и позволяющий совершать полет в сложных метеорологических и климатических условиях, как днем, так и ночью;
  • убирающиеся шасси позволяют обеспечить свободное вращение антенны, расположенной непосредственно под фюзеляжем;
  • расширенная кабина, рассчитанная на пилота и штурмана-оператора, с двумя многофункциональными дисплеями;
  • вспомогательная силовая установка для питания радара.

Системы вертолета позволяют выполнять одновременное обнаружение и сопровождение двадцати целей, в том числе низколетящих, а также противокорабельных и крылатых ракет. Информация с борта Ка-31 передается на командный пункт в режиме реального времени.

Радарная установка имеет три режима работы: «воздух», «поверхность» (позволяет отслеживать надводные и наземные цели) и смешанный, в котором допускается одновременное наблюдение за воздушными и морскими целями.

Предельное расстояние обнаружения воздушных целей – 150 км., надводных – 260 км. Вертолет может также работать с наземными целями, обмениваясь информацией с ЗРК. Цели могут быть обнаружены на высотах до 4500 м, то есть ниже патрульной высоты самого вертолета.

Ка-31 может удаляться от базового корабля на 150 км. и находиться в автономном полете 2,5 часа (при стандартной высоте патрулирования 3,5 км.). Предельная скорость 250 км/ч. Бортовой ПНК позволяет выполнять посадку и зависание вертолета на заданной высоте в автоматическом режиме.

Взлетная масса вертолета составляет 12 т. – соответственно, он может оперировать с любого корабля, палуба которого позволяет выдерживать такую нагрузку.

Фото Ка-31Д2 (Ка-31СВ)

Эксплуатация

В составе вооруженных сил РФ имеется 2 вертолета Ка-31, входящих в авиагруппу ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

Индия закупила 14 таких машин (поставлены с 1999 по 2001 год). Часть из них базируется на авианосце «Викрамадитья». Планируется также, что ими будет оснащен новый авианосец «Викрант», после принятия его в состав флота, намеченного на 2018 год. Несколько вертолетов используются с прибрежных наземных баз.

Фото Ка-31 армии Индии

Вертолет ДРЛО Ка-31.

Вертолет ДРЛО Ка-31.

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Необходимость в средствах ДРЛО проявилась во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов. Отсутствие в составе английских экспедиционных сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев привело к потере двух таких миноносцев («Шеффилд» и «Ковентри»).

Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И.Камова получило в 1985 году. При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 году. После длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г.Кумертау.

Предназначен для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа «самолет» — «вертолет» на предельно малых высотах полета, так и надводных кораблей, их сопровождения и автоматической передачи данных на наземные и корабельные пункты управления. Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Является модификацией вертолета Ка-29, оборудованной для ведения разведки и защиты корабельных соединений от атак с воздуха. Предназначен для обнаружения воздушных (в том числе маловысотных, на фоне земли или моря), а также надводных целей и автоматической передачи информации о них на боевые корабли или наземные комплексы ПВО.

Читать еще:  ОЦ-12 «Тисс» - автомат

Ка-31 не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Вертолет Ка-31 создан на базе вертолета Ка-29 с возможностью базирования на суше и на кораблях различного класса. Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

Основу бортового комплекса составляет мощная РЛС на твердотельных элементах, имеющая для кругового обзора выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной решеткой. Антенна в походном положении находится под днищем фюзеляжа.

Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту в любых погодных и климатических условиях, обнаруживать и брать на автосопровождение 20 целей.

Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на пункты управления. На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 «Око», разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90 град., при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС. РЛС (с ФАР, вес антенны — 200 кг, длина антенны — 5,75 м, площадь антенны 6 кв. м ) обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии 100-150 км и 250-285 км для надводных целей типа «катер».

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Время полного оборота антенны составляет 10 сек.

РЛС кругового обзора с фазированной антенной решеткой, убирающаяся в нерабочем положении под фюзеляж, способна обнаруживать и сопровождать малоразмерные объекты, летящие на малых или сверхмалых высотах, а также малоразмерные морские цели. В автоматическом режиме осуществляет обнаружение и опознавание воздушных и морских целей определяет параметры их движения и передает данные в реальном масштабе времени на наземные или корабельные пункты управления.

Шасси вертолета выполнено частично убирающимся (подтягивающимся), что обеспечивает бортовой РЛС круговой незатененный обзор. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет Ка-31 выполнять автоматизированный полет по заданному маршруту. При использовании в интересах Сухопутных войск Ка-31 может базироваться на небольших неподготовленных площадках вблизи расположения мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая их целеуказанием. По своим характеристикам Ка-31 не имеет аналогов в мире.

Модификация: Ка-31
Диаметр главного винта, м: 15,90
Длина,м: 11,60
Высота ,м: 5,50
Ширина, м: 3,8
Масса, кг
-пустого: 5520
-нормальная взлетная: 11400
-максимальная взлетная: 12500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117ВК
-мощность, кВт: 2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч: 255
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Практическая дальность, км: 680
Продолжительность полета, ч.мин.: 2.30
Практический потолок, м: 5000
Статический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 3.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 ВМФ СССР с работающей РЛС. 1987 г.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 с работающей РЛС в полете.

Ка-31 в полете.

Ка-31 взлетает.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 после взлета.

Ка-31 на стоянке.

Ка-31 на стоянке.

Ка-31 на стоянке.

Вертолет ДРЛО Ка-31 на МАКС-2007.

Ка-31 на борту авианосца «Адмирал флота СССР Кузнецов».

Ка-31. Схема.

Список источников:
Михил Никольский. Самолеты разведки и управления.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов.
Григорий Кузнецов. ОКБ Камова — 50 лет.
Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радилокационного обнаружения и управления.
Фотоархив сайта russianplanes.net

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: