5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модификации Т-60 — лёгкий танк

Рассказы об оружии. Танк Т-60 снаружи и внутри

Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.

В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года, когда он был заменён на более совершенный лёгкий танк Т-70.

Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах.

Весьма оригинальная история Т-60 началась в мае 1941 года, когда московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка Т-50. Предложение/приказ (попробовал бы кто отказаться) вызвало если не шок у руководителей предприятия, то понимание того, что выпуск вряд ли будет освоен. Со всеми дальнейшими спецэффектами.

Танк Т-50 имел достаточно сложную конструкцию (особенно КПП и ходовая часть), а завод №37 скажем так, в передовиках не числился. Но жить хотелось всем, и от завода в Кремль пошло встречное предложение: на базе танка Т-40 (плавающего) освоить производство нового легкого танка сопровождения пехоты.

При создании этого фактически нового танка предполагалось использование нормально освоенной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Письмо подписали главный конструктор Н. А. Астров и военпред предприятия подполковник В. П. Окунев. Рисковое дело по тем временам, но… от «кровавого тирана» Сталина пришел не приказ о расстреле, а пришел заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной.

Малышев, будучи человеком, прекрасно разбиравшимся в технике, оценил проект танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и дал «добро». Единственным изменением в проект был совет заменить пулемет ДШК на 20-мм автоматическую пушку ТНШ-1 (ШВАК), хорошо себя показавшую на тот момент.

И танк пошел в серию.

О Т-60 в нашей литературе и размышлениях «экспертов» было сказано много. И умных вещей, и откровенных глупостей. «Слепой» танк со слабым вооружением» – наиболее часто встречающиеся перлы.

Триплексы, конечно, не очень. Но они у всех наших танков такие были. Однако сказать, что в танке ничего не видно впереди и по бокам, – это соврать. В ИС-2 намного хуже с обзором. Тонкая броня и слабое вооружение? Простите, кто сказал, что легкий танк сопровождения пехоты должен «Тигра» в борт пробивать? Это совершенно не его задача.

Пулемет в дзоте, минометная батарея, стрелки, бронетранспортер с пулеметом же – вот цели для такого танка. И ШВАК со своей скорострельностью вполне мог устроить тяжелую жизнь. Танки – это не цель для Т-60.

Много читал по поводу Т-60, и в итоге могу сказать одно: где командиры понимали, как применять легкий танк с наибольшей эффективностью, там они пачками не горели, а прослужили весьма долго для легкого танка. Например, под Ленинградом.

А где была дурь и «любой ценой», там и были сгоревшие танки и ненависть танкистов.

Вообще, практика использования Т-60 в лесах и болотистой местности под Ленинградом была весьма эффективной.

Когда говоришь о Т-60, сразу на язык просятся эпитеты «мелкий, шустрый и тихий». Это действительно так. Бензиновый моторчик от ГАЗа действительно работает негромко. И он один.

Танк получился очень маневренный и довольно шустрый.

Известен случай, когда два «тигра» под Ленинградом безуспешно гоняли Т-60, который мало того что уворачивался от стрельбы немцев, так еще и колотил ШВАКом немцам по головам. Увлекшись, немцы выскочили именно туда, куда их заманивал советский экипаж, а именно под пушки. Так два «Тигра» были потеряны благодаря грамотному использованию сильных сторон легкого танка.

Слабое вооружение… Конечно, 20-мм для борьбы с «Тиграми» не вариант. Но ТНШ-1, «приземленный ШВАК», имела весьма неплохие характеристики. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстрелов в минуту.

Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и даже среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага.

Читать еще:  Новости АК - автомат

Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.

Авиационная лента в 58 снарядиков соединялась с другими. Гильзы выбрасывались за борт, звенья ссыпались в поддон.

Боекомплект 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в Параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).

Многие говорят о том, что Т-60 был якобы никчемной и неудачной машиной. Спорно, очень спорно. Брони Т-60 вполне хватало для защиты даже от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек).

Немцы (румыны, итальянцы) танк ценили и охотно использовали у себя.

20-мм пушка ТНШ была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Я бы сказал, что в своём классе Т-60 был не то что не худшим, а явно среди лучших представителей класса легких танков.

В следующем материале мы попробуем сравнить легкие танки именно этого класса у союзников и стран Оси.

ТТХ Т-60
Боевая масса, т: 5,8—6,4
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 4100
Ширина, мм: 2392
Высота, мм: 1750
Клиренс, мм: 300

Бронирование:
Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 15/70 и 35/16
Борт корпуса, мм/град: 15/0
Корма корпуса (верх), мм/град: 10/76
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 13
Маска орудия, мм: 20

Вооружение:
Калибр и марка пушки: 20-мм ТНШ-1 или ШВАК
Боекомплект пушки, шт: 750
Углы ВН, град: −7/+25°
Углы ГН, град: 360

Пулемёт: 1 × 7,62-мм ДТ, боекомплект 1008 патронов

Подвижность
Тип двигателя: ГАЗ-202
Мощность двигателя, л. с: 70
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25
Запас хода по шоссе, км: 410-450

Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,53—0,63
Преодолеваемый подъём, град: 34
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 1,7
Преодолеваемый брод, м: 0,9.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Т-60, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ЛЁГКИЙ ТАНК Т-60

Этот танк был создан в первые месяцы Великой Отечественной войны конструкторским коллективом Н.А. Астрова на базе хорошо зарекомендовавшего себя плавающего танка Т-40, не имевшего, однако, артиллерийского вооружения. Ходовая часть осталась прежней, но способностью плавать новый танк не обладал. Зато у Т-60 была улучшена бронезащита, его вооружение было усилено пушкой, вследствие чего он получил возможность бороться с танками противника. Корпус Т-60 был сварен из катаных броневых листов с более рациональными, чем у Т-40, углами наклонов. Экипаж Т-60 состоял из двух человек: командира (он же – наводчик орудия) и механика-водителя. Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция. При производстве легких танков широко использовались автомобильные агрегаты. Так на Т-60 применялся 6-цилиндровый 4-тактный автомобильный карбюраторный двигатель ГАЗ-202, 4-скоростная коробка передач автомобиля ГАЗ-АА. Использование уже отработанной ходовой части танка Т-40 и автомобильных агрегатов позволило быстро наладить производство танков Т-60 и выпускать их в большом количество. Выпуск Т-60 начался в сентябре 1941 г. и продолжался до осени 1942 г. – всего было выпущено около 6000 таких машин.

Читать еще:  Рисунки Бе-2 - летающая лодка

Легкий танк Т-60 применялся в боях первого периода войны – для разведки и охранения, в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских подразделениях. Использовался он и в морских десантах. Так под Новороссийском со специально оборудованных мотоботов был высажен 132-й отдельный танковый батальон под командованием М.Джанова – 36 танков Т-60, которые значительно облегчили положение десантников. Часть танков Т-60 использовали для размещения направляющих реактивных снарядов БМ-8-24. На базе Т-60 была создана также зенитная установка Т-60З с двумя пулеметами калибра 12,7 мм. Танк Т-60 был прост и дешев в производстве, но необходимость усиления бронирования и вооружения привела к замене этой машины новым легким танком Т-70.

Боевой вес, т 5,8
Длина, м 4,1
Ширина, м 2,3
Высота, м 1,75
Запас горючего, л 320
Мощность двигателя, кВт 51,5
Скорость по шоссе, км/ч 20-35
Запас хода по шоссе, км 420-450
Бронирование, мм:
Лоб 25
Корма 15
Борт 25
Башня 35
Вооружение: 1х20-мм автоматическая авиационная пушка ШВАК (в танковом варианте – ТНШ-20) и спаренный с ней 7,62 пулемет ДТ.
Боекомплект состовлял 780 снарядов и 945 патронов.

Т-60: советский легкий танк в бою

Сегодня вклад легких танков периода Великой Отечественной Войны незаслуженно уводят в тень «старших» Т-34 и КВ. А ведь на их слабую броню приходилась не менее сложная ноша! Более того, в условиях недостатка бронетехники после поражений начала войны, именно простые в производстве легкие машины позволили выиграть время и заполнить пробелы.

Сегодня мы поговорим о легком танке Т-60, прошедшем большинство сражений первой половины войны.

К началу войны в Красной Арии находился обширный парк легких машин. В частности, было выпущено чуть менее тысячи плавающих танков Т-40. Но уже первые дни войны показали, что их способность плавать не так важна, а недостаток вооружения и бронирования был критичным. 25 июня руководству завода №37 было приказано наладить выпуск танков Т-50. Главный конструктор завода – Н.А. Астров понимал, что для поставленной задачи заводу потребуется глобальная реконструкция, и дабы выйти из положения, в кратчайшие сроки был спроектирован новый танк Т-60.

Прототип представлял собой «сухопутную» модернизацию Т-40: без возможности плавать, но с улучшенным бронированием. В остальном, танк повторял предшественника – в том числе и по части вооружения, состоящего из 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Танк показали наркому танковой промышленности В.А. Малышеву, который предложил оснастить машину 20-мм авиационной автопушкой ШВАК. В кратчайшие сроки конструктор орудия Б.Г. Шпитальный подготовил танковый вариант пушки, и после демонстрации прототипа И.В. Сталину, танк приняли на вооружение под обозначением Т-60.

Компоновка Т-60 была типичной для легких машин Астрова. Впереди – трансмиссия, за ней размещался водитель. Мотор размещался в правой части по центру корпуса, а слева от него было боевое отделение – это обусловило смещение башни от центральной оси. За бронестенкой находились топливные баки и радиатор, что повышало выживаемость экипажа в случае пожара. Собственно, экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и командира.

В силу того, что производство машины было развернуто на четырех заводах, каждый конструкторский коллектив вносил коррективы в конструкцию Т-60. Так, изначально схема бронирования была следующей: лоб корпуса – 35 и 30 мм (средняя и нижняя лобовая деталь, соответственно), лоб и борта башни – по 25 мм. Позже в наиболее обстреливаемые участки передней проекции добавили 10-мм экраны, которые сделали Т-60 танком с разнесенным бронированием.

С этими усовершенствованиями масса Т-60 возросла до 6,4 тонн. Танк приводился в движение 70-сильным карбюраторным мотором ГАЗ-202, который позволял легкой машине достигать скорости в 42 кмч по шоссе. При этом запас хода достигал внушительных 400 километров. Кроме этого мотора, на танки разных заводов могли устанавливаться другие силовые агрегаты мощность в 40-90 сил. Особенностью Горьковских двигателей был предпусковой подогреватель, который позволял запуск мотора электростартером. В иных случаях, холодный двигатель запускали лишь ручным стартером.

Читать еще:  Видео Ил-102 - тяжёлый штурмовик

Основным вооружением танка стала 20-мм автопушка ШВАК (в танковом исполнении – ТНШ-1)с длиной ствола в 82,4 калибра. Для того, что бы поместить спаренный пулемет ДТ, орудие сместили вправо – это потребовало корректировки прицельной сетки механического прицела ТМФП-1. К слову, при повреждении прицела огонь можно было вести по мушке. Скорострельность орудия достигала 750 выстрелов в минуту, но при умениях командира, можно было вести и одиночный огонь. Боекомплект танка вмещал 754 снаряда, разделенных на 13 коробок с лентами. В его состав входили бронебойно-зажигательные, подкалиберные, осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные выстрелы. Так, подкалиберный выстрел с карбидо-вольфрамовым сердечником, мог поразить до 35-мм брони на расстоянии в 500 метров. Иначе говоря, танк мог на равных бороться с легкими танками и БТР противника, а при удачном стечении обстоятельств – поразить и средние танки.

Радиостанции 71-ТК-3 устанавливались лишь на командирские танки, линейные машины для связи использовали флажковую сигнализацию. Командиру для обзора был доступен прицел и две смотровые амбразуры – в левой и задней правой стенке башни. У механика-водителя была единственная смотровая щель, используемая для обзора при закрытом люке.

За недолгое время производства Т-60 предпринимались попытки увеличить его огневую мощь. Так, опытный Т-45 представлял собой Т-60 с новой башней и 45-мм орудием. Или Т-60-1 с автобусным мотором в 88 сил, который давал задел для наращивания бронирования. Также, на базе Т-60 была создана ОСУ-76 – САУ с 76-мм пушкой ЗИС-3.

Эти проекты были закрыты на этапе прототипов по ряду причин. С одной стороны, меры по улучшению Т-60 оказались ненужными с началом производства Т-70, а с другой – опытные машины на базе легкого танка обладали критичными недостатками.

Хотя, были и удачные эксперименты. Еще во время производства Т-40 была разработана установка КС-77 с 12 направляющими для запуска неуправляемых ракет М-8, которые устанавливались вместо штатной башни. Эта установка успешно перекочевала на Т-60, превратив его в РСЗО БМ-8-24

Уже осенью 1941 года первые Т-60 увидели врага в составе 10-й танковой бригады. До 1943 года легкие машины применялись в большинстве крупных операций – от сражения за Москву, до деблокады Ленинграда. Именно там небольшие размеры танка оказались кстати: танки доставляли в осажденный город по воде, маскируя их под баржи с углем. Так 61-я бригада в полном составе смогла попасть в Ленинград. Она успешно действовала в составе 67-й армии, позволив захватить плацдарм глубиной до 3 километров. К слову, более массивные Т-34 этого не смогли бы сделать по причине большего веса, который не выдержал бы лед замерзшей Невы.

Особо много Т-60 потеряли в ходе Харьковской операции. Ввиду низкого уровня защищенности и вооружения, машину (справедливости ради, как и «старшего брата» Т-70) прозвали БМ-2 – «братская могила на двоих». С другой стороны, начиная с первых серий, легкие машины отличились высокой надежностью – не в пример легендарным Т-34. До конца 1942 года Т-60 активно эксплуатировались – пока их не стали заменять новыми Т-70, или средними Т-34. Примечательно, что одна из немногих женщин в среде танкистов Красной армии – Екатерина Петлюк, воевала на Т-60 с собственным именем «Малютка».

В боевых условиях выявился главный недостаток танка – 20-мм пушка, которая часто отказывала, превращая машину в самоходный ДОТ с пулеметом. В связи с заменой танка в войсках, последней крупной битвой с их участием стало сражение за Курск, где Т-60 числились в составе 18-й танковой армии. Легкие танки использовались для операций в тылу и охранения пехоты на марше. Последние Т-60 доживали свой век на фронте в роли артиллерийских тягачей. Стоит отметить, что в таком же амплуа немцы использовали многие захваченные Т-60: сказывалась доступность запчастей и неприхотливость.

В последний раз Т-60 эпизодически применялись летом 1945 года – в борьбе с Японией, а после войны остатки танков были отправлены на слом. За экипажами этих машин не было большого счета подбитой бронетехники, или массивов уничтоженной пехоты противника. Т-60 стал классическим и необходимым танком «тяжелого времени». Несмотря на недостатки, вроде слабого бронирования и вооружения (которое часто отказывало), «неистребимая саранча» — как ее прозвали немцы, была безальтернативным вариантом для промышленности, подкошенной поражениями начала войны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector