16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости ИС-3 – тяжёлый танк

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания танка ИС-3. Соперничество двух инженеров

Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1» началась летом 1944 года. Часть этого танка, а именно башня, была спроектирована в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода, главным инженером и конструктор М.Ф. Балжи.

Особенностью танка от Балжи являлось нестандартное конструкторское решение, основанное на исследовании повреждений подбитых советских танков ИС-2, в проектировании башни, а именно ее низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. Изначально корпус танка ИС-3 отличался от своего приемника. По настоящий день сохранилась только одна фотография танка спроектированного на Челябинском Кировском заводе.

Теперь переместимся на Опытный завод №100 во главе которого стоял Ж.Я.Котин. Как только Котин узнал о том, что на ЧКЗ создают новый танк, был издан указ от его имени о подготовке проекта опытного танка, который мог бы составить конкуренцию ЧКЗ.

Корпус будущего танка, решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом в 56° и поворотом на 43°, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы(да, мы говорим о корпусе) под углом 73°, в ней был расположен люк механика-водителя . Нижняя бронеплита располагалась под наклоном 63°. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести.

К сожалению информация о башне производства Опытного завода №100 не сохранилась, образцы не строились.

Итак, два проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи, а корпус из проекта Ж.Я.Котина. Следует отметить, что директор ЧКЗ И.М.Зальцман когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3.

Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А.Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова:

Вот такая машина нужна армии!


После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ.

Вооружение танка

На танк ИС-3 устанавливалось орудие Д-25Т образца 1943 года калибром 122мм и спаренный с ним пулемет ДТ. Орудие обладало дульным тормозом. Начальная скорость полета бронебойного снаряда составляла 781 м/с.
С помощью телескопического прицела дальность прицельной стрельбы могла составлять 5000 метров.
Скорострельность орудия составляла примерно 2 выстрела в минуту, а при обученном экипаже доходила до 3 выстрелов в минуту. Боекомплект орудия составлял 18 осколочно-фугасных снарядов и 10 бронебойных, что в сумме образовывало 28 ( интересно, что для легкости обучения заряжающих, бронебойных снаряд окрашивался в черный цвет, а остальные в серо-стальной.)
Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года.

Послужной список танка ИС-3

Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.
Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз пройтись по Европе.

Тяжелый танк ИС-3 активно использовался советскими войсками при подавлении венгерского восстания 1956 года.
Так же ИС-3 применялись Египтом в шестидневной войны против Израиля, но уже тогда ИС-3 уступал по ТТХ таким танкам как M48 и «Центурион».

Модификации ИС-3

Несмотря на то, что танк производился всего один год с 1945 по 1946 гг., было выпущено еще несколько модернизаций этого танка:
ИС-3К — Обычно в советских и российских бронетанковых войск буква К обозначает, что танк командирский. В случае с ИС-3К, дополнен радиостанцией Р-112.
ИС-3М — Это более серьезная модернизация, в которой произведены замены деталей и исправлены некоторые ошибки прошлой версии, а именно:

  • Укрепили командирский(вращающийся) люк
  • Прибор ночного видения у механика-водителя
  • Замена двигателя на другой, более надежный. Мощность двигателя не изменена.
  • Узлы опорных катков и направляющих колес упрочнены.
  • «Электролизация» танка, от цепи дежурного освещения до подогревателя с электроприводом.
  • Заменен пулемет ДШК на ДШ КМ, а пулемет ДТ на ДТМ
  • Установка Раций с ИС-3К и новых переговорных устройств.

ИС-3МК — дополнен еще одной радиостанцией Р-112

Машины, разрабатываемые на базе ИС-3

На базе ИС-3 разрабатывался Объект 704, он же ИСУ обр.1945 года, в серию не пошел.

Также на базе тяжелого танка ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.
Всего танков ИС-3 и его модификаций было произведено 2311 штук. Танк состоял на вооружении регулярных войск армии некоторых стран вплоть до 1993 года

Советский танк ИС-3 – не ко времени и не к месту

На эмблеме танковых войск России до сих пор изображён танк, который не может похвастаться ни выдающейся боевой карьерой, ни повсеместным распространением, ни революционной конструкцией (хотя новаторских решений там хватало). Однако символом рода войск стал именно он – тяжёлый танк ИС-3, иногда называемый «щука» за характерный внешний вид.

Читать еще:  Статьи ДС-39 - станковый пулемёт

ИС-3 не удалось заменить своего предка ИС-2 в строевых частях даже после модернизаций. А они (модернизации) не смогли значительно повысить его качества. А ведь сама по себе «щука» был вовсе не плоха.

История создания

Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.

С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.
Летом того же года проект был одобрен, а к осени был собран первый прототип. Второй опытный образец имел внутризаводское обозначение «Кировец-1». От ИС-2 он отличался уже значительно – имел полностью новый корпус и вновь разработанную башню в виде приплюснутой полусферы. Трансмиссию «Кировца» усилили. Узнав о результатах испытаний будущего ИС-3, Жозеф Котин, возглавлявший тогда Опытный Завод при ЧКЗ, предложил свой вариант усиления брони.

Конструкторам Опытного Завода удалось разработать оригинальную схему бронирования носовой части танка, ставшую известной под прозвищем «щучий нос» – её и предложил использовать Котин.

Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.

Конструкция

Корпус танка ИС-3 отличался от корпуса ИС-2 не только расположением листов брони. Из его конструкции, например, полностью исключили литые детали. Знаменитый «щучий нос» представлял собой лобовую деталь из двух листов, расположенных под двойным углом, в виде клина, вытянутого вперёд. Листы имели толщину в 110мм. Нижняя часть бортов «щуки» толщиной 90мм – вертикальная, а верхняя выполнялась с обратным наклоном в 60⁰.

Надгусеничные ниши, образованные наклонённым бортом танка, снаружи закрывались бронированными бортами, фактически выполнявшими роль противокумулятивных экранов. Корытообразное днище «щуки»имеет толщину 20мм. Кормовые бронеплиты – толщиной в 60мм. Башня танка – литая, фактическая толщина её стенок колебалась от 255 до 110мм, но благодаря рационально подобранным углам наклона эквивалентная толщина брони была не ниже 160мм.

Внутри танка ИС-3 тоже произошли изменения. Пост механика-водителя остался на прежнем месте – в центре носовой части корпуса. Теперь вместо смотровой щели для наблюдения мехвод пользовался сдвижным люком в крыше, а в бою – смотровым перископом. Командир машины, наводчик орудия, и заряжающий размещались в башне «щуки». Контролировать обстановку каждый из них с помощью таких же перископов МК-4, как и у водителя.

Рациональное объяснение отсутствию у ИС-3 командирской башенки найти сложно – опыт войны доказал её незаменимость.

Однако, командирский перископ отличался возможностью управлять башней с помощью кнопки электропривода. Теперь командир, обнаружив цель, мог нажатием кнопки немедленно развернуть на неё башню. Связь на ИС-3 обеспечивалась радиостанцией 10РК-26. С ней соединялось переговорное устройство ТПУ-4 для переговоров экипажа.

Огневая мощь ИС-2 нареканий не вызывала, поэтому на ИС-3 вооружение осталось прежним – 122мм орудие Д-25Т и спаренный с ним пулемёт ДТМ калибра 7,62мм. От курсового пулемёта и от пулемёта для обстрела задней полусферы отказались. У башенного люка «щуки» установили зенитный пулемёт ДШКМ калибра 12,7мм, снабжённый коллиматорным прицелом. Для наведения на цель пушки применялся прицел ТШ-17 четырёхкратного увеличения. Возможность стрелять с закрытых позиций обеспечивал уровень.

Размещение боекомплекта к пушке на ИС-3 рационализировали. Большинство снарядов укладывалось вертикально вдоль стенок башни, часть гильз находилась в носовой части корпуса, в укладках по обе стороны от водителя (на месте топливных баков). Новых снарядов «щука» не получила – использовались бронебойная «болванка» БР-471 и осколочный ОФ-471.

Интересно, что из-за большей длины осколочного снаряда его можно было помещать не во все укладки. Для самообороны в распоряжении экипажа «щуки» имелись пистолеты-пулемёты ППС и 25 гранат Ф-1 (либо РГ-42).

Поскольку подвижность ИС-2 тоже считалась удовлетворительной, то двигатель и ходовая часть ИС-3 остались в основном неизменными. Дизель В-11ИС-3 отличался от В-2ИС только повышенной надёжностью, а мощность развивал такую же – 520 л.с. Топливные баки, перенесённые из боевого отделения, находились у бортов моторного отсека. Четыре дополнительных бака, которые устанавливались снаружи на корпус, на «щуке» были включены в общую систему питания.

Сохранилась на ИС-3 четырёхступенчатая коробка передач, фактически имевшая восемь скоростей за счёт демультипликатора. Танк имел независимую торсионную подвеску. ЗИП хранился в надгусеничных нишах между внешним бортом и основным.

Читать еще:  Рисунки АПС - пистолет

История службы

«Презентация», как бы сейчас сказали, ИС-3 произошла 7 сентября 1945 года во время парада в Берлине, посвящённого окончанию Второй Мировой Войны. Танк должным образом впечатлил представителей западных армий, да и советские маршалы считали, что именно «щуки» станут хребтом обновлённых танковых войск.

Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.

Танк, который должен был избавиться от «детских болезней» ИС-2 приобрёл новые, собственные. А качество сборки не повысилось. Как раз в военное время это можно было терпеть – танк, если и не погибал безвозвратно в первых боях, вскоре ушёл бы на восстановление, а за год мог вообще устареть и уйти на слом. А в мирное время «жить» с постоянно ломающимися «щуками» предстояло годами. У ИС-3 продолжались отказы двигателей и трансмиссии, а главное – корпус сложной формы не обладал нужной жёсткостью и легко повреждался.

В итоге с 1948 года все выпущенные «щуки» отправились на «устранение конструктивных недостатков» – фактически, на восстановление. У машин усиливали корпус, устанавливали более прочные фрикционы. Вносились и другие улучшения – например, заменили радиостанции. Танк в итоге потяжелел на три тонны – до 48800 кг. В середине 50-х годов «щуки» модернизировали до стандарта ИС-3М. Снова усилили жёсткость корпуса, двигатель В-11 заменили на В-54, а в конструкцию коробки передач ввели маслорадиатор.

В боекомплект вошёл снаряд БР-471Д с бронебойным наконечником. Этот наконечник из мягкой стали препятствовал рикошету снаряда при встрече с бронёй. Проще говоря – такие снаряды лучше действовали по броне с большими углами наклона. Перископ командира заменили прибором ТПК-1 с пятикратным увеличением, а водитель «щуки» получил прибор ночного видения и инфракрасную фару. Стал возможным запуск мотора от внешней сети, через розетку на корме. Оружие самообороны экипажа заменили автоматами АК.

Поучаствовать в военной операции советским танкам ИС-3 довелось только однажды – в 1956 году во время «подавления контрреволюционного мятежа» в Венгрии, народ которой требовал выхода страны из Организации Варшавского Договора. Достоверно известно об одном уничтоженном в той операции ИС-3 – фото танка с сорванной взрывом башней широко известно.

Позже, в период обострения отношений с Китаем «щуки», вместе с другими тяжёлыми танками – ИС-2 и ИС-4 задействовали для усиления дальневосточных границ – некоторые танки стояли на боевом дежурстве, а некоторые – зарывались в землю, как ДОТы.

Другие ИС-3 использовались, как мишени на полигонах – сохранился, например, отчёт об испытании неуправляемой ракеты С-25, попадание которой оставило от ИС-3 только днище и лобовые листы брони. При этом танки «ухитрились» пережить Советский Союз – с вооружения их официально сняли только в 90-е годы.

В странах ОВД ИС-3 энтузиазма не вызвал – Польша и Чехословакия, которым «щуки» направили на ознакомление, интереса не проявили. В КНДР из поставленных ИСов составили два полка тяжёлых танков, но об их судьбе с тех пор ничего не известно. Зато «щуки» активно поставлялись в Египет. Их применение ожидалось уже во время Суэцкого Кризиса, однако этого так и не произошло. На протяжении 60-х годов парк египетских ИСов продолжал пополняться, а в 1967 году наконец-то пошли в ход.

Оказалось, что 122мм пушка превосходит 90мм орудия израильских танков по дальности – её скорострельность и прицельное оборудование оказались уже ниже всякой критики. Броня защищала «щуки» от устаревших «Базук» израильской пехоты, и давала некоторую защиту от упомянутых 90мм орудий. Но даже танки с 90мм пушками превосходили ИС-3 по маневренности, а от 105мм пушки L7 броня «щук» вообще не защищала.

В ряде столкновений египетские ИС-3 были побеждены модернизированными «Шерманами». Эффективно «щуки» могли действовать только с большой дистанции или из засад.

Широко тиражируется эпизод, в ходе которого израильский десантник поразил ИС-3, атаковавший штаб батальона парашютистов, гранатой, попавшей в открытый люк. Якобы египтяне шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстро «эвакуироваться». В действительности же механик-водитель открыл свой люк, чтобы лучше сориентироваться. Точный тип гранаты уже не установить – разные источники называют либо винтовочную, либо выстрел от «базуки».

В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.

Хотя трофейные «щуки» несколько лет показывали на парадах, применение танкам в итоге нашлось только одно. Как и в СССР, ИС-3 сделали элементом укреплённых линий. Напомним, что трофейные машины Т-55 и Т-62 в Израиле перевооружались и активно использовались.

Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.

Но последняя глава в боевой карьере «щуки» оказалась, неожиданно, написана в 2014 году. Ополченцы Донецкой Республики привели в рабочее состояние стоявший на постаменте ИС-3 и использовали его в боях, применяя боеприпасы от 122мм гаубиц. После того, как весь боекомплект был израсходован, танк бросили, и он был захвачен силами Украины.

Читать еще:  Характеристики Т-50 - легкий танк

Тактико-технические характеристики

Прямого аналога у ИС-3 во время его производства не было. Производство танков в Германии после войны надолго встало, а британские и американские тяжёлые танки в то время не выходили из стадии разработки. Можно, однако, сопоставить параметры «щуки» с характеристиками как предыдущего советского тяжёлого танка, так и следующего.

Танк ИС-3. Роковая ошибка конструкторов (5 фото)

Да и как остаться равнодушным, когда мимо тебя проходят более пяти десятков танков неизвестной конструкции с наглухо задраенными люками, новой, невиданной формы. Новые танки произвели на союзников неизгладимое впечатление, стали сенсацией и долгое время Западная пресса писала, что русские на данный период имеют самые мощные в мире танки.

Но не только Западная пресса обратила внимание на этот танк. Забили тревогу американские и британские военные специалисты увидевшие танк неизвестной для себя конструкции.

Казалось, что у нового танка большое будущее, и он станет чем-то вроде танка Т-34, который единодушно военными специалистами признан лучшим танком Второй Мировой войны. Ведь во многих танках той войны угадывались очертания этой легендарной машины.

Разработка танка ИС-3 началась сразу же после запуска в серийное производство известного танка ИС-2. Занимались этим два челябинских завода ЧКЗ (Челябинский Кировский завод) и Опытный завод №100

Верхняя лобовая деталь корпуса, сваренная в форме «щучьего носа», значительно повышала его бронестойкость, при равной толщине брони. Подобная конструкция лобовой детали родилась в конструкторском бюро завода №100 директором, и главным конструктором которого был Ж.Котин.

Работали над созданием новой машины и на ЧКЗ (Челябинском Кировском заводе) директором которого был И.Зальцман, а главным конструктором Н.Духов. На ЧКЗ разработка шла под индексом «Кировец-1». Особенностью этой конструкции стала оригинальная башня приплюснутой сферической формы.

На испытаниях обе машины показали как достоинства, так и недостатки и в результате этих испытаний и сравнительного анализа в НКТП (Народный комиссариат тяжелой промышленности) было принято решение о создании нового танка ИС-3 с учетом удачных разработок заводов ЧКЗ и №100.

Это решение было оформлено приказом НКТП № 729 от 16 декабря 1944 года. К 1 мая 1945 года на ЧКЗ было выпущено 25 танков ИС-3, а 7 сентября этого года 52 танка прошли на параде в Берлине, вызвав сенсацию.

Однако в самом начале эксплуатации танка выявились многочисленные конструктивные недостатки и недоработки. Кстати это не значило, что ИС-3 был хуже своих предшественников. Подобными недостатками страдали все танки военной поры: и Т-34 и ИС-2. Просто в послевоенный период требования к выпускаемой продукции значительно возросли.

Практически сразу после выпуска этих танков, считавшихся перспективными машинами, началась их модернизация по программе УКН (Устранение конструктивных недостатков). И если стоимость производства танка не поднималась выше 290тыс. рублей, а потом достигла 267 тыс. рублей, то по программе УКН, которая проводилась с 1947 по 1953 гг. на модернизацию одного танка уходило от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Казалось, что танку уготовано большое будущее, но после производства чуть более 2300 машин, производство танков ИС-3 было прекращено.

Почему же это произошло и почему конструкция лобовой детали, получившая название «щучий нос» или «нос горбинкой» практически не получили свое продолжение? Подобное расположение бронелистов в носовой части корпуса можно увидеть только на танках Т-10(ИС-8) и ИС-7.

Об этом рассказал Л.Горлицкий, конструктор бронетанковой техники, лауреат двух Сталинских премий. Он рассказал, что однажды во время обстрела на полигоне танка из 100-мм орудия, его бронебойный снаряд попал точно в «горбинку», место сварки наклонных лобовых деталей брони. Произошла катастрофа.

Корпус мощного танка лопнул по сварным швам и после этого превратился в кучу плохо скрепленных бронелистов. Это стало настоящим шоком для всех конструкторов этой машины. Танк, считавшийся самым мощным в мире, можно было вывести из строя одним точным попаданием.

Сразу же началось укрепление и усиление лобовой части корпуса, но танк с подобным существенным конструктивным недостатком уже не мог считаться перспективным.

Произошло это из-за того, что сварка толстой брони приводила к большим напряжениям конструкции, и не обеспечивало стабильности сварочного шва большой протяженности.

“Щучий нос” повысивший бронестойкость лобовых листов, стал “ахиллесовой пятой” танка Ис-3

Это стало «ахиллесовой пятой»мощной, хорошо бронированной машины. Очень серьезная конструкторская ошибка, стала роковой для этой машины, которая перечеркнула карьеру этого танка. Хотя был еще один танк с подобной конструкцией носовой части корпуса, который пошел в серию

Это был танк Т-10 , разработка которого началась в 1949 году. Его приняли на вооружение в 1953 году. Он выпускался с 1954 по 1966 гг. и по данным западных источников их выпустили около 8000 штук. Наверняка его лобовая конструкция была усилена с учетом выявленных ошибок.

Однако в дальнейших своих разработках советские конструкторы отказались от подобной формы лобовой детали корпуса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: