12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочные самолеты

Самолёт Ил-38 – гроза подводных лодок

Пассажирский лайнер Ил-18 разработки конструкторского бюро Сергея Ильюшина стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.

Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

Читать еще:  Дороги, которые мы выбираем

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.

После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

Россия модернизирует все противолодочные самолёты морской авиации

Министерство обороны РФ дало старт началу работ по модернизации парка противолодочных самолётов-амфибий Бе-12, стоящих на вооружении советской и российской морской авиации c начала 60-х годов.

Ранее сообщалось о том, что будут модернизированы противолодочные самолёты Ту-142. Таким образом, с учётом уже давно ведущийся модернизации противолодочных самолётов Ил-38, в обозримом будущем будут подвергнуты модернизации все типы самолётов, стоящие на вооружении морской авиации ВМФ России.

В настоящее время в составе морской авиации ВМФ России эксплуатируются три типа противолодочных самолётов – Ил-38, Ту-142 и гидросамолёты Бе-12.

Ил-38 – базовый противолодочный самолёт, созданный на основе пассажирского турбовинтового лайнера Ил-18, что обеспечило ему большую дальность полёта и время патрулирования. В соединениях морской авиации самолёт эксплуатируется с 1967 года. В настоящее время в составе строевых соединений морской авиации эксплуатируется 15 самолётов данного типа – 7 в составе авиации Тихоокеанского флота и 8 в составе авиации Северного флота. По состоянию на начало 2019 года прошло 8 Ил-38 было модернизировано по программе “Новелла” в вариант Ил-38Н. Ещё несколько десятков машин находится на базах хранения.

Читать еще:  Статьи Ручная пищаль (конец XV в.)

Программа модернизации Ил-38 стартовала в конце 1980-х годов – к тому моменту самолёт уже остро в ней нуждался, и получила название “Новелла”. Однако, распад Советского Союза и последовавший экономический кризис заставили отложить данную модернизацию “в долгий ящик”. Вновь вернуться, к программе модернизации Ил-38 удалось только в начале 2010-х годов. Модернизация в вариант Ил-38Н заключается в смене “оригинального” поисково-прицельного комплекса “Беркут-38” на современный “Новелла-П-38”, что позволяет самолёту применять современные гидроакустические буи и прочие средства обнаружения подводных лодок и обеспечивает ему возможность обнаруживать современных субмарин. Кроме того, Ил-38Н оснащается современной РЛС с фазированной антенной решёткой, что позволяет эффективно вести разведку и обнаруживать как надводные (на дальности до 320 км), так и наземные и воздушные цели (на дальности до 90 км). Всего предполагается модернизация до уровня Ил-38Н до 28 самолётов Ил-38.

Модернизация Ту-142.

Ту-142 – дальний противолодочный самолёт, созданный на основе самолёта разведки и целеуказания Ту-95РЦ, в свою очередь созданного на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. На текущий момент Ту-142 наиболее эффективный противолодочный самолёт российской морской авиации – благодаря “родству” со стратегическим бомбардировщиком он имеет гигансткий радиус действия – более 5 тысяч километров, и способен нести большое количество гидроакустических буев для поиска подлодок противника, а также различного противолодочного вооружения – глубинных бомб и торпед. Кроме того, самолёт применяется для ведения дальней океанской разведки.

В соединениях морской авиации эксплуатируется и специальный вариант самолёта Ту-142 – Ту-142МР. Ту-142МР предназначен для обеспечения связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении, для чего оснащается огромной тросовой антенной сверхдлинного диапазона волн (длина антенны 8600 метров).

В настоящий момент в соединениях морской авиации несут службу 21 Ту-142 различных модификаций (Ту-142М, Ту-142МК, Ту-142М3) – 13 в составе Северного и 8 в составе Тихоокеанского флота, а также по 4 и 5 Ту-142МР соответственно.

В 2015 году российское военное ведомство объявило о намерении полностью модернизировать весь парк самолётов Ту-142 и Ту-142МР. В ходе модернизации предполагается замена поиского-прицельного комплекса, большей части радиотехнических систем, а также обновление навигационного оборудования. Сообщается, что модернизированные Ту-142 помимо существенного повышения противолодочных возможностей, смогут эффективно следить не только за надводными и подводными целями, но и за наземной техникой противника. Кроме того, на самолёты будет установлена система сверхточного бомбометания СВП-24 “Гефест”, отлично зарекомендовавшая себя в ходе боевых действий на территории Сирии, что существенно повысит точность применения вооружения. Об аспектах модернизации самолётов Ту-142МР не сообщается.

Модернизация Бе-12.

Как стало известно в конце июля 2019 года, российское военное ведомство намерено подвергнуть основательной модернизации и все сохранившиеся в составе морской авиации самолёты-амфибии Бе-12. 5 этих “летающих лодок” входят в состав Черноморского флота, 3 – в состав Тихоокеанского и 1 – в состав Балтийского флота. При этом из 9 имеющихся Бе-12 4 являются спасательной модификацией – Бе-12ПС.

В ходе модернизации самолёты получат новый гидроакустический комплекс и магнитометр, что позволит применять современные глубинные бомбы и противолодочные торпеды. Кроме того, вероятно, модернизированные Бе-12 оснастят и новыми двигателями.

Таким образом, в ближайшем будущем капитальный ремонт и модернизацию пройдут все имеющиеся в российской морской авиации противолодочные самолёты, что позволит им прослужить ещё долгие годы. К концу же 2020 годов должен появится и новый, пока что разрабатываемый противолодочный самолёт. Вероятнее всего он будет выполнен на основе российского гражданского авиалайнера Ту-204, который стал основой для целого ряда самолётов специального назначения.

Читать еще:  ОКБ имени О.К. Антонова

Павел Румянцев

“Новый Оборонный Заказ. Стратегии”

Патрульный противолодочный самолет Ил-38

Патрульный противолодочный самолет Ил-38 предназначен для обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок противника в любых метеоусловиях в любое время года и суток, а также для патрулирования акваторий.

Самолет Ил-38 разрабатывался на базе распространенного пассажирского самолета Ил-18. В 1962 году был изготовлен опытный образец, в 1965 году прошли летные испытания с полным комплектом бортового радиоэлектронного оборудования, а в 1967 году патрульный противолодочный самолет Ил-38 был принят на вооружение.

Фюзеляж Ил-38 аналогичен фюзеляжу Ил-18, однако количество иллюминаторов значительно уменьшено. Из соображений сохранения необходимой центровки из-за размещения в передней части самолета дополнительного бортового радиоэлектронного оборудования центроплан был смещен вперед, а длина герметичной кабины экипажа уменьшена. В носовой части под кабиной экипажа разместили мощную радиолокационную станцию для обнаружения надводных кораблей и подводных лодок противника.

Для поиска подводных лодок на самолете имеются сбрасываемые гидроакустические буи и газоанализатор. В длинном коке за хвостовым оперением расположен датчик детектора магнитных аномалий, он позволяет обнаруживать подводную лодку. На самолете Ил-38 впервые в отечественном самолетостроении серийно устанавливалась бортовая цифровая ЭВМ. Также имеется пилотажно-навигационная система, включающее поисково-прицельную систему и навигационное оборудование: автопилот, навигационный прибор, систему ближней навигации и посадки, курсовую систему, радиовысотомер, радиокомпас и измерители скорости и высоты. Все самолеты были оборудованы современными средствами связи: командными радиостанциями, КВ передатчиком и КВ радиостанцией, а также станцией предупреждения об облучении, рентгенометром и станцией радиотехнической разведки. Управление электронным бортовым оборудованием осуществляют два оператора. Всего экипаж самолета состоит из семи человек.

Самолет имеет трехопорное шасси с носовым колесом. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20М конструкции Александра Георгиевича Ивченко тягой 4250 кг с флюгирующими четырехлопастными винтами изменяемого шага диаметром 4,5 метра. Флюгирующий винт при остановке двигателя в полете автоматически переставляет лопасти в положение минимального сопротивления набегающему потоку. Максимальный взлетный вес самолета составляет 66 тонн. При этом максимальная скорость составляет 685 км/час, практический потолок 10000 метров, максимальная дальность полета 8500 км. Бортового оружия самолет не имеет, в фюзеляжном отсеке могут быть размещены глубинные бомбы, противолодочные управляемые ракеты, торпеды, морские мины, а также разнообразные радио-гидроакустические буи. Всего вес полезной нагрузки 8400 кг.

Самолет Ил-38 выпускался мелкими партиями по 15-20 машин в год и стоял на вооружении авиации ВМФ России и Индии. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу. Предназначенная для оснащения морской авиации система “Новелла” способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные – до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели над и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок, выдает целеуказания оружию. Вначале новой бортовой аппаратурой заинтересовались индийцы, на вооружении у которых находился Ил-38. Затем установкой нового комплекса было решено дорабатывать и отечественные Ил-38, получившие наименование Ил-38Н. Теперь этот патрульный самолет кроме патрулирования может применяться для ведения подводной, надводной и воздушной разведок, целеуказания, а также радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. От Ил -38 самолет Ил-38Н отличается верхним расположением дополнительного антенного оборудования радиолокационной станции, а также новой бортовой радиоэлектронной аппаратурой.

В составе авиации ВМФ России по состоянию на 2016 год стоит 46 Ил-38 и 8 Ил-38Н. Предполагается модернизация и других самолетов Ил-38 до состояния Ил-38Н с продлением их ресурса.

За все годы эксплуатации Ил-38 показал себя надежной, неприхотливой и экономичной машиной.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: