15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочные вертолеты

Вертолёты авиации ВМФ. Новые и обновлённые

Согласно открытым данным, в составе авиации военно-морского флота России имеется порядка двух сотен вертолетов разного назначения. Техника ряда моделей используется для решения широкого круга задач, от перевозки грузов и пассажиров до поиска и уничтожения различных объектов. По мере эксплуатации техника вырабатывает своей ресурс, а кроме того, морально устаревает. В связи с этим винтокрылым машинам, как и любой другой материальной части, требуются своевременные ремонты и модернизации, а затем и полная замена. Как командование и промышленность намерены обновлять вертолетный парк морской авиации?

Согласно справочнику The Military Balance за 2018 год, в настоящее время в нашей морской авиации имеется 193 вертолета. Решение ударных задач возлагается на 8 машин типа Ми-24П. Искать и уничтожать подлодки противника могут 63 противолодочных Ка-57ПЛ и 20 Ми-14. Для ведения разведки используется десяток вертолетов моделей Ка-31 и Ми-8. Поисково-спасательные подразделения эксплуатируют 40 машин типа Ми-14ПС и 16 Ка-27ПС. В качестве транспорта для людей и грузов используются 28 вертолетов Ка-29 и 8 Ми-8 разных модификаций.

Нетрудно заметить, что вертолетный парк морской авиации преимущественно состоит из достаточно старых машин. При этом речь идет как о большом возрасте собственно техники, так и о сравнительной старости проектов, по которой она была построена. Впрочем, есть известные исключения в виде техники новой постройки, относящейся к современным проектам. Кроме того, министерство обороны планирует модернизировать имеющиеся вертолеты, а также закупать совершенно новые. Все это позволит сохранять парк техники и его потенциал в требуемом состоянии.

Самым массовым вертолетом авиации ВМФ является Ка-27, строившийся в нескольких модификациях разного назначения. Первые варианты такой техники были приняты на вооружение еще в начале восьмидесятых годов, и она нуждается в обновлении. Соответствующие меры были приняты несколько лет назад, и к настоящему времени привели к желаемым результатам.

В конце 2014 года стало известно об очередном контракте, предусматривавшем проведение ремонта и модернизации наличной техники. В соответствии с ним, предприятия холдинга «Вертолеты России» должны были отремонтировать и обновить 46 вертолетов Ка-27 в противолодочном исполнении. После требуемой модернизации машины получают обозначение Ка-27М.

От базового Ка-27ПЛ улучшенный «М» отличается наличием ряда новых приборов. Вертолет несет радиолокационную станцию «Копье-А», интегрированную в радиолокационную командно-тактическую систему. Также под замену идут гидроакустический комплекс, магнитометр, средства радиотехнической разведки и другие средства поиска подводных целей. По известным данным, часть заказа уже была выполнена, и флот получил обратно существенные количества отремонтированных и модернизированных вертолетов.

Из флота в армию

В середине девяностых годов на вооружение морской авиации был принят новейший вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31. Эта машина предназначалась для размещения на авианесущих кораблях и должна была, используя собственную РЛС, следить за надводной и воздушной обстановкой на большом удалении от носителя. К сожалению, новый вертолет оказался слишком дорогим. ВМФ России получил всего две такие машины. Впрочем, Ка-31 заинтересовал зарубежных покупателей. Военно-морские силы Индии и Китая приобрели в общей сложности почти три десятка подобных вертолетов.

Любопытно, что вертолет ДРЛО типа Ка-31 привлек внимание не только зарубежных флотов, но и российской армии. Результатом этого интереса стал заказ на разработку специализированной версии машины, предназначенной для использования в сухопутных войсках и военно-воздушных силах. С определенного времени такая модификация вертолета стала носить обозначения Ка-31СВ и Ка-35. Согласно некоторым оценкам прошлого, в перспективе Ка-31СВ мог бы найти применение и на флоте, дополнив имеющиеся немногочисленные машины базовой модификации.

Ка-31СВ / Ка-35 включается в состав вертолетного комплекса радиолокационной разведки наземных целей 1К130, разработанного нижегородским НИИ радиотехники. Главной составляющей комплекса является собственно вертолет, оснащенный радиолокационной станцией Л381. Часть аппаратуры комплекса помещается внутри фюзеляжа, а под днищем машины-носителя находится складное полотно антенны. В транспортном положении оно поднимается в горизонтальное положение и находится непосредственно под днищем фюзеляжа. В рабочем – опускается в вертикальное положение и вращается вокруг своей оси.

По имеющимся данным, в 2004 году первый опытный вертолет Ка-31 был перестроен в прототип Ка-31СВ. Вторая опытная машина была построена с нуля примерно через два года. До конца десятилетия оба образца проходили заводские испытания, после чего их вывели на государственные. Новый этап проверок потребовал еще несколько лет, но завершился успехом. В 2015 году было объявлено, что Ка-35 прошел все испытания и принят на вооружение. Впрочем, сведения о запуске серийного производства отсутствовали.

В конце октября 2016 года стало известно, что один из существующих Ка-35 был отправлен в Сирию для содействия развернутой там группировке войск. Подробности работы вертолета не сообщались. Однако есть все основания полагать, что опытная машина участвовала в ведении разведки и наблюдала за действиями противника в заданных районах. Данные радиолокационной и радиотехнический разведки могли использоваться при планировании последующих операций, в том числе авиаударов.

Новые сведения о планах Минобороны на вертолеты Ка-31СВ / Ка-35 в открытых источниках пока не появлялись. Согласно известным данным, эта техника существует только в количестве двух единиц, предназначенных для армии. Стоит ли ждать «возвращение» вертолетов ДРЛО в состав морской авиации – неизвестно.

В 2011 году военно-воздушные силы России получили первые ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Вскоре после этого было объявлено, что в обозримом будущем появится специализированная модификация этой машины, предназначенная для использования в морской авиации. Главным ее отличием должна была стать возможность эксплуатации на кораблях. Корабельное базирование было отмечено в названии модификации – Ка-52К. Позже проекту присвоили имя «Катран».

Стоит напомнить, что проект Ка-52К изначально разрабатывался в связи с появлением контракта на поставку двух универсальных десантных кораблей проекта Mistral. В авиационную группу кораблей «Севастополь» и «Владивосток» планировалось включить вертолеты нескольких типов, в том числе определенное число «Катранов». Как известно, в 2014 году Франция решила разорвать подписанный контракт на десантные корабли. После длительных споров и множества официальных заявлений контракт был расторгнут, и Россия не получила уже построенные корабли. Впрочем, это не сказалось на судьбе проекта Ка-52К. Этот вертолет решили доделать и поставить в серию.

С точки зрения технических особенностей, вертолет Ка-52К в значительной мере повторяет конструкцию базового «Аллигатора». В то же время, предусматривались самые серьезные изменения, прямо связанные с эксплуатацией на береговых аэродромах и кораблях. В первую очередь, все агрегаты прошли дополнительную антикоррозионную обработку, призванную сократить негативное влияние морской воды и повышенной влажности. Также понадобилась доработка нескольких агрегатов.

На втулках несущих винтов появились шарниры, позволяющие складывать лопасти для хранения. Механизмы схожего назначения появились на крыле, которое теперь тоже может складываться, уменьшая стояночный габарит. Стойки шасси были изменены в сторону повышения прочности. В остальном Ка-52 и Ка-52К идентичны. В результате две машины не отличаются друг от друга техническими и летными данными, а также несут одинаковое вооружение. Главное отличие вертолетов заключается в возможности эксплуатации в разных условиях.

В 2014 году, незадолго до ожидаемой передачи первого из заказанных «Мистралей», министерство обороны подписало контракт на серийное производство Ка-52К. Документ предусматривал строительство 32 вертолетов: по 16 для каждого десантного корабля. Дальнейшие события вокруг российско-французского договора сделали дальнейшую судьбу вертолетов неопределенной. Отказ Франции от передачи кораблей мог привести к отмене заказа на производство вертолетов.

Читать еще:  Видео 3М-14Э - крылатая ракета

Тем не менее, в 2015-16 годах вопрос с УДК «Мистраль» и вертолетами для них был окончательно решен. Уже построенные корабли приобрел Египет, и вскоре официальный Каир проявил интерес к вертолетам «Катран». В прошлом году ему передали несколько таких машин, которые прошли испытания на десантных кораблях. К настоящему времени был подписан договор, в соответствии с которым «Вертолеты России» в ближайшие годы построят для Египта 46 вертолетов Ка-52 в сухопутной и морской версиях.

Ранее сообщалось, что ВМФ России по-прежнему сохраняет интерес к ударным вертолетам Ка-52К, и в обозримом будущем может заказать значительное количество такой техники. В качестве носителей новых вертолетов могут применяться разные корабли, как существующие, так и перспективные. В ходе испытаний было установлено, что «Катран» способен осуществлять взлет и посадку на имеющиеся корабли нескольких классов. Кроме того, сравнительно крупная группа, до 24 вертолетов, может базироваться на авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В качестве альтернативы неполученным «Мистралям» отечественная промышленность предложила свой проект с шифром «Прибой». Такой УДК тоже способен нести вертолеты разных типов, в том числе Ка-52К. Согласно опубликованным данным, на «Прибое» сможет базироваться до 16 винтокрылых машин. Типы, количество и назначение вертолетов авиационной группы должны определяться в соответствии с целями текущей операции.

Наконец, не следует забывать про сухопутные аэродромы ВМФ, которые тоже могут стать базой для «Катранов». Впрочем, подобная эксплуатация вертолетов, приспособленных к службе на кораблях, может быть нецелесообразной и приводить к неоправданным тратам.

Так или иначе, принципиальное решение уже принято. Авиация военно-морского флота будет получать серийные Ка-52К и ставить их в строй. Такая техника сначала будет дополнять немногочисленные имеющиеся транспортно-боевые Ми-24П, а затем полностью заменит их. Более новый вертолет выгодно отличается от предшественника техническими и эксплуатационными характеристиками, и это приведет к заметному росту боеспособности авиационных частей. Кроме того, потенциал вертолетной группировки вырастет за счет возможности базирования на кораблях.

Строительство и модернизация

Текущие планы командования в отношении вертолетного парка морской авиации по своей сути мало отличаются от программ модернизации, реализуемых в других сферах. В соответствии с утвержденными планами осуществляется закупка новой авиационной техники современных моделей, что приводит к определенному росту показателей. Не так давно флот начал осваивать новейшие вертолеты Ми-8АМТШ-ВА. Ожидается массовая поставка серийных Ка-52К.

Параллельно осуществляется ремонт и модернизация техники, имеющейся в наличии. В первую очередь, предполагается обновить и улучшить несколько десятков противолодочных Ка-27ПЛ. Прочие винтокрылые машины со временем тоже пройдут необходимые процедуры с восстановлением технической готовности и повышением основных характеристик.

Вертолетный парк российской морской авиации отличается достаточно большими размерами, а большинство наличных машин нельзя назвать новыми. Тем не менее, принимаются необходимые меры и реализуются различные программы, направленные на создание группировки с требуемыми возможностями, отвечающими предъявляемым требованиям. Авиация военно-морского флота сохраняет требуемый облик, а также наращивает свои возможности, внося важнейший вклад в охрану морских рубежей страны.

Вертолет корабельного типа Ка-27

Одной из наиболее приоритетных задач для военно-морского флота является поиск и уничтожение подводных лодок противника. Технические средства, с помощью которых достигаются эти цели, были изобретены еще до Второй мировой войны, однако, применение их непосредственно с кораблей зачастую оказывалось неэффективным. Создание атомных субмарин усугубило эту ситуацию: они могли с легкостью разорвать гидроакустический контакт, и на большой скорости скрыться в океане. Чтобы догнать их, требовалась специализированная авиация. Одним из её наиболее заметных образцов стал советский противолодочный корабельный вертолёт Ка 27. Эта машина с успехом применяется и сегодня.

История создания

Первым советским полноценным противолодочным вертолетом был созданный в конструкторском бюро Н.И. Камова Ка-25. Эта машина с самого момента своего появления во многом не устраивала военных моряков. Вертолет не мог осуществлять дальний поиск: его возможности сводились к полёту на протяжении примерно одного часа, на удалении до 50 километров от своего базового корабля. Кроме того, Ка-25 был опасен для собственного экипажа – не менее двадцати этих машин погибли в результате катастроф.

В 1970 году были проведены крупномасштабные военно-морские учения «Океан», которые еще раз наглядно показали, что Ка-25 морально устарели, и не могут более рассматриваться как современное средство борьбы с подводными лодками. После того как маневры были закончены, Николай Ильич Камов счёл необходимым сообщить главнокомандующему ВМФ адмиралу Горшкову о проекте вертолета корабельного базирования Ка-252, возможности которого позволяли рассчитывать на значительное повышение эффективности поиска и уничтожения субмарин.

Предложение конструктора было одобрено, и уже в октябре следующего, 1971 года, командование военно-воздушных сил и военно-морского флота утвердило перечень тактико-технических требований к новой винтокрылой машине.

На уровне правительства решение о создании Ка-252 было принято 3 апреля 1972. Летом следующего года на заседании макетной комиссии представители ОКБ Камова сделали детальный доклад, подробно рассказав о характеристиках нового вертолета и его бортового оборудования.

Наибольший интерес вызывали двигатели ТВЗ-117, намного более мощные и надёжные чем те, что устанавливались на Ка-25, а также поисково-прицельная станция «Осьминог» и автоматизированная система «Привод-СВ-борт». Новое оборудование позволяло вертолету действовать в режиме самостоятельно одиночного поиска или же координировать свой полёт с другими машинами, объединенными в общую группу. При этом большинство всех необходимых действий должно было выполняться автоматически, при минимальном вмешательстве со стороны пилота. Боевой радиус увеличивался практически в два раза.

К сожалению, даже столь совершенное оборудование по своим характеристикам всё же уступало существовавшим на тот момент западным аналогам. С этим пришлось смириться, поскольку разработчики вертолёта выправить ситуацию попросту не могли, а закупки иностранной электроники для военных нужд в СССР не практиковались.

Всего через месяц после заседания макетной комиссии состоялся первый полет Ка-252. Впрочем, это был скорее «подскок»: кроме висений, ничего не отрабатывалось. Лишь в декабре 1973 года, уже после смерти Н.И. Камова, был совершен полет по кругу.

Испытания вертолёта шли долго и трудно. Доводки потребовала автоматизированная система «Привод-СВ», не удовлетворяла требованиям военных и созданная для Ка-252 поисковая гидроакустическая станция. Кроме того, пришлось отлаживать редуктор и двигатели. Большое количество замечаний сделали вертолётчики, участвовавшие в лётно-морском этапе испытаний. Им, в частности, не понравилось расположение кресел в кабине машины, компоновка основных органов управления и сложный алгоритм запуска силовой установки, состоявший из 20 различных манипуляций.

Наиболее неприятным недостатком стали частые отказы пилотажно-навигационного комплекса. Кроме того, экипаж в полете замерзал из-за недостаточной герметичности кабины, а в режиме висения вертолет был недостаточно стабилен.

В итоге вертолёт был принят на вооружение лишь в 1981 году, получив при этом официальное обозначение Ка-27. Его серийное производство началось несколько раньше, в 1977 году. Несмотря на то, что некоторые выявленные в ходе испытаний недочеты так и не были устранены, создатели вертолета получили Ленинскую премию. Если учесть, что машина используется во флоте и сегодня, причем не только в российском, следует признать, что награда была вполне заслуженной.

Освоение Ка-27 в ВМФ происходило в основном в 80-е годы прошлого века. К сожалению, довольно быстро обнаружилось, что оборудование, используемое на борту базового корабля, далеко не всегда позволяет полностью раскрыть потенциал вертолета.

Читать еще:  Видео ВСК-94 - снайперская винтовка

Наибольшие вопросы вызывали действия тактических групп Ка-27. Выяснилось, что оператор на авианесущем крейсере может контролировать полет лишь трёх таких машин, остальные противолодочные вертолеты отследить не удается. В то же время Ка-27 доказали свою способность обнаруживать иностранные субмарины и составлять их «портреты» по полученным данным.

В 90-е годы КБ Камова приступило к работам по модернизации Ка-27. Обновленная машина получила возможность применять противокорабельные крылатые ракеты, на борту установили радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Практически полностью было заменено электронное оборудование. Работы шли очень медленно, и лишь в конце 2016 года первые экземпляры Ка-27М поступили в ВМФ.

Боевое предназначение

Основной задачей корабельного вертолета Ка-27 является поиск и уничтожение ПЛ (подводных лодок) противника на удалении до 200 километров от точки взлёта, при любых метеорологических условиях, в дневное и ночное время.

Кроме того, производились дополнительные модификации вертолёта, используемые в следующих целях:

  1. Выполнение поисково-спасательных заданий;
  2. Дальнее радиолокационное обнаружение;
  3. Радиационная разведка;
  4. Транспортировка и десантирование подразделений морской пехоты;
  5. Использование для последующей огневой поддержки на поле боя.

Гражданская версия вертолета может использоваться для тушения пожаров, доставки грузов и выполнения крановых работ.

Особенности конструкции

Как и многие другие машины, созданные «камовцами», Ка 27 — вертолет соосной схемы. Подъемная сила создаётся двумя трёхлопастными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Эта схема позволяет создавать более компактные вертолёты, чем более традиционная продольная с рулевым винтом или пером-стабилизатором. Именно по этой причине советский ВМФ всегда предпочитал машины Камова, а не Миля. Лопасти несущих винтов можно складывать, что дополнительно уменьшает габариты корабельного вертолета.

Электропитание и оборудование

На борту Ка-27 устанавливаются четыре различные системы электроснабжения.

Они обеспечивают подачу тока со следующими параметрами:

  1. Переменный трёхфазный, напряжение 200/115 В;
  2. Переменный однофазный, напряжение 115 В;
  3. Переменный трёхфазный, напряжение 36 В;
  4. Постоянный, напряжение 28,5 В.

Источниками переменного тока напряжением в 36 вольт являются понижающие трансформаторы. Постоянный ток формируется выпрямителями или же, в аварийных ситуациях, резервными батареями. Генераторы подключены не к силовой установке, а к главному редуктору.

Главными элементами бортового оборудования вертолета являются навигационный и пилотажный комплексы – НКВ-252 и ПКВ-252-1. Работают они совместно и в координации. Координаты и высота машины определяются и уточняются навигационным комплексом, который затем вычисляет траекторию полёта, необходимую для того, чтобы достичь следующего пункта на заранее определенном маршруте.

Пилотажный комплекс выполняет все манипуляции органами управления вертолета, необходимыми как при перемещении между различными точками на маршруте полета, так и при непосредственном осуществлении поиска подводных лодок. ПКВ-252-1 поддерживает неподвижное «висение» над морем в месте выпуска гидроакустической станции на постоянной высоте и с заданным углом наклона троса.

Вместе оба комплекса позволяют выполнять почти полностью автоматические поисковые полёты с минимальным вмешательством пилота, участие которого в управлении сводится к смене режима полёта (если этого требует тактическая обстановка). Точность спуска гидроакустической станции доведена до возможного максимума. Эту способность бортового оборудования Ка-27 использовали во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда вертолет установил точно в центре реактора специальное контрольно-измерительное устройство.

Шасси

Палубный вертолет Ка 27 оборудован двумя передними и двумя задними стойками шасси. Для обеспечения мягкой посадки, в том числе при вертикальных колебаниях полетной палубы, каждая из опор сделана как гидравлический агрегат. На задних колесах, несущих на себе основной вес, устанавливаются двухкамерные амортизаторы, а на передних – однокамерные.

Поскольку клиренс у этого вертолета невелик, стойки шасси дополнительно снабжены специальным механизмом, позволяющим приподнять машину. Это намного облегчает выполнение технического обслуживания и упрощает доступ к отсеку вооружения.

Руление выполняется при помощи передних стоек шасси, которые сделаны поворотными. Все колеса снабжены колодочными тормозами.

Фюзеляж

Корпус вертолета собран на стрингерах и балках. Несущей является и сама обшивка фюзеляжа, состоящего из двух частей (носовой и задней), и включающего в себя мотогондолу и оперение. Внутри размещены две кабины: первая для командира экипажа и штурмана, вторая – для штурмана-оператора. В нижней части фюзеляжа находятся емкости для горючего и отсек вооружения.

Следует отметить, что вторая кабина может быть использована для перевозки груза или пассажиров, а также десанта (в соответствующей модификации).

В задней части фюзеляжа имеется технический отсек — небольшое внутреннее пространство, заполненное разнообразной аппаратурой и закрытое специальной створкой, которую можно откинуть при выполнении наземного обслуживания. Внешняя сторона хвостовой балки используется для крепления оперения вертолёта.

Гидроакустическая станция размещается в особом отсеке, который снабжен подвижными створками.

В состав оперения входят два вертикальных киля с рулями направления и горизонтального стабилизатора, который может быть зафиксирован под углом в диапазоне от -15 до +15 градусов.

Силовая установка

Полет Ка 27 обеспечивают два двигателя ТВЗ-117КМ. Каждый из них при номинальной мощности в 1700 лошадиных сил, на взлёте способен развить до 2225 л.с. Используется два крейсерских режима полета: один при мощности в полторы тысячи лошадиных сил, другой – при 1200 л.с.

Запуск двигателей выполняется воздушным стартёром. Необходимое для его работы давление (2,4 кгс на кубический сантиметр) обеспечивается вспомогательной силовой установкой АИ-9.

Еще одной важной частью основной силовой установки Ка-27 является планетарный редуктор. Именно это изделие обеспечивает передачу крутящего момента от двигателей к несущим винтам. Кроме того, редуктор обеспечивает работу гидравлического оборудования, воздушного компрессора и электрогенераторов.

Двигатели вертолета размещаются в мотогондоле, установленной над фюзеляжем и разделенной на две части противопожарной перегородкой. Там же находятся и остальные элементы силовой установки – редуктор и ВСУ АИ-9. При наземном обслуживании доступ ко всему этому оборудованию осуществляется через откидные крышки и съемные панели.

Поисковая система

Палубный вертолет Ка-27 способен обнаруживать субмарины как в надводном, так и в подводном положении. Решение первой из этих задач обеспечивается при помощи бортовой радиолокационной станции «Инициатива-2КМ». Поиск ПЛ под водой осуществляется с использованием гидроакустической станции ВГС-3. Это устройство опускается непосредственно в воду на специальном тросе.

Совместно с вычислительными системами и приборами для индикации тактической обстановки, всё это оборудование образует единый бортовой поисково-прицельный комплекс «Осьминог», способный обнаруживать надводные цели на дистанции до 25 километров, а подводные – до 8 км.

Необходимо учитывать, что на Ка-27М устанавливается значительно более мощная РЛС «Копье-А» с АФАР, возможности которой позволяют обеспечивать обнаружение и сопровождение до 10 надводных целей, находящихся на удалении до 250 километров.

Гидроакустическая станция

Главной частью ПС (поисковой системы) «Осьминог» является, безусловно, гидроакустическая станция ВГС-3. Она способна находить и сопровождать субмарины противника, определяя пеленг на них, скорость их перемещения и дистанцию. Все эти данные отображаются на дисплее штурмана-оператора. Кроме того, даётся прогноз об изменении дистанции до цели.

Вся собранная информация записывается, что дает возможность в дальнейшем проанализировать данные и составить «портрет» каждой из подводных лодок противника, что в дальнейшем намного упростит их обнаружение и идентификацию (речь, конечно, идет об использовании ВГС-3 в мирное время).

Станцию можно опускать на глубину до 175 метров. Точность определения пеленга на цель составляет 2 градуса, допустимое отклонение по дальности – не более 2%. ВГС-3 способна контролировать пространство в секторе по вертикали до 30 градусов, а по горизонтали обеспечивается полный круговой обзор.

Читать еще:  Характеристики Ерихонка

Вооружение

Ка-27 несет до 800 килограммов нагрузки, которая может состоять из следующих элементов:

  1. Противолодочные авиабомбы ПЛАБ-250-120;
  2. Торпеды ВТТ-1, АТ-1М или УМГТ-1 «Орлан»;
  3. Ракето-торпеды АПР-2 «Ястреб-М»

На внешней подвеске размещаются ориентирные морские авиабомбы ОМАБ. Кроме того, используются сбрасываемые гидроакустические буи.

Ка-27М может дополнительно вооружаться противокорабельными крылатыми ракетами Х-35 для борьбы с надводными целями.

«Копье» для «Спирали»: каким будет модернизированный вертолет Ка-27М

На декабрь 2017 года ряды наших борцов с подлодками супостатов пополнили еще десять сверкающих свежей краской машин. В дальнейшем в рамках ГОЗ наша морская авиация должна получать по десять единиц модернизированных вертолетов Ка-27М ежегодно. Всего на вооружении авиации ВМФ России находятся около 80 Ка-27 различных модификаций.

Основа «Спирали»

Камовские машины уже давно и заслуженно вошли в золотую историю мировой авиации. Вертолет Ка-27 (по кодификации НАТО: Helix — «Спираль») является одной из ярчайших звезд КБ Камова. Он построен по двухвинтовой соосной схеме, с двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным шасси. Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта дала машине повышенную энерговооруженность, маневренность, повысила безопасность полетов с кораблей и придала вертолету максимальную компактность. Первое и последнее особо важно для авиации палубного базирования. Складывающиеся лопасти несущих винтов позволяют эксплуатировать вертолет с палуб небольших кораблей, вплоть до корветов.

Бочка меда

Пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) вертолета Ка-27ПЛ имел по тем временам невиданные для наших вертолетов возможности. Радионавигационное оборудование, кроме стандартного для вертолетов того времени, было представлено радиотехнической системой ближней навигации А-324 и РЛС кругового обзора поисково-прицельной системы «Осьминог-ПЛ». ПНК вертолета позволял выполнять полет в автоматическом режиме через 5 заранее запрограммированных точек маршрута, причем поворотные пункты маршрута (ППМ) можно было оперативно вводить или изменять в полете с пульта ввода данных. Имелась такая функция, как маркирование любой пролетаемой точки с последующим автоматическим возвратом к ней и выполнением автоматического захода на посадку или зависания на высоте 15 метров. Это очень важная навигационная функция для поиска подводных лодок противника. После получения команды ПНК вертолета сам определял текущие параметры полета, в том числе и ветер, и самостоятельно строил заход с последующим зависанием. Для пилотов других типов вертолетов это была фантастика.

Ка-27ПЛ может осуществлять борьбу с подлодками противника как в одиночку, так и в группе до 4-х вертолетов. В его бортовой боевой комплекс впервые была интегрирована аппаратура передачи данных, которая позволяла производить обмен навигационно-тактическими данными между вертолетами боевой группы и кораблем-носителем.

Полет в автоматическом режиме и обмен данными реализуются с помощью поисково-прицельной системы (ППС) «Осьминог» и системы «Привод-СВ-борт». ППС «Осьминог» включает в себя: радиолокационную станцию «Инициатива-2 КМ», опускаемую гидроакустическую станцию ВГС-3 «Рось-В», прицельно-вычислительное устройство с индикацией навигационно-тактической обстановки, бортовую цифровую вычислительную машину, магнитометр АПМ-73В и радиогидроакустический буй (до 36 шт.). ППС «Осьминог» сопряжена с аппаратурой передачи данных «Привод-СВ-борт», бомбардировочным и торпедным вооружением и другими системами.

Ложка дегтя

Ложек, к слову, несколько. Самая большая — время не стоит на месте и Ка-27ПЛ устарел. И касается это в первую очередь микроэлектроники. Развал Советского Союза и разрыв кооперационных цепочек в оборонном производстве фактически остановили развитие многих высокотехнологичных научных и производственных программ в этой области.

Много нареканий по поиску подводных объектов вызывала гидроакустическая станция ВГС-3 «Рось-В». Вдогонку летели сложности в работе «Привод-СВ-борт» — не шел обмен данными между вертолетами и авианесущим кораблем, хотя чаще по вине последнего.

БЦВМ вертолета также морально устарела. Кроме того, разработчик главного оружия Ка-27ПЛ — прицельно-поисковой системы «Осьминог», которая включает в себя РЛС, гидроакустическую станцию, магнитометр и БЦВМ вертолета — теперь зарубежный. Это киевский завод «Радар».

Модернизация

Сам по себе Ка-27 — прекрасная машина с огромным потенциалом. Это подтверждено успешным развитием гражданской линейки вертолетов. Например, гражданский Ка-32А11ВС представляет собой очень современный, эффективный и востребованный вертолет, оснащенный по последнему слову техники. Он успешно эксплуатируется во многих странах.

Похоже, разработка нового боевого комплекса для противолодочного вертолета была совсем непростой задачей. Но ее решили. В 2013 году был заключен контракт на модернизацию первых восьми строевых Ка-27ПЛ. В 2015 году, наконец, сообщили о завершении государственных испытаний Ка-27М, а в самом конце 2016 года первый Ка-27М передали авиации ВМФ.

Два брата

Внешне Ка-27ПЛ и Ка-27М отличить сложно. Кроме свежей краски, взгляд цепляется за несколько неприметных, похожих на полуцилиндры элементов. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Машина если и не стала совсем новой, то уж помолодела очень существенно. Модернизация вертолета до уровня Ка-27М предполагает собой полный капитальный ремонт, в результате которого вертолет практически «перебирают по винтику».

Проверяются и восстанавливаются все элементы фюзеляжа. Меняется проводка, узлы и агрегаты. Проводится полная замена бортового радиоэлектронного комплекса. В нынешнем облике противолодочный вертолет оснащен новейшим цифровым пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в котором реализован принцип «стеклянной кабины», позволяющий пилотам обрабатывать существенно больший объем информации. В концепцию ПНК также заложен принцип открытой архитектуры, благодаря которому бортовая радиоэлектроника вертолета может быть легко модифицирована для решения любых задач. На модернизированной машине внедрены современные системы обработки и передачи информации по защищенным каналам в режиме реального времени. Обновленный вертолет стал полноценным узлом современного информационного поля боя. И что радует: в области современной радиоэлектроники мы начали догонять, а в чем-то и опережать наших «заклятых заокеанских друзей».

Высокоточное «Копье»

Основой вооружения противолодочного вертолета Ка-27М является разработанная АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» радиолокационная командно-тактическая система, включающая в себя новую акустическую и магнитометрическую системы, систему радиоразведки и эффективную информационно-вычислительную систему. Ядром боевой командной системы является бортовая радиолокационная станция «Копье-А» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

Многорежимная, когерентно-импульсная станция работает в Х-диапазоне с постоянной перестройкой несущей частоты. Это позволяет, кроме основных функций, использовать ее для подробного картографирования местности, обеспечения поисково-спасательных работ, контроля водной поверхности и суши в круговой зоне с радиусом обзора до 250 км и разрешением до 10 метров. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей. Вертолет стал полностью цифровым и его боевые возможности существенно возросли. Его оружие стало очень точным.

Три богатыря. На страже морских рубежей

Нет. Это не реклама нового популярного мультфильма. Это три реальных крылатых защитника наших морских рубежей. Ка-27, Ил-38 и Ту-142.

Программа модернизации, подобная программе Ка-27М, была запущена для другого стража наших морских границ – Ил-38. Модернизированные Ил-38Н «Новелла», оснащенные новейшей прицельно-поисковой системой «Новелла-П-38», уже поступают в наш ВМФ. Первый самолет Ил-38Н «Радий Папковский» был передан в июле 2014 года Ейскому центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России.

На очереди модернизация дальних противолодочных самолетов Ту-142 до модификации Ту-142М3М. В итоге все имеющиеся на вооружении машины должны пройти полный капитальный ремонт и получить современные боевые комплексы. Это дает уверенность, что флоты некоторых государств не будут наглеть вблизи наших берегов, а наш флот получит серьезную воздушную поддержку.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: