19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Ка-31 – вертолет ДРЛО

Вертолет ДРЛО – Ка-31

Вертолет Ка-31 (изделие 503, по кодификации НАТО Helix-B) – вертолет радиолокационного дозора, созданный для нужд ВМФ СССР. Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения был разработан на базе существующего корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. Вертолет может базироваться как на кораблях самых различных классов, так и на суше. Местом базирования вертолета Ка-31 могут выступать все корабли, способные принять на свой борт вертолеты Ка-27 и Ка-29. Вертолет может применяться в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. На сегодняшний день данный вертолет не имеет мировых аналогов.

Вертолет состоит на вооружении ВМФ России, по информации на 2012 год на вооружении флота находится 2 таких вертолета. Также Ка-31 поставлялся на экспорт и состоит на вооружении морской авиации Индии и КНР. Индия располагает 9 вертолетами данного класса, при этом в 2009 году был заключен контракт на поставку еще 5 таких вертолетов (стоимость вертолета около 20 млн. долларов за единицу). На вооружении морской авиации Китая на 2012 год также находилось 9 вертолетов Ка-31.

Вертолет ДРЛО Ка-31 предназначен для радиолокационного контроля воздушного и морского пространства, раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих целей типа крылатая ракета, вертолет, самолет, а также надводных кораблей и их опознавания. Вертолет в состоянии определять параметры траектории движения и координаты целей, передавать информацию о наблюдаемой и воздушной радиолокационной обстановке на корабли и командные пункты сухопутных войск.

Вертолет Ка-31 выполнен по соосной винтовой схеме. Несущая система и силовая установка машины были заимствованы у транспортно-боевого вертолета Ка-29. Изменения его конструкции были продиктованы необходимостью установки под днищем вертолета антенны РЛС, которая во время полета способна поворачиваться на специальном шарнирном устройстве и занимает рабочее вертикальное положение. Размах зеркала антенны РЛС, установленной на Ка-31, составляет 6 метров. В походном положении данная антенна прижата к днищу корпуса вертолета и зафиксирована.

Для обеспечения выхода и входа экипажа по правому борту транспортной кабины вертолета была установлена дверь. По бортам кабины экипажа вместо обычных сдвижных дверей были установлены аварийные люки со сдвижными остекленными створками, обладающими системой аварийного сброса. Вертолет обладал четырехопорным шасси, при этом передние опоры убирались в специальные обтекатели, которые располагались снаружи по бокам фюзеляжа вертолета. Основные опоры шасси поднимались вверх, освобождая пространство для вращения антенны РЛС в полете. Лопасти несущего винта были изготовлены из полимерных композиционных материалов и снабжены противообледенительной и электротепловой системой.

История создания и особенности

Необходимость в средствах ДРЛО на море была наглядно продемонстрирована во время англо-аргентинского конфликта из-за спорных Фолклендских островов. Из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил вертолетов или самолетов ДРЛО они не могли своевременно осуществлять поиск, обнаружение и последующий перехват низколетящих аргентинских самолетов. Применение в этом качестве эскадренных миноносцев закончилось для англичан неудачно – потерей 2-х таких кораблей («Ковентри» и «Шеффилд»).

Принимая во внимание данный военный конфликт, в 1985 году ОКБ им. Н. И. Камова получило задание на создание вертолета ДРЛО. При создании Ка-31 за основу был взять планер, силовая установка и несущая система уже производимого транспортно-боевого вертолета Ка-29. Главная сложность при его разработке заключалась в сопряжении мощной РЛС с остальным вертолетным пилотажно-навигационным оборудованием, а также обеспечение стабильности вертолета в воздухе во время вращения антенны РЛС. Свой первый полет опытный образец нового вертолета совершил в 1987 году. После проведения серии достаточно длительных испытаний, машина в 1995 году была принята на вооружении морской авиации ВМФ России. Серийное изготовление вертолета велось на заводе, расположенном в городе Кумертау.

Вертолет Ка-31 предназначался для обнаружения воздушных целей, а также надводных кораблей и их сопровождения. Вертолет корабельного базирования предназначен для обеспечения ПВО боевых соединений флота, которые действуют вне зоны действия самолетов ДРЛО и береговых РЛС. Данный вертолет не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Основу его бортового комплекса составляет достаточно мощная РЛС на твердотельных элементах, которая для функционирования в режиме кругового обзора имеет выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной антенной решеткой (ФАР). В походном положении антенна просто располагается под днищем фюзеляжа.

Читать еще:  Схемы БТР-Д - бронетранспортер

Установленный на вертолете бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет Ка-31 вести автоматизированный полет по заранее запрограммированному маршруту в любых климатических и погодных условиях. РЛС позволяет вертолету ДРЛО одновременно обнаруживать и автоматически сопровождать до 20 целей.

Информация обо всех обнаруженных целях в автоматическом режиме передается по телекодовому каналу связи на различные пункты управления. На Ка-31 установлена система дальнего радиолокационного обнаружения «Око» (Е-801), созданная в нижегородском НИИ радиотехники. Во время обычного полета она плотно прилегает к нижней поверхности фюзеляжа машины, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. При переводе антенны в рабочее положение она отклоняется вниз на 90 градусов, при этом стойки шасси вертолета слегка поднимаются вверх, для того чтобы шасси не мешало работе РЛС в режиме вращения. РЛС с ФАР весит 200 кг, площадь антенны составляет 6 кв. метров, а ее длина 5,75 метров. Антенна в состоянии обеспечить обнаружение и последующее сопровождение до 20 целей. Цели класса «истребитель» обнаруживаются на удалении в 100-150 км, а надводные цели класса «корабль» обнаруживаются на удалении в 250-285 км.

Вертолет Ка-31 оснащается пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), разработанным в КБ приборостроения города Саратова. В то время, когда антенна РЛС находится в выпущенном, рабочем положении, ПНК вертолета обеспечивает стабилизацию угловых положений, а также истинной или барометрической высоты полета; полет в зоне дозора по типовым траекториям; автоматизированный вывод машины на аэродром или корабль; вывод в точку совершения посадки с помощью сигналов посадочных РЛС. Имеющаяся на вертолете радиотехническая система дальней навигации позволяет обеспечить непрерывное считывание географических координат Ка-31 (широты и долготы), а также автоматизированное вертолетовождение по заранее запрограммированному маршруту с последующим возвратом к точке своего базирования.

Для передачи полученной информации о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи на вертолете ДРЛО Ка-31 установлен специальный комплекс связи. При высоте полета на уровне 1500-3000 метров передача телекодовой информации с борта воздушного судна возможна на расстояние не менее 150 км. При этом автоматическая регистрация полетных параметров производится при помощи специальной аппаратуры магнитной записи «Тестер-3К».

В случае применения вертолета в интересах сухопутных войск Ка-31 может дислоцироваться на небольших неподготовленных площадках, расположенных вблизи мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая им целеуказание. Стоит отметить, что в связи с ликвидацией в составе российского флота кораблей проекта 1143 интерес к данной машине со стороны заказчика существенно упал и в серийное производство для нужд ВМФ России вертолет не пошел. Единственные 2 машины, имеющиеся в составе флота, базируются на ТАКР «Адмирал Кузнецов». При этом есть основания полагать, что число вертолетов данного класса в составе российского флота увеличится с вводом в строй вертолетоносцев-доков проекта «Мистраль».

Таткико-технические характеристики Ка-31

Размеры: диаметр главного винта – 15,9 м., длина – 11,6 м., высота – 5,5 м, ширина – 3,8 м.
Масса, максимальная взлетная – 12 500 кг.
Тип двигателя – 2 ГТД ТВ3-117ВК, мощностью 2х1660 кВт.
Крейсерская скорость – 220 км/ч.
Максимальная скорость – 255 км/ч.
Практическая дальность полета – 680 км.
Продолжительность полета – 2 часа 30 минут.
Практический потолок – 5 000 м.
Экипаж – 3 чел.

Вертолет Ка-31. Фото. История. Характеристики.

«Изделие 503» − именно так именовался будущий вертолет Ка-31. Он предназначался для радиолокационного дозора и использовался в ВМФ СССР. Модель разработана на базе корабельного боевого вертолета Ка-29 транспортного типа и использовалась для дальней радиолокационной разведки. Аппарат уникален тем, что способен базироваться как на суше, так и на корабле любого класса (естественно те, которые предназначены для принятия авиационных аппаратов). Часто применяли Ка-31 в наземных условиях решения задач ПВО. До сих пор он не имеет аналогов.

Ка-31 состоит на вооружении морской авиации в трех странах: России, КНР и Индии. На 2012 год ВВС России принадлежало два экземпляра, в ВВС КНР экспортировано девять вертолетов, а в Индии находилось 14 моделей.

Основной род деятельности ДРЛО Ка-31 – это радиолокационный контроль морского и воздушного пространства, раннее обнаружение низколетящих целей по типу вертолета, крылатой ракеты или самолета. Помимо прочего, вертолет способен обнаруживать и распознавать на дальней дистанции надводные корабли. На Ка-31 присутствует электроника, способная рассчитывать траекторию и параметры передвижения цели, координаты. Может передавать необходимую информацию в командный пункт и на базируемый корабль.

Читать еще:  Видео ПК - единый пулемёт

Машина создана на основе винтовой соосной схемы. Проекты несущей и соловой систем заимствованы у транспортно-боевого Ка-29. Некие изменения в конструкции были сделаны из-за необходимости установки на днище РЛС. Благодаря специальной шарнирной системе РЛС может поворачиваться в разные стороны и занимать вертикальное положение. Зеркало антенны РЛС составляет шесть метров размаха. Во время обычной транспортировки антенна прижимается к корпусу (к днищу) и фиксируется.

Дверь установили по правой стороне борта транспортной кабины. Для экипажа по бортам установлены аварийные люки с остекленными створками. В случае экстренной ситуации они имеют способность аварийного сброса. Шасси четырехопорные, передние могут убираться в специальные обтекатели (расположены с наружной стороны по бокам фюзеляжа). А основные опоры поднимаются вверх, тем самым освобождают место для вращения РЛС-антенны в полете. Лопасти главного винта изготавливаются из полимерного и композитного материала. К ним также идет снабжение от электротепловой и противообледенительной систем.

История создания Ка-31

Необходимость любой страны с наличием кордонов у моря в средствах ДРЛО стала явной еще во время военного конфликта между Англией и Аргентиной за спорные Фолклендские острова. У ВВС Аргентины было преимущество в наличии низко летающих самолетов, которые потопили два английских корабля: «Ковентри» и «Шеффилд». Англичане не могли перехватывать самолёты, поскольку не имели радиолокационных ДРЛО.

Именно по этим причинам ОКБ Н. Камова в 1985 году получило задание – создать вертолет ДРЛО. В основе лежал планер, силовая и несущая системы из вертолёта Ка-29. Единственной сложностью было найти способ установки на вертолет РЛС. Возникали разные проблемы: нестабильный полет и постоянная тряска при вращении РЛС, конфликт систем РЛС и остального навигационного оборудования. Первый ОП поднялся в воздух в 1987 году, а в ряды ВМФ России вертолет поступил только в 95-м. Серийное производство для морской авиации проводилось на заводе в Кумертау.

Особенности авиационной машины Ка-31

ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).

Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.

Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.

Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.

Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.

Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».

Читать еще:  Статьи АКМ - автомат

Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.

Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.

Оригинальная версия российского вертолёта ДРЛО Ка-31

Индия, несмотря ни на что продолжает сотрудничество с Россией и недавно сделала заказ на 500 млн долларов о закупке вертолётов ДРЛО Ка-31. Вот об этой удивительной машине хочется рассказать поподробнее. Разработка вертолёта началась ещё в 1985 году, задачи и цели новой машины существенно отличались от остальных вертолётов Камова и поэтому он получил обозначение Ка-31.

Основным предназначением этой машины было обнаружение низколетящих целей, противокорабельных ракет и надводных кораблей противника днём и ночью в любых метеоусловиях. Впервые Ка-31 поднялся в воздух в 1987 году, последующие три года шли лётные испытания и параллельно подготовка машины к выходу в серию. Так как прототипом этого вертолёта был противолодочный Ка-27, испытания и приёмка его на вооружение прошли достаточно быстро.

На рубеже десятилетий произошёл распад Советского Союза и были сняты с вооружения крейсера типа «Киев», военное ведомство отказалось от программы постройки авианосцев, а это были основные носители ДРЛО Ка-31 и такой важный проект заморозили на долгие годы. Но неожиданно к этой машине проявили интерес ВМС Индии, у которых находился авианосец «Викраматидья», бывший российский «Адмирал Горшков».

Было срочно возобновлено производство Ка-31 и первая серийная машина взлетела в в мае 2001 года, а к 2004 году Россия полностью выполнила свои обязательства, поставив индийским ВМС девять вертолётов дальнего радиолокационного обзора Ка-31. В 2009 году, Индия, поняв ценность этой машины заказала ещё пять вертолётов Камов-31. Не остался в стороне и Китай, которому понадобились вертолёты корабельного базирования для своих ВМС и в 2010 году первая машина, из заказанных 9 единиц была передана заказчику.

Что же представляет из себя вертолёт ДРЛО Ка-31? Внешне он очень похож на свой прототип Ка-27, но только без противолодочного оборудования и главная деталь на нём – это прилегающая к корпусу антенна РЛС, которая в развёрнутом виде поворачивается на 90 градусов и вращается в вертикальном положении, делая полный оборот за 10 секунд. Чтобы не мешать вращению этого прямоугольника площадью 6 кв.метров, основные стойки шасси поджимаются вверх, а передние убираются внутрь фюзеляжа.

Вертолёт оснащён двумя двигателями ТВ3-117ВМА, суммарной мощностью 4400 л.с. и развивает максимальную скорость 250 км/час, крейсерская скорость составляет 220 км/час, дальность полёта машины 680 км, практический потолок 5 тысяч метров. Дальность обнаружения воздушных целей находится в пределах 100 – 150 км, надводные цели Ка-31 способен засекать на удалении 285 км.

Ка-31 последнего выпуска оборудован современной спутниковой 12-канальной навигационной системой и системой цифровой связи с 16-ю каналами, обеспечивающую связь на удалении 400 км. В кабине пилотов установлены многофункциональные цветные ЖК-дисплеи, позволяющие пилотам контролировать работу всех систем и пилотировать машину. Ка-31 получил систему предупреждения о приближении к препятствиям, а также оборудование для автоматической навигации и наведения.

Вертолёт может базироваться не только на авианесущих кораблях, но и на тяжёлых эсминцах, а схожесть конструкции с Ка-27 значительно упрощает его обслуживание. Сейчас Индия заказала поставку ещё пять машин, а корпорация NAL приступила к разработке системы дозаправки вертолёта в воздухе, чтобы увеличить радиус действия Ка-31.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: