34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки МТ-ЛБ – гусеничный тягач

МТЛБ — гусеничный многоцелевой тягач

МТЛБ – это гусеничный многоцелевой тягач – уникальный в своем роде. Предназначение – перевозка людей и груза на различные дистанции. У МТЛБ технические характеристики такие, что позволяют беспрепятственно проходить на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.

Гусеничный вездеход-тягач

В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.

Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.

Технические характеристики

Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.

Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.

Двигатель

Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.

ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.

Технические характеристики ГАЗ 53 описаны в этой статье.

Габаритные размеры

Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.

Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.

Подвижность

За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.

Управление

Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.
[note]Купить МТЛБ можно как новый – с разными улучшениями и модификациями, так и снятый с консервации.[/note]

Модификации

За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.

Самые популярные модели:

  1. МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
  2. МТЛБВ – для народного использования.
  3. МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
  4. МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.

МТЛБ – еще не БМП, но уже и не трактор

Транспорт в вооруженных силах играет неоспоримую роль. Среди техники этой категории есть легенды, есть рабочие лошадки, о которых знает любой служивый человек, или интересующийся «в теме».

В послевоенное время, когда сухопутные части насыщались техникой, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, способном доставлять грузы и личный состав, транспортировать несамоходную технику при относительной безопасности. Самой значимой разработкой стал МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».

Создание машины

1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.

Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.

Читать еще:  КВ-1 - тяжёлый танк

Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.

Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.

Противопульная броня неплохо защищала личный состав и перевозимые припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.

После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.

Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.

Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.

По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.

Конструкция МТЛБ

Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.

Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.

Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.

Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.

В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.

Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.

Модернизации и ближайшие конкуренты

Прекрасные технические характеристики позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 разновидностей приобрели ярко выраженные «боевые» функции.

Можно перечислить с небольшим описанием технического устройства некоторых из них:

  • МТ-ЛБВ, модель для северных районов с расширенными траками, способными передвигаться по болотам и снегам;
  • МТ-ЛБВ-Н, «мирная» машина для сельскохозяйственных нужд;
  • МТ-ЛБВМ1К, приспособленная для высокогорья;
  • МТ-ЛБВМ, вооруженная 12,7-мм зенитным пулеметом;
  • МТ-ЛБМ, продукция муромского завода;
  • Объект 6МА с последующим индексом от 1 до 4, с разным вооружением, поставленным на Ma hrerf=”https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/” target=”_blank”>башню БТР-80. Так, под 1 скрывается тягач с установленным АГС «Пламя», 2 и 4 – 23-мм пушки, 3 – нескольких ПТУРов.

Армейский список может продолжить зенитная система «Стрела», санитарная машина, аппарат для химической разведки, командно-штабной вариант, технические тягачи со стрелой для эвакуации техники и многое другое.

Кроме этого, имеется множество разработок для геологов, лесников, пожарной службы. Каждая имеет свои характерные особенности, как то увеличенный запас топлива, поворотные транспортеры и мостики, или вмонтированные цистерны и прочее. Поскольку тягач используется более 20 странами по всему миру, уследить за всеми переделками очень сложно.

Читать еще:  Рисунки Штык к винтовке АВС-36

Аналоги существуют, однако они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тягачи, широко распространенные были в годы Второй Мировой войны, в настоящее время не столь популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.

Советскими конструкторами создана машина, одинаково хорошо справляющаяся с самыми разноплановыми задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи без брони и без вооружения. К примеру, M939, грузовик – тягач колесного типа, а не гусеничный, состоящий на вооружении армии США, даже не легкобронированный.

Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американские М939 не так универсальны.

Место работы

МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.

Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.

Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.

Видео

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТЛБ): описание и характеристики

Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.

Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.

МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».

В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Читать еще:  Статьи ПСМ - пистолет

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
  • Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
  • «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: