29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Т-26 – легкий танк

Легкий танк Т-26 (СССР)

Характеристики легкого танка Т-26

К 30-м годам дела с танковыми войсками СССР обстояли не важно — уже были «свои» Т-18, Т-24, готовился к запуску БТ-2, однако все ещё продолжался поиск наиболее оптимальной конструкции, и Управление меха­низации и моторизации Красной Армии продолжало присматриваться к зарубежным образцам боевой техники.

13 февраля 1931 года Реввоенсовет СССР постановил принять на вооружение Красной Армии английский танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, где предполагалось собирать ежегодно по 13800 танков этого типа.

Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.

Т-26 двухбашенный, с пулеметами ДТ

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов, они стали поступать в части осенью 1931 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Многоликий Т-26

За десять лет с 1931 по 1941 появилось 23 модификации Т-26. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (Т-26 обр. 1931 и 1932 г.г.) с двумя пулеметами ДТ. Танки образца 1933-1937 годов имели уже одну башню цилиндрической формы, а 1938-1939 г.г., опять же одну башню, но коническую. В обоих последних вариантах в качестве вооружения использовалась 37-мм или 45-мм пушка и пулемет ДТ.

Первые модели однобашенных Т-26 имели башню аналогичную башне танка БТ-5. Благодаря её размеру, в ней удалось установить 45-мм пушку 20K образца 1932-38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. Также танки Т-26 оснащались 37-мм советским вариантом пушки Гочкиса, но некоторые модели получили и 37-мм пушку образца 1930 г., хорошо различимую по длинному стволу орудия.

Т-26 с цилиндрической башней и поручневой антенной

В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

В 1939 году появилась ещё одна танка Т-26 — образца 1939 года, самая совершенная. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника как того требовал опыт испанской войны (для защиты от бутылок с зажигательной смесью), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. До конца 1939 года было выпущено более 1300 таких танков.

Т-26 с конической башней

Основные модификации легкого танка Т-26

T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.

СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

Читать еще:  Исторические сведения Зерцало

OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Рассказы об оружии. Танк Т-26 снаружи и внутри. Часть 2

Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.

Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной истории в селе Падиково Московской области.

Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.

Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.

С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года – ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).

Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.

С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся “химическими”) и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.

ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел

Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км

Читать еще:  Модификации МиГ-13 - истребитель

Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м

Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Т-26, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерс” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерс” 6-тонный.
Первые поставленные машины (получившие у нас обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2 с шестицилиндровым двигателем “Геркулес”, однако в серийное производство они запущены не были.

13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк “Виккерс” приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе “Большевик”, уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.

Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом “Большевик” были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова.

Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа и устанавливался пулемет ДТ. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа. В 1932 году в правой башне вместо пулемета ДТ стали устанавливать 37-мм пушку Гочкиса, ее боекомплект состоял из 113
выстрелов. Боевая масса двухбашенного пулеметного варианта Т-26 составляла 8 т, а двухбашенного пушечно-пулеметного – 8,4 т.

В 1933 году началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. Корпус машины в конструктивном отношении остался практически без изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня с развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. На крыше башни имелись два люка для посадки экипажа. Вооружение состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 года и спаренного с нею пулемета ДТ. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели со стеклоблоками, в корпусе и башне. Средством внешней связи служили сигнальные флажки, впрочем, на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически не изменились.

С 1935 года корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Годом позже на опорных катках ввели съемные бандажи, изменили натяжной механизм и установили пулемет ДТ в нише башни. При этом боекомплект пушки сократился до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т.

В 1937 году на части машин стали монтировать зенитные пулеметы на турельных установках П-40, на пушке поставили фару-прожектор. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла до 95 л.с. Вновь несколько увеличилась масса танка.

Крупную модернизацию осуществили в 1938 году. Корпус танка почти не подвергся изменениям, лишь был введен люк-лаз в днище. Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм пушкой образца 1934 года. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года-ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних выпусков на машине поставили два топливных бака емкостью 110 и 180 л, что позволило увеличить запас хода.

В 1939 году прошла очередная модернизация танка, в результате ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, на части машин изъяли кормовой пулемет, а вместо него смонтировали дополнительную боеукладку на 32 снаряда. Некоторым изменениям подвергся двигатель (поднята степень сжатия), после чего его мощность достигла 97 л. с.

Наконец, в 1940 году был проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную, толщиной 20 мм. Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. Масса “двадцать шестого” с экранами уже превысила 12 т.

Читать еще:  Фотографии Т-62 - средний танк

На базе линейных танков в довольно значительных количествах строились огнеметные (по тогдашней терминологии – химические) танки. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26, созданный на базе двухбашенного варианта. При этом левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование – резервуар для огнесмеси на 360 л, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок емкостью 0,7 л, брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливался огнемет пневматического типа и пулемет
ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Кроме огнемета, танк оборудовался системой дымопуска.

Другой танк – ОТ-130 – строился уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от нее находились два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м. Количество односекундных выстрелов – 40. За один выстрел
выбрасывалось 9 л огнесмеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин – от электрозапальной свечи.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Всего в “химическом” варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них формировались химические танковые батальоны и даже бригады.

Помимо огнеметных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке-СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причем последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 года. А вот самоходок, так называемого “малого триплекса”, на унифицированном шасси было построено несколько десятков, и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 года, СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой.

Кроме того, на базе Т-26, как малыми партиями, так и в качестве опытных образцов были созданы бронетранспортер ТР-4, мостоукладчик СТ-26, минный тральщик, транспортер для подвоза боеприпасов, бензоцистерна, ремонтный танк, артиллерийские тягачи и телетанки.

В общей сложности за 10 лет серийного производства с 1931 по 1941 год в войска поступило 11208 танков Т-26 всех типов. Они достаточно интенсивно использовались в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 год. Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 году на Дальнем Востоке. Несколько танковых брига вооруженных этими боевыми машинами, участвовали в разгроме Квантунской армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-26 образца 1939 года
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,28.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4620, ширина-2445, высота-2330, клиренс – 380.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр. 1934 г., калибра 45 мм; 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм – спаренный с пушкой, зенитный и кормовой (последние не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 45-мм выстрелов- 205 (без рации), 165 (с рацией);7,62-мм патронов – 3654 (без рации), 3212 (с рацией).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 г., командирская панорама ПТК обр. 1933 г. (не на всех танках), телескопический прицел ТОП обр. 1930 г. (на танках, имевших пушки с электрозатвором, устанавливался прицел ТОП-1 или ТОС).
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма- 15, крыша- 10, днище – 6, башня – 15-6.
ДВИГАТЕЛЬ: Т-26 (типа “Армстронг-Сиддлей”), четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения, с горизонтальным расположением цилиндров; рабочий объем 6600 куб.см; мощность 75 л.с. (55,2 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо с натяжным механизмом, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска тележек опорных катков на плоских четвертьэллиптических рессорах; в каждой гусенице 108-109 траков шириной 260 мм, шаг трака 90 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 30.
ЗАПАС ХОДА, км: 225.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40, ширина рва, м – 2,65, высота стенки, м-0,75, глубина брода, м – 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-3, танковое переговорное устройство ТПУ-З или ТПУ-2.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: