11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки Як-7 – истребитель

Рисунки Як-7 – истребитель

Еще до принятия на вооружение истребителей ЛаГГ-З, МиГ-Зи Як-1 и организации их массового серийного производства встал вопрос о скорейшем освоении этих самолетов в эксплуатации. Создавать совершенно новый учебно-тренировочный самолет, не имеющий ничего общего с указанными истребителями, было, конечно, не только нецелесообразно, но и рискованно не терпящее отлагательства дело могло задержаться и быть сорванным.

4 марта 1940 г. было принято правительственное решение о создании переходного двухместного с двойным управлением учебно-тренировочного истребителя УТИ-26 (Як-7) путем модификации И-26. Задание получил А.С.Яковлев потому, что из всех главных конструкторов новых истребителей он один имел опыт создания учебных самолетов и мог справиться с заданием наилучшим образом.

К тому же конструкция И-26 позволяла легко модифицировать его в учебно-тренировочный истребитель.

Будучи спроектированным как самолет для вывозки и тренировки летного состава при переходе на новую материальную часть, Як-7 в дальнейшем претерпел ряд удивительных превращений и сыграл более важную роль, чем та, которая ему вначале предназначалась.

Первое – эти модификация двухместного УТИ-26 (в серии Як-7УТИ) в боевой одноместный истребитель Як-7. Это произошло вскоре после начала Великой Отечественной войны, когда ВВС Красной Армии понадобилось много новых боевых истребителей.

Не менее удивительны по своему характеру и по своим результатам все последующие превращения Як-7 уже в качестве самолета-истребителя.

За время серийной постройки Як-7 имел 18 основных модификаций, в том числе: по планеру – 5, по силовой установке – 6, по вооружению – 7, по спецоборудованию – 1.

К основным модификациям Як-7 и других самолетов “Як” отнесены такие, которые связаны с установкой нового двигателя, нового вооружения или с существенным изменением конструкции планера самолета и которые обычно сопровождались присвоением вамолету какого-либо индекса. Такие изменения, как установка новых водо- и маслорадиаторов, хвостового колеса, понижение гаргрота, придание фонарю удобообтекаемой формы, основными модификациями не считаются.

Из 18 модификаций Як-7 десять строились серийно.

Як-7 с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П являлся модификацией двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель.

Работа производилась на заводе N301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А.С.Яковлева во главе с ведущим инженером К.В.Синельщиковым. Был взят серийный Як-7УТИ N04-11 и в него внесены следующие изменения: в задней кабине установлена бронеспинка; снят фото-кинопулемет; непротектированные бензобаки заменены протектированными; установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом; установлена одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82. Управление стрельбой РС – от электросбрасывателя бомб ЭСБР-3 на левом пульте кабины летчика.

Фонарь задней кабины и костыль остались без изменений, поэтому одноместный Як-7 по своему внешнему виду практически не отличался от двухместного Як-7УТИ.

По сравнению с Як-1 одноместный Як-7 стал более совершенным и имел следующие преимущества: размеры колес шасси полностью соответствовали полетной массе; моторама, сделанная отъемной, позволяла модифицировать самолет под другой двигатель; благодаря смещению центровки вперед с 26 до 20. 21% САХ значительно увеличилась продольная устойчивость; измененное соотношение между площадями руля высоты и стабилизатора увеличило расход (отклонение) руля высоты и улучшило управляемость; увеличение противокапотажного угла на 1,5* несколько уменьшило опасность капотирования при рез- ком торможении и сократило длину пробега при посадке; вторая (необорудованная) кабина могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей. Эти особенности Як-7 делали его перспективным и обусловили возможность осуществления ряда модификаций .

О результатах своей работы конструкторы доложили А.С.Яковлеву. Последний отнесся к идее скептически, однако, посмотрев одобрил ее. Свои соображения А.С.Яковлев доложил в верхах. Там предложение поддержали и подкрепили его двумя постановлениями ГКО от 14 и 23 августа 1941 г. и двумя приказами НКАП от 14 и от 26 августа 1941 г. о запуске Як-7 в серийное производство на двух заводах – московском N301 и новосибирском N153.

Было предложено изготовлять самолет в улучшенном варианте, позволяющем в случае необходимости ставить двигатель М-107.

В приказе заводу N301, где Як-7 должен был сменить Як-7УТИ, ошибочно указан Як-1 вместо “по типу Як-1”. Та же ошибка допущена в приказе заводу N153, где Як-7 должны были строить параллельно с ЛаГГ-З.

Всего выпущено в серии 62 самолета Як-7, в том числе 51 на заводе N301 в сентябре-октябре 1941 г. и 11 – на заводе N153 в декабре 1941 г. Перерыв в ноябре вызван эвакуацией завода N301 в Новосибирск, где он влился в завод N153. Модифицированный Як-7 N04-11 по контрольным испытаниям НИИ ВВС получил положительную оценку. Летчик-испытатель военного представительства завода N153 А.Н.Лазарев, характеризуя его штопорные качества, отмечал, что вывод самолета из штопора элементарно прост – никаких хитростей, достаточно педали и ручку управления в поперечном отношении поставить нейтрально, как самолет мгновенно прекращает вращение и начинает пикировать. В заключении ЦАГИ от 6 апреля 1942 г. говорилось, что Як-7 обладает лучшими по сравнению с самолетом ЛаГГ-З характеристиками штопора и является безопасным в штопоре.

В сентябре 1941 г. Як-7 N06-05 завода N301, оборудованный реактивными установками, успешно прошел полигонные испытания в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения).

Реактивное вооружение не оказывало заметного влияния на пилотирование и управление самолетом. Благодаря хорошей устойчивости Як-7 рассеивание при стрельбе по наземным целям было значительно меньше, чем у ЛаГГ-З и МиГ-З

Самолёт Як-7 – из учебных классов на фронт тотальной войны

Ещё до войны в конструкторском бюро Яковлева был создан истребитель Як-1. Впоследствии его конструкция разовьётся в Як-3 – один из лучших советских самолётов в своём классе.

Читать еще:  ФАИ - лёгкий бронеавтомобиль

Но уникальность ситуации в том, что у яковлевских истребителей был «внутренний конкурент». Им стал самолёт Як-7, на протяжении войны он (а затем и его потомок Як-9) выпускались параллельно с «основной линейкой». При этом использование Як-7 в качестве истребителя изначально вообще не предусматривалось. Задумывался этот самолёт, как учебный, для подготовки пилотов «настоящих» боевых машин, в том числе и Як-1.

История создания

В конце 30-х годов Красная Армия начинала масштабное перевооружение. Для пехоты создавались самозарядные и автоматические винтовки. Разрабатывались новые танки с трехдюймовыми пушками и противоснарядным бронированием. Ну а задание на разработку истребителей нового поколения выдали сразу трём конструкторским бюро. Но, помимо боевых машин, требовался и самолёт для подготовки лётчиков.

Разработку учебно-тренировочной «спарки» поручили КБ Александра Яковлева. Уже в июне 1940 года был построен первый прототип самолёта УТИ-26, построенного на основе истребителя Як-1. По технике пилотирования УТИ-26 был достаточно близок и к двум другим истребителям – МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Осенью того же года самолёт рекомендовали к запуску в серию и принятию на вооружение.

Весной 1941 года начался выпуск «доведённого» варианта самолёта, получившего новое название Як-7УТИ.

После начала нацистского вторжения производство Як-7УТИ свернули, но выпущенные самолёты активно использовали – как по прямому назначению, так и в качестве разведчика. Для этого в кабину инструктора просто сажали наблюдателя. А затем инженер Константин Синельщиков предложил сделать из учебной «спарки» боевой истребитель.

Потребовалось для этого немного – усилили вооружение, установив ещё один пулемёт ШКАС, а в развал блоков цилиндров – пушку ШВАК. Кабину лётчика защитили бронеспинкой, а баки заменили протектированными. И оказалось, что вопреки скепсису главного конструктора, истребитель Як-7 даже превосходит Як-1 по устойчивости и управляемости. С осени 1941 года боевой Як-7 пошёл в производство.

Конструкция

Самолёт Як-7 представлял собой одномоторный моноплан с нижним расположением крыла. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа сваривался из труб, изготовленных из «хромансила» (сталь с добавлением хрома, марганца и кремния), и обшивался фанерой и полотном. Капот двигателя и обтекатели – дюралюминиевые. Силовой набор крыла – полностью деревянный, обшивка – фанера и полотно.

На съёмной мотораме устанавливался 12-цилиндровый мотор М-105 конструкции Владимира Климова.

Як-7 оснащался модификацией М-105ПА, которая допускала установку в развале блоков цилиндров мотор-пушки. Также, в отличие от базовой модели, использовались беспоплавковые карбюраторы, допускавшие манёвры с отрицательными перегрузками.

Наддув осуществлялся приводным центробежным нагнетателем. На поздних Як-7 устанавливали форсированный М-15ПФ – мощность мотора была повышена увеличением давления наддува.

Протектированные топливные баки находились в крыльях и под кабиной лётчика. В ходе производства их дополнительно оснастили системой накачки инертными выхлопными газами. Маслорадиатор находился под двигателем, а радиатор системы охлаждения – под кабиной лётчика.

Первые учебные Як-7 вооружались для тренировочных целей одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм. Боевые истребители получили второй пулемёт и 20 мм пушку ШВАК в развале цилиндров. Боезапас каждого пулемёта состояли из 750 патронов, пушка снаряжалась лентой на 120 снарядов. На поздних модификациях пулемёты заменили крупнокалиберными УБС с боекомплектом 140 и 260 патронов (для правого и левого соответственно).

Помимо стрелково-пушечного вооружения, истребитель мог нести 6 неуправляемых ракет РС-82. Поздние Як-7Б также могли нести две бомбы калибром до 100 кг.

Учебные самолёты имели две кабины со спаренным управлением.

На истребителях управление, разумеется, имел только пилот, но отсек за его кабиной сохранялся на протяжении всего производства. Это стало большим преимуществом Як-7, расширяющим его возможности.

Серийные модификации

Як-7А – самолёты образца 1942 года. На них начли устанавливать радиостанцию, аэродинамику несколько улучшили за счёт убирающегося хвостового колеса. Прозрачный фонарь в процессе производства заменили фанерной крышкой.

Як-7Б – созданная в том же 1942 году модификация с улучшенной аэродинамикой и усиленным вооружением. Пулемёты ШКАС на этом истребителе заменили на 12,7мм пулемёты УБС. Лётные качества этого Як-7 не только не ухудшились, но и выросли до уровня довоенных УТИ-26. С августа 1942 двигатель М-105ПА заменили на форсированный до 1180 л.с. М-105ПФ.

Также на этом Як-7 во время выпуска появился новый фонарь – каплевидный, гаргрот при этом был понижен. Радиостанциями оснащались все самолёты, но большинство – только приёмниками. Передатчики, необходимые для отдавания приказов, имели только командирские Як-7. Истребители, отданные в части ПВО, имели дополнительные средства ночной навигации – радиокомпас и мощную посадочную фару.

Як-7-37 – мелкосерийный истребитель, вооружённый 37 мм пушкой Ш-37 конструкции Шпитального. Войсковые испытания продемонстрировали высокую огневую мощь самолёта (для уничтожения вражеского истребителя достаточно было одного попадания осколочно-фугасного снаряда). Хотя выпуск продолжен не был, Як-7-37 стал прямым предком более известного Як-9Т.

Як-7В – учебно-тренировочный самолёт, отличавшийся упрощённой конструкцией. На них устанавливали неубирающееся шасси, топливные баки без протектора. Вооружение было упразднено вообще.

Увеличение поставок алюминия позволили начать опыты по улучшению характеристик Як-7 за счёт использования в конструкции дюраля.

Опытный самолёт с дюралевыми лонжеронами крыльев получил название Як-7ДИ. Его испытания показали отличные результаты, но он оказался и последим «седьмым». В серию подобный истребитель пошёл уже под другим индексом – Як-9.

Боевое применение

По изначальному, учебному назначению, «седьмые» использовали на протяжении всей Великой Отечественной Войны. И его вклад в победу, сделанный именно в этой роли, сложно переоценить – ведь долгое время других тренировочных «спарок» для лётчиков-истребителей просто не было.

Однако «семёрка» замечательно проявила себя и в «неожиданном» для неё качестве истребителя. Несмотря на то, что «валовые» истребители из-за низкого качества сборки поначалу уступали по характеристикам эталонным образцам, Як-7 оказался прост в управлении и эксплуатации, а также прославился живучестью.

А главное – отсек, оставшийся на месте кабины инструктора, можно было использовать как для размещения оборудования, вроде фотоаппарата, так и для перевозки людей. Например, техников во время перебазирования или для заброски кого-то за линию фронта.

Читать еще:  Боевое применение Шапка бумажная

Только в 1944 году Як-7 начали заменять на Як-9, при этом последние «семёрки» произвели только в июле.

Учебные самолёты использовались и после войны. Помимо советских лётчиков, на Як-7 летали и французы из эскадрильи «Нормандия-Неман».

Лётно-технические характеристики

Сравним Як-7 с основным истребителем Люфтваффе периода 1941-1942 гг. Bf.109F

Советский истребитель Як-7: история создания, описание и характеристики

Як-7 – это советский одноместный поршневой истребитель периода Второй мировой войны, созданный в ОКБ Яковлева на базе учебно-тренировочной машины Як-7УТИ. Выпуск самолета начался в конце 1941 года и продолжался до 1944 года. Як-7УТИ, будучи разработан для тренировки летного состава, претерпел в дальнейшем ряд удивительных превращений и сыграл весьма важную роль в истории Великой Отечественной войны.

За время производства было разработано восемнадцать различных модификаций этого истребителя, десять из которых пошли в серийное производство. Всего было выпущено более 6300 самолетов Як-7. С 1942 года «семерка» на фронте стала постепенно вытесняться истребителем Як-9, который впоследствии стал самой массовой советской боевой машиной военного периода.

Несмотря на некоторые недостатки, летчики хорошо относились к Як-7. Качество их изготовления зачастую было выше, чем у истребителей Як-1, на базе которых они были созданы. Отменные летные характеристики и мощное вооружение позволяло пилоту не только постоять за себя в бою, но и выйти из него победителем.

По сравнению с Як-1, истребитель Як-7 был более проработанным, в его конструкцию были внесены целый ряд улучшений, которые сделали эту машину более управляемой, безопасной и удобной в обслуживании.

Выпуск самолета Як-7 был налажен на четырех авиазаводах: №82 и №301 (г. Москва), №21 (г. Горький) и №153 (г. Новосибирск).

История создания Як-7

В конце 30-х годов в Советском Союзе шла лихорадочная работа по созданию нового современного истребителя. К ней были привлечены лучшие отечественные конструкторские бюро: Лавочкина, Микояна, Яковлева. Новую машину планировали строить массово, поэтому практически сразу же встал вопрос о максимально быстром освоении истребителя в строевых подразделениях. Нужен был современный учебно-тренировочный самолет, характеристики которого бы не уступали новым боевым машинам. Его разработкой было поручено заниматься конструкторскому бюро под руководством Александра Сергеевича Яковлева.

Работы над новым тренировочным самолетом начались еще в 1939 году, за основу был взят истребитель Як-1, разработкой которого в то время занимались конструкторы КБ.

4 марта 1940 года появилось постановление советского правительства о создании учебно-тренировочного истребителя на базе опытного самолета И-26.

Испытания учебно-тренировочной машины начались летом 1940 года, самолет показал весьма неплохие летные качества: на высоте 4500 метров он смог достичь скорости 586 км/ч. Однако УТИ-26 (такое наименование получил учебный истребитель) был слишком сложным в пилотировании, что было неприемлемо для начинающих пилотов, поэтому машину пришлось дорабатывать.

Кроме того, первый прототип истребителя (он назывался УТИ-26-I) имел очень много общего с И-26 и поэтому страдал практически от всех его недостатков: двигатель нередко перегревался, частым был выброс масла из маслосистемы, которое забрызгивало всю переднюю часть самолета, включая фонарь кабины. Особенно неудачной была конструкция шасси. Диаметр колес не соответствовал весу самолета, замки, которые удерживали стойки шасси в убранном или выпущенном положении, были крайне ненадежными, что привело к аварии во время испытаний. УТИ-26-I имел сильную склонность к капотажу.

Несмотря на выявленные недостатки, машину все же решили запустить в серийное производство, правда, после серьезной доработки. Потребность советских ВВС в учебном самолете была настолько велика, что даже недоработанный УТИ-26-I был сразу же отправлен в 11 ИАП для переучивания пилотов на Як-1.

Улучшения и доработки вносились в конструкцию уже второго прототипа – УТИ-26-II. Серьезным изменениям подверглось шасси самолета: диаметр колес шасси был значительно увеличен, переделке подверглись сами стойки и замки, которые фиксировали их в крайних положениях. Площадь стабилизатора и руля направления заметно увеличилась – это существенно улучшило управляемость самолета. Центр тяжести машины был сдвинут, водяной радиатор увеличили и выдвинули вперед. В конструкцию машины внесли и другие, менее значительные изменения. Так, например, был изменен способ крепления кока винта, после чего его установка стала занимать гораздо меньше времени. Модернизация самолета увеличила его вес до 2750 кг.

Несмотря на то что УТИ-26-II внешне очень напоминал Як-1, конструкционно это были разные машины. Это вызывало некоторые технологические трудности на производстве, ведь на одних и тех же заводах должны были делать и Як-1 и УТИ-26. Государственные испытания самолета проходили в начале 1941 года. Доработанный прототип истребителя получил от военных гораздо более высокую оценку, чем УТИ-26-I. Потребность в учебном самолете была очень острой, поэтому в марте 1941 года московский авиазавод № 301 был переведен с выпуска Як-1 на производство Як-7УТИ.

Когда УТИ-26 только создавался, никто не мог и предположить, что когда-нибудь на его базе будет создаваться полноценный боевой истребитель. Однако огромные потери советских ВВС на начальном этапе войны вынудили пойти на такой шаг.

По предложению молодого конструктора Синелыциков, на самолет установили стандартное вооружение Як-1. Первоначально подобная идея была многими воспринята неоднозначно, однако Яковлев дал добро на переделку одного самолета. С него было снято дублирующее управление во второй кабине, установлена бронеспинка и топливные баки, защищенные протектором с системой накачки нейтрального газа.

Испытания «вооруженной» версии УТИ-26 начались в июне 1941 года, за несколько дней до начала войны. В отчете пилота, который проводил испытания истребителя, отмечались его лучшие пилотажные качества по сравнению с Як-1. Новый самолет получил обозначение Як-7. Боевое применение машины показало, что истребитель Як-7 превосходит Як-1 по живучести, вооружению и маневренности.

После начала войны переделку учебного самолета в боевой поддержали и в ГКО. Уже в августе были изданы соответствующие указы. Серийное производство самолета Як-7 началось сразу на двух заводах: № 301 и 153. В это время проходила эвакуация авиационных предприятий и НИИ, поэтому государственные испытания Як-7 решили не проводить и ограничились заводскими.

Читать еще:  Схемы "Днестр" - РЛС СПРН и СККП

В июле 1941 года ОКБ Яковлева было эвакуировано в Саратов, где конструкторы буквально в считаные дни в инициативном порядке разработали пушечную модификацию истребителя – Як-7М, установив в крыле пушки ШВАК. Также на самолет были установлены пусковые установки для реактивных снарядов. Для этого, правда, пришлось уменьшить объем топливных баков. В октябре 1941 года начались летные испытания нового истребителя.

За время серийного производства были изготовлено несколько серийных модификаций истребителя:

  • Як-7. Базовая модификация машины, выпуск продолжался с сентября по октябрь 1941 г. Всего изготовлено 62 единицы.
  • Як-7А. Модификация истребителя, выпуск которой начался в январе 1942 года. Самолет был оснащен новой радиостанцией, были внесены незначительные изменения в конструкцию планера. Производство продолжалось до мая 1942 года, всего было выпущено 277 единиц Як-7А.
  • Як-7Б. Самая массовая модификация машины, ее производство началось в мае 1942 года и продолжался до декабря 1943 года. За этот период было выпущено 5120 самолетов. Як-7Б имел два пулемета УБС вместо ШКАС, убирающееся хвостовое шасси, а с середины 1942 года и новый двигатель – М-105ПФ. Новая силовая установка, а также ряд других изменений позволили увеличить скорость истребителя до 532 км/ч у земли. На последних сериях этой модификации гаргрот был убран, были улучшены обводы фюзеляжа и его герметизация, что позволило еще более увеличить скоростные характеристики.
  • Як-7В. Учебно-тренировочный истребитель, который изготавливался путем снятия вооружения с серийного Як-7Б. Выпускался с мая 1942 по декабрь 1943 года. Было изготовлено 597 самолетов.
  • Як-7-37. Модификация, вооруженная 37-мм пушкой МПШ-37 и двумя пулеметами УБС. Этот истребитель имел несколько другое расположение кабины, предкрылки немного большее хвостовое колесо.

Интересной модификацией истребителя является Як-7Р, где литера «Р» расшифровывается, как «реактивный». Эта машина была оснащена комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого мотора и нескольких реактивных двигателей.

На основе истребителя Як-7 пытались создать дальний истребитель (Як-7ДИ), высотный перехватчик (Як-7ДИ), установить на самолет двигатель воздушного охлаждения. Но эти машины так и не пошли в серию.

Истребитель Як-7 принимал участие во всех крупнейших сражениях Второй мировой войны. Дополнительная кабина этого самолета часто использовалась для переброски личного состава или грузов на новые места дислокации. В задний отсек можно было установить и дополнительный топливный бак. Нередко в задней кабине устанавливалось фотооборудование, и Як-7 превращался в разведывательную машину.

Описание конструкции Як-7

Як-7 – это одноместный, одномоторный истребитель-моноплан с низкорасположенным крылом и смешанной конструкцией: при изготовлении машины использовался как дюраль, так и дерево с полотном. Экипаж самолета состоял из одного человека.

Как и у других истребителей семейства «Як», силовой каркас Як-7 был изготовлен из хромансилевых труб, к передней части которого присоединялась моторама. Выгодным отличием Як-7 от других яковлевских машин являлось то, что съемная моторама позволяла устанавливать на самолет другие двигатели. Обшивка передней части истребителя была металлической, а хвостовую часть Як-7 обшивали фанерой.

Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа. Як-7 был создан на основе учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, который имел две кабины – для пилота и инструктора. На боевом самолете вторую кабину убрали, на ее месте находился дополнительный отсек, закрытый крышкой. Его можно было использовать для перевозки грузов, еще одного человека или установить дополнительный бензобак.

Крыло Як-7 имело смешанную конструкцию: два дюралевых лонжерона, деревянные нервюры и работающая обшивка, изготовленная из фанеры. Крыло дополнительно обклеивалось полотном.

Хвостовое оперение Як-7 состояло из деревянного киля и стабилизатора, рули были выполнены из дюраля и обшиты полотном. Самолет имел трехопорное убирающееся в полете шасси, в состав которого входили две основные стойки и хвостовая опора. На первых модификациях машины хвостовое колесо не убиралось в полете. Как и других яковлевских истребителей, Як-7 имел шасси с воздушно-масляной амортизацией, уборка и выпуск шасси осуществлялось за счет пневматической системы. В убранном положении шасси закрывались щитками.

Первоначально истребитель Як-7 был оснащен двигателем водяного охлаждения М-105П (1050 л. с.), затем на самолет стали устанавливали более мощные моторы (М-105ПА, М-105ПФ). Топливные баки машины были протектированы и расположены в крыльях: два в консолях крыла и еще один в центроплане. Самолет имел систему накачки инертным газом, что повышало его пожаробезопасность.

Маслорадиатор располагался в передней части истребителя в специальном туннеле под мотором, водяной радиатор был установлен в центральной части фюзеляжа чуть позади кабины пилота. В зимнее время в воду добавляли антифриз, а в масло – бензин.

Учебно-тренировочный Як-7УТИ вообще не имел вооружения, Як-7 получил пушку 20-мм ШВАК, которая стояла в развале двигателя, а также два пулемета ШКАС (7,92 мм). Боекомплект пушки составлял 130 снарядов, пулеметов – 1 тыс. патронов. На модификацию самолета Як-7А можно было подвешивать несколько реактивных снарядов или 100 кг бомб. Наиболее массовая модификация истребителя Як-7Б была вооружена одной пушкой ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами УБС, что значительно повысило огневую мощь машины. В боевых отчетах отмечалось, что после установки более мощных пулеметов УБС, Як-7 стал эффективен для работы и по воздушным, и по наземным целям.

Характеристики ТТХ Як-7

Летно-технические характеристики истребителя Як-7:

  • размах крыла, м – 9,74;
  • длина, м – 8,37;
  • высота, м – 2,75;
  • масса, кг – 3370;
  • двигатель – АШ-82;
  • мощность, л. с. – 1330;
  • макс. скорость, км/ч – 615;
  • практическая дальность, км – 825;
  • практический потолок, м – 10200;
  • экипаж, чел. – 1.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: