20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходные артиллерийские установки

Самоходная «Коалиция»: чем уникальна новейшая артиллерийская установка ВС России

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил о грядущем поступлении в войска 12 самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ». Новейшие гаубицы будут проходить испытания до 2020 года. По итогам эксплуатации военное ведомство примет решение о принятии на вооружение и закупках «Коалиции».

«Мы законтрактовали 12 образцов «Коалиции-СВ», они будут проходить войсковую эксплуатацию до 2020 года. В 2020 году мы завершим государственные испытания и уже примем решение о серийных закупках», — заявил Борисов после посещения «Уралтрансмаша» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») — единственного предприятия в РФ, которое производит САУ.

Контракт на поставку опытной партии «Коалиции» Минобороны РФ заключило в сентябре 2017 года. Однако тогда речь шла о закупке 10 машин. В мае 2017 года начальник ракетных войск и артиллерии сухопутных войск генерал-лейтенант Михаил Матвеевский рассказал, что серийные поставки гаубиц могут начаться в 2020 году.

Между тем Минобороны продолжает модернизацию самоходных установок 2С19 «Мста-С» (стоят на вооружении с 1989 года). Как отметил Борисов, ведомство сохранит прежние темпы перевооружения на установки «Мста-СМ». Замминистра уточнил, что ежегодно «Уралтрансмаш» передаёт в войска 36 обновлённых гаубиц. По оценке Борисова, проводимая модернизация позволяет повысить боевые качества САУ «Мста-С» на 40%.

«Шквал огня»

«Коалиция-СВ» (индекс «СВ» означает «сухопутные войска») предназначена для уничтожения крупных бронированных целей (артиллерии, танков, противотанковых машин), ракетных комплексов, укреплённых военных объектов и различных инженерных сооружений в глубине обороны противника.

«Коалиция-СВ» в перспективе должна стать основным самоходным артиллерийским орудием в сухопутных частях российской армии. В частности, новая САУ призвана заменить в войсках немодернизированные машины «Мста-С».

Работы по созданию «Коалиции» стартовали в середине 2000-х годов в стенах ЦНИИ «Буревестник». Проект «Коалиции-СВ» стал ответом России на появление в западных вооружённых силах самоходок, превосходивших «Мсту» по тактико-техническим характеристикам.

В начале 2000-х годов в американскую армию начали поступать модернизированные версии САУ M109 Paladin, а немецкие ВС получили Panzerhaubitze 2000, которые, по мнению зарубежных обозревателей, являются лучшими в мире самоходными гаубицами по показателю скорострельности (12 выстрелов в минуту).

Современные западные САУ способны вести стрельбу в режиме, известном в России как «шквал огня» (по классификации НАТО — MRSI, Multiple Rounds Simultaneous Impact). Самоходки могут выпускать из одного орудия несколько снарядов, которые летят к цели по разным траекториям.

«Стрельба в режиме MRSI ведётся по навесной траектории, а снаряды летят под разными углами. В среднем выпускается по три-пять снарядов. Вероятность уничтожения цели с использованием MRSI достигает почти 100%. «Мста» на такое не способна, а вот характеристики «Коалиции» позволяют вести огонь в режиме MRSI», — сообщил в беседе с RT директор музея ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов.

По мнению специалиста, «Коалиция» сильно отличается от «Мсты», несмотря на внешнюю схожесть. Новая САУ превосходит предшественника по дальности стрельбы (40—70 км против 25—29 км), скорострельности (15—20 выстрелов в минуту против 10), вместимости боекомплекта (70—90 снарядов против 50), скорости хода по шоссе (до 90 км/ч против 60 км/ч).

Кнутов считает, что специалисты «Буревестника» создали оружие нового поколения, которое превосходит западные аналоги.

В то же время эксперт отметил, что «Коалиция» будет дорабатываться ещё в течение нескольких лет.

20 снарядов в минуту

Первые фотографии «Коалиции» появились в 2013 году, когда начался этап её испытаний. Пять лет назад конструкторы оснастили прототип САУ двумя пушками с целью повышения скорострельности, но в итоге специалисты «Буревестника» вернули новейшей самоходке привычный внешний вид. 9 мая 2015 года на параде Победы «Коалиция» появилась в варианте с одним стволом.

«Скорее всего, двуствольное оснащение потребовало дополнительных технических новшеств. Испытания показали, что это слишком сложное решение. К тому же два ствола могут повысить скорострельность максимум в 1,5 раза. Гораздо проще поставить на САУ один высокотехнологичный ствол и надёжные автоматизированные системы управления (АСУ). Собственно, это и было сделано», — пояснил Кнутов.

«Коалиция» оснащена 152-миллиметровой пушкой 2А88, которая в течение минуты может выпустить до 20 снарядов. На поле боя это даёт неоспоримое преимущество перед техникой противника и системой контрбатарейной борьбы. Отстрелявшись в режиме MRSI, гаубица тут же меняет позицию.

«Главная проблема, над которой бьются все конструкторы, — отсутствие эффективных способов охлаждения ствола после выстрела. Именно этот фактор — основное препятствие для повышения огневой мощи. Однако экипаж современных гаубиц, в том числе «Коалиции», контролирует температуру ствола с помощью специальных датчиков», — отметил Кнутов.

По информации зарубежных источников, все процессы в «Коалиции», включая загрузку боекомплекта и заряжание, автоматизированы. О высоком уровне автоматизации свидетельствует численность экипажа — три человека (против пяти — у Panzerhaubitze 2000 и четырёх — у новейшей версии M109).

Кроме того, боевой модуль «Коалиции» является «нежилым», а экипаж, как в танке Т-14 «Армата», помещён в специальную бронированную капсулу. На взгляд иностранных аналитиков, специалисты «Буревестника» воплотили в САУ передовые западные разработки.

«Россия действительно могла многое позаимствовать. Но особенность «Коалиции» в том, что, несмотря на высокую степень автоматизации, её экипаж способен управлять САУ по старинке — вручную. В отличие от лучших западных САУ, механический канал управления в «Коалиции» сохранён, и в случае вывода из строя электроники самоходка не превратится в груду металла», — подчеркнул Кнутов.

Первым обладателем «Коалиции», как ожидают российские и зарубежные эксперты, станет воссозданная в 2015 году 1-я танковая армия, дислоцированная в Западном военном округе (ЗВО).

«Коалиция» будет поступать именно в соединения на западных рубежах. На востоке страны такое мощное оружие избыточно. Это не означает, что Москва готовится начинать войну. Характер текущих угроз требует, чтобы самое современное оружие Россия держала в западных областях», — подчеркнул Кнутов.

Немецкие самоходные артиллерийские установки – штурмовые орудия.

Штурмовые орудия создавались для непосредственного сопровождения пехоты в бою и подавления огневых точек противника и представляли собой специальный безбашенный танк, вооруженный пушкой или гаубицей. Впервые штурмовые орудия приняли участие в боевых действиях весной и летом 1940 года во Франции и Голландии. Самоходки поддерживали наступление пехотных частей. Боевая практика показала необходимость увеличения числа таких подразделений в составе вермахта. С началом боевых действий САУ штурмовые орудия принимали активное участие в основных сражениях на Восточном фронте. Особенно они отличились при штурме укрепленных районов на границе СССР, при штурме Киева в августе 1941 года и в боях в Крыму.

САУ “ШтурмГешутц III” (сокращенно ШтуГ III)

В первый период войны самой массовой и распространенной была САУ “Штурмгешутц III”, или сокращенно “Штуг III” – средняя немецкая самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий. Создавалась на базе среднего танка “Панцекампфваген III”, русское обозначение Т-3, серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 года по 1945 год и стала самым массовым образцом бронетехники Германии – выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями. САУ “ШтурмГешутц III” создавалась для непосредственного сопровождения пехоты в бою и подавления огневых точек противника. Короткоствольное орудие калибра 75 мм имело небольшой угол горизонтального обстрела, а основное наведение на цель выполнял механик – водитель. Четыре члена экипажа размещались в одном боевом отделении, что было новшеством. Основным оружием самоходки стала 75 мм пушка c длиной ствола в 24 калибра производства корпорации Крупп. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось в пределах 24 градусов, вертикальное в пределах 30 градусов. Боекомплект составлял 44 снаряда. В январе 1940 года САУ была принята на вооружение под обозначением “ШтурмГешутц III” (сокращенно ШтуГ III) Модификация А. Она имела следующие характеристики – боевой вес 19,6 тонны, длина 5,38 метра, ширина 2,92 метра, высота 1,95 метра, клиренс 385 мм. Лобовое бронирование рубки составляло 50 мм, заднего бронелиста – 27 мм, бортовой брони – 27 мм. Толщина крыши рубки 11 мм., толщина дна 16 мм. Скорость движения 30 км/час, запас топлива 310 литров, запас хода по шоссе 160 км, по проселку 100 км. Было выпущено 50 машин. В июне 1940 года начался выпуск Модификации Б. От предыдущей модификации самоходка отличалась новой шестискоростной механической коробкой передач. Кроме того, была модифицирована система зажигания в 12-цилиндровом двигателе Майбах. Ширину гусениц с 360 мм увеличили до 400, соответственно увеличив и размер опорных катков. Боевая рубка и вооружение никаких изменений не претерпели. Общий вес машины увеличился до 20,2 тонн.

Читать еще:  Исторические сведения Мисюрка

Модификации Ц и Д имели незначительные отличия в устройстве прицела, оборудования механика-водителя и люка наводчика. Всего их изготовлено около 200 машин. Модификация Е была разработана как командирская машина, получила дополнительное бронирование, оснащена дополнительной радиостанцией и антенной. 28 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ об усилении бронепробивной способности орудий немецких танков и САУ, чтобы они могли на равных бороться с последними образцами советской бронетехники. Для модернизации САУ “ШтурмГешутц III” выбрали 75 мм пушку с длиной ствола в 43 калибра. Новая пушка отлично подходила для борьбы с танками Т-34 и КВ-1. Модификация получила название Ф.

В июне 1942 года броню корпуса и боевой рубки начали усиливать дополнительными 30 мм бронеплитами, общая толщина лобовой брони выросла до 80 мм. Это увеличило вес машины на 450 кг и снизило максимальную скорость. Всего было выпущено 342 машины. Также выпускалась модификация Ф/8 – машина с корпусом танка Т-3 модификация Джи и накладными бронелистами. Изготовлено 250 машин. С декабря 1942 по март 1945 года выпускалась последняя, наиболее удачная и самая массовая модификация САУ “ШтуГ III” модификация Г.

Больше всего изменения коснулись бронекорпуса. На первых машинах серии сохранялась 50 мм лобовая броня, которую усиливали накладными 30 мм броневыми листами. С апреля 1944 года для изготовления лобовых деталей начали использовать 80 мм броню. Самоходку вооружили 75 мм пушкой с длиной стволов 48 калибров. Для САУ модификации Г выпускались гусеницы двух видов – шириной 400 мм обычные и 550 мм так называемые “восточные”, предназначавшиеся для повышения проходимости машины на тяжелых грунтах и снегах Восточного фронта. Модификация Г имела следующие характеристики – длина корпуса 6,77 метра, ширина 2,95 метра, высота 2,16 метра, клиренс 385 мм. Боевой вес 23,4 тонны, экипаж 4 человека. Тип брони – стальная катаная и литая. Толщина брони лоб корпуса верх 55 мм, лоб корпуса середина 80 мм, лоб корпуса низ 30 мм, борт корпуса и корма корпуса 30 мм, днище 19 мм, крыша корпуса 16 мм, лоб рубки 80 мм, маска орудия 80 мм, борт и корма рубки 30 мм, крыша рубки 10 мм. Мощность двигателя 300 л.с. Скорость по шоссе 38 км/час, скорость по пересеченной местности 20 км/час, запас хода по шоссе 155 км. Преодолеваемый подъем 30 градусов, преодолеваемая стенка 0,6 метра, преодолеваемый ров 2,3 метра, преодолеваемый брод 0,8 метра.

Впервые штурмовые орудия “ШтурмГешутц III” приняли участие в боевых действиях весной и летом 1940 года во Франции и Голландии. Самоходки успешно поддерживали наступление пехотных частей. Боевая практика показала необходимость увеличения числа таких подразделений в составе вермахта. Первые батареи штурмовых орудий состояли из трех взводов по две машины в каждом. В каждый взвод, помимо боевых САУ, включались машины обслуживания – командирская полугусеничная бронемашина для артиллерийских наблюдателей и фронтовой транспортер боеприпасов с прицепом. К моменту нападения на СССР было сформировано двенадцать дивизионов и пять отдельных батарей “ШтурмГешутц III”, которые подчинялись командующим групп армий. Отдельные подразделения самоходок вошли в состав войск СС. С началом боевых действий САУ принимали активное участие в основных сражениях на Восточном фронте. Хорошее лобовое бронирование ШтуГ III, которое противотанковое 45 мм орудие Красной армии не пробивало, а также низкий силуэт делали САУ грозным оружием, в том числе и для танков. Орудие танка Т-34 могло пробить лобовую броню самоходки только на ближних дистанциях, при этом вероятность повреждения советского танка за время сближения с немецкой САУ была очень высока. С 22 июня по 31 декабря 1941 года вермахт потерял всего 96 самоходок “ШтурмГешутц III”. Самым знаковым сражением, в котором приняли участи “ШтурмГешутц III” в 1943 году, стала битва на Курской дуге, в которой принимало участие 455 САУ. По состоянию на 30 июня 1943 года на Восточном фронте были сконцентрированы 26 дивизионов штурмовых орудий. С самого начала Восточной кампании наблюдался постоянный рост численности САУ всех модификаций, но в 1944 – 1945 годах немецкая промышленность не успевала возмещать потери вермахта в бронетехнике. ШтуГ III оказалась очень удачной самоходкой. Она обладала низким силуэтом и выдерживала попадания снарядов основных советских танков, что делало ее отличным противотанковым средством, особенно если она действовала из засады. После окончания Второй мировой войны САУ “ШтурмГешутц III” продолжали находиться на вооружении армий стран Европы и Ближнего Востока – Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании, Египта и Сирии.

САУ “Штурмхаубитце 42” – штурмовая гаубица калибра 105 мм.

Также на базе танка “Панцеркампфваген III” Т-3 серийно выпускалась САУ Штурмхаубитце 42 – штурмовая гаубица образца 1942 года калибра 105 мм.

Боевой опыт начала войны показал недостаточную мощность осколочно-фугасных снарядов 75 мм штурмовых орудий, устанавливавшихся на САУ ШтуГ III, против скоплений живой силы противника и полевых оборонительных сооружений. Летом 1941 года поступил заказ на 105 мм штурмовую гаубицу с баллистикой легкой полевой гаубицы и длиной ствола 28 калибров. САУ “Штурмхаубитце 42” отличались от САУ ШтуГ III схемой установки орудия и компоновкой боеукладки для выстрелов раздельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. Штурмовая гаубица имела углы вертикальной наводки -6 . +20 градусов, углы горизонтальной наводки +10 . -10 градусов. Всего их было выпущено 1212 САУ. Кроме упомянутых штурмовых орудий были разработаны и серийно выпускались и другие штурмовые орудия, вооруженные более крупнокалиберной артиллерией.

САУ штурмовое орудие калибра 150 мм “ШтурмИнфантериеГешутц 33В” сокращенно ШтуГ 33В

САУ штурмовое орудие калибра 150 мм “ШтурмИнфантериеГешутц 33В” сокращенно ШтуГ 33В – средняя по весу немецкая САУ класса штурмовых орудий создана на базе танка Т-3 путем установки тяжелого пехотного орудия калибра 150 мм. САУ ШтуГ 33В имела боевой вес 21 тонну, толщину лобовой брони 80 мм, толщину бортовой брони 50 мм, скорость 20 км/час, запас хода 110 км. Угол вертикальной наводки 0 . 73 градуса, дальность стрельбы 4700 метров, боекомплект 30 снарядов раздельного заряжания. В 1942 году было выпущено около 30 САУ этого типа, которые приняли активное участие в боях в Сталинграде, где почти все они и были уничтожены.

Читать еще:  Модификации Як-9 - истребитель

Специальный штурмовой танк “Штурмпанцер IV” “Бруммбар”

Для ведения уличных боев в крупных городах с большим количеством прочных каменных зданий был разработан специальный штурмовой танк “Штурмпанцер IV” класса штурмовых орудий на базе среднего танка “Панцеркампфваген IV”, русское обозначение Т-4. Серийно выпускался с апреля 1943 года до конца войны.

“Штурмпанцер IV” немецкие солдаты называли “Бруммбар” – “Ворчун”, русские называли его “Медведь Гризли”. Боевой вес 28,2 тонны, экипаж 5 человек, толщина брони лба корпуса и рубки 100 мм, толщина брони борта 30 мм, скорость 40 км/час, запас хода 210 км. Основное вооружение чехословацкая гаубица калибра 150 мм со стволом длиной 12 калибров. Боекомплект относительно небольшой – 38 выстрелов, состоял из осколочно-фугасных снарядов. Огневая мощь “Штурмпанцера IV” на малых дальностях была очень велика, а угол возвышения позволял обстреливать верхние этажи зданий во время уличных боев. Всего было выпущено четыре серии общей численностью около 350 машин. Первые машины “Штурмпанцер IV” были перетяжеленными, вес 150 мм гаубицы был большим для шасси среднего танка Т-4, сила отдачи также являлась чрезмерной. Среди других недостатков следует отметить недостаточную мощность двигателя, ненадежную трансмиссию, а также большой расход топлива. В октябре 1943 года решили спроектировать облегченный вариант бронерубки и орудия, для снижения общей массы штурмового танка. преодолеть “перетяжеленность” шасси удалось лишь после уменьшения толщины бронелистов. Также самоходные установки называли “Штурмпанцер 43”.

Штурмовое орудие “ШтурмГешутц IV”

Причиной создания штурмового орудия “ШтурмГешутц IV” на базе среднего танка “Панцеркампфваген IV”, русское обозначение Т-4, стало недостаточное число штурмовых орудий ШтуГ III, поэтому был разработан проект установки рубки от ШтуГ III на шасси Т-4. С января 1944 года фирма “Крупп-Грузон” прекратила выпуск танка – базы Т-4 и полностью перешла на производство штурмового орудия “ШтурмГешутц IV”. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны, всего их было выпущено 1170 орудий.

Боевой вес САУ ШтуГ IV 23 тонны. экипаж 4 человека. Толщина лобовой брони корпуса и рубки 80 мм, толщина брони борта 30 мм, скорость 38 км/час, запас хода 210 км по шоссе, 130 км по пересеченной местности. Основное вооружение пушка калибра 75 мм длиной ствола 48 калибров, а также пулемет калибра 7,92 мм. По тактико-техническим данным САУ “ШтурмГешутц IV” мало отличалась от “ШтурмГешутц III” и в составе подразделений штурмовой артиллерии применялись вместе весьма широко.

Тяжелое штурмовое орудие “Штурмтигр”

Тяжелое штурмовое орудие “Штурмтигр”, также называемое “Штурмпанцер VI” – немецкая САУ, созданная в 1943 году на шасси тяжелого танка “Панцеркампфваген VI”, русское обозначение Т-6 “Тигр”. Предназначалась для разрушения укреплений противника и боев в городских условиях, а также обстрела скоплений войск противника. Всего из танков было переоборудовано 18 “Штурмтигров”.

Боевой вес штурмового орудия “Штурмтигр” составлял 66 тонн. Экипаж 5 человек. Мощность двигателя 650 л.с., скорость 38 км/час, запас хода 100 км. Основным вооружением тяжелого штурмового орудия “Штурмтигр” являлся 380 мм корабельный реактивный бомбомет с длиной ствола в 5,4 калибра. Бомбомет устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке, позволявшей его наводку в вертикальной плоскости в пределах 0…85 градусов. Бомбомет вел огонь ракетами с твердотопливным двигателем. Стабилизация ракеты в полете происходила за счет вращения, достигавшегося наклонным расположением сопел двигателя ракеты, а также вхождением выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Боекомплект включал в себя 14 фугасных ракет весом 351 кг каждая. Зарядка орудия производилась вручную, из-за большого веса снарядов для этого использовалась ручная лебедка, установленная внутри рубки и передвигавшаяся по рельсам на крыше. Помимо этого, на крыше рубки устанавливался съемный кран, служивший для загрузки боеприпасов в танк. Ствол орудия для зарядки должен был быть опущен в положение горизонтали, затем четыре человека экипажа проталкивали ракету в ствол при помощи специального инструмента, по откидному лотку с направляющими роликами. Зарядка орудия занимала около 10 минут. Броневой корпус базового танка “Тигр” оставался на штурмовом орудии “Штурмтигр” в целом без изменений. Корпус и рубка “Штурмтигра” собирались при помощи сварки из катаных броневых плит толщиной 50, 62, 82, 100 и 150 мм. Для загрузки 380 мм ракет в САУ служил специальный люк в крыше рубки.

“Штурмтигр” воевал крайне мало, но принимал участие в подавлении Варшавского восстания. В других отдельных эпизодах, когда “Штурмтигры” использовались против зданий или укреплений, его 380 мм орудие доказало свою высокую эффективность в их разрушении, но применялось мало. Количество этих штурмовых орудий – монстров было очень мало, ресурс и надежность оставляли желать лучшего, повлиять на ход войны они уже не могли.

Самоходная артиллерийская установка 2С19 “Мста-С”

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

2С19 “Мста-С” самоходная гаубица

В начале 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 “Акация”. Артчасть предполагалась универсальной – для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.

Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ПО “Уралтрансмаш”) – головной разработчик шасси “Объект 316” и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО “Точность”) – разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске – качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева. В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий советской армии под обозначением 2С19 “Мста-С” (С – самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 “Мста-Б”, принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на “Уралтрансмаше” создали специальный тренажер 2Х51 “Бункеровка” для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе “Уралтрансмаш”. Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

“Мста-С” предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности. Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В. Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80. Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения.

Читать еще:  Статьи о сухопутных войсках

Масса башни без боекомплекта – 13500 кг. Вооружение установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 “Краснополь” в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26. Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор – 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов – полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения. САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°. Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали – автоматически, по горизонтали – от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию – удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. “Мста-С” оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м.

Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем – командирской или старшего офицера. Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 “Утес” (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д – газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы – 8 часов. Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь – УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В “Туча” для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП). Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК “Капустник”, в состав которых обычно входят: машина командира батареи 1В152 “Капустник-Б”, машина старшего офицера батареи 1В153 и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые “Мста-С” была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами “Краснополь” оказались пораженными 38 целей. После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М. Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 “Мста-С”), которая может вести стрельбу снарядами “Краснополь-М”, а также западными боеприпасами того же калибра. Такая машина была впервые представлена на выставке вооружений “Eurosatory 2000” в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Эксперты оценивают стоимость одной САУ в 1,6 млн. долл.

Характеристики 2С19 “Мста-С”
Длина с пушкой вперед, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина по бортовым экранам, мм 3584
Высота по крышу башни, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, м 435
Вооружение (боезапас) 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет НСВТ-12,7 (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость ОФС, м/с 828
Масса ОФС, кг 43,56
Масса установки, т 42 + 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А (Д,V12)
Мощность двигателя, л.с. 780
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: