5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы БА-27 — бронеавтомобиль

Средний бронеавтомобиль БА-27

Говорят, что броневик из фильма про Чапаева — это «загримированный» БА-27. Выбор именно машины неслучаен — она действительно, будто бы вышла из времен Гражданской войны

История создания бронеавтомобиля БА-27

Бронеавтомобиль БА-27 — первый советский бронеавтомобиль. Его разработка началась на заводе АМО в 1926 году под руководством Б.Д.Строканова и ведущего конструктора Е.И.Важинского. За основу конструкции взяли грузовой автомобиль АМО-Ф15, впрочем, выбор базы был безальтернативным — других автомобилей в СССР в то время не выпускали.

Так как расчетная масса будущего броневика БА-27 превосходила массу грузовика на тонну, автомобильную раму и рессоры усилили, а также использовали шины повышенной грузоподъемности. БА-27 получил электростартер, электрические фары (АМО-Ф15 заводился «с ручки» и имел ацетиленовые фары) и дополнительный бензобак.

Средний бронеавтомобиль БА-27 на базе АМО-Ф15

Работы над шасси завершились в 1927 году, а весной 1928 года, бронеавтомобиль БА-27 с бронекорпусом производства Ижорского завода вышел на испытания. Учитывая то, с каким трудом давалось молодой советской промышленности производства тяжелой техники (на примере сторожевиков проекта «Ураган»), можно считать, что БА-27 изначально был довольно удачной машиной. Замечаний, конечно, было много, но все они были в основном небольшими (уменьшить высоту сидений, добавить спинку к месту водителя и т.п.) и к генеральным испытаниям были устранены.

24 октября 1928 года РСССР постановил «принять на вооружение РККА броневую машину «АМО» обр. 1927 года, с присвоением ей наименования БА-27».

Производство БА-27 осуществлялось Ижорским заводом с 1928 по 1931 год, всего было изготовлено 195 (или 215) бронеавтомобилей этого типа.

Характеристики среднего бронеавтомобиля БА-27

Характеристики приведены для модели БА-27. К слову — на рисунке именно она, причем первых выпусков — обратите внимание, бронедверцы радиатора сплошные.

Устройство и модификации бронеавтомобиля БА-27

БА-27 имел клепаный корпус с противопульной броней, лобовые и кормовые листы располагались под большими углами наклона. Наблюдение велось через смотровые щели с бронезаслонками. Башня была идентична башне танка Т-18 и имела тот же комплект вооружения. Радиатор БА-27 в боевой обстановке закрывался двумя броневыми заслонками, но на каждой из них было по 2 воздухозаборника прикрытых бронещитками.

Первоначально броневик имел два поста управления — основной и резервный сзади, однако, при начале производства от него отказались — вызвано это было не столько необходимостью упростить конструкцию, сколько попыткой хоть как-то уменьшить вес машины (хлипкий 35-сильный движок от АМО и родную «полуторку» то ели тянул!) и избавиться от 4-го члена экипажа.

А вот и БА-27М на базе «Форд-Тимкен»

БА-27 на базе Форд-АА. В том же 1928 году, под базу для БА-27 попытались приспособить шасси от двухосного грузовика «Форд-АА», которое было легче оригинального и имело мотор мощностью 40 л.с., что существенно увеличило подвижность машины. Такой вариант броневика мог двигаться на скорости 50 км/ч, при этом на треть возрастал и запас хода. К сожалению, БА-27 с шасси Форд-АА осталось только экспериментом.

БА-27М. В 1931 году (рембаза № 2 НКО) была предпринята вторая попытка скрестить БА-27 с «Фордом», на этот раз в качестве шасси служила база от трехосного грузовика «Форд-Тимкен». Масса машины возросла до 4,5 тонн, но мощный двигатель и увеличенный топливный бак компенсировали тот недостаток, и позволили БА-27 перемещаться со скоростью до 50 км/ч на расстояние до 400 км. Эксперимент признали удачным и в дальнейшем, все оставшиеся в строю БА-27 модернизировали до уровня БА-27М.

БА-27 ЖД. В 1931 году (КБ завода МОЖЕРЕЗ) для БА-27 был разработан железнодорожный ход, перевод машины на который производился с помощью домкрата с поворотным устройством. Дополнительно на машине монтировалось буферно-сцепное устройство, позволявшее цеплять броневик к хвосту железнодорожного состава или бронепоезда или соединять две машины друг с другом.

Модель броневика БА-27М

Боевое применение бронеавтомобиля БА-27

Интересно, что несмотря на факт наличия БА-27 в войсках с 1929 года (кроме того 10 БА-27 передали Монголии в 1933 году), эти бронемашины не участвовали ни в конфликте на КВЖД, ни в боях на р.Халкин-Гол. Строго говоря, упоминаются они в военной хронике вообще 1 раз — в Советско-Финскую войну, да и то фигурируют в сводках только 2 броневика.

Что касается участия БА-27 в Великой Отечественной войне — даже если какая-то часть этих бронеавтомобилей к тому времени ещё могла ездить, то стрелять не могла точно — снарядами к пушкам Гочкиса РККА к тому времени уже не располагала.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Схемы БА-27 — бронеавтомобиль

Серийный бронеавтомобиль БА-27 во время испытаний. 1928 год

Работа над проектом первого советского бронеавтомобиля началась в 1926 году на московском заводе АМО (ныне ЗИЛ) в конструкторском отделе, руководимом Б.Д.Строкановым. Ведущим конструктором проекта был Е.И.Важинский. Задания на проектирование машины в современном представлении не было — только краткий перечень рекомендаций, каким должен быть бронеавтомобиль. В качестве базы предполагалось использовать модернизированное шасси автомобиля АМО-Ф15 — единственного в то время серийно выпускавшегося отечественной промышленностью грузовика.

Читать еще:  Характеристики Меч каролингский

Предварительные расчеты показали, что боевая масса броневика на одну тонну превышает полную массу базовой машины. Поэтому конструкторам пришлось усилить раму, рессоры, установить шины повышенной грузоподъемности. Реконструкции подверглись система охлаждения двигателя и механизм сцепления; ацетиленовые фонари наружного освещения были заменены электрическими; вместо заводной ручки установили электростартер. За счет внедрения дополнительного бензобака увеличили запас хода.

Летом 1927 года технический проект и образец прошедшего испытания шасси, а также макет бронекорпуса были отправлены на Ижорский завод в Колпино. Там предстояло изготовить бронекорпус и смонтировать его на шасси.

Эта работа завершилась зимой 1928 года, а весной машина вышла на предварительные испытания. По их окончании бронеавтомобиль вернули на завод для устранения выявленных недостатков. В период с 6 июня по 3 июля 1928 года состоялись так называемые генеральные испытания. Информацию об их проведении, а также о конструктивных особенностях «броневой машины «АМО» обр. 1927 г.» можно получить из «Акта генерального технического испытания». Вот что в нем говорилось[*Здесь и далее стиль и орфография документов сохранены без изменений.].

«Из осмотра подготовленной к пробегу броневой машины выяснилось, что за время перерыва между предварительным и генеральным техническими испытаниями по распоряжению Артиллерийского комитета на броневой машине были произведены следующие работы, предусмотренные в акте предварительного технического испытания:

1. установлено стандартное укрытие радиатора;

Красноармейцы знакомятся с материальной частью — осматривают новенький БА-27. 1929 год

2. установлено открытие крышки грибка в сторону обратную, направлению вооружения;

3. снята коробка, предназначавшаяся для большого прожектора и взамен ее поставлен лист с отверстием для малого прожектора (зухера), располагаемого внутри орудийно-пулеметной башни и прикрываемого откидным броневым щитком;

4. внесены изменения в бронирование мотора, допускающие снятие последнего без снятия броневого корпуса;

5. изменены пятки домкратов, вывешивающие орудийно-пулеметную башню на походе;

6. бензопроводка оборудована на две магистрали;

7. установлено стандартное электрооборудование машины;

8. сиденья понижены на 50 мм;

9. передний пост управления оборудован спинным упором.

После указанных переделок вес броневой машины в полном боевом снаряжении с командой в 4 человека равен 4400 кг.

Испытание броневой машины было произведено по заранее выбранному маршруту на дистанции 627 км, из которых 567 км машина прошла по шоссе и 60 км по грунту.

За время испытания была сломана одна передняя рессора и расплющены три шатунных подшипника. Поломки к дефектам машины отнести нельзя, так как они случайного происхождения.

Проходимость броневой машины равна проходимости груженого 1,5-т грузовика. По грунтовым дорогам в плохом их состоянии машина нуждается в помощи другой машины и людей.

Наблюдение из машины за дорогой требует улучшения, а за окружающей местностью — удовлетворительно.

Четыре человека команды в машине размещены удобно.

Размещение световых точек, как в машине, так и вне ее удовлетворительное.

Необходимо внутри машины световые точки иметь с синими стеклами.

Понижение сидений на 50 мм и оборудование переднего поста управления съемным спинным упором в значительной степени повысило удобство управления машиной. Необходимо и сиденью заднего шофера дать откидную спинку.

Машина обеспечена горючим на 180—200 км движения по шоссе и на 100 км по плохой грунтовой дороге.

Броневой кузов придает шасси гораздо большую жесткость, благодаря чему как мотор, так и трансмиссия находятся в более выгодных условиях службы, чем таковые же на полуторатонном грузовике АМО-Ф15.

Принимая во внимание вышеперечисленное, Комиссия считает, что броневая машина БА-27 генеральные технические испытания выдержала и к возбуждению ходатайства перед РВС СССР о принятии ее на вооружение препятствий не встречается».

Препятствий действительно никаких не было, и 24 октября 1928 года РВС СССР постановил «принять на вооружение РККА броневую машину «АМО» обр. 1927 года, с присвоением ей наименования БА-27″.

Производство БА-27 осуществлялось Ижорским заводом с 1928 по 1931 год. За это время было изготовлено 195 единиц.

БА-27

Клепаный корпус машины имел противопульную броневую защиту (толщина лобовой, бортовой и кормовой брони — 8 мм, крыши — 5 мм, днища — 3 мм). Лобовые и кормовые листы располагались под большими углами наклона, что увеличивало защищенность. Наблюдение велось через смотровые щели, закрываемые бронезаслонками. В шестигранной клепаной башне, унифицированной с башней танка МС-1, располагалось вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (боекомплект 40 выстрелов) и 7,62 мм пулемет ДТ (боекомплект 2016 патронов).

Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 35 л.с. позволял броневику развивать скорость до 30 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 150 км. Боевая масса машины — 4,4 т.

В конструкции бронеавтомобиля использовался ряд оригинальных решений. Так, например, своеобразно была решена проблема охлаждения двигателя.

На грузовике АМО-Ф15 в качестве вентилятора использовался маховик двигателя диаметром 600 мм, имевший восемь спиральных спиц-лопастей. Поскольку щелей в капоте не было, а снизу двигатель прикрывался поддоном, воздух, засасываемый маховиком в подкапотное пространство, проходил через радиатор.

Но у БА-27 радиатор в боевой обстановке закрывался двумя броневыми дверцами, открывавшимися с места водителя. В боевой обстановке дверцы были закрыты, к радиатору поступало слишком мало воздуха и двигатель перегревался. Чтобы избежать этого, дверцы вскоре снабдили четырьмя воздухозаборниками, прикрытыми броневыми козырьками.

В процессе серийного производства было решено отказаться от кормового поста управления. Это упростило конструкцию и позволило сократить экипаж с четырех до трех человек.

Поскольку из-за перегрузки базового шасси бронеавтомобиль имел невысокую удельную мощность — 7,9 л.с./т, то в 1928 году на Ижорском заводе была разработана и изготовлена модификация БА-27 с использованием двухосного шасси грузовика «Форд-АА» с двигателем мощностью в 40 л.с. Благодаря применению более легкого шасси масса бронеавтомобиля снизилась до 4,1 т, максимальная же скорость возросла до 50 км/ч, а запас хода увеличился до 270—300 км. Серийно эта модификация БА-27 не выпускалась.

Читать еще:  Долгая история "Беркута"

Бронеавтомобили БА-27 проходят по Красной площади. 1 мая 1931 года

Модернизированный бронеавтомобиль БА-27М

В 1931 году на рембазе № 2 НКО изготовили еще одну модификацию бронеавтомобиля, получившую обозначение БА-27М. По отношению к этому варианту речь идет не столько о производстве, сколько о перестановке бронекорпусов БА-27 на трехосное неполноприводное шасси грузового автомобиля «Форд- Тимкен». Масса машины увеличилась до 4,5 т, но за счет установки более мощного двигателя скорость движения БА-27М по шоссе возросла до 48 км/ч. Увеличение емкости топливных баков до 150 л позволило довести запас хода броневика до 415 км. В ходе капитального ремонта «двадцатьседьмых» некоторые из них были переделаны в БА-27М.

В декабре 1931 года конструкторское бюро завода МОЖЕРЕЗ разработало для БА-27 железнодорожный ход, перевод машины на который производился с помощью специального переносного приспособления—домкрата с поворотным устройством. Дополнительно на машине монтировалось буферно-сцепное устройство, позволявшее цеплять броневик к хвосту железнодорожного состава или бронепоезда или соединять две машины друг с другом.

Эксплуатация бронеавтомобилей БА-27 началась в Красной Армии в 1929 году, к концу которого в войсках имелось уже свыше 70 таких машин. Вопреки расхожему мнению БА-27 в вооруженном конфликте на КВЖД участия не принимали. Не было их и ни в одной из бронетанковых частей Красной Армии, участвовавших в боях у р.Халхин-Гол. В составе же Монгольской народно-революционной армии эти броневики имелись — в 1933 году ей было передано 10 БА-27. Однако об их применении в боях с японцами в 1939 году у автора сведений не имеется. Первый документально подтвержденный факт боевого применения БА-27 относится к советско-финской войне. В составе 117-го отдельного разведывательного батальона 163-й стрелковой дивизии среди прочих боевых машин имелось два бронеавтомобиля БА-27 (или БА-27М). 163-я стрелковая дивизия наступала в направлении Суомус-салми, однако в середине декабря 1939 года была отброшена 9-й финской пехотной дивизией. Оба бронеавтомобиля были брошены и оказались на занятой финнами территории. В апреле 1940 года, как минимум, одна машина БА-27М находилась в ремонтных мастерских финской армии в Варкаусе.

Бронеавтомобиль БА-27М, захваченный финскими войсками. 1940 год

Горящий бронеавтомобиль БА-27, или БА-27М, подбитый в первые дни Великой Отечественной войны. Лето 1941 года

Судя по сохранившимся фотографиям, некоторые БА-27 и БА-27М приняли участие в сражениях первых дней Великой Отечественной войны. Впрочем, назвать их участие полноценным вряд ли возможно по причине отсутствия боеприпасов к 37-мм орудиям. Во всяком случае, все эти машины были очень быстро подбиты. До наших дней сохранился только один бронеавтомобиль БА-27М, который находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Кроме того, для того чтобы увидеть БА-27 в действии, достаточно посмотреть художественный фильм «Чапаев», в котором эта машина «сыграла» роль броневика периода гражданской войны.

Первый советский серийный бронеавтомобиль БА-27

История страны, как и любая история, складывалась из кусочков. Вот один кусочек из жизни моей семьи — 1931 год, Москва, курсанты Военно-технической академии им. Дзержинского. Крайний справа — командир роты Дорошенко Андрей Никитич. Мой дед.

В академии осуществлялась подготовка кадров в областях артиллерии, электротехники и связи, механизации и моторизации, боевой химии, военной промышленности. Дед учился на факультете механизации и моторизации, который позднее выделился в отдельную академию механизации и моторизации РККА ( с 1943 года Военная академия бронетанковых и механизированных войск). Первым освоенным в академии образцом советской техники был бронеавтомобиль БА-27, которые начали поступать в части РККА в 1930 году, заменяя старые бронеавтомобили “остин” и “фиат”, срок службы которых давно подошел к концу.

К середине 20-х годов Красная Армия располагала несколькими сотнями танков и бронеавтомобилей иностранного или русского производства оставшимися в наследство от царской армии. Они исчерпали свои ресурсы и устарели, поэтому было принято решение о разработке и постройке новых бронеавтомобилей отечественного производства. К работе над новой машиной приступили в 1926 году под руководством инженеров Б. Д. Строканова и Е. И. Важинского. За базу быпо принято модернизированное шасси двухосного автомобиля АМО-Ф-15, имевшее высокий дорожный просвет (250 мм) и небольшую массу. Кроме того, в ту пору АМО-Ф-15 являлся наиболее распространенным автомобилем советского производства.

Позже для производства новой бронемашины стали использовать слегка переделанное шасси АМО-3 которые выпускал московский завод АМО, впоследствии переименованный в ЗИС.

Летом 1927 года технический проект, первый образец прошедшего испытания шасси и макет бронекорпуса были готовы. Документацию передали на Ижорский завод в Колпино, где бронекорпус был собран и установлен на шасси. Автомобильную раму и рессоры усилили, а также использовали шины повышенной грузоподъемности. БА-27 получил электростартер, электрические фары и дополнительный бензобак. В конце 1927 года прототип двухосного заднеприводного (4×2) бронеавтомобиля БА-27 был готов и успешно прошел испытания. Бронекорпус был склепан из броневых листов на каркасе из уголков. Башня в форме шестигранника сверху закрывалась грибообразным колпаком со смотровыми щелями для наблюдения за полем боя. Для посадки экипажа из четырех человек имелись две двери в бортах. Наблюдение за дорогой с переднего поста управления велось через два люка со смотровыми щелями, а чуть ниже них – два небольших лючка, расположенных в лобовом листе корпуса. Водитель кормового поста управления имел перед собой лючок аналогичной конструкции. Кроме того, в бортах корпуса имелись смотровые щели с броневыми задвижками. На бронеавтомобиль БА-27 устанавливался карбюраторный двигатель АМО мощностью 35 л.с., воздух к которому поступал через специальный поддон и жалюзи в передних бронелистах. На передних крыльях устанавливались фары большого размера с бронированными откидными крышками. Электропитание осуществлялось с помощью аккумулятора, расположенного в ящике под днищем с правой стороны корпуса. Вооружение бронеавтомобиля состояло из 37 мм пушки Гочкисс и 6,5 мм пулемета системы Федорова, которые располагались в раздельных установках в передних листах башни. Впоследствии 6,5 мм пулеметы предполагалось заменить на 7,62 мм пулеметы Дегтярева. В начале 1928 года БА-27 был принят на вооружение Красной Армии и стал первой машиной этого типа, поступившей в войска после окончания гражданской войны. Бронеавтомобиль БА-27 имел следующие характеристики — длина 4617 мм, ширина 1710 мм, высота 2520 мм, база 3070 мм, клиренс 250 мм. Корпус имел толщину брони 8 мм, крыша корпуса имела толщину брони 5 мм, а днище имело толщину брони 3 мм. На бронеавтомобиль устанавливался рядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 35 л.с. Скорость по шоссе составляла 40 км/час, запас хода 300 км. Колесная формула 4 × 2. Тип подвески зависимая, на листовых рессорах. Преодолеваемый подъем 18 градусов, преодолеваемый ров 0,7 метра шириной, преодолеваемый брод 0,6 метра глубиной.

Читать еще:  Статьи Т-28 - средний танк

Шасси бронеавтомобиля БА-27 имело некоторые отличия от серийного варианта — больший угол наклона рулевой колонки, переделанные передние педали управления, измененные рычаги КПП и тормоза, а также установку заднего поста управления. Это было выполнено под влиянием боев Первой Мировой войны, когда бронеавтомобили иногда шли в бой задним ходом без предварительного разворота, и впоследствии не нашло практического применения. Экипаж включал в себя водителя, помощника водителя, водителя кормового поста и командира, он же башенный стрелок. В 1930 году было сформировано первое постоянное соединение мотомеханизированных войск РККА – механизированная бригада. Она имела в своем составе броневой дивизион из 12 бронемашин БА-27. Дивизион предназначался для ведения разведки и боевого охранения транспортных колонн на марше. В 1933– 1935 годах бронеавтомобили БА-27 поступили на вооружение бронеэскадронов кавалерийских дивизий. До конца 1930-х годов бронеавтомобили БА-27 состояли на вооружение частей ОГПУ. Три бронедивизиона, укомплектованные машинами, участвовали в боях с басмачами. Эксплуатация бронемашин БА-27 велась очень активно, они были бессменными участниками военных парадов в Москве и применялись во всех крупных маневрах. В 1937 году бронеавтомобиль БА-27 подвергся модернизации — основная масса бронеавтомобилей требовала капитального ремонта по причине износа ходовой части из-за интенсивной эксплуатации. В ходе модернизации бронекорпус БА-27 установили на шасси ГАЗ-ААА – трехосного варианта знаменитой полуторки, бронеавтомобиль получил обозначение БА-27М.

В ходе модернизации был демонтирован задний пост управления, а в корме размещен дополнительный бензобак, благодаря чему общая емкость баков достигла 150 литров. Двигатель имел мощность 40 л.с.

На бронеавтомобиль БА-27М были установлены четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором, зависимая подвеска, состоящая из поперечно расположенной полуэллиптической листовой рессоры с реактивными штангами на передней оси и продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами на второй и третьей осях, механические тормоза передних колес и гидравлические тормоза колес задней тележки. Запасные колеса устанавливались вдоль бортов корпуса и вращались на специальных втулках. Они использовались при преодолении бронеавтомобилем препятствий, предотвращая повреждения нижней части рамы шасси. Для увеличения проходимости на колеса задней тележки надевались гусеницы типа «Оверолл». Бронеавтомобиль БА-27М имел скорость по шоссе 48 км/час, запас хода 415 км, мог преодолевать подъем 23 градуса.

В середине 1930-х годов Автобронетанковое управление РККА приняло решение приспособить бронемашины БА-27 для движения по железной дороге. Машины оснастили железнодорожными колесами — бандажами и домкратом с поворотным устройством, при помощи которого машина переводилась на рельсы. Также в кормовой части машин установили буферное и прицепное устройства, которые позволяли прицеплять машину к концевому вагону железнодорожного состава или соединять две машины между собой. При движении машины по рельсам рессоры блокировались с помощью специальных хомутов. Вариант машины получил обозначение БА-27ЖД.

Испытания прошли успешно, скорость на рельсах составляла 50 км/час. По некоторым данным, было изготовлено около 40 бронедрезин БА-27ЖД, которые поступили на вооружение Отдельной Дальневосточной армии.

Бронеавтомобили БА-27 не принимали участия в боевых действиях в Испании, а также в боях на Хасане и Халхин-Голе. Модернизированные БА-27М принимали участие в Советско-Финской войне, два поврежденных бронеавтомобиля БА-27М попали в руки финнов, после войны их отремонтировали использовали в учебных целях. Во время Великой Отечественной войны из-за огромных потерь в технике осенью 1941 года несколько бронеавтомобилей БА-27 использовались в составе танковых подразделений. В 8-й танковой бригаде 5-й армии, прикрывавшей московское направление, к 10 октября 1941 года было два таких броневика. 21 ноября один бронеавтомобиль БА-27М вместе с ремонтным взводом бригады прикрывал дорогу Тархово – Петровское. В бою с немецкими танками броневик был подбит и сгорел вместе с экипажем. В других танковых частях 5-й армии было еще несколько броневиков БА-27М. Всего было изготовлено 215 бронеавтомобилей БА-27.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector