13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы П-90 “Памир” – РЛC

1РЛ115 / П-90 Памир

ДАННЫЕ НА 2014 г. (в работе)
1РЛ115 / П-90 “Памир”

Трехкоординатная РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей. После переименования 13 марта 1954 г. Телемеханического институт НИИ-20 в Государственный Союзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт НИИ-244 (ныне Всероссийский НИИ радиотехники) перед НИИ-244 была поставлена задача по созданию новой мощной помехозащищенной трехкоординатной РЛС кругового обзора П-90 “Памир”. Антенная система РЛС “Памир” разрабатывались под руководством А.Р.Вольперта.

При создании РЛС “Памир” впервые в отечественной практике был решен ряд новых технических задач:
– освоен дециметровый диапазон волн;
– применен двухчастотный метод защиты от пассивных помех;
– использованы средства защиты от активных помех противника и несинхронных помех от соседних РЛС;
– реализован парциальный метод кругового обзора пространства, обеспечивающий одновременное определение всех трех координат воздушных целей;
– удвоен темп выдачи координат целей за счет установки на опорно-поворотном устройстве двух антенно-фидерных систем;
– применены мощные импульсные клистроны в передающих устройствах и кварцевая стабилизация излучаемых частот.

В процессе создания РЛС был проведен большой объем научных и экспериментальных работ, была сформирована широкая кооперация научных и промышленных организаций. Такого класса трехкоординатных РЛС с высокой производительностью и мощностью в то время не было ни у одного коллектива страны. Благодаря большому заделу, имевшемуся в НИИ-244 (темы “Тополь”, “Кама”, “Стекло”, “Алтай”), поставленная задача была решена.

Всего было построено и использовались силами ПВО страны несколько РЛС П-90 “Памир”. Использование РЛС прекращено в конце 1970-х годов (источник).

Описание РЛС: трехкоординатная (азимут, дальность, высота) РЛС обнаружения воздушных целей и наведения истребительной авиации.

В состав РЛС входят::
Блоков – 660 ед.
Электровакуумных ламп – 10700 ед.
Полупроводниковых приборов – 29240 ед.
Электронно-лучевых трубок – 196 ед.
Потенциалоскопов – 140 ед.

Аппаратура РЛС “Памир” располагалась в прицепах и контейнерах. В состав РЛС П-90 входила вспомогательная 110-метровая мачта. Она располагалась в 2 км от РЛС и предназначалась для юстировки антенных систем.

В РЛС П-90 имелось три типа индикаторных устройств: индикатор кругового обзора, индикатор “азимут-дальность” и индикатор высоты. Все три индикатора конструктивно и электрически объединялись в одном индикаторном шкафу. Выбор части пространства для наблюдения на индикаторах “азимут-дальность” и высоты производился электронным указателем (маркером), который с помощью кнюппеля мог быть совмещен с любой точкой индикатора кругового обзора. Всего в РЛС “Памир” входили 7 индикаторных шкафов.

Для сопряжения РЛС “Памир” с радиорелейной линией “Левкой-2” и аппаратурой “Каскад” и “Паутина” системы “Воздух-П” была разработана аппаратура сопряжения с этими комплексами. Аппаратура сопряжения с РРЛ “Левкой-2” позволяла без искажения передавать на КП, удаленные от станции на расстояние 400 км, всю информацию, даваемую РЛС “Памир”. В целом аппаратура станции “Памир” состояла из 660 блоков 158 наименований. Основная часть блоков монтировалась на типовом шасси и размещалась в унифицированных стойках-шкафах. Применение неунифицированных шкафов было ограничено и вызвано использованием мощных клистронов, электроннолучевых трубок с большим экраном и крупногабаритных трансформаторов. В большинстве блоков применялись субблоки, облегчающие ремонт аппаратуры. Аппаратура автоматики размещалась в 27 специальных стойках 18 наименований.

Антенная система – антенно-поворотное устройство (АПУ) – в антенной системе РЛС “Памир” на передачу формировалась широкая косекансквадратная диаграмма, а на прием система из 24 парциальных остронаправленных диаграмм с шириной диаграммы в горизонтальной плоскости для передачи и приема в 1 градус. Для формирования парциальных диаграмм А.Л. Эпштейн предложил впервые в нашей практике создать сферопараболическое зеркало. Такое построение позволяло формировать одинаковые парциальные диаграммы в широком секторе углов места. В начале разработки предполагалось создать одну антенну для передачи и приема, подключая в режиме передачи все парциальные диаграммы (каналы) синфазно к передающему устройству, получая при этом широкую диаграмму, образующую зону обзора.

Антенно-поворотное устройство устанавливалось на стационарном железобетонном основании в составе опорно-поворотного устройства (ОПУ), приемных и передающих контейнеров, антенно-фидерных устройств, силовой следящей системы вращения АПУ, датчиков синхронно-следящей передачи и азимутальных меток, кольцевого токосъемника. Большой вес вращающейся части АПУ (130 т) и трудность разработки и изготовления опорного подшипника определили своеобразное решение опорно-поворотной части. К опорной раме вращающейся кабины АПУ снизу был прикреплен кольцевой рельс, опирающийся на 16 катков, установленных по кругу на неподвижном фундаменте. Четыре катка из шестнадцати – ведущие. Они прижимались к рельсу пружинами и вращались четырьмя электродвигателями постоянного тока. За счет сил сцепления, возникающих между катком и рельсом, поворотная часть приводилась во вращение. При этом скорость вращения АПУ могла быть установлена любой – в пределах от 2,5 об/мин до 5 об/мин. Для предотвращения смещения АПУ в горизонтальной плоскости в центре АПУ монтировался самоустанавливающийся роликоподшипник. Установка катков могла регулироваться в вертикальной плоскости, что позволяло изменять положение оси вращения АПУ (при монтаже, осадке фундамента). В серийных станциях П-90 вращение осуществлялось с помощью двух редукторов, выходные шестерни которых вращали зубчатый венец, закрепленный на вращающейся части. АПУ опиралась на 28 катков, закрепленных на фундаменте. В центральной части АПУ предусмотрен вход во время вращения, что создает необходимые удобства при эксплуатации станции.

Читать еще:  КВ-1 - тяжёлый танк

Антенные устройства П-90 состояли из двух одинаковых антенных систем, размещенных на общем опорно-поворотном устройстве, развернутых на 1800, и работавших в разных участках рабочего диапазона волн. Каждая антенная система состояла из передающей и приемной радиолокационных антенн, антенны системы опознавания, совмещенной с приемной антенной, и антенны системы подавления ответных помех.

Передающая антенна представляла собой рупорный облучатель и зеркало двойной кривизны размером 13,5х5 м. Она формировала в вертикальной плоскости диаграмму типа “косеканс-квадрат”. В серийных РЛС П-90 зеркала передающих антенн имели размеры 13,5х7 м.

Приемная антенна состояла из сферопараболического зеркала размером 18х15 м и многоканального облучателя. Антенна формировала в вертикальной плоскости 21 парциальную диаграмму. Ширина первых восьми диаграмм вертикальной плоскости порядка 10. С увеличением номера канала ширина диаграммы увеличивалась и достигала в 21 канале 3,50. Соседние диаграммы пересекались на уровне 0,5 по мощности. Общая суммарная ширина диаграммы направленности в вертикальной плоскости составляла 300. В горизонтальной плоскости ширина всех диаграмм практически одинакова – порядка 10. Коэффициент усиления фокальных каналов находился в пределах 18000-22000. В серийных образцах количество парциальных диаграмм было увеличено до 24-х.

Антенна системы подавления ответных помех выполнялась в виде плоскопараллельного излучателя с несимметричной параболической стенкой. Вертикальный размер антенны (длина раскрыва облучателя) – 4 м. Горизонтальный размер (расстояние между пластинами излучателя) – 0,3 м. Антенна перекрывала в вертикальной плоскости углы места от 0,5 до 250. В горизонтальной плоскости диаграмма направленности антенны перекрывала максимальные уровни боковых лепестков диаграммы направленности. Для антенны системы опознавания использовался многощелевой облучатель, работающий на приемное зеркало.

Высокочастотные тракты станции “Памир” на прием и передачу выполнялись раздельными. Передающее устройство станции состояло из задающего генератора, стабилизированного кварцем, многокаскадного умножителя частоты, работающего в импульсном режиме, модулятора и мощного клистронного усилителя. Выходная мощность передатчика – 2,7-3 Мвт. В состав РЛС входили 4 передающих устройства (по два на каждую антенную систему). В передающем устройстве использовались электровакуумные приборы новейших разработок – мощный усилительный клистрон на 3 Мвт с жидкостным охлаждением, а в модуляторе – коммутирующий тиратрон.

В состав РЛС П-90 входили 42 приемных устройства (по числу парциальных диаграмм в обеих антенных системах). Приемное устройство – двухканальное и предназначалось для одновременного приема, усиления и обработки сигналов двух частот (“А” и “Б” для первой антенны, “Г” и “Д” – для второй).

ТТХ РЛС:
Масса антенно-поворотного устройства – 130 т

Диапазон длинн волн – дециметровый
Сектор обзора – 360 град.

Высота обнаружения целей:
– минимальная – 100 м
– максимальная – 50 км
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17 на разных высотах полета цели:
– при высоте полета 100 м – 48 км
– при высоте полета 500 м – 90 км (дальность определения высоты – 87 км)
– при высоте полета 3000 м – 225 км (дальность определения высоты – 209 км)
– при высоте полета 10000 м – 294 км (дальность определения высоты – 292 км)

Время развертывания РЛС на подготовленной площадке – 15 суток

Статус: СССР
– 1967 г. – в Вильнюсском радиотехническом училище был выпущен один взвод техников на РЛС П-90. Все они побывали на месячной стажировке в Курске. Правда, ни один из них на П-90 так и не попал, большую часть распредели в СПРН. Из всего рассказанного ими запомниолось, что в здании РЛС был целый зал шкафов с блоками КВ-01 (блоки ЧПК системы СДЦ ПРВ-11 и П-80). Должности, на которые их аттестовали, назывались: “Техник потенциалоскопических устройств”, “Техник приемных устройств РЛС”, “Техник передающих устройств РЛС” и т.д. (источник).

– 1973-1979 г.г. – из воспоминаний полковника Петрухина А.И. (заместителя командира Ярославской РТБР по вооружению в 1973-79 г.г., в Череповецком батальоне которой была одна из П-90): “РЛС представляла собой большое сооружение, на высоком бетонном “стакане” которого с шумом по рельсу “катилось” опоро-поворотное устройство очень болшого антенного сооружения. При огромной (по тем временам) мощности РЛС “видела” очень хорошо. Измеренная высота имела свойство от оборота к обороту “прыгать”; огромный объем аппаратуры, выполненной на элементной базе первого поколения, постоянно требовал подстройки и регулировки; аппаратура защиты от помех работала плохо. Из-за большого объема аппаратуры надежность РЛС была низкой”. (источник).

Читать еще:  Файлы Ми-1 - многоцелевой вертолет

РЛС “Памир”.

РЛС “Памир” находится на вершине горы Томнатикул 1565 над уровнем моря. На самой границе с Румынией.

Сперва погода нас не баловала, вершина была затянута туманом .

Раньше вся территория была закрытым комплексом.

Работала станция в паре с РЛС на горе Стой.

Все что можно было разобрать – разобрали.

Но извне купола выглядят просто бомбезно.

Бывшее КПП на въезде на базу

Звук внутри куполов просто бомба . если хорошенько крикнуть или топнуть то эхо звучит довольно долго 🙂

По дороге с куполов попадаются полуразрушеные дома.

Даже в ноябре Карпаты прекрасны

Последние записи в этом журнале

Греция 2019

Наконец дошли руки, обработал видео с прошлогодней поездки в Грецию через Румынию и Болгарию 🙂 Приятного просмотра 🙂

Happy New Year 2020

Говорят как новый год встретишь, так его и проведешь. А так как путешествовать нам нравится то решили отметить новый год в Карпатах 🙂 Благо снега…

Осенние Карпаты

Осень в этом году выдалась просто супер классной. Давно не помню что бы было так долго без дождей и тепло 🙂 В прошлые выходные прогулялсь на…

Альпийские каникулы 2019

В последнюю неделю августа получилось вырваться в короткий отпуск, решено было ехать в Австрию, поглядеть на Альпы 🙂 Поехали через Венгрию, так как…

Перемышльские форты.

1. Так как на улице потеплело, решили открыть сезон путешествий. Поехали полазать по фортификационным сооружениям которые обороняли Перемышль во…

Схемы П-90 “Памир” – РЛC

Техника и вооружение 2002 07

(Воспоминания главного конструктора)

На первой странице обложки фото В.Друшлякова.

® ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ вчера, сегодня, завтра…

Уралвагонзавод – флагман мирового танкостроения

В середине 1953 г. в Харькове разработали концепцию нового танка: за счет нового малогабаритного двигателя мощностью 580 л.с., уменьшения высоты и внутренних объемов машины, плотной компоновки, облегчения деталей и узлов, установить более мощную 100-мм пушку, повысить примерно на 10% по сравнению с танком Т-54 бронезащиту, не увеличивая массу танка – 36 тонн.

По этим проработкам Главное бронетанковое управление(ГБТУ) подготовило тактико-технические требования и совместно с Министерством транспортного машиностроения Проект постановления ЦК КПСС и СМ СССР. По просьбе И.В. Окунева не без сопротивления начальника танковых войск П.П. Полубоярова, с помощью Министра транспортного машиностроения Ю.Е. Максарева в эту работу включили и Уралвагонзавод. Мы обязались создать новый танк с двигателем, стоящим на танке Т-54, увеличив его мощность до 580 л.с.

Такой танк (“объект 140”) мы разработали и изготовили два образца для заводских испытаний. После изготовления и коротких заводских испытаний этих образцов мы поняли, что танк бесперспективный по многим причинам и производственного, и эксплуатационного характера, после чего отказались от этой работы, чему были очень рады в Москве, особенно в ГБТУ. Несмотря на такие результаты, как показала жизнь, нам это было выгодно политически. Все увидели, что в Тагиле не хотят быть “серыми лошадками” и намерены бороться. Кроме того, под Постановление ЦК КПСС и Совмина нам легче было требовать увеличения штатов, привлечения большого числа молодых специалистов, ускорения строительства новой экспериментальной базы. На этой работе могли быстрее освоить профессию конструкторов и исследователей молодые специалисты.

Труд по созданию “объекта 140” оказался полезным и с другой стороны.

Заложенные в этом объекте идеи и конструкторские решения были воплощены в последующих модификациях танков. Примененные впервые в этом объекте баки-стеллажи начали устанавливаться на все последующие танки Уралвагонзавода, начиная с танка Т-55. Они стали применяться и на других танках во всем мире.

Башню с пушкой “объекта 140” мы решили установить на серийный танк. Корпус танка Т-55 удлинили, увеличили диаметр погона башни. Благодаря этим двум мероприятиям значительно увеличился объем боевого отделения.

Пользуясь случаем, мы заменили положение опорных катков танка для выравнивания нагрузки на них. Для уменьшения загазованности боевого отделения мы решили разработать автоматический механизм удаления гильз после выстрела, который потом стал устанавливаться на всех последующих танках Уралвагонзавода. Кстати, я не понимаю, почему до сих пор аналогичные механизмы выброса гильз не устанавливаются ни на одном танке в мире. Ведь при их установке загазованность в боевом отделении уменьшается в два раза.

Читать еще:  Боевое применение Меч каролингский

Этот танк стал называться “объект 165”. К ноябрю 1958 г. было изготовлено уже три опытных образца.

Кроме А.М. Сыча из Управления начальника танковых войск (УНТВ) этой работой никто не интересовался. Все были заняты только новым харьковским танком (“объект 430”).

“Объектом 165” заинтересовалось только ГРАУ, которое предложило установить в него гладкоствольную пушку. Мы их предложение приняли при условии, что в “объекте 165” ничего не должно меняться, кроме ствола пушки, в котором надо только убрать нарезы. Они с этим согласились, оформили решение ВПК (Военно-промышленной комиссии), в котором, в частности, была предусмотрена разработка новых выстрелов калибра 115 мм и нового стабилизатора вооружения, так как на опытном “объекте 165” стоял собранный нашими умельцами из агрегатов разных танков доморощенный стабилизатор.

Будущий новый танк получил при разработке наименование “Объект 166”. В течение 1959 г. мы изготовили несколько опытных образцов. К осени 1960 г. машины прошли полигонные испытания с положительными результатами. Комиссия по испытаниям рекомендовала принять этот танк на вооружение.

Эффективность пушки оказалась выше, чем у прародительницы – 100- мм противотанковой гладкоствольной пушки “Рапира”.

ГБТУ этот танк не захотело принимать на вооружение и производство, понимая, что в этом случае “объект 430” в Харькове надо снимать с разработки.

И.В. Окунев очень переживал за такое отношение ГБТУ к Уралвагонзаводу, считая его свинским. Переживал это и А.М. Сыч. Но конструкторы не упали духом и начали разрабатывать новый танк с Челябинским двигателем мощностью 780 л.с. и ходовой частью с “объекта 140”, который получил название “объект 167”. Уже к лету 1961 г. были изготовлены два опытных образца. В это время в Министерстве обороны разразился скандал. В США начал производиться танк М60 с 105-мм английской нарезной пушкой, которая была мощнее 100-мм, пушки, стоящей на наших средних танках. Противодействовать английской пушке могла только 115-мм пушка “объекта 166”.

Где-то в начале лета 1961 г. на Уралвагонзавод прибыла большая группа представителей Министерства обороны, которые стали просить И.В. Окунева как можно быстрее организовать серийное производство “объекта 166”.

Директор решил показать чиновникам, что такое Уралвагонзавод, какое значение он имеет для обороны страны, и отказал им в просьбе. После этого было много просьб по телефону от вышестоящих чиновников, директор стоял как стена. И только в конце июня 1961 г. он дал согласие заместителю председателя Совета министров СССР Д.Ф. Устинову на постановку этого танка на производство с июля 1962 г., а до этого – остановку серии танка Т-55 с начала года. Д.Ф. Устинов с этим предложением согласился. Вскоре вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о принятии “объекта 166” на вооружение по предложенному Окуневым порядку. Танк получил название Т-62. Это был первый танк в мире с гладкоствольной пушкой.

К моему сожалению, в этом постановлении не было сказано ни одного слова о его производстве в Харькове и Омске. С этого момента началась чехарда в производстве средних танков, в чем, по моему мнению, самая большая вина Министерства обороны. Заводы стали выпускать разные танки.

Мне больше всех жаль Омский завод им. Октябрьской революции, который хотел выпускать танк Т-62, а его заставили аж до 1979 г. выпускать морально устаревший Т-55.

Харьковский завод им. В.А. Малышева отказался от дальнейшей отработки “объекта 430” и начал разрабатывать (вновь для всех танковых заводов страны), “объект 432” с повышенной защитой, с 115-мм пушкой (как на танке Т-62), с автоматом заряжания пушки и экипажем из трех человек.

Итак, танк М60, как не парадоксально это звучит, дал возможность Уралвагонзаводу выиграть первый раунд в соревновании с Харьковским заводом им. В.А. Малышева. Кстати, я должен заметить: Уралвагонзаводу ГБТУ во веки веков не разрешило бы разрабатывать такой танк с уменьшенным экипажем и кабинной укладкой выстрелов, как на “объекте 432”. Это было позволено только А.А. Морозову.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: