24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы Т-62 – средний танк

Рассказы об оружии. Танк Т-62 снаружи и внутри

Много общего с предыдущим героем наших обзоров, танком Т-54/55. Такой же простой, удобный, надежный, как и предшественник. Да, война в Афганистане выявила недостатки танка, но об этом чуть ниже.

В появлении Т-62 главную роль сыграла наша разведка. Именно благодаря четким действиям наших разведчиков руководство страны своевременно получило весьма неприятную информацию.

Речь шла о принятии на вооружение странами НАТО новых танковых пушек калибра 105 мм. Это давало значительное преимущество танкам вероятного противника перед нашими Т-54 и Т-55.

К тому времени не было секретом, что наша 100-мм пушка танка Т-55 уже не пробивала лобовую броню американского танка M48 «Паттон III», но у американцев на подходе уже был М60 «Паттон IV». С новым орудием М60 вообще начинал иметь такое преимущество, что это вызвало нешуточную озабоченность у всех в Союзе.

Но стоит согласиться, что догнать и перегнать у нас не просто умели, а умели мастерски. Причем еще с времен Иосифа Виссарионовича.

В Нижнем Тагиле, где находится КБ «Уралвагонзавода» еще с момента принятия на вооружение Т-54 начались работы над танком следующего поколения. Это так называемый «Объект 140», который был построен в металле, но в серию не пошел. Однако наработки «Объекта 140» пошли в дело и были применены при создании «Объекта 165», прототипа нового танка.

«Объект 165» унаследовал от предшественника корпус, башню, моторное отделение, трансмиссию и механизм автоматического выбрасывания гильз через кормовой люк башни.

«Объект 165» планировалось вооружить новой 100-мм нарезной танковой пушкой У-8ТС, являвшейся модернизацией пушки Д-54ТС. В принципе, все новшества модернизации заключались в стабилизаторе «Комета» вместо «Молнии» на Д-54ТС.

«Комета» была более современным стабилизатором, но проблема была не в стабилизации ствола. К орудию имелся целый ворох претензий, главным из которых была недостаточная пробивная способность снаряда.

Вполне логично, что одновременно с «Объектом 165» началась разработка «Объекта 166», для которого начали разрабатывать другое орудие.

Если правильно, то, конечно, не разрабатывать. Орудие уже было разработано к тому времени в КБ Юргинского машиностроительного завода №75. Разрабатывалось оно как особо мощное противотанковое орудие Т12 калибром 100-мм.

Особенностью этой пушки было отсутствие нарезов в стволе. Пушка разрабатывалась гладкоствольной, и вот почему: кумулятивные снаряды обладают большей пробивной способностью, если им не придавать вращательного момента.

Для пушки Т12 были разработаны специальные оперенные бронебойные снаряды, которым также не нужно было придавать вращательный момент. На расстоянии в 1 км эта пушка пробивала броню толщиной в 215 мм, чего в теории было вполне достаточно для борьбы с основными танками стран НАТО.

Естественно, что сразу возникла идея установки Т12 на танк, раз так вышло, что гладкоствольная пушка чуть ли не в половину мощнее, чем нарезная.

Однако на практике все оказалось не так просто. Разработанные для Т12 снаряды невозможно было использовать в танке по причине их размеров. Длина унитарного патрона была 1 200 мм, что совершенно нормально для артиллерийского орудия, но в танке с таким патроном развернуться просто нереально.

Поэтому гладкоствольную пушку для танка пришлось сделать из У-8ТС. В 100-мм пушке были убраны нарезы ствола, что увеличило ее калибр до 115-мм. Из-за отсутствия нарезов стало возможно значительно повысить давление пороховых газов и тем самым увеличить начальную скорость снаряда.

У новой пушки отсутствовал дульный тормоз, что приветствовалось военными. Ствол орудия был удлинен. Так на свет появилась первая в мире танковая гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот».

Вопреки многим опасениям, кучность стрельбы нового орудия оказалась на уровне лучших танковых нарезных артиллерийских систем того времени.

Базовая модель Т-54 тоже подверглась изменениям и доработкам. Курсовой пулемет на новом танке убрали, а способ крепления спаренного пулемета ПКТ был изменен в связи с заменой орудия.

Новая танковая пушка оказалась слишком тяжелой для имевшихся на вооружении орудийных стабилизаторов «Комета» и «Молния». Под новое орудие был разработан новый стабилизатор «Метеор».

Компоновка танка была классической: впереди размещалось отделение управления, за ним боевое отделение и в корме танка – моторно-трансмиссионное отделение.

С левой стороны отделения управления располагалось место механика-водителя, который попадал на него через люк, расположенный прямо над сидением в подбашенной бронеплите. За сидением в днище размещался запасной эвакуационный люк.

В ночное время к оптическим приборам добавлялся прибор ночного видения ТНВ-2, позволявший водителю видеть дорогу на расстояние 60 м впереди танка. Инфракрасная фара располагалась рядом с обычной фарой с правой стороны корпуса. Под водой танк управлялся при помощи курсоуказателя.

В боевом отделении располагался командир танка (слева сзади в башне), наводчик (спереди справа в башне) и заряжающий (сзади справа в башне).


[center]Место командира

[/center]

В крыше башни размещались два открывавшихся вперед люка: левый — для командира, правый — для заряжающего.

На танках, выпускавшихся с 1972 года, за люком заряжающего размещался крупнокалиберный зенитный пулемет ДШКМ. Боекомплект к пулемету состоял из 300 патронов в лентах.

Боекомплект к пушке состоял из 40 снарядов и располагался в боевом отделении. Так как унитарные патроны весили весьма прилично, от 22 до 30 кг, на роль заряжающих отбирали наиболее физически крепких парней. Но одновременно большой вес снаряда стал поводом для разработки автомата заряжания.

И АЗ «Желудь» был разработан и даже испытывался на «Объекте 166». Но Т-62 пошел в серию без АЗ, который еще довольно долго доводился до ума. А «Желудь» послужил прототипом для создания автомата заряжания танка Т-72.

Силовой установкой стал 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-55В мощностью 580 л.с. Запас хода по шоссе составлял 450–650 км.

Танк был оборудован системой противорадиационной защиты, которая могла работать как в автоматическом, так и полуавтоматическом режиме. С помощью нагнетателя-сепаратора внутри танка создавалось избыточное давление, не позволявшее отравляющим веществам проникнуть внутрь машины в случае её разгерметизации.

Т-62 был снабжен системой автоматического пожаротушения. Противопожарное оборудованием гасило очаги возгорания в соответствующем отделении смесью, состоявшей из бромистого этила, углекислоты и сжатого воздуха. Оно также могло работать как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режимах.

Летом 1961 года и «Объект 165», и «Объект 166» были рекомендованы комиссией к принятию на вооружение. «Объект 165» получил индекс Т-62А, «Объект 166» стал Т-62.

Т-62А выпустили опытной серией количеством 25 танков, а потом его производство прекратили, чтобы не «плодить» чрезмерное количество моделей.

Т-62 производили в СССР до 1975 года, в ЧССР — с 1973 по 1978, а в КНДР с 1980 по 1989 года. Всего было выпущено около 20 000 машин различных модификаций.

Впервые Т-62 был показан на Параде 7 ноября 1967 года. Первое боевое применение пришлось на события 1968 года в Чехословакии, но так как там не велось активных боевых действий, то о полноценном применении речь не идет.

Настоящее боевое крещение Т-62 получил в 1969 году во время советско-китайского конфликта на острове Даманском. Взвод из трёх Т-62 попытался помочь оборонявшимся на острове пограничникам, перейдя отделявший их рукав реки Уссури по льду.

Китайцы подбили танк полковника Леонова, погибшего вместе с экипажем и смогли даже захватить танк. Китайские специалисты внимательно исследовали Т-62 и использовали советские технические решения, обнаруженные в нём, при проектировании своей модели Туре 69 (WZ-121).

Читать еще:  Характеристики КВ-1 - тяжёлый танк

Т-62 активно использовались в Афганистане. Естественно, хорошо показавшая себя в боях машина начала передаваться и продаваться другим странам.

Танк много повоевал на Ближнем Востоке в составе сирийской и египетской армий во время Шестидневной войны и Войны Судного дня.

В дальнейшем Т-62 под именем «Tiran 6» воевал в армии Израиля, поскольку более 200 машин было просто брошено и потеряно арабскими военными из-за ошибок командования и непрофессионализма экипажей.

Позже Сирия использовала свои Т-62 в Ливанской войне 1982 года. Иракская армия активно применяла Т-62 во время ирано-иракской войны 1980–88 годов, во время нападения на Кувейт и при обороне во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
Т-62 использовались ливийскими войсками во время вторжения войск Муаммара Каддафи в Чад в ноябре 1986 года, а также при проведении против него совместной французско-американской операции «Рассвет Одиссеи» в 2011 году.

Сегодня Т-62 активно участвуют в войне с террористами в Сирии.

В целом Т-62 зарекомендовал себя достойным преемником Т-55. Таким же простым, надежным, легким в обслуживании и ремонтопригодным.

Боевые действия показали, что максимальный угол наведения орудия в +16° является недостаточным особенно в горных условиях. Применение в пустынях Ближнего Востока принесло проблемы при эксплуатации, связанные с запылениями. Боекомплект в 40 выстрелов весьма неплох, но из-за большого размера снарядов только часть боекомплекта размещена в башне. По этой же причине использованные гильзы не возвращаются в боеукладки, а выбрасываются через специальный люк.

Но в целом это была прекрасная боевая машина той эпохи, достойно себя показавшая на полях сражений.

Источники:
Барятинский М. Средний танк Т-62.
Стаценко А. Т-62: гладкоствол возвращается.

Средний танк Т-62

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Средний танк Т-62

Является дальнейшим развитием танка Т-55 и отличается от него, главным образом, более мощным вооружением. Разработан в 1958 – 1960 годах в КБ завода № 183. Принят на вооружение в 1961 году. Изготавливался серийно на заводе № 183 с 1961 по 1972 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-62 (объект 166) – по сравнению с танком Т-55 имеет следующие основные конструктивные особенности: 115-мм гладкоствольная пушка; цельнолитая башня с диаметром погона в свету 2245 мм вместо 1816 мм; механизм выброса стреляных гильз через люк в кормовой части башни; длина корпуса увеличена на 386 мм, высота – на 27 мм; наклон кормового листа уменьшен с 17° до 2°; для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса or башни в сторону кормы имеет наклон 3°15′, а в сторону носа – 0 °30′; снят курсовой пулемет, изменен механизм поворота башни; установлены комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-2 (“Кармин”), 19-дисковый главный фрикцион с гидропневматическим приводом управления, тормозные колодки из пластмассы на лентах тормоза поворота; увеличен динамический ход опорных катков со 142 до 162 мм и т.д. В 1967 г. были ликвидированы люки в крыше МТО, с 1972 г. стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальнометр КДТ-1 или КДТ-2.

Т-62М (объект 166Мб 1983 г.) – модернизированный вариант. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны, дополнительно бронировано днище. Антинейтронный подбой на башне. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 “Шексна” и СУО “Волна” (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор “Метеор” М1). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Введены гусеница с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б “Туча”, система защиты от напалма “Сода”. Боевая масса 41,5 т.

Т-62М-1 – Т-62М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-62М1 – Т-62М без комплекса управляемого вооружения 9К116-1 “Шексна”.

Т-62М1-1 – Т-62М1 с двигателем В-46-5М.

Т-62М1-2 – Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса.

Т-62М1-2-1 – Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.

Т-62Д (1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-62. Комплекс активной защиты “Дрозд”. Отсутствуют дополнительное бронирование башни и система запуска дымовых гранат “Туча”. Боевая масса 40 т.

Т-62Д-1 – Т-62Д с двигателем В-46-5М.

Т-62МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-62М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые резинотканевые экраны толщиной 10 мм, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 38,4 т.

Т-62МВ-1-Т-62МВ с двигателем В-46-5М.

В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию танков из 25 штук, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного контейнера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 го-
да начался массовый выпуск танка Т-62. За время серийного производства, по западным данным, было выпущено около 20 000 танков. Помимо Советского Союза состояли на вооружении только в одной стране Варшавского договора –
Болгарии. Кроме того, они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире (300 единиц на 1995 г.), Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте (580 на 1995 г.), Израиле (трофейные египетские и сирийские), Ираке (1500 на начало ирано-иракской войны), Иране (трофейные иракские), Йемене, Кубе (400 на 1995 г.), Ливии, Монголии, Северной Корее, Сирии (1000 на 1995 г.), Сомали, Судане, Танзании, Эфиопии.

Боевое крещение Т-62 получили во время советско-китайского конфликта в районе о. Даманский 2-17 марта 1969 года. Во время нашей контратаки 15 марта один танк был поврежден и остался на ночь в ничейной зоне на льду р. Уссури. Утром огнем советской артиллерии лед метровой толщины вокруг танка был разбит, и он затонул. Однако в мае китайцы подняли танк, и в их руки попали секретные агрегаты: прицел, стабилизатор, а также оперенные подкалиберные снаряды. По-видимому, после этого и начались масштабные поставки рассекреченного танка в страны Ближнего Востока. В частности, с 1971 по 1973 год только в Египет было поставлено 200 Т-62. Танки Т-62 интенсивно использовались в арабо-израильских войнах 1973-го и 1982 годов и ирано-иракской войне. Вооруженная ими сирийская танковая дивизия принимала участие в операции “Буря в пустыне” в 1991 году. Несколько танковых полков, оснащенных Т-62, а затем Т-62М, действовали в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. На базе танка Т-62 выпускались командирские танки Т-62К и Т-62МК. Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 2144 танка Т-62, Т-62К, Т-62М и Т-62МК. В составе частей внутренних войск танки Т-62М принимали участие в антитеррористической операции в Чечне.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-62
БОЕВАЯ МАССА, т: 37.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8335,
ширина – 3300,
высота – 2395,
клиренс – 430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А20(У5ТС) калибра 115 мм, 1 пулемет ПКТ
калибра 7,62.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 2500 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной “Метеор”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ-2Б-41, ночной прицел ТПН-1-41-11.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-100, борт-80, башня-242.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55В, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках передних и задних катков; в каждой гусенице 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 450.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,85;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м- 1,4 (с ОПВТ- 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

Читать еще:  Видео Ка-31 - вертолет ДРЛО

Ракетный танк ИТ-1 (объект 150)

Единственный советский серийный танк с ракетным вооружением. Разрабатывался в КБ завода № 183 с 1957 по 1965 год на базе узлов и агрегатов танка Т-62. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 703-261 от 3 сентября и приказом МО № 0269 от 6 ноября 1968 года под обозначением ИТ-1 (ИТ-истребитель танков). Изготавливался серийно на заводе № 183 с 1968 по 1970 год.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус сварной, башня литая полусферической формы с выдвижной установкой комплекса ракетного управляемого вооружения и механизмом заряжания, в котором помещалось 12 управляемых ракет. Система наведения ракет -радиокомандная полуавтоматическая.

Ракетный танк ИТ-1 недолго состоял на вооружении Советской Армии. По замыслу военных, отдельными батальонами истребителей танков должны были комплектоваться мотострелковые дивизии, разворачиваемые на танкоопасных направлениях. Было сформировано всего два таких батальона: один – в Белорусском, а другой – в Прикарпатском военных округах. В процессе испытаний и эксплуатации ракетный комплекс показал высокую надежность – до
96,7%. Однако его конструктивные недостатки: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мертвая зона, отсутствие пушки на танке и т.д. послужили причиной снятия ИТ-1 с вооружения. В боевых действиях эти боевые машины не участвовали и на экспорт не поставлялись.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИТ-1
БОЕВАЯ МАССА, т: 34,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6630,
ширина – 3300,
высота – 2200,
клиренс – 435.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 комплекс ракетного вооружения 2К4 “Дракон”, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 15 танковых управляемых ракет ЗМ7, 2000 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной 2ЭЗ.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел 1-ОП2, ночной прицел 1ПН12.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-100, борт-80, башня-206.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55А, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт), рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара с приводом на генератор, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 470.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,85;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м-1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

Советский танк Т-62 – жизнь между двумя эпохами

Первое поколение послевоенных танков составили бронемашины, сконструированные либо во время войны, либо сразу после с использованием наработанного опыта. В СССР основу танкового парка составили Т-54 и Т-55, в США – «Паттон», в Британии – «Центурион». От танков военного времени они отличались незначительно – главным образом, более мощным вооружением и усиленной защитой.

Однако появлялись новые технологии, рождались иные концепции применения бронетанковых сил – и позднейшие машины первого поколения уже соединяли в себе проверенные решения с принципиально новыми. Одним из таких танков стал Т-62.

История создания

Танки Т-54 и Т-55 вооружались 100мм пушкой Д-10Т. Во время войны она была крайне эффективным орудием, но уже в 1950 году оказалось, что её снаряды семейства БР-412 не обладают достаточной для борьбы с бронёй новейших танков пробиваемостью.

В это время в Харькове под руководством Александра Морозова разрабатывали совершенно новый танк «объект 430», из которого впоследствии получится Т-64. А КБ «Уралвагонзавода» во главе с Леонидом Карцевым начало инициативные работы по созданию среднего танка с усиленным вооружением.

В ходе этих поисков от идеи полностью новой конструкции перешли к мысли: обеспечить максимальную преемственность с Т-55.

В качестве оружия рассматривалась перспективное 100мм нарезное орудие Д-54ТС с улучшенной баллистикой. После распоряжения Хрущёва о создании танков с гладкоствольными орудиями Д-54 соответственно переделали.

Бронемашина с гладкоствольной пушкой, обозначенная как «объект 166», успешно прошла испытания в 1960 году, а в год спустя была принята на вооружение, как Т-62.

Описание конструкции

Внешне Т-62 остался настолько похож на Т-55, что опознать его можно только по небольшим деталям. А вот его конструкция изменилась достаточно серьёзно. Для размещения нового орудия погон башни Т-62 пришлось увеличить, а для этого – удлинить корпус танка. Чтобы равномерно распределить нагрузку на ходовую часть, по-иному расположили катки. Из-за этого характерный для Т-55 промежуток между передними катками сменился не менее характерным промежутком между катками задними.

Поскольку масса танка изменилась незначительно – всего на тонну – силовая установка Т-62 осталась прежней.

12-цилиндровый дизель В-55 развивал мощность 580 л.с. Мотор В-55В отличался только установкой более мощного электрогенератора.

Топливо поступало из четырёх баков, расположенных внутри боевого отделения (три бака в носовой части и один в кормовой, у правого борта) и трёх внешних, установленных на надгусеничной полке. Запускался дизель танка пневматическим стартёром, электростартёр имелся в качестве резервного.

Крутящий момент на гусеницы передавался через редуктор-«гитару», главный фрикцион, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами (кроме 1 передачи) и планетарные механизмы поворота. Для постановки дымовой завесы в выпускные коллекторы дизеля Т-62 впрыскивалась солярка. Т-62 имел автоматическую систему пожаротушения и, дополнительно, ручной углекислотный огнетушитель.

Размещение экипажа и бронирование

Поскольку компоновка танка серьёзно не изменялась, танкисты также остались сидеть на прежних местах. Сиденье механика-водителя – спереди, слева от топливных баков. Для обзора местности мехвод Т-62 пользовался двумя перископами, один из которых позволял видеть местность по курсу движения, а другой – сектор чуть правее. Ночью один из перископов заменяли прибором ночного видения, работавшим в паре с инфракрасной фарой.

В башне Т-62 слева от пушки – наводчик, за ним – командир, а справа от орудия – заряжающий.

Командирский перископ ТПКУБ, устанавливавшийся на Т-55, заменили комбинированным прибором ТКН-2, имевшим как дневной, так и ночной режимы. Для работы прибора в режиме ночного видения использовался инфракрасный прожектор.

В распоряжении наводчика имелись оптический прицел переменной кратности (от 3.5 до 7-крат) и ночной прицел, требующий подсвечивания цели ИК-прожектором. Кроме того, наводчик мог видеть местность непосредственно перед танком через призменный перископ.

Читать еще:  Рисунки "Даугава" - РЛС СПРН

Броневая защита Т-62, по сравнению с Т-55, практически не изменилась. Толщина лобовой бронеплиты (100мм) и угол его наклона (60⁰) остались прежними. Сохранились и вертикальные борта из брони толщиной 80мм. А вот из-за необходимости обеспечить угол склонения орудия при стрельбе назад, кормовая часть крыши корпуса Т-62 получила характерный наклон, а кормовой лист брони (толщиной 45мм) стал практически вертикальным.

Толщина брони башни тоже осталась неизменной – от 200 мм на лбу до 65мм в корме, но повысилась её снарядостойкость.

Башни Т-54 и Т-55 имели комбинированную конструкцию – крыша из катаной брони приваривалась к литым деталям, и сварные швы создавали ослабленные участки. На Т-62 башня стала цельнолитой и ослабленные зоны в броне исчезли.

Вооружение

«Главным калибром» танка Т-62 стало гладкоствольное 115мм орудие У-5ТС «Молот». Впервые в советской практике орудие оснастили эжектором, дополнительно для уменьшения загазованности применили механизм выброса гильз. Позже это решение оценивалось, как неоднозначное. С одной стороны, загазованность действительно снижалась, а экипажу танка не надо было тратить время на собирание валяющихся в боевом отделении стреляных гильз.

С другой стороны, механизм действовал не мгновенно, и заряжающий Т-62 был вынужден дождаться окончания его работы, прежде чем заряжать новый снаряд. Это снижало практическую скорострельность. Орудие оснащалось двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Метеор».

Основным бронебойным боеприпасом Т-62 стали оперённые подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном – 3БМ4 со стальным сердечником и 3БМ3 с вольфрамовым. «Стальной» снаряд на дистанции в километр мог пробить броню толщиной до 250мм, «вольфрамовый» – до 300мм. По сравнению со 100мм снарядами БР412, которые могли пробить такую броню разве что в упор, это был огромный скачок вперёд.

Стоит заметить, что СССР опередил страны НАТО в освоении такого типа боеприпасов.

В качестве альтернативы «болванкам» предлагался кумулятивный снаряд 3БК4, снаряжённый 1.5 кг взрывчатого вещества A-IX-1 и имеющий стальную кумулятивную воронку. Пробиваемость брони составляла 440мм. Осколочно-фугасный снаряд 3ОФ11 содержал 2.6 кг тротила, против 1,4 кг у 100мм снаряда ОФ412.

Боекомплект Т-62 насчитывал 40 снарядов, большая часть размещалась в укладке у перегородки МТО и в передних баках-стеллажах. Боеукладка первой очереди насчитывала всего два снаряда, расположенных у борта башни рядом с местом заряжающего.

Дополнительное вооружение составляли спаренный пулемёт СГМТ калибра 7.62мм и крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК над люком заряжающего.

Модификации

Первоначально планировалось запустить в производство и танк с пушкой Д-54ТС, под названием Т-62А, но выпуск ограничился небольшой предсерийной партией. Командирский танк с дополнительной радио- и навигационной аппаратурой получил индекс Т-62К. Т-62, в ходе производства, получившие новые радиостанции и пулемёты ПКТ вместо СГМТ, в отдельные модификации не выделялись.

После начала боевых действий в Афганистане начались масштабные программы по модернизации всё ещё стоящих на вооружении танков Т-55 и Т-62.

В их ходе был создан вариант Т-62М. Двигатели изменённых танков форсировали то 680 л.с, бортовую броню дополнили резинотканевыми экранами, а на лобовом листе и на башне установили блоки комбинированной брони. Днище усиливалось для лучшей защиты от мин.

Т-62М получили лазерные дальномеры и баллистические вычислители. Вооружение было усилено и новым боекомплектом. Снаряд 3БМ21 с вольфрамовым сердечником пробивал на километровой дальности до 390мм брони, а 3БМ28 из обеднённого урана – до 420мм. Кумулятивный снаряд 3БК15М с медной кумулятивной воронкой имел пробиваемость в 500мм брони. В осколочной-фугасном снаряде 3ОФ27 вес взрывчатого вещества довели до 3.13 кг, причём тротил заменили гексалом.

Помимо новых снарядов, Т-62М получили возможность запускать из ствола орудия управляемые ракеты 9М117. Вспомогательное вооружение дополнили дымовыми гранатомётами, а пулемёт ДШК иногда заменяли на НСВТ. На Т-62МВ устанавливали динамическую защиту, а на Т-62Д опробовали комплекс активной защиты «Дрозд».

Основные тактико-технические характеристики

Прямыми аналогами Т-62 стоит считать американский танк М60 и поздние серии британского «Центуриона». М60, ведущий родословную от танков времён Второй Мировой Войны, должен был стать «переходным» между прежними машинами и новыми ОБТ. «Центурион», созданный ещё в 40-е, постоянно совершенствовался, пока не уступил место новому «Чифтену».

По габаритным размерам и весу Т-62 уступал всем аналогам. Это делало его менее заметным и уязвимым, но с другой стороны – малые углы вертикального наведения ограничивали возможности танка по стрельбе из укрытий. Американский танк уступал советскому Т-62 по подвижности, но решающих преимуществ по огневой мощи и броне не имел никто.

Британский «Центурион» со времени своего появления получил более достойную броню и мощное вооружение. Его слабейшим местом оставалась отвратительная подвижность – следствие применения капризного и ненадёжного карбюраторного двигателя. Следует заметить, что американское 105мм орудие было лицензионной копией британского варианта – то есть они были одинаковыми.

Боевое применение

Первым настоящим боем для Т-62 стал пограничный конфликт на острове Даманский. В нём они понесли и первые потери – танк командира погранотряда полковника Леонова был подбит из ручного гранатомёта. Подбитый Т-62 стоял на льду реки, пока не проломил его. Позже китайцы подняли танк и отвезли в музей.

В Афганистане советские танки Т-62 работали, в основном, мобильными ДОТами и сопровождали колонны.

Нередко их использовали и для ночных атак, пользуясь преимуществом в наличии средств ночного видения. Несмотря на то, что моджахеды активно использовали противотанковые гранатомёты, большинство потерь советские танки несли от мин.

После распада СССР в бронетанковых войсках оставалось значительное количество Т-62, которые подлежали сокращению. Из российской армии их действительно убрали, но не на переработку, а в подчинении МВД – во внутренние войска. В этом качестве старые танки поучаствовали в обеих чеченских кампаниях.

В начале 70-х годов Т-62 получили арабские страны – Египет и Сирия. Соответственно, их участие в очередной арабо-израильской войне стало неизбежным. Египетские танкисты к началу войны 1973 года не успели как следует освоить машины и понесли в боях тяжёлые потери. Не лучше обстояло дело и в Сирии, где в ходе одного из боёв израильтянам удалось отразить атаку пяти Т-62 с помощью устаревшей «Базуки» и винтовочных гранат. Однако захваченным танкам израильтяне дали довольно высокие оценки.

В ходе ирано-иракской войны Т-62 успешно применяла армия Ирака. В 1991 году «шестьдесят вторые» уже не столь успешно участвовали в боях с антииракскими силами. В Африке «шестьдесят вторые» использовали кубинские войска (в Анголе) и ливийцы при попытке вторжения в Чад.

Т-62 стал венцом развития семейства средних танков, первым из которых был ещё Т-44.

В нём довели до совершенства идеи, заложенные прежде, и впервые реализовали новые. А модернизации 80-х годов показали, что хотя «шестьдесят второй» и не может стать полноценным ОБТ – эффективно действовать в современных условиях он вполне в состоянии.

Сейчас танк, разумеется, во многом устарел – даже усиленной брони недостаточно для защиты от современных ракет ПТУР. Но там, где нужна, прежде всего, простая, неприхотливая и мощная боевая машина, Т-62 еще может себя показать.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: