17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Системы залпового огня

Реактивные системы залпового огня

• Реактивные системы залпового огня (РСЗО) – оружие известное даже дилетантам и людям, которые военным делом не интересуются. Хотя бы потому, что именно к ним относятся знаменитые гвардейские минометы «Катюши». Ведь кто бы что ни говорил, но именно «Катюши» (БМ-13) стали первыми настоящими РСЗО, воплощающими все основные ТТХ этого вида вооружений: малогабаритность, простоту, возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, внезапность и высокую мобильность.

• После 1945 года на вооружение Советской армии поступил целый ряд образцов реактивной артиллерии, разработанных с учетом опыта прошедшей войны, – таких как БМ-24 (1951 год), БМ-14, 200-мм четырёхствольная БМД-20 (1951 год) и 140-мм 16-ствольная РСЗО БМ-14-16 (1958 год), а также ее буксируемый 17-ствольный вариант РПУ-14 (на лафете пушки Д-44). В начале 50-х была разработана и испытана достаточно мощная и дальнобойная РСЗО «Коршун», но в серию так и не пошла. Однако все эти установки были, по сути, лишь вариациями БМ-13 «Катюши»– то есть фактически машинами поля боя.

КАК Я РАД, КОГДА ПАДАЕТ «ГРАД»!

• Наконец, в 1963-м была поставлена на вооружение первая в мире система второго поколения РСЗО. Это была всемирно знаменитая БМ-21 «Град» калибром 122 мм, которая по уровню технологичности и сегодня не имеет равных в мире. Технические решения, возникшие в ходе разработки «Града», так или иначе, повторяются во всех существующих в мире системах – к примеру, «складывающееся» оперение, обеспечивающее компактность блока направляющих.

• И главное, пожалуй, достоинство машины, выгодно отличающее её от, чего греха таить, многих образцов отечественного вооружения, – большой модернизационный запас. Например, за прошедшие 40 лет дальнобойность «Града» удалось увеличить с 20 до 40 км. Были созданы модификации системы для ВДВ и ВМФ. В 1965 году за три месяца была сдана в серийное производство легкая переносная РСЗО «Град-П» с дальностью стрельбы 11 км. Вскоре она прошла «боевые испытания» во Вьетнаме, по результатам которых партизаны Вьетнама сложили поговорку: «Как я рад, когда падает «Град!».

• И сегодня «Град» является самой эффективной системой залпового огня в мире по совокупности технических, тактических, экономических и военно-логистических характеристик. Не случайно его скопировали – легально и нелегально во множестве стран. Например, в 1995-м его – через 32 года после создания – решила поставить на поток Турция.
• Еще в 1964 году, когда производство «Града» только начинало осваиваться, его конструктор Ганичев начал разработку более мощной системы залпового огня. Ее разработка завершилась в 1976-м – так войска получили «Ураган» с дальнобойностью 35 км и с кассетными боеприпасами.

• Не останавливаясь на достигнутом, в конце 60-х годов специалисты НПО «Сплав» начали проектирование 300-мм РСЗО с дальностью стрельбы до 70 км. Однако им было отказано в финансировании – министр обороны маршал Гречко лично указал лоббистам РСЗО из ГРАУ, что советский бюджет не бездонный. В результате работы по созданию систем третьего поколения затянулись почти на 20 лет.

• Лишь в 1987 году на вооружение Советской армии поступила 300-мм РСЗО «Смерч»:
— дальность стрельбы увеличилась до 90 км;
— топографическая привязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы;
— была применена система коррекции полета вращающегося реактивного снаряда с помощью газодинамического руля, управляемого индивидуальным электронным блоком;
— «Смерч» был оснащен полностью механизированной системой заряжания, использующей снаряженные на заводе транспортно-пусковые контейнеры одноразового применения.
• Это оружие можно считать самой мощной неядерной системой вооружений в мире – залп шести «Смерчей» способен остановить продвижение целой дивизии или уничтожить небольшой город.
Оружие получилось настолько совершенное, что многие военные специалисты говорят об избыточности «Смерча». А, между прочим, в НПО «Сплав», по сообщениям экспертов, разрабатывается новая РСЗО, имеющая пока условное название «Тайфун». Все упирается лишь в деньги – которых в бюджете ныне куда меньше, чем во времена маршала Гречко.

АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

• После Второй мировой войны в США уделяли мало внимания развитию РСЗО. По мнению западных военных теоретиков, данный вид оружия не мог сыграть существенной роли в будущей Третьей мировой. Практически до начала 80-х годов американские РСЗО уступали советским РСЗО. Они рассматривались как оружие практически исключительно поля боя и поддержки пехоты и скорее были развитием того направления, что представлял немецкий «Небельвельфер». Таковой, например, была 127-миллиметровая «Зуни». Что любопытно, главным техническим требованием был универсальный характер систем залпового огня, снаряжавшихся обычными авиационными реактивными снарядами.

• Только в 1976 году по заказу военного ведомства началась разработку новой РСЗО, призванной ликвидировать отставание от «потенциального противника». Так появилась MLRS, разработанная фирмой Lockheed Martin Missiles and Fire Control и принятая на вооружение в 1983 году. Надо отдать должное – машина получилась весьма неплохой и удобной, по уровню автоматизации и автономности превосходящей советские «Ураганы».

• Пусковая установка MLRS не имеет традиционных постоянных направляющих, которые заменяет бронированная коробчатая ферма – «качающаяся часть» пусковой установки, куда ставятся одноразовые пусковые контейнеры, благодаря чему MLRS может без проблем использовать снаряды двух калибров – 227 и 236 мм. Все системы управления сосредоточены в одной машине, что тоже облегчает боевое использование, а применение в качестве шасси боевой машины пехоты М2 «Брэдли» повысило безопасность расчетов. Именно американские РСЗО стали основными для стран – союзниц НАТО.

• В 1990–2000-е годы для армии США был разработан ряд других РСЗО — не столь мощных. Например, РСЗО RADIRS, использующая авиационные 70-мм НУРС типа HYDRA. Что любопытно, это самая многоствольная РСЗО в мире – число направляющих может достигать 114. Или десантная система залпового огня ARBS, включающая в себя две шестиконтейнерные пусковые установки калибра 227 мм.

ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ ДРАКОНА

• Возможно, это прозвучит неожиданно, но на сегодняшний момент КНР по уровню разработок РСЗО занимает почетное второе место после России. Широко известна «патриотическая легенда», что создание своей системы залпового огня началась в КНР лишь после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский, когда боевое использование «Града» произвело сильное впечатление на командование НОАК.

Читать еще:  Транспортные вертолеты

• На самом деле разработки собственных РСЗО в КНР начались гораздо раньше. Первой стала 107-мм буксируемая реактивная система залпового огня «Тип 63», принятая на вооружение Народно-освободительной армией Китая в еще в 1963 году. Экспортные поставки этой дешевой и относительно эффективной системы осуществлялись в Сирию, Албанию, Вьетнам, Камбоджу, Заир, Пакистан и ряд других стран. Лицензионное производство было организовано в Иране, КНДР и ЮАР.

• Нынешняя основная модель китайской РСЗО 122-мм 40-ствольная «Тип 81» действительно во многом является копией советской БМ-21 «Град». В 1983 году эта система была запущена в серийное производство, и начались ее поставки в дивизионы реактивной артиллерии НОАК.

• Более поздние варианты 122-мм РСЗО – с размещением на бронированном гусеничном шасси «Тип 89» и на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости Tiema SC2030 «Тип-90». Эти достаточно качественные машины имеют современную улучшенную автоматизированную систему управления огнем, активно предлагаются Китаем на международном рынке вооружений.

• В последние годы у НОАК появились несколько типов новых реактивных систем, заметно превосходящих предшествующие, – 40-ствольная WS-1, 273-мм 8-ствольная WM-80, 302-мм 8-ствольная WS-1 и, наконец, самая крупнокалиберная в мире – 400-мм 6-ствольная WS-2.
• Из этого числа следует выделить опережающую по ряду показателей даже отечественный «Смерч» 300-мм 10-ствольную А-100 с дальностью стрельбы до 100 км.
Одним словом – КНР располагает в лице РСЗО весьма боеспособным и мощным оружием.

ЕВРОПЕЙСКИЕ, И НЕ ТОЛЬКО

• Однако не только крупные военные державы производят РСЗО. Военные очень многих стран пожелали получить столь мощное средство ведения войны, на которое к тому же не распространяются разнообразные международные ограничения.

• Первыми стали оружейники ФРГ, в 1969 году поставившие в бундесвер 110-мм 36-ствольную РСЗО LARS, и поныне состоящую на вооружении в двух модификациях (LARS-1 и LARS-2).

• За ними последовали японцы, в 1973 году, следуя обычной национальной политике делать все в одиночку, начавшие производство 130-мм РСЗО, спустя два года поставленных на вооружение под названием «Тип 75».

• Почти одновременно бывшая Чехословакия разработала оригинальную машину РМ-70 – 40 направляющих калибра 122-мм, снабженную первым в мире устройством автоматической перезарядки (в другом варианте – два 40-зарядных пакета, направляющих на одной платформе).

• В 70-е годы в Италии создана серия РСЗО FIROS калибра 70-мм и 122-мм, в Испании – Teruel калибром 140 мм, с зенитным вооружением.
С начала 80-х в ЮАР выпускается 127-мм 24-ствольная РСЗО Valkiri Mk 1.22 («Валькирия»), специально спроектированная для южноафриканского ТВД, а также РСЗО ближнего боя Mk 1.5.

• Не отличающаяся как будто развитой инженерной мыслью, Бразилия создала в 1983-м РСЗО Astros-2, имеющую ряд весьма интересных технических решений и способную вести огонь пятью типами ракет разного калибра – от 127 до 300 мм. Бразилия производит также РСЗО SBAT – дешевую пусковую установку для стрельбы авиационными НУРС.
• В Израиле в 1984 году принята на вооружение РСЗО ЛАР-160Ю на шасси французского легкого танка АМХ-13 с двумя пакетами по 18 направляющих.

• Бывшая Югославия выпускала ряд РСЗО – тяжелый 262-мм M-87 Orkan, 128-мм M-77 Oganj с 32 направляющими и системой автоматической перезарядки (аналогичной РМ-70), а также легкий РСЗО Plamen, лицензионную копию китайского «Тип 63». Хотя их производство прекращено, но на вооружении они состоят и активно применялись в югославском конфликте 90-х, показав неплохие результаты.

КНДР оперативно скопировала (упростив) советский комплекс «Ураган», создав 240-мм РСЗО «Тип 1985/89». И, как в этой стране принято, начала его продавать всем, кто может заплатить, а потом продала и лицензию своему давнему партнеру – Ирану. Там комплекс был переделан в очередной раз и получил имя «Фаджр». (Кстати говоря, РСЗО в Иране производит фирма под названием «Шахид Багери индастриз» – именно так, это не шутка.) Кроме того, Иран выпускает РСЗО Аrash с 30 или 40 направляющими калибра 122 мм, очень похожую на систему «Град».

• Даже Египет с 1981 году разработал РСЗО Sаkr («Сокол»), 30-ствольную пиратскую копию все того же «Града».
Из самых последних выделяется индийская 214-мм реактивная система залпового огня Pinaka, явившаяся результатом многолетних стараний индийского ВПК создать собственное производство РСЗО. Система разработана для выполнения боевых задач в специфических индийских условиях, с упором на сложный рельеф и горную местность, а также исходя из требований максимально быстрой смены позиций. Войсковые испытания начались в феврале 1999 года, а летом того же года состоялось и боевое применение – во время индо-пакистанского конфликта в штате Джамму и Кашмир.

ОРУЖИЕ ПРОШЛЫХ БИТВ

• Надо сказать, многие военные теоретики современности считают РСЗО своеобразным тупиковым видом вооружений, чей расцвет приходится на эпоху, когда стратеги готовились к Третьей мировой войне. А в нынешних локальных конфликтах их мощь, как уже говорилось, сильно избыточна. Тем более что по своей стоимости и сложности современные РСЗО приближаются к оперативно-тактическим ракетам и для своего обслуживания требуют достаточно подготовленного персонала.

• Например, в ходе арабо-израильских конфликтов даже сирийцы, не говоря уже о боевиках «Хезболлах», ухитрялись промахиваться при стрельбе РСЗО не только по израильским войскам, но даже по городским кварталам.
• Однако хотя РСЗО и не «боги войны», но и в отставку пока не собираются.

Топ-пятерка реактивных систем залпового огня отечественного и зарубежного производства

ИА «Оружие России» предложило к рассмотрению новые рейтинги военного оружия и техники, в которых участвуют зарубежные и отечественные образцы оружия.

На данный час проведена оценка РСЗО разных стран-производителей. Сравнение происходило по следующим параметрам:
— мощь объекта: калибр, дальность действия, площадь действия одного залпа, время, затрачиваемое на производство залпа;
— мобильность объекта: скорость передвижения, дальность хода, время полной перезарядки;
— эксплуатация объекта: вес в боевой готовности, количество боевого и технического персонала, боекомплект и боезапас.

Баллы по каждой характеристике дали в сумме, общий бал систем РЗО. Кроме вышеуказанного учитывалась временная характеристика производства, эксплуатации и применения.

В проведение рейтинга участвовали следующие системы:
— Испанская «Teruel-3»;
— Израильская «LAROM»;
— Индийская «Pinaka»;
— Израильская «LAR-160»;
— Белорусская «БМ-21А БелГрад»;
— Китайская «Type 90»;
— Немецкая «LARS-2»;
— Китайская «WM-80»;
— Польская «WR-40 Langusta»;
— Отечественная «9R51 Град»;
— Чешская «RM-70»;
— Турецкая «T-122 Roketsan»;
— Отечественная «Торнадо»;
— Китайская «Type 82»;
— Американская «MLRS»;
— Отечественная «БМ 9А52-4 Смерч»;
— Китайская «Type 89»;
— Отечественная «Смерч»;
— Американская «HIMARS»;
— Китайская «WS-1В»;
— Украинская «БМ-21У Град-М»;
— Отечественная «9К57 Ураган»;
— Южноафриканская «Bataleur»;
— Отечественная «9А52-2Т Смерч»;
— Китайская «А-100».
После оценки участников рейтинга определились пять РСЗО, набравших наибольшее количество баллов:

Читать еще:  АК107 и АК108 - автоматы

Лидер топ-рейтинга — отечественная система «Торнадо»
Основные характеристики системы:
— боеприпас калибра 122 мм;
— общее число направляющих – 40 единиц;
— дальность действия – до 100 километров;
— поражаемая залповая площадь — 840 тысяч кв.м;
— время, необходимое для проведения залпа — 38 секунд;
— скорость хода — 60 км/ч;
— дальность хода — до 650 километров;
— время, необходимое для следующего залпа — 180 секунд;
— стандартный расчет – три человека;
— боезапас — три залпа.

Основной разработчик — предприятие «Сплав». Модификации – «Торнадо-С» и «Торнадо-Г». Системы созданы для замены на вооружении систем «Ураган», «Смерч» и «Град». Преимущества – оборудованы универсальными контейнерами с возможностью замены направляющих под необходимый калибр боеприпасов. Варианты боеприпасов – калибра 330 мм «Смерч», калибра 220 мм «Ураган», калибра 122 мм «Град».
Колесное шасси – «КамАЗ» или «Урал».
Ожидается, что «Торнадо-С» скоро будет иметь более сильное автошасси.
РСЗО «Торнадо» — новое поколение РСЗО. Система может начинать движение сразу после произведения залпа, не дожидаясь результатов поражения цели, автоматизация стрельбы выполнена на высочайшем уровне.

Второе место в топ-рейтинге получает отечественный РСЗО 9К51 «Град»
Основные характеристики системы:
— боеприпас калибра 122 мм;
— общее число направляющих – 40 единиц;
— дальность действия – до 21 километра;
— поражаемая залповая площадь — 40 тысяч кв.м;
— время, необходимое для проведения залпа — 20 секунд;
— скорость хода — 85 км/ч;
— дальность хода — до 1.4 тысячи километров;
— время, необходимое для следующего залпа — 420 секунд;
— стандартный расчет – четыре человека;
— боезапас — три залпа.
— вес в боеготовности — почти 6 тонн.

«9К51 Град» предназначена для уничтожения личного состава противника, военной техники противника до легкобронированной, выполнения задач по зачистке территории и огневой поддержке наступательных операций, сдерживания наступательных операций противника.
Выполнена на автошасси «Урал-4320» и «Урал-375».
Принимала участие в военных конфликтах с 1964 года.
Поставлялась на вооружение во многие дружественные страны Советского Союза.

Третье место в топ-рейтинге занимает американская система «HIMARS»
Основные характеристики системы «HIMARS»:
— боеприпас калибра 227 мм;
— общее число направляющих – 6 единиц;
— дальность действия – до 80 километров;
— поражаемая залповая площадь — 67 тысяч кв.м;
— время, необходимое для проведения залпа — 38 секунд;
— скорость хода — 85 км/ч;
— дальность хода — до 600 километров;
— время, необходимое для следующего залпа — 420 секунд;
— стандартный расчет – три человека;
— боезапас — три залпа.
— вес в боеготовности — почти 5.5 тонны.

High Mobility Artillery Rocket System является разработкой американской компании Lockheed Martin. Система выполнена как РАС оперативного и тактического назначения. Начало разработок «HIMARS» – 1996 год. На автомобильном шасси «FMTV» стоят 6 ракет для РСЗО и 1 ракета ATACMS. Может использовать любые боеприпасы всех РСЗО Соединенных штатов.
Использовалась в военных конфликтах (операции Моштарак и ISAF) в Афганистане.

Предпоследнее место в данном рейтинге занимает китайская система WS-1В
Основные характеристики системы:
— боеприпас калибра 320 мм;
— общее число направляющих – 4 единицы;
— дальность действия – до 100 километров;
— поражаемая залповая площадь — 45 тысяч кв.м;
— время, необходимое для проведения залпа — 15 секунд;
— скорость хода — 60 км/ч;
— дальность хода — до 900 километров;
— время, необходимое для следующего залпа — 1200 секунд;
— стандартный расчет – шесть человек;
— боезапас — три залпа.
— вес в боеготовности — чуть более 5 тонн.

Система WS-1B предназначается для выведения из строя важнейших объектов, это могут быть военные базы, районы сосредоточения, ПУ ракетных объектов, аэродромы, важные узлы логистики, промышленные и административные центры.
РСЗО WeiShi-1B – модернизация основной системы WS-1. В армейских подразделения Китая до сих пор не используют данную РСЗО. WeiShi-1В предлагают для продажи на рынке вооружений, продажами занимается китайская корпорация CPMIEC.
В 1997 году Турция приобрела у Китая одну батарею системы WS-1, в которой находилось 5 машин с РСЗО. Турция при поддержке Китая организовала собственное производство и поставила в строй армейских подразделений еще пять батарей модернизированных РСЗО. Турецкая система получает собственное имя – «Kasirga». На сегодня Турция производит по лицензии систему WS-1B. Данная система получила собственное имя «Jaguar».

Завершает топ-рейтинг систем РЗО индийская система Pinaka
Основные характеристики системы:
— боеприпас калибра 214 мм;
— общее число направляющих – 12 единиц;
— дальность действия – до 40 километров;
— поражаемая залповая площадь — 130 тысяч кв.м;
— время, необходимое для проведения залпа — 44 секунды;
— скорость хода — 80 км/ч;
— дальность хода — до 850 километров;
— время, необходимое для следующего залпа — 900 секунд;
— стандартный расчет – четыре человека;
— боезапас — три залпа.
— вес в боеготовности — почти 6 тонн.

Индийская «Pinaka» выполнена как всепогодная система РЗО. Предназначается для уничтожения личного состава противника и военной техники противника, до легкобронированной. Возможно выполнение задач по зачистке территории и огневой поддержке наступательных операций и сдерживания наступательных операций противника. Может удаленно устанавливать минные поля для пехотных и танковых подразделений противника.
Применялась в военном конфликте Индии и Пакистана в 1999 году.

От «объекта 233» до «Катюши»: разработка и развитие лучшей в мире системы залпового огня

Одним из важнейших достижений советской военно-технической мысли считается создание первой в мире автомобильной системы залпового огня БМ-13, известной как «Катюша». Решение о начале ее массового изготовления было принято накануне Великой Отечественной, и уже в июле 1941-го «Катюши» превратились в главное совершенно секретное и самое мощное оружие Красной армии, которым тогда не обладала ни одна из стран участниц Второй мировой войны. Удивительно: за всю свою 40-летнюю историю боевая «Катюша» практически не изменилась.

Р азработка мобильных систем залпового огня началась в секретном Научно-исследовательском институте № 3 (НИИ-3) Наркомата боеприпасов СССР. В декабре 1938-го на шасси ЗИС-5 там построили и испытали первую пусковую установку с поперечными рельсовыми направляющими для запуска 24 неуправляемых реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм. Она оказалась неудачной, но это не помешало ей стать прообразом будущих боевых машин.

Путь к легенде: первые системы залпового огня

В конце 1930-х на трёхосном грузовике ЗИС-6 в НИИ-3 собрали и испытали вторую опытную механизированную «авторакетную» установку МУ-1 залпового огня. На раме автомобиля на двух сварных стойках была смонтирована продольная качающаяся рама с 24 поперечными направляющими, располагавшимися в два ряда в шахматном порядке и служившими для запуска 132-мм снарядов. Из-за повреждений кабины раскаленными газами, сильного раскачивания и малой кучности стрельбы эту машину также признали неудачной.

Читать еще:  Фотографии Т-64 - средний танк

В августе 1939 года была построена более совершенная система МУ-2 на шасси ЗИС-6 с характерной скошенной задней частью кабины. На ней применялись продольные коробчатые направляющие с пакетом из восьми рельсов, на которых крепили 16 реактивных снарядов. Этот вариант был признан вполне приемлемым и в процессе испытаний и доводки превратился в будущую боевую машину БМ-13 .

К осени 1940 года в институте собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233», артсистема, реактивный гранатомет или механизированная установка для пуска снарядов РС-132. Лишь в мае 1941-го за ними закрепились известное наименование «боевая машина» и индекс БМ-13-16 (13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов).

Легендарные «Катюши» в годы Великой Отечественной войны

Ракетная боевая машина БМ-13-16

21 июня 1941 года, после удачных испытаний, было решено срочно развернуть серийное производство машин БМ-13 на 73-сильном шасси ЗИС-6 . Война подхлестнула эти работы, и вскоре их сборкой занимались несколько советских заводов и одновременно активно создавались батареи и дивизионы реактивных боевых машин, которых в ходе войны простые солдаты прозвали «Катюшами». К концу года было собрано около 600 «Катюш» разных типов. Из них большинство погибли на полях сражений или попали в плен противника, разгадавшего незамысловатые секреты довольно простой боевой системы.

С конструктивной точки зрения машина БМ-13-16 военного времени являлась улучшенным вариантом довоенного образца БМ-13 и также базировалась на доработанном шасси ЗИС-6 с двумя задними откидными винтовыми домкратами и кабиной со скошенным «задком» и пультом управления на передней стенке. Для защиты от воздействия выхлопных газов ракет на передние и боковые окна опускали стальные бронелисты, хранившиеся на крыше кабины. На открытой части платформы размещались сиденья для боевого расчета из пяти–семи солдат.

При попадании в цель на дальности до 8,5 километров каждый снаряд образовывал в земле воронку диаметром восемь метров и глубиной 1,5 метра. Снаряженная масса установки БМ-13-16 составляла 7,2 тонны. Допустимая скорость движения — 40 км/ч.

На раме автомобиля была смонтирована поворотная металлическая ферма с пакетом из восьми швеллерных направляющих, на которых сверху и снизу подвешивали по восемь облегченных 132-мм реактивных снарядов М-13. Наводку на цель обеспечивали артиллерийский прицел и поворотный и подъемный механизмы боевой части установки. Для пуска снарядов в кабине водителя находился рубильник, соединявший аккумуляторную батарею с контактами для воспламенения зарядов.

После эвакуации Московского автозавода в октябре 1941-го выпуск грузовиков ЗИС-6 был прекращен. Последние установки БМ-13-16 были собраны зимой 1942 года. Несмотря на патовую ситуацию, устаревшему ЗИСу быстро нашли достойную замену в виде более совершенных машин, поступавших в СССР по ленд-лизу. Так в результате базой русских «Катюш» неожиданно стали американские грузовики Studebaker US6 , на которых в 1943-м появилась следующая боевая машина БМ-13Н , модификации которой затем выпускались вплоть до 80-х годов.

Вскоре после войны легендарной и любимой ветеранами боевой машине БМ-13 «Катюша» были возведены десятки памятников, но большинство из них не соответствовали истине.

До сих пор на постаментах можно встретить не существовавшие угловатые передние крылья и кабины без скошенных «задков», чужие фары, колеса и шины, послевоенные двух- и трехосные шасси и грубые переделки грузовиков ЗИС-5 в ЗИС-6.

Ракетные боевые установки серии БМ-8

В сложнейшей обстановке начального периода войны в НИИ-3 разработали легкую и компактную пусковую установку для самолетов, послужившую основой многозарядных автомобильных систем залпового огня БМ-8 с реактивными снарядами РС-82 (М-8) калибра 82 мм. В июле 1941-го появился первый 38-зарядный вариант БМ-8-38 на открытом шасси ЗИС-6. Он снабжался поворотной платформой с трубчато-рельсовой фермой и тройным пакетом коротких направляющих с разным количеством снарядов: 14 на верхнем и 12 на среднем и нижнем ярусах.

На более надежной практичной и облегченной 36-зарядной машине БМ-8-36 , принятой на вооружение в августе 1941-го, число нижних направляющих сократилось до десяти. К ноябрю было собрано 270 таких установок, но в ходе боёв все были уничтожены.

Весной 1942 года на шасси ЗИС-6 создали новую 48-зарядную систему БМ-8-48 со скошенным «задком» кабины и двумя пакетами удлиненных рельсовых направляющих. Её боевая масса составила 5,5 тонн. Вместе с базовой установкой БМ-13 она стала второй по значимости боевой ракетной машиной Великой Отечественной войны, хотя летом того же года была переставлена на ленд-лизовские шасси.

Прочие автомобильно-ракетные системы военного времени

В разгар войны несколько отечественных заводов на обычных бортовых грузовиках собирали мелкие серии боевых систем и оригинальные единичные экземпляры, не оказавшие никакого влияния на ход войны. Достаточно большую партию из нескольких десятков лёгких установок БМ-8-40 и БМ-8-60 смонтировали на тщедушных полуторках ГАЗ-АА/ММ, оказавшихся чересчур слабыми для жестокой войны.

Осенью 1941-го было построено полтора десятка пусковых систем БМ-13 на серийной трёхтонке ЗИС-5, оказавшейся неприспособленной для несения тяжелого вооружения. Подробных сведений и фотографий этих машин не сохранилось.

В октябре 1942 года появилась уникальная четырехзарядная боевая машина КС-108 на шасси ЗИС-6, снабженная четырьмя гладкоствольными трубчатыми направляющими для стрельбы реактивными снарядами калибра 304 мм. Позднее на таком же шасси был собран опытный образец полубронированной установки с артиллерийской частью от БМ-13, оказавшейся слишком тяжелой.

На завершающем этапе войны ЗИС-6 стал основой прототипа реактивной системы БМ-31-12 , но в марте 1944 года её переставили на заокеанские «Студебекеры» .

Серийные «Катюши» в мирные годы

На волне успеха боевых «Катюш» на военных парадах второй половины 1940-х на Красной площади демонстрировали известные системы залпового огня военного времени БМ-13Н и БМ-31-12, смонтированные на обычных грузовиках ЗИС-150 . Вероятной целью создания 10–15 таких систем считалась быстрая доставка мощного вооружения по дорогам общего пользования.

В конце 1940-х лавры Победы, которых удостоились «Катюши» в военные годы, были перенесены на новый трёхосный полноприводный грузовик ЗИС-151 с бронезащитой кабины и бензобака. Он послужил базой как прежних систем, так и новых конструкций, которые продолжали называть «Катюшами».

Первой из них стала нормализованная машина БМ-13Н образца 1943 года, приспособленная к серийному выпуску. После войны её артиллерийскую часть переставили на ЗИС-151 и в 1949-м приняли на вооружение Советской армии под индексом 52-У-9416. В остальном она не отличалась от первенца БМ-13-16, но могла стрелять снарядами нескольких видов на расстояние 7,9–8,5 километров. На металлическом настиле боевой части размещались запасные колеса, аккумуляторы, шанцевый инструмент и ящики для запчастей. Допустимая скорость составляла 50 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector