13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советские ВВС против Люфтваффе

Военно-Воздушные Силы РККА СССР против Люфтваффе Третьего рейха. 1941 — 1945 годы (66 фото)

Сбитый немецкий истребитель Мессершмитт BF.109 врезается в землю.

Время съемки: 1944. Автор: Иван Шагин

Командир эскадрильи из состава 728-го ИАП И.А. Иваненков (справа) слушает доклад пилота самолета-истребителя И-16 Денисова. Калининский фронт, январь 1943.

Фокке-Вульф Fw 190

Истребители Як-9Д над Севастополем

Истребители Як-9Д, 3-я эскадрилья 6-го ГвИАП ВВС Черноморского Флота.

Пилотируют:
№»22″ – Герой Советского Союза Гриб Михаил Иванович (17 лично сбитых самолетов);
№»31″ – Воронов Владимир Иванович;
№»26″ – Герой Советского Союза Белозёров Иван Павлович (8 лично сбитых самолетов на апрель 1944 г.);
№»30″ – В. Акулов.

Май 1944 г., район Севастополя. Автор: Евгений Халдей

Бойцы Красной Армии осматривают подбитый зенитным огнем и совершивший аварийную посадку немецкий истребитель Bf.109F2 (из эскадрильи 3/JG3). Западнее Киева, июль 1941 г.

Уничтоженный на земле советский истребитель И-16 (тип 10 или 17).

Немецкие истребители Мессершмитт Bf.109E на полевом аэродроме.

Messerschmitt Bf.109E («Эмиль» (Emil)) — первая по-настоящему массовая модификация Me-109. Истребитель был оснащён новым, оказавшимся более надежным, двигателем Daimler Benz 601 с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя.

Первые машины новой модификации поступили в войска в начале 1939 года. В основном Bf.109E были вооружены двумя 7,9-мм пулемётами, смонтированными в корпусе, и двумя 20-мм пушками MG FF, расположенными в крыльях. Начиная с серии Е7 (1939 год) на Bf.109 появилась передняя прозрачная броня кабины пилота толщиной 58 мм, установленная под углом 30 градусов (от вертикали), и расположенная за баком 6-мм стальная бронеплита, перекрывающая всё сечение фюзеляжа.

Мессершмитт Bf.109E производился до осени 1941 года, когда его сменила следующая модификация — Bf.109F.

Герой Советского Союза Баранов Михаил Дмитриевич (21.10.1921 — 17.01.1943) . Сталинград. 1942 год

Баранов Михаил Дмитриевич (21.10.1921 — 17.01.1943)

Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка 289-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Южном фронте. К октябрю 1941 года уничтожил лично 5 самолётов противника. 5 и 6 ноября награждён двумя орденами Красного Знамени, а 8 ноября в воздушном бою сбил He-111 и Me-109. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи.

Старший лейтенант Михаил Баранов к июню 1942 года совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил во время штурмовок на аэродромах.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 578) Михаилу Баранову присвоено 12 августа 1942 года.

6 августа 1942 года Михаил Баранов вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Мессершмит Bf.109F. Cилы были неравными, но советские лётчики вступили в бой. Баранов сбил два «мессершмитта» и один Ю-87, но в ходе боя у него кончились боеприпасы. После этого Баранов сбил еще один Me-109, нанеся ему удар крылом по хвосту. Затем сошелся с еще одним немецким истребителем на встречных курсах, таранил его, но и его самолет получил сильные повреждения и упал. Баранов приземлился на парашюте и вскоре вернулся в свой полк.

Во время приземления повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был назначен штурманом полка, а затем переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Из-за недолеченных ран часто болел. В одном из полётов в середине ноября 1942 года судорога свела ногу. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь.

В полк вернулся 15 января 1943 года с медицинским заключением: «Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать». 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда Баранов вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину и в таком положении упал на землю и взорвался. Лётчик погиб.

Читать еще:  Модификации Кольчуга

Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Менее чем за год боёв совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 — в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

Советские ВВС против Люфтваффе

УЖЕ В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ БЫЛО ДОСТИГНУТО ОПЕРАТИВНОЕ ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ

Авиация первой из всех видов войск смогла нанести ответный удар по фашистской Германии. Уже в первые дни войны силами Дальней бомбардировочной авиации (ДБА) были проведены бомбардировки Берлина. Однако начало Великой Отечественной для ВВС РККА было, мягко говоря, неудачным. Мы потеряли большую часть самолетного парка еще на земле. Это обеспечило господство в воздухе германской авиации. Воюющие стороны с первых же дней войны развернули ожесточенную борьбу за инициативу своей авиации в действиях на важных стратегических направлениях. Гитлеровское командование начало вторжение на территорию СССР с нанесения массированных авиационных ударов по аэродромам, сосредоточениям войск и крупным административно-политическим и промышленным центрам приграничных военных округов. В результате больших потерь советской авиации в первые же дни агрессор получил значительное преимущество и завоевал господство в воздухе на отдельных стратегических направлениях, а вскоре и на всем советско-германском фронте.

В битве под Москвой советская авиация впервые в Великой Отечественной войне завоевала оперативное господство в воздухе, что явилось результатом постепенного наращивания мощностей авиационной промышленности страны, создания сильной советской авиационной группировки и совершенствования боевой выучки летного состава. В ходе Сталинградской битвы было положено начало коренному перелому в борьбе за завоевание стратегического господства в воздухе на советско-германском фронте. Успехи советских ВВС в небе над Волгой были развиты в воздушных сражениях на Кубани, а в Курской битве этого же года стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону советской авиации.

Особенно нужно отметить действия ВВС при проведении воздушных операций. Они проводились в основном в первом и втором периодах войны, как правило, при подготовке или в ходе наиболее ответственных стратегических оборонительных операций. Цели операции достигались уничтожением самолетов на земле и в воздухе, разрушением ВПП аэродромов противника, складов ГСМ и боеприпасов. Первая воздушная операция была проведена вскоре после начала Великой Отечественной войны. Она осуществлялась в течение шести суток силами ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов. Им была поставлена задача — ударами по аэродромам 5 воздушного флота Германии и ВВС Финляндии сорвать готовившиеся воздушные налеты на Ленинград, изменить соотношение сил по авиации на этом направлении. В течение 6 дней силами 540 самолетов было выполнено около тысячи самолето-вылетов. В результате ряда массированных ударов по аэродромам и воздушных боев было уничтожено более 130 вражеских самолетов. Это вынудило противника перебазировать авиацию на удаленные от линии фронта аэродромы и на некоторое время отказаться от массированных налетов на Ленинград.

В ходе битвы под Москвой проводились две воздушные операции. Первая преследовала цель ослабить авиационную группировку противника на московском направлении, предотвратить нанесение авиационных ударов по столице, другим промышленным объектам, коммуникациям, войскам. В операции участвовали объединения Дальней бомбардировочной авиации и ВВС пяти фронтов. Было совершено 937 самолето-вылетов, в ходе которых уничтожено около 500 самолетов противника. Вторая воздушная операция проводилась с более узкой целью — не допустить авиационных ударов противника по Москве в дни празднования 24-й годовщины Октябрьской революции. В ней участвовали ВВС трех фронтов, Московского военного округа и 81-я дивизия ДБА. 5-8 ноября на аэродромах и в боях было уничтожено 111 самолетов противника. Эти две операции способствовали завоеванию оперативного господства в воздухе на московском направлении к началу контрнаступления.

С завоеванием стратегического господства в воздухе были созданы благоприятные условия для проведения советскими Вооруженными Силами крупных стратегических наступательных операций одновременно на нескольких направлениях. ВВС получили возможность решительного и успешного ведения наступательных действий. На советско-германском фронте были уничтожены основные силы немецко-фашистской авиации и ее наиболее опытные кадры. В борьбе за господство в воздухе участвовали все виды Вооруженных Сил, при этом главенствующая роль принадлежала ВВС. Они уничтожали самолеты противника главным образом в боевых действиях в рамках фронтовых операций. Большая часть авиации противника уничтожалась в воздухе. Из 77 тыс. самолетов, которые противник потерял на советско-германском фронте, 57 тыс. были уничтожены советскими летчиками ВВС, ВМФ и ПВО, из них 44 тыс. — в воздушных боях и 13 тыс. — на аэродромах.

Читать еще:  Схемы Як-17 - истребитель

Эти цифры более чем красноречиво свидетельствуют о роли военной авиации в Великой Отечественной войне. В настоящее время есть факты ведения боевых действий на начальном этапе конфликта исключительно силами авиации. Со временем роль Военно-воздушных сил не только не уменьшается, а и возрастает.

Советские ВВС против Люфтваффе

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 598 184
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 561 929

Истребители Люфтваффе в небе СССР. Операция «Барбаросса» июнь – декабрь 1941 г.

(Война в воздухе – 138)

«Война в воздухе» №138, 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ №35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк, ул. Советская, 14 Тираж: 300 экз.

Три пилота из Erg.Gr.JG 54 осенью 1941 года. Слева унтер-офицер Карл Шнорер, который воевал в составе 1./JG 54. Свою первую победу одержал 13 декабря, а всего к концу войны он одержал 46 побед. Самолет на заднем фоне несет эмблему Erg. JG 54 на капоте двигателя.

Когда Адольф Гитлер решил провести операцию «Барбаросса» (атаку против Советского Союза) он преследовал две основные цели – уничтожение «цитадели коммунизма» и расширение «жизненного пространства» для немцев.

В ходе подготовки к вторжению на советско – германской границе были сосредоточены 3.6 миллионов солдат и офицеров, 60 тысяч бронеавтомобилей, 3600 танков и около 3000 самолетов «первой линии». На момент начала вторжения рейхсмаршалл Герман Геринг располагал самими эффективными воздушными силами мира. Летчики Люфтваффе обладали опытом гражданской войны в Испании, «Битвы за Британию» и «Блицкрига», а на вооружении состоял один из лучших истребителей того времени – Bf 109F-4.

В то же время ВВС РККА были обескровлены сталинскими чистками и состояли из 20 тысяч самолетов, включая 11500 истребителей – в основном истребители И-153, И-16 и бомбардировщики СБ-2. Истребители нового поколения – МиГ-3, ЛаГГ-3 поступили на вооружение только недавно и не в полной мере были освоены личным составом. Кроме того, крупным недостатком советской авиации была полное отсутствие на самолетах радиооборудования.

Летный состав был напуган многочисленными чистками и поэтому не проявлял нужной инициативности в воздушном бою. Кроме того, примерно 91 процент командного состава советских ВВС находился на своих должностях менее полугода.

Кроме того, советские наставления по воздушному бою были крайне устаревшие и базировались на тактике троек, в то время как немцы уже перешли на пары. Советским летчикам предписывалось совершать вылеты методом патрулирования, в то время как немцы практиковали вылеты на «свободную охоту».

На 21 июня 1941 года большинство боевых самолетов ВВС РККА базировалось на западной границе. Вся авиация была в фронтовом подчинении, а именно:

– ВВС Северного и Северо-западного фронта, развернутые на финской границе и прибалтийских республиках;

– ВВС Западного фронта – на территории, оккупированной после падения Польши;

– ВВС Юго-Западного фронта – на северо-западе Украины;

– ВВС Южного фронта – на юго-западной Украине;

Кроме того, собственной авиацией располагая Северный, Краснознаменный Балтийский и Черноморский флоты. А еще была и дальнебомбардировочная авиация.

Bf 109F-2 «Желтая 2», лейтенанта Эриха Виенбахна, 3./JG 51. Самолет сфотографирован 21 июня 1941 года, перед самым началом «Барбароссы». Через несколько недель, 13 июля Виенбах был ранен и в Россию больше не вернулся. Позже летал в составе JG 50.

Новые Bf 109F перед отправкой в 3./JG 51, Манхейм, начало 1941 года. Самолет на заднем плане имеет код «коричневая 3». Ни на одном из самолетов нет эмблем группы.

22 июня 1941 года

Читать еще:  Рисунки СПП-1 - подводный пистолет

Операция «Барбаросса» началась в первые часы 22 июня 1941 года с массированной атаки Люфтваффе на 31 основных советских аэродромах на протяжении от Балтийского до Черного моря. Кроме того, что атака была внезапной большинство аэродромов было в стадии строительства, что только облегчило задачу немецким летчикам.

В налетах на аэродромы участвовали и Bf 109, летчики которых сбрасывали бомбы SD-2 на стоянки советских самолетов. Результаты были просто потрясающие – так, четверка «мессершмиттов» во главе с штафелькапитаном 4./JG 27 обер-лейтенантом Густавом Роделем заявила об уничтожении не менее 45 советских самолета за один вылет, а та же JG 51 заявила о 129 самолетах, уничтоженных на земле. Однако это были только первые вылеты – уже к середине дня истребители перевели на эскортирование «штук» и «свободную охоту».

Первоначальный советский ответ был спорадическим и некоординированным, однако весьма ожесточенным. Так, германские летчики впервые столкнулись с таким чисто русским способом ведения воздушного боя как таран. Именно так был сбит майор Вольфанг Шельманн из JG 27 – и хотя летчик смог уцелеть, тем не менее, был расстрелян на земле. Несмотря на значительные потери, советские военачальники немедленно отправили против захватчиков волны СБ и ДБ-3.

В некоторых случаях летчики смогли нанести потери наступающим германским войскам, однако в основном эти вылеты были самоубийственными и бомбардировщики гибли «пачками». Не имея радиостанций советские экипажи ориентировались на ведущего, становясь легкой добычей для истребителей.

Потери бомбардировочных частей были просто катастрофическими – так 39 бап потеряли все 18 СБ, которые пытались атаковать немецкие войска, форсирующие реку Буг. А летчики 1I./JG 53 смогли сбить восемь Со из состава 40 сбап. Правда, был сбит гауптман Гейнц Брётнутц. Летчик смог совершить вынужденную посадку в Литве, был спрятан местными жителями и был спасен наступающими немецкими частями через четыре дня.

Тем не менее началась гангрена и врачи даже ампутировав левую ногу не смогли спасти жизнь аса с 37-ю победами.

«Избиения» советских бомбардировщиков продолжились и в 09:30, когда лейтенант Гейнц Бэр и его ведомый оберфельдфебель Гейнрих Хофемейр вылетели на сопровождение поврежденного Не- 111. В районе Сиедлицы они обнаружили 25 – 30 СБ без истребительного прикрытия. Два немецких пилота немедленно атаковали и в итоге Хофемейр сбил четыре бомбардировщика (однако вышел из боя после ранения в левую руку). Бэр сбил двух (это его 19-я и 20-я победы) до того, как в район подошли пилоты JG 51, которые сбили еще шесть бомбардировщиков. В этом же бою Вернер Мёльдерс заявил о четырех победах, доведя свой счет до 72 (без учета побед в Испании).

Таким образом, в событиях 22 июня Люфтваффе сыграли ключевую роль в разгроме советских ВВС. Всего за первый день войны по немецким данным было уничтожено 1489 советских самолетов на земле и 322 – в воздухе. По советским данным около 800 самолетов были уничтожены на земле и 336 в воздухе. Эти цифры реально отражали превосходство немецких летчиков. Собственные потери составили 111 самолетов, потерянных в ходе боевых действий и еще 61 было разбито в результате аварий.

Bf 109F-2 «Желтая 1» сфотографирован в Мончи Бретон (Франция) в мае 1941 года. На нем летал обер-лейтенант Гейнрих Саннеманн из 6./JG 3. До войны на Востоке Саннеман одержал три победы.

Еще две фотографии самолета Саннеманна, сделанные в Мариуполе 12 июля 1941 года сразу после возвращения с боевого вылета. Хорошо видно, что только бронестекло спасло летчику жизнь. Обратите внимание что капот двигателя камуфлирован. Саннеманн одержал свою 11-ю победу 8 августа.

Борьба за господство в воздухе

После 22 июня 1941 года командование 1-го и 2-го Воздушных Флотов продолжило атаки советских аэродромов, уничтожив еще около 1357 самолетов 23 и 24 июня. Кроме того, ударам с воздуха подверглись позиции советских войск как в местах расположения. так и на марше. Немецкие танковые группы прорвали советскую оборону и стали расчленять противника на части. В условиях очень слабого противодействия в воздухе 23 июня истребительные части 2- го ВФ стали снова привлекаться для штурмовых действий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector