13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи БТР-152 – бронетранспортер

Настоящий боевой автобус. БТР-152

«Боевые автобусы». Бронетранспортёры по праву называют «боевыми автобусами». Но больше всего это определение подходит одной из первых советских серийных машин этого класса. Речь идет о тяжелом бронетранспортёре БТР-152, который удалось запустить в серийное производство в 1950 году вместе с бронетранспортёром БТР-40. БТР-152, созданный с использованием элементов шасси грузового автомобиля ЗИС-151, мог с относительными удобствами и комфортом перевозить 17 пехотинцев, а вместе с экипажем БТР перевозил 19 человек.

БТР-152. От идеи до реализации

До конца Второй мировой войны Красная Армия не имела собственного бронетранспортёра, а попыткам его создания не уделялось должного внимания. Акцент был смещен на производство танков и самоходных артиллерийских установок, которые также нужны были фронту. Несмотря на это советские командиры прекрасно понимали возможности бронетранспортёров. Единственной массовой машиной, которую в годы войны эксплуатировали в Красной Армии, был легкий колесный американский бронетранспортёр M3A1 Scout Car, этот БТР использовался также и в качестве легкого разведывательного бронеавтомобиля.

Свои первые бронетранспортёры СССР производил с оглядкой на машины конкурентов, так БТР-40 создавался как отечественный аналог «Скаута», а тяжелый бронетранспортёр БТР-152 создавался с учетом опыта использования и боевого применения двух полугусеничных бронетранспортёров: американского M3 и немецкого Sd Kfz 251. Правда, от концепции полугусеничного или полностью гусеничного бронетранспортёра советские конструкторы уже тогда отказались, отдав предпочтение колесной боевой технике. Такой выбор был рационален. Колесные бронетранспортёры были дешевле и проще в производстве и эксплуатации, а их серийное производство можно было развернуть на мощностях имеющихся автомобильных предприятий. Помимо этого обучить водителей колесной техники было проще, за их руль всегда можно было посадить вчерашнего шофера, также колесные бронетранспортёры отличались большей скоростью хода и имели больший ресурс.

За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ). Но новые бронетранспортёры собирали не только в столице, в производстве участвовал также Брянский автомобильный завод. Всего на двух предприятиях было собрано в общей сложности 12 421 бронетранспортёр. Серийное производство именно БТР-152 продолжалось с 1950 по 1955 год, других модификаций боевых машин на том же шасси – до 1962 года.

Судьба бронетранспортёра БТР-152 неразрывно связана с судьбой пятитонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Испытания этой машины конструкторы завода ЗИС начали еще в мае 1946 года. Именно на базе узлов и агрегатов данного шасси было принято решение строить первый советский тяжелый бронетранспортёр. Уже к ноябрю 1946 года группа конструкторов под руководством Б. М. Фиттермана приступила к разработке новой боевой машины, получившей индекс «Объект 140». Согласно техзаданию конструкторам предстояло создать бронетранспортёр боевой массой около 8,5 тонны с противопульным и противоосколочным бронированием и вместимостью 15-20 человек. В качестве вооружения рассматривался один станковый пулемет.

Уже к маю 1947 года были готовы два опытных образцы будущей машины. Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года. При этом уже в мае-декабре 1949 года 8 из 12 построенных бронетранспортёров использовались для проведения полноценных войсковых испытаний, которые шли параллельно с государственными испытаниями новой машины. После устранения всех выявленных недоработок 24 марта 1950 года тяжелый колесный бронетранспортёр, получивший обозначение БТР-152, был официально принят на вооружение Советской Армии. А уже 28 марта был арестован главный конструктор машины Фиттерман, незадолго до ареста смещенный с должности главного конструктора предприятия. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена. Удивительно, что создатель тяжелого колесного бронетранспортёра БТР-152 подарил стране самую небольшую микролитражку – Борис Михайлович был и главным конструктором «Запорожца» ЗАЗ-965, но это уже совсем другая история.

Технические особенности БТР-152

Одной из главных заслуг конструкторов ЗИС специалисты называют обращение к несущему бронекорпусу (ЗИС-100). Рамы у нового тяжелого бронетранспортёра не было, лишь боковые усилители, которые использовались для крепления ряда узлов и агрегатов боевой машины. При этом конструкторы хорошо поработали над конфигурацией корпуса и рациональным расположением бронелистов, одновременно с этим корпус был удобен для размещения и спешивания десанта, был достаточно просторен. Решение отказаться от рамы позволило разработчикам сделать корпус бронетранспортёра на 200 мм ниже без потери пространственной жесткости конструкции. В отличие от американского бронетранспортёра M3 лебедка, устанавливаемая на БТР-152, располагалась под носовым бронекапотом и была защищена от пуль и осколков снарядов.

Также, в отличие от американцев, которые для своего бронетранспортёра M3 выбрали простые формы для лучшего использования внутреннего пространства, на заводе ЗИС поработали над рациональным расположением бронелистов, создав продуманный «ломанный» характер корпуса, некоторые бронелисты были расположены под углами 30-45 градусов к вертикали, что повышало пулестойкость всей конструкции. По форме корпуса новый советский БТР был ближе к немецким полугусеничным бронетранспортёрам «Ганомаг». Наибольшая толщина брони была в лобовой части корпуса – до 13-14 мм, борта и корма отличались толщиной брони 8-10 мм. Такого бронирования было достаточно для защиты от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов и мин массой до 12 граммов, в лобовой части БТР держал и попадания 12,7-мм пуль. От бронебойных крупнокалиберных пуль, малокалиберных пушек и крупных осколков БТР-152 должны были защищать пассивные факторы: высокая скорость, маневренность, низкий силуэт. Длина корпуса бронетранспортёра составляла 6830 мм, ширина – 2320 мм, высота – 2050 мм (по пулемету – 2410 мм).

Читать еще:  Файлы МиГ-3 - высотный истребитель

На БТР-152 конструкторы установили броневой корпус открытого типа, на обычных моделях закрыться от непогоды можно было только брезентом. Такое решение снижало защищенность десанта, но было типовым для бронемашин тех лет. Корпус капотной компоновки изготавливался методом сварки из бронелистов и состоял из трех отделений, он был характерным для бронетранспортёров того временного периода. Впереди располагалось силовое отделение с двигателем, за ним следовало отделение управления, где размещались места командира боевой машины и механика-водителя, всю кормовую часть занимало просторное десантное отделение, рассчитанное сразу на 17 бойцов. Для размещения десанта вдоль бортов корпуса находились достаточно длинные продольные скамьи, за их спинками были зажимы для крепления автоматов АК. Мехвод и командир покидали БТР через боковые двери, десант покидал машину через двустворчатую дверь, расположенную в задней части корпуса, но десантироваться можно было и прямо через борта. На двери часто размещалось и запасное колесо.

Сердцем бронетранспортёра стал форсированный двигатель, что было особенно важно для машины, которой предстояло действовать и в условиях бездорожья. Базовый 6-цилиндровый мотор ЗИС-120 (максимальная мощность 90 л.с.) удалось форсировать практически до предела возможностей. Повышения мощности удалось добиться за счет увеличения степени сжатия до 6,5, что автоматически повышало требования к топливу, БТР-152 питался самым лучшим на тот момент в армии бензином – Б-70. Помимо этого конструкторы «раскрутили» ЗИС-120, повысив частоту вращения в ущерб долговечности поршневой группы. Но с боевой машиной с уменьшенным ресурсом работы двигателя военные готовы были мириться. В результате всех изменений новый двигатель ЗИС-123В докрутили до 110 л.с. (гарантированных по ГОСТ), фактически мощность двигателя доходила до 118-120 л.с. Такой мощности было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортёр с боевой массой 8,7 тонны до 80-87 км/ч при движении по шоссе. Запаса топлива в размере 300 литров хватало на 550 км хода при движении по шоссе. Хорошо продуманная ходовая часть, форсированный двигатель и новые вездеходные шины с протектором «ёлка», позволили довести скорость хода по грунту до 60 км/ч, для сравнения у грузовика ЗИС-151 – не более 33 км/ч.

Основным вооружением бронетранспортёра, предназначенным для поражения пехоты, небронированных целей и огневых средств противника на дистанциях до 1000 метров, был станковый 7,62-мм пулемет СГМБ (специальный вариант пулемета СГ-43) с ленточным питанием, который размещался на БТР без бронещитка. Штатный боезапас пулемета составлял 1250 патронов. Помимо вооружения на бронетранспортёрах устанавливалась радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.

Оценка бронетранспортёра БТР-152

Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.

К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте». К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.

Бронетранспортер БТР-152

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Бронетранспортер БТР-152 (объект 140)

Основной средний бронетранспортер Советской Армии периода 50 – начала 60-х годов. Предназначался для перевозки двух отделений мотопехоты со станковым пулеметом. Разрабатывался в спецотделе КЭО ЗИС с ноября 1946 года на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 24 марта 1950 года. Серийное производство осуществлялось с 1950 по 1962 год заводами ЗИС(ЗИЛ) и БАЗ. Изготовлено 12421 единица.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-152 (ЗИС-152) – первый серийный вариант. Открытый сверху несущий корпус рациональной формы сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. Пулемет СГ-43 или СГМ мог устанавливаться на одном из четырех кронштейнов по периметру корпуса. Для посадки экипажа имелись боковые двери, для десанта -дверь в корме корпуса. В бортах корпуса имелось шесть отверстий, закрываемых заслонками, для ведения огня из личного оружия. Боевая масса 8,6 т. Двигатель ЗИС-123 мощностью 110 л.с. Колесная формула 6х6. На части машин устанавливалась радиостанция 10РТ-12. Экипаж 2 человека плюс 17 десантников. Серийное производство с июля 1950 по 1955 год. Изготовлено 4923 единицы.

Читать еще:  Ла-7 - истребитель

БТР-152А (объект 140А, ЗИС-152А) – зенитный бронетранспортер на базе БТР-152. Зенитная установка ЗТПУ-2 смонтирована на постаменте в десантном отделении и состоит из двух пулеметов КПВ калибра 14,5 мм. Максимальный угол возвышения пулеметов +90°, склонения -5°. Для стрельбы- по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект 1200 патронов. Боевая масса 8,6 т. Расчет установки-3 человека. Десант сокращен до 6 человек. Серийное производство с 1952 по 1955 год. Изготовлено 719 единиц.

БТР-152В (ЗИС-152В) – первый в мире серийный колесный бронетранспортер со сверхпрофильными шинами регулируемого давления. Двигатель ЗИС- 123В. Предпусковой подогреватель. Воздушный компрессор повышенной производительности и система внешнего подвода воздуха к шинам. Лебедка. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм. Боевая масса 8,95 т. Серийное производство с октября 1955 по 1959 год. Изготовлено 2904 единицы.

БТР-152Е-зенитный бронетранспортер на базе БТР-152В. С 1955 по 1957 год изготовлено 160 единиц.

БТР-152С-подвижной командный пункт и машина связи с увеличенным по высоте бронекорпусом на базе БТР-152В. Общая высота – 2820 мм. Радиостанция Р-118. С 1955 по 1959 год изготовлено 272 единицы.

БТР-152К (1957 г.) -БТР-152В с десантным отделением, увеличенным по высоте на 300 мм и закрытым крышей из 8-мм брони. В крыше имелись продольный люк с тремя откидными крышками, лючки для стрельбы из личного оружия и смотровые приборы со стеклоблоками триплекс. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2. Десант 13 человек.

БТР-152В1 (ЗИС-152В1)-БТР-152В с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Ночной прибор механика-водителя ТВН-2, отопитель десантного отделения, система обдува ветровых
стекол горячим воздухом, светомаскировочные насадки на фары, радиостанция Р-113. Усовершенствованные агрегаты двигателя и ходовой части, унифицированные с грузовым автомобилем ЗИЛ-157. Серийное производство с октября 1958 по 1962 год.

БТР-152К1 – БТР-152К с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Серийное производство с 1959 по 1962 год.

БТР-152С1 – БТР-152С с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Серийное производство с 1959 по 1962 год.

БТР-152И (ЗИЛ-152И) – машина управления на базе БТР-152В и БТР-152В1. Высокий закрытый корпус с рабочими местами операторов средств связи. Системы вентиляции и обогрева на стоянке. Серийное производство с 19S7 по 1962 год.

БТР-152Э1 – БТР-152В1 в экспортном исполнении для Ближнего Востока.

БТР-152Ю1 – БТР-152В1 в южном экспортном исполнении.

БТР-152Т1 – БТР-152В1 в тропическом экспортном исполнении с усиленным охлаждением и тропическим исполнением электрооборудования.

В мотострелковые части Советской Армии БТР-152 начали поступать во второй половине 1950 года. Их освоение шло быстро, подтверждением чему стало участие большого количества этих машин в параде 7 ноября 1951 года в Москве. Поступали БТР-152 и в бронетанковые части, где использовались в качестве машин сопровождения и технического обслуживания. Боевое крещение БТР-152 и БТР-152В получили во время событий 1956 года в Венгрии, где эти открытые сверху машины оказались легкоуязвимыми, особенно в населенных пунктах. Результатом этого опыта стало появление полностью закрытого БТР-152К. Помимо Советской Армии БТР-152 использовались в пограничных и внутренних войсках. По мере поступления в армию более современных бронетранспортеров эти машины передавались из мотострелковых в инженерные и химические войска, а также в организации ДОСААФ. В «тыловых» военных округах БТР-152 последних модификаций несли службу до начала 70-х годов. С вооружения Российской Армии этот бронетранспортер снят в 1993 году. Поставки БТР-152 на экспорт начались в середине 50-х. В первую очередь они поступали в армии стран-участниц Варшавского договора. В 1955-1959 годах, например, дружественные армии получили 924 БТР-152В и 80 БТР-152Е. В специальном экспортном исполнении – БТР-152Э1 – эти машины поступили на Ближний Восток. В частности, в 1956 году египетская армия уже располагала 60 бронетранспортерами этого типа, которые принимали участие в боевых действиях. В начале 60-х годов крупная партия БТР-152В1 была продана Индонезии. По состоянию на 1995 год БТР-152 различных модификаций еще состояли на вооружении в Албании, Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте, Израиле, Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Китае, Конго (20 единиц), Кубе, КНДР, Лаосе (40), Мали (8), Мозамбике (60), Намибии (6), Никарагуа (100), Сирии, Судане, Сейшельских островах (4), Танзании, Уганде, Центрально-Африканской республике (4), Экваториальной Гвинее (8) и Эфиопии. В ряде стран бронетранспортеры прошли модернизацию. Так, египетская и афганская армии использовали зенитный вариант БТР-152 со счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов ДШК чехословацкого производства. В ряде случаев в кузове БТРа монтировали спаренную советскую 23-мм установку ЗУ-23-2, а в Йемене на базе БТР-152 создали ЗСУ с использованием американской 20-мм шестиствольной автоматической пушки М163 «Вулкан». Наиболее крупная модернизация БТР-152 была осуществлена в Израиле фирмой «Нимда» в начале 80-х годов. Машина получила дизельный двигатель «Дженерал Моторс» и гидромеханическую трансмиссию, вооружение и средства связи израильского образца. Под названием «Шоэт» эти БТРы состоят на вооружении израильской армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-152В1
БОЕВАЯ МАССА, Т: 8,95.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 17.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6830,
ширина – 2320,
высота по корпусу – 2050,
высота по пулемету – 2410,
база – 3880,
колея передних/задних колес – 1755/ 1750,
дорожный просвет – 295.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 14,
борт – 9…11,
корма – 9,
крыша МТО – 5,
крыша отделения управления – 8,
днище – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ЗИС-123В, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объем 5550 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач с трехступенчатой коробкой отбора мощности на лебедку, двухступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; колесная формула 6х6, размер шин 12,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска переднего моста на двух продольных полуэллиптических рессорах и двух гидроамортизаторах рычажного типа, балансирная подвеска среднего и заднего мостов на двух полуэллиптических рессорах, опирающихся в средней части на качающиеся ступицы.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 780.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36;
ширина рва, м – 0,9;
высота стенки, м – 0,5;
глубина брода, м – 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113.

Читать еще:  Советские ВВС против Люфтваффе

БТР-152. Вновь о бронетранспортёрах СССР.

В послевоенное время Советский Союз занимался разработкой принципиально новых образцов военной техники. Не обошли стороной и военные автомобили. Учили опыт войны, когда для передвижения на достаточно большие расстояния были необходимы достаточно проходимые автомобили, способные работать при любых температурах и условиях. Целая серия удачных разработок бронетранспортеров пришлась на 1950-ые годы. Одна из первых разработок – это был БТР-40 (о нём можете прочитать в отдельной статье ). Сейчас речь пойдёт о бронемашине на ином шасси, который назывался БТР-152. Это большой брат 40-ого. Поскольку главная задача, которая была поставлена перед конструкторами – это увеличить вместительность машины. Она должна способна перевозить 20 человек десанта.

Второй момент – это проходимость машины. За основу было взято полноприводное шасси грузовика ЗИС-151, колёсной формулой 6х6. Но грузовая схема не в полной мере подходила для тяжёлой военной машины. Поэтому база была заметно укорочена до 3 880 мм. Общая компоновка и трансмиссия остались неизменными, но небольшой нюанс – это укороченные карданные валы. Коробка передач и раздаточная коробка были перемещены ближе к редукторам мостов. Поскольку общая масса бронетранспортера составила почти 9 тонн, были усилены подвески и сами мосты, способные выдерживать возросшие нагрузки.

На БТР-152 был применён двигатель с индексом ЗИЛ-123В. Мощность его составляла 110 л.с. Это был рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный двигатель. Работал он на топливе Б-70, что по временам 70-ых годов считалось самым качественным (высокой обработки). В паре с двигателем работала механическая 5-ступенчатая коробка передач с применением ускоренной передачи, повышающей скорость. Конечно, это был не самый экономичный мотор, его средний расход составлял 70 литров на 100 километров пути! С другой стороны – это сугубо военный автомобиль, да и тогда экономия была далеко не на первом месте. Всё для советской армии. Максимальная скорость была небольшая. Выросшая масса машины и загрузка ограничивали скорость 65 км/ч.

Несущий кузов БТР-152 состоял из бронелистов разной толщины. Лобовая броня составляла 13 -14 мм (её со временем увеличивали), а боковая и нижняя всего 10 и 6 мм. В этом случае обеспечивалась минимальная защита экипажа от стрелкового оружия. В принципе бронетранспортеры по определению не являются тяжёлобронированными, поэтому это вполне неплохая защита водителя и экипаж. Всего в машину вмещалось 19 человек (не включая водителя и второго члена экипажа). Десант располагался в задней части машины, там были предусмотрены боковые лавки. Водитель и второй член экипажа могли входить и заходить через боковые двери.

Для загрузки и разгрузки грузов, высадки десанта использовались задние распашные двери. Кроме того, в машине было организованно пространство для размещения личного стрелкового оружия, боекомплекта для пулемета, огнетушителем, а также ящика с запасными частями и моторным маслом. Кроме того были задействованы внутренние и внешние борта автомобиля. По внутренним сторонам можно было разместить канистры с топливом. На внешних размещался вспомогательный инвентарь – топор, пила, а также пусковая рукоятка (“кривой стартер”) для запуска двигателя в случае поломки стартёра или при низких температурах. Повышение проходимости БТР-152 обеспечивалось не только благодаря полному приводу. В конструкции была реализована односкатная ошиновка. Шины использовались 18-дюймовые, переменного давления с развитым рисунком протектора. Также позднее разработали систему централизованной подкачки шин, которая позволяла для преодоления тяжёлого бездорожья снизить удельное давление на грунт до 0,5 кг/кв.см.

БТР-152 начал выпускаться с 1950 года и состоял на вооружении советской армии до 1962 года. Несмотря на то, что он всячески дорабатывался – оставалось много спорных и непрактичных решений. Так, к примеру, не была решена проблема с перегревом двигателя. Его не спасали даже увеличенные вентиляторы и при длительных нагрузках (на на военных машинах такие почти всегда) мотор перегревался. Главная задача транспортера – это в первую очередь перевозка вооружения с которой БТР-152 справлялся на ура. В итоге плюсы перекрывали недостатки машины и её даже поставляли в Восточную Европу, арабские страны, где она использовалась по прямому назначению. Производство было полностью свернуто в 1963 году.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: