30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Т-27 — танкетка

Танкетка Т-27 (СССР)

Характеристики танкетки Т-27

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18 (МС-1), а также для разведки и связи.

Создание танкетки Т-27

В 1927-1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения на базе танка Т-16 (предшественник танка Т-18) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21, Т-23 и Т-25, также в 1930 г. в Англии были куплены танкетки «Карден-Лойд» Мк VI (26 штук, сов. обозначение 25-В или К-25) и лицензия на их производство. По плану, в течении 1930-31 гг. должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год.

Впрочем, советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Инженеры КБ Завода № 37 (главный инженер Н. Козырев, ведущий инженер К. Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть, сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений.

Машина так изменилась, что ей было присвоено новое обозначение Т-27, под которым она и была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года.

Описание конструкции танкетки Т-27

Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов, соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелось два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным тросовым механизмом.

Танкетки-Т-27, парад на Красной площади

Модификации и развитие Т-27

Военные старались расширить тактические возможности танкетки. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки, вооруженные 37-мм пушками Гочкиса.

В 1932 году в опытном порядке на танкетку в место пулемета была установлена огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла 25 метров. Модель испытывали в 1932 году, а в 1935 году была выпущена серия из 164 огнеметных танкеток.

В течение 1933-1934 годов специальное конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет перевозился на другой.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

Кроме того, КБ Гроховского разработало проект вооружения танкетки Т-27 двумя неуправляемыми реактивными снарядами. Снаряды крепились по бортам корпуса, пуск осуществлялся изнутри боевого отделения.

Несколько танкеток герметизировали и оснастили комплектом приборов для преодоления водных преград под водой.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3.

Боевое применение танкетки Т-27

В начале 30-х годов танкетки Т-27 весьма успешно применялась в Средней Азии в борьбе с басмачами, однако к концу 30-х годов их боевая эффективность уже не отвечала требованиям времени и их вывели из боевого состава, используя в основном для подготовки танкистов. После небольшой переделки, Т-27 стали вполне успешно использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 мм и 45 мм.

На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Второй Мировой войны.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Танкетка Т-27

Рисунок советской танкетки Т-27

Т-27 – советская пулеметная танкетка 30-х – начала 40-х годов прошлого века. В названии буква «Т» обозначает слово «танкетка» или «танк», число «27» – тип разработанной машины по порядку.

История и предпосылки создания.

Танкетка Т-27 в Музее бротанковых войск в Кубинке (Россия)

Интерес руководства РККА к танкеткам проявился еще в конце 1919 года. Примерно с этого периода датированы первые неудачные попытки проектирования таких машин. В серьез этим вопросом занялись в средине 20-х годов, но несколько проектов, которые были предложены в этот период, не были приняты правительственными комиссиями.

Читать еще:  Модификации Як-9 - истребитель

В феврале 1930 года в Великобританию выехала делегация советских инженеров с целью ознакомления с передовыми технологиями и конструкторскими решениями в области танкостроения. Советские инженеры в ходе поездки ознакомились с британской танкеткой Carden-Loyd Mk. IV и закупили 20 ее единиц, лицензию на производство в СССР и техническую документацию. На руководство страны и РККА британская танкетка произвела впечатление, что стало причиной ее серийного производства.

После внесения в конструкцию машины незначительных доработок, 3 ноября 1930 года был собран первый прототип танкетки, который после полигонных испытаний был отправлен на доработку. В начале января уже следующего года был собран образец, который Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА в августе под индексом «Т-27»

Серийный выпуск танкеток Т-27 начали в конце 1931 года на производственных площадях завода «Большевик», где было произведено 45 машин. После «Большевика» производство танкеток Т-27 было организовано заводом № 37 и автосборочным заводом № 1. Всего за время серийного выпуска из сборочных цехов заводов в общей сложности было произведено для нужд РККА 3295 танкеток.

Танкетки Т-27 на учениях 1935 год

Компоновка.

Танкетка Т-27 была скомпонована классически для такого типа машин без башни с большой плотностью удельного размещения узлов и агрегатов на единицу площади. Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, в средней части размещался двигатель, а в кормовой — экипаж танкетки, который состоял из 2 человек: командира, являющегося по совместительству пулеметчиком, и механика-водителя. Командир размещался в правой части корпуса, а механик-водитель – в левой.

Танкетки Т-27 рядом с танком Т-35 во время Парада на Красной Площади, 1937 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танкетки Т-27 была разработана по такому принципу, что защищала ее экипаж исключительно от пуль стрелкового оружия средних калибров и мелких осколков мин и снарядов.

Бронезащита Т-27 изготавливалась путем болтовых и заклепочных соединений стальных листов гомогенной катаной брони между собой и крепления их на уголковый каркас. В поздние периоды производства в качестве способа соединения конструкционных деталей стали использовать сварку. Броневые листы, формировавшие корпус, рациональных углов наклона не имели, кроме ряда участков и верхних колпаков. Толщина броневого листа в основном составляла 10 миллиметров, за исключением колпаков лобовой части, которые имели толщину всего в 6 миллиметров.

Советская танкетка Т-27 и ее экипаж. Фото довоенных лет

Вооружение.

В качестве вооружения танкетки Т-27 использовался 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, который устанавливался в передний щиток корпуса справой стороны. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в 40 магазинов. В более поздние периоды производства танкеток боекомплект уменьшили до 1764 патронов в 28 магазинах.

Танкетка Т-27 Ленинградского военного округа, лето 1939 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки танкетки Т-27 использовался четырёхтактный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель Форд-АА (в советском варианте – ГАЗ-АА) с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 40 лошадиных сил, что позволяло танкетке развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 40 километров в час.

Механическая трансмиссия танкетки Т-27 состояла из:

однодискового сухого сцепления;

механической четырёхступенчатой коробки передач (при 4 передачах переднего хода и однй заднего);

механизма поворота, который обеспечивал поворот машины на месте;

дифференциала с тормозами колодочного типа;

двух бортовых редукторов.

Подвеска танкетки Т-27 отнесена по классификации к блокированным полужёсткого типа. Она состояла из шести тележек со сдвоенными опорными катками. Основным упругим элементом конструкции подвески являлись рессоры из листовой стали. Гусеничный движитель танкетки Т-27 включал в себя мелкозвенчатую цепь с цевочным зацеплением и открытым шарниром, два направляющих колеса заднего расположения, оснащенные кривошипным механизмом для натяжения гусениц, двенадцати опорных катков для наружной амортизации, два ведущих колеса с передним расположением и цевочным зацеплением, а так же две мелкозвенчатые гусеничные цепи, которые имели ширину трака в 150 миллиметров.

Советская танке Т-27 сдесантом под Киевом, Юго-Западный фронт, лето 1941 года

Боевое применение.

Предполагалось, что танкетки Т-27 будут выполнять функции по поддержке пехоты и кавалерии в обороне и при наступательных действиях. Но на практике оказалось, что они лучше всего подходят для проведения разведывательно-дозорных операций, а также для использования в качестве мобильных транспортных средств.

В боевых условиях танкетки Т-27 впервые были применены в Средней Азии в начале 30-х годов в боевых действиях против басмачей. В ряде источников данное применения отмечено, как успешное.

Порядка ста танкеток Т-27 приняли участи в Зимней войне с Финляндией (1939-1940 года). В условиях отсутствия минных полей и неплотного огня танкетки достаточно хорошо себя зарекомендовали при проведении разведок и при несении службы по охранению стрелковых и танковых частей РККА.

Читать еще:  Модификации Бе-2 - летающая лодка

На период вторжения Германии в СССР танкетки Т-27 уже морально устарели и даже официально с 9 мая 1941 года были сняты с вооружения РККА. Но в подразделениях всех фронтов продолжали оставаться вплоть до конца 1941 года. Большинство машин в первые дни войны были безвозвратно потеряны, но некоторые оставшиеся в строю танкетки использовались РККА в последний раз в битве за Москву, где выполняли функции тягачей артиллерии и разведывательно-дозорных машин.

Кроме РККА, захваченные трофейные танкетки, использовались Вермахтом, Румынией и Венгрией, но информации об их успешном применении в источниках нет. Так же по несколько экземпляров танкеток Т-27 имели Турция и Монголия.

Танкетки Т-27, используемые как тягачи орудий 45 миллиметров под Москвой, осень 1941 года

Рассказы об оружии. Танкетка Т-27

Зачем вообще эта странная штука вообще была придумана? Нечто такое среднее между вполне себе сформировавшимся к тому времени танком и бронеавтомобилем, который стоял на вооружении армий уже не один десяток лет. Три, если так.

Все просто. Военная мысль не стояла на месте, и опыт Первой Мировой войны показал, что обычная кавалерийская разведка – это, конечно, классика, но… Иногда неплохо, когда разведку можно осуществить в условиях определенной защиты разведчиков.

Авиация? Да. Когда она есть под рукой и позволяют погодные условия. Кавалерия? Да. Если нет противодействия. Бронеавтомобиль? Да, теплее, но автомобиль, тем более, отягощенный броней, пройдет далеко не везде.

Вот и нарисовался портрет легкого бронированного транспортного средства на гусеничном ходу, вооруженный хотя бы пулеметом и с противопульным бронированием.

Короче, танкетка в 20-30 годах прошлого века считалась вполне себе логичным средством проведения разведки.

Командование РККА не осталось в стороне от мировых течений, и тоже решило принять на вооружение такую вещицу. Полезную, как считалось в теории.

За основу взяли, как было модно в то время, английскую танкетку «Карден-Лойд» Мк VI. В 1929 году государственная комиссия под руководством И. А. Халепского закупила образец танкетки и документацию.

Танкетка английская, скажем так, не блистала. Это было очевидно даже с точки зрения неизбалованных советских военных. Поэтому, если пулеметный двухбашенный танк Т-26 был почти полной копией «Виккерса шеститонного», то Т-27 весьма отличалась от английского прообраза.

В целом, «Карден-Лойд» была изрядно переработана и в 1931 году как танкетка Т-27 была принята на вооружение РККА.

Т-27 имела коробчатый корпус, собранный из катаных броневых листов на заклепках. Фордовский двигатель от «ГАЗ-АА» мощностью 40 л.с. советские инженеры смогли запихнуть между местами механика-водителя и пулеметчика. Благодаря этому удалось резко сократить длину корпуса, что сказалось на маневренности и проходимости.

Вообще в конструкции максимально использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся советских автомобилей, что сделало танкетку весьма недорогой в производстве.

Выпускали Т-27 недолго, около двух лет. Но учитывая все вышеперечисленное, за эти два года было выпущено 3342 машины. Т-27 использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов в 40 дисках.

Диски размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и специальным сектором, что теоретически давало возможность ведения зенитного огня.

Впоследствии от этого отказались и установка пулемета производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

На базе танкетки был создан первый советский огнеметный танк ХТ-27. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана легкая самоходная артиллерийская установка, вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой Курчевского, но в серию не пошла, как, впрочем, все «гениальные» творения Курчевского.

Были предприняты попытки установить на Т-27 еще более мощное вооружение, в том числе 37-мм пушку Гочкиса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины. Более того, испытания показали, что легкая (меньше 3 тонн) танкетка просто теряла устойчивость при стрельбе из орудия такого калибра.

Кроме того, в крошечном корпусе танкетки не хватало места для хранения боеприпасов к пушке. Да что говорить, конструкторы не смогли найти места для размещения радиостанции, и вроде бы разведывательная машина была лишена возможности передачи разведанных данных.

Связь могла осуществляться только с другими экипажами посредством флажных сигналов. Но для РККА того времени это было нормально.

Ходовые качества Т-27 тоже были не совсем однозначны. С одной стороны, очень простая и надежная конструкция, не требующая особых навыков и умений в обслуживании. С другой стороны, проходимость была ниже среднего. Узкие гусеницы не позволяли легко преодолевать болота, грязь и глубокий снег.

Читать еще:  Схемы "Днестр" - РЛС СПРН и СККП

Было также признано, что легкому танку/танкетке просто необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды вплавь. Так на базе Т-27 и с учетом опыта ее эксплуатации был создан легкий плавающий танк Т-37. Но это уже совершенно другая история, факт в том, что все семейство советских легких плавающих танков было создано основываясь на опыте использования Т-27.

А что прикажете делать, если больше ничего не было? Впрочем, Гудериан тоже фактически на пустом месте свои стратегии разрабатывал. И ничего, получилось. То же самое получилось и у наших конструкторов танков.

В целом, к 1933 году в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Т-27 даже успела повоевать. Танкетки оказались весьма полезны при подавлении банд басмачей в Средней Азии в 30-е годы.

Были испробованы и возможности десантирования танкетки. В 1935 году была опробована воздушная транспортировка танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3.

Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

К 1941 году Т-27 были признаны устаревшими и удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году, но это были просто попытки использовать все, что имелось под рукой.

Если рассматривать вопрос серьезно, то боевые возможности танкетки Т-27 были невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм, более того, такая пуля вполне могла вывести танкетку из строя.

Если же говорить о противотанковых ружьях типа трофейного польского ружья Марошека или собственного PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, то здесь вообще было без шансов.

Противопоставить было нечего, потому Т-27 постепенно выводилась из состава частей.

Однако это не значит, что танкетку списали в утиль. Вышеперечисленные качества относительно дешевизны и легкости в обслуживании, сделали Т-27 вполне себе неплохим артиллерийским тягачом.

Кроме того, Т-27 вполне можно было использовать для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортер. Немцы, которые вообще не гнушались ничем попавшим в их руки использовали попавшие к ним любые трофеи для охраны мостов, аэродромов, для борьбы с партизанами.

Не стану произносить фразу «для своего времени». Танкетка Т-27, какой бы она не была по сути, являлась некоей стартовой платформой для появления целого семейства танков. Возможно, не стоило ее выпускать в таких количествах, это явно было излишне, но такова была общая тенденция в то время. Гигантомания…

Но повторюсь, работы с маленькой танкеткой позволили натаскать конструкторов до создания вполне себе больших танков. Главное, как говорится, начать.

Танкетка Т-27. Тактико-технические характеристики

Боевая масса: 2,7 т

Размеры:
Длина: 2600 мм
Ширина: 1825 мм
Высота:1443 мм

Экипаж: 2 человека

Вооружение: 1×7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 2500 патронов

Бронирование (лоб корпуса): 10 мм

Двигатель: карбюраторный «Форд-АА», мощность 40 л.с.

Максимальная скорость: 40-42 км/час
Запас хода: 110-120 км

Как я уже говорил, база Т-27 стала полигоном для отработок разных по назначению машин.

ХТ-27. Химический, то есть, огнеметный танк. Пулемёт оставлен. Добавлен ранцевый огнемёт, посылающий огнесмесь на 25 метров за счет сжатого воздуха. Переоборудовали 12 машин.

ТТ-27. Телеуправляемая танкетка. Несла заряд взрывчатки и дистанционно подрывалась в стане врага. Могла так же распылять отравляющие вещества или, наоборот проводить дегазацию местности. Построили 5 экземпляров.

КТ-27. Проект САУ с 76-мм полковой пушкой. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и расчёт перемещались на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен.

Т-27 (танкетка снабжения) По бортам танкетки были установлены два боковых кармана, предназначенные для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков.

МЗ-27. Минный заградитель. Пулемёт не снимался, загружалось 170 минам, уложенными в барабан массой 480 кг. Выпущено не менее 5 МЗ-27.

Т-27ПХ. Танкетка «подводного хождения», оснащенная воздухозаборником, с герметизированным корпусом и измененной конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. Изготовлен 1 опытный образец.

АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Переоборудовали от 3 до 10 машин.

Можно только удивиться тому, сколько работы было проделано с одной танкеткой.

Источники:
М. Барятинский. «Танкетка Т-27 и другие».
М. Свирин. «Броня крепка. История советского танка 1919-1937».

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector