11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи Т-40 — плавающий танк

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-40 – это советский плавающий танк времен Второй мировой войны. Стал последним серийным плавающим танком.

История создания

К концу 1930-х годов у Советской армии было два малых плавающих танка – Т-37А и Т-38. Ни первый, ни второй не оправдали ожиданий, так что Т-38 неоднократно модернизировался, однако идеала достичь так и не удавалось.

Поэтому в 1939 году началась разработка нового плавающего танка, в котором планировалось устранить большую часть недостатков предыдущих моделей. Проект нового танка получил индекс 010. Некоторые решения, конечно, были заимствованы от Т-38, но в целом 010 стал совершенно новым, самостоятельным проектом.

Проект 010, уже получивший индекс Т-40, разрабатывался на заводе №37. К весне 1939 проектные работы завершили, и уже в июле начались испытания четырех опытных танков с разными подвесками. Танки проверяли на суше и на плаву, анализировали их маневренность, способность преодолевать препятствия, боевые возможности и удобство экипажа. Ряд выявленных недостатков был устранен, и после этого 010 официально добрили государственные деятели.

19 декабря этого же года Т-40 был принят на вооружение. К 1 марта нужно было выпустить три опытных образца, к 1 августа – серию из 15 танков, и с первого октября начать массовое серийное производство.

В начале Великой Отечественной войны серийный выпуск Т-40 было приказано прекратить, подготовив завод к производству Т-50. Однако Т-50 был очень сложен технологически, и в итоге на заводе стали выпускать Т-40С – сухопутную модификацию Т-40. Эта модификация была создана потому, что в начале войны плавучие свойства танка особенно не проявлялись, и от агрегатов для плавания было решено отказаться. Еще одной сухопутной модификацией стал Т-30, у которого уже отсутствовала ненужная гидродинамическая ниша. Этот танк изначально называли Т-60, однако позже такое имя присвоили танку, разработанному на основе Т-30.

Общая информация

  • Боевая масса – 5,5 т;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 722 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 4110 мм;
  • Ширина корпуса – 2330 мм;
  • Высота – 1905 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — цементированная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 15-20/10° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 13-15/−30° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) – 13-15/25° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 13-15/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 13/35° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 13/−30° мм/град;
  • Днище – 5 мм;
  • Крыша корпуса – 5 мм;
  • Маска орудия – 10-20 мм;
  • Борт башни — 15-20/25° мм/град;
  • Крыша башни — 5 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка орудия – 20-мм пушка ШВАК (у пушечных вариантов Т-40);
  • Пулемет — 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТ;
  • Углы ВН: −7…+25°;
  • Углы ГН: 360°;
  • Прицел — ТМФП-1;

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный;
  • Мощность двигателя – 85 л.с.;
  • Скорость по шоссе, — 44 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 120-150 км;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт – 0,46 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 34 градуса;
  • Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров — 1,7 м.

Применение в бою

Поскольку было выпущено не очень много Т-40, есть не так много информации об их применении в бою. Известно, что 1 июня 1941 года в Красной Армии был 131 Т-40, из которых в западных военных округах находилось 115 машин. Танки были плохо освоены экипажами, и даже еще в своей плавающей модификации в бою все равно применялись как обычные танки, так что уже в первые дни войны большинство машин было потеряно.

Интенсивнее всего Т-40 в своих неплавающих модификациях применялись в ходе Битвы за Москву. В середине 1942 Т-40 практически не осталось на фронте. Дольше всего их применяли на Северо-Западном направлении – известно, что в январе 1944 года одна машина была в 124-м танковом полку Волховского фронта.

Т-40 в основном были предназначены для вспомогательных задач, но из-за нехватки танков их применяли и для поддержки пехоты, несмотря на весьма слабое бронирование и вооружение – Т-40 уступали практически всем немецким танкам. Зато эти машины хвалили за маневренность и надежность, присущую не многим танкам того периода.

В 1942 году один Т-40 был в румынской армии. Об использовании этих танков немцами информации нет.

Память о танке

Сегодня сохранилось два экземпляра Т-40, и оба они выставлены в Бронетанковом музее в Кубинке. Это экспериментальный Т-40С и Т-30.

Танк в культуре

Т-40 можно встретить во множестве различных симуляторов авиатехники и бронетанковой техники, стратегиях реального времени и в пошаговых стратегия, например, в игре «Panzer General III» и «Sudden Strike».

Танк Т-40

К концу тридцатых годов появилась потребность в качественно новом по сравнению с машинами предыдущего поколения легком плавающем танке. По сравнению со своими предшественниками Т-37 А и Т-38, танк должен был обладать лучшей броневой защитой и огневой мощью. Кроме того отсутствие радиосвязи в линейном танке предназначенном преимущественно для разведки, ставило под сомнение его использование в этом качестве.

Читать еще:  БТР-90 «Росток» - бронетранспортёр

Последний предвоенный плавающий танк.

В апреле тысяча девятьсот тридцать восьмого года АБТУ рассмотрела существующий проект колесно-гусеничного разведчика. Проект сочли не сотвествующим требованиям предъявляемым к легкому танку. Главный недостаток конструкции заключался в отсутствии возможности вплавь преодолевать водные преграды. Как следствие требования к разведывательной машины были скорректированы.

Согласно ТТХ машина должна была соответствовать требованиям:

  • Быть плавающей;
  • Масса машины не додана превышать 4,8 т;
  • Экипаж — два человека;
  • Вооружение — спарка из крупнокалиберного пулемета и пулемета ДТ.

Двигатель — карбюраторный ГАЗ-11, отечественный аналог двигателя «Додж», который только должен был осваиваться в производстве.

Разработка проекта поручена московскому КБ №37. К концу лета был готов макет и эскизный проект будущего танка-амфибии. После того как проект был утвержден АБТУ, КБ продолжило работу над новым плавающим танком, которомуц присвоили получил индекс Т-40. Согласно заданию Т-40 проектировали с двумя типами подвески — торсионной и подвеской по типу таковой у тягача «Комсомолец».
Проект танка Т-40 завершон в конце тридцать девятого года и тотчас приступили к производсту опытного образца. Весной этого же года цеха покинули первые образцы танка.

Новая машина имела значительные отличия от своих предшественников, хоть и являлся творческим развитием их конструкции. Корпус Т-40 увеличен по сравнению со своими предшественниками. Толщина его бронелистов составила 6-13 мм. Для увеличения остойчивости при движении на воде , корпусу придали в поперечном сечении форму расширенной к верху трапеции.

Краткое описание Т-40.

Экипаж танка Т-40 составлял механик-водитель и командир, расположеные друг за другом, вблизи продольной оси. Башня танка уставлена со смещением на 0,25м к левому борту танка.

Вооружение Т-40 составляла спаренная установка крупнокалиберного пулемета ДШК и танкового 7,62-мм ДТ.
Башня танка конусной формы, в ней в специальном коробе основная часть боекомплекта крупнокалиберного пулемета — девять сцепленных между собой лент из десяти для крупнокалиберного пулемета. Таким образом, была достигнута необходимая непрерывность питания и скорострельность ДШК. В отличие от прежних танков, для облегчения прицеливания Т-40 был оборудован оптическим прицелом ТМФП.

Двигатель Т-40 марки «Додж» установили вдоль правого борта, трансмиссию — в передний части корпуса. Мотор от боевого отделения отделен бронеперегородкой. Топливные баки, каждый по емкостью в сто литров — в корме танка, обеспечивали запас хода в 220 км. Справа, между двигателем и бортом, отбываемые при движении по воде, радиатор и теплообменники.

Движение по воде обеспечивали плоские рули и трехлопастный винт. Для защиты от повреждений размещенные в нише в корме танка Т-40. Отбор мощности от мотора для вращения винта карданным валом, посредством коробки мощности установленной на КПП.

Для наблюдения имелись три оптических прибора механика-водителя (по одному в каждом из бортов и лобовом листе), и по одному для каждого из бортов башни для командира.

Торсионная подвеска по типу опытной подвески тягача «Комсомолец» и Т-38. Из ведущего и направляющего колеса, трех поддерживающих, четырех опорных катков, применительно к борту. Имелся также вариант Т-40 с рессорной подвеской схожей с таковой у тягача «Комсомолец». Помимо подвески танки отличались типом использованных КПП и двигателей:

  • Танк Т-40 с рессорной подвеской имел 76 сильный двигатель «Додж», сцепление грузовика «Форд» и «доджевскую» КПП;
  • Танк с торсионной 85 сильный двигатель «Додж», сцепление и КПП грузовика ГАЗ-АА.

Оба варианта Т-40 прошли испытания в на протяжении двух последних летних месяцев тридцать девятого года. Тестировали условия работы экипажа танка, приборы наведения вооружения, способность танка преодолевать как водные рубежи так и искусственные препятствия.

Вкратце, результаты испытаний можно подытожить следующим образом:

  • торсионная подвеска предпочтительней рессорной;
  • система охлаждения работает неудовлетворительно ;
  • отсутствие вентиляции и как следствие высокая задымленность на рабочих местах;
  • установка вооружения, а также приборов наблюдения не доработана;
  • конструкция катков неудовлетворительна;
  • существующие недостатки следует изжить на этапе освоения в производстве танка Т-40.

По результатам испытаний, заводом изготовителем №37 внедрено значительное количество улучшений, направленных на повышение надежности танка Т-40. Прежде всего изменения коснулись корпуса, опорных катков, траков и торсионных валов. Двигатель «Додж» должен был сменить отечественный ГАЗ-202. Гребной винт сменили на новый имеющий четыре лопасти.
В этом виде Т-40 приняли на вооружение. Плановое задание заводу №37 предусматривало производство в 1940 году не меньше ста танков, при этом первые опытные машины необходимо предъявить не позднее марта.

Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-40 (20 фото)

И одновременно нельзя не признать, что из всей линейки (Т-37А, Т-38 и Т-40) он был самым конструктивно доведённым до ума, то есть до полноценного выпуска и участия в боевых действиях.

В рамках существующей тогда тактики применения Т-40 был весьма хорош. Он полностью отвечал всем требованиям по применению. Разведка, связь, боевое охранение колонн на марше – никаких проблем, машина справлялась, в отличие от предшественников.

Более того, кроме себя с экипажем, Т-40 вполне мог перемещать несколько (до четырех) пехотинцев с полным снаряжением по суше и пару по воде, что на Т-38, например, было нереально.

Вооружение тоже изменилось, и пара пулемётов разного калибра позволяла поддерживать в бою свою пехоту и даже бороться с легкобронированными машинами противника. ДШК калибром 12,7 мм был в состоянии вломить как бронетранспортеру, так и легкому танку.

Читать еще:  Фотографии ДП-27 - ручной пулемёт

Плюс весьма неплохая проходимость и плавучесть. Танк реально удался, несмотря на довольно жуткую историю появления.
Самым значительным недостатком Т-40 была унаследованная от Т-37А перегруженность командира танка. Это был, наверное, самый несчастный человек в танковых войсках РККА, поскольку командиру Т-40 неплохо было бы родиться осьминогом. И осьмиглазом.
Командир танка выполнял функции наводчика, заряжающего, радиста (если танк был радиофицированный), осуществлял координацию с другими танками и руководил механиком-водителем.
В общем, та еще должность.

Но каким бы ни был малочисленный экипаж, как бы ни был перегружен командир, не в том основные проблемы танка. Понятно, что в начале Великой Отечественной ввиду огромных потерь танков (как боевых, так и небоевых) Т-40 стали применять как танк непосредственной поддержки пехоты.
«Такое было время». Да, время было именно такое, но применение плавающего разведывательного танка в качестве легкого танка поддержки пехоты… Простили бы, если бы не было так обидно.
Какое главное требование для линейного танка? Наличие вооружения и бронирования. Точка.
Ну какой из Т-40 линейный танк? Понятно, что даже Т-26, который не был венцом танкостроения, смотрелся в этой роли предпочтительнее.

Но тут другое. В конструкцию Т-40 был заложен существенный резерв, что позволило быстро разработать на основе легкого танка более защищённый и более мощно вооружённый, по сравнению с исходным вариантом, лёгкий танк Т-60. Но это совсем другая (по секрету скажу – следующая) история.
А во время войны стали массово выпускать «сухопутные» варианты Т-40С и Т-30, лишенные возможности плавать, зато с усиленной броней и пушечным вооружением.
И сказать, что эти легкие танки были бесполезны, – это сказать глупейшую глупость.

Да, «от границы мы Землю вертели назад, было дело сначала». Но потом все пошло в обратную сторону, как общеизвестно. И, форсируя «на зубах» Днепр, Днестр, Дунай, Вислу, советские командиры не единожды вспоминали потом в своих мемуарах брошенные и сожженные плавающие танки.
Даже единично уцелевшие тарахтелки Т-37А и Т-38 приносили пользу своими пулеметами, что уж говорить о более серьезных машинах, как Т-40. Но в основном наши солдаты форсировали реки на импровизированных плавсредствах без какой-либо поддержки, неся большие потери от огня противника.
Между тем маневренный, быстрый и плавающий Т-40 мог бы серьёзно помочь в захвате и удержании плацдармов на другом берегу водной преграды.

Более того, сегодня мы все совершенно спокойно воспринимаем легкобронированные плавающие машины, зачастую вооруженные пулеметами. Только вместо гусениц – колеса, а так тема все та же. Понятно, о ком я, о БРДМ и ее аналогах во многих странах мира.
Мы много говорим об отсталости советской промышленности, как нам в те годы не хватало всего: конструкторов, моторов, станков, технологий. И это правда, так и было.
Но вот чего до сих пор не могу понять, хотя пишу уже третью статью о плавающих танках, это как мы вообще умудрились. Ведь если заглянуть в танковые энциклопедии и каталоги, то выясняется страшная картина: среди зарубежной техники того времени Т-40 практически не имеет аналогов.
Можно долго и нудно сравнивать Т-40 с немецким Т-I, итальянским L6/40, японским «Ха-Го» или «Ка-Ми». Кого-то Т-40 превосходил в огневой мощи, кого-то в скорости, а кого-то брал умением плавать. Точнее, из всех перечисленных одноклассников плавать умел «Ка-Ми», но как!
Надо было развьючить поплавки и установить их на борта танка. А после выхода на сушу, соответственно, сбросить их. А Т-40 был готов форсировать любые водные преграды 24 часа в сутки 365 дней в году вообще без подготовки.

Добавляем сюда высокую надёжность и довольно высокую технологичность конструкции. Я бы сказал, что Т-40 был не просто выдающимся творением Н. А. Астрова и его сотрудников, это была бы весьма грозная машина в прямых руках.
Танку не повезло, как многим другим, принять на себя первый удар. Но это не единичный, к сожалению, пример в нашей истории. И то, что танку выпала такая судьба, стало ясно еще в начале его нелегкого пути.
Вообще, изначально, в 1937 году, Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) РККА заказало совершенно другую машину. Это был проект колёсно-гусеничного танка массой 5-6 тонн с дизельным двигателем мощностью 150—180 л. с. Проект машины получил индекс Т-39.
Астров потратил много времени, чтобы доказать безосновательность проекта, и доказал. В первую очередь, у нас не выпускалось такого дизельного двигателя. Далее Астров просто предложил свой проект нового и совершенно отличного от английской базы «Карден-Лойда», танка.

По проекту Т-40 было разработано даже два варианта — один Астрова, второй Шитикова. После эскизного проектирования оба варианта были подвергнуты обсуждению. Приняли вариант машины Астрова.

Был еще проект с ходовой от тягача «Комсомолец», но он в серию не пошел.

Проектирование танка закончилось в конце 1938 года, и чертежи сразу же передали в производство. К весне 1939 года первые образцы машины были собраны и отправились на испытания.
Новый танк значительно отличался от своих предшественников Т-37А и Т-38. Машина получила увеличенный по высоте корпус, сваренный из 6-13-мм броневых листов. Для повышения остойчивости на плаву корпус имел трапециевидную (в поперечном сечении) форму с расширенной верхней частью.
Экипаж машины состоял из двух человек — механика-водителя, размещавшегося по оси танка, и командира, который находился в башне, установленной за водителем со смещением к левому борту.

Читать еще:  Т-64 - средний танк

Вооружение танка по сравнению с предшественниками было усилено. В башне, имевшей форму усеченного конуса, монтировалась спаренная установка 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ.
Большая часть боекомплекта для ДШК (9 сцепленных лент = 450 патронов) размещалась в специальном кольцевом коробе под башней, еще одна лента (50 патронов) находилась в запасе. Такая боеукладка, обеспечивавшая непрерывность питания пулемета, существенно повышала скорострельность, а главное, единственный стрелок отвлекался на перезарядку только одного пулемета ДТ.

Был ли, как это сейчас говорится, конкурентоспособен Т-40 на полях сражений Великой Отечественной?
Ответ все тот же: если применять с умом – был.

В этом плане более чем показателен бой 1-й танковой бригады РККА Юго-Западного фронта 22 сентября 1941 года. Бригада насчитывала в своем составе 7 КВ, 33 Т-34 и 32 танка Т-40 (в том числе и несколько машин без водоходного оборудования) и действовала против частей 4-й танковой дивизии вермахта и дивизии СС «Дас Райх».
Вот как описан этот бой в журнале боевых действий 1-й танковой бригады, которая к 21 сентября 1941 года находилась в районе Резники и Липовка с задачей не допустить обхода противника с юга частей 5-й кавдивизии:
«В 10:30 22.9.41 г. части дивизии СС «Райх» начали наступление из направления Долгая Лука на Липовка. Наступление поддерживалось сильным минометным огнем, двумя 105-мм артбатареями и ротой танков.
Подпустив противника на 700–800 метров он был встречен огнем из тяжелых и средних танков, в результате чего, понеся большие потери, пехота залегла, а танки начали отходить.
Пользуясь замешательством противника, 1-й ТБ 1-го ТП (танки Т-40, согласно документов штаба бригады, в атаке участвовали все имевшиеся в батальоне 32 машины) перешел в контратаку, в результате которой достиг леса, что севернее Долгая Лука, уничтожая огнем и гусеницами пехоту и вооружение противника, танки вернулись на сборный пункт.
Несмотря на понесенные потери, противник усилил свои передовые подразделения, подведя резервы, начал новую атаку.
Атака успеха не имела. Для полного очищения местности от противника, была выделена мотострелковая рота и к этому же времени подошел батальон 1 Гв. стрелковой дивизии. Бой длился в течение всего дня… Части бригады в течение дня провели 7 атак, в результате противник был разбит и рассеян. Противник потерял:
Противотанковых орудий — 13 шт;
Орудий 105-мм — 4 шт;
Минометов — 7 шт;
Мотоциклов — 16 шт;
Машин с горючим — 2 шт;
Танков — 6 шт;
Самолетов — 1 шт.
До двух рот пехоты.

В этом бою бригада потеряла:
Танков Т-40 — 4 шт;
Убитыми — 32 чел;
Ранеными — 56 чел;
Пропавшими без вести — 11 чел.».

Самое интересное здесь то, что в своих рапортах немцы подтверждают свои потери. В частности, 4-я танковая дивизия сообщала о потере 9 орудий, «раздавленных танками». Кроме того, она же указывала 89 человек убитых и раненых, потерянных только 1-м батальоном ее 12-го мотострелкового полка в ходе боя 22 сентября.
Правильное применение. То, чего так не хватало РККА в те дни. Тяжелые т средние танки действуя из укрытия, уничтожают танки противника, легкие танки довершают разгром.

ТТХ Т-40:
Боевая масса, т: 5,5
Экипаж, чел: 2
Количество выпущенных, шт: 960
Размеры:
Длина корпуса, мм: 4110
Ширина, мм: 2330
Высота, мм: 1905
Клиренс, мм: 300
Бронирование:
Тип брони: цементированная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 15-20/10°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 13-15/-30°
Борт корпуса, мм/град: 13—15/25°
Корма корпуса, мм/град: 13/35°
Днище, мм: 5
Крыша корпуса, мм: 5
Маска орудия, мм/град: 10-20
Борт башни, мм/град: 15-20/25°
Крыша башни, мм: 5
Вооружение:
Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК (500 патронов), 1 × 7,62-мм ДТ (2016 патронов)
Подвижность:
Тип двигателя: рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с.: 85
Скорость по шоссе, км/ч: 44
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25
Скорость на плаву, км/ч: 5-6
Запас хода по шоссе, км: 300
Запас хода по пересечённой местности, км: 120—150

Уже во время войны были разработаны и применялись (правда, в мизерных количествах) пушечные варианты Т-40. Танки оснащались 20-мм пушкой ШВАК-Т (ТНШ) с боекомплектом 750 снарядов, боекомплект к ДТ в таком случае уменьшался до 1512 патронов (24 диска).
Но в принципе, это стало одним из шагов к появлению на поле боя танка Т-60, и вопросы применения ТНШ мы рассмотрим применительно к этой машине.

Водоходный движитель состоял из гребного винта в гидродинамической нише и рулей. Для обеспечения движения на плаву на танке устанавливались волноотражательный щиток, теплообменник и откачивающий (трюмный) насос.
В комплектацию танка входили пробковые спасательные пояса для экипажа!
И еще одна вещь, о которой умолчать – навредить. Для ориентирования при движении на плаву или в тумане, а также в разведке, на удалении от берега (!) на Т-40 устанавливался магнитный компас производства московского завода «Авиаприбор».
Мореходность танка была достаточно высокой — он мог уверенно выполнять свои задачи при волнении до 3 баллов, а на спокойной воде перевозить груз значительной массы.
Но главное было потом. Когда на основе опыта, полученного при работе над плавающими танками, появился истинный шедевр — ПТ-76. Но о нем (снаружи и внутри) в одной из следующих статей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector