1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Т-35 — тяжёлый танк

Содержание

Советский танк Т-35 – «парадная» машина Красной Армии

В 1938 году в Советском Союзе учредили медаль «За отвагу», в дизайн которой входило стилизованное изображение танка, бывшего в то время символом растущей военной мощи СССР. И этой боевой машиной был вовсе не БТ, участвовавший во многих конфликтах 30-х годов. На медали изобразили тяжёлый пятибашенный танк Т-35.

На протяжении 30-х годов этот танк считался самым мощным в Советском Союзе, но впервые пошёл в бой только с началом Великой Отечественной Войны, когда его уже собирались снимать с вооружения. И в боях он показал себя не совсем так, как ожидалось.

История создания

В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.

Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.

Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.

Указанная в задании масса и дала машине индекс – Т-35.

Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).

1 мая 1933 оба прототипа участвовали в парадах – первый в Ленинграде, а второй – в Москве. Интересно, что танк, который предполагалось запустить в серию (официально названный Т-35А) серьёзно отличался от обоих прототипов конструкцией корпуса и ходовой части. Его выпуск постановили развернуть на Харьковском Паровозостроительном Заводе.

Конструкция

Коробчатый корпус Т-35 выполнялся из листов брони толщиной 10…50мм (большинство листов имело толщину 20мм), соединявшихся сваркой и клёпкой. Т-35 имел классическую компоновку с кормовым расположением мотора и трансмиссии, но вместо общего боевого отделения получил три.

В переднем отделении находился механик-водитель, официально занимавший должность «младшего танкового техника», и занимавшийся, помимо вождения танка, подготовкой водителей и механиков. Стрелок передней пулемётной башни одновременно был заместителем водителя.

Наводчик передней пушечной башни в звании лейтенанта был заместителем командира машины, а её заряжающий – собственно командиром башни.

В башне главного калибра, установленной на подбашенной коробке, помещались командир танка, наводчик, считающийся командиром башни, и радист – командир отделения. При этом заряжать орудие предписывалось и командиру Т-35, и радисту.

Кормовую пушечную башню занимали наводчик (заместитель командира главной башни) и заряжающий (младший механик-водитель), стрелок кормовой пулемётной башни дополнительных обязанностей не имел. Кроме этого, членами экипажа танка считались моторист и старший механик-водитель, занимавшиеся техническим обслуживанием Т-35 в парке.

На большинстве машин устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с характерной антенной в виде поручня вокруг главной башни. На ходу она обеспечивала дальность связи до 15 км. Двигатель М-17, использованный на Т-35, был дефорсированным до 500 л.с. авиационным бензиновым мотором.

Топливо с октановым числом 70 подавалось в мотор двумя карбюраторами. Позже мощность двигателя удалось повысить до 580 л.с. В трансмиссионном отсеке, отделённом от моторного, находились 4-скоростная коробка передач, главный и бортовые фрикционы, и бортовые передачи. Там же установили вентилятор охлаждения и редуктор его привода.

Подвеска Т-35 состояла из четырёх (на каждый борт) двухкатковых тележек с пружинным подрессориванием. Поддерживающих катков шесть, причём все катки обрезинены. Направляющее (переднее) колесо имело механизм натяжения гусениц, ведущие звёздочки – сзади. Ходовая часть закрывалась фальшбортом из брони толщиной 10мм.

В конструкцию постоянно вносились изменения.

Менялось устройство люков – башенных и водителя. Башни, унифицированные с башнями танков Т-28 и БТ-5, в конце 30-х годов заменили на новые, конической формы. Подбашенную коробку шестигранной формы заменили прямоугольной. Наконец, толщину лобовой брони на последних экземплярах удалось довести до 70мм.

Вооружение

Главным калибром Т-35 служила пушка КТ калибра 76мм. Она предназначалась для уничтожения полевых укреплений и пехоты противника. Соответственно, в боекомплект штатно входили только осколочно-фугасные и шрапнельные снаряды (по 48 штук), а их начальная скорость была невысока.

При необходимости можно было вести огонь и бронебойными снарядами, но пробиваемость получалась ничтожной для орудия такого калибра – всего около 30мм. Для наведения пушки на цель использовались перископический и телескопический прицелы, дающие увеличение в 2,5 крат.

В «средних» пушечных башнях, первоначально унифицированных с башнями танка БТ-5, стояли 45мм пушки 20К, предназначенные для борьбы с бронетехникой. Однако в их боекомплект входили и осколочные снаряды. Прицелы были идентичны узлам, установленным в главной башне.

В пулемётных башнях Т-35 устанавливались пулемёты ДТ, такие же пулемёты были спарены со всеми пушками. На танках последних выпусков предусматривалась установка зенитного пулемёта на крыше главной башни и кормового в задней её стенке. Пулемёты оснащались 63-зарядными дисковыми магазинами. Башня главного калибра поначалу имела ручные приводы, но позже её оснастили электроприводом поворота. Остальные башни остались с ручными приводами.

Читать еще:  Авиация - разбивка по ОКБ

Эксплуатация

Тяжёлый танк Т-35 выпускался очень малыми партиями – в среднем за год удавалось построить около 10 машин. Они должны были поступать в тяжёлые танковые бригады Резерва Главного Командования. Танки регулярно демонстрировались на парадах, изображались на агитационных плакатах, но в бою участвовать приходилось не этим «сталинским монстрам», а лёгким Т-26 и БТ. А малые объёмы выпуска Т-35 привели к тому, что фактически из них сформировали только одну тяжёлую бригаду – в Харькове.

Собирать Т-35 прекратили в 1939 году, а уже в 1940 году поступило предложение убрать их из боевых частей окончательно и использовать только для парадов.

Однако машины решили эксплуатировать «до полного износа». Что и произошло.

В июне 1941 года большинство танков Т-35 находилось в распоряжении 34-й танковой дивизии Киевского военного округа, причём часть их них требовала капитального ремонта, а некоторые уже были отправлены на ремонт в Харьков. После начала войны танки, ожидавшие капремонта, были брошены. Большинство машин (26 штук) немедленно дошли до пресловутого «полного износа», и были уничтожены экипажами. В боях потеряли только четыре машины.

К осени 1941 года дело дошло до машин, стоявших на ремонте в Харькове. Четыре Т-35 использовали для обороны города. Считается, что два танка были подбиты немцами, а два брошены и подорваны экипажами. Для обороны Москвы затребовали Т-35 из учебного полка военной академии, где он, скорее всего, использовался, как учебный.

Захваченный немцами Т-35 испытывали в Куммерсдорфе, и к 1945 году он был уже не на ходу. До наших дней дошёл только один Т-3, принадлежавший 30-му танковому училищу в Казани.

Тактико-технические характеристики

Хотя концепция тяжёлого многобашенного танка в конце 20-х рассматривалась во многих странах, довести до серии подобные разработки удавалось не всем. Причём по мощи пушечного вооружения Т-35 превосходил все аналоги. Рассмотрим основные параметры танка.

Советские серийные многобашенные танки — средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35

В начале 1930-х годов у военных сложилось мнение, что танки, предназначенные для прорыва укрепленной обороны противника, должны иметь высокую огневую мощь и нести большое число пушечно-пулеметного вооружения, ведущего огонь в разных секторах или сосредотачивающего огонь в одном секторе. Была разработана концепция размещения вооружения в нескольких башнях, позволявшая реализовать такую возможность. В качестве образца для создания многобашенных танков был использован опытный английский пятибашенный тяжелый танк А1Е1 «Индепендент» фирмы «Виккерс», разработанный в 1926 году, но не принятый на вооружение и не выпускавшийся серийно. Некоторые историки утверждают, что советская техническая комиссия в Англии не интересовалась этим танком, и советские конструкторы пришли к многобашенной схеме самостоятельно, независимо от их английских коллег.

У серийно выпускавшихся советских многобашенных танков — среднего Т-28 и тяжелого Т-35, заметно определенное сходство с английским опытным танком.

Средний танк Т-28

Т-28 стал первым советским средним танком, запущенным в массовое производство, с 1933 года по 1940 год было выпущено 524 танка Т-28. Первый прототип среднего многобашенного танка под обозначением Т-28 появился в мае 1932 года и представлял собой трехбашенный средний танк с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием, предназначавшийся для поддержки пехоты и усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. На момент создания Т-28 мог считаться сильнейшим средним танком в мире.

Средний танк Т-28 имел три башни. В главной башне устанавливалась короткоствольная пушка калибра 76,2 мм длиной ствола 16,5 калибров и два пулемета — один вперед, второй назад, передний пулемет наводился отдельно от пушки. Еще два пулемета устанавливались в малый пулеметных башенках, размещенных по обе стороны от места механика — водителя. Конструкторы считали, что при такой компоновке будет обеспечен максимальный темп стрельбы по обоим бортам. Это было важно, так как танк предназначался в первую очередь для поддержки пехоты в наступлении. Вес танка составлял 28 тонн, экипаж 6 человек, толщина брони достигала 30 мм. Максимальная скорость танка составляла 37 км/час. Двигатель карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, мощностью 450 л. с. при 1400 об/мин. Два бензобака емкостью 330 литров каждый располагались вдоль бортов в трансмиссионном отделении. Корпус танка коробчатой формы изготавливался полностью сварным из гомогенной брони или клепано-сварным из цементированной брони. Клепано-сварные корпуса изготавливались с конца 1936 — начала 1938 и 1939 — 1940 годов, в остальное время выпускались танки с полностью сварными корпусами. В течение 1938 года выпускались танки с корпусами обоих типов. Корпус собирался из катаных бронелистов толщиной от 13 до 30 мм, сваренных между собой встык. Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона, пятискоростной КПП, бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. Ходовая часть каждого борта состояла из 12 парных опорных катков, сблокированных в 6 кареток с пружинным подрессориванием. Каретки сблокированы в две тележки, подвешенные к корпусу на двух точках. Изначально все опорные катки имели резиновые бандажи, позднее на две каретки в самой загруженной части танка стали устанавливать цельнометаллические катки без бандажей. Также имелись 4 обрезиненных поддерживающих ролика. Ведущие колеса заднего расположения, зубчатые венцы съемные. Направляющие колеса литые со стальным штампованным ободом и резиновым бандажом. Натяжное приспособление винтовое. Гусеничная цепь состояла из 121 стального литого трака. Подвеска была прикрыта броневым фальшбортом. Для связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. Большинство танков оборудовалось антенной поручневого типа, на танках выпуска 1939 — 1940 годов стали устанавливаться штыревые антенны.

Начиная с 1938 года танки Т-28 вооружались новой 76,2-мм танковой пушкой длиной ствола в 26 калибров, и башню цилиндрической формы заменили на коническую.

Для серийного производства Т-28 был выбран ленинградский завод «Красный путиловец», впоследствии Кировский завод. Освоение Т-28 в производстве шло медленно и сталкивалось с большим количеством трудностей. В процессе серийного производства проводились работы по улучшению трансмиссии и бортовых редукторов. Всего было выпущено 524 танка Т-28.

До 1939 года Т-28 не применялись в боевых действиях, однако неоднократно участвовали в войсковых маневрах и учениях. При этом имели место положительные отзывы о характеристиках танков, а вот к качеству и надежности машин были претензии. В сентябре 1939 года 203 танка Т-28 участвовали в походе на Западную Украину. Боевых столкновений с противником во время похода было мало, танки Т-28 хорошо показали себя, пройдя на марше 350 — 400 км и показав удовлетворительную надежность.

20-я тяжелая танковая бригада, вооруженная танками Т-28, участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке во время Советско-Финской войны 1939 — 1940 годов. В ходе боев на «Линии Маннергейма» танки Т-28 использовались для поддержки пехоты при прорыве укрепленных позиций противника. Их применение было успешным в сравнении с легкими танками Т-26 и БТ. Т-28 легко двигались по снегу глубиной 80 — 90 см, преодолевали противотанковые заграждения, огневой мощи пушек вполне хватало для эффективной борьбы с огневыми точками , а пулеметы позволяли создавать настоящий ливень свинца. Но бронирование танков не позволяло им противостоять огню противотанковой артиллерии. Применение танков Т-28 в Советско-Финской войне показало, что при грамотном использовании и снабжении запчастями эти танки являются мощной, надежной и ремонтопригодной машиной. Был сделан вывод о недостаточной защищенности танков Т-28, что послужило поводом к разработке их экранирования. Танки экранировались в заводских условиях методом приваривания дополнительных бронелистов толщиной 20 — 30 мм к корпусу танка и башням.

Читать еще:  Рисунки БТР-82 - бронетранспортёр

Это повысило защищенность машины, хотя и отрицательно сказалось на динамических характеристиках, так как вес танка возрос до 32 тонн. Всего было экранировано 111 танков.

Танки Т-28 использовались в начальный период войны и практически все они были потеряны в первые месяцы боевых действий. Помимо неграмотного использования, нехватки горючего и боеприпасов, основной причиной потерь являлась техническая изношенность большинства танков и практически полное отсутствие запчастей. При грамотном использовании Т-28, в особенности экранированные, были способны бороться со всеми типами бронетехники противника и противостоять огню малокалиберной противотанковой артиллерии и противотанковых ружей. Небольшое количество этих машин участвовало в битве за Москву. К весне 1942 года около 20-ти танков Т-28 имелись только в составе Ленинградского фронта, это объяснялось близостью Кировского завода, на котором оставался запас запчастей к ним, и специалисты для ремонта. Последнее упоминание о боевом применении танков Т-28 приходится на июль 1944 года при наступлении Красной Армии в Карелии.

Применение трофейных Т-28 немецкой армией не носило массовый характер, немцами было захвачено несколько десятков танков Т-28. В вермахте танк успел получить официальное обозначение Панцеркампфваген 746 (р). Танки использовались немецкой армией в боевых действиях, но их применение было эпизодическим, а количество используемых танков было не большим. Достоверно известно, что один технически исправный трофейный Т-28 был доставлен немцами на танковый полигон в Куммерсдорф и тщательно изучен.

Танк Т-28 в целом был удачной машиной, достаточно совершенной для своего времени. При умелом применении и хорошем снабжении танк демонстрировал высокую эффективность даже в сложных условиях эксплуатации и ведения боевых действий. Но стало ясно, что противопульная броня на средних танках не соответствует требованиям современной войны, и нужны новые средние танки. Таким танком стал Т-34.

Тяжелый танк Т-35

Тяжелый танк Т-35 — единственный в мире пятибашенный танк серийного производства, с 1933 по 1939 годы был изготовлен 61 танк, ставший самым мощным танком Красной армии 1930-х годов. До 1941 года не участвовал в военных действиях, использовался только во время военных парадов, и являлся воплощением военной мощи Советского Союза. Тяжелый танк Т-35 участвовал в боях начала Великой Отечественной войны, однако довольно быстро все танки были потеряны, в основном из-за технических неисправностей и отсутствия запчастей, но были и боевые потери.

В 1930 году было создано специализированное КБ, задачей которого являлась разработка собственного тяжелого танка. Сборка опытного прототипа, получившего обозначение Т-35-1, была окончена в августе 1932 года, а 1 сентября танк был показан представителям командования РККА, на которых произвел сильное впечатление.

Вес танка составлял 42 тонны, толщина брони 30 — 40 мм, вооружение составляло одну 76-мм и две 37-мм пушки, и три пулемета ДТ (Дегтярева — танковый) калибра 7,62 мм. Экипаж танка состоял из 11 человек. Габариты танка — длина 9,72 метра, ширина 3,2 метра, высота 3,43 метра. Запас хода 150 км по шоссе. 500-сильный двигатель М-17 водяного охлаждения позволял развивать танку скорость до 28 км/час. Т-35-1 во время испытаний показал хорошие результаты, однако было отмечены недостатки в силовой установке танка — конструкция приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. После устранения недостатков серийный танк Т-35 имел значительные отличия от опытного прототипа Т-35-1. Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулеметные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия.

Серийное производство тяжелого танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу. Во время производства танка в конструкцию много раз вносились изменения. В 1937 году была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм броневых плит, мощность двигателя была повышена до 580 л. с., вес танка возрос до 55 тонн. Последние шесть машин, выпущенные в 1938 — 1939 годах, имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и измененную конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 — 50 мм. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 мм (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25 — 30 мм.

Главная башня Т-35 имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемет. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом. Конструкция средних башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-мм пушка и пулемет, спаренный с ней, устанавливались в передней части. Малые пулеметные башни цилиндрической формы в носовой части имели смещенный вправо выступ, в ее лобовом листе размещался пулемет ДТ в шаровой установке. Ходовая часть каждого борта состояла из восьми опорных катков, шести поддерживающих катков, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колес, гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками, соединявшихся пальцами. Между передними опорными катками и направляющими колесами устанавливались натяжные ролики. Подвеска блокированная, в тележке по два катка, подрессоривание осуществлялось при помощи спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-мм бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъемы до 36 градусов, брод глубиной 1,2 метра, вертикальные стенки высотой 1,2 метра, рвы шириной 3,5 метра. Вооружение танка Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях.

В центральной башне была установлена 76,2-мм пушка длиной ствола 16,5 калибра. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ и телескопический прицел. Справа от пушки монтировался пулемет ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для установки второго пулемета ДТ. Щель закрывалась бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемета использовалась стандартная шаровая установка. На люке башни на турельной установке устанавливался ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям. Две 45-мм пушки устанавливались в малых пушечных башнях, расположенных по диагонали. Пушки, спаренные с пулеметами ДТ, закреплялись на цапфах. Пулеметные башни, расположенные по диагонали, служили для установки пулеметов ДТ. Один тяжелый танк Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два легких танка Т-26. Получился как-бы сухопутный крейсер.

Читать еще:  Исторические сведения Булава

До начала Великой Отечественной войны все тяжелые танки Т-35 поступали на вооружение 5-й тяжелой танковой бригады РККА, входившей в состав резерва Главного Командования. В боевых действиях начала Великой Отечественной войны тяжелые танки Т-35 принимали участие в составе 34-й танковой дивизии Киевского Особого Военного Округа. Танки очень быстро были потеряны, в основном из-за технических неисправностей. По данным различных источников, семь танков Т-35 были потеряны в боях. Осенью 1941 четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков. В обороне Москвы участвовало два тяжелых танка Т-35. Все они были потеряны в боях.

С момента создания до начала Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация трех орудий и пяти стрелявших во все стороны пулеметов позволяла создать море огня. Но многобашенная компоновка делала танк малопригодным к ведению реальных боевых действий. Командир не мог управлять огнем пяти башен, и в бою танк действовал неэффективно. Ни разу танки Т-35 не использовались по их прямому назначению — для поддержки пехоты при прорыве укрепленных линий противника. Слабое бронирование было причиной уязвимости танка для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью. Была необходима новая концепция тяжелого танка, родоначальником которого стал советский тяжелый танк КВ.

Неизвестный гигант Красной Армии: пятибашенный танк Т-35

Он был единственным серийным пятибашенным танком в мире. Его гордо демонстрировали на парадах, он должен был создавать превосходство на направлениях решающих ударов. Его могучий лик даже красовался на медали «За отвагу». Но в остальном Т-35 не хватал с неба звезд — этот танк, конечно, поучаствовал в Великой Отечественной войне, но успел исчезнуть с полей её сражений еще до того, как мы стали добиваться первых ощутимых для мира стратегических успехов.

Родине нужен монстр

Самым сильным оружием советских бронетанковых войск должен был стать, как тогда говорили, «позиционный танк» — то есть тяжелый. Требования к нему были такие: 60–70 тонн, способность проезжать через четырехметровый ров и ширина, позволяющая возить танк как по русским, так и по европейским железным дорогам. Комиссия тщательно присматривалась к сверхтяжелым танкам других стран — купить лицензию и наладить производство всегда проще, чем начинать полностью оригинальную разработку. Но достойный кандидат так и не нашелся.

Время шло, а по-настоящему грозного танка у Красной Армии все не появлялось. Тогда, в 1929 году, решили использовать Великую депрессию, резко понизившую уровень жизни в западных странах. Выписали из Германии группу немецких инженеров во главе с конструктором Эдвардом Гроте. Он-то и разработал сразу несколько проектов танков — от 25 до 100 тонн. Они были хороши, особенно детально проработанный 25-тонник. Но у немцев никак не получалось добиться разумной стоимости единицы, необходимой для массового производства: 25-тонный танк Гроте обходился в 1,5 млн — как 25 легких Бт-2. Это было слишком!

Тогда было решено взять отечественных конструкторов, поднабравшихся опыта у того же Гроте, совместить этот опыт с изучением закупленных в конце 1929 года образцов зарубежных танков и создать свою тяжелую машину. Работы над ней и начались в августе 1932 года.

Облик гиганта

Танк получил индекс Т-35 — предполагалось, что он будет весить 35 тонн. Массу эту, однако, выдержать не удалось — на первых прототипах она уже составляла 38 тонн, затем скакнула до 42, а позже машина «поправилась» аж до 50. Это, впрочем, компенсировалось впечатляющей боевой мощью. Пять башен, 76-мм орудие (позже его поменяют на другое такого же калибра, как на танке Т-28), две 37-мм пушки (потом их заменят «сорокапятками») и четыре пулемета (позже — семь).

Позже, в 1935 году, танк попробуют серьезно улучшить. Во-первых, захотят создать вдвое более мощный дизель на 800 лошадиных сил. Во-вторых, начнут разработку системы управления огнем наподобие морской. Все-таки пять башен на двух ярусах стреляют слишком хаотично. Увы, ни одно из этих благих начинаний не будет осуществлено — у подрядчиков всегда будут находиться более важные заказы или создаваться препятствия непреодолимой силы.

Массовое производство

Собирать Т-35 решили на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый серийный танк был готов 7 ноября 1933 года — аккурат к празднику. Правда, на заводе он приживался плохо — виной тому стала корректировка плана, спущенная сверху в 1934 году. Теперь харьковчане должны были делать 10 машин в год вместо 30. И, видимо, с руководством завода случилось нечто вроде эффекта обманутых ожиданий. По крайней мере, с этого времени Т-35 превратился из желанного ребенка в нелюбимого пасынка.

Неудивительно, что за годы массового производства удалось построить всего 59 машин. Выпуск Т-35 был прекращен по итогам испанской гражданской войны. Выяснилось, что броня в 20–30 мм уже недостаточна против современной противотанковой артиллерии. Нашему герою пытались продлить жизнь, попробовав увеличить бронирование до 40–55 мм, но это начинание провалилось — вес гиганта при этом вырос бы до совсем уж неприличных величин.

Война

Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым — при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно — в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и куда более совершенные Т-34 и КВ.

Поэтому многие Т-35 попросту бросали. Единственное, что могли сделать попавшие в такую ситуацию экипажи, — снять с танков легкое вооружение и оптику и закопать их в надежде вернуться за ними в скором времени, когда «наши погонят немцев обратно».

Несколько Т-35 сохранялись в частях Красной Армии и до битвы за Москву, но использовались там лишь в учебных или пропагандистских целях. Один захваченный немцами гигант был отправлен в Германию, где его какое-то время гоняли по полигону. Существует версия, что в 1945 году он успел поучаствовать в бою против наступающих советских войск, но споры о ее реалистичности ведутся до сих пор.

Единственный сохранившийся до наших дней Т-35 находится в знаменитом танковом музее в городе Кубинка. В начале 2014 года его отреставрировали до ходового состояния, и теперь последний из серийных пятибашенных гигантов время от времени развлекает публику, участвуя в военно-исторических реконструкциях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector