11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Т-60 – лёгкий танк

Рассказы об оружии. Танк Т-60 снаружи и внутри

Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.

В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года, когда он был заменён на более совершенный лёгкий танк Т-70.

Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах.

Весьма оригинальная история Т-60 началась в мае 1941 года, когда московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка Т-50. Предложение/приказ (попробовал бы кто отказаться) вызвало если не шок у руководителей предприятия, то понимание того, что выпуск вряд ли будет освоен. Со всеми дальнейшими спецэффектами.

Танк Т-50 имел достаточно сложную конструкцию (особенно КПП и ходовая часть), а завод №37 скажем так, в передовиках не числился. Но жить хотелось всем, и от завода в Кремль пошло встречное предложение: на базе танка Т-40 (плавающего) освоить производство нового легкого танка сопровождения пехоты.

При создании этого фактически нового танка предполагалось использование нормально освоенной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Письмо подписали главный конструктор Н. А. Астров и военпред предприятия подполковник В. П. Окунев. Рисковое дело по тем временам, но… от «кровавого тирана» Сталина пришел не приказ о расстреле, а пришел заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной.

Малышев, будучи человеком, прекрасно разбиравшимся в технике, оценил проект танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и дал «добро». Единственным изменением в проект был совет заменить пулемет ДШК на 20-мм автоматическую пушку ТНШ-1 (ШВАК), хорошо себя показавшую на тот момент.

И танк пошел в серию.

О Т-60 в нашей литературе и размышлениях «экспертов» было сказано много. И умных вещей, и откровенных глупостей. «Слепой» танк со слабым вооружением» – наиболее часто встречающиеся перлы.

Триплексы, конечно, не очень. Но они у всех наших танков такие были. Однако сказать, что в танке ничего не видно впереди и по бокам, – это соврать. В ИС-2 намного хуже с обзором. Тонкая броня и слабое вооружение? Простите, кто сказал, что легкий танк сопровождения пехоты должен «Тигра» в борт пробивать? Это совершенно не его задача.

Пулемет в дзоте, минометная батарея, стрелки, бронетранспортер с пулеметом же – вот цели для такого танка. И ШВАК со своей скорострельностью вполне мог устроить тяжелую жизнь. Танки – это не цель для Т-60.

Много читал по поводу Т-60, и в итоге могу сказать одно: где командиры понимали, как применять легкий танк с наибольшей эффективностью, там они пачками не горели, а прослужили весьма долго для легкого танка. Например, под Ленинградом.

А где была дурь и «любой ценой», там и были сгоревшие танки и ненависть танкистов.

Вообще, практика использования Т-60 в лесах и болотистой местности под Ленинградом была весьма эффективной.

Когда говоришь о Т-60, сразу на язык просятся эпитеты «мелкий, шустрый и тихий». Это действительно так. Бензиновый моторчик от ГАЗа действительно работает негромко. И он один.

Танк получился очень маневренный и довольно шустрый.

Известен случай, когда два «тигра» под Ленинградом безуспешно гоняли Т-60, который мало того что уворачивался от стрельбы немцев, так еще и колотил ШВАКом немцам по головам. Увлекшись, немцы выскочили именно туда, куда их заманивал советский экипаж, а именно под пушки. Так два «Тигра» были потеряны благодаря грамотному использованию сильных сторон легкого танка.

Слабое вооружение… Конечно, 20-мм для борьбы с «Тиграми» не вариант. Но ТНШ-1, «приземленный ШВАК», имела весьма неплохие характеристики. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстрелов в минуту.

Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и даже среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага.

Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.

Авиационная лента в 58 снарядиков соединялась с другими. Гильзы выбрасывались за борт, звенья ссыпались в поддон.

Боекомплект 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в Параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Читать еще:  Схемы БА-3 - бронеавтомобиль

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).

Многие говорят о том, что Т-60 был якобы никчемной и неудачной машиной. Спорно, очень спорно. Брони Т-60 вполне хватало для защиты даже от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек).

Немцы (румыны, итальянцы) танк ценили и охотно использовали у себя.

20-мм пушка ТНШ была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Я бы сказал, что в своём классе Т-60 был не то что не худшим, а явно среди лучших представителей класса легких танков.

В следующем материале мы попробуем сравнить легкие танки именно этого класса у союзников и стран Оси.

ТТХ Т-60
Боевая масса, т: 5,8—6,4
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 4100
Ширина, мм: 2392
Высота, мм: 1750
Клиренс, мм: 300

Бронирование:
Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 15/70 и 35/16
Борт корпуса, мм/град: 15/0
Корма корпуса (верх), мм/град: 10/76
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 13
Маска орудия, мм: 20

Вооружение:
Калибр и марка пушки: 20-мм ТНШ-1 или ШВАК
Боекомплект пушки, шт: 750
Углы ВН, град: −7/+25°
Углы ГН, град: 360

Пулемёт: 1 × 7,62-мм ДТ, боекомплект 1008 патронов

Подвижность
Тип двигателя: ГАЗ-202
Мощность двигателя, л. с: 70
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25
Запас хода по шоссе, км: 410-450

Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,53—0,63
Преодолеваемый подъём, град: 34
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 1,7
Преодолеваемый брод, м: 0,9.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Его разработали в августе 1941 года под руководством Астрова, главного разработчика всех легких танков того времени.

Т-60 в музее Кубинки

История создания Т-60

В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.

Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.

Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.

ТТХ Т-60

Общая информация

  • Боевая масса – 5,8 – 6,4 т;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 5920 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4100 мм;
  • Ширина корпуса – 2392 мм;
  • Высота – 1750 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 15/70° и 35/16° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) — 35/−28° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 30/−76° мм/град;
  • Борт корпуса — 15/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 10/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 25/−14° мм/град;
  • Днище – 10 мм;
  • Крыша корпуса – 13 мм;
  • Маска орудия – 20 мм;
  • Борт башни – 25-35/25° мм/град;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 20-мм ТНШ;
  • Длина ствола — 82,4 калибра;
  • Боекомплект пушки — 750;
  • Углы ВН: -7…+25°;
  • Углы ГН — 360°;
  • Прицел — ТМФП-1, механический;
  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 70 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 410-450 км;
  • Удельная мощность — 10,7-12,0 л.с.;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,53-0,63 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 34°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров — 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,9 м.
Читать еще:  Исторические сведения Мисюрка

Модификации Т-60

Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:

  • Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
  • Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
  • Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.

Опытные танки

  • Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;
  • Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
  • Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
  • Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.

На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки» выпускать так и не стали.

Применение

Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.

Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.

КоличествоТ-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».

Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.

Память о танке

Сегодня известно минимум о шести сохранившихся Т-60:

  • Предсерийный Т-60 в Бронетанковом музее в Кубинке;
  • Неотреставрирвоанный Т-60 в танковом музее в Пароле, Финляндия;
  • Восстановленный до ходового состояния Т-60 в музее техники Вадима Задорожного. Был найден разрушенным под Санкт-Петербургом, в месте последнего массового использования Т-60;
  • Т-60 в виде памятника в Ростовской области, в поселке Глубокий;
  • Т-60 на ходу в музее «Боевая слава Урала» неподалеку от Екатеринбурга. Ежегодно принимает участие в параде в честь дня Победы;
  • Т-60 в музейном комплексе «Сталинградская битва», поднятый в 2011 году со дна пересохшей реки и отреставрированный на заводе спецмашиностроения.

Т-60: советский легкий танк в бою

Сегодня вклад легких танков периода Великой Отечественной Войны незаслуженно уводят в тень «старших» Т-34 и КВ. А ведь на их слабую броню приходилась не менее сложная ноша! Более того, в условиях недостатка бронетехники после поражений начала войны, именно простые в производстве легкие машины позволили выиграть время и заполнить пробелы.

Сегодня мы поговорим о легком танке Т-60, прошедшем большинство сражений первой половины войны.

К началу войны в Красной Арии находился обширный парк легких машин. В частности, было выпущено чуть менее тысячи плавающих танков Т-40. Но уже первые дни войны показали, что их способность плавать не так важна, а недостаток вооружения и бронирования был критичным. 25 июня руководству завода №37 было приказано наладить выпуск танков Т-50. Главный конструктор завода – Н.А. Астров понимал, что для поставленной задачи заводу потребуется глобальная реконструкция, и дабы выйти из положения, в кратчайшие сроки был спроектирован новый танк Т-60.

Прототип представлял собой «сухопутную» модернизацию Т-40: без возможности плавать, но с улучшенным бронированием. В остальном, танк повторял предшественника – в том числе и по части вооружения, состоящего из 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Танк показали наркому танковой промышленности В.А. Малышеву, который предложил оснастить машину 20-мм авиационной автопушкой ШВАК. В кратчайшие сроки конструктор орудия Б.Г. Шпитальный подготовил танковый вариант пушки, и после демонстрации прототипа И.В. Сталину, танк приняли на вооружение под обозначением Т-60.

Компоновка Т-60 была типичной для легких машин Астрова. Впереди – трансмиссия, за ней размещался водитель. Мотор размещался в правой части по центру корпуса, а слева от него было боевое отделение – это обусловило смещение башни от центральной оси. За бронестенкой находились топливные баки и радиатор, что повышало выживаемость экипажа в случае пожара. Собственно, экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и командира.

Читать еще:  Новости ИС-1 (ИС-85) - тяжёлый танк

В силу того, что производство машины было развернуто на четырех заводах, каждый конструкторский коллектив вносил коррективы в конструкцию Т-60. Так, изначально схема бронирования была следующей: лоб корпуса – 35 и 30 мм (средняя и нижняя лобовая деталь, соответственно), лоб и борта башни – по 25 мм. Позже в наиболее обстреливаемые участки передней проекции добавили 10-мм экраны, которые сделали Т-60 танком с разнесенным бронированием.

С этими усовершенствованиями масса Т-60 возросла до 6,4 тонн. Танк приводился в движение 70-сильным карбюраторным мотором ГАЗ-202, который позволял легкой машине достигать скорости в 42 кмч по шоссе. При этом запас хода достигал внушительных 400 километров. Кроме этого мотора, на танки разных заводов могли устанавливаться другие силовые агрегаты мощность в 40-90 сил. Особенностью Горьковских двигателей был предпусковой подогреватель, который позволял запуск мотора электростартером. В иных случаях, холодный двигатель запускали лишь ручным стартером.

Основным вооружением танка стала 20-мм автопушка ШВАК (в танковом исполнении – ТНШ-1)с длиной ствола в 82,4 калибра. Для того, что бы поместить спаренный пулемет ДТ, орудие сместили вправо – это потребовало корректировки прицельной сетки механического прицела ТМФП-1. К слову, при повреждении прицела огонь можно было вести по мушке. Скорострельность орудия достигала 750 выстрелов в минуту, но при умениях командира, можно было вести и одиночный огонь. Боекомплект танка вмещал 754 снаряда, разделенных на 13 коробок с лентами. В его состав входили бронебойно-зажигательные, подкалиберные, осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные выстрелы. Так, подкалиберный выстрел с карбидо-вольфрамовым сердечником, мог поразить до 35-мм брони на расстоянии в 500 метров. Иначе говоря, танк мог на равных бороться с легкими танками и БТР противника, а при удачном стечении обстоятельств – поразить и средние танки.

Радиостанции 71-ТК-3 устанавливались лишь на командирские танки, линейные машины для связи использовали флажковую сигнализацию. Командиру для обзора был доступен прицел и две смотровые амбразуры – в левой и задней правой стенке башни. У механика-водителя была единственная смотровая щель, используемая для обзора при закрытом люке.

За недолгое время производства Т-60 предпринимались попытки увеличить его огневую мощь. Так, опытный Т-45 представлял собой Т-60 с новой башней и 45-мм орудием. Или Т-60-1 с автобусным мотором в 88 сил, который давал задел для наращивания бронирования. Также, на базе Т-60 была создана ОСУ-76 – САУ с 76-мм пушкой ЗИС-3.

Эти проекты были закрыты на этапе прототипов по ряду причин. С одной стороны, меры по улучшению Т-60 оказались ненужными с началом производства Т-70, а с другой – опытные машины на базе легкого танка обладали критичными недостатками.

Хотя, были и удачные эксперименты. Еще во время производства Т-40 была разработана установка КС-77 с 12 направляющими для запуска неуправляемых ракет М-8, которые устанавливались вместо штатной башни. Эта установка успешно перекочевала на Т-60, превратив его в РСЗО БМ-8-24

Уже осенью 1941 года первые Т-60 увидели врага в составе 10-й танковой бригады. До 1943 года легкие машины применялись в большинстве крупных операций – от сражения за Москву, до деблокады Ленинграда. Именно там небольшие размеры танка оказались кстати: танки доставляли в осажденный город по воде, маскируя их под баржи с углем. Так 61-я бригада в полном составе смогла попасть в Ленинград. Она успешно действовала в составе 67-й армии, позволив захватить плацдарм глубиной до 3 километров. К слову, более массивные Т-34 этого не смогли бы сделать по причине большего веса, который не выдержал бы лед замерзшей Невы.

Особо много Т-60 потеряли в ходе Харьковской операции. Ввиду низкого уровня защищенности и вооружения, машину (справедливости ради, как и «старшего брата» Т-70) прозвали БМ-2 – «братская могила на двоих». С другой стороны, начиная с первых серий, легкие машины отличились высокой надежностью – не в пример легендарным Т-34. До конца 1942 года Т-60 активно эксплуатировались – пока их не стали заменять новыми Т-70, или средними Т-34. Примечательно, что одна из немногих женщин в среде танкистов Красной армии – Екатерина Петлюк, воевала на Т-60 с собственным именем «Малютка».

В боевых условиях выявился главный недостаток танка – 20-мм пушка, которая часто отказывала, превращая машину в самоходный ДОТ с пулеметом. В связи с заменой танка в войсках, последней крупной битвой с их участием стало сражение за Курск, где Т-60 числились в составе 18-й танковой армии. Легкие танки использовались для операций в тылу и охранения пехоты на марше. Последние Т-60 доживали свой век на фронте в роли артиллерийских тягачей. Стоит отметить, что в таком же амплуа немцы использовали многие захваченные Т-60: сказывалась доступность запчастей и неприхотливость.

В последний раз Т-60 эпизодически применялись летом 1945 года – в борьбе с Японией, а после войны остатки танков были отправлены на слом. За экипажами этих машин не было большого счета подбитой бронетехники, или массивов уничтоженной пехоты противника. Т-60 стал классическим и необходимым танком «тяжелого времени». Несмотря на недостатки, вроде слабого бронирования и вооружения (которое часто отказывало), «неистребимая саранча» – как ее прозвали немцы, была безальтернативным вариантом для промышленности, подкошенной поражениями начала войны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: