30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ядерное сердце субмарин

Ядерное сердце субмарин

Начало 50-х ознаменовалось острым геополитическим противоборством двух сверхдержав США и СССР, в первую очередь в Мировом океане. И в этой борьбе ставка была сделана на атомные субмарины, которые за счет использования принципиально новых силовых установок обладали рядом совершенно уникальных качеств – возможностью длительного, без дозаправки, плавания под водой, в том числе подо льдами; резко увеличенными энерговооруженностью, скоростью и скрытностью. Все это позволяло добиться паритета или превосходства над потенциальным противником. В конце 1952 года выходит правительственное постановление, подписанное И. Сталиным, о развертывании работ в этой области.

Активное участие в создании первой отечественной реакторной установки для АПЛ принимал лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Борис ПАПКОВСКИЙ, который более 35 лет возглавлял в Минатоме Управление судовых атомных установок. Наш корреспондент встретился с ним и попросил рассказать о том, как шла эта многотрудная и напряженная работа. Предоставляем ему слово.

– Исследования и работы над атомными энергоисточниками для подводных лодок раньше были начаты в США – практически сразу же после успешного осуществления первых ядерных взрывов. Эта строго секретная программа активно продвигалась военными кругами во главе с талантливым военным инженером Х. Риковером, впоследствии ставшим адмиралом и длительное время возглавлявшим программу строительства американского атомного флота. Постройка первой АПЛ в США велась на крупнейшей судоверфи в Гротоне.

К 1952 году стало достоверно известно, что американцы уже проводят наземные стендовые испытания «атомного двигателя» и форсированно ведут достройку первой атомной подлодки. Наша страна в то время не располагала никакой аналогичной научной или технической информацией. Подчеркну, что отечественные разработки в этой сфере велись совершенно самостоятельно. Интересный факт: инициаторами в этом деле выступили в отличие от США не военные, а ученые – академики И. Курчатов, А. Александров, А. Лейпунский. Академик Александров, ставший впоследствии президентом Академии наук СССР, более 40 лет, вплоть до своей кончины, являлся признанным организатором и научным руководителем в этой области.

Хотя мы и выступали в роли догоняющего, нам потребовалось вдвое меньше времени, чем США, на разработку ядерного «движка» для атомных субмарин. При этом многие наши технические решения были более прогрессивными, чем у американцев. Так, например, наш реактор имел лучшие весогабаритные характеристики, что позволило на подлодке с водоизмещением существенно меньшим, чем у американцев, разместить сразу два реактора с двумя гребными валами. На американских подлодках была использована однореакторная установка с одним гребным валом. Также мы применили прямоточные парогенераторы, генерирующие перегретый пар, которые заметно увеличили КПД термодинамического цикла. В целом наша АПЛ обладала более высокой живучестью и непотопляемостью и имела значительно большую скорость.

Строительство первой отечественной атомной субмарины осуществлялось на судозаводе № 402, ныне – это «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Вскоре и другие крупные судостроительные верфи – «Завод Ленинского комсомола» (г. Комсомольск-на-Амуре), «Адмиралтейский завод» (г. Санкт-Петербург), завод «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород) были подключены к строительству и ремонту АПЛ.

Соперничество в этой сфере свехдержав было сверхнапряженным. Борьба шла по нескольким направлениям: по количеству АПЛ в составе флотов, по качеству вооружения – мощности ядерных боезарядов, дальности и точности их доставки, а также по качеству атомных энергоустановок – мощности, весогабаритам, надежности, ресурсу, виброшумовым характеристикам и др. Следует признать, что по количеству АПЛ и по интенсивности их эксплуатации долгое время ВМС США превосходили наш Военно-Морской Флот. Наши атомоходы уступали и по виброшумовым показателям. С другой стороны, отечественные корабли превосходили американские по энерговооруженности, глубине погружения, были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения – 1.000 метров и подводной скорости – более 40 узлов до сих пор остаются за нашими атомными субмаринами.

Как в США, так и в бывшем СССР в 60-80-е годы были построены крупные серии АПЛ различного назначения – многоцелевые с торпедным вооружением и с крылатыми ракетами, стратегические с торпедным вооружением и баллистическими ракетами. Вслед за американцами в нашей стране ряд проектов начал осуществляться в однореакторном и одновальном исполнении.

В разгар «холодной войны» в США и СССР количество вводимых в строй новых атомоходов достигало 8-10 единиц в год! К началу 80-х был достигнут паритет по количеству, а в последующие годы этот показатель существенно, более чем на 50 (!) АПЛ, изменился в пользу СССР. При этом постоянно совершенствовались не только атомные энергоустановки, но и атомное вооружение.

Появление в составе военных флотов США и СССР крупных соединений подводных лодок с атомными энергоустановками, несущими мощное ядерное вооружение и имеющими совершенные гидроакустические и навигационные системы, не могло не привести к жесткому противостоянию в Мировом океане. Сфер соперничества было несколько. В первую очередь это длительные автономные походы в удалении от собственных баз, боевое патрулирование вблизи мест базирования АПЛ и слежение за подлодками и надводными кораблями потенциального противника, а также преодоление противолодочных систем. Советские атомные субмарины часто патрулировали близ восточного и западного побережья США, а американские – у наших северных и восточных морских границ. О напряженности противостояния свидетельствует несколько случаев непреднамеренных столкновений под водой американских и советских АПЛ.

Также шло соревнование двух подводных флотов в освоении различных районов Мирового океана, в подледном плавании, в том числе в высоких широтах Арктической зоны. Вслед за американцами, которые начиная с конца 50-х неоднократно совершали подледные походы к Северному полюсу, в июле 1962 г. высшей точки Земли впервые достигла советская АПЛ «Ленинский комсомол». Затем в сентябре 1963 г. наша атомная субмарина совершила первый переход подо льдами, перейдя из состава Северного флота в состав Тихоокеанского флота. Весной 1986 г. одна из советских АПЛ впервые совершила подледный переход с преодолением противолодочных систем США.

Подводная «кругосветка» – предел мечтания каждого моряка. И здесь проявлялось соперничество сверхдержав. В феврале-марте 1966 г. две советские АПЛ совершили совместное кругосветное плавание – более 21 тыс. миль без всплытия. Пройдя из Баренцева моря на запад, затем по Атлантике на юг, далее обогнув Южную Америку и, поднявшись на север по Тихому океану, обе подлодки благополучно прибыли на Камчатку. Этот длительный переход не был зафиксирован американцами и стал им известен лишь после того, как об этом объявила советская пресса.

Несколько ранее кругосветное подводное плавание совершила американская АПЛ «Тритон». Этот поход сопровождали надводные корабли ВМС США, а подводники имели возможность воспользоваться услугами большого количества военно-морских баз США и их союзников по НАТО. Всего этого советские АПЛ были лишены, и поэтому наш поход был более сложным и ответственным.

Освоение Мирового океана атомными подлодками – путь довольно тернистый. Как в СССР, так и в США не все и не всегда шло гладко при создании и эксплуатации атомоходов. Так, в начальный период в реакторных установках советских АПЛ имелись выходы из строя парогенераторов, отдельного электрооборудования, были трудности в освоении управления и обслуживания этих установок. В 1960-1961 гг. на флоте даже создалось мнение, что атомная энергетика очень сложна и широкого применения не получит. Потребовались энергичные усилия конструкторов и эксплуатационников по устранению выявленных недостатков в оборудовании и системах, к качеству их производственного изготовления и эксплуатации.

Не обошли стороной эти проблемы и американцев. В США также выявлялись факты проектных недоработок, поступления на строящиеся АПЛ некондиционных материалов и некачественных изделий. Так, специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели в 1968 г. американской подводной лодки «Скорпион», вынуждена была рекомендовать ВМС США в течение нескольких лет, т.е. до полного прояснения ситуации, не совершать подледные плавания.

Вместе с тем важно отметить, что самые серьезные катастрофы с АПЛ, закончившиеся их гибелью: две в США – в 1963 и 1968 гг. и четыре наши – в 1970, 1986, 1989 и 2000 годах не были связаны с авариями или неполадками реакторных установок. Последствия этих катастроф не сопровождались заметными воздействиями на экологию окружающей среды.

Читать еще:  АПС - подводный автомат

Подходы к созданию реакторных установок в двух странах имели немало общего. Но если говорить об особенностях, то у нас заметное развитие получили реакторные установки с жидкометаллическим теплоносителем. В качестве жидкометаллического теплоносителя (ЖМТ) мы использовали негорючую эвтектику «Pb-Bi». В СССР было построено и эксплуатировалось несколько таких кораблей. В США аналогичные работы также велись, но с теплоносителем натрий – эвтектика «Na-Ka». Однако в 1957 году от этих экспериментов там отказались в связи с взрыво- пожароопасностью теплоносителей. Впоследствии работы с ЖМТ американцы так и не возобновили.

Появление в конце 70-х годов нескольких советских АПЛ малого водоизмещения с реакторами на ЖМТ и демонстрация ими своих скоростных и маневренных возможностей вызвали определенное замешательство у руководства ВМС США. Этот вопрос стал даже предметом специального обсуждения в конгрессе США.

…Как с высоты сегодняшнего дня можно оценить усилия двух стран в создании подлодок с ядерными энергоустановками, есть ли у них перспективы? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что масштабные программы по строительству АПЛ в обеих странах дали хороший толчок развитию ряда отраслей – военного кораблестроения, энерго- и электромашиностроения, металлургии и материаловедения, средств автоматизации и специального приборостроения и т.д., а также стендово-экспериментальной базы в указанных отраслях. Это, что называется, в активе данного вопроса.

С другой стороны, уже к началу 90-х годов стало ясно, что гонка в строительстве АПЛ для обеих стран была крайне обременительной и по сути бесперспективной. Масштабы и острота соперничества между подводными флотами сверхдержав в Мировом океане к концу ХХ века также стали совершенно иными. В последние годы были выведены из состава военно-морских флотов порядка 100 американских и 200 российских АПЛ. Ныне строительство в США и России новых АПЛ ограничивается единичными образцами.

Что касается перспектив, то развитие реакторных установок для АПЛ скорее всего пойдет эволюционно, т.е. без существенных качественных изменений – путем повышения их безопасности и надежности, улучшения виброшумовых показателей, условий обслуживания и ремонта, внедрения систем диагностики состояния оборудования и систем оптимизации степени автоматизации и т.п

Подводные хищники с ядерным сердцем. Семь самых выдающихся атомоходов

Моряки прошлого боялись огромных спрутов, морских чудовищ, якобы обитавших на глубине и способных утянуть под воду целые корабли. Прошли годы, и гигантские спруты так и остались мифом, зато в морях поселились куда более опасные стальные хищники, способные одним залпом потопить авианосец или уничтожить целое государство. IT.TUT.BY выбрал семь самых выдающихся подводных лодок когда-либо бороздивших просторы океана.

Самая первая

Самой первой атомной подлодкой в мире считается американская атомарина USS Nautilus, спущенная на воду в 1954 году. Подлодка получилась крайне неудачной: работающие турбины создавали настолько сильную вибрацию, что сонар был бесполезен при скорости больше четырех узлов. Лодка становилась глухой, а обнаружить ее можно было на большом расстоянии. Конечно, о военном применении USS Nautilus с такими характеристиками речь не шла.

Фото: wordpress.com

Конструкция атомной установки оказалась настолько громоздкой (одна только защита, состоящая из стали, свинца и других материалов весила 740 тонн), что инженерам не удалось установить на лодку часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Тем не менее, лодка прожила длинную жизнь — 26 лет на службе. Только 3 марта 1980 атомоход USS Nautilus был исключен из состава флота.

Самая быстрая

Самая быстрая атомная подводная лодка — титановая атомарина К-222 (проект 661 «Анчар»). Еще в далеком 1971 году при развитии полной мощности энергоустановками обоих бортов подводная скорость лодки достигала 44,7 узла (80,4 км/ч), что до настоящего времени является мировым рекордом.

Стоимость субмарины тоже была немаленькой: из-за высокой стоимости титановых деталей еще до конца сборки эту подлодку прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья.

Фото: photofile.ru

Даже сейчас лодка обогнала бы многие торпеды. Ни один эсминец США сейчас не в силах настичь идущую полным ходом К-222. Во время одного из походов в Атлантический океан лодка вела сопровождение американского авианосца «Саратога». При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, но не смог. Для команды «Саратоги» это было настоящим шоком, особенно когда К-222 несколько раз его обогнала. Перепуганный капитан увел авианосец на главную базу в Роттердам.

К-222 была вооружена 10 крылатыми ракетами, запуск которых производится из подводного положения на глубине до 30 м из предварительно затопленного заборной водой контейнера. Для самообороны на лодке имелись четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата (суммарный боезапас — 8 торпед), обеспечивающих стрельбу из глубины до 200 м.

В 2010 году уникальная подводная лодка была утилизирована на ОАО «ЦС «Звездочка».

Самая смертоносная

В случае ядерной войны атомоходам типа «Огайо» под силу стереть с лица планеты страну противника, они составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60% времени.

До настоящего времени «Огайо» удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет — 24 единицы — и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

Фото: 1.bp.blogspot.com

Высокая точность ракет «Трайдент-II», которыми вооружена подлодка, позволяет поражать любые высокопрочные цели типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах, в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Лодка оснащена атомным реактором, полностью автономна и, если надо, может круглый год нести подводное дежурство.

Самая незаметная

При проектировании ракетоносца «Щука-Б» была поставлена задача в пять раз снизить уровень шумности по сравнению с самой совершенной российской торпедной лодкой 2-го поколения. Для этого на «Щуке-Б» была применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. В итоге лодка по уровню скрытности впервые в истории российского подводного кораблестроения превзошла лучший американский аналог — многоцелевую ПЛА 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Фото: army.lv

Да и вооружена «Щука-Б» до зубов: в ее арсенале — крылатые ракеты «Гранат» (дальность до 2500 км), подводные ракеты «Шквал» и противолодочные ракеты «Водопад», «Ветер». «Щука-Б» обладает не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (следоподобной аномалии). Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

По словам адмирала Джереми Бурда, занимавшего должность начальника оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, на тот период американские корабли были не в состоянии обнаружить «Щуку-Б», идущую со скоростью 6−9 узлов.
Получается, что по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения. Более того, «Щуки-Б» способны преодолевать незамеченными американскую гидроакустическую противолодочную систему SOSUS.

Малозаметность новой подлодки российские военные наглядно продемонстрировали вероятным противникам 29 февраля 1996 года, когда во время учений флота НАТО, после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская субмарина с просьбой о помощи (один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита). Вскоре в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б».

Самая бесшумная

Корпус атомной подлодки типа Seawolf — почти идеальной гидродинамической формы, он имеет внутренние и наружные акустические покрытия, не выпускающие собственные шумы и поглощающие импульсы поисковых сонаров противника. Также на лодках типа Seawolf установлены активные средства гашения акустической энергии. Эти хитроумные приборы преобразуют акустическое поле корабля таким образом, что оно сливается с фоновым.

Читать еще:  ПБ пистолет бесшумный

В качестве движителя применен водомет, шум от которого гораздо ниже, чем от традиционного гребного винта. Если засечь шумы Seawolf, как уже отмечалось, чрезвычайно сложно, то сам он «слышит» очень хорошо благодаря семи акустическим антеннам. Этот комплекс способен обнаруживать, классифицировать и отслеживать до 1800 акустических контактов. На АПЛ типа Seawolf отсутствуют внешние установки вертикального пуска (УВП) для стрельбы КР «Томагавк». Они выстреливаются (как «Гарпуны» и торпеды) из торпедных аппаратов подлодки.

Фото: bastion-karpenko.ru

Причем в боекомплект входит как стратегический, так и противокорабельный варианты этой крылатой ракеты. Первый может быть снаряжен ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн и способен следовать к удаленной на расстояние до 2500 км цели на дозвуковой скорости на высоте от 15 до 100 м над поверхностью. Добавьте к этому торпеды, способные поражать корабли и подлодки противника на дальности до 50 км, и получите идеального морского охотника.

Самая современная

Подлодки типа «Virginia» предназначены как для глубоководных, так и для прибрежных операций. Сердце лодки — атомный реактор GES9G — имеет две турбины, которые будут передавать свою энергию на один гребной винт и один водомет. Кстати, реактор S9G — «одноразовый». Он впервые в мировой практике не требует перезарядки в течение всего жизненного цикла корабля — от постройки до утилизации. Кроме того, в отличие от других лодок, на «Virginia» отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения.

Фото: naval-technology.com

Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера. Показатель уровня шума здесь такой же, как и у «Seawolf», и намного ниже, чем у российских улучшенных подлодок. Этого удалось добиться путем внедрения в легкий корпус звукопоглощающих материалов, хорошей изоляции каждого отсека и нового типа движителя. Правда, состоящий из керамико-пластикового композита легкий корпус не позволяет погружаться лодке больше чем на 366 метров.

«Virginia» оснащены двенадцатью вертикальными шахтами для крылатых ракет с системой запуска MK 45 VLS, которые находятся на носу лодки позади торпедного отсека. Такие ракеты помещены в специальные капсулы, которые позволяют запускать их из глубины до 300 метров.

На «Virginia» можно использовать как обычные крылатые ракеты, так и «Томагавки», которых за один залп можно выпустить до шестнадцати штук. На борту также находятся двадцать шесть противолодочных торпед последнего поколения Mk 48 ADCAP Mod 6 и двенадцать противокорабельных ракет класса «Гарпун». Кроме того, на АПЛ класса «Virginia» имеется камера, предназначенная для специальных операций. В ней может размещаться небольшая 55-тонная подводная лодка для доставки спецподразделений, отряды диверсантов или необитаемые подводные разведывательные аппараты.

Самая большая

Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — настоящий морской левиафан размером с девятиэтажный дом и длиной с два футбольных поля. Основу вооружения «Тайфуна» составляли баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета до 10 000 км. Ракета могла нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью до 100 000 тонн каждая. Запуск ракет осуществляется вовсе не путем нажатия «красной кнопки».

Для этого необходимо повернуть два ключа, один из которых находится у командира БЧ-2, а второй — у командира лодки. Всего на одном подводном крейсере было 20 пусковых установок для таких ракет. То есть, одним залпом можно было уничтожить Америку, как Северную, так и Южную. Лодка имеет уникальную конструкцию — это тримаран. В одной стальной оболочке содержатся два сверхпрочных титановых корпуса диаметром по 10 м каждый, между ними — три таких же прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами и несколькими десятками торпед и ракетоторпед, кормовой с рулевым отсеком и центральный, где находится главный командный пункт. «Тайфун» может всплывать в арктических водах, ломая корпусом многометровые льдины, погружаться на глубину несколько сот метров и находиться в подводном положении практически неограниченное время.

Фото:ammokor.ucoz.ru

Экипаж размещен в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, бассейн размером 4×2 м и глубиною 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок».

Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим «Хилтоном». При всей своей массе, а водоизмещение лодки проекта «Акула» больше, чем водоизмещение тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», атомоход получился очень шустрым — подводная скорость 30 узлов, и тихим. Кстати, атомоходы проекта «Акула» занесены в Книгу Гиннесса как самые большие подводные корабли в мире.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ядерное сердце субмарин

Начало 50-х ознаменовалось острым геополитическим противоборством двух сверхдержав США и СССР, в первую очередь в Мировом океане. И в этой борьбе ставка была сделана на атомные субмарины, которые за счет использования принципиально новых силовых установок обладали рядом совершенно уникальных качеств – возможностью длительного, без дозаправки, плавания под водой, в том числе подо льдами; резко увеличенными энерговооруженностью, скоростью и скрытностью. Все это позволяло добиться паритета или превосходства над потенциальным противником. В конце 1952 года выходит правительственное постановление, подписанное И. Сталиным, о развертывании работ в этой области.

Активное участие в создании первой отечественной реакторной установки для АПЛ принимал лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Борис ПАПКОВСКИЙ, который более 35 лет возглавлял в Минатоме Управление судовых атомных установок. Наш корреспондент встретился с ним и попросил рассказать о том, как шла эта многотрудная и напряженная работа. Предоставляем ему слово.

– Исследования и работы над атомными энергоисточниками для подводных лодок раньше были начаты в США – практически сразу же после успешного осуществления первых ядерных взрывов. Эта строго секретная программа активно продвигалась военными кругами во главе с талантливым военным инженером Х. Риковером, впоследствии ставшим адмиралом и длительное время возглавлявшим программу строительства американского атомного флота. Постройка первой АПЛ в США велась на крупнейшей судоверфи в Гротоне.

К 1952 году стало достоверно известно, что американцы уже проводят наземные стендовые испытания «атомного двигателя» и форсированно ведут достройку первой атомной подлодки. Наша страна в то время не располагала никакой аналогичной научной или технической информацией. Подчеркну, что отечественные разработки в этой сфере велись совершенно самостоятельно. Интересный факт: инициаторами в этом деле выступили в отличие от США не военные, а ученые – академики И. Курчатов, А. Александров, А. Лейпунский. Академик Александров, ставший впоследствии президентом Академии наук СССР, более 40 лет, вплоть до своей кончины, являлся признанным организатором и научным руководителем в этой области.

Хотя мы и выступали в роли догоняющего, нам потребовалось вдвое меньше времени, чем США, на разработку ядерного «движка» для атомных субмарин. При этом многие наши технические решения были более прогрессивными, чем у американцев. Так, например, наш реактор имел лучшие весогабаритные характеристики, что позволило на подлодке с водоизмещением существенно меньшим, чем у американцев, разместить сразу два реактора с двумя гребными валами. На американских подлодках была использована однореакторная установка с одним гребным валом. Также мы применили прямоточные парогенераторы, генерирующие перегретый пар, которые заметно увеличили КПД термодинамического цикла. В целом наша АПЛ обладала более высокой живучестью и непотопляемостью и имела значительно большую скорость.

Читать еще:  Дороги, которые мы выбираем

Строительство первой отечественной атомной субмарины осуществлялось на судозаводе № 402, ныне – это «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Вскоре и другие крупные судостроительные верфи – «Завод Ленинского комсомола» (г. Комсомольск-на-Амуре), «Адмиралтейский завод» (г. Санкт-Петербург), завод «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород) были подключены к строительству и ремонту АПЛ.

Соперничество в этой сфере свехдержав было сверхнапряженным. Борьба шла по нескольким направлениям: по количеству АПЛ в составе флотов, по качеству вооружения – мощности ядерных боезарядов, дальности и точности их доставки, а также по качеству атомных энергоустановок – мощности, весогабаритам, надежности, ресурсу, виброшумовым характеристикам и др. Следует признать, что по количеству АПЛ и по интенсивности их эксплуатации долгое время ВМС США превосходили наш Военно-Морской Флот. Наши атомоходы уступали и по виброшумовым показателям. С другой стороны, отечественные корабли превосходили американские по энерговооруженности, глубине погружения, были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения – 1.000 метров и подводной скорости – более 40 узлов до сих пор остаются за нашими атомными субмаринами.

Как в США, так и в бывшем СССР в 60-80-е годы были построены крупные серии АПЛ различного назначения – многоцелевые с торпедным вооружением и с крылатыми ракетами, стратегические с торпедным вооружением и баллистическими ракетами. Вслед за американцами в нашей стране ряд проектов начал осуществляться в однореакторном и одновальном исполнении.

В разгар «холодной войны» в США и СССР количество вводимых в строй новых атомоходов достигало 8-10 единиц в год! К началу 80-х был достигнут паритет по количеству, а в последующие годы этот показатель существенно, более чем на 50 (!) АПЛ, изменился в пользу СССР. При этом постоянно совершенствовались не только атомные энергоустановки, но и атомное вооружение.

Появление в составе военных флотов США и СССР крупных соединений подводных лодок с атомными энергоустановками, несущими мощное ядерное вооружение и имеющими совершенные гидроакустические и навигационные системы, не могло не привести к жесткому противостоянию в Мировом океане. Сфер соперничества было несколько. В первую очередь это длительные автономные походы в удалении от собственных баз, боевое патрулирование вблизи мест базирования АПЛ и слежение за подлодками и надводными кораблями потенциального противника, а также преодоление противолодочных систем. Советские атомные субмарины часто патрулировали близ восточного и западного побережья США, а американские – у наших северных и восточных морских границ. О напряженности противостояния свидетельствует несколько случаев непреднамеренных столкновений под водой американских и советских АПЛ.

Также шло соревнование двух подводных флотов в освоении различных районов Мирового океана, в подледном плавании, в том числе в высоких широтах Арктической зоны. Вслед за американцами, которые начиная с конца 50-х неоднократно совершали подледные походы к Северному полюсу, в июле 1962 г. высшей точки Земли впервые достигла советская АПЛ «Ленинский комсомол». Затем в сентябре 1963 г. наша атомная субмарина совершила первый переход подо льдами, перейдя из состава Северного флота в состав Тихоокеанского флота. Весной 1986 г. одна из советских АПЛ впервые совершила подледный переход с преодолением противолодочных систем США.

Подводная «кругосветка» – предел мечтания каждого моряка. И здесь проявлялось соперничество сверхдержав. В феврале-марте 1966 г. две советские АПЛ совершили совместное кругосветное плавание – более 21 тыс. миль без всплытия. Пройдя из Баренцева моря на запад, затем по Атлантике на юг, далее обогнув Южную Америку и, поднявшись на север по Тихому океану, обе подлодки благополучно прибыли на Камчатку. Этот длительный переход не был зафиксирован американцами и стал им известен лишь после того, как об этом объявила советская пресса.

Несколько ранее кругосветное подводное плавание совершила американская АПЛ «Тритон». Этот поход сопровождали надводные корабли ВМС США, а подводники имели возможность воспользоваться услугами большого количества военно-морских баз США и их союзников по НАТО. Всего этого советские АПЛ были лишены, и поэтому наш поход был более сложным и ответственным.

Освоение Мирового океана атомными подлодками – путь довольно тернистый. Как в СССР, так и в США не все и не всегда шло гладко при создании и эксплуатации атомоходов. Так, в начальный период в реакторных установках советских АПЛ имелись выходы из строя парогенераторов, отдельного электрооборудования, были трудности в освоении управления и обслуживания этих установок. В 1960-1961 гг. на флоте даже создалось мнение, что атомная энергетика очень сложна и широкого применения не получит. Потребовались энергичные усилия конструкторов и эксплуатационников по устранению выявленных недостатков в оборудовании и системах, к качеству их производственного изготовления и эксплуатации.

Не обошли стороной эти проблемы и американцев. В США также выявлялись факты проектных недоработок, поступления на строящиеся АПЛ некондиционных материалов и некачественных изделий. Так, специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели в 1968 г. американской подводной лодки «Скорпион», вынуждена была рекомендовать ВМС США в течение нескольких лет, т.е. до полного прояснения ситуации, не совершать подледные плавания.

Вместе с тем важно отметить, что самые серьезные катастрофы с АПЛ, закончившиеся их гибелью: две в США – в 1963 и 1968 гг. и четыре наши – в 1970, 1986, 1989 и 2000 годах не были связаны с авариями или неполадками реакторных установок. Последствия этих катастроф не сопровождались заметными воздействиями на экологию окружающей среды.

Подходы к созданию реакторных установок в двух странах имели немало общего. Но если говорить об особенностях, то у нас заметное развитие получили реакторные установки с жидкометаллическим теплоносителем. В качестве жидкометаллического теплоносителя (ЖМТ) мы использовали негорючую эвтектику «Pb-Bi». В СССР было построено и эксплуатировалось несколько таких кораблей. В США аналогичные работы также велись, но с теплоносителем натрий – эвтектика «Na-Ka». Однако в 1957 году от этих экспериментов там отказались в связи с взрыво- пожароопасностью теплоносителей. Впоследствии работы с ЖМТ американцы так и не возобновили.

Появление в конце 70-х годов нескольких советских АПЛ малого водоизмещения с реакторами на ЖМТ и демонстрация ими своих скоростных и маневренных возможностей вызвали определенное замешательство у руководства ВМС США. Этот вопрос стал даже предметом специального обсуждения в конгрессе США.

…Как с высоты сегодняшнего дня можно оценить усилия двух стран в создании подлодок с ядерными энергоустановками, есть ли у них перспективы? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что масштабные программы по строительству АПЛ в обеих странах дали хороший толчок развитию ряда отраслей – военного кораблестроения, энерго- и электромашиностроения, металлургии и материаловедения, средств автоматизации и специального приборостроения и т.д., а также стендово-экспериментальной базы в указанных отраслях. Это, что называется, в активе данного вопроса.

С другой стороны, уже к началу 90-х годов стало ясно, что гонка в строительстве АПЛ для обеих стран была крайне обременительной и по сути бесперспективной. Масштабы и острота соперничества между подводными флотами сверхдержав в Мировом океане к концу ХХ века также стали совершенно иными. В последние годы были выведены из состава военно-морских флотов порядка 100 американских и 200 российских АПЛ. Ныне строительство в США и России новых АПЛ ограничивается единичными образцами.

Что касается перспектив, то развитие реакторных установок для АПЛ скорее всего пойдет эволюционно, т.е. без существенных качественных изменений – путем повышения их безопасности и надежности, улучшения виброшумовых показателей, условий обслуживания и ремонта, внедрения систем диагностики состояния оборудования и систем оптимизации степени автоматизации и т.п

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: