27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Як-3 – истребитель

Як-3 – истребитель

В феврале 1943 г. завершилась постройка истребителя Як-1М. Он представлял собой дальнейшее развитие самолета Як-1, от которого отличался, в основном, меньшим весом и крылом меньшей площади. Летные данные машины заметно улучшились максимальная скорость на высоте 4430 м возросла до 633 км/ч, время набора высоты 5000 м при взлетном весе 2655 кг сократилось до 4,1 минуты. В сентябре 1943 г. года был подготовлен улучшенный вариант- Як-1М ╚Дублер╩ У этого самолета полотняную обшивку хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную толщиной 2 мм, доработали системы охлаждения воды и масла, применили безмачтовую антенну, кольцевой прицел с мушкой сменили на коллиматорный, улучшили бронирование и поставили новый винт.

Летчики-испытатели остались довольны новым истребителем. В их отзывах говорилось, что ╚Як-1М обладает превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью. Максимальная скорость значительно увеличилась по сравнению с серийными самолетами Як. При наличии высоких летных данных самолет остался простым в пилотировании и не требует более высокой подготовки летного состава╩.

Летчик облета генерал-майор авиации Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский писал : ╚Учитывая отличные летные данные самолета, хорошее вооружение и большое удобство для летного состава, целесообразно рекомендовать как можно быстрее внедрить данный экземпляр в серийное производство взамен Як-1 и Як-7, необходимо оставить только Як-9 для установки на них в дальнейшем моторов М-107А╩.

Итак, очередной истребитель получил путевку в жизнь, а заодно и новое имя – Як-3. Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 г. принимал участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Вывод пилотов был однозначен : ╚На высотах до 5000 м (выше боев не проводилось) Як-3 превосходит и Me-109 и ФВ-190 Як-3 легко догоняет истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре╩ .

Особенно запомнился летчикам бой 16 июля 1944 года, который показал что самолеты Як-3 с успехом могут вести борьбу с численно превосходящим противником Бой начали десять Як-3 против восьми Ме-109 и четырех ФБ-190 с наращиванием сил с нашей стороны до 18 и до 24 самолетов со стороны противника В итоге было сбито 15 вражеских истребителей и лишь один Як-3.

Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов. Другой недостаток -слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывали случаи, что несмотря на такие повреждения истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность.

Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.

Мысли тех, кто летал и сражался на Як-3, пожалуй наиболее образно выразил генерал-майор авиации Герой Советского Союза командир 303-й авиационной дивизии Георгий Нефедович Захаров: ╚До получения частями 303-й дивизии самолета Як-3 я летал на всех истребителях начиная от И-2бис, включая иностранные, а также истребители Як-1, Як-7Б, Як-9 (всех вариантов). В последнее время летал на самолете Ла-5ФЙ считая его наилучшим. С поступлением Як-3 выполнил на нем ряд полетов и сделал следующий вывод подобному истребителю нет конкурентов. В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу, устойчив при взлете и при посадке, в пилотаже доступен любому летчику что совершенно исключено для самолета Ла-5ФН. Летчиками 18-го гвардейского полка и отдельного истребительного полка ╚Нормандия╩ Як-3 был освоен после 3-5 часов полета. На самолете Як-3 я провел ряд учебно-воздушных боев с Як-9 и Ла-5 и всегда выходил победителем. Приходилось встречаться на поле боя с Me-109 и Як-3 показал абсолютное превосходство╩.

Любопытно, что генерал Захаров после войны долгое время не расставался со своим Як-3. И в 50-е годы этот самолет ╚был хоть куда, исправно выжимая свои семьсот километров в час на пикировании╩ .

Бесспорно, Як-3 – один из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны. Конструкция истребителя была проста и рациональна Основу фюзеляжа составляла стальная трубчатая ферма. С целью сокращения веса ферма фюзеляжа выполнялась зацело с моторамой. В остальном каркас фюзеляжа так же, как и его теоретические обводы не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9. В носовой части обшивку фюзеляжа составляли легкосъемные дюралевые капоты, хвостовая часть обшивалась фанерой. Крыло Як-3 неразъемное двухлонжеронное. Профиль крыла – ╚стандартный яковлевский╩ Clark YH с относительной толщиной 14% у корня и 7% на конце крыла. Для сравнения наЯк-1, Як-7, Як-9- 15% у корня и 8% на конце. Крыло имело металлический каркас-лонжероны, нервюры и фанерную обшивку. Как и на Як-9 обшивка приклеивалась к специальным фанерным накладкам, приклепанным к металлическому каркасу заклепками. Опыт боевого применения показал что такое соединение недостаточно прочное.

Уже после войны для Як-3 было сделано крыло с дюралевой обшивкой но серийно этот самолет не строился. Однако металлическое крыло Як-3 вскоре нашло применение на учебно-тренировочном Як-11 и на реактивном Як-15. Точно также на этих самолетах на металлические были заменены деревянные киль и стабилизатор Як-3. На всех истребителях Яковлева для оперения использовался профиль RAF-30.

Читать еще:  Фотографии РСА - револьвер

Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как на всех истребителях Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор установили за кабиной пилота. Особенность установки водяного радиатора на Як-3 заключалась в том, что он был глубоко ╚утоплен╩ в фюзеляж, а канал подвода воздуха к радиатору резко расширялся. Это приводило к уменьшению скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В результате эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое сопротивление самого радиатора, как и его наружного обтекателя существенно снижалось. Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов. Вооружение Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБ.

С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь.

Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой. По сравнению с гидросистемами, используемыми для этих целей на истребителях Лавочкина или с электросистемами американских истребителей, пневматика была менее надежной доставляла много хлопот механикам .Зато экономия веса составляла десятки килограммов.

С появлением Як-3 в нашей стране был налажен массовый выпуск истребителей, значительно превосходивших самолеты противника, завоевано безраздельное господство в воздухе, и итог войны был уже предрешен.

Як-3 – грозный соперник Люфтваффе

Истребитель Як-3 вошел в историю советской авиации как самый скоростной серийный поршневой самолет. Созданная в авральных условиях машина оказалась не только пригодной к серийному производству, но и получила всеобщее признание как один из лучших истребителей Великой Отечественной войны.

Популярность Як-3 оказалась столь огромной, что в начале 90-х годов КБ Яковлева выпустило партию реплик знаменитого истребителя. Реплика, получившая обозначение Як-3М, имеет полностью металлическую конструкцию и силовой агрегат Allison 2L. Машины предназначались для коллекционеров.

История создания

В 1942-43 году, с целью улучшения летных характеристик серийного истребителя Як-1, были созданы две машины с двигателем ВК-105ПФ. Первый экземпляр получил мотор мощностью 1180 л.с., а второй – форсированный по давлению наддува агрегат, развивавший 1240 л.с.

Конструкция опытных самолетов была максимально облегчена, площадь хвостового оперения и крыла сокращена на 15-20%. На машинах, получивших обозначение Як-1М, применили фанерную обшивку фюзеляжа.

Внешние обводы самолета были переработаны, что позволило улучшить аэродинамику машины.

Радиатор системы охлаждения установлен в глубине фюзеляжа.

Масляные радиаторы размещены в крыле и имеют отдельные каналы для подачи воздуха, выполненные в носке крыла.

Уменьшение плоскостей и перенос масляного радиатора привели к снижению запаса топлива и масла. Вооружение опытных машин состояло из пушки ШВАК и пулемета УБС на первом экземпляре и новой пушки Ш-20М и пары УБС на втором.

Испытания машин проводились с февраля до октября 1943 года. По итогам государственных испытаний машина была рекомендована к серийному производству под индексом Як-3.

Конструкция

Истребитель Як-3 представляет собой моноплан с расположенной в носовой части поршневой силовой установкой. На машине применено двухлонжеронное свободнонесущее крыло. Лонжероны изготовлены методом клепки из дюралевых элементов. Нервюры комбинированной конструкции – дерево и алюминий.

Остальные элементы конструкции крыла выполнены из древесины. Сверху крыло обтянуто специальной тканью с лаковой пропиткой. На крыле установлены щитки увеличенной площади, используемые для облегчения посадки, а также элероны.

Крыло крепится к фюзеляжу Як-3 на шести точках.

Шасси имеет две опоры и хвостовой костыль. Все точки шасси убираются в полете. На стойках имеются тормозные механизмы. Костыль оборудован фиксатором, связанным с рулем высоты.

Однокилевое хвостовое оперение имеет уменьшенную по сравнению с предыдущими моделями истребителей КБ Яковлева площадь. Рули высоты оснащены аэродинамическими и весовыми компенсаторами. Весовой компенсатор представляет собой чугунную отливку, расположенную внутри руля.

Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного двигателя ВК-105ПФ2, оснащенного механическим компрессором. Компрессор обеспечивал давление до 1100 мм рт. ст. Мотор вращал трехлопастный воздушный винт, оснащенный механизмом регулировки шага. Диаметр винта 3000 мм. Мотор установлен на пространственной раме.

Двигатель оснащен синхронной системой управления шагом винта и оборотами двигателя, позволившей обеспечивать оптимальный режим работы. Термостат двигателя оборудован исполнительным механизмом, автоматически управляющим жалюзи водяного радиатора.

Таким образом, обеспечивается автоматическое поддержание температурного режима работы двигателя. Для увеличения эффективности работы силовой установки применены реактивные выхлопные патрубки. Каждый цилиндр имеет свой выхлопной патрубок.

Использование реактивной силы выхлопных газов позволило получить прибавку максимальной скорости полета.Запас топлива расположен в трех крыльевых баках, вмещающих 350 литров авиационного бензина сортов 4Б-78, 1Б-95 или Б-100.

Бензины имели октановое число в пределах 95-100 единиц.

Один из баков является расходным, забор топлива для работы двигателя осуществляется именно из него. Баки имеют защиту от возгорания, включающую в себя слой губчатой (только по нижней части корпусов) и обычной резины.

Расходный бак оборудован усиленным протектором. Кабина пилота защищена 8,5 мм броневым листом, установленным за спинкой сиденья. Лист достает до линии плеч пилота. Выше установлено прозрачное бронестекло, закрепленное в металлической раме.

Фонарь выполнен из обычного плексигласа, без броневых стекол. Подвижный элемент фонаря оснащен механизмом аварийного отделения.

Вооружение

Вооружение стандартного истребителя Як-3 расположено около силовой установки. Основным оружием является 20 мм пушка МП-20 (вариантное исполнение ШВАК), установленная между блоков цилиндров.

Ствол пушки выведен через полый вал редуктора воздушного винта. Боекомплект состоит из 120 снарядов. Система перезарядки пушки работает от пневматической системы. Управление огнем электрифицированное. Дополнительно установлены два 12,7 мм пулемета БС. Пулеметы расположены вне двигателя и ведут огонь через воздушный винт.

Боекомплект пулеметов состоит из 150 патронов на ствол, расположен в отдельных коробках. На некоторых модификациях самолета устанавливались три 20-мм пушки Б-20. Одна пушка вела огонь через вал пропеллера, остальные – синхронизированные.

Читать еще:  Статьи Т-50 - легкий танк

Выпускался мелкосерийный вариант самолета с 45-мм пушкой НС-45 и двумя БС.

Существовала опытная версия, вооруженная 37-мм моторной пушкой Н-37 и двумя синхронными Б-20.

Тактико-технические характеристики

Сравнение некоторых технических параметров советского самолета Як-3 и немецких соперников показывает преимущество в скорости, которое имел FW-190А-8. Максимальная скорость немецкого самолета достигалась на форсаже.

Больший вес FW-190 не позволял вести активный маневренный бой на равных с Як-3. Более юркий Мессершмитт уступал машине Яковлева в скорости и разгонной динамике на малых и средних высотах.

Як-3 один из лучших поршневых самолетов

Самолеты Як были основными истребителями Великой Отечественной войны. Они составляли большую часть ВВС СССР и сыграли важную роль в исходе многих сражений. Самым популярным истребителем стал Як-3. Он создавался наспех, так как срочно требовалась новая авиация. Предполагалось, что он едва ли станет серийным, но в итоге Яками-3 стали гордиться. Самолеты этой модели оказались самыми быстрыми в классе и были признаны одними из лучших истребителей Второй Мировой.

История создания самолета

В 1942 году Опытное конструкторское бюро (ОКБ) Яковлева начало создавать модификации для самолетов Як-1. Они были простыми и не наносили значительного урона противнику, при этом – значительно уступали аналогичным моделям авиации врага. Поэтому эти улучшения должны были повысить характеристики самолета. Опытная модель была названа Як-1М и работала на двигателе М-105ПФ. Она стала меньше весить и получила более правильные аэродинамические формы.

Большая часть изменений затронула корпус самолета, сделав его разъемным и уменьшив его размеры. Также масляный радиатор, расположенный в носу, был перемещен в центроплан, что положительно сказалось на лобовом сопротивлении.

Полотняная обшивка хвоста была заменена фанерной, заднее колесо стало убирающимся. Общая масса уменьшилась с 2,9 до 2,665 тонн. Прототип поднялся в небо в начале 1943 года. Его летные характеристики возросли: он стал быстрее старой модели на 600 км/ч, а время, затрачиваемое на набор высоты, заметно сократилось.

К сентябрю был разработан второй опытный образец. В нем улучшили системы охлаждения масла и воды, а также установили коллиматорный прицел вместо обычного кольцевого. Дополнительно конструкторы поставили безмачтовую антенну. Бронирование корпуса тоже подверглось изменениям.

Самолет стал выдерживать больше попаданий вражеских пуль. Двигатель был заменен на форсированный М-105ПФ-2, обладающий повышенной мощностью. Октябрьские испытания показали, что по характеристикам образец стал еще лучше. Его скорость возросла до 651 км/ч, а при полете на высоте 6 км он не имел ни одного конкурента, который бы смог также разогнаться.

Летчики-испытатели и представители государственной власти остались очень довольны полученным результатом. Они посчитали, что самолет обладает невероятной маневренностью, прост в эксплуатации и не требует большого опыта от пилота. Поэтому генерал Стефановский сразу же порекомендовал незамедлительно начать серийное производство новой модели.

Самолет назвали истребителем Як-3, а боевые единицы стали поступать в армию к 1944 году. Первые машины были переданы 91-ому истребительному авиаполку, участвовавшему в освобождении Львова. В его составе было множество молодых летчиков, которые не имели боевого опыта. Освоение новых самолетов прошло очень быстро и успешно. За двухмесячные бои было потеряно всего лишь две машины.

Первые самолеты были вооружены пушкой ШВАК с пулеметом УБ. Позднее разработали новые модификации, подразумевающие установку дополнительного синхронного пулемета. Одной из слабых сторон самолета летчики называли нехватку топлива. Это лишало возможности производить поиск врага и вести длительный бой. Зачастую также возникала и другая проблема – отрыв обшивки, установленной по верхней части крыла. Такое происходило только при выходе из пикирования. Поэтому вскоре летчики научились избегать подобных ситуаций, сократив их до минимума.

Як-3 не стал полной заменой другим истребителям, но сумел их дополнить. Если они отлично выполняли задачи на дальних расстояниях, то он лучше всего справлялся с боями на ближних территориях. Производство модели было свернуто после войны в 1946 году, а через 6 лет сам самолет сняли с эксплуатации, заменив более современными образцами.

Конструкция Як-3

Самолет Як-3 – поршневой истребитель-моноплан, который управляется одним человеком и работает только на одном двигателе. Он имеет конструкцию смешанного типа. Ее главная особенность в том, что одна часть элементов выполнена из древесины или полотна, а вторая – из металла. Также он выделялся низким расположением свободнонесущего крыла и убирающимся трехопорным шасси. Для авиатехники конструкция этого самолета считается максимально простой, но продуманной.

Кабина пилота размещалась по центру фюзеляжа и была закрыта трехсекционным фонарем, задняя часть которого состояла из бронированного стекла. У летчика были и другие средства защиты: сзади него прикрывала бронированная установка толщиной 8,5 мм, а слева – аналогичный подлокотник.

Средняя секция фонаря имела систему аварийного сброса, которая использовалась для эвакуации пилота. В силовой конструкции фюзеляжа находились хромансилевые трубы, к которым была приварена моторама. Расположенная на передней части самолета обшивка состояла из металла, а задние элементы были обшиты простой фанерой.

Крылья самолета производились из дюраля, дерева, полотна и фанеры. Они были двухлонжеронными, а механизация включала элероны и посадочные щитки. Хвостовое оперение Яка было свободнонесущим. Оно состояло из деревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления создавались из металла, а поверх них наносилась полотняная обшивка. Управление тормозами и посадочными щитками осуществлялось с помощью пневматической системы.

Двигатель самолета был V-образным и имел водяную систему охлаждения. Его мощность составляла 1240 л. с. Винт отличался изменяемым шагом, а бензобаки располагались внутри крыльев. Они защищались протектором и заполнялись нейтральным газом. Один из баков был расходным. Радиатор, отвечающий за охлаждение, был сдвинут вглубь фюзеляжа, а управление заслонкой осуществлялось в автоматическом режиме.

Читать еще:  Схемы АК74 - автомат

Самолет имел совсем небольшое количество бортового оборудования. На него устанавливали только самые необходимые элементы, которые были нужны для ведения боя в дневных условиях при нормальной погоде. Это делалось для минимизации веса машины. Радиостанции приема и передачи убирать не стали. На передней части Яка устанавливалась пушка ШВАК в развале цилиндров двигателя. Стрельба из нее велась через редуктор и втулку винта. Также на него устанавливались один или два пулемета УБ.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

По ТТХ советские Яки превосходили иностранные аналоги. Наиболее примечательна разница в показателях максимальной скорости и подъеме на большую высоту.

Превзойти скоростные показатели самолета Як-3 сумел немецкий FW-190A-8, который летал на 40 км/ч быстрее. Но такого разгона он достигал только полете на форсаже.

ТТХ советского Як-3:

Вооружение истребителя

Расположенная возле силовой установки пушка ШВАК носила название МП-20 и относилась к категории 20-мм. Она выводилась через пустой вал редуктора основного винта, откуда и велась стрельба. Боекомплект состоял из 120 снарядов, а перезарядка производилась автоматически и работала с помощью пневматической системы. Ведение огня было электрифицированным.

Дополнительно на самолет устанавливали один или два 12,7-мм пулемета БС. Они располагались вне двигателя. Стрельба производилась через воздушный винт. В боекомплекте было 150 патронов для каждого пулемета, их размещали в отдельных коробках.

Также была разработана модификация самолета, в которой устанавливался еще один пулемет, стрелявший через вал пропеллера. В авиации использовали и другие мелкосерийные самолеты на основе Як-3, на вооружении которых были установлены иные пулеметы и пушки, отличающиеся своими основными характеристиками.

Эксплуатация

Опыт боевого применения при выполнении специальных задач пришелся на 1944 год. Тогда самолеты участвовали во Львовско-Сандомирской операции. В ходе битв стало ясно, что самолетам катастрофически не хватает топлива, что негативно сказывается на эффективности ведения боя. Но Як все равно пользовался большим уважением, так как превосходил остальную авиацию, несмотря на такой существенный недостаток. После Львовской операции самолеты применялись во всех крупных сражениях до конца войны.

Особую известность получила связка Як-3 и Нормандия – Неман. Последний был французским истребительным авиационным полком. Он активно использовал советские самолеты и принял участие в Курской битве, Белорусской операции, битвах в Восточной Пруссии, а также ряде других сражений с 1943 по 1945 годы. За все время войны летчики полка совершили более 5 000 боевых вылетов.

Еще более известна история о Як-3 и Ф. Головатом. Во время Великой Отечественной войны простой крестьянин сумел принести невероятную пользу всему Советскому союзу. Ферапонт Головатый потратил личные деньги на покупку двух истребителей Як-1 и Як-3, после чего отдал их летчику Б. Еремину. На этих самолетах было уничтожено множество вражеской авиации. Сейчас один находится в Саратовском музее Боевой славы, а второй хранится разобранным в подмосковном музее Задорожного.

Модификации Як-3

Як-3 выпускался не только по стандартному образцу 1943 года. Существовало несколько модификаций, каждая из которых имела отличительные черты. На крупносерийное производство были направлены лишь некоторые.

  • Як-1М – тестовый образец Як-3 1943 года на двигателе М-105ПФ. Существовало только две единицы.
  • Як-3 – основной истребитель, созданный по прототипам, имел двигатель ВК-105ПФ-2. Начал полеты в 1944 году.
  • Як-3 с ВК-107А – вариант 1944 года с двигателем ВК-107А. Выпущенные после войны самолеты имели цельную металлическую конструкцию.
  • Як-3ТК – повторяет предыдущую модель. Отличался наличием у двигателя турбокомпрессора.
  • Як-3 с ВК-108 – мелкосерийный образец 1944 года с двигателем ВК-109. Достигал скорости 754 км/ч.
  • Як-3К – классический вариант истребителя Як-3 1944 года. Отличающийся наличием улучшенной пушки НС-45.
  • Як-3Р – образец самолета 1944 года с установкой дополнительного жидкостно-реактивного двигателя в хвосте.
  • Як-3П – модель 1945 года. Отличался наличием пушки Б-20М и двух синхронных пулеметов Б-20С.
  • Як-3ПД – опытный перехватчик 1945 года на двигателе М-105ПВ. Был способен подняться на высоту до 13 км.
  • Як-3Т – тестовый вариант 1945 года. Имел на борту пушку НС-37 и два синхронных пулемета Б-20С.
  • Як-3Т-57 – второй опытный образец самолета Як-3Т, отличался наличием новой пушки ОКБ-16-57.
  • Як-3У – перспективная модель, в которой использовался звездообразный двигатель АШ-82ФН с воздушным охлаждением. Тестировалась в 1945 году.
  • Як-3УТИ – тренировочный прототип самолета Як-11 (1945 год). Имел двухместную кабину, двигатель АШ-21 и увеличенное крыло. На борту нес пулемет УБС и до 100 кг бомб.
  • Як-3М – коллекционные цельнометаллические самолеты от 1992 года, без вооружения на двигателе Allison 2L.

После Второй мировой войны Як-3 активно поставлялся в Югославию. Ближе к концу 1940-х годов югославы на его базе создали свой истребитель S-49, а также учебный самолет.

Памятник Як-3 перед Можайском

На 96-м километре трассы Москва — Минск перед поворотом на Можайск можно увидеть установленный памятник самолету Як-3. Он был открыт в 1966 году в память обо всех защитниках воздушного пространства над Москвой. Примечательно, что самолеты этой модели не участвовали в этих битвах, хотя и сыграли решающую роль во всех последующих. Памятник сооружен по проекту А. Андрианова и представляет собой черный Як-3, поднимающийся в небо.

Памятник Як-3 перед Можайском

В 2010 году был проведен его ремонт. Рабочие не только восстановили необходимые элементы, но также установили подсветку. Вокруг памятника всегда очень чисто, а венки регулярно заменяются свежими. Напротив расположен аэроклуб, организующий воздушные прогулки и обучающий пилотированию.

Як-3 – один из лучших истребителей Второй мировой войны. Он привнес большой вклад в победу, а его различные модификации позволили использовать самолет в самых разных условиях. Памятник, установленный под Можайском, можно считать главным доказательством важности выпуска этой модели.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: